Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-педагогические аспекты коррекции осложненного поведения подростков в условиях школьно-семейных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. Необходимо подчёркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать… Читать ещё >

Социально-педагогические аспекты коррекции осложненного поведения подростков в условиях школьно-семейных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной школе проблема учащихся с осложненным поведением считается одной из главныхПо мнению Н. Зверевой, «каждый класс, как и трудный ребенок, труден по-своему». В современной научно-педагогической литературе выделяется три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. В. Г. Степанов в книге «Психология трудных школьников» характеризует признаки «трудных» детей следующим образом.

Во-первых, дети с осложненным поведением — это дети с отклоняющимся поведением от общепринятой нормы. Во-вторых, — это дети и подростки, поведение которых нелегко исправляется и корригируется, хотя среди этой группы детей есть и те, которые относительно легко поддаются перевоспитанию. В-третьих, эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, участии всех окружающих [14, с. 68].

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. Необходимо подчёркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников [19, с. 100−101],.

Анализируя характеры известных «трудны» ребят, И. Гликман, профессор Московского городского педагогического университета, сделал вывод о ярко выраженных особенностях асоциальной и трудновоспитуемой личности: крайнее легкомыслие, распущенность, беспринципность, неустойчивость стремлений и интересов, склонность к безделью, отвращение к учению, грубость и озлобленность, инфантильность, искажённое и негативное восприятие себя, окружающих людей и их взаимоотношений, эгоцентризм и эгоизм, асоциальные ценностные ориентации, антиобщественная направленность поведения (вплоть до воровства, хулиганства, преступления), конфликтность, противопоставленность обществу и окружающим людям, ненависть к школе и особое сопротивление педагогическим воздействиям, окаменелость, личностная «скорлупа» [3, с. 152−154].

Конечно, такие качества формируются в определенных условиях, прежде всего, в семье. Безалаберность, распущенность, отсутствие порядка и четкого режима жизни, отсутствие контроля со стороны родителей, когда ребенок предоставлен самому себе и ни за что не отвечает не только в 5, но и в 15 лет. Отрицательно сказывается на характере ребенка распад семьи или длительный разлад между родителями, каждый из которых стремится привлечь чадо на свою сторону. Дети в такой ситуации становятся издерганными, ощущают себя одинокими и несчастными. Искривленная личность может сложиться и в противоположных условиях, там, где единственный ребёнок пользуется переизбытком благ и внимания к себе, где он — центр семьи, а поройи диктатор.

Но и условия в школе могут способствовать формированию детей, которых мы называем «трудными», К этим условиям можно отнести:

  • — безделье и скуку, которые подталкивают активного школьника к поиску развлечений, не всегда безобидных, в других местах;
  • — плохую успеваемость, порождающую ложь и стремление к самоутверждению доступными, иногда сомнительными способами;
  • — бестактность, авторитаризм, грубые ошибки и профессиональная несостоятельность педагогов, следствием которой часто становится сопротивление детей взрослым.

Дети, особенно активные, стремятся к самостоятельной, независимой и увлекательной деятельности, у них постоянная потребность в движении, в познании нового, в радости и удовольствиях. Если условия не позволяют им удовлетворить свои потребности, они неизбежно вступают в конфликтные отношения с взрослыми. А школьники с лидерскими способностями пытаются самоутвердиться вне школы, в неформальных группах, зачастую криминальной направленности.

Необходимо различать такие понятия, как «коррекция поведения» и «перевоспитание» трудных детей. Когда в поведении школьника появляются качества, отрицательно влияющие на его отношения с окружающими людьми, учитель старается скорректировать его поведение. В результате опытный педагог может не допустить формирования негативных качеств и восстановить нормальное развитие школьника. Если достичь этого не удается, то возникает необходимость в перевоспитании.

Порой невозможно изменить ситуацию обычными воспитательными средствами. В основном это происходит, когда искривления личности окончательно сформировались, ребенок психологически затвердел, стал менее пластичным, поэтому трудно поддается или активно сопротивляется воздействию педагогов и родителей.

Первая задача перевоспитания — преодолеть сопротивление школьника воспитанию, вторая — искоренить негативные качества личности, препятствующие нормальному развитию ребенка, третья — включить его в общий учебно-воспитательный процесс в школе.

Решая первую задачу, воспитателю необходимо изменить отношения подростка с осложненным поведением к школе, к окружающим людям и к себе. Такие ребята, как правило, считают окружающих фальшивыми, корыстными, алчными, примитивными и злыми, а себя — либо героями, либо безнадежно, фатально несчастными, бесполезными, никому не нужными и т. д. Это не случайно, поскольку отрицательное отношение к людям порождает их ответную, адекватную реакцию, которая в свою очередь вызывает негативную реакцию у «трудного» школьника. Если не разорвать этот замкнутый круг, то дальнейшее полноценное развитие ребенка невозможно.

Искривление личности не ограничивается, скажем, только областью поведения и привычек. Искаженными могут быть области сознания, эмоций и воли. Поэтому при перевоспитании приходится перестраивать и убеждения, и привычки, и эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Необходимо избавить школьника от тех психологических установок, которые определяют его поведение и не дают ему поступать и даже рассуждать правильно. Ведь сложившиеся убеждения, вернее предубеждения, соответствуя потребностям человека объяснить жизненные трудности и проблемы, оправдать собственное поведение, многократно воспроизводятся в размышлениях и беседах. Таким образом, предубеждения становятся привычными. Вместе с навыками и привычками поведения они образуют мощный блок психологических стереотипов, который определяет «окаменелость» трудного школьника. Его нельзя перевоспитать, не разрушив эти стереотипы.

Задача перевоспитания в том, чтобы помочь ребенку преодолеть свой эгоизм, научить его правильно воспринимать окружающих и сотрудничать с ними. Кроме того, необходимо изменить его ценностные ориентации, мировоззрение.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Ш.А. Амонашвили, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский, К. Роджерс). В реализации учителем личностного подхода Н. Тихомирова выделият следующие особенности его применения;

  • а) видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. Любить и уважать «трудных» сложнее, чем других детей, но любовь и забота нужны им больше, так как они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с «трудным» как со взрослым, не ломать резко его нравственные изгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с «трудным» оптимистическую гипотезу, верить в исправление «трудного»: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить;
  • б) предоставлять «трудному» возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте;
  • в) предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; надо быть искренним, не лицемерить с «трудным», не морализировать, не унижать его;
  • г) вызывать, искать все положительное в «трудном», опираться, делать ставку на проявление этих качеств; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного» ;
  • д) всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать «трудного» в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные от ношения вредным влияниям;
  • е) влиять на «трудного» прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их; требовать от себя больше, чем от окружающих [19, с. 101].

Выше перечисленные принципы относятся не только к учителям. Родители также должны использовать их в воспитании своих детей. Вдобавок ко всему они должны заботиться о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня; создавать условия для чтения книг, занятий спортом; оберегать ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускать бесконтрольного пребывания на улице.

Теперь рассмотрим приемы индивидуального стимулирования волевых усилий «трудного» подростка:

  • 1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
    • — раскрыть его возможности, умения;
    • — убедить в необходимости предстоящей работы;
    • — раскрыть перспективы его усилий;
    • — определить содержание конкретных видов труда.
  • 2. Активизация волевой установки:
    • — глубокая мотивировка целей;
    • — разработка правил повседневного эффективного труда.
  • 3. Одобрение первых успехов в деятельности:
    • — некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;
    • — ситуация успеха.
  • 4. Оберегание самолюбия:
    • — подготовка специальных заданий;
    • — отдельное опрашивание;
    • — сообщение классу только положительных результатов его работы.
  • 5. Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
    • — точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
    • — сочетание требовательности и доверия.
  • 6. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
    • — помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их («Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь»).
  • 1.Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
    • — перестройка мотива;
    • — побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала —- побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь, а преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчеркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю).

В таблице, указанной ниже, приведены условия действенности этих приемов и волевые качества, которые развиваются в результате соответствия приема педагогическому условию [19, с. 107].

Таблица 1.

Условия действенности приемов стимулирования волевых усилий подростка с осложненным поведением.

ПРИЕМЫ.

УСЛОВИЯ.

КАЧЕСТВА.

Мобилизация внутренних сил на выполнение задания.

Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности.

САМОДИСЦИПЛИНА 1.

Активизация волевой установки.

Единство перспективных линий развития коллектива и личности.

ЦЕЛЕУСРЕМЛЕННОСТЬ.

|з.

Стимулирование усилий на немедленное выполнение заданий.

Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручении.

САМодИсципли;

НА.

Одобрение первых успехов деятельности.

Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положительных качеств, сил и способностей подростка.

УВЕРЕННОСТЬ В ! СЕБЕ 1.

i.

Оберегание самолюбия.

Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ |.

|6.

Подчеркивание неизбежности выполнения задания.

Строгая система контроля и отчетности.

ДОБРОСОВЕСТность- 1.

Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.

Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения.

САМОКОНI ТРОЛЬ.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня традиционные пути воздействия на ребенка с осложненным поведением более известны, и поэтому более приемлемы. Такой путь более легок и краток. Силовыми методами воздействия можно добиться желаемого результата немедленно, не замечая, что у ребенка появляются при этом другие, не менее сложные проблемы. Происходит это от того, что базовая причина поведения не устраняется, она ищет другой канал выхода и находит его в болезни, страхах, агрессивности и т. д. Возможно, учителю не так просто открыть первопричину, не всегда могут сделать это и родители. Но если и учитель, и родители искренне желают, чтобы их ребенок был нормальным и здоровым, то от традиционных методов воспитания им придется отказаться, а использовать приемы и принципы, указанные выше,.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой