Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль межсекторного социального партнерства в сфере образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время распространяется практика участия общественности в управлении образованием в следующих формах: управляющие и попечительские советы, государственно-общественная экспертиза, поддержка на конкурсной основе инновационных проектов (программ) образовательных организаций. Концептуальный" подход. Партнерство в этом подходе представлено как отношения между различными социальными слоями… Читать ещё >

Роль межсекторного социального партнерства в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из требований общества к современной школе является подготовка выпускников, способных быть конкурентоспособными на рынке труда и для продолжения образования (переходе на следующую ступень). В связи с этим развитие партнерских отношений с организациями, являющимися как потенциальными работодателями, так и сторонами, заинтересованными в наличии высококвалифицированных кадров в смежных сферах, является перспективным направлением развития образовательной организации [19].

Российские школы только начинают делать первые шаги по налаживанию партнерства с негосударственными некоммерческими организациями, с целью привлечения общественности к решению задач, поставленных перед школой. Важным фактором в этом направление стало появление механизма общественно-государственного управления образованием. Общественно-государственное управление должно быть системным, основываться на добровольности принятия государственными и общественными структурами определенных условий и обязательств. Каждый участник должен обеспечить соблюдение гарантий: со стороны государства — обеспечение доступности и равных возможностей в получение качественного образования, со стороны общественности — поддержку в социализации участников образовательного процесса.

В настоящее время распространяется практика участия общественности в управлении образованием в следующих формах: управляющие и попечительские советы, государственно-общественная экспертиза, поддержка на конкурсной основе инновационных проектов (программ) образовательных организаций [32].

МСП в сфере образования можно определить как конструктивное взаимодействие всех секторов по развитию системы образования в стране, повышению его качества и доступности на всех уровнях и для всех категорий граждан.

Теоретические основы межсекторного социального партнерства в сфере общего образования сформированы на принципах МСП в области профессионального образования и подготовки кадров, имеющих развитую теоретическую и практическую базу. Можно выделить следующих потенциальных участников взаимодействия на четырёх уровнях [37]:

  • 1. Федеральный уровень: Министерство образования и науки РФ, Общественный совет по образованию при Правительстве РФ, Общественная палата РФ, ресурсные центры НКО, др.
  • 2. Региональный уровень: региональные министерства образования, Общественный совет по образованию при администрации региона, региональные ресурсные центры НКО, ресурсные центры для общего образования, представители региональных НКО, объединения руководителей образовательных организаций и учителей, др.
  • 3. Местный уровень: районные отделы управления образованием, представители объединений директоров и учителей школ, представители местных НКО, представители родительской общественности, др.
  • 4. Локальный уровень: руководители образовательных организаций, специалисты управления образованием местной администрации, местные НКО, руководители и сотрудники образовательных организаций, представители родительской общественности [37].

Реализация МСП в сфере общего образования возможна при наличии определённых условий: а) организации обладают свободой права выбора социального партнера; б) школа обладает собственной стратегией для использования возможностей взаимодействия; в) наличие средств для развития МСП [31].

Анализ публикаций по теме исследования показал, что разными авторами выделяются различные виды, типы и формы партнерств в общем образовании. Так, например, Т. П. Грибоедова выделяет два типа партнерства в образовании:

  • 1. Партнерские отношения, связанные с сущностью образовательной деятельности (затрагивает субъектов образовательного процесса: семья, школа, ребенок).
  • 2. Партнерские отношения, связанные с внешними структурами и организациями (как средство повышения качества образования)[9].

Во второй паре партнерских отношений автор описывает разные подтипы взаимодействия. Первый подтип выглядит как построение взаимодействия с разными сторонами системы образования: администрация — профсоюзы — педагогический коллектив; педагоги-родители — обучающиеся.

Второй подтип включает во взаимодействие внешних акторов: предприятия, общественные организации, учреждения культуры, здравоохранения, молодежной политики, органы социальной защиты, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и иных участников [9]. В данной типологии МСП относится ко второму типу партнерств.

В.В. Ситникова выявляет следующие виды социального партнерства в области образования:

  • 1. Стабилизационное социальное партнерство. Включает в себя развитие сотрудничества субъектов взаимодействия с перспективой позитивного изменения существующей социальной системы.
  • 2. Кризисное социальное партнерство. Ориентируется на «пессимистические» действия и взаимодействия, которые ведут к быстрому изменению существующей социальной реальности, основанной на социальных интересах субъектов [37].

В литературе описаны два основных подхода к формированию взаимодействия школ и негосударственных некоммерческих организаций:

  • — «Концептуальный» подход. Партнерство в этом подходе представлено как отношения между различными социальными слоями, группами, в масштабах социума. Школа выявляет партнеров за границей предписанных организаций и исходит из позиции трехстороннего взаимодействия (государство, бизнес, НКО).
  • — «Инструментальный подход». Подразумевает в партнерстве наличие технологии взаимодействия различных социальных субъектов в рамках конкретной сферы жизнедеятельности [11].

Мы считаем целесообразным формирование комплексного подхода к развитию МСП, включающего в себя: 1) обобщение зарубежного опыта партнёрства в образовании; 2) изучение и тиражирование успешных региональных практик МСП в образовании; 3) учет национальных приоритетов в области накопления человеческого капитала.

Успешное участие в МСП требует определённых изменений в управлении организацией, ориентированной на сотрудничество. Роль директора образовательной организации и готовность педагогического состава является ключевым фактором в развитии МСП в сфере общего образования. Современные руководители должны научиться использовать ресурсы других организаций для развития новых возможностей образовательного учреждения 31.

Применение на практике основных принципов управления МСП в сфере образования повлечет за собой следующие позитивные изменения:

  • — участники МСП получат возможность извлечения выгоды от взаимодействия (компенсация затрат, привлечение дополнительных ресурсов);
  • — ответственность за проблемные зоны распределится на всех участников (деление затрат, рисков);
  • — повысится гражданская активность на определенной территории;
  • — изменится социальная ситуация на охваченной локации [36].

Социальное партнерство в образовании, как вид социального взаимодействия, предполагает включенность всех субъектов взаимодействия на всех стадиях — от планирования до оценки результатов, подразумевает в себе наличие координационного органа, отвечающего за управление процессом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой