Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Советские общественные туристские кадры в системе самодеятельного и образовательного туризма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самодеятельный и образовательный туризм как составляющая часть советской системы воспитания по содержанию, видам, функциям и характеру туристской деятельности включал специально разработанные социальные, методические и организационные основы. В тоже время особенностью самодеятельного и образовательного туризма являлось то, что он, не требуя значительной материально-технической базы, мог… Читать ещё >

Советские общественные туристские кадры в системе самодеятельного и образовательного туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самодеятельный и образовательный туризм как составляющая часть советской системы воспитания по содержанию, видам, функциям и характеру туристской деятельности включал специально разработанные социальные, методические и организационные основы. В тоже время особенностью самодеятельного и образовательного туризма являлось то, что он, не требуя значительной материально-технической базы, мог развиваться лишь при наличии систематической и эффективной подготовки и повышении квалификации общественных туристских кадров. Для выявления факторов, влияющих на повышение уровня массовости самодеятельного и образовательного туризма в советском государстве, была разработана матрица исходных данных и методика их обсчёта, что давало возможность определить основные условия и факторы развития.

При изучении зависимости между различными факторами, влияющими на развитие самодеятельного и образовательного туризма, применялся метод корреляционного анализа, который позволил изучить усреднённый закон поведения конкретного фактора в зависимости от значения величины каждого другого фактора, а также меру зависимости между величинами рассматриваемых факторов. Было достоверно подтверждено влияние общественных туристских кадров на развитие массового туризма, подготовку спортсменов-разрядников и другие показатели[1]. Общественная деятельность кадров самодеятельного и образовательного туризма не только объективно обусловлена, но и носит творческий, инициативный характер. Именно это во многом обуславливает неформальный подход к проблеме организации обучения и воспитания туристских общественных кадров и актива. Ведущая социальная функция туристских общественных кадров и актива — это управление туристским коллективом или группой, как социальным организмом, в котором специфически преломляются основные характеристики общества, особенности и задачи определенного этапа его развития. Сущность туристского коллектива состоит в том, что в нём непосредственно соединяются общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются общие для большинства его членов цели, нормы и правила поведения. Поэтому одна из главных функций социального управления коллективом заключается в обеспечении возрастающего соответствия интересов и действий каждого человека и всего коллектива потребностям и целям общества.

Специфика социально-педагогической и организаторской деятельности общественных кадров и актива в самодеятельном туризме требует необходимого уровня их подготовки (теоретической и практической) и предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам туристских кадров. Поэтому от правильного подбора и расстановки кадров, их социально-политической зрелости, от глубины знания порученного им дела зависело качество и эффективность работы по дальнейшему развитию самодеятельного и образовательного туризма.

Кадры для массового туризма делили на две группы:

  • 1. Профессиональные кадры, входившие в численность советов по туризму и экскурсиям, их городские и районные туристские клубы, туристские контрольно-спасательные службы и отряды (КСС и КСО) и Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (общая численность штатных работников в стране насчитывалась 1471 человек);
  • 2. Общественные туристские кадры, получившие специальную подготовку и прошедшие повышение квалификации на учебных мероприятиях по обучению: туристских организаторов, руководителей туристских походов и путешествий, инструкторов туризма, судей туристских слетов и соревнований, председателей и членов правлений клубов туристов, комиссией по видам туризма и разделам работы федераций туризма.

В штатную численность советов по туризму и экскурсиям входили руководители подразделений (отделов, секторов) и инструкторский состав специалистов (всего 252 чел.), на которых было возложено организационное обеспечение развития самодеятельного и образовательного туризма, транспортных путешествий и др.[2] Несомненно, что незначительное число штатных работников было не в состоянии качественно решать организационные и методические вопросы управления почти 9 миллионной армией занимавшихся самодеятельным туризмом и свыше 24 миллионами участников туристских походов и путешествий в советский период.

При этом следует учесть, что туризм не имел штатных тренеров, а основную роль организаторов массовой туристской работы в коллективах физкультуры предприятий, учреждений, учебных заведений, колхозов, совхозов, строек и по месту жительства выполняли общественные туристские кадры. Поэтому вопросы работы с туристским активом, обучение и воспитание туристских общественных кадров приобретало первостепенное значение и постоянно совершенствовалось.

В 1959 г. Президиум Центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР принял постановление «О мерах по улучшению работы с общественными физкультурным активом». В конце шестидесятых годов Президиум ВЦСПС принял постановление «Об улучшении работы с общественными физкультурными кадрами». Эти постановления определили не только категории общественных кадров, но и формы их подготовки, учебные планы и программы обучения. Особое место было отведено «общественными инструкторам туризма», подготовку которых, в количестве 55 тысяч человек, рекомендовалось организовать на семинарах, проводимых советами добровольных спортивных обществ (ДСО), а также на туристских маршрутах Центрального туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.

В последующее десятилетие система подготовки туристских общественных кадров продолжала совершенствоваться, а в 1966 г. Центральный совет по туризму утвердил «Положение о туристских общественных кадрах», учебные планы и программы их подготовки. К этому периоду относятся и первые методические материалы по организации учебного процесса в самодеятельном туризме[3].

Новым этапом в развитии системы подготовки и повышения квалификации туристских кадров явилось утверждение в 1976 г. Центральным советом по туризму и экскурсиям специально разработанных учебных планов и программ, организационно-методических указаний обучения инструкторов-методистов по туризму[4]. Следует отметить, что предусмотренный программой обучения учебно-тренировочный поход I категории сложности позволял инструкторам, в том числе работающим на плановых туристских маршрутах, приобщиться к спортивному туризму, получив после его прохождения III спортивный разряд.

Первой попыткой создания учебной литературы по туризму для студентов педагогических институтов была книга Б. П. Моргунова «Туризм»[5]. Для решения задач внеклассовой и внешкольной работы были разработаны программы обучения юных туристов, учитывающие возрастной подход и основные принципы дидактики в изложении материала. Разработка и утверждение этих программ позволили развернуть подготовку всех категорий общественных туристских кадров. После создания Института повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций в 1982 г. учебные и учебно-тематические планы, утверждённые в 1979 г., были доработаны с учётом требований Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В 1983 г. Спорткомитет СССР впервые утвердил программу, которая предусматривала изучение студентами институтов физической культуры вопросов теории и методики проведения туристской работы, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для самостоятельной педагогической, организационной и воспитательной работы по туризму в различных звеньях физкультурного движения. Таким образом, подготовке кадров самодеятельного туризма в советский период отводилась исключительно важная роль в туристской деятельности. Учебно-тренировочная работа в туризме строилась преимущественно на основе создания коллективов — объединений обучавшихся отдельным видам туризма и направлениям работы (по возрастным категориям).

Туристский коллектив был не только объектом, но и субъектом воспитания. Воспитательное воздействие коллектива на личность туриста определялась не только давлением, которое вынуждала подчиняться определенным необходимым требованиям, но и побуждением обучающихся к всестороннему развитию их спортивных способностей, творческой активности и самостоятельной деятельности. Руководил деятельностью коллектива, распределял обязанности между участниками объединения, передавал им инициативу в учебно-тренировочной деятельности педагог дополнительного образования, аттестованный инструктор туризма, тренер. В этой работе учитывалось, что туристский коллектив представлял собой общественный организм, в котором формировались общественные связи обучающегося, происходило его психологическое и физическое развитие.

В советском обществе одно из ведущих мест в становлении туриста, наряду с семьей, школой, общественными организациями, играли организаторы туристско-краеведческой работы. К ним относились учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, тренеры и инструкторы туризма. Именно они организовывали процесс обучения и воспитания в туристско-краеведческих объединениях и группах, руководили работой в образовательных учреждениях и по месту жительства. Эффективность их деятельности зависела от умения познать психологию личности и коллектива, понимания сущности и роли психологических состояний обучающихся в зависимости от их возрастной группы. В основу формирования туристской деятельности был положен анализ деятельности профессиональных педагогов дополнительного образования, тренеров и инструкторов туризма, которые вели работу по развитию самодеятельного туризма, а содержательно-смысловой подход к изучению мастерства специалистов позволял выработать общие направления к организации учебно-тренировочной работы.

Система самодеятельного туризма ориентировала педагогов, тренеров, инструкторов туризма на овладение основными положениями педагогики, теории и методики физической культуры в тесной связи с опытом учебно-тренировочной работы в туристских объединениях. Вместе с тем она носила прикладной характер, предусматривая изучение в первую очередь тех аспектов педагогики, которые имели первостепенное значение в деятельности специалистов, ведущих учебно-тренировочную работу в туризме. Таким образом, самодеятельный туризм в советский период носил массовый характер, функционировала туристская система, обеспеченная профессиональным и общественным кадровым потенциалом, подготовке которого уделялось достаточно серьёзное внимание со стороны государства.

В начале 90-х годов XX в. произошла кардинальная смена приоритетов в развитии российского туризма, связанная с тем, что государство перестало финансово и административно поддерживать любую отечественную туристскую деятельность. В Российской Федерации на смену социальной и оздоровительной направленности внутреннего туризма пришли коммерческие приоритеты, связанные с организацией массовой отправки россиян по зарубежным маршрутам, прежде всего, на отдых во всемирно известные курортные и туристские центры в других государствах.

  • [1] Дрогов ИЛ. Подготовка и проведение учебных мероприятий по обучению туристских общественных кадров. М., 1980. — 37 с.
  • [2] Дрогов ИЛ., Шимановский В. Ф. О совершенствовании системыобучения туристских общественных кадров // Тезисы доклада Всесоюзной научно-практической конференции «Совершенствование профессионально-квалификационной структуры кадров туристско-экскурсионныхорганизаций в условиях развитого социализма». Минск, 1985. С. 40−41.
  • [3] См.: Гальчун Н. З. Туризм в системе физического воспитания трудящихся. Минск, 1971.-31 с.; Коко-рев Ю. М. Методические рекомендациипо воспитательной работе в туризме. Минск, 1971. — 14 с.; Васильев И.В.В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., 1973. — 134 с.
  • [4] Дрогов ИЛ. Совершенствование системы подготовки и повышенияквалификации общественных кадров самодеятельного туризма // Материалы II Всесоюзной научно-практической конференции «ГТО, туризм иподвижные игры, как массовые формы физического воспитания населения». Минск, 1976. С. 43−45.
  • [5] Моргунов Б. П. Туризм. М.: Просвещение, 1978. — 168 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой