Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цели как компонент педагогического процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приоритетами воспитания во всем цивилизованном мире являются человек и уважение ко всему тому, что его окружает. В 1959 г. многие страны подписали международную Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. — Конвенцию ООН о правах ребенка. Согласно этим документам, ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства. В Законе РФ… Читать ещё >

Цели как компонент педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целсполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, имеющий некоторый образ, представление о будущем результате. В зависимости от масштаба педагогические цели можно представить в виде ступенчатой системы:

Цели как компонент педагогического процесса.

Процесс целеполагания в педагогическом процессе чрезвычайно сложен, поскольку в нем переплетаются разные, порой противоположные представления, потребности и интересы, которые должны быть строго взаимоувязаны. Цели образования, воспитания и обучения определяются: 1) социальной средой, в которой отражаются ценности и потребности определенного культурно-исторического периода развития общества (поскольку социальная среда не однородная, то и цели образования для разных социальных слоев населения будут формулироваться по-разному); 2) государством, регулирующим общий уровень образования, выдвигающим требование (заказ) к определенным образовательным системам и строго контролирующим выполнение государственного стандарта; 3) образовательным учреждением, в котором создаются соответствующие образовательные программы; 4) педагогом, разрабатывающим цели конкретных занятий, подбирающим соответствующий учебный материал, осуществляющим и контролирующим учебный процесс; 5) самим учащимся, имеющим собственные учебные цели, интересы и потребности.

Цель воспитания — это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, в котором предполагается формировать определенные качества и состояния личности, ее сущность, индивидуальность, образованность, умственное, физическое, нравственное, эстетическое развитие и отношение к жизни. Существует три подхода к выбору целей воспитания:

  • • идеалистический — цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, Богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь;
  • • имманентный — цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности;
  • • материалистический — цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.

Приоритетами воспитания во всем цивилизованном мире являются человек и уважение ко всему тому, что его окружает. В 1959 г. многие страны подписали международную Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. — Конвенцию ООН о правах ребенка. Согласно этим документам, ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства. В Законе РФ «Об образовании» (1996) записано, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

В таксономии целей обучения выделено три группы: познавательная, аффективная, психомоторная.

Наиболее разработана познавательная группа целей, хотя одни авторы включают в нее знание, понимание, применение, другие — знание, умение, владение.

О знании говорят в том случае, когда речь идет о фактах, терминологии, теории, методах, принципах. Знания могут иметь разные уровни освоения. Знания эмпирического уровня (ответы на вопросы кто? что?) позволяют распознавать ситуации и реагировать на внешние изменения. Знания эмпирико-теоретического уровня — это знания закономерностей (как? каким образом?), объясняющих последствия происходящих изменений. Знания теоретико-методологического уровня — это знания системных структур (почему?), позволяющих понять причины изменений как результата сложного взаимодействия невидимых связей.

Получая информацию, человек, как правило, хочет ее понять. В ранге педагогических задач принято разделять несколько уровней понимания как возможности:

  • • воспроизведения, повторения, демонстрации;
  • • перевода (с иностранного языка на родной язык, с бытового языка на научный и наоборот):
  • •действия по аналогии (решать задачи по формуле, алгоритму, правилу);
  • • извлекать информацию из контекста;
  • • строить собственные системы описания.

В ранге познавательных задач выделяется применение, когда ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях. Об умениях говорят в том случае, если ученик применяет полученные знания для решения типовых (стандартных) задач; о владении судят по способности ученика использовать знания для решения нестандартных задач.

В США фундаментом проектирования целей обучения выступает таксономия педагогических целей, разработанная в 1950;х гг. группой американских педагогов и психологов под руководством Б. Блума. Эту классификацию можно представить в виде пирамиды, построенной по нарастающей сложности объектов на основе их естественной взаимосвязи. К педагогическим целям относится формирование знания, понимания, применения, умения анализировать (ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения) и синтезировать (ученик пишет сочинение, составляет план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей), а также оценка.

Постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения при помощи планируемого учебно-воспитательного воздействия. Педагог может выделять, конкретизировать и упорядочивать цели, определять первоочередные задачи, перспективы своей дальнейшей работы, разъяснять учащимся ориентиры в их общей учебной работе, разрабатывать эталоны надежной и объективной оценки результатов обучения.

На основе целеполагания создаются образовательные стандарты: содержание обучения, образовательные программы и учебники, — а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой