Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в процессе педагогической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе опытно-экспериментальной работы нами была построена и апробирована модель формирования аналитико-рефлексивных умений, включающая мотивационно-целевой, когнитивно-операциональный, аффективный и оценочный компоненты. В качестве педагогических условий, необходимых для функционирования разработанной модели, выдвинуты ^ * следующие: формирование положительной мотивации студентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы процесса формировании аналитико-рефлексивных умений будущего учителя
    • 1. 1. Основные аспекты изучения специфики педагогической деятельности
    • 1. 2. Аналитико-рефлексивная деятельность учителя и ее сущностная характеристика
    • 1. 3. Роль педагогической практики в процессе целенаправленного формирования аналитико-рефлексивных умений будущего учителя
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Процесс формирования аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в условиях педагогической практики
    • 11. 1. Анализ практики формирования аналитико-рефлексивных умений
    • 11. 2. Модель формирования аналитико-рефлексивных умений у студентов. v' II.3. Формирование аналитико-рефлексивных умений студентов в процессе педагогической практики: опытно-экспериментальная работа
    • II. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение
  • Выводы по II главе

Формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в процессе педагогической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Учитель становится ключевой фигурой общества XXI века. Об этом свидетельствует вклад учительства в сохранении не только единого образовательного пространства, но и в сохранении единства российского общества в целом. Это предъявляет высокие требования к качеству подготовки студентов высшего педагогического образования, к повышению квалификации работающих учителей, к их профессиональному самосовершенствованию.

Личность учителя и его профессиональная подготовка всегда занимала одно из центральных мест в системе педагогического образования. Не случайно важнейшим научным направлением в области образования была и остается дальнейшая разработка проблемы профессиональной подготовки учителя.

К педагогу предъявляется ряд общепрофессиональных требований, подразумевающих владение совокупностью соответствующих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическим основам формирования личностных качеств педагога, проблемам его профессиональной подготовки посвящены исследования О. А. Абдуллиной, Б. Г. Ананьева, С. И. Архангельского, А. Г. Асмолова, Е. П. Белозерцева, А. А. Бодалева, Е. В. Бондаревской, Ф. Н. Гоноболина, В. И. Горовой, В. И. Загвязинского, Л. Н. Захаровой, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, З. К. Меретуковой, А. И. Пискунова, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, Ю. С. Тюнникова, А. И. Щербакова и др.

Наряду с изучением общих проблем подготовки учителя исследуются и более частные вопросы. В ряде публикаций уделяется внимание проблеме формирования педагогических умений (О.А. Абдуллина, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, С. И. Кисельгоф, Н. В. Кузьмина, Е. А. Милерян, К. К. Платонов, Л.И.

Рувинский, В. А. Сластенин, А. В. Усова, А. И. Щербаков, И. С. Якиманская и др.), рассматривается роль и особенности педагогической практики в формировании профессионально-педагогических умений (О.А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, З. И. Васильевой, Н. Н. Загрязкиной, В. К. Розова, В. П. Тарантея и др.).

Поскольку осуществление профессиональной деятельности, отвечающей современным требованиям, под силу тому учителю, которого отличает потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, то возникает проблема подготовки в вузе не только учителя — профессионала, но и личности, способной к саморазвитию в профессиональной деятельности и способной содействовать личностному развитию ребенка. Важной предпосылкой личностного и профессионального роста учителя является анализ и самоанализ педагогической деятельности.

Анализ и самоанализ позволяют дать объяснение педагогическим фактам, явлениям, найти причину, установить связь между педагогическим фактом и обстоятельствами, проникнуть в глубину явлений и увидеть то, что не лежит на поверхности и недоступно для внешнего наблюдения.

Аналитико-рефлексивная деятельность сопровождается переконструированием и обновлением знаний педагога, преодолением педагогических стереотипов и, как следствие, развитием личности педагога и педагогической деятельности.

Аналитико-рефлексивная деятельность предполагает развитие педагогической логики, помогает осуществлять целенаправленный выбор варианта построения педагогического процесса, который позволит максимально эффективно воздействовать на личность ребенка. Овладение аналитико-рефлексивной деятельностью стимулирует педагога к непрерывному самообразованию и самопознанию, что естественным образом готовит его к успешной профессиональной деятельности, становится инструментом поступательного совершенствования педагогического процесса.

Между тем, проведенный нами анализ практики вузовской подготовки показал, что выпускники педагогических вузов недостаточно готовы к различным видам профессиональной деятельности и, в частности, к аналитико-рефлексивной. Результаты их аналитико-рефлексивной деятельности представляют собой, в основном, констатацию фактов, описание педагогических явлений без проникновения в их сущность.

В выполненных к настоящему времени диссертационных исследованиях отражены проблемы формирования аналитических умений студентов (работы Т. В. Абрамовой, Т. Д. Андроновой, А. Г. Гостева, Т. А. Гуковой, М. А. Ковардоковой, Г. А. Нагорной, Н. А. Тоскиной, и др.) — раскрыто единство анализа и самоанализа (работы А. В. Христевой, J1.B. Яковлевой и др.) — показаны пути развития рефлексии педагогической деятельности (работы А. В. Поминова, И. А. Стеценко, Ф. П. Хакуновой и др.).

Вместе с тем, остается не исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с построением процесса формирования аналитико-рефлексивных умений у будущего учителя: не определены состав и структура аналитико-рефлексивных умений, не выявлены педагогические условия эффективного формирования аналитико-рефлексивных умений будущих учителей в процессе педагогической практики и др.

Таким образом, актуальность исследования определяется возникшим противоречием между:

— возросшей потребностью общества в творческой личности учителя и необходимостью совершенствования в этой связи его профессионально-педагогической подготовки;

— необходимым и реальным уровнем сформированности аналитико-рефлексивных умений педагога и недостаточной разработанностью теории и методики формирования данных умений в педагогическом вузе;

— наличием ресурсов для формирования аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики и недостаточным использованием этих ресурсов в целях формирования названных умений.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы условия, обеспечивающие эффективность формирования у будущего учителя аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее высокая практическая значимость обусловили выбор темы диссертационной работы.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования у будущих учителей аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в процессе педагогической практики.

Гипотеза исследования: формирование готовности к аналитико-рефлексивной деятельности у будущего учителя в процессе педагогической практики будет эффективным, если:

— в его основу будет положена модель формирования у будущих учителей аналитико-рефлексивных умений, включающая мотивационно-целевой, когнитивно-операциональный, аффективный, оценочный и методический компоненты как проектной основы совокупности педагогических условий данного процесса;

— методика организации педагогической практики обеспечивает в соответствии с предложенной моделью поэтапное формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Определить сущность и состав аналитико-рефлексивных умений будущего учителя.

2. Выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование аналитико-рефлексивных умений.

3. Разработать модель процесса формирования аналитико-рефлексивных умений и предложить методику ее реализации.

4. Осуществить экспериментальную проверку разработанной модели и методики организации практики, целенаправленно формирующей аналитико-рефлексивные умения у будущих учителей.

Методологической основой исследования явились философские положения о единстве теории и практики, явления и сущностиположения материалистической диалектики, теории познанияположения о социальной природе психической деятельности человека. Методологическими ориентирами явились системный, личностный и деятельностный подходы к процессу профессиональной подготовки.

Теоретическую основу исследования составили: психологические теории развития личности и деятельности (А.Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — теоретические основы структуры педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, J1.M. Митина, А. И. Щербаков и др.) — психолого-педагогические подходы к рассмотрению проблем формирования профессионально-педагогических умений (О.А. Абдуллина, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.), а также теоретические основы организации и проведения педагогической практики (О.А. Абдуллина, З. И. Васильева, Ф. Н. Гоноболин, Н. Н. Загрязкина, В. К. Розов, В. П. Тарантей и др.) — научные представления о сущности и технологии педагогического анализа (B.C. Баймаковский, Ю. А. Конаржевский, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин и др.) — технологии обучения рефлексивной деятельности (Т.В. Белозерцева, И. А. Стеценко, Ф. П. Хакунова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений была использована совокупность общенаучных и педагогических методов:

— теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиятеоретическое обобщение, моделирование;

— эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности студентов;

— статистические методы обработки экспериментальных данных, их качественный и количественный анализ.

База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились педагогический факультет, факультет адыгейской филологии и культуры Адыгейского госуниверситета, Кошехабльский филиал Адыгейского государственного университета. На констатирующем этапе эксперимента в исследовании принимали участие учителя школ № 2- 5- 7- 22- Адыгейской республиканской гимназии г. Майкопа, выпускники АГУ.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2005гг. и включало три этапа:

На первом этапе (2000;2001гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияисследовалось состояние проблемы в педагогической практикеразрабатывался понятийный аппарат исследованияопределялись состав и структура аналитико-рефлексивных умений. Был проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов, осуществлена разработка модели формирующего эксперимента.

На втором этапе (2001;2004гг.) был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза исследования, осуществлялась апробация авторской модели формирования у студентов аналитико-рефлексивных умений в ходе теоретической и практической подготовки в вузе.

На третьем этапе (2004;2005гг.) завершение формирующего эксперимента, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов и оформление текста диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Аналитико-рефлексивные умения будущего педагога по своей сути представляют собой совокупность интеллектуальных умений, понятийно, процессуально и функционально связанных с его самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием и направленных на осмысление и решение педагогических задач, сопоставление и обобщение педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности.

2. Модель формирования аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей представляет собой систему педагогических условий, включающая мотивационное, целевое, содержательное, процессуальное, методическое, мониторинговое обеспечение этого процесса;

3. Методика организации педагогической практики предполагает реализацию мотивационного, пропедевтического, профессионального этапов, каждый из которых ориентирован на формирование определенной группы аналитико-рефлексивных умений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определен состав и уточнена сущность аналитико-рефлексивных умений будущих учителей;

— выявлена система условий эффективного формирования аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики;

— разработана модель формирования аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей, предусматривающая согласование междисциплинарной теоретической подготовки и педагогической практики по мотивационно-целевому, когнитивно-операциональному, аффективному, оценочному и методическому компонентам данного процесса;

— предложена методика организации педагогической практики, обеспечивающая поэтапное формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении представлений об организации педагогического процесса, направленного на формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителейобосновании возможностей педагогической практики в формировании аналитико-рефлексивных уменийопределении этапов формирования аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики, позволяющих обеспечить эффективное достижение этой целиобосновании методических основ совершенствования системы профессиональной подготовки будущих педагогов в ходе педагогической практики.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования в целом, а также разработанная программа спецкурса «Основы аналитической деятельности педагога» могут быть использованы преподавателями дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке студентов педагогических специальностей, а также в системе повышения квалификации работников образования. Предложенная методика может служить основой для разработки аналогичных эффективных методик формирования других групп профессиональных умений будущего учителя в ходе педагогической практики. Полученные в исследовании результаты применимы при разработке учебно-программной документации, методических пособий и дидактических материалов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическими основами исходных теоретических позицийприменением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, достаточной продолжительностью педагогического эксперимента и корректной математической обработкой полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, отражены в тезисах докладов IX Годичного собрания Южного отделения РАО (г.Нальчик, 2002) — международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (г.Сочи, 2002) — всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и систем образования» (г.Майкоп, 2002) — всероссийской научной конференции «Профессиональное становление специалиста-психолога» (г.Карачаевск, 2003) — на научной конференции молодых ученых АГУ «Наука. Образование. Молодежь» (г.Майкоп, 2004, 2005) — международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г.Тольятти, 2004) — на всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива-2005» (Нальчик, 2005).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что подготовка будущего учителя к аналитико-рефлексивной деятельности в вузе реализуется недостаточно, необходима специальная система формирования умений, необходимых для осуществления данного вида деятельности.

2. В процессе опытно-экспериментальной работы нами была построена и апробирована модель формирования аналитико-рефлексивных умений, включающая цель, структурные компоненты деятельности и методический комплекс, обеспечивающий эффективность конечного результатабыл разработан комплекс педагогических условий, необходимых для функционирования разработанной модели.

3. Овладение студентами аналитико-рефлексивными знаниями и умениями осуществлялось в различных формах. Содержание базовых дисциплин дополнили разработанным спецкурсом «Основы аналитической деятельности педагога». Были использованы как традиционные методы обучения (лекция, демонстрация, упражнение и др.), так и активные («анализ конкретной ситуации», «учебная дискуссия», «ролевые игры», «тренинг» и др.).

4. В ходе исследования установлено, что деятельность по анализу и самоанализу осваивается студентом последовательно в несколько этапов. Разворачивая этот процесс во времени, мы выделили следующие этапы: мотивационный, пропедевтический, профессиональный. Логика построения педагогической практики предусматривала постепенное усложнение профессиональной деятельности студентов от курса к курсу. Задания усложнялись в зависимости от функций и компонентов педагогической деятельности. Основаниями сложности заданий выступали: цели обучения на каждом этапе профессиональной подготовки, уровень теоретической готовности, степень самостоятельности студентов в процессе деятельности. Результативность поэтапного формирования аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики определялась с помощью контрольных срезов.

5. Анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы показал, что разработанная модель формирования аналитико-рефлексивных умений у будущих педагогов и использованная совокупность педагогических средств, форм и методов способствовали успешному формированию названных умений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Качество подготовки будущего учителя во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям педагогической профессии, в какой степени выражена у него педагогическая направленность, склонности и способности к данной профессии. Статус будущего учителя должен определяться его умениями строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, принимать обоснованные научные решения, оценивать результаты образовательного процесса, собственную педагогическую деятельность, находить пути профессионального самосовершенствования.

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования аналитико-рефлексивных умений у будущего учителя в процессе педагогической практики позволило сделать следующие выводы.

Анализ научно-педагогической литературы и результаты констатирующего эксперимента показали, что подготовка будущего учителя к аналитико-рефлексивной деятельности в вузе реализуется недостаточно, необходима специальная система формирования умений осуществлять данный вид деятельности. В диссертационном исследовании определены теоретические основы формирования у будущих учителей аналитико-рефлексивных уменийуточнено содержание базовых понятий «деятельность», «анализ», «рефлексия», «умения" — выявлен состав аналитико-рефлексивных умений. Аналитико-рефлексивные умения будущего педагога по своей сути представляют собой совокупность интеллектуальных умений, понятийно, процессуально и функционально связанных с его самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием и направленных на осмысление и решение педагогических задач, сопоставление и обобщение педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности.

1. Анализ процесса организации педагогической практики выявил ее возможности для формирования аналитико-рефлексивных умений. В теории определены подходы, методы, средства формирования аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики. Теоретико-экспериментальное исследование, проведенное нами, дало основание >- заключить, что поэтапное проведение практики обеспечивает непрерывность процесса формирования у студентов аналитико-рефлексивных умений.

2. В процессе опытно-экспериментальной работы нами была построена и апробирована модель формирования аналитико-рефлексивных умений, включающая мотивационно-целевой, когнитивно-операциональный, аффективный и оценочный компоненты. В качестве педагогических условий, необходимых для функционирования разработанной модели, выдвинуты ^ * следующие: формирование положительной мотивации студентов по овладению данными умениямицелевое обеспечениесодержательное и процессуальное обеспечение процесса формирования у студентов аналитико-рефлексивных уменийэмоциональное обеспечение этого процессаоценивание результатов формирования у студентов аналитико-рефлексивных умений.

4. Деятельность по анализу и самоанализу осваивается студентом последовательно в несколько этапов. Во временном аспекте выделяются следующие: мотивационный, пропедевтический, профессиональный. Сложность аналитической деятельности зависит от цели обучения на каждом.

— этапе профессиональной подготовки, уровня теоретической готовности, степени самостоятельности студентов в процессе деятельности. Результативность поэтапного формирования аналитико-рефлексивных умений в процессе педагогической практики необходимо определять с помощью контрольных срезов.

5. На основе анализа результатов организованной нами опытно-экспериментальной работы в процессе педагогической практики выявлено наличие положительной динамики формирования аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей на каждом этапе, что свидетельствует об эффективности разработанной модели.

Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшей разработки проблемы в следующих направлениях: поиск, определение и введение новых условий эффективного формирования аналитико-рефлексивных уменийразработка инновационных обучающих моделей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие /О.А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1984. — 208с.
  2. О.А. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие /О.А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. М.: Просвещение, 1989. — 175с.
  3. А.А. Формирование у студентов умения решать творческие задачи в области воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Акимова А. А. Ленинград, 1972. — 23с.
  4. .Г. Познавательные потребности и интересы /Б.Г. Ананьев. -Учен. зап. ЛГУ, 1959. Вып. 16. — № 265.
  5. П.К. Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности /П.К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 453с.
  6. Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08) /Андронова Т.Д. М., 1980. — 181с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе его закономерные основы и методы /С.И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. -368с.
  8. Н.М. Моделирование информации и программ в сложных системах /Н.М. Асмолов //Вопросы философии. 1963. — № 12. — С.7.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. 558с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (общедидактический аспект) /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1997. — 256с.
  11. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю. К. Бабанский //Советская педагогика. 1987. — № 2. — С. 3−8.
  12. Дж. Обучение, обучающие организации и лидерство. Перспективы на 2050 год. Российско-американский семинар по проблемам образования. 25−27 мая 1993 г. Пленарные доклады.
  13. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике /С.Я. Батышев. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1993. — 394с.
  14. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки /Е.П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  15. В.П. Основы теории педагогических систем /В.П. Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1983. — 304с.
  16. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов /В.П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144с.
  17. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности /В.Г. Богин //Современная дидактика: теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1994. — С. 153 — 175.
  18. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д.Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. — 176с.
  19. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека /Л.И. Божович //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М., 1978.
  20. Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 542.
  21. Большой словарь иностранных слов. -М.: ЮНВЕС, 2001. 784с.
  22. В.Г. Современное педагогическое сознание и профессиональное мастерство педагога /В.Г. Бондарев //Формирование творческой личности учителя /Под ред. А. И. Кочетова. Минск, 1993. — С. 8−15.
  23. Н.В. Педагогика. Учебник для вузов /Н.В. Бордовская, А. А. Реан. СПб., 2000. — 304с.
  24. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в системе подготовки учителя /З.И. Васильева //Советская педагогика. — 1982. — № 7. -С.63−67.
  25. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов лед. институтов /Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988.-208с.
  26. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 172с.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие /А.А. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991. 207с.1.,' 28. Воронович П. А. Философский анализ структуры практики /П.А.1. Воронович. М., 1972.
  28. .З. Педагогика рефлексии /Б.З. Вульфов, В. Н. Харькин. -М.: «Магистр», 1995. 112с.
  29. JI.C. Мышление и речь //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1989. — С. 153 -175.
  30. Выготский J1.C. Собрание соч.: В 6 т. /J1.C. Выготский М., 1982. — Т. 2.-504с.
  31. Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку (информац.материал) //Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 11−20.
  32. Ф.Н. Книга об учителе /Ф.Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965.-260с.
  33. Г. С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий / Г. С. Горбатов //Педагогика. 1994. — № 2. — С. 15−19.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 31 200 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью. — М., 2000.- 16с.
  35. JI.П. Общение с собой: Начала психологии активности /Л.П. Гримак. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
  36. Т.А. Педагогическая ситуация как средство развития >— профессиональных качеств будущего учителя: Дис. на соиск. учен. степ. канд.пед. наук /Гукова Т. А. Ставрополь.
  37. В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  38. М.А. Процесс обучения /М.А. Данилов //Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — С. 197−198.
  39. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для вузов /С.Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. -189с.
  40. В.К. Формирование гностических умений у будущих педагогов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08) /Елманова В.К. Л., 1973. — 20с.
  41. Н.И. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов/Н.И. Ерецкий, Э. С. Пороцкий. М., 1978.-С. 11−12.
  42. В.В. О критериях сформированности профессионально-педагогических умений учителя /Новые исследования в педагогической науке.
  43. Вып.2. / В. В. Завьялов. М&bdquo- 1980. — С. 56−58.
  44. В.И. Педагогическое предвидение /В.И. Загвязинский. -М.: Знание, 1987.-76с.
  45. В.И. Методология и методика дидактического исследования /В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 256с.
  46. Л.Н. Психологическая подготовка педагога /Л.Н. Захарова. -Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1993.
  47. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки /A.M. Зимичев. М.: Наука, 1989. — 177с.
  48. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /И.Ф. Исаев. — Москва Белгород, 1993.-219с.
  49. М.С. Человеческая деятельность /М.С. Каган. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974. — 328с.
  50. A.M. Активное обучение специалистов / A.M. Квашин. — Николаев: Темп, 1991. 34с.
  51. Л.Ф. Методика изучения системы работы учителя биологии студентами на педагогической практике: Учеб. пособие /Л.Ф. Кейран. Рига, 1984.-92с.
  52. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования /С.И. Кисельгоф. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 192с.
  53. Г. Д. Совершенствования урока как целостной системы: Учеб. пособие /Г.Д. Кириллова. Л., 1983. — 75с.
  54. М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук: (13.00.08) / Ковардокова М. А. М., 1990. — 244с.
  55. Г. М. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н. И. Бостанджиева и др. М.: «Академия», 1998.-144с.
  56. Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. докт. пед. наук: (13.00.08) /Г.М. Коджаспирова М., 1995. — 36с.
  57. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой /Ю.А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. — 143с.
  58. Ю.А. Элементы педагогического анализа / Ю. А. Конаржевский, B.C. Баймаковский. Челябинск, 1969. — 90с.
  59. Л.В. Сборник педагогических задач. Учеб. пособие /Л.В. Кондрашова. М.: Просвещение, 1987. — 144с.
  60. Н.В. Самообразование молодого зрителя как условия > непрерывности его образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Косенко Н. В. Л., 1990. — 20с.
  61. И.Б. Педагог: профессия и личность /И.Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1994. — 294с.
  62. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития /И.Б. Котова. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1997. — 144с.
  63. Краткий словарь по философии /Под ред. И. В. Блауберга, И.К.1. А1
  64. Пантина. М.: Политиздат, 1979. — 413с.
  65. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: (теоретические основы, экспериментальное исследование). Монография /Г.А. Кручинина. М.: Прометей, 1996. — 176с.
  66. Л.Н. Теоретические и практические основы развития профессиональной Я-концепции студентов будущих педагогов /Л.Н. Кубашичева. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. — 341с.
  67. Н.В. Очерки психологии труда учителя /Н.В. Кузьмина. -. > Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183с.
  68. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя /Н.В. Кузьмина. Гомель, 1976. — 58с.
  69. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности / Ю. Н. Кулюткин //Вопросы психологии, 1986. № 2. — С. 98−106.
  70. Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся /Ю.Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1971.-111 с.
  71. С.В. Анализ современного урока / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов- н/Дону: ТЦ «Учитель», 2001. — 176с.
  72. Н.В. На пути к профессиональному самосовершенству: Кн. для учителя / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  73. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334с
  74. В.Е. Этапы реализации педагогического мастерства /В.Е. Лебедько /Интегративные основы педагогического мастерства: Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов, 1−2 февраля 1995.-СПб., 1996.-88с.
  75. К.М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. — Саратов, 1990. — С.З.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304с.
  77. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. /А.Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983.Т.1.-С. 169.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. 186с.
  79. И.Я. Процесс обучения и его закономерности /И.Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-164с.
  80. Личность: определения и описания: Пер. с анг. //Вопросы психологии. 1992.-№ 3−4.
  81. И.И. Имитационное моделирование учебных программ /И.И. Логинов. М.: Педагогика, 1980. — 432с.
  82. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии /Б.Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296с.
  83. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Книга для учителя /Ю.Л. Львова. М.: Просвещение, 1992. — 224с.
  84. А.С. О моем опыте / А. С. Макаренко. М., 1958. 'Г.5. — С. 268−269.
  85. К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1967. — Т. 23. — С.
  86. А.К. Психологические критерии и ступенипрофессионализма учителя /А.К. Маркова //Педагогика. 1996. — № 6. — С. 5563.
  87. Н.В. Педагогическая рефлексия как средство личностной самореализации будущих учителей в учебно-профессиональной деятельности /Н.В. Маркова //Наука и школа. 1997. — № 4. — С. 22−23.
  88. А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества /А.В.Маргулис. Белгород, 1972. — 95с.
  89. М.И. Современный урок /М.И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184с.
  90. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психологические труды /Н.А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989.-224с.
  91. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. Учебное пособие для студентов и аспирантов /З.К. Меретукова. Майкоп, 1999.- 160с.
  92. Методическое пособие по организации и проведению педагогическойпрактики студентов с квалификацией «Учитель начальных классов» /A.M. Шехмирзова, Л. П. Коненкова. Майкоп, 2003. — 50с.
  93. Г. И. О некоторых особенностях рефлексии учителя /Г.И. Метельский, О. М. Чикова // Психология учителя. М., 1989. — С. 33.
  94. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений /Е.А. Милерян. М., 1973. — 129с.
  95. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя /Л.М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200с.
  96. Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие /Н.А. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 304с.
  97. А. Еще раз о педпрактике /А. Мосин, Е. Гуц //Вестник высшей школы. 1990. -№ 10.-С. 49−51.
  98. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
  99. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук: (13.00.08) /Нагорная Г. А. Киев, 1983. — 167с.
  100. Л.С. Непрерывная педагогическая практика в университете /Л.С. Нечепоренко, А. В. Троцко //Советская педагогика. — 1986. -№ 8. -С. 73−78.
  101. Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся / Р. А. Низамов. Казань: Татар, книжное изд-во, 1989. — 62с.
  102. Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие /Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288с.
  103. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений /A.M. Новиков. М.: Высшая школа, 1986. — 288с.
  104. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-278с.
  105. Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Постановление правительства РФ от 12.09.1994 г. //Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 113−119.
  106. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов. -М., Политиздат, 1984. 112с.
  107. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя /В.А. Онищук. -М.: Просвещение, 1986. 160с.
  108. В.И. Знания, умения и навыки учащихся /В.И. Орлов //Педагогика. 1997. — № 2. — С. 35.
  109. Основы педагогического мастерства / Под ред. А. И. Зязюна. М., 1989.-302с.
  110. Педагогическая практика /Под ред. В. К. Розова. — М.: Просвещение, 1981.- 160с.
  111. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для пед. спец. вузов/Под ред. В. П. Тарантея. -Минск: Университетское, 1991.-204с.
  112. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета /Р.Х. Емтыль. Майкоп, 2002. — 80с.
  113. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие /Под ред. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256с.
  114. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т.4. -1968.-С. 362−363.
  115. А.П. Непрерывная педагогическая практика: опыт и проблемы /А.П. Петров, О. А. Абдуллина //Советская педагогика. 1986. — № 1. — С.67−73.
  116. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя /А.И. Пискунов //Советская педагогика. 1985. — № 12. — С. 42−47.
  117. К.К. Психология. Учебник для индустриально-педагогических техникумов /К.К. Платонов, Г. Г. Голубев. М.: Высш. шк., 1973.-256с.
  118. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255с.
  119. К.К. О знаниях, навыках и умениях /К.К. Платонов // Советская педагогика. 1963. — № 11. — С. 98−103.
  120. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001.- кн. 1. — 576с.
  121. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей /Т.С. Полякова. -М.: Педагогика, 1983. 128с.
  122. Я.А. Психология творчества и педагогика /Я.А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280с.
  123. М.М. Педагогические ситуации и педагогические задачи /М.М. Поташник, Б. З. Вульфов. -М.: Педагогика, 1983. 144с.
  124. Программы педагогических институтов //Сборник № 23. Педагогическая практика студентов. — М., 1987. 14с.
  125. Психология: Словарь Справочник /Под ред. М. И. Дьяченко, J1.A. Кандыбовича. — Мн.: «Хелтон», 1998. — 399с.
  126. Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990. -494с.
  127. Психолого-педагогическая подготовка учителей. Учеб. методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов / Под ред. JT.H. Рувинского. М., 1987. — 172с.
  128. Психология/Под ред. Петровского А. В. -М., 1986.-С. 107- 116.
  129. П.Е. Педагогическая практика в комплексе «педколледж пединститут» / П. Е. Решетников // Педагогика. — 1994. — № 4. С. 76−78.
  130. З.А. Психологические основы профессионального обучения /З.А. Решетова. -М.: МГУ, 1985. 207с.
  131. Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 672с., ил. Т.2. — М-Я.-1999.-670с.
  133. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. /С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 2 т. — 322с.
  134. Т.И. Основы педагогического профессионализма / Т. Н. Руднева. Самара: СИУ, 1996. — 118с.
  135. Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие /Л.Г.Семушина, Н. Г. Ярошенко.- М.: Высш. шк., 1990. 192с.
  136. В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие /В.П. Симонов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 264с.
  137. О.М. Методы и формы научного познания /О.М. Сичивица. М.: Высшая школа, 1972. — С. 95.
  138. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей /Г.Б. Скок. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 102с.
  139. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки /В.А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976.- 160с.
  140. В.А. Педагогика: инновационная деятельность /В.А. Сластенин, Л. С. Подымова. М., 1997. — 224с.
  141. A.M. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства /A.M. Смолкин.- М.: Знание, 1976. -72с.
  142. Современная дидактика: теория и практика /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 288с.
  143. Современный философский словарь /Под ред. Кемерова В. Е. М.: Изд-во Пан Принт, 1998. 1200с.
  144. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы /Под ред. Е. В. Бондаревской, В. Т. Фоменко и др. -Ростов-на-Дону. 1996.
  145. Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач /Л.Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. -Ярославль, 1974. 130с.
  146. Л.Ф. Основы педагогического анализа /Л.Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. Ярославль — Кострома, 1985. — 85с.
  147. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 4 т.
  148. В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 638с.
  149. В.А. О воспитании /В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1988. — 269с.
  150. Н.Ф. О психолого-педагогической подготовке преподавателей в университете /Н.Ф. Талызина //Вестник высшей школы. -1985.-№ 5.-С. 32−35.
  151. В.Н. Путь к мастерству /В.Н. Тарасов //Народное образование. 1992. — № 5−6. — С. 21−22.
  152. В.П. Непрерывная педагогическая практика студентов /В.П. Тарантей //Советская педагогика. 1987. — № 3. — С. 80−83.
  153. .М. Психология /Б.М. Теплов. М., 1948. — 242с.
  154. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения /Ф.Ш. Терегулов. М.: Педагогика, 1992. — 294с.
  155. Н.Л. Педагогический анализ урока (Дидактические основы): Учеб. пособие /Н.Л. Терский. Красноярск, 1984. — 86с. h 154. Тихомиров O.K. Психология мышления /O.K. Тихомиров. М.: Издво МГУ, 1984.-272с.
  156. Н.А. Формирование аналитических умений в процессе подготовки резерва руководителей общеобразовательных школ. Экспериментальные материалы /Н.А. Тоскина. Л., 1985. — 35с.
  157. В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения /В.А. Трайнев. М.: МАН ИПТ, 2002. -360с.
  158. А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков /Совершенствование педагогической работы в вузе /А.В. Усова. М., 1980. — 206с. > 158. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных умений /А.В. Усова,
  159. А.А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 78с.
  160. К.Д. Собр. соч. /К.Д.Ушинский. М.- Л., 1948. — Т.2. — С. 63 -64.
  161. Учителю о педагогической технике /Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1987.- 160с.
  162. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. 4 — 1983.-840 с.
  163. Философский энциклопедический словарь /Под ред. С. С. Аверинцева, Э. А. Араб Оглы, Л. Ф. Ильичева и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-С. 25.
  164. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: МГУ, 1968.- 134с.
  165. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Прогресс, 1990. -448с.
  166. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении /Л.М.
  167. Фридман. М.: Знание, 1984. — 78с.
  168. Ф.П. Условия эффективного формирования педагогической рефлексии у будущих учителей: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Хакунова Ф.П.-Майкоп, 1998.- 165с.
  169. Ф.П. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие / Ф. П. Хакунова, Л. Х. Цеева. Майкоп, 2001. — 210с. f>
  170. Ф.П. Анализ состояния проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе / Ф. П. Хакунова, З.М. Хутыз
  171. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. — Майкоп: Изд-во ЛГУ, 2003. С. 106−131.
  172. И.Ф. О концептуальных основах педагогической практики /И.Ф. Харламов, В. П. Горленко // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 50−55.
  173. З.И. Проблема навыка в психологии / З. И. Ходжава. — Тб., I960. 130с.
  174. А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08) /Христева А. В. Магнитогорск, 1996. — 200с.
  175. О.С. Формирование педагогического мышления будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08) /Цокур О.С. М., 1990. — 16с.
  176. Черкес-заде Н. М. Формирование педагогических умений и навыков в процессе учебно-воспитательной практики /Н.М. Черкес-заде //Педагогическая практика в процессе подготовки будущих учителей. М.: Изд-во МГПИ, 1978. — 140с.
  177. В.П. Овладение студентами основ теоретического анализа при изучении педагогики, как условие развития педагогического мышления /В.П. Чубуков // Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1970. — Т. 274. Вып. 19.-С. 53.
  178. В.Д. Психология деятельности и способности человека /В.Д. Шадриков. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1996. — 318с.
  179. Т.И. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления /Т.И. Шамова, Ю. А. Конаржевский. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — 209с.
  180. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования /А.И. Щербаков. Л., 1967.-266с.
  181. А.И. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов /А.И. Щербаков // Психология труда и личности учителя. — Л., 1977. — Вып. 2. — С. 124−131.
  182. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1975. — 160с.
  183. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1978.-391с.
  184. Д.С. Из опыта непрерывной педагогической практики студентов /Д.С. Ягафарова //Советская педагогика. 1987. — № 11. — С. 82−84.
  185. Л.В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии (на материале педучилищ): Дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.08)/Яковлева Л.В. М., 1991. — 245с.
  186. И.В. Условия формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета /И.В. Ястер //Формирование внутренних стимулов учения у студентов: Тезисы докладов. Часть 2. Саратов: Изд-во СГУ, 1991.-С.З-8.
  187. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения /И.С. Якиманская. — М.: Высш. шк, 1979.-88с.
Заполнить форму текущей работой