Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ психолого-педагогической литературы позволил утвердиться во мнении, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом жизни человека для развития позитивного опыта общения с природой (Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, А Дистервег и др.). Организация уроков в естественных природных условиях (JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы как педагогическая проблема
    • 1. 1. Философские, исторические аспекты проблемы изучения развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
    • 1. 2. Современные взгляды на развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы
    • 1. 3. Интеграция школьного и дошкольного опыта развития основ экологической культуры
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Исследование уровня развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на уроках «Окружающий мир» (по материалам констатирующего этапа эксперимента)
    • 2. 1. Задачи и методика исследования развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
    • 2. 2. Анализ результатов исследования уровня развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Организация системы уроков в естественных природных условиях как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы (по материалам формирующего этапа эксперимента)
    • 3. 1. Задачи, содержание и условия, определяющие развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях
    • 3. 2. Анализ результатов исследования развития основ экологической культуры учащихся начальной школыв на уроках в естественных природных условиях
    • 3. 3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы
  • Выводы по III главе

Развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет задачи обновления содержания, методов обучения и достижения нового качества результатов при изучении школьных предметов, в частности, предмета «Окружающий мир» в развитии основ экологической культуры ученика начальной школы.

Обращение к проблеме развития экологической культуры подрастающего поколения фиксируется в России уже в конце XIX — начале XX века, когда широкое распространение получает уникальное философское направление — Русский Космизм (В.И. Вернадский, B.C. Соловьёв, К. Э. Циолковский, С. Н. Булгаков, H.A. Бердяев и др.), доказывающее необходимость бережного отношения человека к природе. Ученые нового столетия, занимающиеся проблемой становления личности, утверждают, что одним из условий преодоления конфликта между природой, человеком и обществом является развитие экологической культуры (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, Н. В. Груздева, Н. Ж. Дагбаева, С. Д. Дерябо, Т. С. Комиссарова, И. С. Кон, А. М. Макарский, Н. М. Мамедов, P.C. Немов, JI.B. Симонова, И. Т. Суравегина, К. И. Шилин и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил утвердиться во мнении, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом жизни человека для развития позитивного опыта общения с природой (Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, А Дистервег и др.). Организация уроков в естественных природных условиях (JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.) предполагает овладение учителем и ребенком процессом обучения в природе (Н.Ф.Виноградова, Л. И. Грехова, A.A. Плешаков и др.). Учащийся при таком обучении выступает не как носитель предлагаемой информации, а как субъект учебного процесса, адекватно оценивающий состояние природной среды, способный проявлять интерес к ней, проектировать и отражать действия, направленные на ее сохранение и приумножение, осознание собственных чувств и свое поведение в ней (С.Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, В. А. Ясвин и др.). Однако изучение литературных источников по проблеме развития основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях выявило противоречие между потребностью современного общества в гражданах, обладающих высокой культурой поведения в природе, и отсутствием в учебном процессе системы организации уроков в естественных природных условиях, обеспечивающей младшим школьникам оптимальные возможности развития основ экологической культуры.

Указанное противоречие определило проблему исследования: формирование и развитие экологической культуры.

Названная проблема и обозначенное противоречие определили тему нашего диссертационного исследования «Развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях».

Объект исследования — экологическая культура учащихся начальной школы.

Предмет исследования — развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы при организации уроков в естественных природных условиях.

Цель исследования — разработать систему организации уроков в естественных природных условиях, обеспечивающую развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования — развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы возможно, если:

• естественная природная среда является системообразующим компонентом организации уроков в природе;

• определен феномен содержания понятий «развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы» и «основы экологической культуры младшего школьника»;

• разработана система организации уроков в естественных природных условиях, которая обеспечивает ученику действенно-практическую активность в обучении по различным направлениям: развитие творческого воображения и познавательного интересаразвитие поисково-исследовательской деятельностиразработка и защита природоохранных проектовреализация проекта, оценка, контроль и самоконтроль детьми полученных практических результатов;

• создана модель урока в естественных природных условиях, на котором осуществляются субъект-субъектные отношения учитель-ученик, устанавливается постоянная «обратная связь» по всем направлениям организации педагогического процессаоценивается уровень развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной, нравственно-волевой сферы учащихся и качество знаний, умений и навыков природоведческого содержания.

• выявлены педагогические условия обучения в системе уроков в естественной природной среде.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи.

1. Определить роль естественной природной среды для обучения младшего школьника в природе.

2. Обосновать феномен понятий «основы экологической культуры младшего школьника», «развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы» на основе анализа классической и современной психолого-педагогической литературы.

3. Выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих систему организации уроков в естественной природной среде.

4. Разработать модель системы организации урока в естественных природных условиях, отражающую развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы.

5. Апробировать систему организации уроков в естественных природных условиях с младшими школьниками и разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по применению данной системы.

Методологическую основу исследования составили общенаучные положения современных философов и культурологов о гармонизации взаимодействия человека, природы, общества и роли культуры в этом процессе (В.И. Вернадский, Э. В. Гирусов, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, H.H. Моисеев, Ю. П. Трусов, А. Д. Урсул, А. Швейцер, Г. А. Ягодин и др.) — идеи социальной обусловленности развития человека как личности для решения проблем природы (Б.Г. Ананьев, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В.А. Кан-Калик, П. Ф. Каптерев, Б. Коммонер, О. Леопольд, К. Р. Роджерс, М. В. Шакурова, С. Т. Шацкий и др.) — концепция начально-школьного детства как своеобразного этапа в развитии ребенка (А.Г. Асмолов, Г. В. Бурминская, И. А. Володарская, O.A. Карабанова, C.B. Молчанов, Н. Г. Салмина и др.) — социализации ребенка (В.В. Репкин, A.A. Вербицкий и др.) — развивающего (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) и личностно-ориентированного обучения (В.Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.).

Теоретическую основу составил системно-деятельностный подход и исследования по проблемам:

• развития личности и развивающего обучения в экологическом образовании (П.К.Анохин, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, И. Н. Пономарева, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, В. А. Ясвин и др.) — идея деятельностного подхода в обучении (А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) — идея целостного подхода к педагогическому процессу (Е. Н. Ильин) — единство интеллектуального, эмоционально-чувственного, волевого и духовно-нравственного воспитания школьника (А.П. Букин, И. А. Ильин, Н. И. Непомнящая, С. Н. Николаева, Л. А. Чистякова, И. В. Цветкова и др.);

• обучения в естественных природных условиях, как мощном источнике развития личности человека (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский и др.);

• устойчивого развития природы и общества (С.В.Алексеев, С. Н. Глазачев, К. Я. Кондратьев, Н. И. Корякина, Ю. Л. Мазуров, Н. М. Мамедов, Т. В. Тарасова, В. С. Тикунов и др.);

• межпредметных связей и культурологических подходов в педагогике (Е.В.Бондаревская, В. И. Загвязинский, B.C. Ильин, Г. Д. Кириллова, В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, Г. И. Щукина и др.);

• реализация субъект-субъектных отношений учителя и ученика (Ш.А.Амонашвили, В. Н. Мясищев, C. J1. Рубинштейн и др.).

База исследования: МОУ Лебяженская средняя общеобразовательная школа и МОУ Большеижорская средняя общеобразовательная школа Ломоносовского района Ленинградской областиучителя и завучи начальных школ, обучающиеся на курсах повышения квалификации в Ленинградском областном институте развития образования.

Опытно-экспериментальное исследование включало этапы.

На первом этапе — аналитико-прогностическом (2005) решались следующие задачи: определение научного аппарата исследованиятеоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме развития основ экологической культуры учащихся начальной школыразработка программы и методики эксперимента.

На втором этапе — экспериментальном (2005; 2009) проводился непосредственно сам педагогический эксперимент, который носил констатирующий (устанавливалось состояние предмета исследования), формирующий и контрольный характер.

На третьем этапе (2009; 2011) — заключительно-обобщающем проводилась апробация полученных результатовосуществлялся качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных исследованиясоотносились результаты эксперимента с поставленными задачамиоформлялась диссертация.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях обеспечивается:

• использованием естественных природных условий для обучения учащихся начальной школы;

• уточнением определений понятий «основы экологической культуры младшего школьника», «развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы»;

• разработкой системы организации уроков в естественных природных условиях, которая включает: гуманистическую направленность деятельности учителя, проявляющейся в психолого-педагогической поддержке ученика как субъекта учебного процесса в системе организации взаимодействия с реальной природной средой, в результате которого решаются задачи саморазвития личности ребенка, формируется мотивационная готовность осуществлять природоохранные действиявключение ученика в активный познавательный процесс, направленный на изучение реально воспринимаемых природных объектов: умения ставить учебную задачу и соблюдать позицию исследователя природы, осуществлять практические учебные действия, обеспечивающие решение проблем природыконтроль и оценку результатов.

2. Система организации уроков в естественных природных условиях может быть представлена как модель, включающая четыре интегрирующих направления урока: развитие эмоционально-чувственной сферы (умение сопереживать природному объекту, оценивать его состояние, вести диалог от имени природного объекта) — исследовательская деятельность (устанавливать причинно-следственные связи и зависимости) — разработка и защита природоохранного проекта (постановка цели, планирование предстоящих действий, получение результата) — реализация природоохранного проекта в естественных природных условиях (критическая самооценка проделанной работы), а также определением и оценкой уровня (высокий, выше среднего, средний, низкий) развития основ экологической культуры на основе выявленных общих и частных критериев и показателей (эмоционально-чувственное (творческое) развитиепоисково-исследовательская (познавательная) и практическая природоохранная деятельность).

3. Для реализации системы организации уроков в естественной природной среде, направленной на развитие основ экологической культуры младшего школьника, необходимы следующие педагогические условия: расписание, место, время проведения урока (в природе) — использование современных технологий, методов и приемов обучения в естественных природных условиях.

Научная новизна исследования:

• выявлено, что содержание понятий «развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы» и «основы экологической культуры младшего школьника» включают четыре взаимообусловленные направления развития: эмоционально-чувственное восприятие природыпоисково-исследовательские действияразработку и защиту природоохранных проектовреализацию проектов в природе;

• разработана и научно обоснована система организации уроков в естественных природных условиях, обеспечивающая развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы и позволяющая решать задачи интеллектуального, социального, общекультурного и личностного развития младшего школьника;

• выявлены педагогические условия, необходимые для создания системы организации уроков в естественных природных условиях;

• используется специфичная образовательная среда (обучение в естественной природе);

• разработана модель урока в естественных природных условиях, определяющая развитие основ экологической культуры младшего школьника.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологической целостностью работыкачественным и количественным анализом эмпирических данныхвыбором методов, адекватных цели и задачам исследованиялонгитюдным характером экспериментаобъемом и репрезентативностью экспериментальной выборки (138 учащихся).

Теоретическая значимость исследования:

• уточнено определение понятий «развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы», «основы экологической культуры младшего школьника» с позиции системного подхода к организации учебного процесса как проявление ребёнком на эмоционально-чувственной основе способности воспринимать реальные природные объекты и явленияизучать, исследовать, оценивать их реальные состояниянакапливать разнообразные представления об условиях их жизни и развитияразрабатывать проекты, направленные на защиту, сохранение и восстановление природной среды, и реализовывать ихиспытывать чувство удовлетворения от собственной природоохранной деятельности на уроках в естественных природных условиях;

• разработана концептуальная модель организации учебного процесса в естественных природных условиях, обеспечивающая единство обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования универсальных учебных действий, которые актуализируются при решении задач, связанных с изучением природы, что качественно меняет отношение ребенка к процессу обучения в естественной природной среде, способствует развитию личностных, познавательных, общекультурных компетенций учащихся;

• создана система мониторинга учебной и творческой деятельности учащихся начальных классов, позволяющая фиксировать уровень развития основ экологической культуры учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации учителям по практическому применению системы организации уроков в естественных природных условиях для развития личности младшего школьника на всех предметах в начальных классах.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе экспериментальной работы на базе Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Ленинградского областного института развития образования, в школах Ленинградской области. Основные результаты исследования представлялись на Международных российско-шведских семинарах, фестивалях (2000 — 2009) — региональных, областных, муниципальных конференциях по экологическому развитию (2000 — 2011) — на районных и областных методических объединениях учителей начальной школыкурсах повышения квалификациина заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. A.C. Пушкина.

По результатам исследования автором опубликовано 10 научных работ в виде статей общим объемом более 2,0 п.л., в том числе работ, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией, — 3 статьи (объем более 1,0 п.л.).

Автор диссертации является победителем Приоритетного Национального проекта «Образование» Президента Российской Федерации в номинации «Лучшие учителя» в 2007 году.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 248 источников. Основное содержание диссертации иллюстрировано двумя таблицами и тремя рисунками.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

Проведенный анализ результатов формирующего этапа исследования позволил нам сформулировать следующие выводы.

Анализ результатов формирующего этапа исследования в системе организации уроков в естественных природных условиях по четырём разработанным нами направлениям, основанных на развитии эмоционально-чувственной сферыформировании поисково-исследовательской деятельностиразвитии способности разрабатывать и защищать проекты, направленные на спасение и сохранение природыреализации и воплощении природоохранных проектов в реальной природе, доказал эффективность педагогического процесса, определяющего развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы.

Предлагаемая нами система работы, направленная на успешное развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы, в своей теоретической и практической части раскрывает педагогические условия, которые обеспечивают ученику позицию субъекта учебной деятельности на разных направлениях осуществления учебной деятельностицелостность обще культурного и познавательного развития и саморазвития. Учащиеся в данных условиях учились «добывать» знания, востребующие от них формирования общеучебной деятельности, соотнесенной с реально познаваемыми природными объектами. Педагогические условия определяли:

— успех развития основ экологической культуры, что предполагало осуществление учебного процесса в системе организации обучения в реальных естественных природных условиях (80% учебного времени);

— интегрированную связь уроков в естественных природных условиях с другими учебными предметами начальной школы в классе (20% учебного времени).

Эффективность процесса обучения в системе организации уроков в природе зависела от выбора условий, средств и способов обучения, среди которых включить учащихся в процесс изучения реальных природных объектов, практических действий, эмоционально-чувственного восприятия природы.

Данные условия ставили ребенка в ситуацию субъекта учебной деятельностисодействовали совершенствованию развивающего характера обучения, расширению и углублению знаний природоведческого содержания и формированию нового опыта практической деятельности.

Включение эмоционально-чувственной сферы усиливало наглядно-образное мышление, творческое воображение ребенкаумение в речи оживлять, одухотворять, очеловечивать реально воспринимаемые образы природы.

Включение системы непрерывных «открытий» новых для себя знаний обеспечивало ребенку активную позицию исследователя учебной задачиусиливало способность выявлять причины проблем природы, определять последствия для нее и выходить на новые для себя уровни знаний о природных объектах.

Освоенные знания природоведческого содержания становились основой для разработки и защиты проекта, что повышало качество речевых высказываний при его защите.

Значимость данного подхода заключалась в том, что познание становилось во главу духовно-ценностной и практической ориентации учащихся.

Изучение природы в реальном ближайшем природном окружении способствовало расширению кругозора учащихся и формировало практическую реализацию природоохранных проектов, направленных на восстановление природных объектов и последующую оценку качества проделанной учащимися работы, испытывая чувство глубокого удовлетворения от собственной природоохранной деятельности. Эти обстоятельства давали возможность формировать универсальные учебные действия младшего школьника.

Особое значение на всех направлениях имели «планшетные» задания, которые учили учащихся с первого по четвертый класс оперировать знаниями, умениями и навыками природоведческого содержания.

По каждому направлению отрабатывались критерии оценки развития основ экологической культуры учащихся с первого по четвертый класс.

Сравнительный анализ данных экспериментальных и контрольных классов по разработанным нами критериям свидетельствовал о ярко выраженной положительной динамике в развитии основ экологической культуры учащихся начальной школы. По результатам опытно-экспериментальной работы в процессе проверки данных в развитии основ экологической культуры выявлено, что если до начала эксперимента учащиеся показывали низкий уровень, то в конце эксперимента у большинства учащихся начальной школы зафиксировано бережное отношение к природе и высокий уровень развития основ их экологической культуры.

Кроме традиционных методик, нами использовался метод математической статистики, основанный на применении И-критерия Манна — Уитни, который показал, что учащиеся экспериментальных классов по сравнению с учащимися контрольных имели ярко выраженные различия в показателях. Средние показатели экспериментальных классов начальной школы по сравнению с контрольными классами улучшились (2,7 и 1,64) — для творческого, эмоционально-чувственного познания природы показатели Манна-Уитни и уровень значимости соответственно равны 1,2 и 0,02 (значение критерия мало, что с высокой степенью вероятности позволяет утверждать, что различия между значениями параметра в выборках достоверны).

Нами отдавалось предпочтение идеям видных ученых. На уроках оценивалось: способы решения ребенком поставленных задач, умения детей логически выполнять последовательность совершаемых действийрассказать, как он намерен решать экологическую проблему, скорость восприятия и решения проблемв речи обосновывать собственное суждение, умение контактировать со сверстникамиучитывать мнение других, что, в целом, формировало учебные действия, которые имели тенденцию к универсализации (применение в разных условиях деятельности). Урок в естественной природной среде по сравнению с обычным уроком позволяет интенсифицировать учебный процесс, что создавало условия для развития компетенций.

Мы можем утверждать, что созданные педагогические условия, реализуемые в процессе формирующего этапа эксперимента, определяли успех развития основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях, что обеспечивало возможность выходить на новый стиль взаимодействия ученика с учителем, природой, самим собой и реализовывало обеспечение позиции субъекта учебной деятельности на всех направления урока в природе.

Предложенная и разработанная нами система организации уроков продвижения ученика к высокому уровню развития основ экологической культуры включала ребенка в активную проектировочную деятельность и создавала условия для применения знаний, умений и навыков в разнообразных условиях учебной и внеучебной деятельности.

Таким образом, анализ результатов формирующего этапа эксперимента показал, что разработанная нами система организации уроков в естественных природных условиях способствует эффективному усвоению учащимися начальной школы знаний, умений и навыков природоведческого содержания, вырабатывает убеждения решать проблемы природы, обуславливает готовность младших школьников к конкретной практической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Научная проблема данного диссертационного исследования заключалась в разработке педагогических условий эффективного использования естественной природной среды в качестве основополагающего, системообразующего ресурса развития основ экологической культуры учащихся начальной школы.

• Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить, что в настоящее время, как и в прошлые времена, развитие экологической культуры подрастающего поколения является злободневной и чрезвычайно важной проблемой образования, которая привлекала внимание многих российских и зарубежных исследователей. Проблема развития экологической культуры подчеркивается в ряде постановлений Правительства РФ, что связано с модернизацией системы образования и повышением качества обучения учащихся начальной школы. Младший школьный возраст, с психологической и возрастной точки зрения, является наиболее благоприятным периодом для развития позитивного опыта общения с природой. Вместе с тем нам не удалось выявить исследований, направленных на изучение условий, обеспечивающих ученику развитие основ экологической культуры в системе организации уроков в реальной природе. Системный анализ обнаружил, что сегодня необходим учитель, способный организовывать педагогический процесс в начальной школе так, чтобы пробуждать интерес к поиску, открытиям, нравственным и интеллектуальным действиям, направленных на изучение, исследование, добывание знаний природоведческого содержания на уроках «Окружающий мир».

Сопоставительный анализ литературных источников позволил нам разработать собственное рабочее определение содержания понятия «экологическая культура младшего школьника» («развитие основ экологической культуры ученика начальной школы" — «основы экологической культуры младшего школьника»),.

• Констатирующий этап исследования, направленный на изучение педагогических условий на уроках «Окружающий мир» (в классеурокахэкскурсиях (по регламенту один раз в четверть) и пробных уроках в природе) показал, что освоение учащимися материала природоведческого содержания осуществлялось на традиционных уроках в классе, где ученик начальной школы становился объектом педагогического воздействия учителя. Педагог тренировал ребенка в умении действовать в строгом соответствии с установленными правилами поведения в учебном процессе (учил слушать, запоминать и воспроизводить учебный материал). Система обучения в разных классах ориентировала на развитие памяти, внимания, прилежания и практически исключала формирование эмоционального интеллекта учащихся, поисковой деятельности, познавательного интереса, переживание чувства открытия нового для себя знания, умения действовать в природе, что, безусловно, сдерживало развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы. У учащихся начальной школы обнаружен низкий рейтинг уроков природоведения, что фиксировало отсутствие у них интереса к изучению предмета «Окружающий мир».

Разработанные показатели позволили определить четыре уровня развития основ экологической культуры. Наибольшее количество учащихся с первого по четвертый класс распределились по низкому и среднему уровню (отсутствуют знаний и представлений о взаимоотношениях природного организма с внешней средойоб условиях его роста, развития, превращении, приспособлениио причинах и следствиях, «норме» и «не норме» функционирования природного организма).

Таким образом, анализ имеющихся в нашем распоряжении материалов констатирующего этапа исследования, свидетельствует, что процесс обучения природоведению является «традиционным», «формальным», «неинтересным» и не отвечает современным требованиям к предмету «Окружающий мир».

Поэтому, основным условием, кардинально меняющим позицию ученика в учебном процессе, являлась система организации уроков в естественных природных условиях. Природа объективно становилась мощным источником для накопления информации природоведческого содержания. В этих условиях ребенок учился владеть способами ее получения, применения и адекватной оценки результатов собственной деятельности.

• Формирующий этап исследования состоял в разработке модели системы организации обучения в реальной природе как системы развития основ экологической культуры учащихся с первого по четвертый класс, в основу которой легли принципы системности, интеграции, социально-педагогической обусловленности, а также условия для формирования компетенций учащихся начальной школы. Содержание системы определяло особенности методов, форм и средств обучения на уроках в естественных природных условиях (80% учебного времени) и в работе в классе или во вторую половину дня: кружки, эко-клубы, студии, дискуссии, конференции и т. п. (20% времени).

Отработана модель системы организации уроков в естественных природных условиях, включающая четыре направления развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. Первое направление (Увидеть^ Удивиться=>Оценить) определяло развитие способности ученика эмоционально воспринимать природу, мыслить образами, одухотворять ее и в творческой речи выражать свое отношение к ней. Второе направление (Исследовать=>Умозаключать=>Объяснять) развивало поисковоисследовательскую деятельность, формировало мотивационную готовность привлекать ранее имеющиеся знания природоведческого содержания и добывать новые для решения поставленной проблемы. Третье направление (Проектировать =>Договариваться=>Доказывать) формировало умение актуализировать имеющиеся знания и представления о природеразрабатывать проекты, направленные на развитие и сохранениепланировать содержание действий для каждого участника совместной работы, проявлять умение взаимодействовать со сверстникамипредвидеть результат, переживая чувство ответственности на защите проекта. Четвертое направление (Реализовать=^>Взаимодействовать=>Контролировать) востребовало практических действий, направленных на воплощение разработанного проектаоценка и самооценка действий каждого участника в процессе его реализации.

В сравнении с данными констатирующего этапа исследования (на низком уровне находилось 74%- на среднем — 26% участников) по результатам формирующего этапа исследования произошли существенные изменения.

Таким образом, природа, по мнению русских мыслителей В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. рассматривалась как средство развития ребенка. Система организации уроков в естественной природной среде по сравнению с обычными уроками природоведения позволяет интенсифицировать учебный процессразвивает гибкость, нестандартность мышления личности ученикаучит выражать отношение к природепланировать последовательность действийоценивать проделанную работу каждого участника.

Экспериментальная проверка доказала эффективность разработанной нами системы организации уроков в естественных природных условиях по четырем направлениям.

Положительная динамика результатов формирующего этапа эксперимента обнаружила, что учащиеся четвертого экспериментального класса распределились, в основном, на уровне выше среднего и высоком. К концу педагогического эксперимента на высоком уровне оказалось 90% учащихся четвертого класса. В контрольном четвертом классе учащиеся остались на низком и среднем уровне развития основ экологической культуры.

Таким образом, все четыре направления системы организации уроков в естественных природных условиях являются определяющими в развитии основ экологической культуры учащихся начальной школы.

Данное исследование убедительно доказало важность использования природы в качестве основного средства для накопления природоведческих знаний в процессе познавательной, исследовательской деятельности, связанной с изучением природы (развитие экологического сознания) и практической деятельностью, направленной на защиту и сохранение природы. В исследовании подтвердилась взаимосвязь между системой организации уроков в естественной природной среде и развитием основ экологической культуры учащихся начальной школы. Система организации уроков в природе обнаружила мотивационную готовность педагогов, присутствующих в качестве наблюдателей в течение четырех лет, высоко оценивать и выражать готовность применять данную систему обучения в реальной природе для решении проблем развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. Разработанная и апробированная нами система обучения в природе стимулирует участников педагогического процесса к целенаправленным практическим действиям. Новые возможности в организации процесса обучения в природе обнаружили не только учителя, но завучи и родители.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, а также выявило перспективы для дальнейшего исследования, связанного с г разработкой системы организации обучения в естественных природных условиях в основной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы экологии и биологии: наука и образование. Сборник научных трудов. М., 2002. — с. 234.
  2. , Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08: Спб., — 1998.-428 с.
  3. , C.B., Груздева, Н.В. Профильная эколого-образовательная программа для сельских школ: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2002.- 136 с.-ISBN 5−8290−0166−7.
  4. , Ш. А. Педагогическая симфония: учебно-методическое издание. В 3-х част. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993, с. 176. Ч. 1 — с. 224- ч.2с. 176- ч. З — с. 216.
  5. , Б.Г., Веккер, Л.М., Ломов, Б.Ф., Ярмоленко, A.B. Осязание в процессе познания и труда. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — с. 257.
  6. , Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Л., 1959.-с. 187.
  7. , Б.Г. Восприятие пространства и времени. Ленинград: Наука, 1969.-с. 129.
  8. , Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН, 1960. -с. 235.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград, 1968. — с. 338.
  10. , Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф, Ломова- Вводная статья А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. Т.1 — с. 432- т.2 — с. 375.
  11. И. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев, АН СССР, институт психологии. — М.: Наука, 1977. — с. 380.
  12. Ананьев, Б. Г Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалева — М.—Воронеж: изд-во инст. практ. психологии- НПО МО ДЕК, 1996. — с. 384.
  13. , Б.Г. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. — Л.: 1971 — с. 94.
  14. , Э.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2008. — с. 165
  15. Аристотель. Сочинения. — М.: Мысль, 1975, т. 2, с. 126.
  16. , М.С., Турсунов, A.A. Современные тенденции интеграции наук.
  17. Вопросы философии, 1981, № 3, с. 61.
  18. , А.Г. Слагаемые воспитания: взгляд психолога // Воспитание школьников, № 3, 1989.
  19. , А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: о действия к мысли: пособие для учителя М.: Просвещение, 2008.- 151 с.-ISBN 978−5-09−19 148−7
  20. , Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии. Автореферат Махачкала, 2004. — с. 23.
  21. Атлас животных. Русич, Смоленск, 1997. 74 3. е.: ил- 21 см. — Библиогр.: с. 76, 1997. — 500 экз. — ISBN 5−288 003−79−3.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  23. , В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Ульяновск, 1999. — с. 446.
  24. , М.М. Ступеньки к школе. М., 2001. — с. 256.
  25. , И. Найденская, Н. Планета наш дом.- М., -1995. — с. 56.
  26. , H.A. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции М. 1990. -с. 201.
  27. , JI.A. Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества. Автореферат дис. На соис. Уч. Ст. к. культ. Наук. М., 2004.-е. 23.
  28. , B.C. Мышление как творчество (введ. В логику смыслового диалога) — М.: Политиздат, 1979. — с. 399.
  29. , B.C. Нравственность, культура, современность: (философ. Размышления о жизн.пробл.) — М.: Знание, 1990. — с. 62, 2.
  30. Библиотека программы «Детство» «Добро пожаловать в экологию». — С-Петербург, 2002.-е. 160.
  31. , Н.В. Педагогические условия совершенствования экологического воспитания младших школьников на основе краеведческой работы. Автореф. дис. на соис. уч. ст. к.п.н. Чебоксары, 2004. — с. 20.
  32. , Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Вопросы философии. 1996. — № 2. — с. 12.
  33. , Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М., 2002.-е. 192.
  34. Вайсбах, Христиан. Эмоциональный интеллект Текст.: (пер. Павлов A.B.) -М.: Лик-пресс, 1998 с. 160. Ил., цв. Ил.+23 см — [Душа и тело]. — Указ: с. 155−160. -ISBN 5−7839−0052−4.
  35. , A.A., Раутиан A.C. Программа «Мир и человек». М., 2002. — с. 192.
  36. , В.И. Размышления натуралиста. -М., 1977.- с. 148.
  37. , В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М, 1975. — с. 175.
  38. , E.H. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста. — СПб, 1918, с. 365.
  39. Всеобщая декларация прав человека. — М.: ТОО Иван, 1993.
  40. , JI.C. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Выготский Л. С. — М.: Лабиринт, 2001. — с. 368.
  41. , Б.С., Волкова Н. В. Методы исследований в психологии, — М., 2002 с. 208.
  42. , Д.И. Гармония развития: интегрированная программа интеллектуально художественного развития личности дошкольника.- СПб, 2003. -с. 144.
  43. , А.Б. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2009. 176 е.- ISBN 978−5-09−18 495−3
  44. , В.А. Экология. Словарь-справочник, — Ростов-Москва, 1997.
  45. , Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. — с. 213.
  46. , Л.С. Сборник работ. М., 2002. — с. 234.
  47. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М., 1985.
  48. , A.B. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания. Автореферат дис. на соис. Уч. Ст. д.п.н. -М., 2004. с. 26.
  49. , A.A. Никандров П. Ф. Русская философия, 9−19 веков. Л., 1989.-е. 62−79.
  50. , А.И. Избранные пед. высказывания. Кн. вторая. — М., 1951, с. 127.
  51. , А.И. Письма об изучении природы. М., 1955. — с. 322.
  52. В.И. Педагогические условия экологического образования сельских школьников. Автореферат дис. на соис. уч. ст. к.п.н. Ярославль, 2004. — с. 21.
  53. , Э.В. Экологическое сознание и особенности его формирования. -М.: Издательство Московского университета, 1983. с. 132.
  54. , С.Н. Козлова, О.Н. Сможем ли мы выжить без экологической культуры. // ЭКОС. 1997. — № 5. — с. 10−14.
  55. А.И. Избранные педагогические высказывания. Кн. вторая. — М., 1951, с. 127.
  56. , Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3−7 лет. М., 2006,
  57. , С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. — М., 1998, с. 36.
  58. , С.Н. Экологическая культура учителя. Монография. — М.: Современный писатель, 1998, с. 431.
  59. , С.Н., Козлова, О.Н. Экологическая культура. Учебное пособие. — М.: Горизонт, 1997, с. 208.
  60. , A.B. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. М., 2009, с. 134.
  61. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж: Юнеско, 1986.
  62. , Н.К., Битинас, Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.
  63. , Л.Ю. Коллективное самообслуживание школьников. — М.: Просвещение, 1965. — с. 248.
  64. , Е.А. Прохорова, С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2008. — 84 с. — ISBN978−5-7432−0667−4.
  65. , Н.В. Морозова, Г.Н. Думаем, играем, творим, познавая окружающий мир. Санкт-Петербург, — 1994. — с. 38.
  66. , Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография/ Л. А. Даринская.-Спб.: Питер, 2005. 293 с. — ISBN 5−74 340 288−4.
  67. Дерим-Оглу, E.H., Фролова, H.A. Размножение растений и животных. // Начальная школа.- 2002.-№ 4, — с. 70−75.
  68. , С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — с. 476.
  69. , С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999. — с. 310.
  70. , С.Д. Ясвин, В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе.-М., 1995.-с. 144.
  71. , В.В., Жиров А. И., Ласточкин А. Н. Прикладная экология. Учебник для студентов экологических специальностей университетов. М.: Академия, 2008. -с. 23.
  72. , Л.И. Развитие акмеологической позиции будущего учителя в процессе педагогической практики. Диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. -Петрозаводск, 2010. с. 320.
  73. , М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод, пособие /М.Г. Ермолаева. Спб.: СПбАППО, 2007. — 120 с. — ISBN 57 434−0371−6.
  74. , Е.И. Методологические основы становления экологической культуры. Владивосток, 2000. — с. 306.
  75. , Е.И. Экологическая культура: проблемы становления. М., 2001. -с. 150.
  76. Ехансон Стина. Среди пеньков и шишек.-Швеция,-2001.-с. 132.
  77. , А.И. «Тенденции инновационного развития образования в Ленинградской области» //Вестник ЛОИРО. 2008.-е. 5−15.
  78. , Л.В. Состояние и прогнозирование исследований по проблеме «Обучение и развитие учащихся». -М., 1976. с. 125.
  79. , И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М., 1980.-с. 110.
  80. , А.Н. Школа и охрана природы.-М., 2000.-с. 128
  81. , И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981. — с. 159.
  82. , В.В. На пороге детства. М., 1991. — с. 49.
  83. , В.П. Культура и духовность. // Вопросы философии. 1990. — № 1- 1991,-№ 2, № 6- 1996.-№ 2- 1997.-№ 5.
  84. , В.П. Образование, мышление, культура. Под ред. Петровского A.B. -М., 1989.-с. 264.
  85. , В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. — Тюмень: ТГУ, 1998, с. 196.
  86. , Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991, с. 464.
  87. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. — с. 144.
  88. , И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х т., М., 1993, с. 34.
  89. Иоанн-Павел II. Переступить порог надежды. — М.: Истина и жизнь, 1995, с. 128.
  90. Иоанн-Павел II. Энциклика «Fides et ratio». — М.: Изд-во францисканцев, 1999.
  91. История цивилизаций (Под ред. Никифорова П.Т.) — М.: Просвещение, 1989, с. 355.
  92. , М.С. Философская теория ценностей. — С.-Пб., Петрополис, 1997, с. 59.
  93. , O.A. Курс экологии в начальных классах: психолого-педагогические условия развития экоцентрического сознания младших школьников. Вел. Новгород, 2002. — с. 76.
  94. Кан-Калик, В. А Педагогическая деятельность как творческий процесс М.: «НИИВШ» 1977, 64с. — ISBN 820 681.
  95. , Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования //Соц.-гуман. знания, № 4, 2000.
  96. , Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманистические знания, 1999, № 4, с. 114.
  97. , И., Сеченикова, Л. Цивилизация и человек: диалог во времени// Народное образование. 1996, № 9, с. 86.
  98. , Я.А. Сочинения. — М.: Наука, 1997, с. 411.
  99. , Я.А. Избранные педагогические. Соч. — М.: Учпедгиз, 1955, с. 325.
  100. , Я.А. Материнская школа. — М., Просвещение, 1986, с. 464.
  101. , Я.А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. М., Просвещение, 1957. — с. 309.
  102. , Т.С. Картография с основами топографии: учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по географии и естественно-науч. спец./ Т. С. Комиссарова, — М.: Просвещение, 2001.-181 е.: ил. ISBN 5−09−9 848−4
  103. , Г. Е. Формирование и развитие системы природоведческих понятий и ее пропедевтическая роль в биологическом образовании. Автореферат -Ленинград, 1979. с. 25.
  104. , Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края. Автореферат Якутск, 2004. — с. 20.
  105. , Б.А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования подрастающего поколения в северном регионе: Монография, — Нижневартовск, 2009. 238 с. — ISBN 978−5-89 988−9
  106. , Н.В. Воспитание экологической культуры в старшем дошкольном возрасте. Часть 1,2.- Рязань, 2000. с. 90, с. 107.
  107. , H.H. Программа «Мы». СПб, 2002. — с. 240.
  108. , H.H. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста Ленинград, 1986. — с. 22.
  109. Концепция ФГОС общего образования: проект под ред. А. М. Кондакова, A.A. Кузнецова М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — ISBN 978−5-09−19 046−6
  110. , H.H. Жевлакова, М.А. Кириллов, П. Н. Образование для устойчивого развития. С-Петербург, 2000. — с. 130.
  111. , Г. Психология развития. Санкт-Петербург -2000.-е. 992.
  112. Красная книга природы Ленинградской области т. 2, — СПб, 2000. с. 56.
  113. , Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. // Начальная школа-2002.-№ 1, — с. 57.
  114. , И.И. Развитие экологических интересов учащихся младших классов. Автореферат- Брянск, 2004. с. 24.
  115. , A.A. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии СПб. — 2003.- с. 560.
  116. , Л.Я. Развитие экологической воспитанности школьников: Проблемы теории, методики и диагностики. М.: Изд-во МГОПУ: независимый открытый университет, 1998. — с. 94.
  117. , Н.Г. Концепция дошкольного экологического воспитания. -Чита, 2000.-е. 23.
  118. , Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя (сборник тестов для выявления уровня развития ребенка). Киев -1992.-е. 38.
  119. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983. — с. 391.
  120. , А.Н. Проблемы развития психики. 4-е издание — М.: Изд-во МГУ, 1981, —с. 584.
  121. , Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования/ Экологическое образование в России: теоретические аспекты. — М.: Тобол, 1997, с. 68 — 80.
  122. , Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода. // Педагогика. 1994. -№ 2.-с. 14−16.
  123. , Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. — с. 232.
  124. , Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания. // Педагогика. -1995. -№ 1. — с. 42.
  125. , Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. — с. 238.
  126. , А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: МГУ, 1985.-с. 287.
  127. , A.M. Формирование экологической культуры учащихся в условиях геоэкологического лагеря. Автореф. дис. канд. пед. наук Санкт-Петербург, 2000.
  128. , Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996. — 187 с. 23.
  129. , А.Г. Экологическая культура как социальное явление. -Свердловск, 1982.-с. 18.
  130. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — М.: Евразия, 1997, с. 32.
  131. , М.В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Автореферат Архангельск, 2004. — с. 20.
  132. Мелик-Гайказян, И.В., Лукьянова H.A., Матвеева О. Ю. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры. М., 2005. -ISBN 5−89 815−241−5.
  133. , И.Э. Общеобразовательное учреждение как институт формирования экологической культуры личности. Автореферат Нижний Новгород, 2004. — с. 20.
  134. , H.H. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. -М., 1995.-с. 376.
  135. , H.H. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1996. — с. 165.
  136. Мониторинг качества образования в школах Ульяновской области за 20 032 004 учебный год: начальные классы/Авт.-сост.: А. Я. Горбылева, М.А.Ахметов- Под ред.Т. Ф. Есенковой, В. В. Зарубиной. Ульяновск: УИПКПРО, 2004. — 68 с. -ISBN 5−7432−0492−6.
  137. , Е.Е. Психолого педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе. // Начальная школа. — 2002.-№ 7.-с. 35−38.
  138. , А.П., Ильина Т. С. Катастрофы и нравственность // Общественные науки и современность, 1992, № 1.
  139. , A.A. Курс «Мир вокруг нас» с 1 по 4 класс, учеб. для нач. шк. в 2 ч. -М.: Просвещение, 2011. 112 с.
  140. , Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001 г.- с 1
  141. Никитина, Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только. -Самара, 1996 г.-с. 38.
  142. , С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». -М., 2001 г.-с. 10.
  143. , М.В. Воспитание культурно-экологического сознания молодежи в русле традиций русской философской мысли. Автореф. на соис. уч. ст. к. культ, наук. М., 2004 г. — с. 20.
  144. , Н.Г. Методика развития экологической культуры младших школьников. // Начальная школа.- 2002 г.- № 3 С30−37
  145. Новые педагогические технологии: проблемы и решения. Сб. трудов под ред. Черного С. Г. -М., 1999 г.-с. 159.
  146. От идеи к технологии: исследовательская деятельность младших школьников: сборник статей научно-практической конференции/по науч. ред. С. И. Смирновой. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007, — 212 е.: ил. — ISBN 978−5-98 774 047−7.
  147. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч., под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, — М.: Просвещение, 2009. -215 с. ISBN 978−5-09−21 464−3.
  148. , К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей/ К. Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2008.-192 е.- ISBN 978−5-9 016 135−0.
  149. , И.Г. Лингард и Гертруда /Избр. пед соч. в 3 т. — М., Изд. Акад. Пед. Наук РСФСР, 1961, с. 720.
  150. , Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. -Ульяновск: УлГТУ, 2008. 363 с. — ISBN 978−5-9795−0341−7
  151. , Д.В. Экологические идеи в русском космизме. М., 2004. -68 с.
  152. , A.A. Курс «Мир вокруг нас» в модели «Школа России.// Начальная школа. 2002.-№ 7,-С.8−12
  153. , A.A. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе. -М., 1990. — 15 с.
  154. , A.A., Александрова В. П., Борисова С. А. Мир вокруг нас -методическое пособие, 1 класс.-М.: Просвещение.-2002.
  155. , М.Н. Взаимодействие родителей и детей на физкультурных занятиях как средство коррекции их отношений. Диссертация на соис. уч. ст. к.п.н. С-Петербург, 1999.-214 с.
  156. Природа Ленинградской области и ее охрана.- Лениздат. -1983 .
  157. , С.П. Развитие творческой познавательной активности учащихся при изучении раздела биологии «Человека и его здоровье». Автореферат дис. на соис. уч. ст. к.п.н. М., 2004. — 19 с.
  158. Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25−26 апреля 2007 г. под ред. А.Л. Гройсман). Глазов, 2007.-280 е.- ISBN 978−5-93 008 104−6
  159. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. М.: Просвещение, 2008.-317 е.- ISBN 97−5-09−19 056−5.
  160. Программа детского сада. Юный эколог, — M.,-1999, — 116с.
  161. Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека «Надежда». Пущино, 1998. — 39 с.
  162. Программно-экологическое образование детей- С-Пб, -2000 .
  163. , Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования. -М., 2001. 15 с.
  164. , Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск — 2001.-928 с.
  165. , Л.А. Духовное начало в человеческой истории. — М.: Наука, 1988, с. 64.
  166. , Н.Ф. Надежда на выживание человечества: концептуальная экология. — М.: Наука, 1987, с. 182.
  167. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994, с. 47.
  168. , Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии 14−15 веков. -Иваново, 1993.- 153 с.
  169. , Е.А. Интеграия отечественного и зарубежного опыта экологического образования школьников. Спб.: DDV? 2009. -123.с. — ISBN 978−59 651−0359−1
  170. Спарджен. Экология. Энциклопедия окружающего мира.- РОСМЕН., 1998 .
  171. , Е.И. Настольная книга практического психолога, — М., 2002 .
  172. , Е.И. Общая психология (курс лекций). М., 1999. — 448 с.
  173. , Е.И. Психология познания. -М., 2001. 176 с.
  174. Руссо Жан Жак. Теории Воспитания. С-Петербург, 1866. — 636 с.
  175. .Ж. Эмиль, или о воспитании / Изб. Соч. — М.: Гослитиздат, 1961. -615 с.
  176. , H.A. Программа «Наш дом природа». — М.: ИСАР, 1998. — 20 с.
  177. , H.A. Экологическое образование в детском саду. М., 2001. — 432 с.
  178. , H.A. Наш дом природа,-М., 1998.
  179. , C.B. Экологический букварь.- Санкт-Петербург, 1996.
  180. , Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. М., 1978. — 56 с.
  181. , И. А. Формирование экологической культуры школьников средствами туристко-краеведческой деятельности. Автореферат дис. на соис. уч. ст. к.п.н.-М., 2004.-24 с.
  182. , Н.В. Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997. 393 с.
  183. , Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М., 2000. -159 с.
  184. , B.C. Сочинения в 2 томах. М., 1988. — 566 с.
  185. , B.C. Сочинения. — М.: Мысль, 1990, т. 1, с. 201.
  186. , B.C. Чтение о Богочеловечестве. Т. 2. М., 1989. — 237 с.
  187. , Н.Г. Экологическая культура: понятие и структура. Научные труды. Т. 16-Казань, 2002.-С. 125−135.
  188. , А.И. Ноосферизм, ч.1,2. С-Петербург, 2001. — 591 с.
  189. , А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. M: Логос, 1992. -380 с.
  190. , А. Экологическая программа «Лесной дом». // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул, вып. 8. М., 1998. — 237 с.
  191. , И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: пособие для учителя.
  192. М.: Просвещение, 1995. — 95 с.
  193. , В.А. Избранные произведения. В 5 т. — Киев: Радянска школа, 1979. — Т.1, 1979 — 686 е.- Т 2, 1979 — 718 с- т. З, 1980 — 719 е.- т.4, 1 980 670 с.- т.5, 1980, —678 с.
  194. , В.А. Верьте в человека: (из опыта работы Павлышской средней школы Онудориевского района Кировоградской области) — М.: Молодая гвардия, 1960. — 112 с.
  195. , В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1985, с. 270.
  196. , В.А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.
  197. , В.А. Павлышская средняя школа. М., 1979.- 392 с.
  198. , В.А. Нравственный идеал молодого поколения. АПН, 1963.185 с.
  199. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. Глава 1. Вопросы образования. 2008. — № 4. — С.7−17.
  200. Технология формирования экологической культуры учащихся: учебно-методическое пособие/ Панфилова Л. В., Игошин Г. П. и др. Самара: ГОУ СИПКРО- Изд-во «НТЦ», 2005. — 114 е.- ISBN 5−7174−0492−1.
  201. , Л.Н. Дневник, 1906 г., 26 мая // Собр. Соч. в 22 т. — М., 1978, т. 22. -559 с.
  202. , Л.Н. Педагогические сочинения. — М., Изд. Акад. Пед. Наук, 1998.-400 с.
  203. , Л.Н. Плоды просвещения — Минск: Юнацтва, 1989.
  204. , Д.Л. Экологическое воспитание как социокультурный феномен. // Актуальные вопросы экологии и биологии: наука и образование. 2002. — т 2. — С. 190−204.
  205. , С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. М.: Владос, 2001. 155 с.
  206. , JI.А. Овладение учебной лексикой школьниками с нарушениями речи в процессе работы с текстом (на уроках природоведения). Текст.: дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. М., 2005. — 178 с.
  207. , Л.Н. Педагогические сочинения под ред. Буланже П. А. М., 1914. -639 с.
  208. , Л.Н. Формирование социально-экологического стереотипа поведения школьников. Автореферат дис. на соис. уч. ст. к.п.н. Белгород, 2004,23 с.
  209. , Д.Ю. Воспитание у школьников гуманистического отношения к природе в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Автореферет дис. на соис. уч. ст. к.п.н. Тюмень, 2004. -20 с.
  210. , А.Д. Интегративно-общенаучные тенденции познания и философия. — Вопросы Философии, 1977, № 1. 115 с.
  211. , К. Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. 63 с.
  212. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. Соч. в 11 т. — М., АПН РСФСР, 1950, т.9. 627 с.
  213. , К.Д. Педагогическая антропология. М., -1986. — 608 с.
  214. , Н.Ф. Собрание сочинений в 4 томах, т.1. -М., 1995.
  215. Философия под ред. Кохановского В. П. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -576 с.
  216. Формирование экологической культуры: методология, теория, практика (сборник материалов 6 межвузовской конференции). Тобольск, 2000. — 21 с.
  217. , Л.Ф., Кулагина Н. Ю. Психологический справочник учителя.-М.,-Совершенство, 1998, — 508 с.
  218. Фромм, Эрих. Анатомия человеческой деструктивности. (пер. с английского Телятниковой Э. М., Панфиловой Т.В.). ООО «Попурри», 1999. — 624 с.
  219. , В.И. Становление и развитие экологической культуры в контексте современной культурологического знания. Автореферат дис. на соис. уч. ст. к. культ, наук. Улан-Удэ, 2004. — 20 с.
  220. , И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., 2000.-192 с.
  221. , Т.В. Тесты для отбора детей в школы.- С.-П6.Д996.
  222. , Т. А. Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. Комсомольск-на-Амуре, 2004. — 20 с.
  223. , И.Я. Философия русского просвещения. М., 1971. — 344 с.
  224. Д., Шульц С. История современной психологии. СПб, 2002. — 532 с.
  225. , Р. Капли воды капли времени. — М., 1992. — 352 с.
  226. Экологическое образование.- Методы и примеры.- Швеция, — 1997.
  227. Энциклопедия психологических тестов для детей. Издательство Арнадия, 1997.-218 с.
  228. Экологическая культура и образование за рубежом. География и экология в школе XXI века, 2009, № 9 с.74−79.
  229. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. М., 2010, — 150 с.
  230. Экология. Энциклопедия для детей, т. 19, — М., Аванта, 2001.
  231. , Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников. Автореферат на соис. уч. ст. к.п.н.- М., 1996. -15 с.
  232. , Б.Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- С.-Пб., 1999.
  233. , В.А. История и психология формирования экологической культуры. -М.: Наука, 1999.-97 с.
  234. В.Я. Мир природы в мире игры. // Экологическое образование. 2000. — № 4. — С.45−52.
Заполнить форму текущей работой