Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования профессиональной готовности специалистов с высшим образованием к работе по развитию речи детей может быть существенно усовершенствован, если: готовность к работе, но развитию речи рассматривать как сложную целостную систему, включающую мотивационный, теоретический и практический компонентыв программе подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Вопросы формирования профессиональной готовности в теории и практике педагогического образования
    • 1. 2. Проблема речевого развития ребенка в современной науке
    • 1. 3. Анализ литературы по проблеме подготовки педагогических кадров к работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
    • II. 1. Современное состояние подготовки педагогов к руководству речевым развитием детей
  • Н.2. Особенности формирования готовности студентов к работе по развитию речи детей в условиях вузовского обучения (поисковый эксперимент)
  • Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • III. 1. Теоретическая модель профессиональной готовности воспитателей к работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Ш. 2. Формирование готовности студентов педагогического вуза к работе по развитию речи детей дошкольного возраста
    • III. 3. Анализ результатов экспериментальной работы

Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования является актуальной проблемой теории и практики педагогики. Актуальность ее определяется необходимостью подготовки выпускников вузов к работе в новых социально-экономических условиях, характеризующихся быстрыми изменениями всех сфер жизни общества. Во многих теоретических и экспериментальных исследованиях была выявлена общая ситуация обучения в вузе, которая не удовлетворяет требованиям практики и не соответствует требованиям науки (В.Я.Ляудис, И. А. Зимняя, А. А. Вербицкий, Л. Г. Семушина, А. П. Верхола, Н. Д. Хмель и др.) В связи с этим необходимо быстрое внесение корректив в содержание образования, пересмотр методов и форм обучения в высшей школе на основе глубокого анализа существующих подходов.

Конкретные исследования в области педагогики высшей школы посвящены различным аспектам совершенствования профессионального образования, и, в конечном итоге, все они направлены на поиск путей оптимизации процесса обучения и воспитания будущих специалистов.

Вопросы подготовки педагогических кадров занимают одно из центральных мест в научных исследованиях по вузовской педагогике.

Общетеоретические подходы к изучению деятельности учителя разрабатывались в трудах С. И. Архангельского, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, Н. ДЛевито-ва, И. Т. Огородникова, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.

Существенный вклад в развитие теории и практики непрерывного педагогического образования внесли работы О. А. Абдуллиной, С. П. Баранова, Е.П.Белозер-цева, А. Е. Дмитриева, С. И. Зиновьева, С. И. Кисельгофа, Ю. П. Сокольникова, Л. Ф. Спирина, Е. Н. Шиянова и других.

Проблема совершенствования подготовки специалистов дошкольного воспитания исследуется на протяжении многих лет в МПГУ им. В. И. Ленина под руководством В. И. Ядэшко (Ж.А.Абишева, С. В. Громакова, О. В. Драгунова, И. Ю. Ерофеева, М. А. Ковардакова, Н. И. Пинчук, Л. В. Поздняк, К. Е. Прахова,

Л.Ф.Самборенко, Т.Н. Таранова), в других творческих коллективах (работы Л. Г. Семушиной и ее учеников) и особенно остро встает в последние годы в связи с кардинальными изменениями в системе дошкольного воспитания, введением новых государственных стандартов образования.

В психолого-педагогической подготовке воспитателей дошкольных учреждений существенное место отводится формированию профессиональной готовности к работе по развитию речи детей, так как речь занимает центральное место в системе высших психических функций, а ее развитие является важнейшим условием нормальной социализации ребенка, во многом определяет психическое и личностное становление человека. В настоящее время обозначилась необходимость активного поиска путей совершенствования подготовки воспитателей детского сада к руководству речевым развитием детей.

Анализ литературы показал, что проблема формирования готовности к работе по развитию речи детей дошкольного возраста специально не исследовалась. Накоплен интересный опыт преподавания методики развития речи на факультетах дошкольного воспитания вузов и в дошкольных педагогических училищах, который эпизодически освещался на страницах журнала «Дошкольное воспитание» и в межвузовских сборниках научных трудов (М.М.Алексеева, П. Ф. Воеводина, Е. А. Марарь, А. П. Николаичева, А. И. Полозова, Е. Н. Синякова, Н. Г. Смольникова, В. И. Яшина и др.). Имеются научные работы по подготовке учителей к обучению родному языку школьников (Л.И.Айдарова, С. Ф. Жуйков, М. РЛьвов, А. К. Маркова и др.), в последние годы появились интересные исследования по подготовке педагогов к общению с учащимися в учебной (В.П.Панюшкин, С. Л. Братченко, Н.Н.Дьяков) и внеучебной деятельности (А.Я.Канапацкий, Л. А. Савенкова, А. В. Коломиец, О. А. Батурина и др.).

В ситуации происходящих изменений в теории и практике образования требуют быстрого решения вопросы научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса как в детском саду, так и в профессиональных учебных заведениях, готовящих дошкольных работников. Назрела потребность анализа педагогических инноваций в вопросах обучения речи и речевого общения. Вызывает тревогу то обстоятельство, что сенсационно поданные нововведения легко и быстро находят отклик в практике, вселяя надежду на то, что это и есть «панацея от всех бед», без достаточных на то оснований. При более внимательном изучении «относительных инноваций» (В.Б.Хозиев) оказывается, что многие их элементы, построение и даже принципиальные положения напоминают предшествующие, давно забытые. Ведь не может существовать ни одной вновь возникающей методики обучения, воспитания, которая не стояла бы на фундаменте ранее существующих, не основывалась бы на опыте их использования. Каждое новое возникает на основе уже испытанного (зачастую и отвергнутого). Требуется внимательное изучение традиций отечественной образовательной системы и переосмысление их с позиций современной науки. Опыт подготовки педагогических кадров для работы с детьми дошкольного возраста также представляет интерес и должен быть подвергнут анализу при поиске путей и условий совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе.

Подготовка специалистов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста осуществляется на факультетах дошкольного воспитания пединститутов и на соответствующих отделениях педагогических училищ и колледжей в рамках общей профессиональной подготовки и представляет собой процесс обучения студентов в системе учебных занятий по психолого-педагогическим дисциплинам и педагогической практики. Курс теории и методики развития речи с соответствующими практикумами (по выразительному чтению, лабораторно-исследовательским и др.) занимает ведущее место в этой системе и прямо направлен на формирование готовности выпускников к работе по развитию речи детей.

В последние годы преподаватели вузов, средних специальных учебных заведений, практические работники дошкольных учреждений высказывают мнение, что содержание курса, отраженное в программе и учебных пособиях, не в полной мере соответствует сегодня новым задачам педагогической науки и практики (материалы конференции, посвященной 65-летию со ддя рождения Ф.А.Сохина

Москва, 1993 год) и конференции, посвященной 80-летию со дня рождения М. М. Кониной (Москва, 1994 год).

К настоящему времени в науке получен огромный теоретический материал об онтогенезе речи, накоплен богатый практический опыт речевого развития детей, разработаны современные концепции обучения, переоценивается наработанное за долгие годы существования методики. Углубляются связи с другими науками, изучающими язык, речь, речевую деятельность, в направлении от простого механического заимствования, критического усвоения и теоретической переработке к научному синтезу сведений. Эти научные данные должны быть подвергнуты анализу, обобщению, переосмыслению при определении содержания учебной дисциплины. Необходимость усовершенствования или разработки новой вузовской программы «Методики развития речи детей дошкольного возраста» подтвердили и результаты опроса преподавателей названного курса в разных вузах России (Иркутский, Карельский, Мордовский, Пермский, Ульяновский, Шадрин-ский, Шуйский педагогические институты, Орловский, Рязанский педагогические университеты). х

При отборе содержания и обосновании тенологии профессиональной подготовки к речевому развитию детей необходимо исходить из потребности педагогической практики в специалистах, способных видеть и понимать особенности речевого развития каждого ребенкас их учетом выбирать наиболее эффективный путь воздействия на детскую речь, а точнее, способ взаимодействия с ребенком для решения дидактических задачотбирать содержание речевого общения, ориентируясь на потребности детейне только осмысленно применять известные методы и приемы развития речи, но и создавать свои оригинальные способы управления речевым развитием ребенка.

Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями педагогической практики в специалистах, готовых к творческому решению педагогических задач речевого развития детей дошкольного возраста в условиях гуманизации педагогического процесса, и недостаточной теоретической и методической разработкой проблем подготовки таких специалистов.

На основе сказанного можно сделать вывод об актуальности изучения содержания профессиональной готовности воспитателя к работе с детьми по развитию речи и совершенствования процесса ее формирования в педагогическом вузе.

С учетом этого положения была сформулирована проблема исследования: при каких условиях в системе высшего педагогического образования у студентов может быть сформирован уровень профессиональной готовности, достаточный для эффективной работы с детьми по развитию речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов высшего учебного заведения к работе по развитию речи детей в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов педвузов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи: определить содержание понятия готовности к работе по развитию речи детей дошкольного возрастаизучить состояние проблемы речевого развития детей как основы для определения содержания вузовской подготовки специалистов к работе по развитию речи дошкольниковвыявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование названной готовности у студентов педагогического вузаразработать и апробировать экспериментальную программу вузовского курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» и методические рекомендации к ее реализации.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования профессиональной готовности специалистов с высшим образованием к работе по развитию речи детей может быть существенно усовершенствован, если: готовность к работе, но развитию речи рассматривать как сложную целостную систему, включающую мотивационный, теоретический и практический компонентыв программе подготовки выделить ведущие идеи, определяющие общую направленность деятельности педагога по развитию речи детейпрограмму подготовки воспитателей к работе по развитию речи детей одновременно рассматривать как программу их подготовки к речевому общению с воспитанникамив вузовской программе курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» определить не только содержание теоретических знаний, но и комплекс психолого-педагогических уменийпри реализации программы руководствоваться принципом обучения студентов через исследование (исследование речи ребенка, педагогической деятельности воспитателя, собственной педагогической деятельности).

Методологическую основу исследования составляют положения современной психологии о решающей роли общения в жизни и деятельности общества, социализации человека и формировании его личностипсихологической природе речи, механизмах и особенностях ее развитиязакономерностях психического развития в дошкольном детстве. При разработке стратегии исследования мы опирались на теорию развития личности в деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), теорию формирования личности учителя (С.И.Архангельский, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.), на исследования по проблемам высшего педагогического образования (Ю.К.Бабан-ский, А. А. Вербицкий, А. Е. Дмитриев, В. А. Сластенин и др.), научные работы по проблемам педагогического общения (В.А.Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, А.А.Ле-онтьев, А. В. Мудрик, Е. А. Панько и др.).

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов:

— теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

— анализ вузовских программ и учебно-методических пособий по курсу «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;

— моделирование содержания обучения, дидактических условий формирования готовности к работе по развитию речи детей;

— анализ опыта подготовки воспитателей дошкольных учреждений в вузе;

— анкетирование воспитателей, родителей детей, студентов;

— интервьюирование руководителей дошкольных учреждений;

— наблюдение по специально разработанным программам;

— беседы с детьми;

— анализ экспертных оценок и самооценок студентов;

— контент-анализ;

— педагогический эксперимент;

— методы математической обработки.

Исследование проводилось на факультете дошкольного воспитания Орловского государственного педагогического университета, в базовых дошкольных учреждениях г. Орла (К 33, 39, 45, 58, 60, 81). Исследованием было охвачено 419 студентов, 162 воспитателя городских и сельских детских садов Орловской области, 63 эксперта из числа преподавателей университета, руководителей дошкольных учреждений, работников районных управлений образования, областного института усовершенствования учителей.

Собственно исследованию предшествовал поиск содержания, структурирования курса, методического обеспечения учебного процесса в ходе преподавания «Методики развития речи детей». Накопленные материалы, выводы, сделанные в этот период (1981;1991гг.), послужили основой для работы над диссертацией. В своем исследовании мы выделяем 3 взаимосвязанных этапа. Первый этап (1991 — 1992гг.) — поисково-теоретический. В этот период происходило осмысление проблемы, ее современного состояния. В процессе изучения и анализа психологической и педагогической литературы были определены методология исследования, его понятийный аппарат, проблема, формулировались цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика опытно-экспериментального исследования. На основе теоретического изучения проблемы и анализа собственного десятилетнего опыта преподавания курса «Методика развития речи детей дошкольного возраста» по разным учебным планам (на базе общего среднего и среднего специального образования) определены структура и содержание готовности к работе по развитию речи детей, общие условия ее формирования у студентов факультета дошкольного воспитания. Выявлены уровень и динамика готовности к работе с детьми по развитию их речи у студентов разных курсов факультета дошкольного воспитания и изучено состояние названной готовности у воспитателей дошкольных учреждений.

Второй этап (1992;1994 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Работа включала моделирование содержания и технологии формирования готовности к работе по развитию речи и их апробацию. По ходу опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза, проводились контрольные срезы, анализировался, обобщался полученный материал.

Третий этап (1994 — 1995 гг.) — заключительно-обобщающий. Он был посвящен систематизации материала, анализу и обобщению результатов исследования, литературному оформлению работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены стратегия подготовки педагога к речевому развитию детей дошкольного возраста на современном этапе и содержание понятия профессиональной готовности к работе по развитию речи;

— уточнено содержание теоретической подготовки будущих специалистов к работе по речевому развитию детей с учетом современных представлений об онтогенезе речи, научных данных о природе речевой деятельности, закономерностях, механизмах речевого развития в дошкольном детстве;

— определены состав и содержание профессиональных умений воспитателя, необходимых для эффективного управления речевым развитием детей;

— выявлены и обоснованы принципы преподавания вузовского курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста», а также педагогические условия и пути, обеспечивающие оптимальный уровень развития исследуемой готовности;

— получены экспериментальные данные об особенностях формирования профессиональных умений педагогического воздействия на речь ребенка;

— определены критерии оценки уровня готовности специалистов к работе по развитию речи детей.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической работе педагогических вузов, а также при повышении квалификации и переподготовке кадров. Создана программа вузовского курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» и методические рекомендации к ней. Научные результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в системе непрерывного образования специалистов дошкольного воспитания в условиях реализации новых государственных стандартов образования.

Достоверность полученных результатов обеспечивается соответствием избранной методологии и методов исследования поставленным задачам, репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа, данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в уровне сформированности у студентов педагогического вуза готовности к профессиональной деятельности в области развития речи детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены и получили одобрение на научных конференциях по проблемам развития речи детей (Москва, Институт языкознания АН РФ, апрель 1993 г.) и дошкольного образования (Москва, МПГУ, апрель 1994 г.), итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава ОГПУ (1992 г., 1993 г.), заседаниях кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ им. Ленина и кафедры дошкольной педагогики ОГПУ. Материалы исследования используются в учебном процессе на факультете педагогики и психологии Орловского государственного педагогического университета, факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ им. Ленина, на курсах повышения квалификации при Орловском областном институте усовершенствования учителей. С учетом результатов исследования скорректированы учебные программы курсов «Методика развития речи детей» и «Практикум по выразительному чтению» в Мезенском педагогическом училище Орловской области. На защиту выносится:

— обоснование содержания понятия профессиональной готовности воспитателей к работе по развитию речи детей;

— теоретическая модель названной готовности;

— основное содержание теоретической подготовки будущих специалистов к управлению речевым развитием детей дошкольного возраста;

— состав и содержание профессиональных умений воспитателя, необходимых для работы по развитию речи детей;

— педагогические условия успешного формирования профессиональной готовности к работе по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях вузовского обучения;

— критерии оценки уровня сформированности профессиональной готовности к руководству речевым развитием детей.

Делая выводы об эффективности апробированной нами программы формирования профессиональной готовности к работе по развитию речи детей, мы, безусловно, брали во внимание то обстоятельство, что формирование названной готовности обусловлено не только субъективными, но и объективными факторами, т. е. профессионально-педагогической направленностью всей системы вузовской подготовки на формирование у студентов педагогического мышления, комплекса практических умений, на воспитание нравственного отношения к своей профессии.

Степень уверенности студентов в своей профессиональной подготовке (на заключительном срезе).

Варианты ответов Количество студентов (в %)

КГ ЭГ

Уверен, что подготовлен 4,2 70,3

Думаю, что подготовлен 56,9 26,6

Скорее подготовлен, чем не подготовлен 36,1 3,1

Думаю, что не подготовлен 2,8

Уверен, что не подготовлен ;

Проведенное исследование подтвердило возможность формирования в вузе у будущих воспитателей готовности к работе по развитию речи детей как целостного качества личности педагога, а также позволило сделать вывод об эффективности использования при этом разработанной теоретической модели Формирования названной готовности.

— 130 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поиск путей совершенствования подготовки будущих воспитателей к работе по развитию речи детей составляет актуальную задачу исследований по вузовской педагогике в силу сложности и важности специального формирования профессиональной готовности к руководству речевым развитием детей дошкольного возраста, а также потому, что существующая система подготовки уже не удовлетворяет потребности педагогической практики.

В своем исследовании мы предприняли попытку совершенствования профессиональной подготовки воспитателей, выявили условия, при которых в процессе обучения в педагогическом вузе можно добиться успешного формирования такой готовности.

В результате анализа теоретических источников, учебно-методических материалов, опыта работы, практического состояния профессиональной подготовки к управлению речевым развитием детей была разработана теоретическая модель профессиональной готовности воспитателей к работе по развитию речи детей, которая реализовывалась в ходе опытно-экспериментальной работы.

Для обоснования содержания теоретической подготовки специалистов было изучено состояние проблемы речевого развития детей в современной науке, на этой основе разработана программа вузовского курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». В программе впервые выделены профессиональные умения, необходимые педагогу для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, составляющие содержание практической подготовки специалиста.

Теоретическая модель, а также результаты опытно-экспериментальной работы обосновывают значимость и содержание мотивационного компонента готовности, показывают, что совокупность элементов профессиональной готовности является достоянием личности при условии наличия стержневых моментов системы — ведущих идей, которые становятся педагогическими убеждениями.

Готовность к работе по развитию речи детей формируется у будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе всей системы вузовского обучения, но содержательная сторона теоретической и практической готовности усваивается студентами в процессе изучения курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». Содержание вузовского курса, логика его изучения отражены в программе, которая реализуется в конкретных условиях обучения в вузе в соответствии с целями и задачами профессионального образования, этапами усвоения учебно-профессиональной деятельности, посредством использования разнообразных методов и форм организации обучения.

Полученные результаты исследования подтверждают первоначально выдвинутую гипотезу, показывают, что в условиях вузовского обучения возможно сформировать готовность к работе по развитию речи детей как целостное качество личности на уровне, достаточном для продуктивной работы с детьми по развитию их речи, при реализации следующих педагогических условий: формирование профессиональной готовности к работе по развитию речи детей как сложной системы — совокупности компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенную целостность, единствовыделение ведущих идей, которые являются стержнем профессиональной готовности к работе по развитию речи, определяют общую направленность деятельности, становятся педагогическими убеждениями, что позволяет рассматривать профессиональную готовность как целостное качество личностиопределение содержания каждого компонента готовности и установление связей между нимиэтапность в реализации программы формирования готовности к работе по развитию речи детей (от пробуждения интереса к изучаемым проблемам до творческой самореализации в условиях профессиональной деятельности) — индивидуальный и дифференцированный подход в содержании и методике подготовки студентовиспользование активных методов обученияприобщение студентов к исследованию речи детей и педагогической наличие у студентов и преподавателей четких критериев и показателей, с помощью которых можно оценивать конкретные результаты подготовки студентов к работе по развитию речи детей, судить об истинной готовности специалистов, соответствии ее эталонным требованиям, своевременно корректировать систему профессиональной подготовки будущих воспитателей.

На основе полученных в ходе эксперимента данных выдвинут ряд рекомендаций. позволяющих успешнее решать задачу формирования у будущих воспитателей готовности к работе по развитию речи детей дошкольного возраста:

1. Необходима постановка четких целей и задач обучения, осознаваемых и преподавателем, и студентами на всех этапах профессионально-педагогической подготовки.

2. Содержание подготовки специалиста по развитию речи детей должно обеспечить наряду с ориентировкой в объекте деятельности формирование понимания сущности и психологических основ самой педагогической деятельности по руководству речевым развитием детей.

3. Обязательным условием для формирования профессиональных умений, необходимых для работы по развитию речи, является включение студентов в процесс взаимодействия с детьми в реальных педагогических ситуациях.

4. В преподавании вузовского курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» следует широко использовать активные методы обучения, позволяющие делать студентов активными участниками учебно-воспитательного процесса и формировать у них познавательные и профессиональные мотивы и интересы.

5. В содержании и методике обучения необходим дифференцированный подход к студентам с учетом их теоретической и практической подготовки, речевой культуры, личностно-коммуникативных особенностей.

6. Профессионально-педагогическая подготовка воспитателей к работе по развитию речи детей должна строиться на основе исследовательского подхода к речи ребенка, педагогической деятельности по управлению речевым развитием. Это исключит «рецептурный подход» к выбору методов и приемов педагогического воздействия и обеспечит осознание каждым студентом своей индивидуальности, неповторимости, формирование потребности в творческой самореализации, самовыражении посредством педагогической деятельности.

Настоящее исследование не исчерпывает проблемы формирования профессиональной готовности к управлению речевым развитием детей дошкольного возраста. Перспективу дальнейшей работы мы видим в следующем: в соответствии с теоретической моделью готовности определить содержание подготовки к работе по развитию речи детей на разных ступенях профессионально-педагогического образованияустановить оптимальное соотношение между программами обучения в учебных заведениях различного типа в условиях многоуровневой системы подготовки педагогических кадровизучить возможности всех видов педагогической практики в формировании профессиональных умений, составляющих содержание практического компонента готовности специалистаразработать современные технологии подготовки дошкольных работников к педагогическому общению и работе по развитию речи детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1990. — 141 с.
  2. O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976, № 1. — С. 76 — 84.
  3. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Альма-матер. 1994, № 1.- С. 18 — 22.
  4. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников: Автореф.дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1966. — 20 с.
  5. Л.И. О некоторых психологических аспектах построения курса родного языка // Вопросы психологии. 1976, № 3.- С. 34−46.
  6. Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Вопросы педагогики раннего детства. М., 1964. — С. 10−33.
  7. М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.,-1955. — 14с.
  8. М.М. Обучение правильному звукопроизношению детей от трех до пяти лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. — 1971.- 21с.
  9. М.М., Яшина В. И. Воспитание самостоятельности у студентов в процессе преподавания методики развития речи детей // Внедрение инновационных технологий в практику подготовки специалистов дошкольного воспитания. -Шадринск, 1994. С. 78 — 80.
  10. Н.Д. Хомский и хомскианство // Философские основы зарубежных направлений в языкознании. М., 1977. — С. 257 — 283.
  11. А. Г. Задачи и формы организации обучения // Дошкольное воспитание. 1994, № 1. — С. 41 — 44.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.- 368с.
  13. Л., Миронов А. Нейрофизиологические механизмы речевойдеятельности // Дошкольное воспитание. 1976, № 2.- С. 38−44.
  14. Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития // Становление речи и усвоение языка ребенком.- М., 1985. С. 6 — 20.
  15. С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981. — 143 с.
  16. O.A. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учащимися: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 19 с.
  17. Р.П. Развитие дидактических способностей у студентов педвуза в процессе их психологической подготовки к обучению детей шестилетнего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1985. 16 с.
  18. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы (Вопросы преобразования высшей педагогической школы) // Педагогика. 1992, №½. — С. 61 — 65.
  19. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1964. — 91с.
  20. В.И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми // Вопросы психологии. 1981, № 3. — С. 29 — 37.
  21. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 24с.
  22. А.Н. Особенности понимания и употребления слов детьми трех-пяти лет // Вопросы дошкольной педагогики. Вып. 2. Челябинск, 1972.1. С. 26 33.
  23. А.М. Речевая подготовка детей к школе. Киев, 1984.- 176с.
  24. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. -М., 1961. Т. 1. — 384с., т.2 — 391 с.
  25. А.М. Методика развития речи детей. М., 1981. — 255 с.
  26. Н.Ю. Формирование педагогического мышления будущего учителя на основе межпредметных связей: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 239с.
  27. СЛ. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1987. — 16 с.
  28. У.Р. Особенности подготовки студентов к воспитательной работе с шестилетними первоклассниками: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  29. С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск, 1976. -58с.
  30. Ю.В. Мотивационное обеспечение овладения профессией учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  31. Н. Модель позиционного обучения студентов отделений и факультетов дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1995, № 3. — С. 85 — 90.
  32. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. JI., 1991. — 207 с.
  33. А. П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дисциплинам вуза: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Киев, 1989. — 49 с.
  34. В.В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975. — 22с.
  35. E.H. Младенческие крики (их происхождение, структура, динамика и значение для раннего психического развития ребенка) // Изучение динамики речевых и нервнопсихологических нарушений.- JL, 1983. С. 3 — 18.
  36. Н.Ф. Обучение детей рассказыванию о природе // Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978. — С. 64 — 78.
  37. П. Преподавание методики развития речи // Дошкольное воспитание. 1969, N° 12. — С. 91 — 94.
  38. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1974 — 20 с.
  39. Ворошнина J1.B. Влияние мотива на активизацию мыслительной деятельности детей в процессе обучения рассказыванию // Вопросы теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Пермь, 1973. — С. 26 — 37.
  40. JI.B. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 20 с.
  41. JI.C. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. Т.З. — М., 1983. — 368 с.
  42. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. — 471 с.
  43. М.Г., Герман H.A. Воспитание у дошкольников правильной речи. -Чебоксары, 1971. 132 с.
  44. В. В. Составление описательных рассказов (к методике обучения старших дошкольников описательным рассказам) // Дошкольное воспитание. -1981. № 9. С. 28 — 34.
  45. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975, Nq 1. — С. 100 — 110.
  46. Е.А. Взгляды Е.И.Тихеевой в области развития речи детей: Вступительная статья к книге Е. И. Тихеевой «Развитие речи детей». М., 1967. — С. 5 — 20.
  47. Т. И. Особенности обучения детей 4−6 лет описанию и повествованиюна материале малокомплектных детских садов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. 16 с.
  48. В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. — 398 с.
  49. А.М. Методика обучения рассказыванию в детском саду. М., 1963.- 54 с.
  50. Детская речь как предмет лингвистического изучения: Межвузовский сборник научных трудов. Д., 1987. — 160 с.
  51. Детская речь: Лингвистический аспект: Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992. — 175 с.
  52. Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989. — 159 с.
  53. Дистерверг.Ф.А. В. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М., 1956. — С. 67 -212.
  54. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1983. — 32 с.
  55. H.H. Формирование умений дидактического общения у студентов педагогических вузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990. — 24 с.
  56. М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 16 с.
  57. А.П. Преемственность в работе по развитию речи детей младшего и среднего школьного возраста // Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. М., 1982. — С. 6 — 16.
  58. А. И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя: Дис. докт. пед. наук. Херсон, 1991. — 422 с.
  59. И.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультета дошкольного воспитания: Автореф. дис. .канд. пед. наук М., 1986. — 16 с.
  60. JT.H. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). М., 1981. — 112 с.
  61. O.JI. Формирование фонетической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушением речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. — 23 с.
  62. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
  63. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., 1979. — 184 с.
  64. JI.E. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978. — 152 с.
  65. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. М., 1993. 271 с.
  66. A.B. Развитие рассуждения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1947, № 8. — С.27 — 33.
  67. A.B. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста (овладение категорией падежа имени существительного): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1955. — 16 с.
  68. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985. — 160 с.
  69. И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. — 222 с.
  70. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975.-314 с.
  71. A.A. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1986. 24 с.
  72. А. П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., — 1971. — 19 с.
  73. Н.П. Система словарной работы с детьми четвертого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983.- 16 с.
  74. Т.В. Особенности развития психологической готовности студенчества к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. -22 с.
  75. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия: Текст лекций. М., 1992. — 77 с.
  76. Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993.-101 с.
  77. .А. Роль речевых способностей в общении // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973. — С. 71- 72.
  78. Н.И. Научно-педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1986. — 25 с.
  79. Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. — 161 с.
  80. З.М. Восприятие и название цвета в разном возрасте // Известия АПН РСФСР / Вып. 113.- М., 1960. С. 103 — 113.
  81. М.К. О диагностике языковых способностей // Психологическиеи психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. М., 1985.- С. 176 202.
  82. Каверина-Банщикова Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. -М., 1950. 123 с.
  83. Л.А. Работа по формированию грамматического строя речи (подготовительная к школа группа)// Дошкольное воспитание. 1982. № 1. -С. 8 — 10.
  84. Л.А. Роль речевой активности в общении детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально-активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1986. — С. 69 — 72.
  85. А. Я. Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к общению с учащимися во внеурочной воспитательной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1987. — 16 с.
  86. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Л., 1981. — 31 с.
  87. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. — 190 с.
  88. Л. И. Педагогическое общение как фактор совершенствования учебного процесса в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 15 с.
  89. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967. -330 с.
  90. Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971. — 191 с.
  91. Е.Г. Деловая ролевая игра как средство обучения профессионально значимым коммуникативным умениям: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 16 с.
  92. Г. Д. Узловые моменты в развитии речи ребенка узловые моменты в развитии его воображения // Развитие воображения в детстве (ранний и дошкольный возраст). — Орел. 1992. — С. ЗЗ — 44.
  93. A.B. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Киев, 1974. — 58 с.
  94. С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. JI., 1973.-150 с.
  95. М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопросы психологии. 1965, № 2. — С. 6 — 20.
  96. М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  97. A.B. Формирование продуктивного стиля педагогического общения во внеурочной деятельности студентов (на материале факультетов общественных профессий педагогических вузов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. -25 с.
  98. JI.A. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 24 с.
  99. М.М. Евгения Александровна Флерина //Дошкольное воспитание. -1947, N° 8. С. 34 — 37.
  100. М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста (словарная работа) // Обучение в детском саду (старшая группа) / Под ред. А. П. Усовой. М-Л., 1948. — С. 145 — 176.
  101. Э. П. Беседа в детском саду. М., 1965. — 40с.
  102. Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., 1978. — 112 с.
  103. М., Оншценко Э. Она стояла у истоков общественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1993, N° 5.- С. 52 — 54.
  104. В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методологи-ческий аспект // Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994. — С. 109 — 118.
  105. Н.И. Методика развития объяснительной речи // Содержание и методика умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1980. — С. 146 — 161.
  106. С.К. Дидактические условия формирования у студентов профессиональных приемов обучающей деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991. 16 с.
  107. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.-127 с.
  108. Л.Н. Психологические условия формирования дидактических умений у студентов педвуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  109. Н.Ф. Методика рассказывания по картинкам с детьми от 1 года до 3 лет. М., — 1961. — 25 с.
  110. P.E. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958. — 31 с.
  111. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964. — 478 с.
  112. A.A. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — Гл. XXI. — С. 312 — 317.
  113. A.A. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
  114. A.A. Психология речевого общения: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1975. — 40 с.
  115. A.A. Педагогическое общение. М., 1979. — 48 с.
  116. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  117. А.Н. Психологическое исследование речи // Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983.-Т.1. — С. 65 — 75.
  118. Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Дис.. докт. филолог, наук. М., 1989. — 300 с.
  119. Н.И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации // Детская речь: Лингвистический аспект: Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992. — С. 39 — 49.
  120. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Психология речи: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941. — Т.35 — С. 21 — 72.
  121. Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений- С. 5 8.
  122. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1974.- 35 с.
  123. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 143 с.
  124. В. Практические работы учащихся в курсе методики развития речи //Дошкольное воспитание. 1978, № 6. — С. 85 — 89.
  125. В. Межпредметные связи в обучении методике развития речи// Дошкольное воспитание. 1984, № 3. — С. 59 — 61.
  126. В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3−6 лет) знаний о материалах и их признаках (качествах и свойствах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1965.- 18 с.
  127. .Ф. О системном подходе в психологии// Вопросы психологии. -1975, № 2. С. 31 -45.
  128. .Ф. Категория общения и деятельности// Вопросы философии. 1979. № 8. — С. 34 -47.
  129. Х.Э. Запас слов шести и семилетних дошкольников и его зависимость от условий развития ребенка. (На базе материалов эстонского языка): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1975. — 28 с.
  130. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1958. № 5. — С. 3 — 17.
  131. М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985. 176 с.
  132. Г. М. Развитие речи детей второго-начала третьего года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1959. — 22 с.
  133. Г. М., Кононова И. М. Подготовительные этапы развития речи// Дошкольное воспитание. 1968, N° 3. С. 75 — 81.
  134. Ю.С. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 19 с .
  135. A.C. Сочинения: В 7 т. Т.5. — М., 1958. — 558 с.
  136. В.И. Индивидуально-типические особенности усвоения орфографического материала учащимися 4 класса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 16 с.
  137. А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 19 с .
  138. А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников// Дошкольное воспитание. 1988, N° 1. — С. 31 — 38.
  139. А.И. О развитии вне- и речевого дыхания// Дошкольное воспитание. 1992, № 1. — С. 45 — 52.
  140. Е.Я. Обучение студентов использованию метода моделирования в детском саду в курсе «Методики развития речи детей»// Подготовка специалистов по дошкольному воспитании в процессе преподавания спецдисциплин. Ростов-на-Дону, 1989. — С. 111 — 120.
  141. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974. -240 с.
  142. H.A. Дневник о развитии ребенка. (От рождения до 8 лет) / Под ред. Б. М. Теплова. М-Л., 1848. — 192 с.
  143. Методика развития речи // Программы педагогических училищ / Сост. М. БЛопатухина, Н. Н. Пинтус, Н. НЛапина, А. Н. Федоровская. М., 1990.-С. 13 — 27.
  144. Методика развития речи детей дошкольното возраста: Программа педагогического колледжа по специальности 0307 «Педагогика и психология дошкольника / Сост. М. М. Алексеева, Л. И. Епихина, М. БЛопатухина, С. В. Щепоткина, В. И. Яшина. М., 1993. — 22 с.
  145. Методика развития речи у детей в детском саду// Программы педагогических институтов. Сборник № 3 / Сост. В. ИЛогинова, Л. М. Гурович, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М., 1989. — С. 1 — 18.
  146. Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлениюсодержания дошкольного образования. М., 1991. — 35 с.
  147. A.B. Общение как педагогическая категория// Психолого-педагоги-ческие проблемы общения. М., 1979. — С. 8 — 16.
  148. K.M. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов к осуществлению взаимосвязи общественного и семейного воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 15 с.
  149. С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Киев, 1985. 24 с.
  150. А. На уроках методики// Дошкольное воспитание. 1977, № 8. -С. 81 — 85.
  151. Р.И. Об особенностях рассуждений первоклассников// Характеристика связной речи детей 6 -7 лет / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979. -С. 42 — 53.
  152. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/ Под ред. M. И.Лисиной. М., 1974. — 209 с.
  153. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985. -208 с.
  154. И.Т. Актуальные проблемы исследований педагогической подготовки учителей в высшей школе// Советская педагогика. 1973, № 2. — С. 87 — 94.
  155. H.A. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1967. — 18 с.
  156. A.A. Формирование педагогического мышления// Советская педагогика. 1990, № 1. — С. 82 — 86.
  157. Н. Гуманистические ориентиры учителя: пересмотр целей и поиск технологий // Вестник высшей школы. 1991, N° 12. — С. 30 — 35.
  158. А.Д. Дневник матери. Записки о развитии ребенка от рождения до шести с половиной лет / Под ред. H.A.Рыбникова. М., 1924. — 186 с.
  159. В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  160. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. И. Каирова, Ф. Н. Петрова. Т. 3. -М., 1966. — 880 с.
  161. JI.A. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду (старшая группа)/ Под ред. А. П. Усовой. M.-JL, 1948. -С. 111 143.
  162. Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в советском детском саду / Под ред. А. П. Усовой. М., 1951. С. 51 — 78.
  163. В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М., 1970. -136 с.
  164. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216 с.
  165. . Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932. — 412 с.
  166. A.B. Социально-психический детерминизм речевого поведения как методологический принцип исследования речевого общения // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976. — С. 5 -28.
  167. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика. 1985, № 12. — С. 42 — 47.
  168. В.Ю. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  169. H.H. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994. — С. 119 — 126.
  170. H.H., Кузина Н. И. Исследование развития объяснительной связной речи у дошкольников // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. -H.H.Поддьякова. М., 1972.- С. 260 — 278.
  171. Поздеева Т. В. Подготовка студентов педвуза к работе с шестилетками по
  172. JI.B. Профессиональная подготовка специалиста по дошкольному воспитанию в системе «Педагогический колледж вуз»// Дошкольное воспита-ние.- 1992. № 7−8. С. 39 — 42.
  173. A.A. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  174. А. И. Совершенствование подготовки педагогов к формированию речевой деятельности детей дошкольного возраста // Подготовка специалистов по дошкольному воспитанию в процессе преподавания спецдисциплин. Ростов-на-Дону, 1989. — С. 102 — 110.
  175. М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возрастав Овладение согласованием в роде): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1956. — 14 с.
  176. О.В. Логопедия. М., 1973. — 272 с.
  177. К.Е. Педпрактика в процессе формирования у студентов практически-педагогических умений старшего воспитателя дошкольных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 16 с.
  178. Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции 5 7 апреля 1994 г. — М., 1994. — 165 с.
  179. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузах / Отв. ред. Н. В. Кузьмина, И. А. Урклин. Л., 1976. — 111 с.
  180. Программа «Развитие» (Основные положения).- М., 1994. 64 с.
  181. Психология. Словарь / Под ред. A.B.Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  182. Е.И. Роль беседы в воспитательно-образовательной работе советского детского сада // Обучение в детском саду (старшая группа)/ Под ред. А. П. Усовой.- М.-Л., 1948. С. 177 -224.
  183. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группыдетского сада / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, С. Г. Якобсон и др.- М., 1993. 224 с.
  184. Радуга:Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М., 1993. — 224 с.
  185. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М., 1994. — 208 с.
  186. Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 16 с.
  187. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. -М., 1989. 215 с.
  188. Развитие общения у дошкольников. (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет)/ Под ред. A.B. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974. — 288 с.
  189. Pay Е.Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. М., 1972. -208 с.
  190. А.Е. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 21 с.
  191. В.И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М., 1968. — 112 с.
  192. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте.- М., 1948. 200 с.
  193. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 424 с.
  194. Н. А. Язык ребенка. М-Л, 1926. 84 с.
  195. Н.П. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 24 с.
  196. Л.А. Формирование коммуникативных умений воспитателя в педагогическим вузе: Дис.. канд. пед. наук. Киев., 1987. — 137 с.
  197. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов факультета дошкольного воспитания в процессе лабораторногопрактикума: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 195 с.
  198. Г. А. Формирование мотивационной готовности студентов педвузов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 13 с.
  199. Н.Т. Подготовка студентов педвузов к психолого-педагогическому изучению младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988.16 с.
  200. В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994. — 344 с.
  201. Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза)/ Под ред. А. М. Шахнаровича. М., 1988. — 144 с.
  202. Л.Г. О профессиональных умениях и навыках // Дошкольное воспитание. 1976, № 10. — С. 65 — 69.
  203. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979−16 с.
  204. Л.Г. Определение профессиональных умений // Дошкольное воспитание. 1980, № 11. — С. 61 — 65.
  205. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. М., 1986. — С. 132 — 140.
  206. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1991. — 31 с.
  207. Е. Использование педагогических ситуаций на уроках методики развития речи // Дошкольное воспитание. 1994, № 2. — С. 64 — 66.
  208. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. -28 с.
  209. Д., Грин Дж. Психолингвистика. Пер. с англ. М., 1976. — 350 с.
  210. Смольникова Н. Г. Использование приемов моделирования при формирова
  211. Н.Г. Подготовка студентов к изучению детской речи в работе на спецсеминаре// Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. М., 1993. — С. 91 — 92.
  212. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1982. -1600 с.
  213. Е.М. Педагогика диалога в Скандинавских странах // Советская педагогика. 1990, № 1. — С. 137 — 140.
  214. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.-137 с.
  215. В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977.- 341 с.
  216. Л.Д. Состояние вузовской науки в Западной Германии // Советская педагогика. 1991, № 8. — С. 128 — 134.
  217. О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -М, 1966. 176 с.
  218. Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1955. — 14 с.
  219. Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989, № 3. — С. 39 — 43.
  220. Ф.А., Ушакова О. С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку //Развитие речи дошкольника. М., 1990. — С. 5 — 26.
  221. Л.Ф. Педагогические задачи в профессиональном обучении студентов // Советская педагогика. 1974, № 6. — С. 77 — 87.
  222. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе): Дис. докт.пед. наук. М., 1980. — 435 с.
  223. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи.
  224. Э.И. Дневник матери. История развития современного ребенка от рождения до семи лет. М., 1924. — 216 с.
  225. Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 23 с.
  226. С.Ф. Роль межпредметных связей при овладении методикой развития речи детей // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. М., 1994. — С. 63 — 66.
  227. В.А. Родина в сердце. М., 1980. — 175 с.
  228. А.Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.- С. 160 — 169.
  229. Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 17 с.
  230. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. М., 1984. — 175 с.
  231. Е.А. Развитие речи дошкольника. Из опыта работы в детском саду. Л-М., 1937. 86 с.
  232. Е.И. Программа курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» // Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1967.- С. 208 -212.
  233. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981. — 159 с.
  234. Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991. -128 с.
  235. А.П. Обучение в детском саду. М., 1970. — 206 с.
  236. О.С. Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей шести семи лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1973. -24 с.
  237. Т.Н. Актуальные проблемы психологии речи// Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. М., 1985. -С. 3 — 12.
  238. К.Д. Родное слово // Собр. соч. М-Л, 1948. — Т. 2. — С. 554 — 574.
  239. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собр. соч.- М-Л, 1949. Т. 5. — С. 333 — 356.
  240. К.Д. Родное слово. Книга для учащих // Собр. соч. М-Л, 1949. -Т. 6. — С. 241 — 336.
  241. К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову»// Собр. соч.- М-Л, 1949. Т. 7. — С. 225 — 337.
  242. Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. — 240 с.
  243. Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. М., 1989. -221 с.
  244. Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении. М., 1933. — 56 с.
  245. Е.А. Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6−7 лет// Обучение в детском саду (старшая группа)// Под ред. А. П. Усовой. М-Л., 1948. -С. 59 — 110.
  246. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971. -240 с.
  247. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. — 240 с.
  248. Л.А. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1982. — 24 с.
  249. Характеристика связной речи детей шести-семи лет: Сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979. — 108 с.
  250. М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961. — 205 с.
  251. Н.Д. Подготовка будущего учителя к использованию средств педагогического воздействия в средней оощеобразовательной школе // Формирование основ профессионального мастерства студентов педагогических вузов. Усть-Каменогорск, 1978. — С. 9 — 16.
  252. Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Дис.. докт. пед. наук. Алма-Ата, 1986. — 360 с.
  253. В.Б. О судьбах психолого-педагогических инноваций //Сб.научных трудов. Вып. I. — Сургут, 1995. — С. 47 — 64.
  254. Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.- 231 с.
  255. С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): Автореф. дис.. докт. филолог, наук. JI., 1981. — 32 с.
  256. С.Н. Критерии оценки речи: к постановке проблемы // Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. -М., 1993. С. 98 — 99.
  257. К.И. От двух до пяти. М., 1990. — 381 с.
  258. Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990.- 17 с.
  259. Т.Н. Формирование дидактических умений учителя начальных классов на основе межпредметных связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988. 16 с.
  260. E.H. Формирование мотивационно- ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -16 с.
  261. Н.М. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. М., 1965. — 183 с.
  262. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967. — 267 с.
  263. Щербаков А. И. Некоторые психологические проблемы совершенствования
  264. Н.М. Детский диалог: психологические функции // Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза). М., 1988. — С. 125 — 143.
  265. В.И. Психологические особенности формирования предложений в речи детей от трех до пяти лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1956. — 16 с.
  266. В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. (О формировании предложений в речи детей). М., 1966. — 96 с.
  267. В.И. Словарная работа с детьми пятого года жизни. (На материале ознакомления с трудом взрослых): Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1975. -26 с.
  268. В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет // Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье. Шуя, 1993. С. 47 — 53
  269. В.И. Методика развития речи как учебная дисциплина в вузе // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. -М., 1994. С. 55 — 59 .
  270. А. Самостоятелната работа по методика на обучението по роден език за професионалното изграждане на студентите бъдещи детски учители // Годишник, т. 2. — ВИСШ, Педагогически институт, Благоевград, 1985. — Кн. 4. -С. 236 — 239.
  271. Brumme G.-M. Muttersprache im Kindergarten (Ein Beitrag zu den Aufgaben und Methoden der Spracherziehung in der alteren Gruppe) Volk und Wissen. Volkseigener Verlag Berlin. — 1981. — 254 s.
  272. Ф. Системно- структурен подход към преподаването на методика на обучението по роден език в педагогически ВУЗ// Годишник, т. 2. ВИСШ, Педагогически институт, Благоевград, 1985. — Кн. 4. — С. 186 — 188.
  273. Gzell G. Die Begabtenforderungswerke// Informationen Bildung. Wissenschaft.
  274. Bonn, 1980. № 9. S. 167 -169.
  275. Donitz R. Das Sachgebiet «Muttersprache» //Neue Erziehung im Kindergarten. Heft 7/8, 1971. S. 13 — 14.1. АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ1. Уважаемый коллега!
  276. Как Вы относитесь к профессии воспитателя?1. профессия нравится2. к профессии отношусь безразлично3. профессия не нравится
  277. Хотели бы Вы перейти на другую, не педагогическую работу?1. да2. нет3. не знаю
  278. Укажите, что Вас привлекает и что не привлекает в педагогической работе (отметьте в каждой паре утверждений те пункты, которые соответствуют Вашему мнению).1. Привлекает Не привлекает
  279. Педагогическая профессия- 1) Мало оценивается общественнаяодна из важнейших в обществе. важность педагогического труда.2. Работа с детьми.
  280. Возможность постоянного общения с детьми.
  281. Работа требует постоянного творчества.
  282. Возможность самосовершенствования.
  283. Работа соответствует моему характеру.
  284. Работа соответствует моим способностям.
  285. Возможность видеть результаты своего труда.
  286. Разнообразие педагогической работы.10)2. Работа с детьми.
  287. Недостаточное общение с детьми.
  288. Нет условий для постоянного творчества.
  289. Невозможность самосовершенствования.
  290. Работа не соответствует моему характеру.
  291. Работа не соответствует моим способностям.
  292. Невозможность видеть результаты своего труда.
  293. Однообразие педагогическойработы.
  294. Какая часть работы является для Вас ведущей?1. планирование работы с детьми2. организация и проведение занятий3. создание условий для организации разнообразной деятельности детей4. общение с детьми5)
  295. Отметьте степень Вашей подготовленности по разделам иетодики развития речи детей по 5- балльной системе.1. Разделы методики Баллы
  296. Воспитание звуковой культуры речи О 1 2 3 4 5
  297. Формирование грамматически правильной речи О 1 2 3 4 5
  298. Развитие словаря О 1 2 3 4 5
  299. Развитие связной речи О 1 2 3 4 5
  300. Подготовка к обучению грамоте О 1 2 3 4 5
  301. Как Вы считаете, есть ли у Вас способности к педагогической деятельности?3. не знаю
  302. Считаете ли Вы себя коммуникабельным (общительным) человеком?1. да2. нет3. не знаю
  303. Умеете ли Вы общаться с детьми, по Вашему мнению?1. умею2. не умею3. не знаю
  304. Какой стиль общения с детьми Вы считаете педагогически эффективным?1. авторитарный2. демократический3. гибкий (адекватный ситуации)4)
  305. Какой стиль общения с детьми характерен для Вас?1. авторитарный2. демократический3. гибкий (адекватный ситуации)4.неустойчивый
  306. Считаете ли Вы достаточным объем знаний по теории и методике речевого общения с детьми для осуществления полноценной работы?1. да2. нет3. сомневаюсь
  307. Испытываете ли Вы трудности в организации общения с детьми?1. да2. нет3. не знаю
  308. Если «да», то назовите их.
  309. С чем связаны эти трудности?
  310. Ваш возраст (сколько полных лет) лет
  311. Ваше образование: 1) среднее2. среднее специальноеа) дошкольноеб) недошкольное3. высшее педагогическоеа) дошкольноеб) недошкольное
  312. Стаж работы в детском садулет, из них воспитателемлет.
Заполнить форму текущей работой