Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новых социально-экономических условиях обществу нужны специалисты, умеющие найти свое место в социальной и производственной сферах, со сформированным у них экономическим мышлением, предполагающим системный подход к анализу любого типа экономических проблем, вне зависимости от их детерминированности. Такое развитие экономического мышления существенно влияет на формирование необходимого уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
    • 1. 1. Социально-экономические предпосылки формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
    • 1. 2. Психолого-педагогическое обоснование формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий
    • 1. 3. Системный подход к формированию экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Разработка и экспериментальная проверка модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий
    • 2. 1. Модель формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий
    • 2. 2. Информационные технологии — ведущий фактор формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
    • 2. 3. Социальное партнерство — как технология формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
    • 2. 4. Педагогические технологии как средство формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
    • 2. 5. Оценка эффективности применения модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
  • Выводы по второй главе

Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система начального профессионального образования имеет сложные связи с социальными, экономическими и политическими компонентами государства и общества. Изменение социально-экономических условий, становление рыночных отношений нарушили эти связи и предъявили новые, повышенные требования к социализации и профессионализации личности, к формированию производственника нового типа, конкурентоспособного на рынке труда.

Возникла потребность в интенсификации профессиональной подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования в современных условиях, нацеленной на максимальное развитие учащихся, формирование умений и навыков самостоятельного и творческого применения приобретенных знаний в различных социально-экономических и производственно-технических ситуациях, обеспечение потребности в постоянном их обновлении, формировании профессиональной компетентности, основой которой является экономическая составляющая.

Существующая система профессионального образования специалистов начального производственного звена в большей степени решает задачу подготовки профессионала — рабочего, где знания, умения и навыки служат основой успешности в производственном становлении выпускников.

Противоречия в деятельности и проблемы профессиональной школы определяют необходимость поиска новых подходов к организации образовательного процесса профессиональной подготовки специалистов. Актуальность проблем формирования экономической компетентности специалистов усиливается в настоящее время переводом учреждений начального профессионального образования на региональное финансирование, а также государственным заказом на подготовку рабочих и специалистов, необходимых для развития экономики региона.

В то же время молодой специалист довольно часто сталкивается в процессе личностной и профессиональной адаптации и социализации, помимо проблем чисто производственных, с целым рядом ситуаций и задач психологического, экономического и социального характера.

Важнейшей педагогической задачей в подготовке рабочего любой специальности становится задача овладения экономической теорией с целью формирования экономической компетентности, которая помогает воспитать экономическое мышление, адаптировать процесс познания и осмысления представлений, понятий и экономических явлений.

В современных условиях возрождения промышленности, государство, общество и само предприятие заинтересованы в специалистах, способных активно действовать, мыслить экономическими категориями, принимать решения, гибко адаптируясь к жизни, грамотно работать с информацией, регулярно пополнять знания, предвидеть и самостоятельно решать возникающие производственные проблемы.

Способность осмысливать экономические понятия и явления, соотносить их с реальностью, социальной и экономической жизнью общества и в соответствии с этим строить свое производственно-профессиональное поведение по реализации себя в квалифицированном труде имеют политеоретическое значение в формировании специалиста как мастера и профессионала. Однако проблема формирования экономической компетенции учащихся профессиональных училищ в современных условиях становления и развития рыночных отношений в педагогике изучена недостаточно.

Научный поиск решения проблемы формирования экономической компетенции учащихся профессиональных училищ направлен на разрешение противоречий, характерных для современной профессиональной школы, которые особенно проявляются в условиях, определяемых:

— имеющейся экономической компетентностью учащихся профессиональных училищ и реальными социально-экономическими условиями на производстве, в быту и окружающей жизни;

— потребностью в росте экономической компетентности членов общества и ограниченными возможностями профессиональных училищ;

— объективно необходимой потребностью в формировании экономической компетентности учащихся профессиональных училищ и недостаточной экономической компетентностью самих инженерно-педагогических работников;

— значением педагогических технологий в развитии экономической компетентности специалистов и недостаточной подготовленностью к их применению инженерно-педагогическими работниками училищ.

Социальная значимость, актуальность, названные противоречия и недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования «Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях».

Целью исследования является научное обоснование и проверка модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки специалистов в профессиональных училищах.

Предмет исследования — формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование экономической компетентности учащихся профессионального училища будет более результативным, если образовательный процесс подготовки специалистов будет построен с учетом следующих требований:

— разработана и внедрена модель формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях;

— созданы социально-педагогические условия для реализации процесса формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ;

— будет совершенствоваться социальное партнерство и развиваться субъектность участников образовательного процесса в качестве технологий формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях;

— будет применяться в образовательном процессе по развитию экономической компетентности личностно-деятельностные, информационные и педагогические технологии.

Задачи исследования:

— изучить состояние проблемы, выявить тенденции и пути формирования экономической компетентности у учащихся профессиональных училищ;

— разработать и внедрить модель формирования экономической компетентности в ходе профессиональной подготовки специалистов на основе прогрессивных педагогических технологий;

— обосновать социально-педагогические условия формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий;

— экспериментально проверить результативность модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ при обучении профессиям «бухгалтер», «мастер по мелиорации», «хозяйка усадьбы».

Методологическую основу исследования составляют:

— исследование проблем экономического образования личности (Р.Н.Авербух, С. Д. Волков, С. А. Дятлов, В. Н. Скворцов, В. В. Шапкин и др.);

— методологические и теоретические проблемы профессионального образования (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Л. Г. Семушкина, и др.);

— идеи целостного развития человека в процессе его образования и профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, И. П. Кузьмин, А. А. Макареня, В. Н. Максимова, А. К. Маркова и др.);

— современные положения теории непрерывного образования взрослых (С.Г.Вершловский, В. Г. Воронцова, Б. С. Гершунский, В. В. Горшкова, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, А. А. Макареня, А. Е. Марон, В. Н. Скворцов,.

Г. С.Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.) — 6.

— современные теории системного управления образованием (Г.А.Бордовский, А. И. Жилина, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, А. М. Моисеев, В.П.ПанасюкВ.И.Подобед, А. Г. Соколов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.);

— положения теории управления инновационными процессами (О.С.Анисимов, Г. К. Селевко, Е. И. Терехова, М. В. Кларин, С. В. Кривых, С. Д. Поляков, Ф. Янсен и др.);

— теория проектирования и моделирования педагогического процесса технологий обучения (В.П.Беспалько, И. А. Ивлиева, Л. В. Королева, И. П. Кузьмин, М. М. Левина, Т. Г. Новикова, Ю. Н. Петров, Н. Н. Суртаева, А. П. Тряпицына и др.);

— теории формирования профессиональной компетентности работников учреждений образования (Р.Н.Авербух, С. Д. Волков, Л. А. Высоцкий, И. А. Богачек, И. И. Зарецкая, В. П. Топоровский, Р. М. Шерайзина, П. И. Юнацкевич и др.).

Методы исследования:

— изучение психологической, педагогической, методической и специальной литературы по проблеме;

— наблюдения, анкетирование, собеседования, опросы, системно-комплексная диагностика, статистические и математические методы обработки данных констатирующего и формирующего экспериментов;

— теоретические: сопоставительный анализ, синтез, сравнение, проектирование, моделирование, экспертиза, поисковый эксперимент;

— практические: констатирующий и формирующий эксперимент.

Основной экспериментальной базой диссертационного исследования было профессиональное училище № 49 поселка Мельниково Приозер-ского района Ленинградской области, училища № 25, № 26 Мурманской области, а также профессиональные школы Финляндии.

Исследование проводилось в 1996;2004 годах, в эксперименте участвовали учащихся, преподаватели профессиональных училищ, работники АОЗТ «Мельниково» пос. Мельниково, родители учащихся.

Работа по исследованию проводилась в три этапа.

I этап (1996;1999 гг.). На данном этапе было изучено состояние проблемы в теории и практике, анализировались нормативные документы, регламентирующие организацию и содержание подготовки кадров начального звена по экономическим профессиямпроводился сопоставительный анализ вопросов формирования экономической компетентности учащихся как важнейшей составляющей для профессий экономического направленияорганизован констатирующий эксперимент на основе анализа, сравнения результатов деятельностипроводилось моделирование и разработка учебно-программной документации образовательного процесса.

II этап (1999;2001 гг.). В это время определялись и обосновывались ресурсные возможности профессионального училища, особенности формирования экономической компетентности учащихся, осуществлялся сопоставительный анализ результатов диагностики по констатирующему экспериментупроектировалась, разрабатывалась и осуществлялась программа эксперимента по отработке модели формирования экономической компетентности учащихся на основе прогрессивных педагогических технологий.

Ш этап (2001 — 2004 гг.). Апробировались практико-ориентированные педагогические технологии, подводились итоги эксперимента по диссертационному исследованию, по отработке гипотезы и положений, вынесенных на защиту. Формулировались выводы на основе анализа и оценки результатов эксперимента, проводилась экспериментальная проверка эффективности модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Суть экономической компетентности учащихся профессиональных училищ заключается в степени овладения ими экономическими знаниями, умениями и навыками, набором возможностей, способностей сознательного поиска путей совершенствования, разрешения экономических вопросов в организации своей жизни, труда, дела на основе складывающегося экономического мышления, системного рассмотрения и анализа предлагаемых усло-• вий профессиональной деятельности, жизни, быта.

2. Модель формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ, построенная на взаимосвязи целей профессиональной подготовки, принципов организации образовательного процесса, адекватного им содержания и педагогических технологий, на основе реализации нового механизма социального партнерства и взаимодействия субъектов теоретического и производственного обучения обеспечивает формирование экономической компетентности, подготовку социально адаптированных, конкурентоспособных выпускников профессиональных училищ.

3. Социально-педагогические условия формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ предполагают развитие и внедрение бизнес-образования как ведущего фактора, совершенствование и внедрение педагогических технологий обучения, всех видов социального партнерства субъектов образовательного процесса как технологии профессиональной подготовки, в связи с новыми требованиями к качеству подготовки специалистов, на основе анализа и учета рынка труда, региональных экономических особенностей.

Научная новизна исследования:

— дана сущностная характеристика экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий, бизнес-образование и социальное партнерство рассмотрены как современные супертехнологии формирования экономической компетентности учащихся начального профессионального образования;

— обоснована модель формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в условиях развивающегося рынка;

— разработаны социально-педагогические условия формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования:

— определена сущность системного подхода к формированию экономической компетентности учащихся профессиональных училищ;

— разработана и апробирована концепция формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ;

— обоснованы критерии и показатели оценки сформированности экономической компетентности учащихся профессиональных училищ;

— установлена взаимосвязь и взаимообусловленность между развитием экономической компетентности учащихся и профессионализмом инженерно-педагогических работников профессиональных училищ;

— представлены условия формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий.

Практическая значимость исследования:

— разработаны практические рекомендации по системному подходу к формированию экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий;

— разработана и проверена методика развития профессионализма педагогов и мастеров по овладению педагогическими технологиями как условия эффективности формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ.

Предложенная модель и условия формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ могут быть применены в любом учебном заведении, где осуществляется подготовка конкурентоспособных выпускников, что позволит им социально и профессионально адаптироваться на производстве в оптимальные сроки.

Достоверность и обоснованность научных методов и результатов экспериментальной работы, всего исследования была обеспечена соответствующей методологической базой, использованием методов в соответствии с целями и задачами исследования, обоснованием гипотезы и модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ, репрезентативной выборкой результатов опытной и экспериментальной деятельности, а также их корреляцией с выводами, полученными участниками эксперимента и независимыми экспертами.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе деятельности диссертанта с работодателями и социальными партнерамив экспериментальной и практической работе, чтения лекций, в выступлениях, публикациях, а также в процессе многолетней работы в качестве преподавателя специальных дисциплин и заместителя директора по учебно-методической работе профессионального училища № 49 поселка Мельниково Приозерского района Ленинградской области.

Основные положения исследования докладывались и обсуждались на Международных конференциях (Санкт-Петербург, 2004 г., Государственное научное учреждение «Институт профессионально-технического образования), на заседаниях лаборатории управления образованием взрослых Института образования взрослых Российской Академии образования (2004 г.) — на Совете факультета развития образования Ленинградского областного института развития образования (2003, 2004 гг.).

Структура диссертации построена в соответствии с логикой исследования, его категориальным аппаратом и включает: введение, две главы, заключение, библиографию.

Выводы по второй главе.

Проведя исследование по обоснованию и разработке модели формирования экономической компетентности учащихся профессионального училища, проанализировав сущность информационных и педагогических технологий как ведущего фактора и средства формирования экономической компетентности, социального партнерства как условия и технологии взаимодействия, а также, оценив эффективность данной модели по результатам экспериментальной работы, мы делаем следующие выводы.

1. В ходе исследования дано обоснование понятий «модель», «модель обучения» и «образовательная модель», также выделены ведущие принципы проектирования модели формирования экономической компетентности учащихся: причинности, системности и комплексности, интеграции и дифференциации, изучения социальной и экономической профессиональной деятельностивзаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

2. В результате исследования разработана модель формирования экономической компетентности учащихся, состоящая из целевой составляющей, учащихся, преподавателей и мастеров, учебной информации, средств коммуникации, компонентов процесса обучения, организационно-педагогических условий, социально-образовательного партнерства как технологии взаимодействия.

3. Исследование показало, что информационные технологии позволяют в процессе обучения осуществить следующие функции: индивидуализацию процесса и дифференциацию содержания обученияпсиходиагностику индивидуальных особенностей учащихсяадаптивное управление самостоятельной познавательной деятельностью, обратную связь объективного контроляболее полного усвоения содержания на запланированном уровне качества.

4. В ходе исследования мы отождествляли различные формы социального партнерства с организацией — группой людей, деятельность которой координируется нормативными документами для взаимодействия (в высшей форме сотрудничества) образовательного учреждения, родителей, работодателей, а также с технологией взаимодействия в процессе формирования профессиональной компетентности учащихся, адаптации и социализации, в результате социальной зрелости выпускников.

5. Наше исследование показало, что основные виды творческой деятельности формируют у учащихся качества, являющиеся характеристиками экономической компетентности: быстроту ориентирования в изменяющихся условиях, динамичность, умение видеть проблему и не бояться новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция.

6. В результате исследования мы делаем вывод, что для формирования экономического мышления — основы экономической компетентности, необходимо организовать педагогическое взаимодействие субъектов и социальных партнеров, используя личностно-деятельностный и системный подходы, личностно-ориентированные и модульно-дифференцированные технологии, с учетом типа темперамента, типологии личности, творческую познавательную деятельность, направленную на самореализацию, с выходом на обучен-ность — ведущую характеристику компетентности.

7. В нашем исследовании наиболее оптимальной являлась модульно-дифференцированная технология, представляющая отдельные учебные элементы — модули, объединенные в блоки, в зависимости от стандарта, учебно-программной документации и индивидуального маршрута учащихся.

8. Диагностика по выяснению факторов, влияющих на мотивы выбора профессии, конкурентоспособность учащихся в профессиональной деятельности, показала, что наиболее значимыми факторами являются: хорошие теоретические знания (28%) — навыки общения с компьютером (32%) — умения обработать и проанализировать информацию (28%) — экономические знания (33%). Самой приоритетной ценностью, позволяющей добиться качественной профессиональной подготовки учащихся, является личный интерес и любовь к выбранной профессии (55%).

9. Исследование позволяет выделить в процессе формирования экономической компетентности учащихся следующие этапы: 1) мотивация на получение экономических знаний- 2) совершенствование экономических знаний через индивидуальные образовательные маршруты- 3) работа в группах, в органах самоуправления- 4) проверка полученных знаний в различных конкурсных мероприятиях- 5) итоговая аттестация по предметам экономических дисциплин, профессий.

10.В результате исследования мы отмечаем динамику и рост характеристик сформированности экономической компетентности учащихся в экспериментальных группах по сравнению с контрольными по следующим показателям: интерес к познанию, удовлетворенность учебой, эмоциональная устойчивость, экономическое мышление, способность принимать адекватные решения.

11. Результаты подсчета коэффициентов полноты усвоения знаний в контрольных и экспериментальных группах (ук и уэ), а также коэффициента эффективности методики (модели), применяемой в исследовании (а), показали, что данная методика, основанная на личностно-ориентированном и системном подходах, применении информационной и педагогических технологий, является эффективной (а =1,33>1, ук=0,41- уэ=0,62).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В центре нашего исследования была разработка модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий и оценка ее эффективности в процессе профессиональной подготовки, становления и социализации выпускников.

В современных социально-экономических условиях становления рыночных отношений возникла потребность в интенсификации профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования, нацеленной на максимальное развитие учащихся, формирование у них умений и навыков самостоятельного и творческого применения приобретенных знаний в различных производственно-технических ситуациях, формировании экономического мышления, профессионализма, основой которого, наряду с другими компетентностями, является экономическая.

Мы исходим из того, что в настоящее время возросло значение экономических теорий и идей, возникла необходимость применения их в образовательном процессе подготовки специалистов начального профессионального образования в целях формирования экономической компетентности, помогающей более эффективно мотивировать и стимулировать мировоззрение и экономическое мышление как процесс познания и осмысления представлений и понятий о взаимосвязи экономических явлений.

В ходе проведенного исследования и эксперимента, на основе выводов, полученных в процессе теоретического анализа литературы и практики профессиональной подготовки специалистов начального звена, а также экспериментальной проверки результатов, было изучено состояние проблемы, выявлены тенденции и пути ее решенияразработана и экспериментально проверена модель формирования экономической компетентности в ходе профессиональной подготовки специалистов экономических профессий на основе применения информационных, педагогических технологий и развития социально-образовательного партнерства субъектов образовательного процесса как технологии взаимодействия.

В новых социально-экономических условиях обществу нужны специалисты, умеющие найти свое место в социальной и производственной сферах, со сформированным у них экономическим мышлением, предполагающим системный подход к анализу любого типа экономических проблем, вне зависимости от их детерминированности. Такое развитие экономического мышления существенно влияет на формирование необходимого уровня экономической компетентности на основе системного экономического анализа, психологической и технологической готовности выпускников профессиональных училищ к решению экономических проблем в ходе профессиональной деятельности.

В современных условиях информатизация превратилась в важнейший ресурс, целенаправленная обработка и применение которого, называемая информационной технологией, позволяет резко повысить обоснованность и эффективность применяемых методов экономического развития, что требует усиленного внимания к вопросам, связанным с преподаванием основ информатики, экономических дисциплин, применением информационных, компьютерных и педагогических технологий в профессиональных училищах.

Организацию персонифицированного формирования экономической компетентности учащихся в образовательном пространстве необходимо осуществлять на основе применения следующих принципов: равенства всех направлений формирования, обеспеченность свободы выбора приоритетов, взаимного дополнения всех направлений, инверсии и динамичности.

В результате исследования, экспериментальной работы, основные положения гипотезы, цели и задачи, сформулированные нами во введении диссертации, положения, вынесенные на защиту, в основном подтвердились, что мы обосновываем следующими основными выводами.

1. Исследование показало, что к полноценной профессиональной деятельности способен человек, обладающий общими знаниями и способностями, характеризующими степень интеллектуально-мотивационного развития, сформированности ключевых компетентностей, основной из них является экономическая компетентность.

2. Экономическая компетентность, в нашем обосновании — это степень овладения экономическими знаниями, умениями и навыками, набором возможностей, способностей сознательного поиска путей совершенствования, разрешения и проектирования экономических проблем, на основе их системного рассмотрения и анализа, степень овладения экономической компетенцией.

3. Основными требованиями системного подхода к процессу формирования интегрированных понятий, в нашем исследовании это экономическая компетентность, являются: научное обоснование основных компонентов педагогической системы, обоснование функций образовательного процесса, соблюдение комплексных требований, определение методических условий организации образовательной деятельности учащихся профессиональных училищ.

4. Экономические дисциплины, независимо от профиля образовательного учреждения, нами рассматриваются как бизнес-образование, позволяющее обеспечить действенность системы качеств экономических и профессиональных знаний и выработать у учащихся общие и специальные умения, сформировать экономическую компетентность, в результате успешно адаптироваться на производстве в условиях конкурентности.

5. В ходе исследования нами разработана и экспериментально проверена модель формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ, состоящая из следующих составляющих: целевой, субъектной (учащиеся, преподаватели, родители), учебной информации, средств коммуникации, компонентов процесса обучения, социально-педагогических условий, социального партнерства как технологии взаимодействия. Модель разработана и внедряется в рамках программы становления профессионального училища как центра социальной адаптации и профессионального развития выпускников в рамках проекта организации жизнедеятельности «Дом, в котором я учусь».

6. Исследование показало, что для формирования экономического мышления — основы экономической компетентности, необходимо организовать выполнение следующих условий: педагогического взаимодействия субъектов и социального партнерства как технологии взаимодействия, используя личностно-ориентированный и системный подходы, личностно-ориентированную и модульно-дифференцированные технологии, с учетом типа темперамента, типологии личности, творческую познавательную деятельность, направленную на самореализацию, с выходом на обученностьведущую характеристику экономической компетентности.

7. Диагностика учащихся по выяснению факторов, влияющих на мотивы выбора профессии, их конкурентоспособность в профессиональной деятельности показала, что наиболее значимыми факторами являются: хорошие теоретические знания (28%) — навыки общения с компьютером (32%) — умения обработать и проанализировать информацию (28%) — экономические знания (33%). Самой приоритетной ценностью, позволяющей добиться качественной профессиональной подготовки учащихся, является личный интерес и любовь к выбранной профессии (55%).

8. В результате исследования мы отмечаем динамику и рост характеристик сформированности экономической компетентности учащихся в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, по следующим показателям: интерес к познанию, удовлетворенность учебой, эмоциональная устойчивость, экономическое мышление, способность принимать адекватные решения.

9. Результаты подсчета коэффициентов полноты усвоения знаний в контрольных и экспериментальных группах (ук и уэ), а также коэффициента эффективности методики (модели), применяемой в исследовании (а), показали, что данная методика, основанная на личностно-ориентированном и системном подходах, применении информационных и педагогических технологий, является эффективной (а =1,33>1, ук=0,41- уэ=0,62).

Исследование показало, что его результаты, а также итоги эксперимента могут быть использованы в педагогической, методической, профессиональной деятельности учреждений начального профессионального образования, в организации формирования ключевых компетентностей учащихся, в развитии социально-образовательного партнерства как технологии взаимодействия, в применении информационных и педагогических технологий для подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных быстро адаптироваться в самостоятельной жизни, профессионально и социально самоутвердиться в ходе производственной и общественной деятельности.

Но проведенное исследование далеко не исчерпывает всех сторон, факторов и условий формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ. В частности, нуждаются в дальнейшем теоретическом и экспериментальном исследовании вопросы совершенствования социального партнерства, развития субъектности учащихся, профессионального воспитания выпускников, прогнозирования подготовки специалистов на основе анализа и учета регионального и отраслевого рынков труда труда, совершенствования интеграционных процессов в системе многоуровневого профессионального образования, вопросы профессиональной подготовки и коррекции социально запущенных лиц и групп учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчиненным). — М.: Сентябрь, 1995. — 160 с.
  2. Р.Н. Интеграция образовательных учреждений и классификация ее организационных форм. СПб.: ИПТО РАО, 1998. — 166 с.
  3. В.М. Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и учащихся в процессе учебного диалога. -СПб., 1998.-132 с.
  4. Актуальные проблемы современного образования: образовательная программа надпредметного модуля /Под ред. В. Г. Воронцовой, С. В. Алексеева. Спб.: СПбГУПМ, 2001. — 28 с.
  5. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб., 1997.- 143 с.
  6. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 2001. — 126 с.
  7. М.А., Малаховская Л. П., Хейфец П. С. Повышение квалификации как компонент непрерывного образования /Науч. ред. И. П. Кузьмин. СПб.: ЦИПК ПО, 1995. — 232 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.: Методологические основы. -М.: Педагогика, 1989. 187 с.
  9. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. — СПб.: Изд-во Ин-т обр-я РАО, 1996.-90 с.
  10. Ю.Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-ты проф-я РАО, 1996. — 80 с.
  11. П.Батышев С. Я. Подготовка рабочих-профессионалов. / РАО Ассоциация «Проф. образование». М., 1995. — 243 с.
  12. В.И. Формирующие аспекты системы профессионального воспитания. СПб., 1999. -143 с.
  13. И.Беляева А. П. и др. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерыного профессионального образования. СПб.: ИПО РАО, 2002. — 240 с.
  14. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 224 с.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336 с.
  16. Богачек И. А. Управление образовательной подготовкой учащихся в среднем профтехучилище. М.: Высшая школа, 1990. — 151 с.
  17. С.Д., Корнейчук Б. В. Эффективное регулирование заработной платы в сфере образования. СПб.: РИО ЛОИРО, 2000. — 81 с.
  18. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика /Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  19. JI.C. Педагогическая психология. /Под редакцией В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  20. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) /РАО, Инст. теории образ, и педагогики. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  21. Глобальное образование: проблемы и решения /Авт.-сост. И. Ю. Алексашина. СПб.: СпецЛит, 2002. — 237 с.
  22. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. СПб.: ИОВ РАО, 1992. — 170 с.
  23. Гун Г. Е. Компьютерные технологии и охрана здоровья. СПб.: ЛОИРО, 2001.-112 с.
  24. Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения (обзор) //Среднее профессиональное образование. 1998. — № 5. — С.21−27.
  25. Н.К. Профтехучилище в современных условиях. М.: Высшая школа, 1994. — 174 с.
  26. А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности руководителя (менеджера). Кн. 3. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — 228 с.
  27. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. — 64 с.
  28. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998. — 254 с. 29.3арецкая И. И. Коммуникационная культура педагога и руководителя. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  29. Зиновьева И. В. Образовательный маркетинг в профессиональном учебном заведении. М.: НЦ АЛО, 2001. — 23 с. (Приложение к ж. «Проф. образование»).
  30. И.А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования /И.А.Ивлиева, В. П. Панасюк, Е. К. Чернышева. Спб.: НПО РАО, 2001.- 152 с.
  31. Ивлиева И. А. Технология определения эффективности профессиональной подготовки. Спб.: ИПО РАО, 1998. — 83 с.
  32. Изучение квалификационных требований работодателей: Пособие для профессиональных образовательных учреждений /Под ред. С. А. Иванова, Г. В. Борисовой. СПб.: Скифия, 2001. — 51 с.
  33. Интеграция межпредметных связей в системе непрерывного профессионального образования. /Под ред. В. Н. Максимовой. Д.: ЛОИРО, 1990. -124 с.
  34. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы /Материалы международного семинара. /Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1996.-144 с.
  35. Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах: Сборник статей /Отв. ред. А. П. Беляева. М.: Высшая школа, 1990. — 128 с.
  36. Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.
  37. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1991. — 384 с.
  38. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 128 с.
  39. В.В., Гаврилов В. Е. Профессиональная ориентация в условиях рынка: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 1995. — 35 с.
  40. Е. Н. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. Краткое пособие для директоров профшколы. М.: ИЦ АПП, 2001. — 52 с.
  41. М.В. Инновационные модели обучении в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 51 с.
  42. В.А. Основы начальной профессиональной подготовки. -СПб.: ЛОИРО, 2000. 248 с.
  43. И.А. Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Л., 1990. — 137 с.
  44. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999. 224 с.
  45. Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 г. М.: МО РФ НФПК, 2002. — 36 с.
  46. Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко, под общей ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярышевского) М.: Политиздат, 1985. — 134 с.
  47. Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987.351 с.
  48. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. -СПб.: Бохум, 1994. 340 с.
  49. Краткий философский словарь /Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1997. — 400 с.
  50. В.В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб.: «Каро», 2001. — 293 с.
  51. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. СПб.: Образование, 1998. — 48 с.
  52. И.П. Аттестация как средство управления непрерывным профессиональным развитием инженерно-педагогических работников. -СПб.: НПО, 1997. 127 с.
  53. И.П., Горчакова-Сибирская М.П. и др. Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе дополнительного профессионально-педагогического образования. М.: ИРПО, 2001. -232 с.
  54. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: ИПО, 1990. -166 с.
  55. Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб.: СПбГУПМ, 1997.-22 с.
  56. Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы /Научн. ред. А. А. Кирсанов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.-120 с.
  57. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  58. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России. 2002. — 303 с.
  59. М.И. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  60. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб: Образование-культура, 1998. — 344 с.
  61. А.А., Суртаева Н. Н. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — 24 с.
  62. В.Н. Интеграция в системе образования: Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО, 1999. — 83 с.
  63. В.Н. Лицейское образование: Сб. статей и материалов конференции, 2−3 ноября 1995 год. СПб.: ЛОИРО, 1996. — 131 с.
  64. В.Н. Организация повышения квалификации в системе непрерывного инженерно-педагогического образования. СПб.: б/н, 1991. -84 с.
  65. А.Е. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 216 с.
  66. Методические рекомендации по организации прогнозирования потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования/ МО РФ № 56/1972 от 31.01.02. 32 с.
  67. В.В., Скворцов В. Н. Организационно-педагогические основы управления школой. СПб.: ЛГОУ, 1999. — 92 с.
  68. В.В., Скворцов В. Н. Теоретические основы управления школой: Учебное пособие. СПб.: ЛГОУ, 1998. — 125 с.
  69. В.А. Социальное партнерство: Учебно-методическое пособие. М.: ИПО РАО, 1998. — 251 с.
  70. В.А. Политика социального партнерства. Ч. I, II. М.: ИПО РАО, 1999.-97 с.
  71. Модернизация общего образования на рубеже веков. /Под ред. В. В. Лаптева. СПб.: Изд-во РГТТУ им. А. И. Герцена, 2001. — 213 с.
  72. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001. — 160 с.
  73. Мониторинг занятости: методология, методика, опыт организации /И.Б.Берестова, О. Н. Иванов, С. А. Иванов и др. //Мониторинг социально-экономической ситуации и состояние рынка труда Санкт-Петербурга. 1995. -№ 2.
  74. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 231 с.
  75. Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. М.: ЦРСДОД, 2001. — 64 с. 80.0'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: ООО «МТ Пресс», 1999. — 296 с.
  76. Областной закон о начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Ленинградской области / Принят Законодательным собранием Ленинградской области 29 мая 2001 г. СПб., 2001. -Юс.
  77. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Том I. Книга V. Управление образованием взрослых. /Под ред. В. И. Подобеда, А. И. Жилиной. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 188 с.
  78. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Том IV. Книга I. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. /Под ред. А. Е. Марона. СПб.: ИОВ РАО, 2000.-216 с.
  79. С.Н., Рустомжи М. К. Искусство управления: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 143 с.
  80. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие. /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
  81. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография /Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Образование, 1995.-171 с.
  82. Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Б.М.Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  83. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Нижний Новгород: Мысль, 1994. — 351 с.
  84. Платные услуги учреждений профтехобразования: Сборник основных нормативных документов /Под ред. А. Т. Глазунова. М.: ИЦ АПО, 2001. -63 с.
  85. В.И. Системное управление образованием взрослых. -СПб.: ИОВ РАО, 2000. 232 с.
  86. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Просвещение, 1993. -64 с.
  87. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества: Научно-методическое пособие /Под общ. ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Спец. лит., 2003.-239 с.
  88. М.М. Профессиональные объединения педагогов. М., 1997.-182 с.
  89. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
  90. Прикладная социология: Учебное пособие /под ред. Ю. С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-320 с.
  91. Программа «Развитие системы государственных стандартов и тестирования». М.: МО РФ НФПК, 2000. — 86 с.
  92. Программа опережающего развития начального профессионального образования в Российской Федерации на 2002−2006 г. //Профессиональное образование. № 7. — 2002. — С.9−11.
  93. Профессионализм методиста /Т.А.Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. М.: ИРПО, профобр. издат., 2002. — 224 с.
  94. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация профессионального образования, 1999. — 904 с.
  95. Профессия руководителя и профессиональная управленческая деятельность //Управление деятельность профессиональная: Сб. статей /Под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 19−43 с.
  96. А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал эксперт», 2002. — 376 с.
  97. Региональная целевая программа развития образования Ленинградской области на 2001−2005 годы. СПб.: ЛОИРО, 2001. — 110 с.
  98. Реформы образования. Аналитический обзор / Под общ. ред. В. М. Филиппова. М.: Смысл, 2003. — 304 с.
  99. М.Н. Рынок труда: закономерности и механизмы функционирования: Монография /ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. — 172 с.
  100. Рынок труда и квалифицированные кадры (опыт, проблемы, рекомендации) /Под ред. В. Д. Рожкова. СПб.: МЕРЛИН, 2000. — 112 с.
  101. Савина М. С. Технология поиска работы. М.:ИЦ АПО, 2000.47 с.
  102. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Тандем, 1999. 352 с.
  103. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1999. — 255 с.
  104. Г. К. Технологии педагогических советов: Спецвыпуск журнала «Школьные технологии». Вып. 3. М., 1998. — 56 с.
  105. А.Н. Педагогика и методика подготовки рабочих для производственной отрасли (Институт проф. образования, Чел. фил-л). Челябинск: ИПО РАО, 1994. — 108 с.
  106. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: ИПО РАО, 1998. — 156 с.
  107. Современный учащийся начального профессионального образования. / Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. М.: ИЦ АПО, 2002. — 46 с.
  108. А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением/ Акад. проф. обр-я- Акад. инф. обр-я. -СПб., 2000. 269 с.
  109. Соколов А. Г. Управленческая деятельность в учреждении начального профессионального образования. СПб.: ИПО РАО, 1997. — 123 с.
  110. Социализация взрослых: Учебное пособие./ Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.:СпецЛит, 2002. — 272 с.
  111. Социальное партнерство в переходном обществе: опыт России. /ИНИОН РАН. Социально-трудовые исследования. Вып. X. — М., 1998. — 95 с.
  112. Социальное партнерство в профессиональном образовании и сфере занятости: Методологические и организационные аспекты. СПб.: Скифия, 2003. — 88 с.
  113. В.А. Факторно-целевой подход к организации управления профессиональным образованием. СПб.: СПбГУПМ, 1992. — 123 с.
  114. Н.Н. Технология диалоговой взаимопомощи в профессиональной школе. СПб.: УМЦ, 2003. — 24 с.
  115. Г. С. Психология в управлении: (Продолжение диалога с директором школы) СПб.: РИО СГУПМ, 1999. — 80 с.
  116. С.В. Образовательная среда и развитие школьника. -СПб.: ЛОИРО, 2003. 139 с.
  117. Теория и практика образовательных процессов в профессиональной школе: Сборник научных трудов /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: ИАО РАО, 1999.-224 с.
  118. Е.В. Основы регионального базового профессионального образования. М.: ИЦ АПО, 2001. — 44 с. (Прилож. к ж. «Проф. образование»)
  119. Е.П. Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ в системе повышения квалификации. М.: НИИ ООВ АПН СССР, 1990. — 74 с.167
  120. В.П. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения: Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 104 с.
  121. В.П. Развитие исследовательской культуры директора школы: Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 92 с.
  122. В.П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы. Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. — 211 с.
  123. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
  124. Л.Н., Трепачко Н. В. Организация производственного обучения в профлицее. М.: ИЦ АПО, 2000. — 60 с. (Библ. ж. «Проф. образование)
  125. Э.Н. и др. Педагогические инновации в непрерывном образовании. СПб.: ИПО РАО, 1997. — 69 с.
  126. Управление качеством: основы теории и практики: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2002. — 160 с.
  127. Управление современной школой: В 2 кн. Кн. 1. Вопросы теории и алгоритмы управленческой деятельности /Под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. Спб.: ЛОИРО, 2003. — 193 с.
  128. Управление современной школой: В 2 кн. Кн. 2. Качество образования /Под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. СПб.: ЛОИРО, 2003. -285 с.
  129. Федеральная программа развития образования /Утверждена Федеральным Законом РФ от 10 апреля 2000 года № 31-ФЗ. М.: Изд-во МГУП, 2000.-87 с.
  130. К.А. Нормативное обеспечение стандарта профессионального образования в ФРГ: АПО, 2000. 62 с. (Библ. ж. «Проф. образование»)
  131. П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. СПб.: ИПО РАО, 1994.-232 с.
  132. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  133. В.Е. Подготовка конкурентоспособного рабочего в профтехучилище: Метод, реком. JL: ВИПК, 1990. — 15 с.
  134. Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 160 с.
  135. Что нужно знать о социальном партнерстве /Рук. авт. кол. Н. Н. Гриценко. М., 1994.-161 с.
  136. В.В., Худяков В.П.Преподавание спецтехнологий в профессиональных училищах и лицеях. СПб.: ИПО РАО, 1997. — 208 с.
  137. P.M., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности: В помощь руководителям городских и сельских образовательных учреждений. Новгород: Изд-во НовГУ, 1994. — 58 с.
  138. А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки. — Минск: РИПО, 1997.-235 с.
  139. Е.Ф. Концепция совмещения начального и среднего профессионального образования в одном образовательном учреждении // СПО. -№ 11.- 2002. С. 6−8.
  140. Энциклопедия профессионального образования. Т. 2. /Под ред. С. Я. Батышева. М.: ИПО РАО, 19 990. — 440 с.
  141. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. -М.: Мысль, 1991.- 87 с.
  142. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. — 331 с.
  143. И.С. Разработка технологии личноориентированного обучения. //Вопросы психологии. 1995. — № 2
  144. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Ев-роп. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  145. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). -М.: Новая школа, 1996. 175 с.
  146. Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. — 308 с.
Заполнить форму текущей работой