Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цвет, как объект изучения, и его влияние на детскую психику. 
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе С. В. Мухиной раскрыта частота использования цвета, раскрыты цветовые предпочтения, были проведены многочисленные эксперименты, в ходе которых было выявлено то, что предпочтение дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего отдают цвету со следующими характеристиками «яркий», «чистый», «светлый». Это предпочтение сильно выражено (дети стараются использовать цвета с такими… Читать ещё >

Цвет, как объект изучения, и его влияние на детскую психику. Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цвет, как объект изучения, и его влияние на детскую психику возможности воздействия посредством цвета на эмоциональное состояние и характер, методы этого воздействия, возможности диагностирования для уточнения путей улучшения практической работы в этом направлении, все это может быть объединено одной целью: изучение влияния цветовой гаммы на эмоциональное состояние человека.

Все эти направления деятельности всегда привлекали ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Доказано, что цвет, как объект, является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. «Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт» [30]. Но, для того, чтобы двигаться дальше в работе над данной темой, необходимо понять, как влияет цвет на состояние человека. Это очень важный момент, т.к. исследования в этом направлении показали: цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, тонус мышечных сокращений, динамику заживления тканей, функцию сердечнососудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, возбуждение, психическое напряжение). При этом воздействие цвета происходит как через зрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Сам человек неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции тела. Каждый человек индивидуален, поэтому, люди с разными характерами и в разных психических состояниях видят мир совершенно в разном цвете, причем более спокойные люди воспринимают мир более ярким и красочным.

При этом цвет воздействует специфически как при восприятии через зрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Человек неосознанно часто использует цвет как средство психологической саморегуляции. Люди с разными характерами и в разных психических состояниях видят мир буквально в разном цвете, причём уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным [31].

Изучив материал по данной теме можно прийти к выводу, что цвет-это жизнь, он придает нам силы, освежает, лечит, вдохновляет, восхищает, но в тоже время он может дать толчок к угнетенному, подавленному состоянию, негативно повлиять на эмоциональное и психофизическое состояние. Уже доказано [32], что даже один и то же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, может возникнуть как ощущение тревожности и подавленности, так и ощущение подъема и радости. Цвет начал психологически воздействовать уже на наших далёких предков. С давних времен люди придавали особое значение чтению «Языка красок». Подтверждение данному факту мы видим в народных приданиях, мифах, народных преданиях, сказках, мистических и религиозных направления самого различного толка. Почти во всех учениях присутствуют данные о том, что цвет обладает магической силой, и каждый его оттенок вызывает особую реакцию. Применение яркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носило определенный духовный смысл. В античном мире императоры носили пурпурные одежды, и этот цвет был только их привилегией. Позднее люди продолжали придавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цвет считался чистым, радостным, разумным и, в тоже время, желтый был цветом омраченной радости, внимания, синий — густая тень, строгость, возмужалость, а черный — горечь, старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности, молодости и человечности.

Всем известно, что цвета всегда присутствуют в нашей жизни, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения — тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т. п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь пелену облаков лучам солнца, которые превратились в сверкающую радугу. Сам собой напрашивается вывод: где бы мы ни были: дома или в школе, в магазине или на улице, в парке, на озере или дома перед телевизором, цвета всегда присутствуют в нашем окружении и постоянно влияют на наше настроение, создавая эмоциональный фон, который может, незаметно для человека, меняться со сменой цветовой гаммы. Еще в 19 веке ученым Максом Люшером было доказано, что эмоциональное состояние, черты характера, особенности темперамента, культурный уровень зависит от индивидуальных особенностей и эмоционального развития индивида [33].

Цвет — это отличное средство управлять детьми и подростками. Это средство используется самыми различными способами и приводит к самым разным результатам Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, если рассматривать значение цвета, как явление духовной культуры и потребности его применения в самых разнообразных областях и отраслях науки и материального производства.

В наше время в каждой стране существуют дизайнеры, и психологи по цвету, цветоархитекторы и цветотерапевты, Проблемой влияния цвета занимался и великий немецкий поэт И. В. Гёте. Его фундаментальный труд «Учение о цветах» по праву считается основой науки о цветовосприятии (колористка). Основная идея данного направления науки заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизически. Постоянные поиски и наблюдения в этом направлении привели к созданию многочисленных методик, диагностик, тестов по определению о влияния цвета на разные аспекты жизни человека, его внутреннее «Я».

Японские педагоги определили [34], что цветовое восприятие дает возможность наиболее широко развивать органы чувств ребенка, его естественный вкус (мышление, творческие способности), что в свою очередь оказывает влияние и на общее развитие человека По исследованиям ученых-психологов [8] наш глаз может различать 1,5 млн. цветов и оттенков, и самое главное, с увеличением возраста цветовосприятие растет. Самым оптимальным возрастом по эмоциональному развитию дошкольный возраст. Факторов оказывающих влияния не только на развитие зрение и речи, но и на детскую психику посредством цвета очень много — это и цветовая гамма помещения, и цвет одежды, и яркие игрушки, и, конечно же, краски, яркие и спокойные, притягивающие к себе взгляд маленького человека Для изучения характера и эмоциональных состояний человека М. Люшер и Х. Фриллинг в середине прошлого века изобретают цветовые тесты. Они основаны на следующих наблюдениях: при задержке взгляда на каком-либо предмете на несколько минут, человек может почувствовать не только изменение своего самочувствия и настроения; может измениться температура тела, частота дыхания и ритмика сердца, но при этом каждый человек реагирует на один и тот же цвет индивидуально. Опираясь на эти наблюдения, Макс Люшер создаёт цветовой метод диагностики состояния человека, так называемый «тест Люшера». 23 цвета были выбраны им из 4500 цветов, а критерием отбора явилась максимальная приближённость к природным цветам. Очень важно, что этот тест начинает выявлять проблемы с 6 — 7 летнего возраста. При этом ребёнок просто выбирает наиболее понравившиеся или наиболее неприятные цвета из предлагаемых.

Так же проблемой восприятия детьми цвета занимались такие известные педагоги и психологи, как Л. А. Венгер, И. Д. Венев, Г. Г. Григорьев, З. М. Истомина, В. С. Мухина, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, А. М. Фонарев и другие. После многочисленных исследований все они пришли к общему выводу: использование на занятиях изобразительного искусства цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только для развития цветоразличительных, но и для формирования абстрактно — образного мышления.

О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребенка дошкольного возраста на объекты различных цветов. Так научные данные, полученные в исследованиях последних десятилетий (Л. А. Венгер, И. Д. Венев, З. М. Истомина, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев и др.(9) показали, что дети уже с первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разного цвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своем рисунке как средство украшения.

К такому же выводу и подтверждению темы выдвинутой еще Е. А. Флериной в «использование цвета, как портала, по которому ребенок выражает свое эмоциональное состояние к изображаемому» в своих исследованиях пришли В. А. Езинеева, А. В. Компанцева, В. С. Мухина и др. [35].

Не надо думать, что дети не могут осознанно использовать цвета, чтобы выразить свое отношение к изображаемому образу. Дети очень точно, с помощью цвета, передают события, характер героев: сочные теплые краски — волшебные тучи, черная краска — злое волшебство, негативные действия. Самое главное, это дать ребенку возможность спокойно, методично накапливать изобразительный опыт. Чем больше опыт в познании окружающего мира, тем ребенку легче выбирать цвет и передавать с его помощью характер и действия героев, свои переживания и желания. Чем больше изобразительный опыт, чем больше объем усвоенного ребенком познавательного материала, тем точнее и реалистичней становится цветовая гамма рисунка. Большая работа в этом направлении была проведена Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, В. С. Мухиной.

Главное в этом направлении — это сознательное формирование на раннем этапе развития той цветовой гаммы, которая будет окружать ребенка на протяжении всей жизни. Правильный подбор цветов и их оттенков будет способствовать положительному настрою, ровному эмоциональному состоянию.

Занятия в детском саду, мини-центрах, Изостудиях должны четко понимать, что главная цель занятий — формирование чувства цвета и умения отражать свойства и признаки предметов через овладение эталонной системой свойств и признаков предметов и через умение ориентироваться в окружающем мире. Но не следует ограничивать ребенка какими-то строгими критериями и правилами. Очень важно поддерживать начинания и стремление ребенка рисовать воображаемым им мир, свои мысли в соответствии со своим «внутренним миром», а затем рассказать, что же он хотел передать в этом рисунке и почему он это видит именно так и в таком цвете. Такая возможность творить поможет в дальнейшем росте духовности, эмоциональной стабильности и желании учиться дальше. Именно этих целей и должен придерживаться педагог в работе с дошкольниками.

Раскрытие и исследование всех нюансов по данной теме не может быть полным без еще одного направления по эмоциональному развитию ребенка: влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.

Всю многогранность положительного влияния музыки на эмоциональное состояние ребенка может раскрыть всего несколько высказываний приведенных ниже:

Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа. (В. Шекспир) Серьезная музыка, храня в себе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживали ее. (В. В. Миодушевский) Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. «Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту — маленький человек осознаёт своё достоинство» [36].

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья. (В. М Бехтерев) О влиянии и воздействии музыки на все живое, о влиянии музыки на переживания и настроения, поступки и эмоциональные переживания человека. Об это свидетельствуют предания о русалках, сиренах, опус Гомера «Илиада и Одиссея», «Сказание о Соловье Разбойнике» и т. д.

Из тех же преданий мы видим, что музыка использовалась в качестве исцеляющего средства: ученые, изучающие Древнюю Грецию, получили достоверные данные о том, что «великий и беспорочный врач» Асклепсий предлагал лечить болезни нервов громкой игрой на трубу перед пациентом.

Древнегреческий философ и математик Пифагор (570−490 гг. до н. э.) лечил многие болезни духа, души и тела, с помощью играя составленные им специальные музыкальные композиции в присутствии больного. «Музыка может врачевать безумства людей», автором этого афоризма является Пифагор.

Столь же серьезно и ответственно к лечению музыкой относились и лекари, проживавшие в Древнем Китае. Это направление музыкотерапии сохранилось в современном Китае и по сей день. В музыкальных магазинах каждый желающий пройти такое лечение может купить компакт — диски «Для сердца», «Для Легких», «От усталости» и т. д.

Не отстала в этом направлении и чопорная Европа. Один из представителей этого направления — доктор Томатис, проживающий во Франции. При помощи своей проверенной эффективной методики он излечивает пациентов от заикания и других, более серьезных психологических проблем.

Интерес к древнему способу лечения музыкой возродился вновь совсем недавно. Современные католические монахи заметили, что надой у стада коров увеличивается после того, как отзвучала органная музыка в костеле. Этот факт подтвержден и серьезными научными исследованиями: музыка влияет не только на физиологию животных, но и на эмоциональный настрой человека, на его интеллектуальные способности.

Музыку используют в хирургии, кардиологии, акушерстве, стоматологии. Наиболее широко она применяется при лечении нервных и психических заболеваний.

Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях действовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и вернуть членам физическую бодрость». Эти идеи успешно развивались и в последние десятилетия.

Итак, музыкотерапия — это особая форма роботы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Мы живем в мире инфразвуков. Инфразвуковые колебания возникают при порывах ветра, движении человека и животных, при работе транспорта и промышленных объектов. Наш земной шар — это большой передатчик самых разнообразных по мощности и длительности инфразвуковых волн. Все природные явления, будь то приливы или отливы, штормы или цунами и т. п., так же имеют свои мощные инфразвуковые волны (0,1−0,5Гц) [37, 203].

Мы живем в мире красок и их оттенков, мы живем в мере звуков, научиться управлять и направлять в нужное русло все это богатство — необходимое условие для стабильного физического, психического и эмоционального состояния человека.

Сложно представить весь спектр эмоций, который испытывает ребенок, который умеющий соединять свои цветовые виденья с музыкальными переживаниями. Мы очень хотим, чтобы наши ученики были лучше своих учителей — красивее, талантливее, умнее. В наше время у наших воспитанников появилось очень много возможностей раскрыть, улучшить, сохранить все свои скрытые потенциалы. А дошкольный возраст и есть та отправная точка, отталкиваясь от которой ребенок в дальнейшем имеет все шансы на самореализацию. Но самореализация — путь долгий, и эмоциональное состояние ребенка через передачу своих переживаний, своего внутреннего мира через музыкальную графику есть первый шаг к успешной реализации этого пути.

Эмоциональное состояние ребенка, его мироощущение, желание и стремление к получению все новых и новых знаний наиболее полно и безболезненно протекает через соощущение. Соощущение (от гр. synaisthes’s — синестезия одновременное ощущение, совместное чувство) — создание и использование множественных связей между органами чувств, т. е. возникновение у человека ощущений не только в органе, на который непосредственно воздействует раздражитель, но и одновременно у человека возникает ощущение и в другом органе чувств [38]. Это одно из свойств ощущений.

Ощущения — простейший психический познавательный процесс, это отражение в коре головного мозга отдельных признаков и свойств предметов, явлений, состояния внешней среды непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение-предпосылка для создания образов и их познания. Наши ощущения разнообразны: зрительные, обонятельные, болевые и т. д. Можно сказать, что ощущения это стартовая точка для всех человеческих знаний, для мироощущения и эмоционального состояния.

На данный момент нас интересуют зрительные и слуховые ощущения, именно они составляют основу в передаче эмоций через цвет и музыку.

Проводимы в этом направления исследования, показали, что очень часто как дети, так взрослые люди соединяют различные ощущения в одно. Именно это слияние и принято называть синестезий. О том, что между зрительными и слуховыми ощущениями существует тонкая связь, говорил еще И.Ньютон. Но научное обоснование и более детальное и целостное исследование синестезии дал В. Вундт. Именно он является автором гипотезы «об эмоциях как основе целостности восприятия и к утверждению роли эмоций в возникновении синестетических переживаний» [39].

Итак, можно сказать, что основным посредников в возникновении цветовых ощущений при прослушивании музыкальных произведений выступает эмоция.

Почему именно эмоция? Эмоция является связующим звеном в образовании цветовых ассоциаций детей при прослушивании определенной по ритму и темпу, характеру музыки. Например, при задании нарисовать поляну летом и прослушивании веселой музыки с трелью соловья дети выбирали желтые (теплый, нежный, легкий, неугомонный) и зеленые (натуральный цвет, соотносимый с понятием «природный») цвета, но при этом же задании нарисовать поляну летом и, прослушав грустную, с шумом дождя, музыку дети сразу же добавили синий (холодный, спокойный, сладкий, тихий, часто ассоциируется с цветом воды, дети используют его при передаче дождя слез, и т. д.) и коричневый цвет (земляной, натуральный, комфортный). Выполняя задание педагога послушать музыку и нарисовать только одной краской праздничный день дети, в первом случае, при прослушивании веселой, задорной музыки выбрали красную краску (теплый, энергичный, радостный, сладкий), часть детей выбрала к красному цвету еще и желтый, во-втором же случае, при прослушивании резкой, жесткой и кричащей музыки дети выбрали черный (тяжелый, глухой, затягивающий) и фиолетовый (тяжелый, глухой, своевольный, незнакомый, загадочный) цвета. Заметим, что дети выбирали цвета не задумываясь, на подсознательном уровне, в основном основываясь на тех эмоциях, которые возникли в результате прослушивания определенного музыкального произведения.

Можно сказать, что цветной слух (синопсия) — явление сенестезии. Это явление характеризуется способностью связывать воедино два чувства — зрение и слух и передавать возникшую ассоциацию посредством цвета или цветовой гаммы.

Слуховая синестезия — это способность на эмоциональном уровне «слышать» звуки при наблюдении за окружающим миром, каким-то предметом и передавать свое виденье через цвет.

Но, прежде чем мы приступим к исследованию этой проблемы, необходимо уточнить значение термина восприятие и рассмотреть его относительно дошкольников.

Наиболее точное определение мы находим в книге А. Маклакова «Общая психология». Дословно он звучит так: «Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Есть определенная классификация основных видов восприятия:

По основной модальности:

  • — Зрительное восприятие;
  • — Слуховое восприятие;
  • — Осязательное восприятие;
  • — Вкусовое восприятие.

По форме существования материи:

  • — Восприятие пространства;
  • — Восприятие временем;
  • — Восприятие временем.

У детей старшего дошкольного возраста восприятие становится осмысленным, анализирующим, целенаправленным. В этом возрасте ребенок уже может наблюдать, рассматривать, производить поисковые действия. Огромное влияние на развитие восприятие оказывает его речевая деятельность (речь) — происходит активное использование названий признаков, качеств, ребенок может рассказать о состоянии различных объектов и отношений между ними. Называя предметы и играя с ними, ребенок учится различать их, находить им применение, т. е. ребенок через восприятие накапливает опыт, видит и понимает реальные отношения между ними.

Ведущий психолог А. В. Запорожец в своих исследованиях пришел к выводу, что «восприятие — это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием». Наблюдая за развитием восприятие у детей старшего дошкольного возраста, ученые обращают внимание на сложность этой формы познания действительности. Впоследствии было установлено, что «цвет является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему — либо не получит сигнального значения. Эти факторы наиболее отчетливо выражены при знакомстве с незнакомым предметом» [22].

Педагоги — практики говорят, что с самых первых дней жизни к ребенку поступает обширная информация о цвете, и при нормальном психическом развитии ребенка, при достаточном объеме словарного запаса дети быстро начинают обращать внимание на окраску предметов. Учеными была подмечена закономерность усвоения цвета. Сначала дети начинают воспринимать только теплые цвета — красный, желтый, оранжевый; с накоплением опыта и развитием психических реакций к ним добавляется восприятие голубого, зеленого, синего, фиолетового. Так, шаг за шагом, через восприятие и накопление опыта, ребенок открывает все многообразие цветовых тонов.

И тут так же можно сказать о пользе занятий по цветомузыкальной синестезии. Первое знакомство с красками — большое событие для маленького ребенка. Мазок кисточкой и на белом листе появляется яркое, красочное пятно. Ребенок увлекается, за одним цветом он пробует другой, ему начинает нравиться сам процесс соединения цвета. Пробуя все цвета, не выбирая их, он не замечает, что его рисунок это просто смешение красок, он ничего не изображает. Взрослые, когда смотрят на такие рисунки, называют их абстрактными.

Как только ребенок научится распознавать и называть цвета он начинает искать новую информацию. И тут вновь на помощь приходит педагог — он обращает внимание на роль цвета в окружающей жизни. Постепенно можно начать работу по восприятию музыки и передаче характера музыкального произведения через цвет.

Учеными установлено, что цвет, в этом возрасте, несет в себе смысловые функции: выражает эмоциональное отношение к образу, придание выразительности образам, выражение отрицательного или положительного отношения через различные цветовые тона. В дальнейшем дети уже могут через цвет передавать свое восприятие характера героев, свои переживания и т. д.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). Это дает возможность ребенку использовать цвет более разнообразно, выразительно, реалистично. Главное, ребенок должен всегда иметь право выбора. Но это не значит, что надо предоставить ему полную свободу действий. Необходимо постоянно направлять и поддерживать интерес к выполнению того или иного задания и тогда рисунок получится ярким, колоритным, интересным.

Эксперименты по изучению цветовых предпочтений детей дошкольного возраста, началось еще в XIX веке, и на первоначальном этапе было, связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения.

К. В. Бардин, в своем обзоре делает вывод об отсутствии какой — либо закономерности в цветовых предпочтениях детей, в своем выводе он дословно пишет следующее: " …вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов" [40; 224].

Этим направлением занимались ведущие зарубежные авторы: У. Ю. Уффельман, У. А. Бине, М. Шинн, У. А. Габбини, Р. Мардсен, Ч. Майерс, Е. Вули, В. П. Бражас, В. Прейер, К. Валентайн, Р. Степлз, Базыма Б. А., Бардин К. В, Мухина В. С.

М. С. Сент — Джордж и В. Уолтон [41], Р. Франсе в «Психологии эстетики» [57] пришли к выводу «о врожденности предпочтений детей».

В работе С. В. Мухиной [42] раскрыта частота использования цвета, раскрыты цветовые предпочтения, были проведены многочисленные эксперименты, в ходе которых было выявлено то, что предпочтение дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего отдают цвету со следующими характеристиками «яркий», «чистый», «светлый». Это предпочтение сильно выражено (дети стараются использовать цвета с такими характеристиками как можно чаще) Это приводит к тому, что появляются желтые самолеты, красные дома, деревья, люди, животные и т. д. Темные, холодные тона практически не используются. Дети начинают рисовать такими тонами только в случае выполнения точной установки либо по просьбе взрослого нарисовать нечто неприятное, нежеланное, неинтересное для ребенка. Если попросить детей пояснить, что же это они нарисовали, дети могут ответить очень коротко и лаконично: «грязно, — страшно, — темно, — холодно». Несмотря на различия методологических подходов, и решений, различных методических указаний бала показана тенденция предпочтения детьми ярких и светлых цветовых пятен.

Дальнейшие цветомузыкальные предпочтения детей ученые связывают с индивидуальными особенностями детей, «очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к мечтательности, фантазии, с открытой душой, но еще не способный к самостоятельным действиям из всех цветов используют при рисовании главным образом желтый цвет» [43].

От того, как грамотно педагог спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка будет зависеть и результат. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения.

Педагог при планировании занятий должен дать ребенку свободу в использовании цвета, побуждать его подходить к решению той или иной поставленной задачи, побуждает ребенка подходить к выполнению постеленных задач.

В дальнейшем, по мере накопления опыта и полученных знаний дошкольники уже могут:

  • — Сочетать яркие цвета, с целью добиться цветовой гармонии.
  • — Постепенно вводить цветовые сочетания, начиная с черного и белого цвета.
  • — Использовать сочетания ярких цветов, стараться, чтобы цвета были разные по тону.

Яркие цвета не раздражают малышей. В этом возрасте яркие цвета действуют успокаивающе, при восприятии таких цветов он чувствует себя спокойно, комфортно.

Естественно, что восприятие цвета напрямую зависит от особенностей ребенка и у каждого оно очень индивидуально, особенности восприятия ребенка — дошкольника заключаются в том, что зрительный аппарат еще недостаточно сформирован, оценки физиологического, психического и эстетического характера равны и тесно слиты с нравственными.

Художественное восприятие строится по принципу «нравиться — не нравиться «, «люблю — не люблю» «красиво — не красиво». Если ребенку нравиться, то цвета яркие и чистые, сочетание их разнообразно. Если ребенок рисует по принципу «не нравиться, не красиво» — то превалируют темные цвета, все изображается небрежно.

Дошкольнику наиболее доступны эмоции, которые отражены непосредственно в мимике изображаемого персонажа или в отражении характера окружающей действительности — это подтверждают многочисленные исследования восприятия детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка [44].

А вот восприятие эмоционального содержания, предаваемое в позе и жестах, особенно у младших дошкольников, передача его через изображение взаимоотношений происходит значительно труднее.

В процессе исследований были установлены следующие уровни восприятия:

  • — Нет понимания эмоций, выраженных в картине, ее сюжете;
  • — Есть понимание эмоций, хотя нет ясного понимания сюжета;
  • — Осознанно передается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоционального содержания.

Огромное значение придается такой стороне восприятия, в каком эмоциональном состояния ребенок находился в момент передачи своего восприятия персонажа, предмета, окружающей среды через рисунок: эмоцию радости, гнева, горя, печали, выраженную в мимике персонажа на картине, дети воспринимают легче, чем словесное описание педагогом этого состояния или выражение этого состояния после прослушивания музыки.

Эта трудность легко устраняется при систематическом занятии цветомузыкальной синестезии [45].

Итак, мы изучили особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Педагог в процессе руководства деятельностью детей должен обращать внимание на разные стороны поведения дошкольников, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных, волевых качеств. Производя оценку и фиксацию их, взрослый не только помогает детям найти правильное понимание людей, сверстников, находящихся как «непосредственно в контакте с ребенком, так и умение оценивать действия героев сказок, рассказов и т. д. Помимо этого с помощью взрослого и при его непосредственной поддержке формирует опыт «точки зрения на людей», а также «эталоны» этого поведения по которым дети должны сверять свое поведения и поведение своих товарищей. Не следует забывать и еще один момент — облик и поведение самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой