Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические основы современного исследовательского обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главный мотив исследовательского поведения — познавательная потребность. В свою очередь, потребность в познании выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательная потребность объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую (информационную), развивающую и воспитательную. Благодаря познавательной… Читать ещё >

Дидактические основы современного исследовательского обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познавательная потребность и исследовательская активность

Главный мотив исследовательского поведения — познавательная потребность. В свою очередь, потребность в познании выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательная потребность объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую (информационную), развивающую и воспитательную. Благодаря познавательной потребности и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Развитие познавательных потребностей и интересов детей к предмету изучения и к процессу умственного труда во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный, творческий, исследовательский поиск, в открытие новых знаний. Это положение вряд ли кто-то станет оспаривать, но и с широкомасштабным внедрением его в массовую образовательную практику также никто не спешит. В традиционном образовании продолжают доминировать репродуктивные методы обучения.

Стремление ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биологически, но почему-то оно редко проявляется в ситуации традиционного обучения. Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать, а мы хотим его научить, при этом в большинстве случаев сталкиваемся не с ситуацией сотрудничества, а с практикой противоборства.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в жизни человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом нового, XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению исследовательских методов обучения.

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала XX века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Все это сказывается на постепенном изменении отечественных образовательных приоритетов.

В России ежегодно проводится большое количество конкурсов, выставок, фестивалей, конференций, на которых представляются исследовательские работы детей разного возраста. Но практически вся эта деятельность разворачивается сверх основной учебной нагрузки. Исследовательская практика ребенка заняла прочное место пока лишь во второй половине школьного дня. С одной стороны, это не может не беспокоить, с другой, не может не радовать. Пусть после «основных школьных занятий», но все же исследователю от природы — ребенку, разрешено и предложено воплощать свою творческую энергию, не только танцуя в самодеятельности и конструируя модели самолетов и кораблей. Он может творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Взрослым интересны и итоги его изысканий, и то, какими идеями он овладел, и какими новыми качествами обогатилась его психика.

Нельзя не замечать и того, что после отступления от идей исследовательского обучения, вызванного событиями начала 30-х годов, ростки исследовательского обучения всегда стремились пробиться через толщу законодательных актов и инструкций, направляющих педагогическую теорию и регулирующих образовательную практику в нашей стране. Одним из таких педагогических направлений может считаться распространение в середине XX века идеи «проблемного обучения».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой