Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: определено содержание образовательных целей, определяющих развитие творческих умений у студентоввычленено содержание воспитательных целей, реализуемых при развитии творческих умений студентовтеоретически аргументированы и определены технологии обучения батику развивающие творческие умения студентовобоснована… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно — теоретические основы развития творческих умений студентов на занятиях по прикладному искусству в вузе
    • 1. 1. Развитие творческих умений студентов средствами прикладного искусства, как психолого — педагогическая проблема
    • 1. 2. Индивидуально-возрастные и психологические особенности творческого развития студентов при обучении в вузе
    • 1. 3. Использование прикладного искусства в развитии творческих умений студентов-дизайнеров
      • 1. 4. 0. пределение целей развития творческих умений у студентов при обучении прикладному искусству
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методические условия, приемы и средства развития творческих умений студентов при обучении прикладному искусству в вузе
    • 2. 1. Построение модели обучения прикладному искусству, направленной на развитие творческих умений студентов
    • 2. 2. Методы и средства развития творческих умений студентов в процессе обучения прикладному искусству
    • 2. 3. Анализ экспериментального обучения студентов творческим умениям на занятиях по прикладному искусству
  • Выводы по второй главе

Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика проблем творчества концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.

Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привлекал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как с нашей точки зрения творчество — это феномен, обладающий и целесообразностью, и определенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.

Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в науке определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, в том числе художественного творчества. Между тем в образовательном процессе современной школы, как высшей, так и средней имеется противоречие между потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом и возможностями образовательной системы создавать условия для развития творческого потенциала студентов, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности студентов на занятиях художественно-эстетического цикла. Ведущим условием развития потенциальных, творческих возможностей студента является вхождение его в развивающую, эстетическую среду, приобщение его к различным видам эстетической деятельности: изобразительной, архитектурной, дизайнерской и т. д.

Коренные изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, породили множество проблем. Особую важность для высшей школы приобретает необходимость углубления теоретических исследований в области совершенствования образования, духовного совершенствования личности человека. Педагогическая наука озабочена преимущественно тем, чтобы сформировать всесторонне развитую личность с высокими нравственными устоями, способную к интеллектуальной, творческой деятельности. Для преобразования школы важно улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Всестороннее развитие личности невозможно без формирования чувства прекрасного, правильного понимания красоты и многообразия окружающего мира. Это те основы, которые должны быть переданы последующему поколению.

Коренные изменения в системе образования, происходящие в настоящее время, распространились на все его виды, начиная от дошкольного и до высшего профессионального образования, ставя серьезной задачей совершенствование подготовки кадров.

Современная высшая школа может и должна способствовать процессу обновления общества. В основу реформы современного образования положены принципы гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образованияличность, ее стремление к пониманию целостной картины мира, культуры как опыта предшествующих поколений людей.

Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса. В соответствии с этим в число особо приоритетных качеств личности включаются такие как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности. Особенно важны эти качества для людей, занимающихся искусством.

Творческие умения развиваются в постоянном и разнообразном обучении при использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности. Большое значение это имеет в художественной деятельности, требующей сочетания как образного, ассоциативного, так и теоретического мышления, а также осознания личного отношения к такой деятельности.

Понимая творческое развитие личности как стремление к гармонии с окружающим миром, как стремление к идеалу и красоте, педагог должен передать это будущему дизайнеру, который в ответе за будущее художественное образование и эстетическое воспитание за сохранение художественного наследия предшествующих поколений. Творческое развитие личности, ее нравственное совершенствование — это то, без чего невозможно художественное образование. Эти составляющие развития личности очень важны для профессионального становления будущего дизайнера при обучении батику как вида декоративно-прикладного искусства. Развитие творческих умений будущего дизайнера средствами прикладного искусства — это один из путей, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться. А это и есть требования, предъявляемые к подготовке дизайнера, которые отражены в государственном стандарте высшего профессионального образования [61].

Современное высшее образование, которое находится в постоянном поиске обновления всех сторон своей деятельности призвано подготовить специалиста, способного реализовать задачи, стоящие перед ним. 1].

В связи с этим изменяется понимание цели высшего образования. На первое место вышла личность специалиста, осознаваемая как духовнонравственная сущность человека, обретающего позицию субъекта своего интеллектуального, духовного развития и самовоспитания в условиях профессиональной деятельности.

Изменения в подходе к образованию, к пониманию его задач, обусловили методологическое переосмысление, обращение к идеям гуманизма, нашедшим отражение в исследованиях философов, психологов, педагогов, стоящих на гуманистических позициях.

Представления о сущности человека как абсолютной ценности, как творца самого себя и обстоятельств своей жизни, как свободной, ответственной, творческой личности, как целостности, возможности человека быть ценностью и самоценностью, сложились в гуманистической отечественной и зарубежной философии (H.A. Бердяев, Г. С. Батищев, B.C. Библер, B.C. Соловьев, C.JI. Франк, Э. Фромм и др.).

Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, то это — всестороннее развитие личности и профессиональная подготовка специалиста.

Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. При организации обучения наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, основанный на знании и применении основных положений теории обучения и воспитания в практике работы при изучении батика. Этот учебный предмет имеет большие возможности для развития творческих умений, эстетического воспитания студентов через средства искусства, формирования у них художественного вкуса, чувства прекрасного, умения правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира. Все это позволит решить первостепенную задачу, стоящую перед высшей школой, при подготовке будущих дизайнеров как специалистов способных к творческой деятельности.

Обучение студентов батику, является важной составной частью проблемы целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и художественных вкусов студентов. Оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, подчеркивая, что личность необходимо вывести на уровень самообразования и саморазвития. Лишь при таком подходе можно сформировать компетентную творческую личность, способную решать задачи дальнейшего непрерывного самообразования и саморазвития.

Говоря об этом, мы имеем в виду целенаправленный комплекс учебно-воспитательных мероприятий в процессе работы со студентами при изучении батика.

Содержание учебных программ по декоративно-прикладному искусству (четко выраженная ориентация на овладение системой знаний по искусству) оказывает большое воспитательное воздействие на студентов, формируя их интеллектуальный и духовный мир.

Одним из основных направлений учебной программы по декоративно-прикладному искусству, является развитие творческих умений. Преподаватель, ведущий курс батика призван помочь студентам понимать этот своеобразный язык выражения художником отношения к миру. Он должен научить видеть изображение окружающей жизни, через призму отношения художника к явлениям окружающей жизни, которое он выразил с помощью специфических средств — красок, ткани, средств ее обработки.

Преподаватель призван научить восприятию мира своих учеников, воспитать их визуальную культуру. Предполагается осмысленность и одухотворенность видения, а именно, умение передать средствами батика свое восприятие действительности, донести смысл понимания мира автором зрителю.

Позволить ему пережить комплекс чувств, позволяющих понять произведение как духовную ценность, то есть осознать себя как создателя и творца нового и участника формирования духовных ценностей, которые человек воспринимает как гармонию мира, окружающей его природы.

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы исследования.

Необходимость реализации этих целей ставит на повестку дня вопрос о разработке научно обоснованных методических рекомендаций для развития творческих умений студентов при изучении батика в процессе подготовки студентов-дизайнеров в Институте Архитеюуры и строительства Тихоокеанского государственного университета, способных решать любые творческие задачи и проблемы.

Исходя из состояния научной разработки проблемы и реальных потребностей педагогической практики, в предлагаемой работе ставится как центральная задача — определить пути и педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих умений в процессе обучения батику как виду — прикладного искусства.

В своих исследованиях по решению данных проблем мы основываемся на трудах и учебных пособиях ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, это — H.H. Ростовцев, B.C. Кузин, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, A.C. Хворостов, Т. С. Комарова, С. Е. Игнатьев, А. Е. Терентьев, А. П. Яшухин.

Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения студентов батику. Отдельные вопросы, по интересующей нас проблеме, затрагиваются в трудах H.H. Волкова, Ю. А. Волкова, Н. Я. Маслова, JI.A. Выходцевой, Н. И. Пьянковой и других специалистов.

Исследованию проблем, связанных с художественным конструированием и моделированием, посвящены работы JI.A. Венгера, Я. В. Владимирова Н.Г. Гриневич, Т. С. Комаровой и др.

Все исследователи отмечают большие возможности применения такого материала, как ткань, в развитии художественного творчества, различные подходы и возможности при моделировании и конструировании с использованием данного материала при создании художественных образов, как реального, так и стилизованного вида. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы исследования.

Необходимость реализации рассмотренных целей ставит на повестку дня вопрос о разработке научно-обоснованных методических рекомендаций по развитию творческих умений студентов при обучении батику на отделении дизайна Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Учитывая состояние научной разработки проблемы и объективных потребностей вузовской педагогической практики, в предлагаемой работе реализуется актуальная задача — определить пути и средства развития творческих умений при обучении батику будущих дизайнеров. Данная проблема является очень сложной научно — практической проблемой, где при нынешнем уровне нашего знания не на все вопросы могут быть даны ответы.

В процессе исследования проблемы мы научно обосновываем свои выводы, используя в работе труды современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, — H.H. Ростовцев, Г. В. Беда, B.C. Кузин, Г. Б. Смирнов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, A.C. Хворостов, Т. С. Комарова, A.A. Унковский, С. Е. Игнатьев, А. Е. Тереньтъев и др.

Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов развития творческих умений студентов при обучении батику.

Для определения возможностей развития творческих умений использованы результаты исследования мышления В. Г. Ананьева, Ю. С. Голициной, B.C. Кузинаособенности развития личности в учении, изложенные в трудах Д. В. Богоявленского, JI.C. Выготского, J1.B. Занкова, C.JI. Рубинштейна. Исследования условий развития образного, абстрактного и логического мышления, пространственных представлений и воображения при художественной деятельности, выполненные Б. Ф. Ломовым, E.H. Кабановой — Меллер, И. С. Якиманской.

В публикациях по вопросам теории и методики изобразительного искусства подчеркивается необходимость изучения специфики художественного творчества в работах таких авторов как, В. Г. Волков, С. Е. Игнатьев, В. К. Лебедко, И. С. Якиманская, H.H. Ростовцев, А. Е. Терентьев и других.

Определенную значимость при изучении темы имеет опыт художников-педагогов, работающих в системе художественного образования и воспитания. Их деятельность требует обобщения и анализа с целью определения наиболее перспективных методов развития творческих умений при обучении батику.

Необходимо подчеркнуть, что для разработки темы особую важность имеют исследования по вопросам художественно — творческой деятельности студентов, творческого восприятия и воображения. Значительную ценность представляют публикации и работы ученых психологов: Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, A.B. Запорожца, B.C. Кузина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе.

Для определения педагогических условий развития творческих умений студентов-дизайнеров ввузе при обучении батику использовались результаты исследований опирающиеся на: специфические особенности педагогического и процесса как системы, критерии его эффективности, систематизированные М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, И. Я. Лернером.

Между тем специфика обучения данному виду учебной деятельности заслуживает тщательного анализа и обобщения. Автор диссертации, не претендуя на исчерпывающее раскрытие избранной темы, делает попытку внести свой вклад в ее разработку.

Обосновывая актуальность темы, необходимо обратить внимание также на то, что она является составной частью плана по совершенствованию нравственно-эстетического развития студентов при формировании их творческих умений при обучении батику. Исходя из этого, можно предположить, что возможности развития творческих умений кроются в четкой постановке целей творческого развития студентов, в моделировании деятельности в соответствии с поставленной целью, в отборе технологий формирования творческих умений при обучении батику, а также в педагогической рефлексии результатов обучения.

Суть педагогической технологии — это поиски научных концепций и подходов к анализу и организации учебного процесса. Педагогическая технология-это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения. В настоящее время иногда наблюдается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных сторон процесса, основанного на определении познания.

Методологической основой развития творческих умений при обучении батику является философская теория познания, а также фундаментальные исследования в области психологии и педагогики творческой деятельности.

В своих исследованиях по решению данных проблем мы пользовались теорией и технологией разработки и постановки образовательных и воспитательных целей И. Я. Лернера, Ю. К. Татаренко.

Проблему исследования определило противоречие, состоящее в том, что, с одной стороны, сложилась потребность в определении теоретических основ и практических путей развития творческих умений студентов-дизайнеров при обучении батику, а с другой, недостаточная научная разработанность этого вопроса.

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также методологическая и теоретическая не разработанность обусловили выбор темы исследования — «Развитие умений творческой деятельности у студентов при изучении прикладного искусства на архитектурном факультете университета».

Данная проблема является одновременно и целью исследования.

Объект исследования: система обучения батику на отделении дизайн окружающей среды Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих умений студентов в учебной деятельности при обучении батику.

Гипотеза исследования: успешное развитие творческих умений студентов при обучении батику может быть осуществлено, если:

— содержание программы по батику будет соотнесено с возрастными и индивидуальными особенностями студентов;

— будет определено содержание образовательных целей, определяющих развитие творческих умений, будут созданы специфические условия сочетания репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы;

— будет вычленено содержание воспитательных целей, реализуемых при развитии творческих умений студентов;

— технологии обучения батику теоретически аргументированы, и строятся на продуктивных методах обучения;

— батик будет являться средством развития творческих умений студентов как части художественного творчества, с формированием нравственных и профессиональных основ личности будущего дизайнера.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

1. Определить феномен творческого развития личности на основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики.

2. Установить возрастные и индивидуальные особенности в развитии творческих умений студентов при обучении батику в университете.

3. Выделить и обосновать педагогические условия, способствующие творческому развитию личности.

4. Обосновать выбор репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы на занятиях по батику;

5. Разработать систему учебно-творческих заданий, как средства управления процессом творческого развития;

6. Разработать критерии творческого саморазвития;

7. Организовать и провести эксперимент для исследования специфики развития творческих умений студентов-дизайнеров при обучении батику в вузе.

Методологической основой исследования являются положения теории педагогики о целостности, системности и непрерывности педагогического процесса, его ценностно-смысловой ориентации, а также философская и психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и идея личностно-ориентированного подхода к развитию личности Л. С. Выготского, личностно-деятельностный подход Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, системный подход В. П. Беспалько, теория воспитывающего обучения В. А. Караковского, Х. И. Лийметса, Л. И. Новиковой, основы психологии образования В. П. Зинченко, В. И. Слободчикова, И. С. Якиманской, теоретические положения о содержании творческого саморазвития личности, выдвинутые В. И. Андреевым и И. Пригожиным, методология педагогических исследований Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина.

Для решения поставленных задач нами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследованияпедагогический экспериментанкетированиебеседаинтервьюизучение педагогического опытаметод экспериментального наблюдениятестированиесамооценкаметоды математико-статистической обработки результатов исследования.

Исследования проводилось в три этапа на отделении дизайн архитектурной среды Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Первый этап (2002;2003г.).

1. Изучение литературы, программ, учебников, статей по декоративно-прикладному искусству, батику, теории обучения воспитания, психологии, этике, эстетике.

2. Наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов, изучение опыта работы по развитию творческих умений при обучении батику студентов-дизайнеров в Институте Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

3. Посещение и анализ занятий по изобразительному искусству в институтах города Хабаровска.

4. Проведение занятий по батику при работе преподавателем на отделении дизайна Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Второй этап (2003;2004 г.).

1. Опытно экспериментальная работа.

2. Первичная проверка гипотезы.

3. Определение возможности реализации модели развития умений творческой деятельности с помощью разработанной технологии при обучении батику во время проведения эксперимента в Институте Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

4. Корректировка модели и технологии по методам, приемам и формам.

5. Эксперимент.

Третий этап (2004;2005г.).

1. Проведение фиксирующего эксперимента на отделении дизайн архитектурной среды Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

2. Осуществление систематизации полученного материала, а также проверка и коррекция отдельных положений, выводов и рекомендаций по развитию творческих умений студентов, разработанных в ходе исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: определено содержание образовательных целей, определяющих развитие творческих умений у студентоввычленено содержание воспитательных целей, реализуемых при развитии творческих умений студентовтеоретически аргументированы и определены технологии обучения батику развивающие творческие умения студентовобоснована взаимосвязь развития творческих умений при обучении батику как части художественного творчества, с формированием нравственных и профессиональных основ личности будущего дизайнераопределены конкретные пути развития творческих умений у студентов при обучении батикуустановлены возрастные и индивидуальные особенности в развитии творческих умений при обучении батику студентов Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы доведены до конкретных рекомендаций по развитию творческих умений студентов-дизайнеров университета, для моделирования обучения направленного на развитие творческих уменийразработаны технологии творческой деятельности студентов, разработаны цели на оперативном уровне образовательные и воспитательные) построено «дерево целей" — разработаны научно-методические рекомендации в адрес педагогов вузаматериалы исследования послужили основанием обогащения содержания бесед и практических занятий по батику.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается глубиной теоретико-методологических основанийадекватностью методов исследования, опорой на репрезентативность полученных данных, на анализ опыта работы автора в качестве преподавателя, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики обучения батику.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в 4 публикациях, творческих выставках работ по батику. Результаты исследования получили одобрение на научно — теоретических, практических конференциях профессорско — преподавательского коллектива Института Архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета, на региональной научной конференции: Культура педагогического труда в XXI веке (Хабаровск, 2004) — региональной научно-практической конференции «Дальний Восток: актуальные проблемы развития» (Хабаровск 2005), в Технологическом институте Сахалинского государственного университета, на научном семинаре Дальневосточного, государственного гуманитарного университета. Творческие работы автора выставлялись на художественных выставках г. г. Харбина (КНР), Москвы, Владивостока, Хабаровска.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Сущность творческого развития личности;

2. Педагогические условия, способствующие творческому развитию личности студентов-дизайнеров в системе обучения батику:

2.1 Обоснованный выбор репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы на занятиях по батику;

2.2. Система учебно-творческих заданий.

3. Модель развития творческих умений студентов при обучении батику.

4. Критерии творческого развития личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

Таким образом, для развития умений творческой деятельности студентов при изучении батика определено следующее:

1) «дерево» воспитательных и образовательных целей для разработки программы и модели ее реализации.

2) на основе разработанного «дерева» целей и определенного объема информации для усвоения из области прикладного искусства (батика) разработана модель развития умений творческой деятельности.

При разработке модели для изучения каждой темы определены образовательные цели по уровням усвоения и качествам знаний, воспитательные цели, развивающие цели по развитию умственной сферы, выделен понятийный аппарат, способы деятельности и количество часов для их достижения.

3). Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров необходимо проводить при:

— четком определении целей каждого вида выполняемой работы;

— в соответствии с целями определять технологии обучения, которые соединяют в определенной последовательности, методы обучения, средства (специфические приемы выполнения батика) и формы обучения;

— обучение студентов проводить с соблюдением логики умственного развития 1уу-> 2уу Зуу;

— при обучении соблюдать взаимодействие воспитания и обучения.

4).Обучение студентов по приведенной выше технологии позволяет вывести их на 3 уровень усвоения, что в свою очередь дает возможность реализовать следующие возможности: осознавать и составлять последовательность своей деятельности при выполнении работ по батику,.

— применять на практике умение работать в любой технике, то есть овладеть способами деятельности как репродуктивными так и творческими,.

— применять на практике знания по батику, соединяя их с нравственным отношением к изображаемым объектам на 3 уровне усвоения,.

— работать в автономном режиме по составлению технологии выполнения творческих работ,.

— осваивать способы творческой деятельности в прикладном искусстве, что позволяет сформировать такие качества знаний, как сознательность, глубина, системность, систематичность, оперативность, гибкость и воспитать отношение к творческой деятельности — старание, добросовестность, осозна-вание безграничности своих возможностей, желание эстетического самовыражения и самоутверждения как созидателя и творца, потребность жить по законам красоты и гармонии.

5).От преподавателя такая деятельность требует:

— осмысления выбора и разработки целей обучения,.

— разработки модели обучения;

— выбора технологии реализации целей воспитания и обучения, работы по реализации целей в технологическом режиме на 1,2 уровнях усвоения, освоения способов творческой деятельности (3 уровень усвоения);

— обучения технологии выполнения работ в различных видах батика на 1,2,3 уровнях усвоения;

— разработки методических пособий, позволяющих организовать и направлять работу студентов.

Осознание студентами поля творческого выбора при своей деятельности способствует более успешному развитию их творческих умений, позволяет осуществлять перенос этих умений на пограничные области деятельности (другие предметы, педагогическая практика и т. п.).

Целенаправленная работа по развитию творческих умений способствует формированию профессиональных способностей будущих дизайнеров, независимо от сферы приложения их труда, как то: дизайн в архитектуре, промышленный дизайн, ландшафтный или дизайн интерьеров, т. е. непосредственно среды обитания человека.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволяет утверждать, что будущие дизайнеры в вузовском обучении приобрели умения творческой деятельности, моделируя в учении саморазвитие своего интеллектуального и духовного потенциала, что обеспечит возможность переноса опыта творческой деятельности в опыт предстоящей практической работы.

Заключение

.

Принимая во внимание сложность профессиональной подготовки будущего дизайнера, приходится считать необходимой высококвалифицированную подготовку педагога высшей школы, прогнозирующего результаты обучения и воспитания на основе теоретических закономерностей.

В этом аспекте профессиональной подготовки будущие дизайнеры должны стать профессионально грамотными специалистами, обладающими умениями творческой деятельности. Постоянство творческой педагогической деятельности в обучении объясняется тем, что педагог высшей школы, должен осознавать закономерности процесса обучения и прогнозировать конечный результат, определенный стандартом высшего специального образования — подготовка профессионально грамотного специалиста способного к творческой деятельности, самосовершенствованию в дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализируя обучение студентов в вузе, необходимо принять во внимание тот факт, что формирование будущего дизайнера происходит на основе предметной области учебной дисциплины, которая определяет специальность (дизайн архитектурной среды и т. д.). В связи с этим, предметная область учебной дисциплины является той информацией, которую как преподаватель, так и студенты должны знать и адекватно включать в модель обучения.

Знакомство с практикой и опытом образования в вузе позволяет констатировать, что зачастую предметная область учебной дисциплины превращается в самоцель, а профессиональная подготовка будущего дизайнера и развитие личности студента при этом считается гарантированной при усвоении суммы знаний. Гуманистические основы подготовки студентовдизайнеров в вузе к предстоящей работе позволяют объединить предметную область учебной дисциплины и развитие личности, для подготовки будущего специалиста.

Требование вуза о подготовке творческой личности поставило эту цель в основу подготовки дизайнеров.

В силу того, что обучение является категорией дидактики, мы используем для определения целей вузовского обучения принятую их характеристику: образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательные цели определяются по уровням усвоения и качествам знаний. Воспитательная цель обозначена как социально-педагогическая или мировоззренческая цель. Теоретические исследования позволили нам определить философские основы гуманистических ценностей профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Поэтому мировоззренческая цель выражена нравственными категориями, ведущими из которых являются гуманизм, свобода, ответственность, долг и др. При этом происходит развитие студента, его интеллектуального потенциала (памяти, мышления, творческого мышления) по образовательным составляющимдуховного богатства, становление духовноценностной позиции по мировоззренческой составляющей как основы будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, развитие творческих умений определено целями обучения и мотивацией обучения на осознание студентом безграничности своего саморазвития и самосовершенствования, т. е. гуманистических основ творческого развития личности.

Достижение этих целей осуществляется технологиями, адекватными целям. Посредством технологий обучение функционирует в репродуктивном или творческом режиме. Технология раскрывается как алгоритм с адекватными методами, формами и средствами достижения целей. Цели и технологии рассматриваются во взаимосвязи. Нами разработаны технологии: обучения умениям творческой деятельности, создания мотивации такой деятельности.

При анализе содержания программы по прикладному искусству нами выделены возможности развития творческих умений, которые имеются в самом содержании предмета.

Разработанной программой обучения батику определена динамика развития умений по батику от репродуктивных к творческим. Эта же тенденция заложена и в методические разработки, что и позволяет нам предполагать с достаточной степенью вероятности успешность работы по развитию творческих умений студентов в соответствии с разработанной моделью.

При обучении студентов батику ставятся и решаются не только образовательные цели, но и воспитательные: патриотизм (уважение к историческому прошлому, традициям народа, гордость культурными достижениями народа), добросовестный труд (трудолюбие, старание, усердие, уважение к результатам труда), гуманизм (безграничность возможностей и совершенствования человека). Реализацию этих целей должен учитывать преподаватель как основу для создания положительной мотивации творческой деятельности.

Предлагаемая нами модель обучения, где воспитательные цели органически сочетаются с реализацией образовательных, на практике реализуя единство учебно-воспитательного процесса и определяя воспитывающий и развивающий характер обучения.

Развивающие цели имеют имманентный характер и вытекают из реализации образовательных и воспитательных. Так при реализации 1,2,3 уровней усвоения развивается интеллект студентов — их память, мышление, творческое мышлениеа прогнозирование адекватного эмоционального отклика позволяет говорить о развитии сферы чувств и создание положительных мотивов обучения.

Итак, целенаправленный процесс развития творческих умений при обучении батику в рамках изучения прикладного искусства как учебной дисциплины представлен в виде модели деятельности по формированию умений на всех трех уровнях усвоения.

Такой подход к организации процесса обучения позволяет формировать у студентов осознанный алгоритм познавательной деятельности, который может быть перенесен на другие сферы творческой деятельности.

Работа на занятии по батику, где осуществляется взаимодействие профессиональной подготовки и изучения батика позволила сделать вывод об универсальности умений творческой деятельности, так как они с одинаковой успешностью применяется как для решения ситуаций процесса обучения вообще, так и для выполнения художественно — творческих заданий по батику.

При этом необходимо отметить, что, усваивая способы творческой деятельности в вузовском обучении, студенты профессионально грамотно применяют эти цели, как к моделированию своей учебной деятельности, так и к выполнению заданий по батику, которые они рассматривают как средство в предстоящей деятельности дизайнера.

Таким образом, на занятии по батику можно и должно развивать умения творческой деятельности, которые затем могут быть перенесены на любые области деятельности и на профессиональную, в частности.

Определение взаимосвязи рабочих целей и технологий помогают студентам осмыслить и грамотно организовать свою деятельность при изучении батика, осознать природу развития своих творческих умений и самого себя как творческую личность.

Работа в экспериментальных группах позволила сделать следующий вывод: при моделировании занятий по батику с учетом развития творческих умений обеспечивается формирование этих умений, создается положительная мотивация к творческой деятельности, что позволяет студентам осознать безграничность своего саморазвитияосознаются элементы творческой деятельности и возможность усвоения этих умений позволяет студентам переносить эти знания на свою профессиональную деятельность дизайнера.

В развитии творческих умений у студентов можно выделить следующую последовательность:

— осознание сущности и существенных признаков творческих умений,.

— создание положительной мотивации к творческой деятельности,.

— развитие творческих умений на занятиях по батику,.

— перенос умений творческой деятельности в пограничные области и профессиональную деятельность.

Обобщая основные результаты теоретического и экспериментального исследования по выдвинутой гипотезе, мы считаем возможным констатировать такое решение поставленных задач:

1. Фиксируемое состояние вузовской практики обучения умениям творческой деятельности показывает, что при обучении в вузе на занятиях происходит, в основном, усвоение предметной области учебной дисциплины, что приводит к бессистемности и случайности развития творческих умений студентов. Это лишает образовательную деятельность гуманистических основ, при которых бы студент осознавал себя как участника творческого процесса и творца собственного саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

2. Проведенные исследования позволяют считать целесообразным определение такого подхода к обучению будущих дизайнеров, когда они осознанно делают выбор предстоящего пути своего интеллектуального и духовного развития, в результате чего развитие умений творческой деятельности становится элементом саморазвития личности студента и его профессиональной подготовки.

3. Распространенность терминов: умения творческой деятельности, творчество и т. п. — привели исследование к необходимости установить перечень тех существенных признаков, которые характеризуют эти способы деятельности на основе научных исследований в педагогике и психологии.

4. Принципиально новым фактом, характеризующим научную новизну и теоретическую ценность нашего исследования является: применение теоретических основ целеполагания к разработке программы по батикук методам обучения и путям реализации образовательных и воспитательных целей при обучении батикук использованию в практике технологии реализации целей, в основе которой лежат методы, средства и формы обучения, позволяющие говорить о развитии умений творческой деятельности средствами батика.

5. Для реализации гуманных целей творческого развития личности, необходимо декомпозировать их до рабочего уровня, который обеспечивает преемственность и возможность их реализации при изучении предметной области батика. В результате исследования были применены следующие уровни декомпозиции цели для предъявления их в процессе учебной деятельности на занятиях со студентами:

5.1. Для образовательной цели оперативным «деревом цели» являются уровни усвоения (1-й, 2-й, 3-й).

5.2. «Дерево цели» — по позитивам и антиподам нравственной категории — воспитательная цель.

5.3. «Деревом цели» для развивающей цели являются профессиональные способности.

6. Рабочая (тактическая) цель составляет ту часть оперативной цели, которую педагог выбирает для работы на конкретном занятии за «дерево цели» смоделированного обучения.

7. Благодаря такому подходу к обучению, на занятии происходит процесс осознанного развития умений творческой деятельности, перевод этих умений в новое качественное состояние: осознание своих творческих возможностей, т. е. переход на уровень саморазвития и осознание этих умений как способов профессиональной деятельности.

Такое состояние определяет инновационно — творческий режим обучения при изучении батика, где происходит творческое развитие личности студента и его профессиональное становление как дизайнера.

Исследование проблемы развития творческих умений при подготовке будущих дизайнеров средствами прикладного искусства могут быть продолжены:

— развитие творческих умений при взаимодействии образного и ассоциативного мышленияинтеллектуального творческого развития студентов на основе качеств знаний и системного ведения реальностиразвитие умений творческой деятельности на осознании отношения к объекту деятельности как основы для поля выбора способа деятельности (по категориям добра и зла).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Учительская газета. -1992.-N28.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1984.
  3. Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции.- Автореф. дис. .к.п.н.-М, 1992.- 16 с.
  4. М. В. Композиция в живописи. М. г 1940
  5. .Г. Психология чувственного познания.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.
  6. А.Н. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981.- 64 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  8. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987
  9. С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974. -48 с.
  10. А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
  12. С.Б. Художник, пространство, среда. М.: Сов. художник, 1983.-239 с.
  13. O.A. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов высшей школы: Дисс. канд.пед.наук. М., 1985.- 198 с.
  14. P.A. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. Учеб. для ПТУ.- 4-е изд. перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1990 .302 е.: ил.
  15. Г. С. Найти и обрести себя//Вопросы философии, — 1995, — N3.
  16. H.A. Самопознание, — М., 1991.- 395 с.
  17. Безклубенко С. Д, Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. М.: Политиздат, 1982. — 166 с.
  18. Н.Д., Покровская А. И., Цейтлин Н. Е. Кружок „Умелые руки“ в школе.-М., 1957.
  19. .В. Оценка эффективности и оптимизации учебного процесса на основе вероятностных моделей.- Дисс.канд.пед. наук, — М., 1980.- 177 с.
  20. В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж. Из-во Воронеж, ун-та, 1977.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.
  22. В.П. О возможности системного подхода в педагогике.// Сов. педагогика.-1990.- N7.
  23. B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога).- М.?Политиздат, 1975.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-270 с.
  25. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1979.-Т.1.- 304с.- Т.2.- 400 с.
  26. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Автореф. дис. д.п.н. — М., 1993, — 30 е.
  27. A.A., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого педагогические проблемы воспитания // Советская педагогика. -1991.- N5.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  29. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Ун-та, 1983. -173 с.
  30. Ю.А. Эстетика.- 4-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.- 496с.
  31. У. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1976.-367с.
  32. О.В. Красота: природа, сущность, формы. 2-е изд. Л: Художник РСФСР, 1983 438 с.
  33. В.Н. Народное искусство, М., 1981.
  34. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд. МГУ, 1980.- 192 с.
  35. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966.-118 с.
  36. B.C. Мышление как творчество .- М.: Наука, 1975.
  37. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.-365 с.
  38. Венди Бэкер Портьеры. Дизайн и ткани.- Пер. с англ.- М.: Изд. дом „Ниола 21 век“, 2003.
  39. М.Д., Первин М. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  40. Я.В. Динамическое моделирование как средство развития воображения//Сред. спец. образ-е, 1965.- N8.- С.79−13.
  41. Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  42. И.П. Приобщение школьников к творчеству.- М.: Просвещение, 1982 .- 144 е.: ил.
  43. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с.
  44. Восприятие целостных объектов.-ЛГУ, 1974.-152 с.
  45. И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М.: Просвещение, 1982.-144с.
  46. Вопросы воспитания: Системный подход./Под общей редакцией д.п.н. Новиковой Л. И. М.?Прогресс, 1981.-135 с.
  47. Ю.Д. Диалектика художественного творчества.- Изд-во МГУ, 1984. 175 с.
  48. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965−383е., ил.
  49. С. Воображение и творчество подростков. Соч.т.6, — 19 831 984.
  50. С.Д. Обучение старших школьников отражению явлений общественной жизни в изобразительной деятельности . Дисс. .канд. пед. наук 13.00.01.- М., 1981. — 258 л .- Библиогр.л.168−184.
  51. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.-М., 1985.
  52. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-464 с.
  53. М. Эстетика пропорций в природе и искусстве,— М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1936. 308 с.
  54. Г. Наука и творчество . М.: Прогресс, 1979.-365 с.
  55. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
  56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. (Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки архитектора по специальности 29 01 00 — Архитектура). — М., 1995.
  57. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. (Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки архитектора по специальности 290 200 — Дизайн архитектурной среды).-М. 1995.
  58. Н.Г. Содержание и методы художественного конструирования на занятиях с младшими подростками: Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1988. — 16 с.
  59. Е.С. Природа художественного творчества: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 238 с.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  61. В.М. Педагогические условия индивидуально -творческой подготовки будущего учителя.: Автор, дисс. канд. пед. наук. М., 1993.
  62. И.В. Батик. Горячий, холодный, узелковый.- М. ЮАО Изд. „Радуга“, 2000.
  63. В.Е. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1974.207 с.
  64. Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., Изд-во Акад. художеств, 1960.-282 е., ил.
  65. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./Под ред. Скаткина М.Н.2-е изд., перераб. и доп.М. ¡-Просвещение, 1982.-319 с.
  66. И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нар. асвета, 1965.- 145 с.
  67. Е.А. Эстетическая деятельность в системе нравственного воспитания младших школьников. Дисс. .канд. пед. наук 13.00.01.М., 1989. — 228 с.-Библиогр.188- 206 с.
  68. Г. Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство, 1982.- 277 с.
  69. В.И. Преподавание как творческий процесс // Вестник высшей школы. 1987.- N7.
  70. Л.В. Дидактика и жизнь.- М.: Просвещение, 1968.- 175 с.
  71. А.В. Развитие восприятия и деятельность. Вопросы психологии, 1967.-N 1.- С.11−16.
  72. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967.-323 с.
  73. В.П., Вергелес Н. Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: МГУ, 1969.-106 с.
  74. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
  75. Э.В. Диалектическая логика. -М.: Политиздат. -1984.-320 с
  76. М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. -М.: Художник РСФСР, 1961. 159 с.
  77. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М. ¡-Педагогика, 1981.
  78. Кандинский В.В.О духовном в искусстве. Л.: Фонд"Ленинградская галерея», 1990.-48 с.
  79. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
  80. А. С. Народное искусство.-Москва, 1975
  81. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Дис.. док. пед. наук.- М., 1994.- 502 с.
  82. А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971.
  83. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.
  84. Козлов В. Н Основы художественного оформления текстильных изделий, — М., 1981.
  85. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.- 198 с.
  86. Т.С. Методика обучения изодеятельности и конструированию. М., 1991.- 256 с.
  87. В.В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения: Дис. канд. пед. наук.- М.: 1986. 181 с.
  88. .И. Учение процесс творческий. Книга для учителя: Из опыта работы. 2-е изд. доп. и испр. — М.: Просвещение, 1969. — 159 с.
  89. К проблеме восприятия пространства и пространственных представлений (Под ред. Б. Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова). Л., 1959.-110 с.
  90. C.B. Глаз и его работа: Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.-Л.: Изд-во АП СССР, 1950.-532 с.
  91. В.В. Моделирование в педагогических исследованиях // Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988.
  92. Краткий словарь по этике. / Под ред. О. Г. Дробницкого, И. С. Кона. -М.: Политиздат, 1965. 543 с.
  93. Краткий словарь по эстетике. / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  94. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977.
  95. B.C. Психология. Учебник. З-е изд., перераб. и доп. — М.: АГАР, 1997.- 304 с.
  96. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение 1966.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения :В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.-Т.1.- 391 с.-Т.2. — 316 с.
  98. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1991.
  99. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М. «Знание».- 1978.
  100. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-воМГУ, 1981.-223 с.
  101. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. -296с.
  102. А.Р. Ощущение и восприятие(Материалы к курсу лекций по общей психологии).-М:МГУ, 1975.-110 с.
  103. П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения декоративно-прикладным искусством : Автореф. дис.канд. пед. наук.- М.: 1974.- 16 с.
  104. В.В. В чем специфика художественного конструирования? // Техн. эстетика. 1965.- N11.- С.2−3.
  105. Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5−7 лет (На материале детскогодекоративно-прикладного творчества): Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1970.-25 с.
  106. С.А. Художественное оформление текстильных изделий.-Малахова С.А., Журавлева Т. А., Козлов В. Н. М., 1988
  107. Мелик Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
  108. Михайлова А. А О художественной условности.- М., 1970.
  109. МолеваН.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-389 с.
  110. Э.И. Проблемы воспитания в процессе обучения. М.: Просвещение, 1968. — 76 с.
  111. В.Г. Психологическая готовность к художественно -творческой деятельности. М., 1987.
  112. М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. Автореф. дис. д-ра искуствоведения. — М.: 1985. — 51 с.
  113. .В., Щедрин Е. Д. Основы декоративного искусства в школе. М.: Просвещение, 1981.
  114. В.Г. Фактор структуры установки личности в художественном творчестве.// Узнадзе Д. Н. классик советской психологии. Сборник. — Тбилиси: Мецниереба, 1986.-С.224−235.
  115. Ю.О. Теория и практика моделирования обучения.-Автореферат.доктора педагогических наук.- М., 1989.-32 с.
  116. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани/ под ред. Соболева H.H.-М., Л. 1931
  117. Основы художественного ремесла/ под ред. Барадулина В. А., Танкус О.В.- М.: Просвещение, 1978
  118. С. А. О творческой и репродуктивной стороне изобразительного процесса.: Межвузовский сборник научных трудов. Познавательная деятельность на художественно-графическом факультете. -Хабаровск. 1984, — с.113−122.
  119. . Избранные психологические произведения.- М.: Прогресс, 1967.
  120. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. — 308 с.
  121. Преподавание прикладного искусства в детской художественной школе./Сост. J1.JI. Бибикова. М.: Просвещение, 1978. — 58 с.
  122. Проблема восприятия пространства и времени. / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. Л., 1961. — 211 с.
  123. Пути и средства эстетического воспитания / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, Б. Н. Абросимов и др. М.: Наука, 1989. — 192 с.
  124. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М. ¡-Просвещение, 1983, -608 с.
  125. П.Я. Исследование проблемы психологии творчества.-М.:Наука, 1983.- 336с.
  126. С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М., 1979.
  127. Попов А, В. Развивающий канон как средство активизации творчества в учебном процессе. М.: 1993.
  128. Психология формирования и развития личности. Отв. ред. доктор психологических наук Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1981, 365 с.
  129. A.C. Д.Н. Кардовский и его педагогический метод.-Дисс. канд. искусствоведческих, наук. М., 1953.- 282 с.
  130. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Межвузовский сб. науч. тр./ Отв. ред. H.H. Ростовцев. М., 1983. — 287 с.
  131. З.А. О путях формирования творческого мышления.// Вестник высшей школы, 1987.- N1.
  132. В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979. -183 е., ил.
  133. Е.А. Художник в дизайне. М., 1974 .
  134. H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобр. иск-во, 1983. — 288 с.
  135. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
  136. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.- 488 с.
  137. Н. Г. Руководство по цветоведению. М., 1956.
  138. А.Б. Самое близкое искусство. М., 1969
  139. Системно-структурный подход к построению курса химии./З.А. Решетова, Т. А. Сергеева, Н. Г. Салмина, Н. Ф. Талызина и др. -М.:МГУ, 1983. -174с.
  140. Современная дидактика: теория-практике /Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд. ИТПиМИО РАО, 1993.
  141. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996. — 479 с.
  142. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
  143. Словарь по этике./Под ред. И. С. Кона.4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 430 с.
  144. М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью. -Автореф. дисс. к.п.н. -М., 1993.- 16 с.
  145. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.-96 с. Сер."Психология и педагогика", N 3.
  146. О. В., Гороховская JI. М. и др. Технология росписи тканей. М., 1969
  147. Ю. К. Взаимосвязь теории и практики при управлении образованием, системой образования. В кн.: Управление в образовании: теория и практика, перспективы: В 2-х ч. Международ, сб. научн. ст. Хабаровск: Изд-воХГПУ, 1996. Ч. 1.-119 с.
  148. .М. Избранные труды. Т.1 и 2.- М.: Просвещение, 1985.328 с.
  149. H.JI. Теоретическое мышление и его проникновение в дидактику и школу.- Красноярск, 1990.
  150. М.С. Твори, выдумывай, пробуй. Книга для учащихся 48 классов. Сборник бумажных моделей. М.: Просвещение, 1981.-11 с.
  151. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: АН ГрузСС, 1961.-210 с.
  152. Управляемое формирование психических процессов. / Под ред. П. Я. Гальперина. -М.: МГУ, 1977. 198 с.
  153. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  154. Э. Революция надежды. В кн.: Психоанализ и этика. М., 1993.- 420с.
  155. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988.- 176 е.: 8 л. ил.: ил.
  156. A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Дис. д-ра. пед. наук. М.: 1983.
  157. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981.-399 с.
  158. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962
  159. .И. И творчество и ремесло.// Юный художник, 1990. N 8.С.30−34.
  160. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  161. Школа изобразительного искусства: Вып.1: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — 176 е.: ил.
  162. Школа изобразительного искусства: Вып.2: 3-е изд., испр. и доп./ А. Н. Буйнов, Е. М. Елезарова, Б. В. Иогансон и др. М.: Изобразительное искусство, 1988. -160с.: ил.
  163. Школа изобразительного искусства: Вып.5: Учебно-методическое пособие / Российская Академия художеств.- 3-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1994. — 200 с. :ил.
  164. Эстетика: Словарь. / Под ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  165. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  166. П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964. 85 с.
  167. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.
  168. Victorian Interior Style, Joanna Banham, Julia Porter, Sally Macdonald, London, 1991.
  169. Art of Decoration, Haweis M.E., London, 1876.
  170. Interior Decoration, Brunner A.W., Tyron Т., New York, 1887.
Заполнить форму текущей работой