Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы организации социальной работы в ДОУ с детьми из неблагополучных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. К сожалению, нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных… Читать ещё >

Основы организации социальной работы в ДОУ с детьми из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. К сожалению, нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных технологий и психологических знаний работать с семьями.

Враждебное, агрессивное отношение неблагополучных родителей к педагогам вполне объяснимо: это обычный способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства», постоянный спутник семьи (нередко на протяжении нескольких поколений), это привычная защитная реакция, помогающая выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.

В то же время педагоги нередко принимают враждебность за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей — закономерным итогом неправильного поведения старших.

Безусловно, существует причинно-следственная связь между, например, алкоголизмом родителей и проблемным поведением и нарушением развития у детей. Однако работа должна строиться не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть, не всегда сразу понятно, как можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохраненные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями; ресурсами могут стать и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться.

Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию (материальная поддержка, помощь в трудоустройстве, эмоциональное принятие, своевременная медицинская или психологическая помощь).

Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:

подготовка — предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

установление контакта специалистов с членами семьи;

выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

Часто, начиная работу с семьей, мы хотим в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому».

Чтобы предотвратить негативные явления в молодых семьях, надо убеждать их в том, что необходимо своевременно начать воспитывать ребенка. В этом активно привлекаются ДОУ.

Уровневая цель для городского округа — повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по раннему выявлению семей и детей группы риска;

Уровневые цели для образовательного учреждения — разработка и реализация программы «SOS», решение кадровой проблемы, внедрение новых педагогических и информационно-коммуникативных технологий.

Уровневая цель для родителей — организация систематического психолого-педагогического сопровождения и поддержки данной категории семей.

Уровневая цель для детей, воспитывающихся в данных семьях — создание условий для реабилитации в детском саду и равных образовательных возможностей.

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

Совершенствовать формы и методы профилактической работы с детьми и семьями социального неблагополучия Повысить профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми и семьями социального неблагополучия Активизировать общественность по разработке и участию в мероприятиях по вопросам профилактике и пропаганды здорового образа жизни Пропагандировать семейные традиции, семейные ценности Осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию здорового образа жизни воспитанников и формированию негативного отношения к вредным для здоровья привычкам На первом этапе следует определить главное направление работы, разработку замысла проекта, изучить социально-педагогическую и психологическую литературу, оформили нормативно-правовую базу.

  • -поиск образовательных и социальных партнеров,
  • — выявление семей, находящихся в социально опасном положении
  • 2 этап — основной — реализация мероприятий проекта:
    • — социально-педагогическая и психологическая диагностика семей, диагностика причин семейного неблагополучия.
    • — Уточнение информации о родителях, их социальном статусе.

Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Только одна играет ведущую роль, другая — второстепенную. В зависимости от того, какая причина семейного неблагополучия ведущая — планируются соответствующие формы и методы воздействия на данную семью.

В зависимости от типа неблагополучия семьи, разрабатываются алгоритмы работы с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

  • — Разрабатываются индивидуальные маршруты с учетом особенностей каждой семьи, находящейся в социально опасном положении.
  • — Организация подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, научно-методического обеспечения по профилактике безнадзорности
  • — проведение на базе детского сада семинаров с участие специалистов, родителей
  • — привлечение представителей общественности (ТОС), родительского комитета, родителейволонтеровдля организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из семей социального неблагополучия;
  • -Объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, ОВД, соцзащита)
  • -составление семейного паспорта воспитанника из семей социального неблагополучия
  • — Социальный патронаж, рейды
  • -подготовка программно-методического обеспечения для осуществления информационной помощи семье: памятки, рекомендации, буклеты по пропаганде здорового образа жизни
  • -Вовлечение детей и родителей семей в совместные мероприятия: спортивные праздники, кружки, конкурсы.

На завершающем этапе подводятся итоги и выявляются основные направления развития социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой