Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное профессиональное образование ориентировано на обучаемых, на приобретение ими опыта профессиональной деятельности непосредственно в процессе обучения, на подготовку к решению конкретных проблем, стоящих перед специалистом. Однако, как показывает практика, эти идеи не всегда реализуются в педагогическом процессе высших военных учебных заведений. В ходе наблюдения за курсантами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования
    • 1. 1. Сущность и структура профессиональной компетентности курсантов военного вуза
    • 1. 2. Дидактический потенциал учебного проектирования в формировании профессиональной компетентности курсантов военного вуза
    • 1. 3. Модель формирования профессиональной компетентности курсанта военного вуза средствами учебного проектирования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной компетентности курсантов на основе учебного проектирования
    • 2. 1. Организация и проведение констатирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Поэтапное формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования
    • 2. 3. Экспериментальная оценка эффективности формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования
  • Выводы по главе 2

Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота возникающих в современном мире социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки образованных офицеров с новым образом мышления, осознающих свое предназначение, профессионально мобильных, обладающих фундаментальными знаниями, готовых к самостоятельному и качественному решению военно-профессиональных задач. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности военных специалистов является одной из главных в педагогике.

Современное профессиональное образование ориентировано на обучаемых, на приобретение ими опыта профессиональной деятельности непосредственно в процессе обучения, на подготовку к решению конкретных проблем, стоящих перед специалистом. Однако, как показывает практика, эти идеи не всегда реализуются в педагогическом процессе высших военных учебных заведений. В ходе наблюдения за курсантами на занятиях, при анализе отзывов из войск на выпускников выявлено, что большая часть обучаемых и выпускников испытывает затруднения в ситуациях, когда требуется проявить самокритичность, правильно построить взаимоотношения с подчинённымитакже недостаточно развиты навыки самообразования. Последние места в рейтинге командирских качеств, формируемых в процессе общевоенной подготовки, занимают следующие умения и способности: обучать подчинённых и организовывать их деятельность, грамотно планировать свою работу и брать на себя ответственность при решении сложных задач, действовать нешаблонно, быстро принимать решения в сложившейся обстановке.

Следовательно, поиск путей, способствующих успешной подготовке компетентного военного специалиста, представляет собой актуальную цель, определившую выбор темы исследования.

В настоящее время в педагогике, наряду с традиционным обучением, используются методы и технологии, основанные на проектной деятельности. Такое обучение предполагает опору на творчество обучаемых, приобщает их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные дисциплины, использовать различные режимы работы обучаемых, организовывать обучение в сотрудничестве, а также способствовать формированию компетентности обучаемых. Но следует отметить, что применение учебного проектирования (УП) в военном вузе на практических занятиях по гуманитарным дисциплинам фрагментарно.

Актуальность выбранной темы обусловлена к тому же недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования профессиональной компетентности (ПК) курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в рамках изучения иностранных языков (ИЯ).

Необходимо констатировать, что существуют определенные научные предпосылки, создающие условия для решения данной проблемы. Изучению процесса профессиональной подготовки обучаемых посвящены исследования С. Я. Батышева, Б.М. Бим-Бад, В. А. Болотова, H.H. Борытко, С. Г. Вершловского, A.A. Вербицкого, С. А. Дружилова, Н. В. Кузьминой, B.C. Леднёва, A.C. Маркова, В. А. Полякова, H.H. Никитиной, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, В. В. Сохранова и др.

Осмысление сущности профессиональной компетентности специалистов и педагогических условий ее формирования содержится в трудах H.A. Банько, A.M. Белкина, П. П. Борисова, Ю. В. Варданян, Ю. Н. Емельянова, Э. Ф. Зеера, М. И. Лукьяновой, А. К. Марковой, Р. П. Мильруд, М. А. Петухова, И. А. Прозоровой, В. В. Серикова, Е. В. Сидоренко, Г. Н. Синициной, H.H. Суртаевой, Ю. Г. Татур, И. С. Фишман, A.B. Хуторского, М. А. Чошанова, М. К. Шлангман, Дж. Равена, и др.

Различные аспекты профессиональной подготовки военнослужащих рассматриваются в работах A.B. Барабанщикова, М. В. Бастрикова, В. И. Вдовкж, В. П. Давыдова, М. И. Дьяченко, В. Б. Капустина, А. Г. Маклакова, В. В. Чебан, Карла Вуано, С. С. Саркесиан, Самуила Хантингтона и др.

Важными в контексте нашего исследования являются работы П. И. Балабанова, Б. Г. Бархина, В. Н. Буркова, В. И. Курбатова, В. Д. Шапиро и др., в которых рассматриваются методологические, гносеологические, социальные проблемы проектировочной деятельности.

Анализ педагогической литературы свидетельствует о богатом эмпирическом и теоретическом материале, отражающем специфику педагогического проектирования (B.C. Безрукова, В. А. Болотов, Н. В. Борисова, В. В. Краевский, В. Г. Веселова, Г. М. Гаджиев, И. А. Колесникова, М. В. Кларин, В. М. Коротов, Н. Б. Крылова, O.E. Ломакина, О. П. Меркулова, Г. Е. Муравьёва, Н. О. Яковлева и др.).

Историко-педагогический анализ работ, посвященных методу проектов (Е.А. Александрова, Г. Б. Голуб, В. В. Гузеев, Дж. Дьюи, В. В. Копылова, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, И. С. Сергеев, A.C. Сиденко, В. Н. Стенберг, Т. Ю. Тамбовкина, К. Фрей, Й. Д. Чечель и др.), позволил прийти к пониманию сущности учебного проектирования. Педагогами исследовались также такие понятия, как «проектное обучение», «проектная деятельность», «проектная технология».

Вместе с тем, в научных трудах не были освещены вопросы теории и практики целенаправленного, специально организованного и управляемого процесса использования учебногопроектирования как особого вида деятельности курсантов, как средства формирования их профессиональной компетентности, что позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования, определяемой наличием следующих противоречий. Это противоречия:

— между современными требованиями к. содержанию и уровню профессиональной компетентности курсантов военного вуза и недостаточной определённостью её составляющих, формируемых в процессе обучения иностранному языку;

— между потребностью педагогической практики в использовании учебного проектирования для формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов и недостаточной разработанностью модели данного процесса.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, состоящую в необходимости теоретического обоснования и разработки модели формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку, а также выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность ее реализации. Решение этой проблемы составило цель диссертационного исследования.

С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы нами определена тема исследования: «Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку».

Объект исследования: профессиональная подготовка курсантов военного вуза.

Предмет исследования: формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе использования учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку будет осуществляться эффективно, если:

— уточнена сущность и содержание профессиональной компетентности курсантов военного вуза, выделены её составляющие с учётом видов военно-профессиональной деятельности, с одной стороны, и возможностей дисциплины «Иностранный язык», с другой стороны;

— выявлен дидактический потенциал учебного проектирования как средства формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза в процессе обучения ИЯ;

— разработана модель формирования профессиональной компетентности курсантов средствами учебного проектирования;

— выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования.

Задачи исследования:

Выявить сущность, структуру и содержание профессиональной компетентности курсантов военного вуза с учётом видов военно-профессиональной деятельности и возможностей дисциплины «Иностранный язык».

2. Провести теоретический анализ проблемы учебного проектирования, определить его дидактический потенциал в формировании профессиональной компетентности курсантов военного вуза в процессе обучения ИЯ. 3. Разработать и экспериментально проверить модель формирования профессиональной компетентности средствами учебного проектирования.

4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку.

Теоретико-методологическая основа исследования:

В работе мы опирались на философские законы о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов в окружающем мирена положения философии о непреходящей ценности познания, сущности деятельности, участие в которой преобразует личность, развивает ее способности.

Психолого-педагогическими основами исследования являются: личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.) — системный подход к анализу педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) — компетентностный подход (Ю.В. Варданян, В. В. Гузеев, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя,.

A.K. Маркова, JI.A. Петровская, M.A. Петухов, Дж. Равен, B.B. Сериков, A.B. Хуторской и др.) — основные положения контекстного подхода (A.A. Вербицкий) — труды в области методологии педагогических исследований (В .И. Загвязинский,.

B.В. Краевский, А. Н. Новиков и др.) — концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (B.C. Безрукова, В.В. Краевский) — теоретические разработки в области военного образования (A.B. Барабанщиков, A.A. Деркач, П. А. Корчемный, В. Г. Михайловский и др.) — концепции и технологии коммуникативного обучения иностранным языкам (И.А. Бим, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов и др.) — основные положения психологии, теории и практики проектной деятельности (B.C. Безрукова, Г. М. Гаджиев, В. В. Гузеев, Д. Дьюи, Д. Жак, И. А. Колесникова, В. В. Копылова, В. И. Курбатов, Н. В. Матяш, О. П. Меркулова, Е. С. Полат, И. С. Сергеев и др.).

Методы исследования:

Теоретические методы: ретроспективный и теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, синтез, сопоставление, сравнение и систематизация, индукция и дедукция.

Эмпирические методы: анкетирование, беседы, прямое и косвенное наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок, моделирование, педагогический эксперимент.

Статистические методы: факторный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, дискриминантный анализ.

База исследования: Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт) (УВВТУ). В экспериментальном исследовании приняли участие 103 курсанта 1−2 курсов.

Этапы исследования:

Первый этап (2004;2005 гг.) — теоретический. Осуществлялось изучение философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы, проводился ее сравнительный анализ, изучался передовой опыт в контексте проблемы исследования. В рамках данного этапа исследования была определена проблема, гипотеза исследования, цель, задачи, методы проверки гипотезы, разработана модель формирования профессиональной компетентности курсантов. Выполнялся констатирующий эксперимент.

Второй этап (2005;2007 гг.) — поисковый. На данном этапе проводился формирующий эксперимент, направленный на реализацию модели формирования профессиональной компетентности курсантов средствами учебного проектированияопределены педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов.

Третий этап (2007;2008 гг.) — заключительный. Была проведена. диагностика эффективности формирования профессиональной компетентности курсантов средствами учебного проектирования, а также систематизация, обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

— выделены компоненты профессиональной компетентности курсантов военного вуза, уточняющие представления о структуре и содержании профессиональной компетентности военного специалиста, формируемой в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык»;

— конкретизирована сущность и выявлен дидактический потенциал учебного проектирования в формировании профессиональной компетентности курсантов военного вуза в процессе обучения ИЯ;

— разработана модель формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами учебного проектирования, основными компонентами которой являются следующие блоки: целевой, содержательный, поэтапный, операционно-деятельностный, критериально-уровневый и результативный, а спецификой — взаимосвязь каждого этапа формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза с этапами учебного проектирования;

— выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования.

Теоретическая значимость результатов исследования:

— результаты исследования обогащают научные знания о структуре профессиональной компетентности курсантов военного вуза, ее роли в становлении личности военного специалиста и месте процесса ее формирования в структуре современного высшего военно-профессионального образования с учетом возможностей дисциплины «Иностранный язык»;

— разносторонний и многоаспектный анализ проблемы учебного проектирования, его взаимосвязи с проблемой формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза вносит вклад в развитие теоретических основ высшего военно-профессионального образования;

— теоретическое обоснование модели формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами учебного проектирования и педагогических условий ее реализации способствуют расширению педагогического знания о путях преобразования процесса обучения в военном вузе и эффективного управления им.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы прошли эмпирическую проверку, подтвердившую их эффективность, могут быть использованы при создании учебных курсов, направленных на формирование профессиональной компетентности на основе учебного проектирования не только у курсантов военных вузов, но и у студентов других специальностей. Результаты исследования легли в основу разработанной, апробированной и используемой в Ульяновском высшем военно-техническом училище на кафедре иностранных языков программы курса «Введение в учебное проектирование». Материалы проведённого исследования были использованы в НИР кафедры иностранных языков Ульяновского высшего военно-технического училища (шифр «Альтернатива», «СМИ»).

Показателем практической значимости. диссертационной работы является внедрение в процесс обучения курсантов иностранному языку различных проектов (групповых и индивидуальных, монои межпредметных, краткои долгосрочных, исследовательских, творческих и др.) — создание банка диагностических методик, тестов, анкет, позволивших выявить уровень сформированности профессиональной компетентности курсантовразработка учебного пособия «Деловая корреспонденция в проектах», которое включено в учебно-методическое обеспечение учебных планов подготовки курсантов по всем специальностям. Кроме того, разработаны методические рекомендации по подготовке и организации учебного проектирования в вузе, направленные на совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности курсантов.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, реализующими личностно-деятельностный и компетентностный подходы к решению поставленной проблемыприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам, логикедлительным характером исследования, позволившим провести его тщательный качественный и количественный анализ, и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность курсантов военного вуза как интегративное свойство личности выражается в единстве теоретической, практической и личностной готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности основными компонентами, формируемыми в процессе обучения иностранному языку, выступают: мотивационно-ценностный, информационный, интеллектуально-познавательный, коммуникативный, управленческий компоненты.

2. Учебное проектирование — это целенаправленная активно-преобразовательная деятельность курсантов по созданию проекта для решения личностно и профессионально значимой проблемы. Как самостоятельный вид деятельности учебное проектирование обладает определённым дидактическим потенциалом, который определяется его функциями в формировании профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения иностранному языку: мотивационно-ценностной, информационной, коммуникативной, организаторской, контролирующей и рефлексивной.

3. Модель формирования профессиональной компетентности курсантов средствами учебного проектирования включает в себя следующие блоки: целевой, содержательный, блок взаимосвязанных этапов формирования профессиональной компетентности курсантов и этапов учебного проектирования, операционно-деятельностный, критериально-уровневый, результативный.

4. Педагогическими условиями эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами учебного проектирования являются:

— готовность педагога и курсантов к использованию учебного проектирования как средства формирования профессиональной компетентности;

— направленность учебного проектирования на решение личностно и профессионально значимых проблем в процессе освоения курсантами изучаемой дисциплины;

— поэтапная организация процесса формирования профессиональной компетентности курсантов на основе учебного проектирования, обеспечивающая усложнение системы проектов и повышение степени самостоятельности курсантов в учебном проектировании;

— моделирование и освоение в учебном проектировании будущих видов деятельности курсантов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы теоретического и практического исследования прошли свою апробацию на конференциях и научно-педагогических чтениях, проводимых в Ульяновском высшем военно-техническом училище (институте), обсуждались на аспирантских семинарах кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета (2004;2008 гг.). Результаты исследования отражены в сборниках научных статей (Ульяновск, 2004 г., Саратов, 2005 г.), обсуждались на международных научно-практических конференциях (Москва, 2006; Ульяновск, 2006; Пенза, 2007), Всероссийских научно-практических конференциях (Тольятти, 2006; Ульяновск, 2008), окружных научно-практических конференциях (Вольск, 2005; Сызрань, 2006) и межвузовских конференциях (Ульяновск, 2005, 2006, 2007, 2008).

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (источников), иллюстрирована схемами, таблицами, диаграммамисодержит 12 приложений.

Выводы по главе 2.

Таким образом, анализ полученных данных опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку позволил сделать некоторые выводы:

1. В ходе констатирующего эксперимента были определены критерии сформированности профессиональной компетентности курсантов (мотивационно-ценностный, информационный, интеллектуально-познавательный, коммуникативный и управленческий) и их показатели. Был проведён кластерный анализ данных, на основе которого выявлено, что уровень сформированности ПК курсантов военного вуза находится на среднем и ниже среднего уровнях. Это позволило нам предположить, что реализация разработанной нами модели будет способствовать формированию профессиональной компетентности курсантов.

2. Разработанные и экспериментально проверенные этапы формирования профессиональной компетентности курсантов и этапы. учебного проектирования, отражают последовательный переход от некомпетентности к компетентности через выполнение управляемых коллективных проектов к выполнению самостоятельных, индивидуальных проектов.

Процесс формирования профессиональной компетентности в военном вузе происходил при определённых педагогических условиях. В ходе опытно-экспериментальной работы были экспериментально обоснованы следующие педагогические условия: готовность педагога и курсантов к использованию учебного проектирования как средства формирования профессиональной компетентности, направленность учебного проектирования на решение личностно и профессионально значимых проблем, поэтапная организация процесса формирования профессиональной компетентности курсантов на основе учебного проектирования, обеспечивающая усложнение системы проектов и повышение степени самостоятельности курсантов в учебном проектировании, моделирование и освоение в учебном проектировании будущих видов деятельности курсантов. Сочетание этих условий обеспечило успех поэтапного формирования профессиональной компетентности курсантов на основе учебного проектирования.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что применение в учебном процессе военного вуза учебного проектирования повышает уровень сформированности профессиональной компетентности курсантов. С одной стороны, оно формирует профессионально важные знания, умения, навыки, опыт курсантов, с другой — способствует усвоению основных этапов проектирования как профессионально важной деятельности, а также личностному развитию будущего военнослужащего. Проведённый в соответствии с выделенными критериями количественный и качественный анализ результатов позволяет судить об эффективности реализованной модели формирования ПК курсантов военного вуза и подтверждает выдвинутые гипотезы эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Произошедшие изменения в политической, экономической и социальной областях изменили и расширили функциональные обязанности офицеров службы тыла: увеличилось количество должностей, которые могут занимать выпускники после окончания обучения, акценты деятельности офицера-руководителя с исполнителя директивных документов сместились в сторону самостоятельно мыслящего организатора.

Современная система высшего образования по подготовке будущих специалистов ВС РФ, важнейшим структурным компонентом которой является формирование профессиональной компетентности, нуждается в поиске средств, повышающих её эффективность.

Исследование проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования позволило подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сделать следующие выводы:

1. Проведённое исследование позволило выявить структуру и содержание профессиональной компетентности курсантов военного вуза с учётом видов военно-профессиональной деятельности и специфики дисциплины «Иностранный язык». Анализ понятия «профессиональная компетентность» способствовал определению профессиональной компетентности курсанта военного вуза как интегративного свойства личности, выражающегося в единстве теоретической, практической и личностной готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.

С учётом исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности курсантов на основе учебного проектирования обоснованы и даны качественные характеристики уровней сформированности профессиональной компетентности курсантов. Уровень сформированности ПК обусловлен степенью сформированности её компонентов: мотивационно-ценностного, информационного, интеллектуально-познавательного, коммуникативного, и управленческого. Выделение названных компонентов условно, так как профессиональная компетентность курсанта не формируется на основе механического сложения разных компонентов. Компоненты профессиональной компетентности тесно взаимосвязаны, имеют свойство проникать друг в друга. Повышение уровня профессиональной компетентности курсантов достигается систематическим, целенаправленным формированием всех её компонентов на основе модели формирования ПК средствами учебного проектирования при соблюдении выявленных педагогических условий.

2. Проведённый анализ понятий и обобщение материалов теоретических исследований дал возможность определить учебное проектирование как целенаправленную активно-преобразовательную деятельность курсантов по созданию проекта для решения личностно и профессионально значимой проблемы. В последние годы учёные вновь обратили внимание на деятельность, связанную с выполнением проектов, как на одно из эффективных средств формирования разного рода компетентностей. Опираясь на их исследования, мы выделили определённую последовательность и этапность учебного проектирования как средства формирования профессиональной компетентности курсантов, описали возможные стратегии учебного проектирования, конкретизировали требования к его организации. В соответствии с целями и задачами исследования, проанализировав дидактический потенциал учебного проектирования, были выделены его функции: мотивационно-ценностная, информационная, коммуникативная, организаторская, контролирующая, рефлексивная.

3. Комплексный подход к проблеме возможности формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования позволил наметить и реализовать модель формирования профессиональной компетентности курсантов. Основополагающими факторами её реализации является необходимость создания выявленных и экспериментально обоснованных педагогических условий эффективного формирования профессиональной компетентности на основе учебного проектирования и соблюдение основных этапов формирования профессиональной компетентности и этапов учебного проектирования.

4. Педагогическими условиями эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку являются следующие: готовность педагога и курсантов к использованию учебного проектирования как средства формирования профессиональной компетентности, направленность учебного проектирования на решение профессионально и личностно значимой проблемыпоэтапная организация процесса формирования профессиональной компетентности курсантов на основе учебного проектирования, обеспечивающая усложнение системы проектов и повышение степени самостоятельности курсантов в учебном проектировании, моделирование и освоение в учебном проектировании будущих видов деятельности курсантов. Реализация совокупности выявленных в ходе исследования условий позволяет организовать учебное проектирование в военном вузе и значительно повысить эффективность профессиональной подготовки курсантов за счёт повышения уровня их профессиональной компетентности.

5. Проведённая опытно-экспериментальная работа показала эффективность предлагаемых автором мер. Включение курсантов в учебное проектирование на начальном этапе обучения позволило улучшить показатели профессиональной компетентности. В экспериментальных группах наблюдается более динамичное повышение уровня сформированности профессиональной компетентности по сравнению с курсантами контрольных групп в соответствии с принятой нами критериальной программой, что позволяет говорить об эффективности модели формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза и подтверждает правильность выдвинутых гипотез исследования.

Рассмотренные в работе вопросы не могут претендовать на исчерпывающее исследование учебного проектирования как средства формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза. Перспективы дальнейших исследований видятся в необходимости продолжать разработку теоретических задач использования учебного проектирования в образовательном процессе военного вуза (учёт методологии философско-антропологического подхода, тендерного подхода), а также практических задач, таких как выявление критериев эффективности применения учебного проектирования. Темой специального исследования могут стать поиск и обоснование других путей формирования профессиональной компетентности курсанта. Более глубокого изучения требует проблема влияния исходного уровня обученности курсанта на уровень профессиональной компетентности курсанта в процессе изучения иностранного языка на основе учебного проектирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили — Минск: Университетское изд-во, 1990. -555 с.
  2. , Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия Текст. / Б. Г. Ананьев и др. М.: Просвещение, — 334с.
  3. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев — Казань- 1988. -236с.
  4. , Л.И. Личность в динамике: Некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1992. -т.13. — № 5. -С.12−26.
  5. , М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам Текст. / М.А. Ариян// Иностранные языки в школе. 1999. — № 6. — с. 17−21.
  6. , С.И. Лекции о научной организации учебного процесса в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский М.: Высшая школа, 1976.-200с.
  7. А.Я. Психология. Психологический словарь Электронный ресурс. / Режим доступа: http://azsp.ru /handbookyp.html
  8. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 80с.
  9. , Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе./Ю.К. Бабанский М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  10. , П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности Текст. / П. И. Балабанов. Новосибирск. — 1990. — 200с.
  11. , H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: Дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. А. Банько Волгоград, 2002. — 218 с.
  12. , М.В. Педагогические условия развития профессиональной компетентности офицеров-руководителей МВД России в процессе повышения квалификации: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / М. В. Бастриков Калининград, 1999. — 16 с.
  13. , О.И. О работе над проектом по учебнику «Нарру English 2» Текст. / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. 1997. -№ 3. -С.25−27.
  14. , Б.Г. Проектирование как трёхступенчатый процесс: анализ оценка — синтез Электронный ресурс. / Б. Г. Бархтин. — Режим доступа: http://library.sredaboom.ru/
  15. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика Текст.: Учеб.пособ. / B.C. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая кн., 1996. 339 с.
  16. , A.M. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / A.M. Белкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — 171 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  18. , В. А. Проектирование профессионального педагогического образования Текст. / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  19. , Е.М. Проект на уроках немецкого языка Текст. / Е. М. Борисова // Иностранные языки в школе. 1998. — № 2. — С. 18−21.
  20. , Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора Текст.: Учеб. пособ. / Н. В. Борисова. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. — 146 с.
  21. , П.П. Компетентностно-деятельностный подход как основа модернизации содержания общего среднего образования и повышение его качества Текст. / П. П. Борисов // Наука и образование. 2002. — № 4. — С. 67−70.
  22. , Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие Текст. / Под ред. Н. К. Сергеева. / Н. М. Борытко. М.: АПКиППРО, 2005. — 120 с.
  23. , В.Н. Как управлять проектами Текст. / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. -М. СИНТЕГ-ГЕО, 1997. 188 с.
  24. , Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материалах подготовки педагога и психолога) Текст.: Автореф. дис.. док. пед. наук: 13.00.1 119.00.07/Ю.В. Варданян.-М., 1999.-38 с.
  25. , В.И. Новая парадигма оценки качества образования Текст. / В. Васильев, Т. Н. Тягунова //Высшее образование в России. — 2007. -№ 2.-С. 19−24.
  26. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 51−55.
  27. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1991. — 204 с.
  28. , A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвёртому заседанию метод, семинара 16 нояб. 2004 г. Текст. / A.A. Вербицкий. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
  29. , А.Е. Оценочная деятельность старшеклассников в процессе проективного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / А. Е. Веретенникова. Омск, 1999. — 18 с.
  30. , С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы Текст. / С. Г. Вершловский. -М.: Педагогика, 1987. 183с.
  31. , В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 Текст. / В. Г. Веселова. — Брянск, 2002. 22 с.
  32. Военная педагогика и психология Текст.: Уч. пособие / Под ред. П. А. Корчёмного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
  33. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 533 с.
  34. , Г. М. Сущность проектно-преобразовательной деятельности учащихся Текст. / Г. М. Гаджиев, М. М. Абдуразаков // Наука и школа. 2003. — № 6. — С. 53−55.
  35. , Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя Текст. / Н. Б. Гальскова. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аркти, 2003. 189 с.
  36. , Г. Наука и творчество Текст. / Г. Гиргинов. М., 1972.- 144 с.
  37. , Т.Н. Механизмы интеграции образовательных технологий Электронный ресурс. / Т. Н. Гозман // http:// www.akipkro.ru/main
  38. , Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся Текст. / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. — Самара, 2003.-236 с.
  39. , H.A. Формирование компетентности учащегося в проектной деятельности: автореф. дисс.. канд. наук: 13.00.01 Текст. / H.A. Гордеева. Оренбург, 2005. — 23 с.
  40. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования Текст.: (Теория и практика) / Ред. B.C. Леднёв, Ред. Н. Д Никандров, Ред. М. В. Рыжаков. М.: МПСИ, 2002. — 382 с.
  41. , О.И. Развитие проектной деятельности студентов: (на материале изучения нем. яз.) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. И. Гридасова. Курск, 2004. — 19 с.
  42. , В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Текст. / В. В. Гузеев // Директор школы. М.- 1995. — № 6.- С. 39−47.
  43. , В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. /В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001.-240 с.
  44. , В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений Текст. / В. В. Гузеев // Завуч. 2004. — № 3. — С. 84−87.
  45. , В.В. О понятии личности в современной психологии Текст. / В. В. Давыдов // Психологический журнал. 1988. № 4. — С. 22−33.
  46. , С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития Текст. /
  47. C.А. Дружилов. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. — 242 с.
  48. , Ж. Образование: сокрытое сокровище Текст.: докл. Междунар. комис. по образованию., представл. ЮНЕСКО: Осн. положения / Ж. Делор и др. Париж: — ЮНЕСКО, 1996. — 46 с.
  49. , A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований Текст. / A.A. Деркач. М., 1999. — 392 с.
  50. , О.В. Современные методы и технологии обучения в техническом .вузе Текст. / О. В. Долженко, B.JI. Шатуновский. М.: Высшая школа, 1990.- 190 с.
  51. , Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации Текст. / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 73−79.
  52. , Дж. Демократия и образование Текст.: Пер. с англ. / Дж. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  53. , М.И. Психолого-педагогические основы деятельности командира Текст. /Под ред. ген. армии И. Г. Павловского. / М. И. Дьяченко, Е. Ф. Осипенков, JI.E. Мерзляк. -М.: Воениздат. 1977. — 295 с.
  54. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
  55. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 3-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
  56. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  57. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
  58. , Э.Ф. Психология профессий Текст.: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб., доп. /Э.Ф. Зеер. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
  59. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст.: Учеб. пособие. / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. -216 с.
  60. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  61. , И.А. Проектная методика обучения английскому языку Текст. / И. А. Зимняя, Г. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. -№ 3. — С. 9−15.
  62. , И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 1997−384 с.
  63. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  64. В.Г. Научные основы кадрового обеспечения профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей технической школы Текст. / В. Г. Иванов // Вестник Казанского технологического университета. 1998. — № 1. — С.141−149.
  65. , Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы Текст. / Л. Иванова // Учитель. 2004. — № 6. — С. 11−15.
  66. , Е.И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку Текст. / Е. И. Исенина // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. — С. 29−32.
  67. , Г. От педагогической парадигмы к образовательной Текст. / Г. Ильин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 64 — 69.
  68. , В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров Текст. / В. Б. Капустин. М., 1992. — 59 с.
  69. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222с.
  70. , Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура Текст. / Л. Н. Коган. -М.: Знание, 1981. 64 с.
  71. , А.И. Профессионально-ориентированная технология обучения как средства формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе Текст.: Дис. .канд. пед. наук / А. И. Козачок. Орёл, 2004.-236 с.
  72. , Л.А. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей колледжа Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Колесникова. Иркутск, 2002. — 21 с.
  73. , И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений Текст. / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  74. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе Текст.: Пособие для учителя / С. С. Артемьева, Е. В. Дождикова, Л. Ю. Денискина и др.- Под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
  75. , В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Метод, пособие Текст. /В.В. Копылова. — М. Дрофа, 2003. 96 с.
  76. , В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования Текст. / В. М. Коротов // Педагогика, 1997. № 5 — С. 46−51.
  77. , Н.Л. Проекты и прожекты в педагогике Текст. / Н. Л. Коршунова // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 3−10.
  78. Критическое мышление и новые виды грамотности Текст. Сборник. Составитель О. Варшавер М.: ЦГЛ, 2005. — 80 с.
  79. , Н.Б. Основные идеи продуктивного образования Текст. / Н. Б. Крылова, О. М. Леонтьева // Новые ценности образования. Как работает продуктивная школа? 2003, выпуск 4 (15). С. 3 -10.
  80. , Н. Проектная деятельность школьника и педагога Текст. / Н. Крылова // Народное образование. 2005. — № 7. — С. 103−111.
  81. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя Текст. / Н. В. Кузьмина. -М.: Высш. школа, 1990. 117 с.
  82. , В.И. Социальное проектирование Текст.: Учебное пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с.
  83. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. Текст. / B.C. Леднёв. М.: Высш. шк., 1991. -224 с.
  84. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  85. , O.E. Проектирование в образовании: необходимость и реальность Текст. / O.E. Ломакина // Школьные технологии. — 2003. № 4. — С. 86−93.
  86. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: Монография Текст. / М. И. Лукьянова. -Ульяновск: УППК ПРО, 2002. 184 с.
  87. , A.C. К вопросу о путях формирования профессионализма Электронный ресурс. / A.C. Марков. Режим доступа: http:// www.oim.ru/reader.asp.
  88. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  89. , Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка Текст. / Т. М. Мартьянова // Иностранные языки в школе. -1999. № 4.-С. 19−21.
  90. , Г. М. Формирование профессиональной компетентности будущих офицеров тыла: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / Г. М. Марченко. Саратов, 2001. — 16 с.
  91. , Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования Текст. / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4.-С. 38−43.
  92. , О.П. Учебно-профессиональное проектирование как средство формирования информационной культуры специалиста социальной сферы Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. П. Меркулова. Волгоград, 1999.-175 с.
  93. , Р.П. Компетентность и иноязычное образование Текст.: Сб. науч. статей / Р. П. Мильруд. Таганрог: ТГРУ, 2004. — С.70−80.
  94. Митина, JIM. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / JI.M. Митина М.: Академия, — 2004. — 320 с.
  95. , A.A. Модульные программы, основанные на компетенциях Текст. / A.A. Муравьева // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 2. — С. 28−30.
  96. , Г. Е. Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса. Монография Текст. / Г. Е. Муравьёва. Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. — 104 с.
  97. , О. М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков Электронный ресурс. / О. М. Мутовкина. — Режим доступа: http://www.elib.vstu.ru/Open/3 /R37.htm.
  98. , B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов Текст. / B.C. Мухина. М.: Издательский центр «Академия». — 432 с.
  99. , С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении Текст. Серия «Среднее профессиональное образование» / С. А. Мухина, A.A. Соловьёва. Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 384 с.
  100. , В.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения Текст.: Автореф. дис.. .канд. пед. наук / В. В. Неижмак. Ульяновск, 2004. — 21 с.
  101. , P.C. Психология Текст. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования / P.C. Немов. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  102. , H.H. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности Текст.: Методическое пособие / H.H. Никитина, В. Г. Балашова, Н. М. Новичкова. Ульяновск: УлГПУ, 2006. — 273 с.
  103. , H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст. / H.H. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 281 с.
  104. , H.H. Организация предпрофильной дифференциации обучения в основной школе: Монография Текст. / H.H. Никитина, H.A. Южанина. Ульяновск: УИПКПРО, 2005. — 164 с.
  105. , Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности Текст. / Т. А. Новикова // Народное образование. 2000. — № 7. -С. 151−157.
  106. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухарина, М. В. Моисеева и др.- Под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 1999. 223 с.
  107. , П.И. Основы военной педагогики. Курс лекций Текст.: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. П. И. Образцова / П. И. Образцов, И. В. Родных, А. К. Нешков и др. Орел.: ВИПС, 1999. — 224 с.
  108. Обучение иностранным языкам Текст.: [отв.ред. М.К. Колкова] -СПб.: КАРО, 2003.-320 с.
  109. , Б.И. Обобщённые характеристики технологий обучения Текст. / Б. И. Огорелков // Управление качеством образования. Оренбург, 1999. -Ч. 1. -С.48−55.
  110. , А.П. Деятельность Текст. /А.П. Огурцов, Э. Г. Юдин // Большая советская энциклопедия. М., 1972. — Т.8. — С.180−181.
  111. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. Азбуковник, 1999. — 944 с.
  112. Педагогика: педагог, теории, системы, технологии Текст.: Учеб. пособие для средн. пед. учеб. завед. / Ред. C.JI. Смирнов. — М.: Академия, 1999. 544 с.
  113. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  114. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст.: доп. учеб. пособ. для студентов вузов / В. А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996.-509 с.
  115. , М.А. Компетентностные основы профессионально-педагогического образования Текст.: учеб.-метод. пособие / М. А. Петухов. -Ульяновск: УлГПУ, 2007. 215 с.
  116. , И.С. Интерактивные технологии обучения как средство развития профессиональной компетентности курсанта военизированного вуза: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / И. С. Пешня. Иркутск, 2005.-20 с.
  117. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов Текст. / П. И. Пидкасистый. Второе издание, дополненное и переработанное. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.
  118. , Е.С. Обучение в сотрудничестве Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. -№ 1.-С. 4−11.
  119. , Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. № 2. — С.3−10.
  120. , С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии Текст. / С. Д. Поляков. — М.: Новая школа, 2003. 304 с.
  121. , В.А. Дидактика высшей школы Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. А. Попков, A.B. Коржуев. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  122. Практикум по дидактике и методикам обучения Текст. / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
  123. , И.А. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности Текст. / И. А. Прозорова // Мир психологии. -2000. № 2.-С.191−202.
  124. Психология и педагогика. Военная психология Текст. / Под ред. А. Г. Макпакова. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  125. Психология и педагогика высшей военной школы Текст.: Учеб. пособие / В. И. Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др. Под ред. A.B. Барабанщикова. -М. Воениздат, 1989. 366 с.
  126. , Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Джон Равен- Пер. с англ. / Под общ. ред. В. И. Белопольского. М.: Когнито-центр, 2002. — 394 с.
  127. Развитие и оценка компетентности Текст.: Материалы конф., Москва, 20−22 апр. 1996/ Развитие и оценка компетентности. М.: Ин-т психологии РАН, 1996. — 58 с.
  128. , Е. Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур Текст. / Е. Ю. Рогачёва // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 89−96.
  129. , Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности Текст.: Учебник / Н. В. Самоукина. М.: ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  130. , И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся Текст.: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. М.: АРКТИ, 2003. — 80 с.
  131. , A.C. Метод проектов: история и практика применения Текст. / A.C. Сиденко // Завуч. 2003. — № 6. — С. 96−111.
  132. , E.B. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. / Е. В. Сидоренко — СПб.: Речь, 2003. — 208 с.
  133. , В.П. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. Учебно-справочное пособие Текст. / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко. 2-е издание, исправленное и дополненное. — М., «Граф-Пресс», 2002. — 70 с.
  134. , Г. Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 Текст. / Г. Н. Синицина. Оренбург, 2003. — 23 с.
  135. В.В. Педагогические теории и системы (общие основы педагогики и теории обучения) Текст.: Учеб. пособие для студ. / В. В. Сохранов, Л. Д. Гошуляк, H.A. Лупанова. Пенза, 2001. — 53 с.
  136. , В.А. Педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2003. — 576 с.
  137. , А.П. Гуманизация педагогического процесса в средней школе Текст.: Учебно-методическое пособие для студентов / А. П. Смарцер -Белорусский гос. Университет, 2005. — 51 с.
  138. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 304 с.
  139. , E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций Текст.: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / E.H. Соловова. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. — 239 с.
  140. , В.Н. Теория и практика «Метода проектов» в педагогике XX века Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук В. Н. Стенберг Казань, 2003. -20 с.
  141. , E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / E.H. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ЕЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  142. , H.H. Интеллектуальная компетентность при подготовке специалиста в вузе Текст. / H.H. Суртаева, Г. И, Егорова, H.A. Падерина- Ин-т образования взрослых, Рос. Акад. Образования. СПб.: ИОВ РАО, 2003. — 62 с.
  143. Талызина,, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. Ф. Талызина М.: Знание, 1983. — 96 с.
  144. , Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов Текст. / Т. Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С.63−68.
  145. Теоретические основы процесса обучения в советской школе Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера- АПН СССР, НИИ общ. педаг. М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
  146. , П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования Текст. / П. Терехов // Aima mater (Вестник высшей школы). 2003. — № 2. — С. 7 -13.
  147. Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения/ авт.-сост. Т. М. Михейкина. [Текст]- С.-Петерб. акад. постдиплом, пед. образования. -СПб.: СПбАППО, 2004. 84 с.
  148. Толковый словарь русского языка. Репринт, воспроизведение, изд. 1935. Текст.: В 4-хт- Ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Русские словари, 1994. 844 с.
  149. , А.П. О проблеме творческой учебно-познавательной деятельности учащихся Текст. / А. П. Тряпицина // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л.: ЛГПИ, 1984. — 78 с.
  150. , А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики Текст. / А. И. Турчинов — М.: Флинта, 1998.-272 с.
  151. Универсальный энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 1551 с. — (Энциклопедические словари).
  152. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. 488 с.
  153. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 1997.-576 с.
  154. , И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений Текст. / И. С. Фишман Самара: Изд-во ЦПО, 2005. — 81 с.
  155. Формирование у студентов профессиональных умений: Методические рекомендации для преподавателей, аспирантов и соискателей / Сост. В. В Сохранов, О. В. Варникова, H.A. Лупанова. Пенза, 1999. — 45 с.
  156. , А. Ключевые компетенции Текст. / А. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 2. — С. 57−64.
  157. , Г. А. Система Эльконина Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 2005. — № 4. — С. 84−95.
  158. , Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка Текст. / Н. Г. Чанилова // Иностранные языки в школе. 2000.- № 4. С. 62−65.
  159. , B.B. Военное образование: бюрократический и государственный подходы Текст. / В. В. Чебан // Военная мысль. 2004. — № 1. -С. 44−47.
  160. , И.Д. Исследовательские проекты в практике школы Текст. / И. Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. — С. 83 — 128.
  161. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие Текст. / М. А. Чошанов М.: Народное образование, 1996.- 160 с.
  162. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков 2- изд. — М.: Логос, 1996. — 320 с.
  163. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  164. , В.Д. Управление проектами Текст. / В. Д. Шапиро СПб: Два, три, 1996.-610 с.
  165. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. -№ 2.-С. 30−34.
  166. , М.К. Развитие профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00. 08 Текст. //М.К. Шлангман. -М., 2004. -25 с.
  167. , В.Г. Анализ, классификация и моделирование алгоритмов сжатия: дис.. канд. техн. наук: 05.13.18 Текст. / В. Г. Шубович. -Ульяновск, 2001. 210 с.
  168. Энциклопедия профессионального образования Текст.: В 3-х т./ Под ред. С .Я. Батышева. М., АПО. 1999 — 440 с.
  169. , A.A. Педагогические условия подготовки компетентного специалиста Текст. / A.A. Юферова // Среднее профессиональное образование.- 2004.-№ 1.-С. 38−40.
  170. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Текст. / И. С. Якиманская — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  171. , Н.О. Проектирование как педагогический феномен Текст. / Н. О. Яковлева // Педагогика.-№ 6. 2002. — С. 8−14.
  172. Bryman A. An action — research approach to innovation in centralized educational systems Text. / A. Bryman, D. Cramer // European journal of Education.- 1981.-№ 11.-p. 75−83.
  173. Buttjes D. Lernziel Kulturkompetenz Text. / D. Buttjes. -BACH/TIMM. 1989. — s. 68−101.
  174. Vuono Carl E. Professionalism and the Army of the 1990-s. Text. / Carl E. Vuono //Military Review, 1990/4, 297 p.
  175. Edelhoff C. Lehrerfortbildung Wege zur Handlungskompetens des Lehrers Text. / С. Edelhof. BACH /TIMM (Hrsg). — 1989. — S. 229−244.
  176. Frey A. Berufliche Handlungskompetenz Text. / A. Frey // Die berufsbildende Schule. 1999. — 51, № 2. — S. 53−58.
  177. Frey K. Die Projektmethode Text. / K. Frey. Weinheim, Basel: Belts.- 1993.-267 S.
  178. Legutke M. Szenarien fur einen handlungsorientierten Fremdsprachenunterricht Text. / M. Legutke. BACH/TIMM. — 1982. — S. 102−107.
  179. Qualifikation Kompetenz — Bildung Text. // Berufsbildung. — 1994. -48, № 28. — S. 2−52.
  180. Sarkesian S.S. Changing dimensions of military professionalism Text. Sam S. Sarkesian // Military Review, 1979/3, 59 p.
  181. Samuel P. Huntington. The Soldier and State Text. / P. Samuel. -Cambridge: The Harvard University Press, 1957. 321 p.
Заполнить форму текущей работой