Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической науке проблема формирования позитивного отношения к рабочейпрофессии^ обсуждается в последние годы в связи с дефицитом рабочих кадров. Современный этап развития" общества характеризуется автоматизацией и* компьютеризацией' производства, внедрениемновых технологий. Профессиональный и деловой мирнуждается в специалистах, способных успешно* и эффективно находить, и реализовывать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.®
    • 1. 1. Анализ понятий «социализация», ."становление", «формирование» и «p^s^^. личности.——- **е»
  • Г. 2. Содержание этапов становления личности профессионала
    • 1. 3. Кризисы профессионального становления личности
    • 1. 4. Внедрение в процесс профессионального образования модульно-компетентностного подхода* обучения
  • Вывод по главе
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЫЖ"^^^
  • ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ПО
  • ПРОФЕССИЯМ.~. **
    • 2. Г. Исследование практики формирования государственного задания оргащ^^^ государственной власти в разных регионах страны с целью обеспечения «^едг, рабочими кадрами. Ригятий
      • 2. 1. Сведения об образовательном учреждении
      • 2. 2. Организационно-педагогические условия формирования позитивного учащихся к рабочим профессиям.—---0п®ения
      • 2. 3. Модель организации образовательного процесса, направленная на Ф^^лзх^х» позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям. Р°вание
      • 2. 4. Модель выпускника системы начального профессионального образ отеь^^^^
      • 2. 5. Элективный курс «Введение в профессию» как одна из форм профес"-:^^ чальнпгп самоопределения учащихся."U1 °
      • 2. 6. Опытно-экспериментальная работа*по формированию позитивного ^тсц^^ учащихся к рабочим профессиям.—--------- ИЯ
      • 2. 5. Достижения учебно-воспитательного процесса (результаты профессзагох^^. становления и развития) -.—" Ого
  • Вывод по главе

Организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В педагогической науке проблема формирования позитивного отношения к рабочейпрофессии^ обсуждается в последние годы в связи с дефицитом рабочих кадров. Современный этап развития" общества характеризуется автоматизацией и* компьютеризацией' производства, внедрениемновых технологий. Профессиональный и деловой мирнуждается в специалистах, способных успешно* и эффективно находить, и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Подготовка будущих высококвалифицированных рабочих предполагает индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных компетенций, активное качественное преобразование личностьюсвоего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и. способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень работников российских предприятий существенно уступает требованиям рынка труда. Анализ научной литературы свидетельствует одостаточно высоком уровне педагогических исследований, посвященных проблемам профессионального образования: Проблеме профессионального самоопределенияпрофессионального формирования (становления) и профессионально го-развития, будущих рабочих посвятили свои труды, российские и, зарубежные исследователи: Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, Э. Ф. Зеер, В: И. Загвязинский, K.M. Гуревич, Э: Н. Гусинский, Е. А. Климов, Н. И Леонов, М. И. Махмутов, А. Маслоу, В. П. Овечкин, В. А. Сластёнин, Е. В. Ткаченко и др. Анализ научно-педагогической литературы, изучение диссертационных работ и практического опыта учреждений начального профессионального образования показал, что проблема повышения престижа рабочей профессии и формирования позитивного отношения, учащихся к рабочим профессиям в современных, условиях недостаточно изучена в отечественной педагогической науке.

Таким образом, актуальность исследования определяется рядом.

I, 3 противоречий:

•между необходимостью профессионального самоопред^^^^^ выпускников школ и потребностями рынка труда в рабочих кал^-р^^ одной стороны, и переизбытком невостребованных специали: «^то^ дефицитом рабочих высокой квалификации, с другой стороны- •традиционной организацией образовательного процесса в охи: о-гем профессионального образования и возрастающими требованг^^^^ ^ уровню подготовки рабочих в условиях производства- •между сложившейся системой организации профориентационыохЗс молодыми людьми и недостаточной разработанностью Ыд. учн обоснованных средств психолого-педагогического обеспече^з^^ ^^ повышения престижа рабочей профессии. В контексте вышеизложенного была сформулирована ^Х^о^лема исследования: каковы организационно-педагогические слов и способствующие формированию позитивного отношения учащихся- ^рабочим профессиям?

Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия ф ОЕаР1 ия позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям».

Цель исследования заключается в выявлении, тео1>^Т11т?еском обосновании и экспериментальной проверке организационно-педад^огт* ческих условий формирования позитивного отношения учащихся ^ ^ рабочим профессиям. I.

Объект исследования: процесс формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям.

Предмет исследования: организационно-педагогические способствующие формированию позитивного отношения учащихся: 1с профессиям.

Гипотеза исследования основывается на предположении ^ Том, что.

Условия, рабочим позитивное отношение учащихся к рабочим профессиям будет сформировано, если:

• организационно-педагогические условия, способствующие формированию позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям, включают: a) создание инновационной образовательной среды на основе компетентностного подхода обученияb) внедрение технологии адаптации учащихся, лицеев и колледжей к профессии при интеграции ресурсов социальных партнёров и возможностей образовательной системыc) повышение мотивации обучающихся на активное включение в профессию, стимулирование их личностного и профессионального роста, ориентация учащихся на творческую самореализацию в профессии;

• разработана и реализована модель организации образовательного процесса, позволяющая использовать комплексный подход к подготовке квалифицированных рабочих кадров;

• в образовательном процессе реализуются новые формы работы по формированию позитивного отношения к рабочим профессиям и-разработаны ориентиры профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ в условиях, приближенных к производству (в учреждениях системы профессионального образования) — методика преподавания учебных дисциплин и организация учебно-воспитательного процесса в учреждении профессионального образования направлены на повышение мотивации обучающихся в освоении рабочей профессии и на активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира — творческой самореализации в профессии. В соответствии с предметом исследования, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) выявить организационно-педагогические условия, способствующие формированию позитивного отношения учащихся к Р^-^о^чим профессиям на основе изучения проблемы Профессиона^д-^^^^ становления, формирования и развития, обсуждаемой в C0BPeivxeilHog психолого-педагогической литературе- 2) разработать концептуальную модель организации образовать~тге"ного процесса, обеспечивающую формирование позитивного OTIic^nIeHiiH учащихся к рабочим профессиям;

3) определить новые методы работы по формированию по31зп?-а:вного отношения к рабочим профессиям и разработать систему ор^^цтиров профессионального самоопределения учащихся общеобразовагг-елъных школ;

4) провести опытно-экспериментальную работу по Г1Проверке эффективности реализации организационно-педагогических Усхсозий на формирование позитивного отношения учащихся к Зрабочим профессиям.

Методологическую основу исследования составили: теория профессионального образования (Э.Ф. Зеер, В. И. Загвязинский, И. П. Смирнов Н.Е. Эрганова, Н. Г. Худолий и др.) — личностно-ориентированный идеи личностно-развивающего обучения (Л.И. Анциферова, Э. Ф. Зеер, Леонов.

И.П. Смирнов и др.) — компетентностный подход и модульное обучение (И.А.Зимняя, Э. Ф Зеер, Е. А. Климов, Г. С. Трофимова, A.A. Скамнщд-!^^ jyjд Чошанов и др.).

Теоретической основой исследования являются: исс-кедования посвященные проблеме изучения потребностей работодателей в дополнительных (помимо основных профессиональных) навыков Р&бо^кх (И.П. Смирнов, A.M. Новиков, Н. И. Леонов, и др.) — теория педалогической интеграции (А.Я. Данилюк, Л. А. Беляева, М. Н. Берулава, Е.В. Тка^с^13ко g q Мерлин. и др.) — исследования по гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, Г. С. Трофимова) — работы по проблемаммодульного обучения (К.Я. Вазина, JT.A. Беляева, М. А. Чошанов, П. А. Юцавичене, и др.) — коллективного способа обучения (C.B. Правдина, И. А. Зимняя и др.) — средовый подход в образовании (A.B. Хуторской) — публикации о профессиональной ориентации, профессиональном самоопределении и профессиональном становлении (Э.Ф. Зеер, H.H. Захаров, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Е. А. Климов, М. Р: Гинзбург, В. В. Чебышева, H.A. Чистякова, Ю. ППоварёнков и др.) — согласование государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования (И.А. Зимняя, В. В. Карпов, и др.) — теоретические исследования образовательных технологий (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев и др.).

Для решения поставленных в диссертации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научных трудов и нормативных документов по теме диссертационного исследованияпедагогическое моделированиеэмпирические: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, тестированиеинтервьюирование обучающихся, выпускников, педагогов и социальных партнёровпедагогический экспериментколичественный и качественный анализ полученных результатов исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных, табличного и графического представления результатов.

Организация и^ этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004;2010 гг. и включало три основных этапа: На первом этапе (2004;200бгг.) проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения, становления и творческой самореализации в профессииизучались педагогические аспекты теории подготовки рабочих кадров в регионах страныизучалась степень удовлетворённости работодателей уровнем профессиональной подготовки выпускников начального профессионального образования, формулировалась гипотеза.

На втором этапе (2006;2007гг.) выявлены организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям, проводилась их апробация. Разрабатывалась модель организации образовательного процесса, отрабатывались механизмы и формы взаимодействия с социальными партнёрами по интеграции ресурсов, повышающих мотивацию учащихся на овладение профессиональными компетенциями. Внедрялся в образовательную практику модуль учебной дисциплины профессионального самоопределения «Введение в профессию».

На третьем этапе (2008;2010гг.) проводилась статистическая обработка полученных результатов исследования, которые обобщались и систематизировались, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационной работы.

Экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 3 имени П. М! Непряхина» г. Перми. В эксперименте принимали участие обучающиеся, педагоги, выпускники лицея, школьники, представители от социальных партнёров (от Министерства промышленности инвестиций и науки Пермского, края, Регионального объединения промышленников Пермского края «Сотрудничество», Департамента занятости г. Перми, ФГОУ СПО «Пермский политехнический колледж имени Славянова», от ОАО «ПЗ «Машиностроитель», ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Пермский картон»). Общий объём выборки составил 311 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что: I.

1. Выявлены организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям: a) создание инновационной образовательной среды в учреждении профессионального образованияb) разработка технологии адаптации учащихся к условиям производства за счёт интеграции ресурсов социальных партнёров и возможностей образовательной' системыс) повышение мотивации обучающихся на активное включение в профессию и стимулирование их личностного и профессионального роста, творческой самореализации в профессии.

2. Разработана структурная модель формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям в современных условиях, не имеющая аналогов в теории профессионального образования, включающая целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты и отражающая основные этапы организации образовательного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров.

3. Впервые определены формы и разработаны ориентиры для профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ, формирующие позитивное отношение к рабочим профессиям (профессиональные пробы, упражнения на тренажёрах-имитаторах, виртуальные и реальные экскурсии по цехам завода и др.).

4. Обоснована эффективность влияния организационно-педагогических условий на формирование позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям1.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Выявлен комплекс организационно-педагогических условий по формированию позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям.

2. Разработана и концептуально обоснована структурная модель организации образовательного" процесса, проанализирован и определён перечень компетенций, которыми должны овладеть участники образовательного процесса, ориентированного на формирование позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям.

3. Категориальный аппарат теории профессионального образования дополнен введением термина «профессиональный модуль» и уточнением понятия допрофессиональная подготовка", раскрыто и обосновано содержание этих категорий.

Практическая значимость исследования определяется тем, что.

Разработана, апробирована и внедрена в практику концептуальная модель организации образовательного процесса с учётом выявленных организационно-педагогических условий, которая позволяет формировать позитивное отношение учащихся к рабочим профессиямспособствует их профессиональному становлению и удовлетворению потребностей общества в квалифицированных рабочих кадрах.

2. Разработан и апробирован профессиональный модуль элективного курса «Введение в профессию» как одна из форм профессионального самоопределения учащихся, способствующий изменению отношения учащихся к рабочим профессиям.

3. Предложены и используются в педагогической практике г. Перми и Пермского края технология адаптации обучающихся к профессии, инновационные формы взаимодействия с социальными партнёрами. Определены пути повышения мотивации учащихся на выбор рабочей профессии, овладение и творческую самореализацию в ней.

Достоверность результатов и обоснованность научных выводов исследования обеспечиваются' непротиворечивостью и методологической аргументированностью исходных положений диссертациивыборомметодов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиярепрезентативной выборкой участников педагогического экспериментавнедрением результатов исследования в образовательный процесс и соответствием полученных данных положениям современной педагогической теории и практики.

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных идей и положений по теме «Формирование позитивного отношения учащихся к рабочей профессии», в непосредственном проведении опытно-экспериментальной работы и её руководстве.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям основано на реализации следующих организационно-педагогических условий: a) создание инновационнойобразовательной среды на основе компетентностного подхода обученияb) разработка технологии, адаптации обучающихся к условиям производства' за счёт интеграции ресурсов социальных партнёров и возможностей образовательной системыc) определение путей повышения мотивации обучающихся на активное включение в профессию в условиях, приближенных к производству.

2. Концептуальная модель организации образовательногопроцесса, включающая целевой^ содержательный, процессуально-технологический компоненты, является основой для комплексной подготовки квалифицированных рабочих кадров и способствует формированию позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям.

3. Элективный курс «Введение в профессию» какодна из, форм профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ в условиях, приближенных к производству, способствует формированию позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям.

4. Показателями повышения мотивации на активное качественное преобразование личностью своего внутреннего. мира, свидетельствующими о позитивном отношении учащихся к рабочим профессиям, являются такие внешние проявления, как: а) выбор рабочей профессииб) трудоустройство по полученной профессиив) желание продолжить обучение в соответствии со сформированной профессиональной направленностьюг) повышение уровня квалификации.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты диссертационного исследования^ обсуждались на. расширенном заседании кафедры социальной психологии и конфликтологии УдГУ, Всероссийской научно — практическойконференции (2010) в г. Перми, Краевых семинарах: «Социальное партнёрство: как факторкачественной* подготовки рабочих и специалистов» (2010г.) — «Организацияи содержание производственных практик на предприятии, опыт взаимодействия с предприятиями» (20 Юг), «Внедрение стандартов нового поколения в образовательныйпроцесс» (2011г.), на заседании" круглого стола- «Развитие малого и среднего бизнеса», проводимого региональным объединением Союза промышленников Пермского края (2010г.) — трёхстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае (20 Юг), краевых педагогических чтениях (2011г.), Всероссийской конференции «Проектирование содержания образования» (2011 г) в г.-Ижевске.

Материалы исследования внедрены в образовательный: процесс учреждений начального профессионального образования: «Профессиональный лицей № 3 имени П.М. Непряхина» г. Перми, «Профессиональный лицей № 1» г. Перми- «Профессиональный лицей № 67» п. Ильинский-: учреждений среднего-профессионального образования: «Пермский политехническийколледж имени Н.Г. Славянова», «Соликамский политехнический колледж», общеобразовательные школы г. Перми: № 123, 30, гимназия № 7, промышленные предприятия г. Перми: ОАО «Пермскийзавод «Машиностроитель», ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО Группа предприятий «Пермский картон».

Структура диссертации включает введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, составляющий 149 источников (из них 6 на иностранных языках), 11 приложений. Объём диссертации составляет 214 страниц, материалы диссертации содержат 17 таблиц и 19 рисунков!

Заключение

.

Цель диссертационного исследования достигнута. Задачи успешно разрешены, подведены общие итоги исследования и сформулированы основные выводы:

Д. В ходе исследования" удалось установить, что выявленные организационно-педагогические условия позволяют формировать позитивное отношение учащихся к рабочим профессиям.

2. Подтверждено, что созданная модель организации образовательного-процесса, включающая в себя целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты и отражающая основные этапы организации образовательного процесса, способствуют повышению уровня квалификации выпускников.

3. Выявлены формы профессионального самоопределения учащихся в условиях, приближенных к производству. Разработанный элективный курс «Введение в профессию» является эффективной формой профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ и позволяет формировать позитивное отношение к рабочим профессиям.

4. Опытно-экспериментальная работа подтвердила возможность повышения мотивации учащихся на выбор и овладение рабочей профессией. Выбор рабочей профессии, трудоустройство выпускников, продолжение обучения профилю подготовки являются показателем эффективности организационно-педагогических условий.

Гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение. Организационнопедагогические условия, представленные в работе, технология адаптации учащихся к условиям производственной среды за счёт использования ресурсов социальных партнёров, методы мотивации, направленные на творческую самореализацию в профессии, могут быть реализованы в практической деятельности образовательных учреждений профессионального образования любого типа. Модель организации образовательного процесса, нацеленная на ги и формирование позитивного отношения учащихся к рабочим професс универсальна и может быть адаптирована для любой другой профессионалу^ направленности. Разработанная и апробированная программа элективного I.

Введение

в профессию" может использоваться как долгосрочная прогр диагностики уровня профессионального самоопределения в соответств психологическими и физическими возможностями, профессионала интересами и склонностями учащихся, потребностями экономики. Проведи исследование не исчерпывает всего многообразия организацией педагогических условий, существующих в педагогической практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абдульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. С.162−168.
  2. Абдульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абдульханова — Славская. -М.: Наука, 2005. С. 175.
  3. Актуальные вопросы развития среднеспециальной школы Российской Федерации Текст./ Под ред. E.H. Колосова. Воронеж, 1981. — С.57.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. JL: Наука, 1989. — С.7−180.
  5. , Л.И. Психология личности в социалистическом обществе. Личность с позиции динамического подхода Текст. / Л. И. Анциферова // Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С.7−17.
  6. , П.А., Мерфи, П.К. Различия учащихся по знаниям, интересам и стратегическим когнитивным процессам: построение профилей Текст. / П. А. Александер, П. К. Мерфи // Психология обучения. М., 1999. — С.4−8.
  7. , И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе Текст. /И'.С. Артюхова. М.: Педагогика, 2004. — С.28−34.
  8. , В.В., Грохольская Н. Д., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики Текст.: учебник для. вузов / В. В. Анисимов. М.: Просвещение, 2006. — С.10−85.
  9. , Л.А. Интегрированно-модульная система профессиональногообразования Текст. / Л. А. Беляева. М.- СПб., 1997.- С. 64.
  10. , Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание Текст. / Р. Берне. М., 1986.-С.27.
  11. П.Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /В.П.
  12. . М., 1989. — С.12−13.
  13. Бодров, В .А. Психологические исследования проблемы профессионализацииличности Текст. /В.А. Бодров //Психологические исследования проблемыформирования личности профессионала: сб. науч. тр. М.: Институтпсихологии АН СССР, 1991. С. 3−26.202
  14. Бойчинская, K.K. Методологический эскиз к психологии развития взрослого
  15. Текст. / К. К. Бойчинская // Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь). М.: Наука, 1990. — С.71−81.
  16. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека Текст. / A.A.
  17. Бодалев //Вопросы психологии. М., 1981. — Вып.2. — С. 67 — 69.
  18. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. /
  19. Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1984.- С. 485.
  20. , A.C. Ситуация успеха. Как её создать Текст. / A.C. Белкин.- М., 1991.-С.176.I
  21. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. /
  22. Л.И. Божович. М., 1968. — С.31−54.
  23. , М.Н. Интеграция содержания образования Текст. / М. Н.
  24. Берулава. М.: Педагогика 1993. — С. 172.
  25. Большой философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. С.С.
  26. , Э.А. Араб Оглы, Л.Ф. Ильичёва и др. — 2-е изд. — М., 1989. -С.815.
  27. , A.A. Вершина в развитии человека: характеристики и условиядостижения Текст./ A.A. Бодалев. -М., 1998. С. 24−30.i
  28. , A.B. О соотношении биологического и социального вразвитии личности Текст. / A.B. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.- С. 41.
  29. , В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи кобразовательной программе. Текст. /В.А. Болотов, В. В. Сериков. М.: Педагогика, 2003. — Вып. 10 — С.8−14.
  30. Вазина, К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека
  31. Текст. /К.Я. Вазина. М.: Московский гос. ун-т печати, 2002. — С.145.
  32. , К.Я. Саморазвитие человека: духовная сфера жизни (новаяIпародигма) Текст. /К.Я. Вазина. М.: Московский гос. ун-т печати, 2004.-С.128.
  33. Винтин, И.А., Кадакин, В. В. Социальное самоопределение203старшеклассников- в новых культурных и общественно-экономических условиях Текст. / И. А. Винтин, В. В. Кадакин. Саранск, 2003. — С. 140.
  34. , Б.З., Харькин, В.Н. Педагогика рефлексии Текст. / Б. З. Вульфов,
  35. В.Н. Харькин.- М., 1995. С. 112.
  36. , Б.З., Семёнов, В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие
  37. Текст. / Б. З. Вульфов, В. Д. Семенов. М., 1981.- С. 95.
  38. , Л.С. Проблемы развития психики Текст.: в 6 т. /Л.С.
  39. Выготский.- М., 1983.- Т.З. С. 161.
  40. , Э.Н., Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования
  41. Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М., 2000. — С.31.
  42. , В.В. Теория и практика образовательных технологий Текст. / В.В.
  43. . М., НИИ Школьных технологий 2004. — С.143−192.
  44. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поискахпрактико-ориентированных образовательных концепций) Текст. /Б.С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — С.608.
  45. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию
  46. Текст. / С. И. Гессен. М., 1995. — С.78.
  47. , М.Р. Личностное самоопределение как психологическаяпроблема Текст. /М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. М., 1988. — С. 17−19.
  48. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательныхпрограмм и учебных планов. Европейский фонд образования Текст. / ЕФО, 1997.
  49. , А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника:
  50. Воспитательная концепция профессиональной ориентации Текст. / А. Е. Голомшток. М., 1979. — С. 160.
  51. , О.С., Рожков М. И. Общие основы педагогики Текст. / О.С.
  52. , М.И. Рожков.- М., 2003. С. 160.
  53. , О.П. Социальное партнёрство в предпрофильной подготовке ипрофильном обучении. Профильная школа Текст. / О. П. Гришакина. М., 2004.- С.22−24.
  54. , О.Б. Становление современной жизненной позиции школьника какзадача старшей школы Текст. /О.Б. Дутова //Исследования школьного образования (педагогический аспект)/ Под ред. А. П. Тряпицыной.- СПб., 2006.- С.155−157.
  55. , А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России в сфере общего образования Текст./ А. Я. Данилюк. -М.: Просвещение, 2009., — С.24−29.
  56. В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-С.544.
  57. Доклад международной комиссии по образованию, представленный
  58. ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» Текст. М.: ЮНЕСКОД997.
  59. , И.А. Самовоспитание личности: Философско-эстетическиепроблемы Текст. / И. А. Донцов.- М., 1984.- С. 285.
  60. , A.A. Личность и коллектив: межличностные конфликты вколлективе и их разрешение Текст. / A.A. Ершов.- Л., 1976. -С.24.
  61. , В.И. Методология и методика исследования Текст.
  62. В.И.Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — С.160.
  63. Закон Российской федерации «Об образовании» Текст.: [Постановление ' Верховного Совета РФ от 10.07.1992 г., № 3267−1]. М., 1992. — С.61.
  64. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст./
  65. В.И. Загвязинский. М., 2005.-С.201−202.
  66. , H.H. Профессиональная ориентация школьников. Текст. /H.H.
  67. Захаров. М.: Просвещение, 1989. — С. 73−77.
  68. Захаров, «К. В. Отчёт о выполнении научно исследовательских работ всоответствии с государственным контрактом 313/06 от 17.06 Текст. / К. В. Захаров. Пермь: „Центр прикладной экономики“, 2006.
  69. Зеер, Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога
  70. Текст. / Э. Ф. Зеер. Свердловск: УГрУ, 1988. — С.89.205
  71. , Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления
  72. Текст./Э.Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. Екатеринбург, 1999. — С.66−72.
  73. , Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологиипрофессионального развития специалиста Текст. :научно-методическое пособие/ Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 1999.-С.20.
  74. , Т.В. Профессиональное становление студентов Текст./
  75. Т.В.Зенкина. М., 1999.- С37.
  76. , В.П. Аффект и интеллект в образовании Текст. / В. П. Зинченко. -' М.: Тривола, 1995. С. 64.
  77. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов /И.А.
  78. Зимняя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. -С.384.
  79. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатаобразования Текст. /И.А. Зимняя. М.: Высшее образование сегодня.-2003. — Вып.5. — С.34−42.
  80. И.А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект) Текст. /И.А. Зимняя //Проблемы качества образования: материалы XIV Всероссийского совещания: 2 кн. М., 2004. 1 — С.6−12.
  81. Зорина, Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования
  82. Текст. / Л. Я. Зорина.- М.: Педагогика, 1996. Вып.4. — С. 109.
  83. , С.А. Нравственное самоопределение личности Текст. / С. А. Зотов.1. М., 1983. С.382-
  84. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. /Е.П. Ильин. М.- СПб., 2004.1. С. 154.
  85. Йовайша, JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников
  86. Текст. / Л. А. Йовайша. -М.: Педагогика, 1983. С. 17.
  87. , В.А. Сравнительная педагогика: Школа и образование зарубежом Текст.: учебное пособие /В.А. Карпанова. Минск: Новое знание, 2004. — С.222.
  88. , В.В. Организационные и экономические механизмы повышения 1 востребованности, инноваций // Апрельские экономические чтения: сб. тр.
  89. Международной научно-практической конференции. Текст. / В. В. Карпов. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2008. — Вып. 13. — С. 269−273.
  90. , В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности вподростковом и старшем школьном возрасте Текст. /В.И. Катаев. -Орехово-Зуево., 1992. С. 56.
  91. , Д.Н. Введение в активные методы обучения Текст. / Д.Н.
  92. Кватарадзе. М.: Флинта, 1998.- С. 192.
  93. , Ю.А. Формирование педагогического коллектива Текст./ ' Ю. А. Конаржевский. М., 1997.- С. 54.
  94. , Е.А. Как выбирать профессию? Текст./ Е. А. Климов. М.:
  95. Просвещение, 1984.-С. 27−40.
  96. Климов, Е. А Психология профессионального самоопределения Текст. /Е.А.
  97. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С.36.
  98. Кирьянов., A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей-Текст./ A.B.
  99. Кирьянов. Оренбург, 1996. — С.190.
  100. , М.П., Иванова, Н.В. Исследовательская деятельность в школе
  101. Текст./М.П. Кузнецова, Н. В. Иванова. -М., 1999. С. 238. 12: Ковалёва, А.И., Луков, В. А. Социология молодёжи: Теоретические вопросы Текст] /А.И. Ковалёва, В. А. Луков. — М., 1999.- С.77−78.
  102. , Л.Н. Человек и его судьба Текст. / Л. Н. Коган. М., 1988. — С.176.
  103. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы дляспециалистов образовательных учреждений Текст. / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2006. -С.368.
  104. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
  105. Текст. М.: Вестник образования, 2002.- Вып. 6.-С.11−42.
  106. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования1. Текст.-М., 2002.- С. 17.
  107. , Е.А. Выбор как фактор ценностного» самоопределениястаршеклассника Текст. / Костюкова Е. А. Оренбург, 1999. — С. 168.
  108. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности Текст. / JI.H. Куликова. -- Хабаровск, 1997. С. 316.
  109. , Т.В. Исследование психологических особенностейпрофессионального становления Текст. / Т. В. Кудрявцев. М., 1958. -С.23−64.
  110. Кыверялг, A.A. Методы исследований в профессиональной* педагогике
  111. Текст. / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — С.334.
  112. , Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основнойшколы Текст. /Н.М. Ладнушкина. М.: Школьные технологии, 2005.-Вып.1. — С.71−84.82: Левитан, K.M. Личность педагога: становление и развитие Текст. / K.M. Левитан. Саратов, 1991.-С.135.
  113. , Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между208детством и старостью Текст. / Б. Ливехуд. Калуга: Духовное познание, 1994.-С.221.
  114. , М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга дляучителей Текст. /М.И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977.- С. 240.
  115. , А.К. Психология профессионализма Текст. /А.К. Маркова. -М.:1. Знание", 1996. С.150−308.
  116. Д.А. Материалы заседания Государственного Совета, 2011.
  117. Текст. /Д.А. Медведев.- М., 2011.89.' Моисеев, A.M., Моисеева, О. М. Концептуальные основы и методы анализаобразовательных систем Текст. / A.M. Моисеев, О. М. Моисеева. М., 2004. — С.185−191.
  118. , B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности Текст. /
  119. B.C. Мерлин // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977. — С. 7−22.
  120. , A.M. Российское образование в новой эпохе Текст./ A.M.
  121. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.1. C.272.
  122. , А.П. На пути к философии образования Текст. / А. П. Огурцов //
  123. Вопросы философии. М., 1995.- Вып.11. — С. 22.
  124. Основы профессиональной ориентации Текст. / Б. С. Волков // Основы ¦ профессиональной ориентации: учебное пособие для вузов. М.:
  125. Академический Проект, 2007. С. 333−335.
  126. О создании государственно общественных координационных советов вгороде Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров Текст.: Постановление правительства Москвы от 26.07.2005 г. № 552 -1111.
  127. О порядке формирования государственного заказа на подготовку кадров на всех уровнях системы профессионального образования Ленинградской области Текст.: Постановление правительства Ленинградской области от 23.12.2002 г. № 266-ПГ.
  128. О создании межведомственного совета по подготовке рабочих кадров в системе начального профессионального образования- при губернаторе Кировской области Текст.: Постановление Правительства Кировской области от 24.11.2005 № 48/287.
  129. Педагогика профессионального образования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений/ под ред.: В. А. Сластёнина. М.: «Академия», 2004.- С. 196−240.
  130. , Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации (Понятие «цель профессионализации») Текст. / Ю.П. Поварёнков// Способности и деятельность. — Ярославль, 1989: С. 67−84.
  131. Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики Текст. //Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции / под ред. О. А. Фиофановой. Ижевск, 2011, — С. 37.
  132. , C.B. Текст./ Под ред.: К. А. Абульханова Славская, Н. В. Василина, Л. Г. Лаптев, В. А. Сластенин. — М., 1988. — С.305.
  133. Психология формирования и развития личности Текст. / Под ред. Л. И. Анциферова. М., 1981. — С. 239.
  134. , Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова.- 4-е изд. М.: Академия, 2007.- С. 480.
  135. , Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов Текст. /Е.Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. М., 1994. — Вып. 6.- С.64−73.
  136. , Г. Стресс без дистресса Текст./ Г. Селье. Рига: Внеда, 2002.1. С.95−109.
  137. Селянинова, В: А. Условия формирования позитивного отношения у учащихся к рабочим профессиям Текст. / В. А. Селянинова. М.:
  138. Профессиональное образование. Столица. 2011.- Вып.5 — С. 43−44.
  139. , В.А., Исаев И. Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев. М., 1997 — Гл. 5.
  140. , A.A. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании Текст. / A.A. Скамницкий. -М., 2006. -С. 5−131.
  141. , Г. С. О теоретических основах формирования социальной компетенции. Текст. /Г.С. Трофимова // Проектирование содержания образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. —1. Ижевск, 2011.-С. 148−149.
  142. , Е.В. Проблемные вопросы развития профессионального образования в России Текст. Е.В. Ткаченко/УПрофессиональное образование. Столица. М., 2009. — Вып.2. — С. 32−34.
  143. , П.А. Теория и практика модульного обучения Текст. / П. А. Юцавичене. Каунас, 1989.- С. 29.
  144. , П.А. Модульная технология Текст. / П. А. Юцавичене. -Каунас, 1994. С. 224.
  145. , В.В. Об активизации профессионального самоопределения молодёжи. Проблемы инженерной психологии и экономики Текст. / В. В. Чебышева. Ярославль, 1974.- Вып. 3.-С.46.
  146. , O.A. Социально-экономическое и политическое положение Пермского края Текст. /O.A. Чиркунов. Пермь: Агентство «Стиль-МГ», 2010.-С.4−5.
  147. , H.A. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Текст. / H.A. Чистякова. М.: Академия, 2004. -С.176.
  148. , H.A. Взаимодействие школы, семьи и общества- в подготовке школьников к выбору профессии Текст. / H.A. Чистякова. М: АПН СССР, 1989.-С.300.
  149. , H.A. Проблема самоопределения старшеклассников-при выборе профиля обучения Текст. / H.A. Чистякова. М.: Педагогика, 2005. -Вып. 1.-С. 19−26.
  150. , М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе Текст. /М.А. Чошанов. Казань, 1996. — С.ЗОО.
  151. Чошанов, М. А Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. /М.А. Чошанов. М.: Педагогика, 1977. — С.21−29.
  152. Н.Г. Подготовка практико-ориентированного инженера веление времени и рынка труда. Текст. / Н. Г. Худолий — М.: Народное образование 2008. -С.72−82.
  153. О.Федоров, В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для вузов Текст. / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова — ред. Г. М. Романцев — Рос. гос. проф.-пед. ун-т, г
  154. Урал, отд-ние Рос. акад. образования. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. С. 192−193.
  155. Хуторской, А. В .Технология' проектирования ключевых и предметных компетенций Электронный ресурс. / A.B.Хуторской // Интернет журнал «Эйдос» 2005. 12декабря Режим доступа: http//www.ru/youmai/2005/l 212.htm.
  156. , В.Д. Психология деятельности и способностей человека Текст.: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001.-С.240.
  157. , E.H., Светенко Т. В., Галковская И. В. Стратегический планразвития школы в условиях изменений Текст.: учеб. пособ. / E.H.213
  158. Яковлева. С. Петербург, 2005. — С.51−121.
  159. , К.Б. Гражданско-правовая защита чести и достоинства граждан Текст. /К.Б. Ярошенко. М., 1989. — С. 337.
  160. Bailin, Sharon, Fchiving EXTRAORDINARY ENDS An Essau jf Creativity. Kluwer.
  161. Herskovits, M.J. Les basis del1 antropologie culturelle Text. M.J. Nerskovits. // -Paris, 1967.
  162. Mansfield, B. Andersson L Competence-based Standards, Training and Learning, Hifab/ Hammerton Associates Text. B. Mansfield //2004.
  163. Mertens, D. Schlueselgualifikation. Thesen zur Schulung fur eine Moderne Geseltschfft Text. / D. Mertens Verlag W. Kohlhammer. Stuttgara, Berlin. Koln, Mainz, 1974 .
  164. Schelten, A. Einfuhrung in die Berufspadagogik. Text. // A. Schelten Stainer,, 1991. S. 141.
  165. Shaw, S: Development of Core Skills training in the Partner Countries Text. // Final Report for the ETF Advisory Sub-Group D, European TrainingFoundation/ S. Shaw, June 1998.175.
  166. Snow R.P., Brisseft D. Pauses Explorations in social rhythm//Sumb. Interact. — 1986.-9, nl.-p/1−18.
  167. Selz O. uber die Gesetze des Geordneten Denkverlaufs, T.2: Zur Psychologie des Produktiven Denkens und des Irrtums.-Bonn: Fr. Cohen, 1992.
  168. Schonfeld Irvin Sam. Psychological distress in a sample of teachers//Psrichol.,, 1990−124, N3, h.321−338.
Заполнить форму текущей работой