Физкультминутка.
Урок литературного чтения, посвященного А. Пушкину
Сначала учащиеся готовятся про себя, затем желающие читают вслух. Учитель: — Какие звуки повторяются? Зачем автор их повторяет? Если затрудняетесь, у вас есть помощники: Карлсон и Страшила. Учитель: — Найдите эту строчку в стихотворении, прочитайте. Учитель: — Выполним следующее задание в рабочей тетради. Введение понятия «аллитерация» как элемента звукописи. Учащиеся: — Шелест листьев, шум ветра… Читать ещё >
Физкультминутка. Урок литературного чтения, посвященного А. Пушкину (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет Раз — наклон, два — наклон ;
Зашумел листвою клен.
4) Введение понятия «аллитерация» как элемента звукописи
Учитель: — Но, осень — это не только золото и красота, но и ее звуки.
— О каких звуках природы говорится в стихотворении?
Учащиеся: — Шелест листьев, шум ветра, свежее дыхание.
Учитель:— Найдите эту строчку в стихотворении, прочитайте.
— О каких сенях идет речь?
Лексическая работа: сень — покров чего-либо, кого-либо (Под сенью деревьев).
(запись понятия слова на мультимедиа).
Учитель: — Чтобы помочь нам услышать звуки природы, поэты пользуются звукописью, то есть повторением согласных звуков в строках стихотворения.
(Работа в тетрадях по литературному чтению).
Учитель: — Давайте поработаем сейчас с 3 заданием из рабочей тетради.
Перечитайте строчку Пушкина.
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
- — Найдите в ней, какие согласные звуки помогают «услышать"шум ветра. Подчеркните буквы, которые им соответствуют.
- — Какие буквы вы подчеркнули? (ЗАПИСЬ на доске с, х, ш, ж)
- — Произнесем их.
- — На что похоже?
Учащиеся: — Похоже на звук ветра.
Учитель: — Такое повторение согласных звуков для усиления выразительности.
речи называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.
(запись определения на мультимедиа).
Работа в парах:
Учитель: — Выполним следующее задание в рабочей тетради.
- — Перечитайте последние строки стихотворения.
- — Используется ли в них аллитерация?
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Выслушиваются ответы учащихся
Учитель: — Какие звуки повторяются? Зачем автор их повторяет?
— Если затрудняетесь, у вас есть помощники: Карлсон и Страшила.
Учащиеся: — Эти звуки говорят о приближении зимы, о последних днях осени.
Учитель: — И значит, читать эти строки будем немного сердито, грустно.
5) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Учитель: — Если бы вы были артистами, с какой интонацией вы бы читали стихотворение? Попробуйте передать чувства поэта.
Сначала учащиеся готовятся про себя, затем желающие читают вслух.
6) Знакомство с картинами художников на тему «осень».
Учитель: — Поэт и писатель, художник и композитор каждый по-своему создает картину мира. Творцы помогают нам ее представить, вообразить. Мы учимся у них видеть и слышать окружающий мир, учимся понимать и чувствовать. Как мы чувствовали сегодня стихотворение «Осень».
(показ слайдов — иллюстраций картин осени на мультимедиа под фонограмму Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь»).