Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры управленческой деятельности у студентов юридических факультетов высших учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализованная нами в ходе формирующего эксперимента комплексная педагогическая программа формирования КУД у студентов вузов позволила определить пути повышения эффективности процесса подготовки студентов как будущих руководителей юридических образований основными из которых являются: а) — вооружение студентов современными знаниями теории и психологии управления социальными коллективами. б… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
    • 1. 1. ПЕД АГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
  • ЮРИДИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЯХ И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • I. Л. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ и СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
    • 2. 1. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    22 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И МЕТОДИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 60 2.3. СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ 74

    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

    ГЛАВА III. ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВА -НИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ОТ

    3.1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

    3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

    3.3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Формирование культуры управленческой деятельности у студентов юридических факультетов высших учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-политические, экономические реформы, проводимые в современной России, ориентированы на демократические преобразования во всех сферах деятельности общества.

С педагогической точки зрения период интенсивных социальных изменений характеризуется следующими тенденциями. Первая проявляется в развитии новых социальных сил, вызывающих активность личности в различных жизненных сферах, стремлении модернизации общества. Вторая тенденция вызывает отрицательные социальные явления, такие как безработица, рост преступности и т. д.

Эти противоречивые тенденции обусловили возникновение ряда проблем, которые должны решать все субъекты образования и воспитания, и современная педагогическая наука. С учетом этого мы и рассматриваем одну из нихпроблему формирование культуры управленческой деятельности у студенческой молодежи, что способствует её самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Актуальность исследования также определяется тем влиянием, которое оказывает культура управленческой деятельности на качество профессиональной деятельности и повышение мотивации обучения в период овладения профессией. В исследованиях по данной проблеме показано, что культура управленческой деятельности существенно влияет на качество работы, общения и самоуважения личности, определяет удовлетворенность своей профессиональной деятельностью и возможность достижения успеха в ней. Имеются данные, доказывающие. что уровень развития культуры управленческой деятельности студентов непосредственно связан со стремлением к своей будущей профессии, способствует сознательному отношению к учебным дисциплинам.

Профессионализм специалиста ассоциируется с уровнем его культуры в процессе осуществления им определенной деятельности. Высокий уровень общей и профессиональной культуры — необходимое условие эффективности и качества любого труда. В управленческой деятельности специалиста, как одной из составляющих профессионального труда, необходимым условием эффективности является культура управленческой деятельности. В современных условиях культура управленческой деятельности становится необходимым качеством любого специалиста, который по роду своей профессиональной деятельности непосредственно связан с руководством доверенным ему трудовым коллективом.

Как научная категория, культура управленческой деятельности (в дальнейшем — КУД) начала разрабатываться недавно и до сих пор не нашла широкого применения в педагогической теории и практике.

Вопросы, связанные с подготовкой различных категорий специалистов к профессиональной деятельности, всегда были в центре внимания педагогов-исследователей, и нашли свое отражение в трудах Б. Г. Ананьева. B.C. Артамонова, М. С. Бургина. Н. ГВинокуровой, В. В. Дударова, М. И. Дьяченко, В. Г. Звягинцева, A.A. Кочина, Л. И. Коновалова, C.B. Литвиненко, И. А. Липского, И. А. Скопылатова, В. Я. Слепова, С. И. Съедина, В. И. Хальзова. Л.А. Холод-ковой, В. П. Чернолеса и других. В отечественной педагогике и психологии проблемам совершенствования процесса формирования будущего специалиста посвятили свои работы Т. К. Ахаян, Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, А. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, С. Л. Братченко, A.A. Бодалев, ИД. Богаева, Л. С. Выгодский, В. И. Гинецинский, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдов, Е. С. Жариков, А. Л. Журавлев, А. М Зимичев, С. В. Кошелева, Л. Д. Кудряшова, Е. А. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. А. Реан, А. Г. Соколов, Е. И. Степанова. В. А. Сухомлинский. Н. Ф. Талызина. А. П. Трусов. Л. И. Уманский. В. А. Щеголев. ДБ. Эльконин, В. А. Якунин и другие.

Однако, в прямой постановке, проблема формирования КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений в психолого-педагогической литературе не рассматривалась.

Все вышеперечисленное делает актуальным изучение процессов подготовки студентов к управленческой деятельности, анализ существующей педагогической системы формирования КУД в вузах и разработку путей повышения ее эффективности.

Социальная и педагогическая значимость данной проблемы, и ее недостаточная разработанность в педагогике высшей школы предопределили тему исследования.

Объектом исследования избран процесс профессиональной подготовки студентов юридических факультетов высших учебных заведений.

Предметом исследования — педагогические закономерности и система процесса формирования и развития культуры управленческой деятельности у студентов юридических факультетов высших учебных заведений.

Цель исследования — выявить особенности существующего в вузах педагогического процесса формирования культуры управленческой деятельности у студентов и разработать пути и условия повышения его эффективности.

Исходя из поставленной цели в диссертации, ставились и решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и основные компоненты понятия «культура управленческой деятельности «. Выявить и проанализировать особенности управленческой деятельности молодого специалиста выпускника юридического факультета вуза.

2. Разработать методику педагогической диагностики уровня сформированное&tradeКУД специалиста, на основе чего разработать методику определения КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений, что позволит осуществить индивидуальную диагностику уровня подготовленности студента к управленческой деятельности, своевременно вносить коррективы в учебную и индивидуально-воспитательную работу и дать рекомендации о должностном предназначении выпускника. Выявить особенности формирования КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений в условиях традиционной системы обучения.

3.Спроектировать и апробировать педагогическую систему повышения эффективности формирования КУД у студентов юридического факультета вуза.

В содержании предлагаемой педагогической системы главное внимание уделить расширению знаний теории и особенно психологии управления в социальных коллективах, формированию управленческих умений и коррекции личностных качеств студентов, необходимых им в будущей профессиональной деятельности.

В методике занятий упор сделать не столько на устное изложение и показ, сколько на включение студентов в частично-поисковую деятельность, групповые дискуссии по реальным служебным ситуациям, игровую деятельность, деятельность самопознания, реальную практическую деятельность по руководству малыми группами.

4. Осуществить комплексный формирующий педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной педагогической системы. Экспериментально определить основные пути и условия повышения эффективности системы формирования КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в современных условиях противоречие между потребностью в специалистах, обладающих высокой КУД, и способностью системы сложившейся в вузах по её формированию можно удовлетворить, повысив уровень сформированное&tradeотдельных компонентов КУД у выпускников, за счет повышения эффективности процесса формирования КУД у студентов — будущих специалистов.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения философии, психологии и педагогики в области теории познания о развитии форм профессиональной подготовки, конкретио-исторический подход к анализу общественных явлений, выводы современной науки о культуре, как важнейшем средстве целостного формирования личности, о системном подходе к изучению и анализу действительности, о роли деятельности в развитии личности.

Теоретическую базу исследования составили:

1. Положения педагогики и психологии о сущности обучения и воспитания студентов юридических факультетов высших учебных заведений, о факторах формирования личности руководителя, исследования по проблемам диагностики профессионально важных качеств личности.

2. Теории общественно-исторического развития психики, концепции преформированного и непреформированного типов развития.

3. Научные исследования в областях акмеологии. психологии творчества, возрастной психологии, креативной акмеологии.

4 Теории системогенеза о соотношении субъекта с окружающим миром на основе цели, условий, этапов и специфики действий, формирующий системный целостный характер приобретения опыта.

5. Теория поэтапного формирования умственных способностей.

Исследование проводилось в 2004;2005 учебном году на юридических факультетах 3-х вузов: Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, Российском государственном гуманитарном университете, Лужском государственном крестьянском институте имени Кирилла и Мефодия.

Обоснованность и достоверность полученных данных и сделанных на их основе выводов обеспеченны организацией эксперимента в строгом соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследованияизучено и проанализировано более 180 литературных источниковсвыше 200 отчетных документов, таких как аттестации и отзывы на выпускников вузов, учебные программы и планы ряда кафедр вузовпроведено более 30 посещений плановых занятий по психологии и педагогике. Российскому предпринимательскому праву, и ряду других дисциплинсреди преподавателей и студентов 4 вузов распространено и обработано около 600 анкет, бланков экспертного опроса. бланков для замера основных характеристик обследуемыхпроведено свыше 20 групповых и 90 индивидуальных бесед со студентами, преподавателями, юридических факультетов вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

I Уточненное представление о сущности и содержании категории «культура управленческой деятельности», как составной части профессиональной культуры специалистов, включающей в себя личностные, социальные и дея-тельностные компоненты и характеризующейся высокой степенью овладения управленческими знаниями, навыками и умениями, уровнем развития личностных качеств и позволяющей эффективно решать различные свойственные им профессионально-управленческие задачи в любых условиях.

2. Выявленные тенденции формирования и развития КУД необходимые юристу:

— наибольшая результативность в развитии культуры управленческой деятельности у специалистов достигается в период их становления как руководителей при начальной сформированности КУД в стенах вуза;

— повышение уровня сформированности КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений ведет к повышению эффективности их управленческой деятельности на первичных должностях;

3. Комплексная педагогическая система повышения эффективности процесса формирования и развития КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений, включающая, методику педагогического диагностирования уровня сформированности КУДформирование у них устойчивой мотивации к формированию у себя КУДусиление их профессионально-управленческой подготовки в стенах вузаактивизацию у них стремления к саморазвитию КУД и создание необходимых для этого условий.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем проанализировано современное состояние процесса формирования и развития культуры управленческой деятельности у студентов — будущих юристов, выявлены его противоречия и тенденцииразработана и экспериментально проверена комплексная педагогическая система повышения эффективности формирования и развития КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности формирования и развития КУД у студентов юридических факультетов высших учебных заведений и улучшение качества их профессиональной подготовки в целом. Предложенная экспериментальная модель педагогической системы формирования КУД может быть использована в педагогическом процессе вузов, как составная часть системы профессиональной подготовки будущих юристов. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и практические рекомендации вооружают руководство и педагогические коллективы юридических факультетов вузов знаниями и программой действий, позволяющими целенаправленно и последовательно совершенствовать исследуемый процесс. Разработанная система критериев оценки уровня сформированное&tradeКУД у студентов по1воляет своевременно корректировать содержание, организацию и методику исследуемого процесса в соответствии с потребностями.

Апробация теоретических положений, выводов и рекомендаций осуществлялась на протяжении всего периода исследования путем разработки и проведения опытно-экспериментальной работы по реализации мер, способствующих повышению эффективности процесса формирования и развития культуры управленческой деятельности у студентов юридических факультетов высших учебных заведений.

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе экспериментального исследования в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Российском государственном гуманитарном университете, Лужском крестьянском институте имени Кирилла и Мефодия в виде включения отдельных вопросов экспериментальной методики в планы воспитательной работы со студентами, а также при разработке учебных программ, тематических планов и методик преподавания, учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Российское предпринимательское право», «Правовое регулирование банковской деятельности», «Коммерческое право» и других дисциплин.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1.Применяя разработанную методику определения уровней КУД у специалистов и полученные замеры компонентов КУД студента можно вычислить индивидуальный уровень сформированности КУД каждого студента и на его основе строить систему индивидуальной работы по активизации саморазвития КУД.

2.Полученные данные свидетельствуют о повышении эффективности формирования КУД за счет применения разработанной педагогической системы.

3.В ходе исследования были обнаружены ряд зависимостей, анализ которых также позволяет судить об эффективности системы формирования КУД у студентов:

— между уровнем сформированности КУД студентов и их профессиональной направленностью;

— между эффективностью формирования КУД у студентов и уровнем сформированности и устойчивости их мотивации:

— между уровнем сформированности КУД и исследованными личностными характеристиками студентов, такими как управленческая направленность личности, степень конфликтности, самооценка;

— между сформированным уровнем КУД у студента и эффективностью его последующей деятельности на должности специалиста.

4. Процесс формирования КУД у будущих специалистов в условиях вуза можно ускорить путем введения специальной педагогической системы, способствующей повышению уровня психолого-педагогической подготовленности и коррекции личностных качеств студентов на протяжении всего периода обучения в вузе.

5. Данная система должна учитывать основные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования КУД у студентов в условиях традиционной системы обучения: а) готовность студентов к будущей профессиональной деятельности в сочетании с адекватным представлением о ее характере и особенностях, что отражает уровень профессиональной направленности студентовб) личностные особенности студентов: адекватная самооценка, профессиональная направленность, продуктивная тактика поведения в конфликтев) уровень КУД преподавателей вуза.

6. Разработанная и внедренная в ходе исследования педагогическая система повышает эффективность существующей в настоящее время традиционной системы формирования КУД у студентов вузов, что подтверждается следующими результатами формирующего эксперимента: а) отмечается значительный рост количества студентов в ЭГ, обладающих высоким уровнем КУД по сравнению со студентами КГб) у студентов ЭГ наблюдается рост оценок по всем компонентам КУД после эксперимента;

7. Обнаружена зависимость между уровнем сформированности КУД студентов и их профессиональной направленностью. Дидактическая система в наибольшей степени формирует такие элементы профессиональной направленности студентов, как удовлетворенность будущей профессией, уровень информированности о различных аспектах деятельности юриста, в том числе и его управленческой деятельности, самооценка уровня готовности к будущей профессиональной деятельности.

8. В результате повышения уровня КУД у студентов произошло изменение их личностных характеристик в направлении, благоприятном для осуществления успешного взаимодействия с подчиненными и коллегами в предстоящей профессиональной деятельности. Отмечается увеличение направленности студентов на демократический стиль руководстваповысились уровень их управленческих качеств и способностей, происходит ориентация на более продуктивную тактику поведения в конфликтеформируется адекватная самооценка профессионально важных умений и личностных качеств.

9. Апробированная нами дидактическая система может служить ведущей частью общей педагогической системы формирования КУД у студентов вуза. Ее целесообразно использовать в рамках курса «Управление повседневной деятельностью» на 5 курсе после прохождения студентами служебной практики непосредственно перед стажировкой студентов.

10. Реализованная нами в ходе формирующего эксперимента комплексная педагогическая программа формирования КУД у студентов вузов позволила определить пути повышения эффективности процесса подготовки студентов как будущих руководителей юридических образований основными из которых являются: а) — вооружение студентов современными знаниями теории и психологии управления социальными коллективами. б) — целенаправленное создание условий для приобретения всеми студентами практического опыта руководства малыми коллективами. в) — развитие мотивации, интереса и активности студентов в приобретении системы знаний, навыков и умений, необходимых руководителю. г) — организация действенного руководства процессом саморазвития КУД у студентов со стороны преподавателей и администрации студенческих оргад) — повышение КУД преподавателей и постоянного состава вуза. е) — формирование у студентов идеала руководителя.

11. Овладение студентами КУД позволит им не только успешно реализо-вывать организационно-управленческую функцию свойственную специалисту, но и быстрее социально адаптироваться и в юридических образованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Постоянное усложнение служебных задач, стоящих перед сотрудниками юридических образований России, дальнейшая демократизация и гуманизация служебных взаимоотношений, предъявляет все более высокие требования к подготовке кадров специалистов, в том числе к подготовке их к управленческой деятельности в сложных социально-экономических условиях современной России. В связи с этим, формирование культуры управленческой деятельности у студентов вуза является объективной необходимостью, вызванной потребностью повышения качества подготовки кадров для юридических образований.

Настоящее исследование есть попытка внести посильный вклад в решение проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. Его значение определяется прежде всего тем. что оно. во-первых. раскрывает сущность и содержание КУД юриста как важнейшего качества специалиста и. во-вторых, показывает возможные пути повышения эффективности ее формирования у студентов — будущих юристов.

В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определена сущность и основные компоненты понятия «культура управленческой деятельности юриста» .

2. Выявлены и проанализированы особенности управленческой деятельности юриста.

3- Разработана методика педагогической диагностики уровня сформированное&tradeКУД юриста, на основе чего разработана методика определения КУД у студентов вузов, что позволяет осуществить индивидуальную диагностику уровня подготовленности студента к управленческой деятельности коллективами. своевременно вносить коррективы в учебную и индивидуально-воспитательную работу и дать рекомендации о должностном предназначении выпускника.

4. Выявлены особенности формирования КУД у студентов юридического факультета вуза в условиях традиционной системы обучения.

5. Спроектирована и апробирована педагогическая система повышения эффективности формирования КУД у студентов вуза.

В содержании предлагаемой педагогической системы главное внимание уделялось расширению знаний теории и особенно психологии управления в социальных коллективах, формированию управленческих умений и коррекции личностных качеств студентов, необходимых им в будущей профессиональной.

В методике занятий упор делался не столько на устное изложение и показ. сколько на включение студентов в частично-поисковую деятельность, групповые дискуссии по реальным служебным ситуациям, игровую деятельность, деятельность самопознания, реальную практическую деятельность по руководству малыми коллективами.

6. Осуществлен комплексный формирующий педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной педагогической системы. Его результаты подтвердили достоверность выдвинутой гипотезы.

Предложенная педагогическая система способствует повышению уровня профессиональной управленческой направленности студентов, а также оказывает продуктивное влияние на совершенствование их личностных качеств необходимых будущему руководителю.

7. Экспериментально определены основные пути и условия повышения эффективности системы формирования КУД у студентов вузов:

8.0бобщенные результаты проведенного исследования позволили сделать определенные теоретические и практические выводы: а) Культура управленческой деятельности — это часть профессиональной культуры специалиста, характеризующаяся гармоничным развитием и высокой степенью овладения им управленческими знаниями, навыками и умениями, развитием личностных качеств руководителя и позволяющая эффективно решать свойственные юристу организационно-управленческие функции, получая при этом стабильные результаты в различных условиях обстановки. б) Формирование и развитие культуры управленческой деятельности любого специалиста — это сложный, длительный процесс не имеющий строгих временных рамок и осуществляемый на протяжении всей жизни под влиянием семьи, школы, учебы в вузе, службы на должностях специалистов. Однако достижение высокого уровня культуры управленческой деятельности специалистом, происходящие, в основном, за счет приобретения практического управленческого опыта, зависит прежде всего от теоретической и практической управленческой подготовки полученной при обучении в вузе, и начальной сформированности там личностных качеств необходимых руководителю коллектива.

Применение разработанной методики обучения позволило решить две основные задачи:

1. Повысить уровень сформированности основных компонентов КУД, то есть подготовить студентов к предстоящей управленческой деятельности на должностях специалистов.

2. Осуществить индивидуальную диагностику пригодности выпускника вуза к управленческой деятельности коллективами, уровень подготовленности к ней и на этой основе рекомендовать дальнейшее должностное предназначение.

В процессе исследования мы предполагали выявить и выявили ряд существенных взаимозависимостей между: уровнем КУД студентов и их профессиональной направленностью;

— уровнем сформированности КУД юристов и студентов и их личностными характеристиками;

— между сформированным уровнем КУД у студента и эффективностью его последующей деятельности на должности специалиста.

Для дальнейшего совершенствования процесса формирования КУД у студентов вуза представляется возможным сформулировать следующие рекомендации:

1. Внедрить на юридических факультетах вузов разработанную в диссертационном исследовании специальную комплексную педагогическую систему формирования КУД у студентов, предусматривающую: а) усиление профессионально-управленческой подготовки через введение специальных разделов по культуре, теории и психологии управления в курсы учебных дисциплин «Педагогика и психология» и некоторых юридических дисциплин в 9 семестре: в ходе изучения которых до 50% времени отводить на практические занятия с активными формами обучения: б) — обеспечение управленческой направленности в преподавании специальных и технических дисциплин через внедрение в практические занятия элементов ролевых управленческих игр: в) — включение в планы воспитательной работы со студентами 4−5х курсов цикла семинаров «Секреты умелого руководителя», в рамках которого устраивать встречи с лучшими преподавателями отделений, курсовыми специалистами. специалистами юридических образований: г) — выдачу специального индивидуального задания на служебную практику и стажировку по отработке гностических и организационных навыковд) — внедрение системы целенаправленных служебных заданий для всех студентов 4−5х курсов на выполнение обязанностей старшего нарядов, рабочих и других команд, выделяемых из состава 1 и 2 курсов, усиление контроля за их выполнением со стороны руководства: е) — создание максимальных возможностей для каждого студента выступить в роли лидера.

2. Разработать и внедрить в систему командирской подготовки преподавателей и постоянного состава вузов специальный курс повышения их КУД.

3. В рамках НИО вузов, с учетом специфики юридического образования, разработать, подготовить и издать методические пособия: «Основы управленческой деятельности юриста», «Основы психологии управления юридическими образованиями». «Методика самооценки сформированное&tradeКУД», которые затем передать в фонд библиотеки и всех кафедр вуза. Данные пособия включить в «Библиотечку выпускника» и выдавать при окончании вуза.

4.Руководству факультетов, на основе разработанных критериев и показателей оценки уровня КУД у студентов, отражать уровень ее сформированно-сти в выпускных аттестациях и на их основе рекомендовать должностное предназначение выпускников.

Проекты аттестаций составлять и доводить до студентов к концу 8 семестра обучения.

Наше исследование представляется важным как в теоретическом, так и в практическом плане. Оно расширяет уже имеющиеся знания по вопросам формирования КУД у студентов вузов и позволяет вплотную подойти к решению важной педагогической проблемы — созданию частной методики «Формирование культуры управленческой деятельности у будущих юристов» в зависимости от специфики предстоящей служебной деятельности.

Рассматривая данную диссертацию как попытку начать педагогические исследования в области формирования КУД у студентов — будущих юристов, автор глубоко убежден, что в дальнейшем эта проблема найдет более полное и глубокое разрешение в других психолого-педагогических исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования РФ № 19 от 07.04.1998 г. «Об утверждении обших требований и основных мероприятий по разработке нового поколения квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием».
  2. Приказ Министерства образования РФ от 13.02.99 № 97 «О государственной экспертизе новых квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием».
  3. Приказ Министерства образования РФ от 31.07.99 № 623 «О мерах по разработке и государственной экспертизе фондов комплексных квалификационных заданий по специальностям высшей школы».
  4. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 января 1996 г. № 12-ФЗ.
  5. Постановление Комитета по высшей школе Миннауки России К 13 от 13.02.02 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации».
  6. Законодательство и политика в области профессионального высшего образования в Европе: от теории к практике. М.: РУДН, 1997. — 55с.
  7. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. // Пособие для слушателей учебного центра. М., 1999, 167 с.
  8. .Г. Психология педагогической оценки. Л. Л935.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968.
  10. .Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей характеристика обучаемости (к постановке вопроса). «Советская педагогика», № 10, 1969.
  11. .Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. ВВШ., № 7, 1972. с. 17−26.
  12. В. Прочны ли знания ваших учеников? «Народное образование», № И, 1971.
  13. М. С. Спирин Е.В. «Обобщённая оценка качестваобучения и статистические методы обработки результатов контроля. Методическая разработка. Л., 1975.
  14. С.Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М. 1990. 368 с.
  15. С.Н. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.
  16. Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. «Советская педагогика». № I. 1972.
  17. Ю.К. Педагогика. М&bdquo- 1996.
  18. Д.Н., Менчинская H.A. Технология усвоения знаний в школе. Изд-во АПН РСФСР, М., 1959.
  19. A.A. Восприятие человека человеком. Изд-во ЛГУ, 1965.
  20. В.П. Основы теории педагогических систем. -Санкт-Петербург. ВГУ, 1977, он же ВВШ. 1998. 1.
  21. В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вест, высш. шк. № 1, 1998, с. 3−8.
  22. В. П. Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М., Высш. шк., 1999.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. «Педагогика». М. 1999.
  24. В.П. Педагогические принципы контроля качества специалистов. // Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. Межвузовский сборник. Горький. ГТУ.1999. с. 12−15.
  25. В.И., Малова Т. Д. Об оценке качества подготовки специалистов. //Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. Межвузовский сборник. Горький, ГГУ, 1999, с. 76−79.
  26. A.B. О детерминации мыслительного процесса. «Советская педагогика», № 10, 1965.
  27. В.В. Объективные критерии оценки знаний студентов. Методический сборник № 3 Новосибирского института инженеров водного транспорта, Новосибирск. 1966.
  28. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М., 2001.
  29. Г. В., Малинин В. Н. Измерения и оценки педагогических явлений и процессов. «Советская педагогика». № 12. 1973, с.58−73.
  30. П.Я. Управление процессом обучения. М., 1968.
  31. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л. 1974−152 с.
  32. М. И. Каплинский А.И. О построении адаптивных алгоритмов оптимизации псевдобулевых функций. В сб. «Математические и технические вопросы медицинской кибернетики». Санкт-Петербург, 1975.
  33. B.C. Компьютеризация в сфере образования. М. 1997.
  34. B.C. Педагогическая прогностика. Киев, 1996.
  35. В.И. Педагогическое знание как методологическая итеоретическая проблема. Дисс. докт. пед. наук 13.00.01. Л. 1998. 332 с.
  36. В.И. Основы теоретической педагогики. С. Петербург, С.-ПТУ, 2002.
  37. .В. О математических моделях в педагогике. ВВШ. № 9,1966.
  38. Гордон Паек. Обучение как процесс создания системы управления. В сб. «Кибернетика и проблемы обучения». М. 1970.
  39. Государственный образовательный стандарт. Совет ми-нистров РФ. М. 2003. 7 с.
  40. .А. Формирование у учащихся методов построения алгоритмов преобразования. Автореферат канд. дисс. М. 1970.
  41. М.И. Совершенствование контроля усвоения учебного материала. «Среднее специальное образование». № 9, 1971.
  42. М. Б. Красногорская H.H. Использование методов квалимет-рии при формировании квалификационных требований к специалистам //Квапиметрия человека и образования. Методология и практика. Кн. первая, ч. 1. М. 2003, с. 184−185.
  43. М.Б., Жуковская З. Д. Львович Я.Е. и др. Концепция и метод разработки государственного образовательного стандарта по направлениям базового высшего образования. Под ред. Соколова В. М. // Методические рекомендации. Уфа, 2002, с. 20
  44. Гузаиров М Б., Жуковская З. Д., Петин Б. Ф. Сахаров Ю. С., Селезнева H.A. и др. Рабочие материалы по разработке проектов стандартов базового образования по направлениям подготовки. Исследов. центр., М., 2002, 16с.
  45. Государственный образовательный стандарт Российской федерации. Высшее профессиональное образование. Общие требования, М., 2003.
  46. Н.Д. Особенности применения методов многомерного статистического анализа в педагогическом исследовании канд. дисс., 1973.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1996.
  48. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск. 1971.
  49. Л.П. Психология усвоения. ВВШ. № 1, 1975.
  50. Н. С. Круг Г. К. Применение методов ранговой корреляции для обработки качественной информации. Тр. МЭИ. вып. 67. М., 1966.
  51. Ю.М. Методы стохастического программирования. «Наука», М., 1976.
  52. З.Д. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.
  53. Л.В. Формирование самоконтроля. «Народное образование», № 4. 1971.
  54. З.Д. Оптимизация контроля усвоения учебной информации как средство управления процессом обучения. //Чувствительность, оптимизация, проблемы решения: Материалы Всероссийской школы-семинара. -Ленинград: 1978. с.
  55. З.Д. О конструировании учебной информации в педагогической системе «вуз». //Чувствительность, оптимизация проблемы решения: Материалы Всероссийской школы-семинара. Ленинград: 1978. с.
  56. З.Д., Львович Я. Е. О некоторых приемах активизации познавательной деятельности студентов при изучении высшей математики. /Рукопись дел. в НИИ ПВШ: М. 1979. с.
  57. З.Д. Оптимизация процесса конструирования учебной информации на основе графовой модели ее содержания. //Моделирование и оптимизация сложных систем: Межвуз. сборник научных трудов. Санкт-Петербург. ВПИ. 1992. с.
  58. З.Д. Методика ценностного подхода к конструированию учебной информации на всех этапах обучения будущего специалиста. // Вопросы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Сб. научных трудов. М. 1994. с.
  59. З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации (на материале преподавания курса высшей математики в техническом вузе) Кандидатская диссертация. Ленинград. ЛГУ. 1977. с. 268.
  60. З.Д. Ценностный подход при организации межсессионного контроля студентов в деятельности преподавателя. // Педагогика межсессионного контроля успеваемости студентов. Сбор, научных трудов. Деп. в НИИ ПВШ. М. 1994. № с.
  61. З.Д. Контроль усвоения учебной информации как объект комплексного исследования. // Педагогика межсессионного контроля успеваемости студентов. Сбор, научных трудов. Деп. в НИИ ПВШ. М. 1994. 143 с.
  62. З.Д. Моделирование учебного материала как средство управления познавательной деятельностью обучаемых. // Моделирование и оптимизация сложных систем. Санкт-Петербург. ВПИ. 1996. с.
  63. З.Д. Управление качеством фундаментальной подготовки инженера в вузе. // Оптимизация учебного процесса в вузе. Горький ГТУ. 1998. с.
  64. Я. Е. Рындин А.А., Жуковская З. Д. Квалификационная характеристика инженера-системотехника по специальности 22.03 «Системы автоматизированного проектирования». Москва. МО РФ. М. 1998. с.21
  65. З.Д., Львович Я. Е., Рощупкин A.M. Принципы фундамен-тализации базового высшего технического образования. // Экономика и управление высшей школой. Материалы международной конференции. Москва.2002. с.
  66. Жуковская 3. Д., Львович Я. Е., Рындин A.A. Проектирование содержания профессиональной подготовки специалистов в вузе. // Проблемы качества высшего образования. Тез. докл. Российской научно-методической конференции, Уфа, УАИ, 2002. с.
  67. З.Д., Львович Я. Е, Рындин A.A. Автоматизированная система комплексной оценки качества подготовки специалистов в вузе. //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Материалы международного симпозиума. М., 2002. с.
  68. З. Д. Львович Я.Е., Фролов В Н. Методология развития и контроль качества инженерного образования в области новых информационных технологий. //Монография. М. 2003. с.226
  69. Жуковская. 3. Д. Львович Я. Е., Рындин A.A. Имитационное моделирование межпредметных связей. // Компьютерные технологии в высшем образовании. Тез. докл. Всероссийской научно-методической конференции. С.Петербург., 2004. с.
  70. В. М. Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. «Статистика», М., 1976.
  71. Л.В. Цель как педагогическая категория и элемент педагогической деятельности. В сб. «Движущие силы учебно-воспитательного процесса». Научные труды Тюменского госуниверситета, сб. 6, Тюмень, 1974.
  72. Л.М. Надежность оценки знаний и ее математическое определение. В сб. «Новые исследования в педагогических науках», № 5. 1972, с. 6672.
  73. A.M. Навыки и их роль в профессиональном обучении. Автореферат канд. дисс., Л. 1975.
  74. И.А. Проблемы самооценивания как интериаризованной внешней оценки в процессе обучения, //квалиметрия человека и образования. Методология н практика. Кн. первая, ч.1., М., 2003, с. 155−159.
  75. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. «Высшая школа». М. 1968.
  76. A.A. Теория конечных графов. ч.1. «Наука». Новосибирск, 1969.
  77. С. С. Сравнительный анализ .стандартов качества образования зарубежных стран и международных организаций. //Сб. аннотационных отчетов/ Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2003, 180 с.
  78. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. вып. 1−3. М., 1971−1972.
  79. И.И. Структура процесса учения. М. 1996.
  80. Л.Б. математические методы в педагогике и педагогической психологии, ч.1 и 2. М., 1971.
  81. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный. 1976.
  82. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. // М. Исследовательский центр., 2002. 141 с.
  83. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе. Автор, дисс. док. пед. наук: 13.00.01., Л., 2002, 36 с.
  84. М. Дж. Ранговые корреляции. «Статистика», М. 1975.
  85. .К. Использование инвариантных задач деятельности при разработке квалификационных характеристик и средств диагностики для групп специальностей. Исследов. центр. М., 2000.С.27:
  86. A.M. Проверочно-оценочная экзаменационная сессия в восприятии студентов. В сб. «Проблемы обучения и восприятия студентов в вузе». Л., 1976.
  87. Я.А. Великая дидактика // Собр. пед. соч. М., 1955.
  88. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях «Советская педагогика», № 9. 1970.
  89. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1976. с. 246.
  90. Е.С. Основы социальной психологии. Изд-во ЛГУ, 1967.
  91. Е. С. Никандров Н.Д., Турбович Л. Т. Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. Л., 1971.
  92. H.B. Очерки психологии труда учителя. Изд-во ЛГУ, 1976.
  93. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
  94. Н.В., Тихомиров С. А. «К вопросу о содержании современного высшего технического образования. В сб. «Вопросы содержания, организации и методики учебного процесса в высшей школе» (отв. ред. Н.Д. Никанд-ров). Л., 1973.
  95. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., «Высшая школа». 1999.
  96. Н.В. Акмеология новая область научных знаний в системе наук о человеке. /Квалиметрия человека и образования. Методология и практика., ч.1. М., 2002, с. 60−62.
  97. М.Я. Педагогический контроль за занятиями и навыками учащихся. Пермь, 1963.
  98. B.C. Содержание образования. М., 1998.
  99. И.Я. дидактические основы методов обучения. М., 1991. 185с.
  100. Н.М. Теория и практика отбора содержания обучения в высшей школе США., М. 1999.
  101. .Г. Развитие автоматизированной системы экспертного оценивания «Аккредитация и аттестация вузов» //Там же. М., 2003, с. 178 -179.
  102. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1994.
  103. Я. Е. Рындин A.A., Жуковская З. Д. Квалификационная характеристика инженера-системотехника по специальности 22.03 «Системы автоматизированного проектирования». Москва. Гособразование РФ. М. 1998, с. 21
  104. Я. Е. Жуковская З.Д., Рындин A.A., Чулкова С. Э., Ситников В. В. Разработка подсистемы оценки качества подготовки специалистов с высшим образованием. // Там же.М. 2003, с. 94−102
  105. Я.Е., Рындин A.A., Жуковская З.Д Чулкова С.» Концептуальная основа разработки рабочего места преподавателя. И Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Кн. первая, часть 2, М., 2003. с. 60−65
  106. Я.Е., Рындин A.A. Жуковская З. Д. Ситников В. В. Автоматизированная система оценки качества подготовки специалистов в вузе. // Там же. М. 2003, с. 66−71
  107. Я.Е., Рындин A.A., Жуковская З. Д., Чулкова С. Э. Компьютерные средства диагностики качества знаний по дисциплинам подготовки специалистов. // Гам же, М., 2003, с. 164−170
  108. Я. Е. Жуковская З.Д., Бурковский В. Л., Рындин A.A., Подвальный С. Л., Чулкова С. Э., Ситников В. В. Огнев A.C. (п/р Фролова В.Н.). Компьютерные технологии в управлении качество подготовки специалистов. // Учебное пособие М., 2003, с. 325.
  109. Г. В. Психологические условия воспитательного воздействия на учащихся оценки их знаний. Канд. дисс., М., 1951.
  110. Л.В., Капцов A.B. Тестовая система для госэкзамена. // Там ж-е, М., 2003, с. 176−178.
  111. Матюшкин-Герке A.A. Структурно-логические модели конструирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения: Дисс. кан. пед. наук: 13.00.01. Л., 1978 177 С.
  112. Е.И. Психолого-педагогические проблемы. М.1998, 192с.
  113. H.A. Мышление в процессе обучения. В кн. «Исследование мышления в советской психологии», М. 1966.
  114. Методические материалы по контролю эффективности учебного процесса Сост. И.Я.1972г.
  115. С.И. Дидактические основы обучения методу моделирования. Автор, дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. Л., 1998, 32 с.
  116. .Г., Черный Л. Б. Аксиоматический подход к измерению близости между классификациями объектов данного множества. «Автоматика и телемеханика», № 5, М. 1970.
  117. Мордэкэй Езекиэл, Карл А. Фоке. Методы анализа корреляций и регрессий линейных и криволинейных. «Статистика». М., 1966.
  118. А.Д. Дерево целей инженерной деятельности // Кибернетика и вуз. Под ред. Ямпольского В.З.
  119. Н.Д. и др. «Педагогика высшей школы /ЛГПИГ. Л.1974.
  120. Орэ Щ. Теория графов. «Наука». М. 1968.
  121. Основы вузовской педагогики, (п/р Кузьминой Н. В). Изд-во ЛГУ. Л., 1972.
  122. Пахомов H. H, Татур Ю. Г. Технологический вызов новая революция в образовании. //Вест. вые. шк. № 1. 1998. с. 13−23.
  123. Педагогическая энциклопедия. М. 1995.
  124. Педагогический словарь, т.1−11. АПН РСФСР, i960.
  125. Ф.И. Системная деятельность и образование // Материалы советско-финского семинара «Критерии и оценка качества подготовки специалистов в высшей школе» Хельсинки
  126. Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. Изд-во АПН РСФСР М. i960.
  127. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. «Просвещение», М.1969.
  128. К.К. Понятие структуры в учении о личности. В кн. «Проблемы личности». М., 1969.
  129. Н. М. Якунин В.А. Педагогика. Теория обучения. Учебное пос., Санкт-Петербург. 2003.
  130. Д. Математическое открытие. «Наука». М. 1970.
  131. Повышение эффективности проверки знаний, умений и навыков, сб. «Материалы научной конференции», М., 1973.
  132. В.М. Вероятностный метод контроля. ВВШ, № 1,1973.
  133. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследовании. М., 1997.
  134. В.М. Дидактические основы оценки системы знаний. Автореферат канд. дисс. М. 1970.
  135. Проблемы качества высшего образования. //Сб.Тез. докладов международной научно-методической конференции: Уфа, 2003, 182 с.
  136. Проблема оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий // Сб. научных статей. Под обшей ред. Селезневой Н. А., СубеттоА.И. Прудковского Б. А. М. 2003. 202 с.
  137. A.A. Психолого-педагогический анализ проблемы Москва.
  138. РФ. ИЦ. 1999. с.88
  139. H.A., Татур Ю. Г. Проектирование новых квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. М. Исследовательский центр Министерства образования РФ, 2000, 22 с.
  140. H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. Учеб. пособие. М. Исследовательский центр Министерства образования РФ. 2001.61с.
  141. H.A. Автоматизация проектирования систем контроля качества высшего образования. Дисс. док. техн. наук, 05.13.10. Санкт-Петербург, 2002, 37 с.
  142. H.A. Оценка качества высшего образования /Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. 4.1. М., 2002, с. 16−24
  143. В.Н. Особенности применения квалиметрии в оценках качества образования. Методология и практика: Кн. первая. ч.2, М., 2003, с. 99 105
  144. Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. J1. ЛГУ, 1994.
  145. Советский энциклопедический словарь. М. Изд-во «Советская энциклопедия», изд-е 4-е, 1997, с. 350.
  146. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. // Монография. Ниж. Новгород. ННГУ, НН. 2003. 95 с.
  147. A.M. Методологические проблемы системно-структурных исследований учебного материала. В сб. «Новые исследования в педагогическихнауках», №№ 5,6, 1972.
  148. A.M. Логическая структура учебного материала. М. 1974
  149. Способы оценки качества идейной и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. //Сб. тез. докл. республиканской научной конференции. Каунас, КПИ, 1997.
  150. Стандарты педагогического образования и оценка его качества в России и за рубежом. //Материалы международного семинара. М., 2004. 159 С.
  151. Становление специалиста. Под редакцией Е. С. Смирновой. Изд-во ЛГУ, 1999, 136 с.
  152. A.A. Методы Обучения математике. «Высшая школа», Минск, 1966.
  153. А.И. Системологические основы образовательных систем. Труды Исследовательского центра. М., 2001 г. 31с.
  154. А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. М. Исследовательский центр. 2002,46 с.
  155. Субетто А. И Квалиметрия человека и высшего образования. //Квалиметрия человека и образования. ч.1. М., 2002, с. 7−16.
  156. А.И. Оценка качества управления. /Там же. М.2002, с. 132−137.
  157. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1998.
  158. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. M., 1975.
  159. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, СГУ, 1997. 176 с.
  160. В.П. Метод корреляционных плеяд. Вестник ЛГУ. № 9.1969.
  161. И.И. Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. НИИВШ, М., 1976.
  162. А.И. Системы и системные исследования. В сб. «Проблемыметодологии системного исследования». «Мысль», М., 1970.
  163. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. //Межвузовский сборник научных статей. Горький, ГГУ, 1999,90 с.
  164. И.А. Истоки и значение настроений студентов в их учебной деятельности, руководимой преподавателями. В сб. «Проблемы обучения и восприятия студентов в вузе». Л. 1976.
  165. Философская энциклопедия, т. З, М., 1990
  166. К.Д. Собрание сочинений. Изд-во АПН РСФСР.
  167. Фонды комплексных квалификационных заданий по специальностям высшего образования. Метод, реком. (Под общ. ред. Беспалько В. П., Селезневой H.A. М., Гособразование РФ. 1999. 88 с.
  168. Г. Современный факторный анализ. «Статистика», М., 1972.
  169. ШамоваТ.И. О руководстве умственными действиями учащихся. «Советская педагогика», № 2. 1967.
  170. К. Роль оценок в познавательном процессе. «Вопросы философии», № 3, 1969.
  171. И.С. Совершенствовать педагогический контроль. «Народное образование». № 8. 1970.
  172. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. «Знание», М., 1964.
  173. Экономика и управление высшей школой. // Материалы международной научной конференции, раздел 4 «Управление качеством образования». Красногорск. 2002. с. 144−189.
  174. П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний. ВВШ,№ 10. 1968.
  175. Э.Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем. В сб. «Проблемы методологии системного исследования». «Мысль», М., 1970. с. 360−361.
  176. В.Я. Социологическое исследование (методология, программа, методы). «Наука», 1972.
  177. В.А. Обучение как процесс управления. Л. 1998.
  178. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Учебное пособие. Л., 2001, 115 с.
  179. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1996.
  180. Послание Съезда высших учебных заведений в Саламанке: «Формируя пространство высшего образования». Саламанка: 2001. —4с.
  181. Постановление «О Советах ректоров высших учебных заведений федеральных округов"/ VI съезд Российского союза ректоров 6−7 декабря 2000 г. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2000. 5с.
  182. Постановление «О стратегии развития высшей школы"//VI съезд Российского Союза ректоров. 6−7 декабря 2000 г. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2000.
  183. Постановление V Съезда Российского Союза ректоров «О проектах документов, разработанных Минобразованием России по реформированию сферы высшего образования» от 27 июня 1998 г.
  184. Постановление V Съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений «О Научной доктрине образования Российской Федерации» от 27 июня 1998 г.
  185. Постановление правительства РФ от 8 мая 1996 г. (Москва) «О разработке государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации».
Заполнить форму текущей работой