Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: Креативное развитие личности студентов в процессе образования будет проходить наиболее эффективно, если в образовательном пространстве созданы условия, способствующие активизации творческих ресурсов личности: создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфидициальность, очередность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности креативного развития студентов ВУЗов
    • 1. 1. Креативность как качественный показатель современного человека
    • 1. 2. Основные характеристики студенческого возраста
    • 1. 3. Развитие креативности в педагогической практике ВУЗа
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Технологии формирования профессиональных навыков у студентов педагогических ВУЗов
    • 2. 1. Основные составляющие модели креативного развития студентов
    • 2. 2. Технологии психолого-педагогического воздействия в модели креативного развития студентов
    • 2. 3. Роль преподавателя в профессиональной подготовке студентов
    • 2. 4. Выводы
  • Глава 3. Реализация педагогической модели креативного развития студентов
    • 3. 1. Этапы реализации модели креативного развития студентов
    • 3. 2. Организация опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов исследования
    • 3. 3. Выводы

Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современная социально-экономическая ситуация предъявляет повышенные требования к преподавателям Российских вузов. Студенты-выпускники должны обладать определенными умениями и навыками, позволяющими им соответствовать стандартам преподавания выбранной ими дисциплины и современному уровню знаний. Обучиться этому они должны в достаточно короткий срок. Высоко ценятся качество преподавания, самобытность, оригинальность преподавателя, его способность наладить контакт с аудиторией, широкая эрудированность и наличие знаний в смежных областях.

Целью современного преподавателя является не только передача конкретных знаний своим студентам, но и развитие у них навыков самостоятельного мышления, творческого подхода, собственных ресурсов и формирование индивидуального стиля преподавания, опирающегося на совокупность полученных знаний и опыта. Профессиональная подготовка студентов педагогических ВУЗов наравне с формированием таких качеств и навыков, как владение теоретическим материалом и навыками практической работы, умением поддерживать контакт с аудиторией, открытостью и доброжелательностью, предполагает развитие их креативности.

Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (C.JT. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Морозов.), так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс).

В современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в аспектах: 1) проявления дивергентного мышления (Дж.Гилфорд, О.К.Тихомиров), 2) актуализации интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская, Л.Б.Ермолаева-Томина), 3) интегрированного качества личности (Я.А.Пономарёва, А.В.Хуторской).

Понятие «творчество» тесно переплетается с понятием «креативность». Так если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые варианты решения проблем. Креативность, также можно определить как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.

Творчество" и «креативность» различаются по значению. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем, для чего и как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития креативности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития креативности, не сформировано единого взгляда на феноменологию и классификацию качеств креативной личности, а также их роль в профессиональном становлении человека.

В настоящее время можновыделить следующие противоречия, существующие в педагогической теории и практике:

— между уровнем теоретических знаний и необходимыми? для дальнейшей профессиональной деятельности практическими навыками;

— между существующей традиционной структурой построения и ведения занятий, ограничивающей возможности использования на практике собственного творческого потенциала, и необходимостью креативного развития личности в целом;

— между необходимостью формирования у студентов целостного представления о будущей профессии и отсутствием взаимосвязи между изучаемыми предметами;

— между требованием в подготовке высоко квалифицированных специалистов, формированием интереса к предмету и недостаточным вниманием к индивидуальным способностям и запросам обучающихся.

Обнаруженные противоречия между теорией, современной педагогической практикой ВУЗов и потребностями общества в профессионалах высокого уровня определили проблему исследования: необходимость разработки технологий обучения, способствующих креативному развитию студентов. Данная проблема определила тему исследования: «Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических ВУЗов».

Объект исследования: Профессиональная подготовка студентов педагогических ВУЗов.

Предмет исследования: Процесс формирования профессиональных навыков студентов, способствующих развитию креативности в различных формах педагогической деятельности.

Цель исследования: Разработать теоретическое и методическое обоснование модели и технологий профессиональной подготовки, способствующих креативному развитию студентов педагогических ВУЗов.

Задачи исследования:

1. На основе системного анализа психолого-педагогической, культурологической, и научно-методической литературы по проблеме исследования определить теоретические основания креативного развития студентов в процессе их профессиональной подготовки.

2. Рассмотреть специфику использования' технологий профессиональной подготовки направленных на креативное развитие студентов.

3. Организовать педагогический эксперимент, в ходе которого провести опытно-экспериментальную проверку разработанной модели и выявить особенности влияния креативного развития на профессиональную подготовку студентов. На основе использования результатов эксперимента создать методические рекомендации по развитию креативности студентов.

Гипотеза исследования: Креативное развитие личности студентов в процессе образования будет проходить наиболее эффективно, если в образовательном пространстве созданы условия, способствующие активизации творческих ресурсов личности: создание в обучающей группе атмосферы безопасности, взаимоподдержки и доверия, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфидициальность, очередность, добровольность, безоценочность, искренность). Созданные условия позволяют в полной мере реализовать модель креативного развития студентов, которая предполагает использование в ходе занятий арт-педагогических, театральных и изобразительных технологий, позволяющих в наглядной форме структурировать изучаемый материал, проработать основные трудности, связанные с социальными взаимоотношениями и оказывают позитивное влияние на формирование профессиональных навыков студентов.

Методологической базой исследования являются базовые принципы гуманистической терапии и педагогики А. Маслоу, Р. Мэй, исследования художественного творчества Л. С. Выготского, А. В. Бакушинского, креативного развития личности Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарёва, Дж. Гилфорда, Е. П". Торренса, представления о художественной педагогике как науке воспитания, и обучения Г. Рида, С. А. Герасимова, Г. М. Цыпина, Б. М. Неменского, гештальттерапевтический подход Ф. Перлза, Дж. Энрайта и система интегральной педагогики и психологии К.Уилбера.

Методологическими основаниями креативного развития личности в рамках данной работы выделяются представления: 1) об интегративном характере развития в неразрывности эмоционального, интеллектуального и личностного начала- 2) о творчестве как культурно-историческом и социокультурном явлении- 3) об эстетической и художественной культурах как важнейших составляющих креативной личности- 4) о креативности как свойстве личности, имеющем интегративный и комплексный характер.

В основу данной работы положены достижения современных исследований, связанных с проблемами высшего профессионального образования и творческого развития в Российской академии образования (проанализированы работы Ф. Т. Михайлова, В. П. Зинченко, В. В. Краевского,.

A.С.Запесоцкого, А. А. Реана, В. И. Андреева и др.), принципы гуманной педагогики (В.И.Вернадский, Н. К. Рерих, Ш. А.Амонашвили), положения системы развивающего обучения В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина,.

B.П.Зинченко, концепция культуросообразного образования (В.Т.Кудрявцев, Б. И. Слободчиков, Л.В.Школяр).

Методы исследования: аналитические (анализ научной литературы, изучение опыта преподавания в данной области), диагностические (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ результатов практической деятельности), формирующие (методические семинары, педагогические тренинги, ролевые игры), методы статистического анализа, педагогическое моделирование, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности.

Научная новизна: В диссертационном исследовании научно обоснованы и методически разработаны технологии развития креативности, способствующие активизации творческого потенциала студентов и формированию у них навыков профессиональной работы. Данные технологии включают в себя: работу с рисунком, ролевое моделирование, технологии работы с движением, театр спонтанности, технологии арттерапии и творческого самовыражения.

Выявлены основные критерии креативного развития студентов, с учетом их степени готовности к принятию и освоению будущей профессии. Такими критериями являются: неординарное решение творческих задач, открытость новому опыту, рост творческого потенциала, способность к концентрации, эмпатия, низкий уровень тревожности, чувство юмора, заинтересованная вовлеченность в учебный процесс.

Разработана педагогическая модель креативного развития студентов педагогических ВУЗов. Данная модель основана на использовании современных психолого-педагогического технологий и ставит своей целью интеграцию знаний и опыта, реализацию личностного потенциала студентов и их адаптацию к будущей профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

В контексте данного исследования уточнено понятие креативности, как способности личности принимать нестандартные, творческие решения, в условиях требующих наличия продукта деятельности. Креативное развитие представляет процесс интеграции ментальной, эмоциональной и физической составляющей личности и может направляться и корректироваться с помощью технологий, воздействующих на развитие различных аспектов жизнедеятельности человека.

Проанализирован процесс формирования профессиональных навыков студентов на примере освоения педагогических специальностей. Данный процесс обеспечивается развивающей, формирующей и интегративной функциями профессиональной подготовки. Развивающая — способствует прохождению студентов через ряд этапов обучения и формирования профессиональных навыковформирующая — позволяет координировать процесс формирования знаний умений и навыков в процессе обученияинтегративная — способствует интеграции знаний и опыта и степени понимания, изучаемого предмета.

Практическая значимость исследования: В процессе исследования, выделены этапы проведения обучающих семинаров, с учетом динамики развития групповых отношений и использованием технологий, позволяющих корректировать данные факторы.

Разработана методика преподавания дисциплин гуманитарного профиля на основе координации и взаимодополнения линий знания и опыта. Линия знания представляет собой весь объем знаний, не подкрепленный соответствующими практическими навыками, линия опыта представляет сумму практического опыта, не прошедшего анализ и осмысление. Данная методика включает в себя всесторонний анализ современных стратегий преподавания и учитывает взаимосвязь различных сфер опыта в системе межличностных взаимодействий.

В процессе исследования разработаны технологии, способствующие актуализации творческих ресурсов личности студентов, что способствует их креативному развитию. К данным технологиям относятся: проективный рисунок, работа с предметным отождествлением и аналитический рисунок, ролевое моделирование, театр зрительских историй, работа с движением. Использование технологий творческого самовыражения в процессе преподавания студентам педагогических ВУЗов позволяет существенно улучшить степень восприятия студентами новых знаний и расширяет сферу применения этих знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и переподготовке учителей разного профиля в системе базового и дополнительного образования, а, также в системе повышения квалификации и педагогического мастерства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы диссертации отражены в 20 публикациях общим объемом 18,9 печатных листов. Результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях Ученого совета и научных конференциях Учреждения РАО «Институт художественного образования», кафедры психологии развития личности Московского педагогического государственного университета, кафедры социальной педагогики Российского университета дружбы народов. Основные положения исследования были отражены: на Всероссийской конференции.

Художественная культура и образование. Юсовские чтения" (Москва, 1−3 ноября 2005 г. ИХО РАО, Тольятти, 9−11 ноября 2005 г. ТГУ) — на I Международной научной сессии «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» 29−31 мая 2007 г., Москвана Всероссийской конференции «Художественная культура и образование. Юсовские чтения» (Москва, 1−3 ноября 2007 г. ИХО РАО).

Экспериментальные данные представленного исследования отражены в научно-исследовательских проектах. В 1997 — 2001 гг. совместно с коллективом авторов в рамках комплексной программы РАО «Воспитание как социальный феномен» была проведена научно-исследовательская работа по теме «Социально-психологическая реабилитация детей в семье и обществе». При участии автора была проведена научно-исследовательская работа по следующим направлениям: В 2002 г. по комплексной программе РАО «Воспитание как социальный феномен» — Разработка инструментария психологического консультирования в области проблем, связанных с семейными отношениямипо федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российской обществе (2001—2005 годы)» на 2002 год -«Разработка и апробация методик семейного психологического консультирования" — 2003 г. — по комплексной программе РАО «Психолого-педагогическое сопровождение творческой личности в процессе художественного образования" — 2004;2006 гг. — по Комплексной программе РАО «Образование как институт культуры» по теме «Социокультурная адаптация детей и юношества средствами художественного творчества" — 2007 г. — по Комплексной программе РАО по теме «Творческая-самореализация личности в современном, культурном пространстве" — 20 082 009 гг. — по научно-исследовательским темам ИХО РАО «Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования», «Психолого-педагогические механизмы креативного развития личности в художественной деятельности».

На основании диссертационного исследования с 2000 по 2009 гг. построены и прочитаны учебные курсы «Теория и практика психодрамы», «Основы психологического консультирования», «Основы гешталльттерапии», «Рисуночные технологии работы», «Психокоррекция» в Российском университете дружбы народов, Московском педагогическом государственном университете, Академии «Континет», Московском психолого-педагогическом Центре «Взаимодействие» ЮАО г. Москвы. В эксперименте было задействовано более 1000 студентов.

Опытно-экспериментальная база исследования: Московский педагогический государственный университет, Российский университет дружбы народов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась комплексом теоретических и эмпирических методов исследованияпроведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной психолого-педагогической деятельностивозможностью повторения экспериментальной работы.

Этапы исследования: Исследование состояло из трех этапов:

1 этап (1997 — 2000) — теоретический. Анализ педагогической, психологической и философской литературы по теме исследования. Разработка общей концепции и понятийного аппарата исследования.

2 этап (2000 — 2008) — опытно — экспериментальный. Разработка и подбор технологий работы на базе современных исследований в области психодрамы, ролевого моделирования, арттерапии и гуманистической психологии. Проведение эксперимента по апробированию данных технологий в образовательной практике. Разработка и проведение программы креативного развития студентов в педагогических ВУЗах.

3 этап (2008;2009) — обобщающий. Анализ и оценка полученных результатов. Сравнение исследования с теоретическими положениями, изложенными в исследовании. Обобщение и систематизация результатов исследования, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Креативное развитие представляет процесс интеграции ментальной, эмоциональной и физической составляющей личности и может направляться и корректироваться с помощью технологий, воздействующих на развитие различных аспектов личности.

2. Компонентами креативной личности являются: спонтанность творческого самовыражения, опора на собственные ресурсы, способность формировать собственное мнение, открытость новому опыту. Данные качества могут быть сформированы на практических занятиях с помощью технологий ролевого моделирования, работы с рисунком, театра спонтанности.

3. Модель развития креативности студентов направлена на формирование знаний изучаемого предмета, навыков самостоятельной работы, профессиональных навыков будущего педагога и внедрению в педагогическую практику изученных на занятиях технологий.

4. Использование технологий творческого самовыражения с элементами артпедагогики, работы с движением и авторским рисунком способствует процессам интеграции знания и опыта, что позволяет сформировать у обучающихся четкую структуру изучаемой дисциплины.

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.

Выводы.

Можно коротко суммировать положительные стороны работы с использованием технологий креативного развития:

1) Использование игровых форм работы способствует актуализации и увеличению творческих ресурсов личности.

2) Игровые формы работы позволяют в безопасной и мягкой форме проработать защитные психологические механизмы, блокирующие творческое самовыражение.

3) Средства творческого самовыражения способствуют процессу интеграции личности.

4) Психодраматические формы работы позволяют провести детальную проработку ситуаций, с которыми может столкнуться личность в процессе самореализации, что способствует открытости личности новому опыту.

5) В процессе получения нового опыта технологии креативного развития позволяют сформировать позитивное отношение к себе и окружающему миру, что способствует усилению опоры на себя и более полному овладению навыками самоисследования и самопринятия.

6) Использование технологий творческого самовыражения способствует более четкому формированию образа себя в этом мире, что позволяет личности реализовать свой творческий потенциал с учетом спонтанно возникающих обстоятельств.

7) Технологии театра спонтанности могут быть использованы с целью прогнозирования и структурирования различных вариантов будущей деятельности и позволяют сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом собственных ресурсов личности.

8) Игровые формы самовыражения обладают достаточно широким спектром возможностей, что может быть использовано при подборе определенных технологий с учетом личностных особенностей.

9) Технологии визуализации могут быть с успехом использованы в работе со страхом ожидания будущих изменений и позволяют снять и проработать тревожное состояние неопределенного ожидания, которое блокирует творческие ресурсы.

10) При проработке негативных эмоциональных состояний (страх, тревожность, подавленность и т. д.) технологии проективного рисунка могут быть использованы в процессе диагностики, что позволяет получить более детальную и четкую картину данного состояния и обнаружить причину его возникновения.

11) На этапах дальнейшей работы с негативными эмоциональными состояниями технологии НЛП способствуют детальной проработке этих состояний и закреплению позитивных результатов работы.

12) Технологии арттерапии могут быть использованы в самостоятельной работе, так как не требуют от человека дополнительных знаний в области психологии.

13) Технологии креативного развития могут быть рекомендованы, как для индивидуальной, так и для групповой работы и не имеют ограничений по возрастным категориям. В зависимости от возраста можно рекомендовать использование определенного спектра технологий, способствующих более продуктивной работе.

14) Технологии творческого самовыражения могут быть применены в работе с людьми различных профессий. Спектр их применения не зависит от уровня образования человека.

Заключение

.

Креативное развитие личности связано с формированием и развитием у человека системы взаимоотношений с окружающим социумом, которая позволяет ему активизировать свои творческие ресурсы и реализовать свои потребности в обществе. Данный процесс связан с формированием у человека качеств, необходимых для творческого познания окружающей реальности. Креативное развитие является необходимой составляющей процесса образования в целом. Исходя из анализа проделанной работы по развитию креативности студентов педагогических ВУЗов можно сделать следующие выводы:

1 .На основе проделанного анализа психолого-педагогической, культурологической и научно-методической литературы по проблеме исследования определены теоретические основания креативного развития студентов в процессе их профессиональной подготовки. Данными основаниями являются интеграция знания и опыта, пропорциональное соотношение в подаче теоретических знаний и навыков практической работы, развитие творческого подхода к решению профессиональных задач.

2. Выявлены основные критерии креативного развития студентов, с учетом их степени готовности к принятию и освоению будущей профессии. Такими критериями являются: неординарное решение творческих задач, открытость новому опыту, рост творческого потенциала, способность к концентрации, эмпатия, низкий уровень тревожности, чувство юмора, заинтересованная вовлеченность в учебный процесс.

3. Технологии, направленные на креативное развитие личности студентов, представляют собой комплекс методов работы основанный на интеграции педагогических и психологических подходов к развитию творческих ресурсов личности, что способствует профессиональной подготовке студентов педагогических ВУЗов.

4. Разработана и адаптирована для педагогов ВУЗов педагогическая модели креативного развития студентов. Модель включает в себя описание функций профессиональной подготовки, критериев креативного развития, форм педагогической деятельности, этапов ведения лекций и структуры семинаров. Семинарские занятия скорректированы с этапами развития группы и соотносятся с изучаемым материалом по принципу взаимодополнения.

5. Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала обоснованность развития креативности студентов педагогических ВУЗов, с целью формирования у них навыков профессиональной деятельности. Результаты экспериментальной части исследования позволяют утверждать, что используемые технологии могут быть рекомендованы в преподавательской деятельности предметов гуманитарного цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: (Теоретико-методологические аспекты пробл.). -М., 1994.—321 с.
  2. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Сб. науч. тр. НИИ ОПП АПН СССР. М., 1983. — 456 с.
  3. Е.Г. Условия и механизмы порождения надситуативных решений в творческом процессе у дошкольников // Психолог в детском саду. 2000. № 2−3.
  4. В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. С.-Пб.: Изд-во ДНК, 2001. -198 с.
  5. Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. — 478 с.
  6. Г. А., Кудашов А. Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов // Вопр. психол. 1990.- N 6. С. 140−145.
  7. .Г. Избранные психологические труды. Т. I, II. — М., 1980.
  8. В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. -500 с.
  9. Г. М. Психология социального познания. М.: Логос. 2000. -342 с.
  10. Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн.-техн. школы-семинара. — Л., 1987. С. 85−97.
  11. Афанасьев Ю.Н. http://www.yuri-afanasiev.ru/humana/tryl .htm
  12. О.В. Творчество: свобода и необходимость: (Сущность творчества. Пути повышения творческой активности): Монография. — М.: Юрид. ин-т МВД Рос.Ф., 1995.-105 с.
  13. П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000. — 425 с.
  14. А.В. Исследования и статьи. Москва, «Советский художник», 1981 -350 с.
  15. Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -140 с.
  16. В.Я. Психология художественного творчества (личностный подход). М.:3нание, 1985. — 64 с.
  17. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 418 с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 439 с.
  19. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе Минск, 1983. — 224 с.
  20. И.А. Как возможно творческое мышление. М., 1993. -147с.
  21. B.C. Мышление как творчество: (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 293 с.
  22. Ф.В. Коммуникативный тренинг: Наука общения для всех. / пер. с нем. Н. Чупеева. М.: ФАИР- ПРЕСС, 2002. — 136 с.
  23. Н.Р. Психология личностного роста.- М: Международная педагогическая академия, 1995. 128 с.
  24. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: изд-во Рост. ун-та, 1983. — 173 с.
  25. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  26. , Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. — 320 с.
  27. А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.
  28. Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Московский психолого-социальный институт. 2001. 376 с.
  29. Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
  30. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  31. Г. Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002, С. 336−340.
  32. А. В. (ред.). Мышление: процесс, деятельность, общение. — М., 1982.-338 с.
  33. А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. — С.212−213.
  34. , А.В. Психология мышления и кибернетика /А.В.Брушлинский. М.: Изд-во «Мысль», 1970. — 191 с.
  35. , А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение кибернетика / А. В .Брушлинский. М.: Институт практической психологи- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — С.35−201.
  36. М. Я и Ты М., Высш.шк., 1993. — 175 с.
  37. А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 288 е.: (Библиотека практической психологии)
  38. М.Е. Безвольная личность: выход из тупика.- М.: Знание, 1989. -64 с.
  39. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Гиппократ, 1989. -246 с.
  40. В.Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов «Детство Творческой Личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель» (СПб, «ТРИЗ-ШАНС», 1995 г., с. 30−40 и 51−57
  41. Е.П. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. М.: Ин-т псих. РАН, 2002. — 253 с.
  42. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека, рефлексивно-инновационный подход. -М., Логос, 1998. 328 с.
  43. В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. — 375 с.
  44. Вернадский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. -224 с. (Антология гуманной педагогики)
  45. Вопросы психологии творчества: (Метод.разраб.) / подгот. И. В. Страховым. Саратов: Сарат.гос.пед.ин-т им. К. А. Федина, 1982.81 с.
  46. Т.В. Художественное восприятие как средство общения: Автореф. Дис. к.филос.н. Л., 1983. — 15 с.
  47. Л.С. Психология искусства. — М.: Изд-во Соврем.гуманитар.ун-та, 2001. 209 с.
  48. А.Л. Влияние творчества на развитие отношений личности: Авт.дис. .к.психол.наук.-Новосибирск, 1999.-21 с.
  49. Л. Арт-терапевтические исследования. Арт-терапия. Сост. и общ. редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 320с.
  50. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол.журн. 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131−135.
  51. Д., Страуб Г. Эмпауэрмент: искусство творить такую жизнь, какую вы хотите М., 1992 г. — 104 с.
  52. Г. А. и соавт. Факторы асимметрии творческого процесса: отбор существенных признаков музыкального творчества // Психол. журн. 1990. Т. № 3. С. 101 — 114.
  53. Г. А., Георгиев М. Н., Петров В. М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 148 — 153.
  54. И.И. Художественная культура и художественное образование. Учебное пособие. Краснодар, 2001. — 278 с.
  55. В.Е. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр. Свердловск, Свердл.инж.пед.ин-т, 1990
  56. P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М., Генезис, 2002. — 467 с.
  57. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  58. А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. СП.-б, Изд-во Магистр, 1998 — 438 с.
  59. С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии/ Пер. с англ. А. Андрианова, Л. Земской, Е. Смирновой под общ. ред.А.Дегтярева. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2001. — 504 с. -(Тексты трансперсональной психологии)
  60. С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия. М., ACT, 2000. — 212 с
  61. В.Г. Экологическая психология творческой личности: обучение в контексте развития личности как субъекта культуры. — Челябинск: Полиграф-мастер, 2000. 276 с.
  62. Е.Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. Философский энциклопедический словарь. М., 1998. — 429 с.
  63. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М, 2000. 391 с.
  64. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  65. С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Пси-хол. журн.- 1989.- N 1.- С. 99−105.
  66. А.Н. Содержание образования как культуросообразная модель жизнедеятельности, http://www.iuro.websib.ru/dak.htm
  67. В. Самоосвобождающаяся игра. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 403 с. — (Тексты трансперсональной психологии")
  68. С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арттерапии/ Пер. с англ. И.Динерштейн. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 384 с.
  69. Дж.К., Методы конструирования. Москва, Мир, 1986. — 187 с.
  70. Драматерапия. Практические исследования/ Пер. с англ. А.Науменко. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 320 с. (Серия «Ступени психотерапии»).
  71. В.Л. Природа художественного таланта. — Спб.: Ун-т культуры и искусств, 2001. 323 с.
  72. К. Психология продуктивного мышления. — В кн.: Психология мышления (ред. А. М. Матюшкин). М., Просвещение, 1965. — 299 с.
  73. М.И., Кондыбович Л. А. Психология высшей школы Минск, 1978.-313 с.
  74. И.В. Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса: Авт.дис. .к.филос.н. — Киев, 1991. — 18 с.
  75. А.С. Образование: философия, культурология, политика. -М, Наука, 2002 458 с.
  76. Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопр. психол.-1991.-N2.- С. 60−67.
  77. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 264 с.
  78. В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова. — М.: Гардарики, 2002, С.20−21
  79. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  80. Искусство и социальная психология: Сб.ст. /Гос. Ин-т искусствознания / Отв.ред. В. И. Тасалов, В. Г. Клюев. М.: ИИ, 1996. — 246 с.
  81. И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М., Наука, 1983.-253 с.
  82. А. Бунтующий человек. М: Политиздат. 1990. — 197 с.
  83. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9—17.
  84. И.Т. Миграция. Креативность. Текст. СПб: изд-во РХГИ, 1999 -287 с.
  85. Э. В поисках смысла визуальных образов. Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство» № 1, зима 2002, том 5, мультидисциплинарное издание. — С.68−82.
  86. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. — М., 1992. -171 с.
  87. А.А. Синергетика и творчество: универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследований // Синергетическая парадигма. М., Прогресс-Традиция, 2000. — 365 с.
  88. Г. А., Коряк Н.М, Петровская JI.A. Проблемы активного социального обучения. Вопросы психологии, 1982, № 5 С. 166−167.
  89. В. А. Возможные миры когнитивных стилей // Тезисы научно-практического семинара «Когнитивные стили». Таллин, 1986. — С 304 — 309
  90. В. А. Когнитивные стили как критерий школьной зрелости // Тезисы республиканской конференции «Формирование школьной зрелости ребенка». Таллин, 1982. — С.111−192
  91. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989. — 255 с.
  92. А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. — 224с.
  93. В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. 1997. № 4.
  94. К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Монография. М.: Госкоорцентр, 2002. — 296 с.
  95. В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психол. журн. 1997. № 1. С.56−63
  96. В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М., 1999.-281 с.
  97. В.Т., Слободчиков Б. И., Школяр JI.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания./Известия РАО, 2001. № 4.
  98. Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: (опыт сист. анализа теории установки как теории творчества): Авт.дис. .к.психол.наук. Тбилиси: Мецниереба, 1987.-24 с.
  99. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1991.- 48 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.информ./НИИВО- Вып. З).
  100. Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960. 276 с.
  101. В.Г. Психологические механизмы мотивации Новосибирск, 1992.-216 с.
  102. Д.А. Введение в психологию искусства: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 110 с.
  103. И. Перлаки И. Модель активного социального учения. -Вопросы психологии, 1977. № 6. — С.30−39.
  104. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи современной России. СПб.: 2000 — 364 с.
  105. Е.М., Меренков Д. В. Опыты по творческому развитию // ж. Высшее образование в России, 2002, № 3 С. 31 — 45
  106. А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). СПб., 2000. — 272 с.
  107. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978 246 с.
  108. М.А., Тальян Л. Ш. Роль вдохновения и интуиции в процессе осуществления художественного замысла. «проблемы способностей». М., 1962, С. 177−194.
  109. Н.В., Вороновская В. И., Панченко В. М. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе // Психол.журн.- 1991.- N 6.- С. 98−104.
  110. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства. -Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство» № 2, весна 2002, том 5, мультидисциплинарное издание. С.35−51.
  111. А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 1999. 395 с.
  112. А. М. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества/ Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М. 1985. С. 115 -122.
  113. A.M. Загадки одаренности. М., 1993. 227 с.
  114. Мелик-Пашаев А. А. Личность и эстетическое отношение к действительности//Коммунист. 1984. № 3. С. 33−41.
  115. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников// Вопросы психологии. 1989. № 1. — С. 15−23.
  116. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.-98 с.
  117. А. Сидя в огне. М., Институт трансперсональной психологии, 2004. — 255 с.
  118. Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. — 576 с.
  119. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения/ сост. Г, М. Цыпин- Белгород. Гос. ин-т культуры и искусств, Белгород: Белгор.обл.тип., 2007. — 412 с.
  120. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М. Воронеж, 1999. — С. 172−174.
  121. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. А. Г. Гладкова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-432 с. (Серия «Психология XX век»)
  122. В.В. Спонтанность сознания. М., Прогресс, 1989. 123 с.
  123. .М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. — 255 с. — (Библиотека учителя)
  124. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молод. гвардия, 1997. — 402 с.
  125. Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М, 2001.— 212 с.
  126. Педагогика высшей школы / Под ред. Ю. К. Бабанского Ростов н/Д., 1972.- 121 с.
  127. Педагогическая антропология. Введение в научную и общекультурную дискуссию о человеке как воспитателе и воспитуемом, о путях его самосовершенствования. /Автор-составитель Б.М.Бим-Бад. М., Наука, 1989. -397 с.
  128. В.П., Субетто А. И. Креативная философия жизни и софотерапия //Вест, гипнологии и психотерапии. 1993. № 2(5). С. 106−113.
  129. В.М. Эта таинственная цикличность. // Число и мысль. Вып. 9. М.: Знание, 1986. С. 86 — 112.
  130. В.М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996. 211 с.
  131. В.И. Психология и педагогика художественного творчества. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2006. — 490 с.
  132. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994. — С. 205 — 247.
  133. А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопр.психол. 1990, — N 5.- С. 176−177.
  134. Я.А. Психология творения: Избр.психол.труды. М.: Моск.психол.-соц. Ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. -475 с.
  135. , Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я. А. Пономарёв // Психологический журнал. 1994 — № 6. — С.38−50.
  136. Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  137. Проблемы общей акмеологии. / Под общ. Ред. А. А. Реан. — М., Прогресс, 2000.-389 с.
  138. В.В. Образование посредством искусства // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 209 211
  139. Психологические проблемы самореализации личности (Под ред. А. А. Крылова, Л.А.Коростылевой). Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. — 240 с.
  140. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006, — 651, 5. с. — (Большая Университетская библиотека)
  141. Психология. Словарь./ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 496 с.
  142. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского.-СПб.: Питер Ком, 1998. 752 с.
  143. Д.В. Дискурс креативизма и когнитивный параллакс. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11−12 октября 2001 г. т.З. М.: Институт проблем управления РАН, с. 124−130
  144. Д.В. Сетевой креативный холдинг http://www.creon.ru. Презентация проекта. Кентавр, 2001, № 26, с.65
  145. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1994. -318 с.
  146. , К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С.41−47.
  147. И.В. Психология художественного творчества: Учеб.пособие. Спб.:Яз.центр, 1995. — 270 с.
  148. СЛ. Принцип творческой самодеятельности // Учен. зап. высш. шк. г. Одессы. — Одесса, 1922. Т.2. -206 с.
  149. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.- 384 с.
  150. JI.А. Возрастная динамика творческой продуктивности: Авт.дис. .к.психол.наук. -М.: Гос. ун-т, 1994. 17 с.
  151. Социология молодежи: Учебник /Под ред. Лисовского В. Т. СПб, 1996. -421 с.
  152. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. // Стресс и тревога в спорте. М.: Спорт, 1983.- С. 5570.
  153. В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании /Пер. с англ. Н. А. Хмелик. М. Независимая фирма Класс, 2000. — 384 с.
  154. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Изд. фирма «Логос», 1992. — 456 с.
  155. . М. Избранные труды. Т. 1. — М., Просвещение, 1985. 426 с.
  156. О. К. (ред.). Психологические механизмы исследования творческой деятельности. — М., 1975. 266 с.
  157. В.Н. Источники развития творческих способностей. М., 2001. -87 с.
  158. С. В. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке. // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 23 июля, http://www.eidos.ru/journal/2006/0723−3.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос»
  159. Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Спб.: Иматон, 1998.-158 с.
  160. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: СпбУПМ, 1997.-225 с.
  161. К. «Один вкус. Дневники Кена Уилбера», Издательство института трансперсональной психологии, Москва, 2004. 427 с. (тексты трансперсональной психологии)
  162. К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия/ Пер. с англ. Под ред.А.Киселева. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 412 с. — (Тексты трансперсональной психологии)
  163. К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира/ Пер. с англ. В. Самойлова под ред. А.Киселева. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2002. — 476 с. — (Тексты трансперсональной психологии).
  164. Управление творческим мышлением и воображением. Метод.разраб. /Сост. М. В. Мусийчук. Магнитогорск: Маг.гос.пед.ин-т, 1992. — 34 с.
  165. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.- 348 с.
  166. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр. Свердловск, Свердл.инж.пед.ин-т, 1990. — 153 с.
  167. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. СПб., Изд-во Алетейя", 2001. — 556 с.
  168. С. Смысл жизни. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 48 с.
  169. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 358 с.
  170. О.П., Юркова М. Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск, 1994. С. 55−64.
  171. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. Спб.: Питер Пресс, 1997 — 606 с.
  172. С.С. К становлению синергетической модели образования. //Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 128 — 134.
  173. В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. О теории прозы. — М.: Советский писатель, 1983. — С. 157−164
  174. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш.шк., 1989.- 141 с.
  175. Экспедиция в гениальность: Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности: (Патогр. Описания жизни и творчества великих людей) / Г. П. Колупаев, В. М. Юпожев, Н. Д. Лакосина и др. М.: Новь, 1999. -430 с.
  176. .Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.- 364 с.
  177. Е. Л. Эмоциональные механизмы творческого потенциала // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С.35−44
  178. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психол. 1994. № 5. с. 37— 42.
  179. К. Идея университета, журнал «Топос» № 3, 2000. С.56−78
  180. Т.С. и др. Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических рисунков: (Глубиннопсихологический аспект): Монография / Т. С. Яценко, Я. М. Кмит, Л. В. Мошенская. М.: СИПРИА, 2000. — 194 с.
Заполнить форму текущей работой