Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опросные методы. 
Взаимодействие участников образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проективные тесты (используются в случае, если исследуются свойства и характеристики, в существовании которых человек полностью не уверен, не сознает или не хочет признавать у себя, например, отрицательные черты, мотивы; тестируемых вводят в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно выйти или принять какое-то решение, кстати, на этом приеме в интенсивных технологиях построены… Читать ещё >

Опросные методы. Взаимодействие участников образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опросные методы, как считают специалисты, сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных достаточно широкого спектра. Такие методы применяются в самых разнообразных науках: социологии, демографии, политологии, педагогике и др. Опросы разных групп населения широко используются органами государственной статистики, разными службами изучения общественного мнения.

В педагогике используются такие общеизвестные разновидности опросных методов, как беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа — диалог исследователя с испытуемыми по специально разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся: выбор компетентных в исследуемой проблеме респондентов (тех, кто отвечает на вопросы в процессе беседы); обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; формулировка группы вопросов с разными вариациями (прямых и опосредованных, закрытых и открытых, наводящих, провокационных, со скрытым смыслом и др.). Обычно на практике используются открытые или скрытые записи проводимой беседы.

Близким к беседе, как по форме, так и по содержанию, является интервью, однако цели двух этих методов различны. С помощью интервью исследователь выясняет точку зрения, мнение, отношение испытуемого по какому-то актуальному вопросу. Для получения искренних ответов целесообразно создать соответствующую обстановку и выбрать наиболее удобное время. С этой целью лучшего результата можно добиться при неформальных контактах, симпатии, доверии, вызываемых исследователем у испытуемых. Опрос не должен быть похож на допрос: в такой ситуации человек, как правило, закрывается.

Используется в исследовательских целях также метод анкетирования — это разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов. Анкета — это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта изучения. Как письменный опрос, такой метод более продуктивен, документален, гибок в использовании. Существует несколько видов анкетирования. Одно из них — контактное анкетирование, когда раздача анкет, их заполнение и сбор осуществляются в присутствии исследователя. Заочное анкетирование организуется с помощью корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями по их заполнению рассылаются по почте и возвращаются таким же способом в исследовательскую организацию. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в средствах массовой информации, затем собранные и обработанные материалы используются в тех или иных программах. Известны также три тина анкет: открытая анкета включает вопросы без сопровождения готовыми ответами; анкеты закрытого типа предполагают варианты ответов на каждый вопрос; смешанные анкеты содержат элементы первой и второй.

В литературе по исследовательским методам описаны следующие требования к применению анкетного метода:

  • — подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
  • — недопустимость подсказок в формулировках вопросов;
  • — предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;
  • — использование как закрытых анкет с ограничением вариантов ответов, подобранных педагогом, так и открытых, позволяющих опрашиваемому высказать свое собственное мнение;
  • — использование предварительной проверки степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение корректив в содержание анкеты.

Кроме того, должна быть обеспечена репрезентативность выборки (т.е. представительность числа опрошенных), позволяющая считать полученную информацию типичной для современных условий или для большинства людей изучаемой категории. В конце анкеты запрашивается краткая информация о респонденте. На практике также принято выражать благодарность тому, кто отвечает на вопросы анкеты.

Метод исследовательских тестов (от англ. test — проба, экзамен, испытание) является одним из опросных методов, с помощью которого устанавливают определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений. Данный метод используется с целью диагностики и является разновидностью эксперимента, который при этом имеет экзаменационный, измерительный характер. Следовательно, тестом принято называть специально разработанные задачи и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности. Широко применяемая современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов:

  • 1) тесты диагностики интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);
  • 2) тесты достижений (для выявления степени конкретных знаний);
  • 3) личностные тесты (для изучения характеристик личности, ее психологических качеств, индивидуальных особенностей);
  • 4) проективные тесты (используются в случае, если исследуются свойства и характеристики, в существовании которых человек полностью не уверен, не сознает или не хочет признавать у себя, например, отрицательные черты, мотивы; тестируемых вводят в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно выйти или принять какое-то решение, кстати, на этом приеме в интенсивных технологиях построены некоторые методы обучения, например «Информационный лабиринт»);
  • 5) тесты диагностики креативности (для исследования уровня развития творческих способностей).

Тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные.

Ценность тестового исследования проблем взаимодействия участников образовательного процесса в значительной мере зависит от правильности его использования и соблюдения условий психологического тестирования. Правильно примененный тест разрешает собрать за короткий срок большое количество информации, довольно ценный материал для качественного психологического анализа. Все это повышает производительность исследовательской работы.

В педагогических исследованиях практикуется также метод педагогического консилиума, который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения проблемы взаимодействия участников образовательного процесса. С этой целью заранее разрабатывается программа анализа и единые критерии оценивания, выявление причин отклонений результатов от поставленных обучающих, развивающих или воспитательных целей и разработка предложений по преодолению препятствий или коррекции процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой