Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной начальной школе реализуются различные концепции изучения природы, окружающего мира: развивающего обучения JI.B. Занкова (учебные дисциплины — география и естествознание, авторы программ, учебников: Н. Я. Дмитриева, А. И. Казаков, И. П. Товпинец) — целостной системы развивающего начального образования В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина (учебная дисциплина — естествознание, авторы Е. Б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира
    • 1. Понятие естественнонаучной картины мира в науке
    • 2. Отражение естественнонаучной картины мира в процессе обучения учащихся
    • 3. Соотношение процесса изучения окружающего мира младшими школьниками и закономерностей научного познания
    • 4. Проблема формирования естественнонаучной картины мира в концепциях изучения природы учащимися начальных классов
  • Глава 2. Моделирование процесса формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира
    • 1. Системный подход к формированию естественнонаучной картины мира у младших школьников
    • 2. Содержание и структура модели естественнонаучной картины мира и её формирования у учащихся начальных классов
    • 3. Корректировка субъектного опыта младших школьников на основе интеграции естественнонаучного и гуманитарного содержания картины мира
    • 4. Система способов изучения природы младшими школьниками в процессе междисциплинарной познавательной деятельности
    • I. w Глава 3. Ведущие тенденции и педагогические условия формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира
    • 1. Личностью ориентированная технология изучения природы при формировании естественнонаучной картины мира у учащихся начальной школы
    • 2. Овладение умениями самостоятельного изучения природы f* младшими школьниками
    • 1. 3. Творческая познавательная деятельность учащихся и учитеj ля при изучении окружающего мира
    • I. 4. Саморазвитие младших школьников в процессе формирования естественнонаучной картины мира
    • 5. Критерии, уровни и динамика сформированности модели-^ образа естественнонаучной картины мира у младших школьников

Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения социально-экономической, научно-технической, духовной жизни общества обуславливают гуманистическую направленность общей стратегии современной системы образования, переход педагогической парадигмы от авторитарной к гуманистической, личностноориентированной. Происходит обновление структуры и содержания педагогического образования, появляются новые виды и модели учебных заведений, усиливается индивидуализация, дифференциация и интеграция школьного обучения. Начальная школа становится самостоятельным, самоценным и обязательным звеном в системе непрерывного общего образования, где воспитывающее обучение в педагогическом процессе остается одним из важнейших факторов саморазвития личности ребенка и познания реальной действительности. Период начального обучения имеет исключительно большое значение для развития природных способностей ребенка, устойчивой положительной мотивации учебной деятельности, формирования начальных мировоззренческих идей и взглядов, так как именно данный возраст является наиболее сензитивным и творческим.

В процессе обучения младшего школьника изучение природы играет доминирующую роль в связи с тем, что природа — условие существования человекачеловек — часть природыприрода — одна из областей его познания и развития личности.

Новая эпоха коэволюционного воздействия человека и окружающего мира (Е.М. Алексахина, Н. Н. Моисеев, А. Я. Найн, Н. С. Реймерс, И. Т. Фролов, Ю. В. Чайковский и др.), требует и нового личностного способа аксиологического восприятия природы, окружающего мира, проблемы которого в психолого-педагогических науках рассматриваются в исследованиях формирования у учащихся экологического мировоззрения личности (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. Н. Никонорова, Т. А. Суравегина, Е. Н. Степанян, Д. И. Трайтак, Ю.П. Ожегов) — формирования экологического сознания и экологической культуры (Е.П. Белозерцев, А. Н. Кочергин, Б. Т. Лихачев и др.), где ведущей целью рассматривается раскрытие места и роли человека в социоприродном и духовном контекстах окружающего мира в процессе социализации, обучения и воспитания. Проблема экологического воспитания и образования заключается прежде всего в развитии нравственно — этических чувств по отношению к природе, экологического мышления учащихся, в формировании экологических знаний естественнонаучной картины мира, умений грамотного экологического действия. Эти компоненты составляют сущность экологической культуры как органического единства экологически развитых сознания, эмоционально — психических состояний и научно — практической деятельности. Кроме того, формирование экологической культуры в современную эпоху немыслимо без гуманизации обучения, развития у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) есть закономерное движение изменения материи во времени — пространстве, совокупность объектов и явлений, находящихся в сложных, многообразных связях друг с другом и образующих микро — мегасистему. Сознание человека способно отражать эту закономерность в определенной степени и системе, в построении особой парадигмаль-ной концепции научного знания — естественнонаучной картины мира, объединяющей на экстраординарном этапе (Г.И. Рузавин) систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе сохранения природы.

В работах философов JI. Берталанфи, И. В. Блауберга, В. И. Кузнецова,.

A.Холла, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдинапедагогов — С. И. Архангельского, М. А. Данилова, Т. А. Ильиной, М. М. Левиной, Б. Т. Лихачева, В.А. Сластени-на, Ю. П. Сокольникова и др.- психологов — Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова,.

B.П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна и др. сформулированы общие признаки системы, включающие: целостность, множественность, взаимосвязанность, координацию и субкоординацию, открытость, самоорганизацию и другие.

Познание окружающего мира в процессе обучения школьников в психолого-педагогических науках рассматривается как процесс: в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся способностей и функций (А.Н. Леонтьев) — в ходе которого обучение и историческое развитие происходит одинаково, но не адекватно (Д. М. Гришин, Н. Г. Казанский, В. И. Казаренков, М. М. Левина, Т. С. Назарова, М. Н. Скаткин, С. Г. Шапоринский) — овладения открытой истины, а не открывание новой (А.Е. Дмитриев, И .Я. Лернер, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина) — искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира (С.П. Баранов, А. А. Усова, И.С. Якиманская) — деятельности ученика, представляющей собой специфический вид познания объективного мира, имеющий сходство с деятельностью ученого (И.Ф. Исаев, В. И. Казаренков., А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

В современный период развития человечества всё большее значение приобретает развитие гармоничного отношения человека и природы, информационная и гуманистическая интегрированность знаний, необходимость формирования у подрастающего поколения целостного видения, чувствования природы и способов её изучения. Однако сохраняющийся в массовой практике характер изучения природы, несмотря на активное внедрение инновационных процессов и систем, не всегда способствует эффективному формированию у младших школьников целостной естественной картины мира, осознания своего места, роли в ней, развития интереса к познанию природы и её сохранению.

В процессе познания окружающего мира с раннего возраста развивается личность ребенка, с детства складываются все основные свойства и качества человека, особенно мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. В исследовании, как наиболее перспективная концепция развития личности, выделяется гуманистическая теория, которая, раскрывая понятия самоактуализации, цели и смысла жизни, рассматривает процесс личностного развития ребенка как обретение человеком высокого смысла существования, а также свойства быть и становиться личностью (Р.В. Берне, Г. М. Бреслав, А.

Баллон, В. И. Казаренков, А. Колберг, Л. И. Рувинский, П. М. Якобсон, А. И. Савенков и др.).

Одной из выдающихся ранних концепций формирования у учащихся целостной картины мира явилась система изучения природы А. Я. Гер да (1883), который рекомендовал предоставлять школьникам возможность самостоятельных действий, и впервые обозначил общий объем природоведческого содержания у выпускников начальной школы. Среди ученыхпедагогов, обогативших теорию и практику развития детей при изучении природы в системе, формированию целостного взгляда на природу необходимо отметить исследования В. П. Вахтерова, JI. С. Севрука, Д. Д. Семенова, И. И. Полянского, К. П. Ягодовского и др. Большое влияние на разработку проблемы формирования у младших школьников картины мира как мировоззренческого знания оказали работы М. Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского.

В современной начальной школе реализуются различные концепции изучения природы, окружающего мира: развивающего обучения JI.B. Занкова (учебные дисциплины — география и естествознание, авторы программ, учебников: Н. Я. Дмитриева, А. И. Казаков, И. П. Товпинец) — целостной системы развивающего начального образования В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина (учебная дисциплина — естествознание, авторы Е. Б. Чудинова, Е. Н. Букваре-ва) — развитие ребенка в шестилетней начальной школе Н. Ф. Виноградовой (учебной курс — «Окружающий мир», авторы: Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивчен-кова, И. В. Потапов) — «Диалектика и экология» — JI. В. Тарасова (учебная дисциплина «Окружающий мир», автор JI. В. Тарасов) — «Зеленый дом» А. А. Плешакова (учебный курс — природоведение, автор А.А. Плешаков) — «Мир и человек» А. И. Вахрушева и другие. Кроме того, в начальных школах России продолжает действовать традиционная программа по природоведению авторов З. А. Клепининой, Л. Ф. Мельчакова, которая претерпела качественные изменения. Реализация данных концепций и программ изучения природы младшими школьниками является в целом положительным условием реализации развивающего обучения, развитием мировоззренческих начал, но не исчерпывающим его возможности. Особенно актуально исследование проблемы формирования у учащихся начальной школы целостного образа окружающего мира, усвоения детьми системы знаний и способов познания природы, развития личностно значимых начальных мировоззренческих взглядов на реальную действительность.

К настоящему времени в процессе изучения природы младшими школьниками остаются невыясненными особенности соотношения целей индивидуального познания окружающего мира ребенком и образовательной системы начальной школы, содержания программных знаний и умений по учебным курсам начальной школы и системы знаний и умений как основы формирования естественнонаучной картины мира у учащихся. Существует ряд противоречий между:

— потенциальными возможностями природы в развитии личности младшего школьника и их использованием в учебно-воспитательном процессе начальной школы;

— формированием экологической культуры и уровнем экологической воспитанности у выпускников начальной школы;

— субъектным опытом ребенка и общественным научным опытом, так как в обучении основной задачей является изучение закономерностей окружающего мира, а в индивидуальном познании — усвоение данных закономерностей, понимание «устройства мира». Противоречие возникает у ребенка постоянно с момента перехода к научному познанию реальной действительности, осознания, овладения сущностью объектов и явлений природы, её взаимосвязей, взаимоотношений человека и природы;

— имеющими в сознании ребенка чувственными образами реального мира и созданием в его сознании системы научных понятий, отражающих этот мир. Данное противоречие зависит от степени соотношения реальных объектов и явлений (оригинала) и образов, отображающих реальную действительность (моделей);

— общественными способами изучения окружающего мира и индивидуальными способами познания природы младшими школьниками, так как общественные способы в науке и в обучении генетически сходны, но неадекватны.

Таким образом, в педагогической науке возникает противоречие между субъектной деятельностью ребенка познания мира и предлагаемыми системами изучения природы в начальной школе. Действующие системы отражают различную степень приближения к созданию в сознании учащихся естественной картины окружающего мира, однако целостная концепция её формирования у младших школьников в науке и практике отсутствует. Названные противоречия обуславливают проблему исследования: каковы ведущие тенденции и психолого-педагогические условия формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: познание природы в процессе обучения учащихся начальной школы.

Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Выявить совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки личностно ориентированной системы изучения природы, способствующей эффективному формированию младшими школьниками естественнонаучной картины мира.

2. Разработать содержание и структуру модели естественнонаучной картины мира и её формирования у младших школьников в процессе личностно ориентированной междисциплинарной познавательной деятельности.

3. Определить систему знаний о природе и систему способов её изучения для эффективного формирования у учащихся субъектной естественной картины окружающего мира.

4. Разработать личностно ориентированную технологию учебно-творческой деятельности учащихся начальной школы при формировании естественнонаучной картины мира на основе интегрированного природоведческого курса. 5. Апробировать и внедрить в практику научно-методические рекомендации формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что отражение природы в сознании ребенка изначально предполагает понимание её как целостной системы, влияющей на развитие и саморазвитие личности младшего школьника и реализующей мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты. Формирование естественнонаучной картины мира в процессе познавательной деятельности младших школьников будет эффективным, повысит личную значимость изучения и сохранения природы, если:

— процесс изучения природы учащимися начальной школы строится с учетом закономерностей индивидуального развития личности ребенка, общих законов развития окружающего мира и его научного познания;

— система изучения природы младшими школьниками реализуется на основе выделенных педагогических закономерностей: смысловой аксиологической насыщенностисистематичностиединства естественнонаучного и гуманитарного содержания картины мира;

— доминирующим компонентом обоснованной концепции формирования естественнонаучной картины мира является личностно значимая деятельность ребенка по изучению природы;

— при изучении реальной действительности в сознании ребенка создается модель-образ естественнонаучной картины мира в процессе корректировки (активизации, систематизации, интеграции) субъектного опыта на основе системы первоначальных научных понятий и системы способов её познания;

— выделены и реализуются психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира: личностно ориентированная технология изучения природы, овладение учащимися умениями самостоятельного познания мира, творческая познавательная деятельность учащихся и учителя, саморазвитие учащихся;

— технология формирования естественной картины мира, направлена на решение учебных задач по усвоению понятий о природе, понятийных систем и создание условий саморазвития личности младшего школьника в совместной междисциплинарной деятельности ученика и учителя;

— выделены критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников естественнонаучной картины мира, зависимость динамики развития младшего школьника от сформированности модели естественнонаучной картины мира.

Методологической основой исследования является диалектическая теория познания, положения о всеобщей связи, взаимной самообусловленности и целостности, единстве явлений и процессов природы, философская трактовка человека как активного субъекта, познающего и преобразующего самого себя и мир в процессе целесообразной и творческой деятельности, рассматривающая человека как высшую ценность и самоцель общественного развития.

В качестве специальной методологии выступают системно — целостный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности, положения о диалектике единичного и общего, чувственного и рационального, конкретного и общего, явления и сущности, объективного и субъективного, принципы единства и различия генетического и конкретно-исторического. Использование совокупности положений общей и специальной методологии позволило выявить и описать понятийный аппарат исследования, научно описать педагогические факты и явления, провести их анализ, обобщение и синтез, осуществить экспериментальную проверку и оценку разработанной модели педагогического воздействия и реальности.

Обоснованием научной концепции являются теории:

— личности и мотивации (Б.Г. Ананьев, Р. В. Берне, Л. И. Божович, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн) — деятельности и её субъекте (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Беликов, Д. М. Гришин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. А. Зак, В. П. Зинченко, Б. М. Теплов, Н.Ф. Талызина) — активности, познавательной деятельности и творчествапедагогики ненасилияиндивидуализации развития и саморазвития ребенка (Н.А. Бердяев, Н. А. Бернштейн, Д. Б. Богоявленский, Л. С. Выготский, Дж. Г. Гилфорд, В. И. Казаренков, В. Г. Маралов, C. J1. Рубинштейн, В. А. Ситаров, В. Франкл, Э. Фромм и др.);

— теории систем (С.И. Архангельский, JI. Берталанфи, И. В. Блауберг, А. Холл, В. Н. Садовский, Ю. В. Чайковский и др.);

— целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, Т. А. Ильина, В. В. Краевский, М. М. Левина, Б. Т. Лихачев, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.);

— теория развития естественнонаучного мышления как элемента экологической культуры (Г.А.Берулава, И. Д. Зверев, Д. Б. Лихачев, Н. Ф. Реймерс, Д. И. Трайтак и др.).

Исходными теоретическими психолого-педагогическими идеями для нас являются:

— концепция развивающего обучения младших школьников (Ш.А. Амона-швили, B.C. Библер, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин);

— концепция личностно ориентированного обучения (В.В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И.С. Якиманская);

— концепция соотношения оригинала и модели в познании окружающего мира (С.П. Баранов, Э. В. Ильенков, А. С. Канарский, П.В. Копнин);

— концепция педагогической интеграции в системе экологического образования (Е.М. Алексахина, И. Д. Зверев, Б. Д. Комиссарова, В. А. Разумный, Е. Н. Степанян, И. Т. Суравегина и др.);

— концепция учебно-познавательной деятельности с доминирующей ориентацией на личностные характеристики учащегося (В.А. Беликов, Н. Ф. Виноградова, М. М. Левина, Т. И. Шамова, Ю. И. Щербаков, Н.Е. Щуркова);

— концепция усвоения учащимися понятий, понятийных систем (М.Н. Скаткин, Д. И. Трайтак, Д. Х. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А.В. Усова).

Методы и база исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс исследовательских методов и методик, взаимодополняющих и проверяющих друг друга: методы теоретических исследований (сравнительно — сопоставительный анализ, восхождение от конкретного к абстрактному, моделирование, графический метод) — прямое, косвенное, включенное, длительное фиксированное наблюдениеанкетирование, беседыдиагностические методы (тестирование, рейтинг, проективные методы) — анализ продуктов деятельностиопытно-экспериментальная работаметоды качественной и количественной обработки данныхвыводы.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись СШ№ 5, 30, 37, 9 г. Череповца, СШ № 5 г. Вологды, СШ№ 1007 г. Москвы, СШ№ 143 г. Санкт-Петербурга, Коробицинская средняя школа Ленинградской области, 67 начальных школ Вологодской области, научно-методический центр г. Череповца, ИПК и ППК г. Вологды, МПГУ, Череповецкий государственный университет, Белозерское и Велико — Устюгское педучилища Вологодской области. Исследованием были охвачены учащиеся начальных классов различных типов школ, преподаватели пединститута, педучилищ, института педагогики и психологии при ЧТУ, слушатели курсов института повышения квалификации, родители, руководители школ, учителя — всего свыше двух тысяч человек.

Организация и этапы исследования: Работа выполнялась в рамках целевых исследовательских программ РАО — «Развитие, образование и образовательные системы» — региональной программы Северо-Запада — «Русская школа: перспективы и развитие». Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных положений по исследуемой проблеме, разработке пакета средств их реализации (авторской программы природоведческого курса «Окружающий мир», методических рекомендаций для учителей, рабочего варианта учебника для учащихся, книги для младших школьников «Родной край», программы и дидактического обеспечения проведения экологической практики младшими школьниками, программы и дидактического обеспечения курсов повышения квалификации учителей начальных классов), внедрением в школьную практику системы личностно ориентированного изучения природы младшими школьниками, непосредственным осуществлением длительной экспериментальной работы в качестве преподавателя пединститута, университета, научного руководителя экспериментальных начальных школ, научного консультанта по проблемам изучения природы детьми младшего школьного возраста при научно — методическом центре г. Череповца, руководителя и преподавателя курсов повышения квалификации, председателя профильной аттестационной комиссии учителей начальных классов при Вологодском ИПК и ППК, руководителя дипломников, консультанта аспирантов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

1983 -1990 — этап теоретического исследования проблемы усвоения младшими школьниками первоначальной научной системы знаний о природе, опытной разработки и внедрения альтернативной системы формирования естественнонаучной картины мира в процессе личностно ориентированного обучения младших школьников, отработка понятийного аппарата, гипотезы, методологии и методики организации исследования.

1991;1993 -этап теоретического исследования проблемы соотношения чувственного образа и абстракции при изучении природы младшими школьниками, конструирование модели естественнонаучной картины мира у младших школьников и её формирования на основе корректировки субъектного опыта младшего школьника.

1993;1997 -этап экспериментальной проверки концепции, разработанных теоретических положений и технологий, внедрение полученных результатов в практику, оформление результатов исследования в виде учебных пособий к спецкурсам, пробного учебника для учащихся начальной школы, программы и методических рекомендации для учителей различных типов начальных школ, монографии, научных статей.

Научная новизна и теоретическое значение исследования.

Поставлена и решена крупная научная проблема — формирование у младших школьников естественнонаучной картины окружающего мира в процессе корректировки субъектного опыта на основе системы первоначальных научных понятий о природе и способов её познания. В работе: выделен и теоретически обоснован двухкомпонентный (теоретико-педагогический и содержательно-прикладной) системообразующий фактор формирования у младших школьников естественнонаучной картины миратеоретически обоснована и апробирована модель естественнонаучной картины мира у детей младшего школьного возраста и её формирования в процессе совместной междисциплинарной деятельности учащихся и учителяопределены система понятий как основы естественнонаучной картины мира и система способов познания окружающего мира младшими школьниками в зависимости от методов научного познаниявыделены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективного формирования у учащихся начальной школы естественнонаучной картины мираразработана и апробирована инновационная технология личностно ориентированного изучения окружающего мира, базирующаяся на корректировке субъектного опыта младшего школьника на основе научной абстракциивыявлены научно-методические основы конструирования природоведческого курса начальной школывыявлены показатели, критерии, уровни сформированное&tradeу младших школьников естественнонаучной картины мира, динамики их развития и сформированности субъектности изучения природы младшими школьникамирасширен понятийно-терминологический аппарат теории формирования естественнонаучной картины мира введением понятий: «система личностно-ориентированного изучения природы младшими школьниками», «система способов формирования естественнонаучной картины мира младшими школьниками» — «интеграция субъектного опыта учащихся в процессе формирования естественнонаучной картины мира» — «модель естественнонаучной картины мира у младших школьников» .

Достоверное! Г zt^ перепечена ме к тодологической обоснованностью исходных поз. щий, испожШЯМЯя’ШВо-купности методов исследования, адекватных его задачам и логике, сочетанием качественного и количественного анализа опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью и статистической значимостью экспериментальных данных, их сопоставимостью с массовым опытом.

Практическая значимость исследования: на основе теоретических положений описана структурно-динамическая модель формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира в процессе субъектной познавательной деятельности и показаны основные направления её использования в школьной практикепредложены дидактические модели и диагностические методики оценки сформированности естественнонаучной картины мира у младших школьниковразработаны научно-методические рекомендации по реализации личностно ориентированной технологии формирования естественнонаучной картины мира у учащихся начальных классовавторские программы интегрированного природоведческого курса (1−3 кл. и 1−4 кл.), книга для младших школьников «Родной край», учебные пособия, монография, пробные учебники, дидактические материалы, изданные по материалам исследования, могут непосредственно использоваться в процессе обучения в массовой практике и, кроме того, вносят реальный вклад в систему подготовки и переподготовки учителей начальных классов.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Естественнонаучная картина мира у младших школьников — это этап и способ становления начальных мировоззренческих взглядов, идей, убеждений, чувств и развития экологического мышленияэто сформированный в сознании целостный динамичный образ (модель) окружающей природы, представляющий синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, способов познания, личного отношения к познаваемому.

2. Формирование естественнонаучной картины мира сопровождается внешними и внутренними противоречиями. К внешним противоречиям относятся: столкновение различных взглядов на «устройство» окружающего мирасистем моральных ценностей по отношению к природенравственных оценок социальных факторов сохранения природыобщественных и индивидуальных смыслов и способов познания окружающего мира. Внутренние противоречия — между целями индивидуального познания природы и целями обучениясубъектным и общественным опытом изучения окружающего мираимеющимися в сознании чувственными образами и научной абстракциейкогнитивными стилями познания ребенком реальной действительности.

3. Теоретическая модель личностно ориентированной системы изучения природы строится на основе выделенных педагогических закономерностей: смысловой аксиологической насыщенности, систематичности, единства гуманитарного и естественнонаучного содержания.

4. Система изучения природы включает структурные и функциональные компоненты совместной творческой междисциплинарной деятельности ученика и учителя (мотивационный, содержательный, креативный, технологический, рефлексивный).

5. Теоретико-педагогический системообразующий фактор формирования младшими школьниками естественнонаучной картины мира — это аксиологическая субъектно-смысловая организация изучения природысодержательноприкладной — активизация, систематизация и интеграция субъектного опыта (мотивов, знаний, способов познания мира, эмоциональноценностного отношения к познаваемому).

6. Личностноориентированная система изучения природы реализуется как компонент начального образования через изменение технологии педагогического процесса, которая включает реализацию опыта жизнедеятельности ребенка в процессе формирования естественнонаучной картины мира, а именно: ценностную мотивацию ребенкасодержание понятийной системы интегрированного природоведческого курса как основы естественнонаучной картины мирасистему способов познания окружающего мира, включающую общелогические способы изучения природы, теоретические, эмпирические, способы творческого отражения природы, способы выражения эмоционально-ценностного отношения к природе, к людям, к себе.

7. Развитие, саморазвитие субъектности познания окружающего мира младшими школьниками осуществляется в процессе осознания ребенком смысло-образующей идеи познания природы с целью её сохраненияопережающего самоучения в процессе учебно-творческой познавательной деятельности учащихся и учителясамостоятельного видения, постановки и решения учебной задачи по усвоению начальных научных понятий об окружающем мирестремления к самореализации в процессе творческого отображения объектов и явлений реальной действительностиразвития саморегуляции, самоконтроля и самооценки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования получили отражение в монографии, учебных пособиях, программах, научных статьях, докладах и тезисах. Результаты исследований обсуждались и получили одобрение на всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях, семинарах, чтениях в Белгороде, Вологде, Ельце, Иркутске, Кемерове, Киеве, Минске, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Череповце. Материалы диссертационного исследования, монографии, статей используются в 67 начальных школах Вологодской, Ленинградской области, г. Москвы, в учебном процессе Череповецкого государственного университета (институт педагогики и психологии), МПГУ, МОПУ (г. Москва), на курсах повышения квалификации учителей начальных классов при Череповецком научно-методическом центре и Вологодском ИПК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы к главе 3.

Методологические и теоретические положения о естественнонаучной картине мира определили в исследовании основные тенденции процесса её формирования у младших школьников:

— мировоззренческая направленность формирования у учащихся естественнонаучной картины мира;

— экологическая направленность изучения системы основных понятий естественной картины мира и формирования системы способов познания природы.

— субъектная направленность изучения природы.

Наиболее эффективными педагогическими условиями формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира являются: личностно ориентированная технология изучения природыовладение умениями самостоятельного изучения природытворческая междисциплинарная деятельность, саморазвитие учащихся в процессе формирования ЕНКМ.

Личностно ориентированная система изучения природы реализуется как компонент начального образования через изменение технологии педагогического процесса, которая включает реализацию опыта жизнедеятельности ребенка в процессе формирования естественнонаучной картины мира, а именно: ценностную мотивацию ребенкапонятийную систему интегрированного природоведческого курса как содержательную основу естественнонаучной картины мирасистему способов познания окружающего мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс обучения зависит от закономерностей индивидуального развития личности ребенка и от закономерностей отражения человечеством реальной действительности, от научного познания.

Младший школьник в процессе обучения находится на этапе максимального развития природных способностей, на этапе перехода мысли от конкретного к абстрактному, что необходимо учитывать при педагогическом руководстве познанием природы учащимися.

Познание реального мира младшим школьником, как и любым человеком, идет в деятельности, одним из фундаментальных положений которой является ее предметность. В предметной деятельности разрешается одно из важнейших противоречий между тенденцией дифференциации учебного материала в обучении и, обусловленная современным уровнем развития культуры, необходимость формирования целостного видения реального мира. Научные положения о структуре индивидуального познания младшего школьника свидетельствуют, что в процессе формирования естественнонаучной картины мира когнитивные структуры имеют многоуровневый характер, и естественнонаучная картина мира отражается, формируется в виде адекватной моделиобраза, которая меняется у младших школьников в связи с пластичностью структур вместе с развитием ребенка.

Естественнонаучная картина мира, формируемая у младших школьников, определяется как синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний о природе и знании о способах изучения, отображения, сохранения природы планеты, который создается на основе закономерностей окружающего мира и включает представления о развитии материи, взаимосвязях, времени и пространстве.

Обобщая основные итоги исследования, можно констатировать, что его результаты подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой отражение природы в сознании ребенка как целостной системы способствует более эффективному формированию естественнонаучной картины мира, влияющей на развитие мировоззренияличностно значимая познавательная деятельность учащихся на основе опыта жизнедеятельности развивает субъектность изучения природы, способствует в целом саморазвитию личности младшего школьника и воспитанию экологической культуры.

Главная роль в процессе познания природы принадлежит абстрагированию знаний, позволяющему ребенку проникнуть в сущность объектов и явлений реальной действительности. Результатом абстрагирования являются первоначальные научные понятия, которые вводят ученика в мир закономерностей и образуют понятийные системы, отображающие естественнонаучную картину мира. Понятия, раскрывая существенное в природе и корректируя субъектный опыт жизнедеятельности ученика, помогают осознать закономерности природы, не теряя связи с реальной действительностью. С момента осознания закономерностей и проникновения во взаимосвязи, младшие школьники начинают переходить к научному познанию природы, и у них появляется возможность формирования естественнонаучной картины мира как: этапа и способа становления начальных мировоззренческих взглядов, идей, убеждений, чувств и естественнонаучного, экологического мышленияпроблемы и определенного результата познания природымодели-образа целостного восприятия окружающего мира на основе его пониманиясредства интеграции знаний о реальной действительности и способов её познанияфактора развития естественнонаучного мышления и экологического воспитанияэлемента общекультурной подготовки.

Этот процесс сложен и противоречив. Для его осуществления необходимо учитывать соотношение объектов и явлений природы в реальных условиях существования (оригинала) и моделей, отражающих их, считая при этом, формирование чувственных образов о реальной действительности и развитие теоретического мышления самостоятельными сторонами в познавательной деятельности младших школьников.

Процесс формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира базируется на следующих выделенных педагогических закономерностях:

— смысловая аксиологическая насыщенность процесса изучения природы учащимися, которая определяет ценностное восприятие ребенком реальной действительности. Осознание младшим школьником личностного смысла изучения природы имеет непреходящее значение, так как ребенок ощущает себя единым целым с окружающим миром, с Космосом, появляется возможность возникновения устойчивой мотивации сохранения природы, изучения её с этой целью, способствует начальной экологической образованности. Данная закономерность определяет путь её реализации через включение в процесс изучения природы универсума ценностей природы и личностно значимой познавательной деятельности;

— систематичность, как одна из закономерностей формирования естественнонаучной картины мира предполагает прежде всего общую тенденцию познания природы младшими школьниками от общего к частному, от частного к общему и т. д. по восходящей спирали. Если рассматривать целостную картину мира как функциональную, открытую и саморазвивающуюся систему, то изучение элементов в свете её целостности и описание подсистем разного уровня сложности в их специфике должно происходить через сущность элементов системы и через структуру внешних и внутренних связей этих элементов. Система знаний о природе, как основа естественнонаучной картины мира, определяется в работе как относительно устойчивая система психических образований (представлений, понятий, закономерностей, естественной картины мира и их взаимосвязей) в личности младшего школьника, которая формируется при изучении реальной действительности (оригинала) и моделей, а также при изучении их соотношения. В данной системе «оригиналмодель — оригинал» основные системообразующие элементы — понятия и способы их изучения. К ученикам начальной школы преемлемо требование усвоения не системных, а систематических знаний, как понимания детьми взаимосвязей между фактами, представлениями, понятиями, основными закономерностями окружающего мира, осознания логики изучаемого научного материала. Исходя из данной закономерности, множество знаний о естественнонаучной картине мира выражается системами базовых и локальных понятий о природе и их взаимосвязями, которые выделены в интегрированном природоведческом курсе начальной школы;

— единство естественнонаучного и гуманитарного содержания ЕНКМ в учебных дисциплинах начальной школы, рациональной и идеальной форм диалектического познания проявляется, прежде всего, в тенденциях психологического восприятия действительности: интегративной, синтетической (право-полушарной) и дифференцирующей, аналитической (левополушарной), которые в единстве способствуют адекватному пониманию природы и имеют одинаковую значимость в её познании. Поэтому дидактический и методический аспект формирования у младших школьников естественной картины мира включает методы и приемы как классической, так и неклассической стратегии познания.

Выделенные в исследовании закономерности изучения природы младшими школьниками определили теоретическую базу формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира как: мировоззренческого знаниямодели (образа) целостного аксиологического восприятия окружающего мирасредства интеграции знаний о реальной действительности и способов её познанияфактора развития и саморазвития естественнонаучного мышленияфактора экологического воспитанияэлемента общекультурной подготовки подрастающего поколения.

Основными компонентами педагогической модели формирования естественнонаучной картины мира учащимися начальных классов являются:

— системный подход к созданию у младших школьников личностно значимой модели (образа) естественнонаучной картины мира;

— интеграция субъектного опыта младших школьников на основе: личностного смысла изучения природы и её сохранениясодержания, объема и связей первоначального научного понятиясамостоятельной творческой деятельности ученика как субъекта изучения реальной действительности- - овладение детьми младшего школьного возраста системой способов познания природы: общелогических, теоретических, эмпирических, способов творческого отображения природы, способов выражения эмоциональноценностного отношения к себе, к природе, к людям.

Изучение окружающего мира учащимися начальной школы осуществляется в результате междисциплинарной творческой познавательной деятельности ученика и учителя, позволяющей более осознанно и в системе усвоить основные понятия естественнонаучной картины мира: «космос — солнечная система — природа планеты Земля, её происхождение и развитие (воздушная, водная, твердая (суша, биосферная оболочка — сохранение природы», которые рассматриваются на разных уровнях обобщенности в зависимости от природных способностей ребенка и программного содержания учебных дисциплин начальной школы.

При формировании естественнонаучной картины мира младшие школьники осознают основные закономерности природы через усвоение понятийных систем, а также на планетарном уровне начинают осознавать взаимоотношения в системе «космос: природа — человек — общество: космос». В связи с этим содержание экспериментального природоведческого курса интегриро-ванно отражает данные современных наук, изучающих природу планеты Земля, связи с космосом, взаимодействие человека и природы, то есть программный материал курса обеспечивает возможность формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира на основе междисциплинарной деятельности.

Восприятие ученика как субъекта обучения, разработка технологии изучения природоведческого курса, ориентированного на ребенка, позволяет изучать природу на основе корректировки субъектного опыта ребенка относительно понятий, а также на основе самостоятельной опережающей познавательной деятельности младших школьников.

При изучении природы в курсе «Окружающий мир» (1−3, 1−4) интеграция субъектного опыта осуществляется на основе понятий ЕНКМ, но с учетом отраженного в понятии природного объекта или явления во всех взаимосвязях. Познание природы в целом, идет в системе и логике мысли — «конкретноеабстрактное — высшее конкретное», однако данная последовательность не является аксиоматичной при изучении конкретного природоведческого понятия, и зависит как от его содержания, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

Основной дидактической единицей технологии формирования картины мира и педагогического взаимодействия учителя и учащихся выделяется учебная задача — усвоение первоначального научного понятия о природе на основе междисциплинарной деятельности. Структура технологии решения учебной задачи включает следующие этапы:

— осознание учебной задачи младшими школьниками и создание личностного мотива изучения окружающего мира, отраженного в понятии- -индивидуальное планирование самостоятельного изучения природы, отраженной в понятии;

— выбор способов познания реальной действительности или моделей, отображающих её на основе субъектного когнитивного стиля;

— реализация самостоятельной познавательной и опережающей деятельности ребенка по изучению первоначального научного понятия с учетом вариативности выбора содержания, методов, форм, средств изучения окружающего мира;

— активизация субъектного опыта учащихся об окружающем мире, отраженном в понятии, создание образной модели естественнонаучной картины мира;

— создание знаковой модели естественнонаучной картины мира в процессе систематизации субъектного и межсубъектного (коллективного) опыта младших школьников через опорно-логическую схему понятия;

— интеграция естественнонаучного и гуманитарного субъектного и межсубъектного опыта, создание идеальной (мысленной) модели естественнонаучной картины мира на основе результатов междисциплинарной деятельности ученика и учителя;

— представление реальной действительности (оригинала) на основе мысленной научной модели, объяснение лично наблюдаемыми природными объектами и явлениями основных её закономерностей;

— самоконтроль и самооценка учащимся субъектной деятельности на основе смыслообразующей цели познания окружающего мира и учебной задачи.

При реализации модели процесса формирования у учащихся начальных классов естественнонаучной картины мира выделены следующие педагогические условия: личностно ориентированная технология и содержание природоведческого курса как основа формирования естественнонаучной картины мира у младших школьникововладение умениями самостоятельного изучения природы учащимися начальных классовтворческая познавательная деятельность учителя и учащихся при изучении окружающего мирасаморазвитие младших школьников в процессе формирования естественнонаучной картины мира.

В процессе личностно ориентированного формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников повышается уровень субъектности изучения природы, который характеризуется следующими показателями: осознанием задачи изучения окружающего мира на основе смыслообразую-щих целейсамостоятельного выбора способов, приемов и средств познания реальной действительностипрогнозирование субъектной деятельностисамоконтроля и самооценки собственной познавательной творческой деятельностипонимания и объяснения окружающего мира на основе усвоенных закономерностей.

В экспериментальном обучении на высшем уровне сформированное&tradeсубъектности изучения природы оказалось 60% выпускников начальной школы, а в контрольном -32,9% при общей положительной динамике.

В результате проведенного исследования разработаны критерии, показатели и выделены уровни сформированное&tradeу младших школьников естественнонаучной картины мира: первый — формирование ЕНКМ на основе репродуктивной деятельностивторой — формирование ЕНКМ на основе репродук-тивнотворческой деятельноститретий — формирование ЕНКМ на основе творческо-репродуктивной деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности внедряемой личностно ориентированной системы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира: на уровне сформированности ЕНКМ на основе творчески-репродуктивной деятельности в процессе внедрения интегрированного природоведческого курса и инновационной технологии изучения природы — 48,9% учащихся выпускных классов начальной школыпри внедрении инновационной технологии в процесс изучения традиционных природоведческих курсов — 34,5%- в контрольном обучении — 23,35% учащихся.

Кроме выяснения уровня формирования субъектности изучения природы, сформированности ЕНКМ, у младших школьников исследовалась зависимость развития таких качеств как наблюдательности, логики и самостоятельности суждений, воображения и речи, как интегрального качества личности.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности концепции формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
  2. А., Кривошеее А., Ушаков А. Проектно созидательная модель обучения. — Alma mater, 1994, № 1,С. 18−22.
  3. Г. Н., Клепинина З. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения,— М.: Просвещение, 1988, — 96с.
  4. М.К., Козлова В .Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992, — 77с.
  5. Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования / Исследования по общей теории систем: Сборник науч. тр. М.: Прогресс, 1969.
  6. Д.Я. Ознакомление с окружающим миром.- Вильнюс, 1984, — 56с.
  7. М.Н. Учебный предмет и его структура. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968.
  8. П.В., А.В. Панин. Философия.- М.:Проспект, 1997.- 565с.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. -494с.
  10. Ю.Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. — 304с.
  11. П.Амосов Н. М. Моделирование сложных систем. Киев: Наукова думка, 1968.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.:Лениздат, 1969. 13.13.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания — М., 1977.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. 238с.
  14. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / Избранные труды. -М., 1970.
  15. Т.П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительнойдеятельности школьников и особенностях их высшей нервной деятельности // Вопросы психологии. 1966.-№ 1.-С. 25.
  16. П.Анцибор М. Н., Матвеева Е. Н. Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности: Научно-метод. пособ.- 2-е изд. Тула, 1992. — 58с.
  17. Л.И. Роль анализа в познании причинно-следственных отношений Сб.: Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  19. А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 96с.
  20. С.И. Кибернетические аналогии в обучении. М., 1968.-42с
  21. Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. 1995.- № 5. -С.41.
  22. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -78с.
  23. Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.
  24. М. Методика на обучешето по естествознание в начальното училище. 2-е изд. София: Наука изкуство, 1967.- 204с. (на болг.яз.).
  25. С.П., Бурова Л. И. Окружающий мир: авторская учебная программа для общеобразовательных начальных школ, гимназий, прогимназий. Череповец, 1997.- 56с.
  26. С.П. Принципы обучения: Лекции по дидактике. М.: Просвещение, 1975. — 93с.
  27. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. -143с.
  28. С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 125с.
  29. Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Высш.шк., 1963. — 176с.
  30. К.В. Моделирование как категория теории познания. // Философские науки. 1967. -№ 2. -С.ЗЗ.
  31. А., Эйхгорн В. и др. Философия и прогностика. М.: Прогресс, 1971.
  32. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Просвещение, 1991. — 124с.
  33. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск: Факел, 1994. — 154с.
  34. Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. М.: Роман-газета, 1993.-Вып. 1.
  35. В.В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания // Вопросы психологии. 1991. -№ 2.
  36. Н.А. Самопознание. М., 1990.
  37. Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1991. -113с.
  38. Л.Ю. Графы и их применение. М., 1979. — 143с.
  39. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:Прогресс, 1986. — 423с.
  40. Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования (Ежегодник). -М.:Наука, 1973.
  41. Г. А. Развитие естественно научного мышления учащихся: Дис. д-ра психол.наук.- М., 1992.
  42. М.Н., Берулава Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск, 1996. — 34с.
  43. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  44. B.C. От наукоучения к логике культур. М., 1991.
  45. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.'.Наука, 1973. -234с.
  46. И.К. Система работы по формированию общего понятия взаимосвязей между природой и хозяйственной деятельностью людей у учащихся 3 класса. Л.: Изд-во Л ГПУ, 1974.
  47. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -423с.
  48. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994. — 64с.
  49. М.В. Формирование концепции содержания единой трудовой школы России: Автореф.дис.д-рапед.наук. М., 1994.
  50. Л.И. Личность и её формирование в детском коллективе. М.: Проев., 1964. — 464с.
  51. Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977.
  52. А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
  53. Л.И. и др. Руководство к учебной полевой практике по природове-дению.Учеб. пособ. Череповец: Изд-во ЧГПИ, 1996. — 131с.
  54. Л.И. Формирование у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий: Дис. к-та пед. наук, — М., 1983.
  55. Л.И. Психолого-педагогические основы преподавания природоведения в начальной школе: Программа спецкурса. Череповец, 1987. 24с.
  56. Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе: Учеб.пособ.к спецкурсу.- М.: Прометей, 1996. 123с.
  57. Л.И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста: Монография. М.: Прометей, 1997. — 161с.
  58. Л.И., Гриценко М. Е., Логовеева Г. П. Родной край.- Книга для младших школьников.- Вологда: Ворота Севера.- 1998.- 156с.
  59. Л.А. Программа «Развитие» (основные положения).- М., 1994.
  60. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учеб.пособ.к спецкурсу. -Л.: Изд-во ЛГПУ, 1989.-80с.
  61. В.И. Философские мысли натуралиста.- М., 1988.
  62. JI.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 173с.
  63. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань, 1975.
  64. Н.Ф. Теоретические и научно методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Науч. доклад. д-ра пед.наук. — М., 1994. — 35с.
  65. Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа№ 4, — 1997.- С. 36.
  66. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.:Просвещение, 1982. -144с.
  67. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспект Ростов н/Д., 1994.
  68. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.:Просв., 1985.
  69. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.-3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  70. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
  71. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. -45с.
  72. В.И. Основы теоретической педагогики. Спб., 1992.
  73. А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-413с.
  74. .С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы//Магистр. -1991. -№ 6. -С.10−18.
  75. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  76. Ю.З. Измерение интеллекта детей. М., 1992.
  77. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М., 1976.-477с.
  78. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера.- М., 1987.
  79. С.У. Методологические и теоретические основы формирования у учащихся средней школы естественнонаучной картины мира: Авто-реф.дис.д-ра пед.наук.- Киев, 1989.- 35с.
  80. А.А. Человек гармония природы М., 1990.
  81. А.А. Концепции современного естествознания М.: Центр, 1997.208 с.
  82. В.П. и др. Методика изучения природы в начальной школе. -М.:Просв., 1965.
  83. Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. -М.: Изд-во АН СССР, 1961,-351с.
  84. Ю., Давыдов В., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года.//Народное образование. 1993, — № 1 -С.З.
  85. H.JI. Преемственность в усвоении системы учебного материала учащимися начальных и средних классов школы,— М.: Просвещение, 1989.
  86. О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград: Изд-во ЮГУ, 1995.-93с.
  87. Л.И. Опыт построения системы первоначальных представлений и понятий о неживой природе (1−3 кл.).-М.: Просвещение, 1966.
  88. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.-М., 1983.
  89. Т.Г., Садохин А. Н. Концепция современного естествознания.- Калуга, 1997.
  90. Н.И. Формирование у младших школьников умения применять знания в новой учебной ситуации. -Киев, 1992.
  91. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода.- М.: Школа, 1994.-183с.
  92. В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.
  93. В.В. О понятии развивающего обучения //Сов. педагогика.- 1995. -№ 1 С. 29−39.
  94. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии. 1996 № 1 -С.5−9.
  95. В.В. Соотношение конкретных и абстрактных знаний в начальном обучении. -М.: Педагогика, 1968.-18с.
  96. М.А. Процесс обучения в советской школе. -М., 1960.
  97. А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1958.-326с.
  98. Э.Д. Пересмотр закона об образовании: опасности и необходимость, — М.: Изд-во Аналитического центра при президенте России, 1995.-59с.
  99. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис. д-ра пед.наук.-1978.
  100. А.Е. Дидактика. М. .Прометей, 1980.-202с.
  101. .И. Эмоция как ценность.- М., 1978.
  102. И.К. Дидактические основы построения предмета общеобразовательной школы: Дис. д-рапед.наук. -М., 1990.
  103. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  104. В.И. Методология и методика дидактического исследова-ния.-М.: Педагогика, 1982. -160с.
  105. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. -М.: Интерпракс, 1994. 279 с.
  106. Зак А. З. Развитие теоретического мышления детей. -М.: Знание, 1984. -152с.
  107. Зак А. З. Различие в мышлении детей. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992.-128с.
  108. JI.B. Обучение и развитие. -М.: Педагогика, 1975.- 440с.
  109. JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967.
  110. И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании экологического образования /Принципы экологического образования: Сборник науч. тр, — М., 1965.
  111. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе М.: Педагогика, 1981.-160с.
  112. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся /Очерки российской психологии.- М., 1994.
  113. Л.В. Развитие познавательного интереса как условие подготовки младших школьников к самообразованию. -М.-.Просвещение, 1990.
  114. Д.А. Особенности формирования приемов научного объяснения у младших школьников. -М., 1989.
  115. А.А. Искусство правильно мыслить,— М.: Просвещение, 1990. -237с.
  116. Изучение развития учащихся учителем: Метод, реком. для учителей начальных классов. /Под ред. М. В. Зверевой.- М., 1992.
  117. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Педагогика, 1973.-Вып. 1−3.
  118. И.И., Галатенко Н. Я. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. -М.: Логос, 1994. 207с.
  119. Н.Б. Развивающее обучение// Начальная школа.-1996. № 2.
  120. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.:3нание, 1981.
  121. Н.С., Назарова Т. С. Учебный процесс в младших классах и его принципы. -Л., 1973.
  122. Н.С., Назарова Т. С. Дидактика. Начальные классы. -М.:Просвещение, 1978. -223с.
  123. В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам: Учебное пособие. -Ростов н/Д.- 1994.-168 с.
  124. В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.- Автореферат диссерт. на. докт. наук, — М., 1995. 35с.
  125. В. И. Формирование у учащейся молодежи опыта самосовершенствования личности. В сб.: Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы. — М., 1995. — С. 20.
  126. З.И. Продуктивное мышление как основа обученное&trade-. М., 1971.
  127. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979. 48с.
  128. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. Логико-методологические проблемы. -М.: Педагогика, 1980. -151с.
  129. .М. Классификация наук. М., 1973.
  130. Н.Н. Творчество. Личность. Образование. -М., 1995.
  131. М.В. Обучение на основе полного усвоения /анализ мирового опыта. В сб. «Дифференциация как система» 4.1. — М., 1992.
  132. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособ. к спецкурсу. М.: Арена, 1994. -222с.
  133. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии, 1992. № 12 — С. 4.
  134. Г. Е. Методика формирования и развития понятий в 4 классе.-Л., 1975.-138с.
  135. Г. Е. Формирование и развитие системы природоведческих понятий и её пропедевтическая роль в биологическом образовании: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- Л., 1979.-35с.
  136. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-Т.1.-656с.
  137. Н.И. Логический словарь-справочник. -М.: Наука, 1975. -720с.
  138. П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. -324с.
  139. Л. С. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ, 1979.
  140. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ М.: Педагогика, 1977. 264с.
  141. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и др.-М.: Прометей, 1985,-431с.
  142. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976.
  143. В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М., 1996.
  144. Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Книга для учителя М.:Просвещение, 1988. 222с.
  145. И.Н. Младший школьник: особенности его интеллектуально -произвольных действий. М.: Моск. рабочий, 1990. — 63с.
  146. И.С., Волкова Т. П. Развитие интеллекта в образовании и освоении интеллектуальных технологий. Методологическая концепция комплексного программированного исследования. Новосибирск, 1994, — 47с.
  147. М.М. Процесс обучения на уроке. М.: Изд-во МГПИ, 1976.-136с.
  148. Левина М. М. Сущность и структура методов обучения: Дис. д-ра пед наук.-М., 1978. -359с.
  149. М.М. Методологические характеристики педагогической технологии обучения. -В кн.: Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки.- М., 1998. -С.27
  150. Д.Г. Дидактическая система подготовки учителя к моделированию содержания естественного образования.- Спб., 1993.
  151. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. -М.: Педагогика, 1980.
  152. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-79с.
  153. В.И. Полн.собр. соч. Т. 18, 29.-М., 1975.
  154. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М., 1975.
  155. А. Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во МГПУ, 1981.584с.
  156. И.Я., Журавлев И. К. Современная дидактика: Теория практике,-М., 1994.
  157. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  158. И. Процесс и структура человеческого учения. -М: Прогресс, 1970.
  159. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 304с.
  160. .Т. Ведение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара, 1997.-83с.
  161. И.И. Оптимизация структур учебных программ предметов естественно- научного цикла:Автореф.дис.д-ра пед.наук. -М., 1992.-35с.
  162. Г. П. Вопросы методики проведения уроков трудового обучения во 2 классе.- Череповец, 1983.
  163. Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса//Сов. педагогика.-1991. — № 12. — С.70.
  164. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся.- М., 1979.- 167с.
  165. А.Р. Мозг человека и психические процессы.-М.: Наука, 1963.
  166. И.Д. Формирование научных понятий у школьников с учетом их жизненного опыта. Свердловск, 1976.
  167. И. Д. Современная Русская школа.- Вологда, 1996.
  168. М.Р. Методика развития речи младших школьников. 2-е изд.-М.: Просвещение, 1985.-176с.
  169. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.-238с.
  170. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М. :Просвещение, 1977.-224с.
  171. В.Я. Инновационное обучение и наука, 1992 52с.
  172. Л.И. Человековедение. М., 1993.
  173. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы.- Учебное пособие. -Спб., 1995, — 85с.
  174. В.Г. Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе, — Вологда, 1986.- 51с.
  175. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия: от оптимистической утопии к гуманистическому реализму. М.: Магистр, 1994.
  176. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20, 42., -М., 1973.
  177. А. Самоактуализация. Пер. с англ./ Психология личности. -М., 1982.
  178. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -208с.
  179. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика,-М., 1984.-144с.
  180. M.JI. Современный урок. М.: Педагогика, 1981.-192с.
  181. Е.Н. История педагогики. М., 1938. -360с.
  182. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. /Под ред. А. Н. Федорова. -М., 1980.
  183. П.П., Буторин В. И. Развитие индивидуального творческого мышления. -М.: Изд. агентство"ПАЫ", 1994.- 163с.
  184. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. -220с.
  185. В.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: Изд-во АТУ, 1994.- 228с.
  186. В.П. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов. -М., 1970.
  187. Начальное образование в России. Инновация и практика /Под ред. А. Б. Русакова.- М.: Школа, 1994.
  188. Р.С. Основы общей психологии. В 3-х т.- М.: Владос, 1994. -573с.
  189. JI.A. Формирование у младших школьников общего способа решения учебных задач на основе МПС.-Л., 1989.
  190. А. Л. Семантическая концепция понимания. М., 1991.
  191. Вопросы стиля мышления в естествознании, — М., 1975.-144с.
  192. Ю.О. Теория и практика моделирования обучения. М., 1989.
  193. А.Ж. Чувственное и рациональное в эстетическом отношении младшего школьника к действительности. М.: Прометей, 1994.- 129с.
  194. Г. С. Формирование приемов мышления в обучении младших школьников. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1987.- 82с.
  195. Основы философии./Под ред. Е. В. Попова.-М.: Владос, 1997 -320с.
  196. О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования .// Начальная школа. № 4- 1997.- С. 2−3.
  197. Педагогика школы /Под ред. Г. И. Щукиной.-М.: Просвещение, 1977. -384с.
  198. Педагогика /Под ред. Т. А. Ильиной.- М.: Просвещение, 1976.
  199. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1989.
  200. Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- М.: Сов. энциклопедия, 1968.-880с.
  201. Педагогика /Под ред. В. А. Сластенина.- М., 1997.
  202. Педагогическое образование XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. -М., 1994.
  203. B.C. Методика формирования представлений и понятий о животных.-М., 1973.
  204. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.- М.: Педагогика, 1982. -Т.2.-416С.
  205. А.В. Роль фантазии в развитии естественных наук. -Спб., 1980.
  206. . Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1966.-659с.
  207. П.И., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. М.: Изд-во МОПИ, 1991.
  208. П.И. Самостоятельная познавательная деятельностьшкольников в обучении.-М.: Педагогика, 1989.-240с.
  209. А.А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе.- М., 1990.
  210. Н.Н. Пути обучения операции сравнения //Сов. педагогика.-1979.-№ 3.
  211. Л.Г. Проблемное обучение в процессе формирования у младших школьников математических умений. Учебное пособие к спецкурсу. — Череповец, 1990.-55с.
  212. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1990.
  213. Проблемы экологического образования в школе: Материалы всесоюзного пленума Научного совета по природоохранному просвещению. М., 1989. -143с.
  214. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы, 1−3).- М.: Просвещение, 1996. -160с.
  215. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы, 1−4).- М.: Просвещение, 1996.- 256с.
  216. Психологический словарь /Под ред.В. В. Давыдова, В. П. Зинченко и др.-М.: Педагогика- Пресс, 1996.- 440с.
  217. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дис. д-ра пед.наук.-М., 1989. -462с.
  218. Развитие ребенка /Под ред. А. В. Запорожца, Л. В. Венгера. М., 1968.
  219. Развитие творческой активности школьников /Под ред. A.M. Матюшки-на.- М.: Педагогика, 1991.- 160с.
  220. Развитие учащихся в процессе усвоения знаний: на материале начальных классов: Сборник науч.тр. /Под ред. М. В. Зверевой. М.: Изд-во НИИОП, 1981.-108с.
  221. .Е. Общая методика естествознания. М., 1947. -291с.
  222. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1993.-62с.
  223. Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.
  224. Томск: Пеленг, 1993. -61с.
  225. П. Существование и герменевтика /Феномен человека.- М., 1993.
  226. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989 -238с.
  227. Д.Х. Критерии отбора содержания и этапов формирования понятий /Проблемы программированного обучения: Сборник науч.тр.- Владивосток, 1973.
  228. Д.Х. Современные проблемы дидактики естественно- научного образования учащихся. Новосибирск, 1991.- 246с.
  229. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  230. С.Л. Основы общей психологии.- 2-е изд.-М.: Учпедгиз, 1946.
  231. Г. И. Концепции современного естествознания.- М., 1997.- 287с.
  232. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения /Под ред. Г. Н. Джибладзе.- М.: Педагогика, 1981.-Т. 1−2.
  233. А.И. Концепция одаренности. Ч.1.- Серия: Развитие творческого потенциала личности ребенка. М., 1997.
  234. К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (с начала XX века и до наших дней).Ч.З. М., 1991.
  235. Н.А. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении //Начальная школа. 1990.-№ 5.
  236. Л.С. Методика начального курса естествознания. -Спб., 1902.
  237. Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении. В кн.: Психология мышления, — М., 1965.
  238. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.- М., 1994, — 63с.
  239. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.- Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1994. -150с.
  240. И.М. Избранные произведения. М., 1958.
  241. Сиротенко А. И. Проблемы школьного географического образования в
  242. Украине (дидактико-методологический аспект): Учен. докл. дис. д-ра пед.наук.-Киев, 1995. -35с.
  243. М.Н. Активизация деятельности учащихся в обучении. -М., 1965.
  244. М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1956.
  245. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Полит, литра, 1971.-271с.
  246. В.А. Гуманитарная культура специалиста //Магистр.-1991.-№ 1.-С.16.
  247. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность, — М.: Изд-во Магистр, 1997.- 222с.
  248. О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведения. М., 1997.
  249. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.-198с.
  250. И.А. Начальное образование в России. -М., 1992.-152с.
  251. A.M. Логическая структура учебного материала. М.:Педагогика, 1974.-192с.252. 252. Столин В. В. Самосознание личности. -1983.
  252. Л.Ю. Развитие воображения у детей, — Ярославль, 1996.
  253. Г. Ф. Проблема индивидуальных домашних заданий учащихся //Начальная школа. -1987.-№ 6. -С.55.
  254. И.Т. Междисциплинарность как принцип экологического образования /Педагогические принципы и условия экологического образования: Сборник науч. тр, — М., 1983.
  255. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
  256. В.А. Рождение гражданина/ Избр. пед. соч.:В Зт. -М. :Педагогика, 1978. -Т. 1.-550с.
  257. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  258. Л.В. Новая модель школы: экология и диалектика. М.: Авангард, 1992.
  259. .М. Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.
  260. Д. Роль воображения в развитии естественных наук, — Спб.-1980.
  261. Л.Ф. Развитие познавательных способностей ребенка. -Ярославль, 1996.
  262. Д.И. Методика применения дидактического материала в процессе обучения биологии. М., 1977.
  263. Д.И. Проблема дидактических средств обучения биологии в школе. -М&bdquo- 1979.- 150с.
  264. Д.И. Естествознание: каким ему быть в начальной школе? //Педагогика, — 1995. № 2. — С.39.
  265. А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971. -311с.
  266. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990.-192с.
  267. А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебн. пособ. к спецкурсу. -Челябинск, 1978. -99с.
  268. УшинскийК.Д.Избр.пед.соч. В 11 т.-М., 1952−1959.-Т.1, 3,7, 8.
  269. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования // Учительская газета. 1996. -№ 41.
  270. Философские проблемы естествознания. -М., 1985.
  271. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова, — М., 1987.
  272. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. А. С. Арсеньева. М.: Интер., 1994. -127с.
  273. Философия образования. /Ред. А. Н. Кочергин.- М., 1996.-284с.
  274. Философия и методология науки. /Под ред. В. И. Купцова. М., 1996.-546с.
  275. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. -М.:Изд-во АПН1. РСФСР, 1961.-334.
  276. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся в обучении географии /Под ред. JI.M. Панчешниковой. М., 1985. -175с.
  277. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.:Просв., 1991.-228с.
  278. И.Т. и др. Введение в философию. М.: Изд-во полит. литер., 1989.
  279. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание //Сов.педагогика.-1990. -№ 2.-С.28.
  280. А., Фейдмин Ф. Определение понятия системы/ Исследование по общей теории систем: Сборник науч.тр. М.:Прогресс, 1969.
  281. Хрестоматия по педагогической психологии /Сост. и авторы А. И. Красило, А. П. Новгородцева. М., 1995.
  282. Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. // Международный философский журнал: Путь.- № 1- 1992.- С. 62.
  283. Ю.С. Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов процесса усвоения учебного материала младшими школьниками. -М., 1991.
  284. Н.И. Система обучения JI.B. Занкова и современная психология//Сов.педагогика. 1993.-№ 2.-С. 16.
  285. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982.
  286. С.А. Обучение и научное познание. -М.: Педагогика, 1981.-208с.
  287. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. -382с.
  288. В.Г. Педагогические аспекты личностно- ориентированного обучения. Волгоград, 1994.
  289. В.А. Гносеологические проблемы моделирования. -JI., 1964.-234с.
  290. B.C. Формирование диалектического мышления у школьников, — М., 1976.
  291. Н.Б. Возраст вопросов //Педагогика и психология.- М., 1990. -№ 10.
  292. Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учетом индивидуально-типологических особенностей. М., 1980.
  293. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. -160с.
  294. Н.Е. Когда урок воспитывает. М.: Педагогика, 1981. -126с.
  295. Щуркова Н. Е и др. Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. -М.: Новая школа, 1998. 206с.
  296. Д.Б. Избр.псих. тр. М.: Педагогика, 1989. -554с.
  297. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. //Педагогика и психология. № 10.
  298. Ф. Диалектика природы. М., 1969.
  299. П.М. Обучение математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1970.
  300. К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. М., 1953.- 230с.
  301. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979, -144с.
  302. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. -1996. № 6.
  303. И.С. Личностно ориентированное обучение.- М., 1997.
  304. В.А., Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Рос-тов-наДону, 1996. -480с.
  305. Wolfgang A. Verdeutlechung biologischer Zusammenhangem ethodisch didaktishe Moglichkeiter eines biologisch orientierten Sachunter richts: Diss.-Dortmund, 1980.
  306. Wolfgang D., Walter I. Yorstellungs und Begriffsbilding im Geographienunter richt. -Berlin:Volk und Wissen, 1966- 240s.
  307. Wolfgang H. Heimatbildang, Heimatkunge. Okologie im nationaien und europaschen Kontext. Bonn. Volfgang Hinrichs, 1981.
  308. Hand dusch pedagogischer GruntbegrifTe. Nunhen: Kosel Verlang, 1990.
  309. Klengberg I. Einfuhrung in die Allgemaine Didaktik.- Berjin: Vorlesunden, 1972.-242s.
  310. Klafka W. Studienzur Bildungstheorie und Didaktik.- Weinheim, 1977.-189s.
  311. Mitzlaff H. Heimatkunde und Sachunterricht Hist sistematische Studien zur Entwicklung des Sachunter richts zugleich eine Krit. Entwich lungs gebchiehte des Heimatideals im dt. Sprachraum.- Dortmung, 1985. — 215s.
  312. Smitnians H. Lernen aber wie?- Berlin: Volk und Wissen, 1976.-215s.
  313. Torndike E. Educational Psuchology: The Psychology of Learning. N. Y., Teachers college, 1993 /1913/ - 324s.
Заполнить форму текущей работой