Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление. После того, как рассматривание картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится… Читать ещё >

Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в 2014 году. В диагностике участвовало двадцать человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап — начальная диагностика. Второй этап — проведение развивающих игр. Третий этап — выявление динамики развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

На первом этапе диагностики использовались методики «Назови слова» и «Расскажи по картинке».

Методика «Назови слова».

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

  • 1. Животные.
  • 2. Растения.
  • 3. Цвета предметов.
  • 4. Формы предметов.
  • 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
  • 6. Действия человека.
  • 7. Способы выполнения человеком действий.
  • 8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов:

  • 10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам;
  • 8−9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам;
  • 6−7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами;
  • 4−5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп;
  • 2−3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами;
  • 0−1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития:

  • 10 баллов — очень высокий;
  • 8−9 баллов — высокий;
  • 4−7 баллов — средний;
  • 2−3 балла — низкий;
  • 0−1 балл — очень низкий.

Методика «Расскажи по картинке».

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ему показывают серию картинок (см. приложение 1). Далее ребенку дают 2 мин. для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассматривание картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (см. приложение 2), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов:

  • 10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи;
  • 8−9 баллов — в речи ребенка встречаются 8−9 из включенных в таблицу фрагментов речи;
  • 6−7 баллов — в речи ребенка встречаются 6−7 из содержащихся в таблице фрагментов речи;
  • 4−5 баллов — в речи ребенка имеются только 4−5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи;
  • 2−3 балла — в речи ребенка встречаются 2−3 из включенных в таблицу фрагментов речи;
  • 0−1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития:

  • 10 баллов — очень высокий;
  • 8−9 баллов — высокий;
  • 4−7 баллов — средний;
  • 2−3 балла — низкий;
  • 0−1 балл — очень низкий.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой