Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление. После того, как рассматривание картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится… Читать ещё >
Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и методы исследования
Исследование проводилось в 2014 году. В диагностике участвовало двадцать человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап — начальная диагностика. Второй этап — проведение развивающих игр. Третий этап — выявление динамики развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
На первом этапе диагностики использовались методики «Назови слова» и «Расскажи по картинке».
Методика «Назови слова».
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
- 1. Животные.
- 2. Растения.
- 3. Цвета предметов.
- 4. Формы предметов.
- 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
- 6. Действия человека.
- 7. Способы выполнения человеком действий.
- 8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов:
- 10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам;
- 8−9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам;
- 6−7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами;
- 4−5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп;
- 2−3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами;
- 0−1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов — очень высокий;
- 8−9 баллов — высокий;
- 4−7 баллов — средний;
- 2−3 балла — низкий;
- 0−1 балл — очень низкий.
Методика «Расскажи по картинке».
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ему показывают серию картинок (см. приложение 1). Далее ребенку дают 2 мин. для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассматривание картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (см. приложение 2), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Оценка результатов:
- 10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи;
- 8−9 баллов — в речи ребенка встречаются 8−9 из включенных в таблицу фрагментов речи;
- 6−7 баллов — в речи ребенка встречаются 6−7 из содержащихся в таблице фрагментов речи;
- 4−5 баллов — в речи ребенка имеются только 4−5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи;
- 2−3 балла — в речи ребенка встречаются 2−3 из включенных в таблицу фрагментов речи;
- 0−1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов — очень высокий;
- 8−9 баллов — высокий;
- 4−7 баллов — средний;
- 2−3 балла — низкий;
- 0−1 балл — очень низкий.