Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вариативная технологическая подготовка школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровневая дифференциация широко используется в организации обучения, в том числе и в образовательной области «Технология». Обеспечение условий обучения, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, требует создания не только многоплановых по содержанию, но и разнообразных по уровням и видам средств учебной деятельности. При условии их реализации обучение может включать в себя элементы… Читать ещё >

Вариативная технологическая подготовка школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая целевая направленность и методология отбора содержания технологического образования ориентированы на решение двуединой задачи: с одной стороны — построить целостное инвариантное ядро, как основу единого образовательного пространства страны, а с другой — обеспечить возможность обучения с учетом интересов школьников и особенностей системы образования. Для достижения результатов в структуре Базисного образовательного плана выделяются три раздела: инвариантная основа, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся во второй половине дня. При этом в федеральных образовательных стандартах большое значение придается развитию системы дополнительного образования учащихся.

Реализация гуманистической парадигмы образования предполагает создание образовательной системы, адаптированной к личности ребенка.

Общее построение процесса обучения школьников в основном базируется на показателях возраста и здоровья детей. Однако реализация целей и задач технологической подготовки должна учитывать особенности развития, мышления, индивидуальные возможности, интересы и устремления учащихся. Приблизиться к этому в условиях классноурочного обучения можно средствами дифференцированной учебной деятельности. Дифференциация учебного процесса осуществляется на основе содержательного и уровневого разделения обучения с учетом потребностей и особенностей обучающихся. С позиции целей обучения можно выделить несколько подходов к дифференциации технологической подготовки школьников:

  • • индивидуально значимый подход направлен на создание оптимальных условий для развития интересов и способностей каждого ребенка;
  • • социально значимый подход означает организацию обучения с целью формирования профессионально значимых качеств личности для удовлетворения потребностей общества.

Дифференциация учебного процесса по содержанию и уровням обучения призвана отражать необходимость обеспечения технологической подготовки школьников в наиболее значимых сферах практической деятельности с учетом интересов и особенностей детей, специфики и потребностей региона.

В педагогике выделяют внешнюю и внутреннюю дифференциацию учебной деятельности. Внутренняя дифференциация учебного процесса осуществляется посредством выполнения учащимися задач различного уровня сложности. Переходным видом является групповая дифференциация обучения. Задача уровневой дифференциации состоит в обеспечении адекватных условий обучения и развития детей. На этой основе вводятся уровни изучения учебного материала: базовый, повышенный и углубленный. Они определяют различные требования к подготовленности учащихся по содержанию обучения и способности практического применения полученных знаний, умений и навыков.

Уровневая дифференциация широко используется в организации обучения, в том числе и в образовательной области «Технология». Обеспечение условий обучения, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, требует создания не только многоплановых по содержанию, но и разнообразных по уровням и видам средств учебной деятельности. При условии их реализации обучение может включать в себя элементы дополнительной индивидуальной деятельности как в основном учебном процессе, так и внеурочной и внешкольной учебной работы. Уровни ее определяются личностными особенностями учащихся (способностями, подготовленностью, мотивацией и др.), а также условиями учебной деятельности, к которым следует также отнести готовность педагогов к ее адекватному обеспечению.

Уровневая дифференциация может пронизывать всю систему технологической подготовки, начиная с разделов репродуктивного обучения детей, приобретая особое значение в условиях творческой проектной, дополнительной учебной деятельности, способствуя наиболее яркому раскрытию индивидуальных черт и возможностей учащихся.

Многоуровневое обучение технологии может поддерживаться системой дифференциации занятий, введением спецкурсов и факультативов по интересам детей, организацией профильных классов и школ.

Внешняя дифференциация реализуется на основе организации профильных и углубленных курсов, классов, школ, т. е. различных организационных форм обучения.

Необходимо учитывать, что подготовка к трудовой деятельности — проблема многоплановая и ее решение возможно лишь при взаимодействии с другими предметными областями общего образования. Дифференциация технологического обучения требует привлечения практико-ориентированных разделов учебных предметов, интеграции курсов, создания специальных модулей (блоков) различных образовательных областей, развития внеурочной деятельности в целях усиления комплексной специализации и практической направленности учебного процесса.

Обучение по таким программам требует надлежащего материальнотехнического обеспечения и квалификации учителей.

Для реализации дифференцированного обучения и обеспечения возможности самореализации учащихся программой «Технология» предусмотрены различные направления обучения в основной школе и профильного обучения старшеклассников.

Технологическая подготовка в основной школе осуществляется на основе выбора учащимися предпочтительного направления обучения с учетом региональных и местных особенностей.

Направление «Индустриальные технологии» построено с преобладанием технологии обработки конструкционных материалов и электротехнологии.

Направление «Технологии ведения дома» связано в основном с изучением обработки ткани и пищевых продуктов, художественных промыслов и ремесел.

Направление «Сельскохозяйственные технологии» ставит целью изучение основ растениеводства и животноводства и освоение соответствующих технологий.

В связи с этим занятия по данному предмету могут вести разные учителя, обеспечивающие подготовку школьников по выбранным направлениям обучения.

В силу того, что технологическое образование связано с вопросами социализации, жизненного и профессионального самоопределения учащихся, прямо или косвенно должны учитываться особенности мужских и женских жизненных проявлений, основанных на различиях между полами в сфере трудовой деятельности, т. е. гендерная детерминация технологической подготовки.

Обсуждаемое и провозглашаемое равенство полов является в значительной мере вопросом морали и права. На практике существуют объективные физиологические отличия характера мышления и деятельности представителей разных полов, связанные с функционированием системы высшей нервной деятельности. В результате этого психологами сформулированы понятия «мужского» и «женского» интеллекта с наличием так называемых переходных вариантов. Поскольку женщины активнее используют правое полушарие головного мозга, у них лучше развита способность к общению и взаимодействию между людьми, а мужчины обладают более развитым левым полушарием и, соответственно, пространственным и логическим мышлением, имеет место соответствующая дифференциация сфер их практической деятельности. Женщины успешно трудятся в гуманитарных и социальных областях, где требуется образное мышление, а мужчины добиваются наибольших результатов на поприще науки, управления, материального производства. Все это дополняется физиологическими и физическими отличиями мужского и женского организмов.

В эпоху преобладания ручного производства это приводило к традиционному разделению труда на «мужской» и «женский» и соответствующей схеме трудового обучения школьников, включающей технический труд (мальчики) и обслуживающий труд (девочки). Само понятие «обслуживающий труд» закладывает в подсознание обслуживающую роль женщины, формируя неверный стереотип. В реальной жизни мужчине и женщине часто приходится меняться ролями как в семейных, так и в деловых отношениях. Современное перераспределение социальных ролей мужчины и женщины приводит к разрушению традиций гендерного разделения труда и соответствующих этому функций, занятий и сфер деятельности.

Социально-экономические изменения в современном обществе требуют преодоления сложившихся стереотипов и обеспечения педагогической поддержки социализации учащихся путем создания личностно ориентированной системы обучения и подготовки школьников к практической деятельности.

Существуют различные подходы к вопросам совместного и раздельного обучения представителей разных полов. В большинстве современных систем общего образования действует принцип совместного обучения. Он оправдывает себя для решения общегуманитарных задач обучения, развития и воспитания молодежи. Однако в процессе подготовки учащихся к практической деятельности вопросы особенностей женского и мужского труда играют заметную роль в формировании и реализации профессиональных устремлений школьников. Юридическое «равенство» мужчин и женщин не означает их профессиональную «одинаковость».

Осуществление поставленных задач должно базироваться на принципах социального равенства полов и учета гендерных особенностей учащихся.

Раздельная технологическая подготовка мальчиков и девочек имеет положительные и отрицательные аспекты. С одной стороны, она позволяет в большей мере реализовать специализированную гендерную систему обучения и повысить результаты профильной подготовки, однако с другой ухудшает коммуникативное и социальное взаимодействие полов и не учитывает индивидуальные особенности и профессиональные интересы.

В связи с направленностью технологического образования на задачи профессионального становления учащихся гендерные аспекты обучения нашли свое отражение в содержании и организации образовательной области «Технология».

Традиционное разделение на «мужской» и «женский» труд, подразумевающее семейно-ролевое разделение на «технический труд» мужчин в материальном производстве для обеспечения основного дохода семьи и «обслуживающий труд» женщин на бытовом уровне, не соответствует современным реалиям и вступает в противоречие с задачами технологической подготовки учащихся (к получению профессии). В связи с этим базовая часть технологического образования призвана обеспечить формирование технологической культуры учащихся в виде знаний, умений и трудовых навыков в соответствии с индивидуальными интересами в выбираемых сферах социально-трудовой деятельности человека. Это определяет отличие целей и задач технологической подготовки от таковых в системе трудового обучения школьников, связанного с решением вопросов самообслуживания или подготовки к работе на производстве.

Выбор гендерной детерминанты обучения определяется задачами учебного процесса, возрастными особенностями трудового и профессионального становления школьников и условиями учебного процесса в школе.

Совместная технологическая подготовка мальчиков и девочек играет ведущую роль в условиях малочисленной школы. Это находит свое отражение в структуре, содержании, формах, методах и обеспечении технологического образования школьников, решающего вопросы формирования технологической культуры учащихся и их подготовки к получению профессии.

На этапах начальной и основной школы возможны различные гендерные варианты обучения, закладывающие основы формирования технологической культуры и профессионального самоопределения учащихся.

Разделы технологического образования, связанные с информационной и гуманитарной сферами деятельности человека, не требуют раздельного изучения, что соответствующим образом отражается на содержании и организации учебного процесса базовых и специализированных элементов технологической подготовки учащихся.

Следует учитывать особенности разнополых объединений в процессе творческой учебной деятельности, в которых мальчики чаще проявляют больше поиска и фантазии, в то время как девочки более прагматичны и ответственны, склонны к общению и сотрудничеству в коллективе и с учителем.

При организации групповой творческой учебной работы (выполнении проектов) целесообразно использовать ролевое дополнение в процессе совместной деятельности мальчиков и девочек. Оно позволяет получать социально адекватные навыки работы, развивать психологическое восприятие противоположного пола, достигать высоких результатов за счет расширения спектра возможностей участников.

На этапе завершения основной школы (8—9 кл.) ведущей целью технологического образования выступает обеспечение условий практикоориентированной подготовки выпускников к выбору последующей образовательной траектории. Готовность учащихся к профессиональнообразовательному самоопределению может быть охарактеризована с позиций когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностнопрактического критериев. В этой связи выбор учащимися направления и уровня обучения определяется качеством полученного образования, степенью мотивации и ориентации в последующей профессиональнообразовательной деятельности. Структура предпрофильной технологической подготовки включает несколько взаимосвязанных разделов и этапов обучения.

Обеспечение профессиональной информации и включение учащихся в различные виды практического обучения создают условия реализации деятельностно-рефлексивного подхода в определении предпочтительной сферы и характера трудовой деятельности.

Практико-ориентированное обучение в старших классах основной школы должно быть направлено на создание целостной системы профессиональных проб по широкому спектру видов и форм практической деятельности. Участие в коллективной проектной деятельности создает условия выбора вида и цели труда, что является одним из важных условий определения уровня и формы последующего обучения и принятия после 9 класса решения о продолжении обучения в старших классах средней школы, либо переходе в систему начального или среднего профессионального образования.

Важной составляющей практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся является проектная деятельность. Она способствует формированию компетентности и самоидентификации учащихся в конкретных сферах деятельности на основе межпредметного взаимодействия прикладных интегративных дисциплин, в процессе постановки и творческого решения задач, достижения целей, получение и анализ результатов.

Изучение курса технологии в старших классах средней школы должно быть направлено на решение вопросов общекультурной подготовки и обеспечение потребности в углубленном технологическом обучении в соответствии с познавательными и профессиональными интересами учащихся. В этих целях могут осуществляться профилирование и специализация по различным вариантам и направлениям, учитывающим особенности региона, образовательного учреждения, интересов и возможностей учащихся. Профиль предусматривает изучение материала, общего для группы родственных профессий: основ техники, технологии, общественного питания, сельского хозяйства, организации и экономики производства в отрасли, технического творчества и т. п. В них закладывается уровень формируемых знаний и умений учащихся и требования безопасного проведения практических работ с учетом пожеланий учащихся и родителей в целях социальной защиты выпускников общеобразовательных учреждений для учащихся старших классов средней школы в рамках профильного обучения по технологии может осуществляться начальная профессиональная подготовка, которая особенно актуальна в условиях решения первоочередных задач жизнеобеспечения и профессионального становления в условиях недостаточного развития системы профессионального образования. Согласованная с потребностями рынка труда, такая подготовка может способствовать трудовой занятости молодежи, повышать ее социальную адаптацию и закладывать основы непрерывного профессионального образования.

Учебный процесс технологической подготовки в старшей школе может быть построен на нескольких уровнях:

  • 1) базовый — общетехнологическое обучение;
  • 2) повышенный — профильное (углубленное в определенном направлении) обучение;
  • 3) специальный — допрофессиональная или начальная профессиональная подготовка по отдельным специальностям.

Повышенный и специальный уровни технологического обучения приобретают особое значение в условиях ограниченной внешней образовательной среды школы и сложности реализации профессиональных интересов выпускников основной школы.

В старших классах средней школы может осуществляться углубленная технологическая подготовка по одному из направлений либо области (профилю) практической деятельности.

Профильное обучение осуществляется на основе комплекса базовых, профильных элективных учебных предметов.

Содержание обучения по технологическим профилям в 10—11-х классах позволяет обеспечить преемственность и непрерывный характер технологической подготовки на более глубоком и содержательном уровне по отношению к основной школе. В них дополнительно рассматриваются вопросы, связанные с обучением художественному конструированию, дизайну, изучением исторического развития и современного состояния основных и перспективных технологий, принципов устройства и использования современной техники, содержания и применения современных информационных технологий.

Области трудовой деятельности (профильные блоки) по своему содержанию могут быть представлены в обобщенном виде: промышленность, экономика, строительство, транспорт, энергетика, электроника, общественное питание, швейное производство, сфера обслуживания, растениеводство, животноводство, декоративно-прикладное искусство.

В зависимости от объема и уровня вариантов содержания (профильной направленности) технологической подготовки использования регионального и школьного компонентов, Базисным учебным планом выделяется определенное количество времени для освоения обучающимися программного материала, для обеспечения общеобразовательного профильного, либо специального уровня технологического образования.

Содержание выбранных обучающимися профилей подготовки задается соответствующими программами и должно отвечать общей задаче развития личности. В них уточняется содержание общей технологической составляющей и детализируется содержание специальной технологической подготовки, включаются необходимые сведения по овладению обучающимися знаниями и умениями в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В программах предусматриваются практические работы различного уровня сложности, творческие проекты как обязательный содержательный компонент технологической подготовки, которые соотносятся с образовательными потребностями и запросами обучающихся и процессами социально-экономического развития общества.

Тенденция к достижению высокого уровня профессионального образования населения характерна для развитых государств и проявляется в процессах развития системы отечественного образования. Уровень образования становится социально значимой категорией, определяющей намерения старшеклассников при подготовке к получению профессии. В этой связи существующая система профильного и специального технологического обучения в условиях современной средней школы в значительной мере нацелена на решение вопросов получения высшего образования. Указанные тенденции необходимо учитывать как действенный фактор развития системы технологической подготовки школьников.

Начальная профессиональная подготовка в условиях общего образования допускается при обеспечении требуемого объема часов на изучаемую профессию (специальность). Эти условия могут быть созданы путем использования объемов вариативной части профильных и элективных предметов Базисного учебного плана на цели профессиональной подготовки школьников. Объемы и сроки обучения зависят от сложности выбранной специальности.

При составлении образовательных программ подготовки по конкретным профессиям следует уделять необходимое внимание практическому обучению, т. е. технологическому разделу изучаемой специальности. Профессиональная подготовка должна завершаться сдачей обучающимися квалификационного экзамена, который засчитывается как экзамен по выбору с выдачей свидетельства установленного образца о присвоении квалификации по профессии (специальности).

Организация профессиональной подготовки должна осуществляться с соблюдением нормативных требований, принятых в учреждениях начального профессионального образования либо в системе курсовой профессиональной подготовки кадров по массовым специальностям.

Обучение по программам углубленной подготовки требует соответствующей организации, материального обеспечения учебного процесса и квалифицированных педагогических кадров (учителей школ и педагогов профессионального обучения).

Общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования могут осуществлять технологическую и начальную профессиональную подготовку школьников при наличии разрешения (лицензии) на данный вид деятельности. Ранее такую роль играли межшкольные учебные комбинаты. После реорганизации в учреждения дополнительного образования их функции, и возможности изменились, но в своем новом качестве они продолжают участвовать в решении задач поддержки технологического образования и социально — профессионального самоопределения учащихся. Важно отметить, что в настоящее время получают заметное развитие центры технологической поддержки на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования. Вместе с учреждениями дополнительного образования они играют роль технопарков технологической подготовки, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников, организации их общественно полезного труда и технического творчества. Возможности внешкольных технопарков позволяют повысить уровень и качество технологической подготовки школьников, способствовать развитию межпредметных связей различных образовательных областей, создают условия приближения учебного процесса к задачам реальной пробы сил и самоопределения учащихся в различных сферах деятельности. Возможность концентрации образовательных ресурсов в межшкольных центрах поддержки технологического образования создает условия обеспечения равных возможностей учащихся школ в получении качественных образовательных услуг, а профильная квалификация педагогов содействует повышению качества профессиональной диагностики и консультирования подрастающего поколения. Деятельность технопарков способствует развитию взаимодействия учреждений общего и профессионального сообразования, и построению гибких траекторий непрерывного образования молодежи. В силу своих возможностей они могут выполнять роль методических и учебных центров повышения квалификации педагогов технологического образования. На базе сетевых структур системы образования и производственных организаций могут функционировать детские объединения по интересам, осуществляющие реальную практическую деятельность. Выполнение работ с завершенным циклом производства создает условия эффективности технологической подготовки учащихся. Развитие существующих и открытие новых направлений деятельности центров технологической поддержки может способствовать комплексному решению задач и совершенствованию системы образования.

Общеобразовательная практико-ориентированная подготовка может стать основой и условием внешкольного обучения. В этой связи возможности базового технологического образования могут быть расширены за счет обучения школьников в системе дополнительного образования и начальной профессиональной подготовки. Комплексная технологическая подготовка старшеклассников может быть реализована в форме совместного обучения в общеобразовательной школе и в специальных образовательных учреждениях (на курсах, учебных комбинатах и др.).

Большое воспитательное и образовательное значение имеет самостоятельная и коллективная практическая деятельность молодежи в семье и социуме. Работа в домашнем хозяйстве и участие школьников в реальной экономической деятельности способствуют закреплению знаний, умений и навыков, развитию самоопределения и профессиональной направленности обучения.

Вариативные разделы, дополняющие базовые основы обучения, а также разнообразие форм и методов учебной деятельности составляют основу решения вопросов личностно ориентированной технологической подготовки школьников.

Она предполагает специализацию, видовую и уровневую дифференциацию содержания технологической подготовки в соответствии с интересами, способностями и особенностями школьников, с использованием адаптивных форм и методов организации учебного процесса для удовлетворения образовательных потребностей молодежи в современных социально-экономических условиях.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Раскройте понятие вариативной составляющей обучения технологии.
  • 2. Поясните основные направления вариативного развития базовой технологической подготовки.
  • 3. Охарактеризуйте понятие гендерной детерминации обучения школьников технологии.
  • 4. Определите задачи и требования к технологической подготовке на завершающем этапе основной школы.
  • 5. Приведите основы вариативного построения обучения технологии в старшей школе.
  • 6. Поясните условия реализации специализированной технологической подготовки школьников.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой