Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая технология формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России. К ним относятся: программно-целевая направленность учебно-воспитательного процессасоздание обстановки на занятиях для повышения познавательной активности обучаемыхпостоянный поиск путей повышения, уровня мотивации у обучаемых к занятиям… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ
    • 1. 1. Характеристика профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 1. 2. Взаимодействие как определяющее условие в формировании профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 1. 3. Методические подходы к формированию профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Характеристика уровней сформированности профессиональной направленнос ти у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 2. 2. Факторы, определяющие эффективность формирования. профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 2. 3. Обоснование и разработка педагогической технологии формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 2. 4. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ГПС
  • МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПОЖАРНЫХ ЧАСТЯХ
    • 3. 1. Анализ наиболее ценных личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности
    • 3. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение

Педагогическая технология формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика службы в пожарных частях ГПС МЧС России требует решения задачи, формирования, специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению' профессионального мастерства иобладающих высоким уровнем профессиональной’направленности-. Основным источником, комплектованиякадров: для: государственной противопожарной службы являются вузы ГПС МЧС.России. Анализ системы профессиональной ¡-подготовки курсантов—и, студентов, а в, вузах ГПС МЧС России свидетельствует о недостаточной^эффективности образовательного процесса. Многие из выпускников вузов ГПС МЧС России не могут самостоятельно принимать правильные решения и нести ответственность за их реализацию. В соответствии с этими фактами объективно возрастает потребность в повышенииэффективностипроцесса профессиональной подготовки специалистов в вузах ГПС МЧС России;

Служба в пожарных частях-требует от сотрудников ГПС МЧС России не только знаний, но и проявления личностных качеств, без которых невозможна эффективнаяпрофессиональная деятельность. Уровень развития этих качеств" характеризует устойчивость профессиональной: направленности личности (А.Н. Зайцев" 2009; И. Ю: Стригельская, 2003; Г. М. 11роходимова, 2005 и др.).

Непременным условием повышения эффективности формирования профессиональной направленности личности является обмен отношениями в педагогической системе «курсант, студент — преподаватель" — учебный коллектив». Поэтому формирование профессиональной направленности у обучающихся В’вузах ГПС МЧС Росси приобретает первостепенное значение.

Однакокак отмечает Министр по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу многим: выпускникам вузов ГПС МЧС’России не хватает профессионализма и достаточного уровняразвития личностных качеств для решения-профессиональных задач. '.

Педагогическая практика в вузах ГПС МЧС России показывает, что преподаватели и командиры учебных: подразделений основные успехи в развитии личности обучаемых связывают лишь с высокими результатами в учебе и выполнении служебных обязанностей.

Крайне редко в процессе учебной деятельности курсантов, студентов ставятся задачи, направленные на формирование навыков коллективного труда и сотрудничества, совместного преодоления трудностей и переживания радости от успешно проделанной работы. Это, безусловно, замедляет процесс формирования профессиональной направленности у курсантов и студентов вузов ГПС МЧС России в ходе учебной деятельности.

Такое-состояние педагогической практики обуславливается тем, что и в теории проблема формирования профессиональной направленности личности будущего сотрудника ГПС МЧС России^ недостаточно разработана. В большинстве исследований содержание профессиональной направленности рассматривается не в полном объеме.

Изучение вопросов формирования профессиональной направленности у разных категорий специалистов! осуществлялось Г. А. Волковицким, С. А. Гонтарем, А. Ф. Караваевым, H.A. Миджаловым, Д. Д. Невирко, Э.Ф. Зее-ром, В. М. Распоповым, Т. В-. Кудрявцевым, В. И. Светличным, А. И. Сухаревым и др.

В работах Ю. Г. Баскина (2006), Т. Б. Ванеевой (2009), Е. М. Проходимовой (2005), Г. В. Курносова (2006), В.Б.Рондырева-Ильинского (2004), Е. П. Соловьевой (2007) и других, раскрыты отдельные вопросы-формирования профессиональной направленности у будущих сотрудников ГПС МЧС России.

Все эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме. Между тем, несмотря на всю ценность сделанного, многие важные стороны этой проблемы остаются мало исследованными. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением и созданием педагогических условий для эффективного формирования профессиональной направленности у будущих сотрудников ГПС МЧС России. Слабо изучены специфические особенности самого процесса формирования профессиональной направленности.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что недостаточно прослежен характер объективных зависимостей между ходом развития^ профессиональной направленности у обучаемых в вузах ГПС МЧС России и системой их профессиональной подготовки. До сих пор не разработана, педагогическая технология формирования профессиональной направленности у студентов и курсантов вузов ГПС МЧС России.

Таким образом, внастоящее время существует противоречие между практикой формирования профессиональной направленности у обучаемых вузов ГПС МЧС России и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для повышения эффективности этого процесса.

Осознанно диктуемая современностью потребность в разрешении данного противоречия и определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка педагогической технологии формирования профессиональной направленности у курсантов и студентов вузов ГПС МЧС России.

Объект исследования — система профессиональной подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России будет осуществляться более эффективно, если:

— разработана педагогическая технология формирования профессиональной направленности, основанная на соблюдении единства процессов развития мотивовк практической деятельности и использованием наиболее эффективных форм, методов, средств обучения;

— обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования профессиональной направленности личности у обучающихся.

Задачи исследования:

1. Определить содержание профессиональной направленности личности и уровень ее сформированное&tradeу обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

2. Установить факторы, определяющие эффективность процесса формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России и на основании этого разработать соответствующую педагогическую? технологию ее формирования.

3. Обосновать психологогпедагогические условия, обеспечивающие успешность формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России и экспериментально проверить их эффективность.

Теоретическую основу исследования составили:

— методологические основы. профессиональногообразования (С.Я.Батышев, А. Э. Болотин, А. П. Беляева, Т. К. Кязимов, Ю-Н. Петров и др.);

— концепция личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.);

— психолого-педагогическая теория формирования профессиональной направленности личности в процессе образования (В.В. Давыдов, Б. Г. Ананьев, В. С. Конн, Э. Ф-Зеер, А: Н. Леонтьев, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина. С. А. Рубинштейн и др.);

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

— научно-педагогические положения по. проблеме проектирования' технологий обучения (С.И.Архангельский, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, К. Я. Вазина, НФ. Талызина, А. А. Уман, К. Ж. Чернова и др.);

— научные основы учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, Н. С. Боголюбов, Н. Л. Лернер, М. Н: Скаткии, В. С. Сластенин и др.);

— теория профессиональной подготовки специалистов ГПС МЧС России (В.С. Артамонов, Ю. Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, В. П. Гилёв, В. И. Моша, Е. А. Малыгина, М.Т. Л обжа, В. А. Щёголев и. др.).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован следующий комплекс методов исследований, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

— анализ и обобщение передового педагогического опыта, существующих программ, учебников и методических пособий, архивных документов по проблеме исследования;

— изучение специальной литературы по теме исследования, а также в области смежных отраслей научного знания;

— теоретический анализ;

— системный подход- 1.

— тестирование и анкетированиепедагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования стал Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (г. Белгород). Исследованием было охвачено более 150 студентов учебного заведения, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность». Исследования проводились в рамках темы НИР «Профессиональная направленность» Белгородского государственного технологического университета им. В. Г, Шухова.

Исследования проводились в четыре этапа.

Первый этап (2004;2005 гг.) — изучение философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение состояния проблемы формирования профессиональной направленности для подготовки специалистов пожарной безопасностиосмысление и формулировка научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования, знакомство с опытом работы различных вузов, проведение сравнительно-сопоставительного анализа проблемы. Проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2005;2006 гг.) — проведение и изучение материалов констатирующего исследования, определение уровней сформированности профессиональной направленности у студентов, разработка экспериментальной комплексной педагогической технологии формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузе и подготовка к реализации программы опытно-экспериментальной работы. Проведение поискового эксперимента.

Третий этап (2006;2008 гг.) — организация опытно-экспериментальной работыанализ, обобщение и систематизация результатов исследованиявыявление психолого-педагогических условий эффективного формированияпрофессиональной направленности у будущих специалистов пожарной безопасности. Проведение формирующего эксперимента.

Четвертый этап (2008;2011 гг.) — проведение контрольного эксперимента, текстовое оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в обосновании и разработке педагогической технологии формирования профессиональной направленности^ у будущих сотрудников ГПС МЧС России в процессе обучения в вузе. Определено, что данная технология включает: компоненты профессиональной направленности, обеспечивающие эффективную деятельность выпускников вуза ГПС МЧС Россиинеобходимые способности, определяющие высокий сформированности профессиональной направленностиметодические приемы формирования профессиональной направленности у обучаемыхоценку уровня сформированности профессиональной направленности у выпускников, как результат обучения в вузах ГПС МЧС России.

Установлено содержание профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России, которое определяется их нравственной позицией, умением противостоять негативным влияниям, проявлением самостоятельности в мыслях, побуждениях, поступках, что позволяет эффективно решать задачи в будущей профессиональной деятельности по ликвидации и спасению людей.

Выявлены уровни развития профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России:

— низший уровень, характеризуется отсутствием осознания значимости для обучаемого взаимопонимания, знания отрывочны, доминирует негативная установка;

— уровень ниже среднего, характеризуется наличием у обучаемых ограниченных знаний, слабой мотивации к обучению, ситуативной зависимости поведения от внешних обстоятельств;

— средний уровень, характеризуется осознанным отношением к будущей профессиональной деятельности, согласованностью в проявлениях мыслей, чувств' поведения, достаточной мотивацией к обучению;

— уровень выше среднего, характеризуется появлением согласованности мыслей, чувств, поступков в отношении к окружающим людям, недостаточной устойчивостью поведения, умением отстоять свою точку зрения и высокой мотивацией к учебе;

— высокий (эталонный) уровень, характеризуется гармонией и устойчивостью согласованности мыслей, чувств и действий. Обучаемым присуща основательность знаний, самостоятельность, активность, сопереживание, содействие окружающим людям стало нормой жизни.

Установлены факторы, определяющие высокую эффективность процесса формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России. К ним относятся: тесная связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью сотрудника ГПС МЧС Россииучет индивидуальных возможностей к обучению в процессе профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС Россиииспользование проблемно-деятельностного подхода к обучениюналичие научно обоснованной системы диагностики, определяющей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС Россииконструирование правильного взаимодействия педагогических систем «преподаватель — обучаемый» и «учебная группа — обучаемый" — наличие объективных методик изучения личности обучаемого, его поведения, мыслей, чувствэмпатичность профессорско-преподавательского состава к проблемам обучающихсяналичие научно обоснованной этапности процесса формирования профессиональной направленности у обучаемых со своими целями, задачами и содержанием.

Обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России. К ним относятся: программно-целевая направленность учебно-воспитательного процессасоздание обстановки на занятиях для повышения познавательной активности обучаемыхпостоянный поиск путей повышения, уровня мотивации у обучаемых к занятиям и дальнейшей профессиональной деятельностистимулирование обучаемых к саморазвитию, обеспечивающему самоутверждение «и самовыражение личности в разнообразных делах и поведенииформирование у обучаемых познавательной самостоятельности в процессе профессиональной подготовкинасыщенность процесса обучения активными формами профессиональной подготовкиВысоконравственное взаимодействие преподавателей и обучаемых, комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую, деятельностнукг сферы личности в ходе обучениявыработка объективных критериев оценки уровня сформированности профессиональной направленности1 у обучаемых, и контроль над ее развитием.

Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной педагогической технологии формирования профессиональной направленности.

Теоретическая значимость исследования состоит в получении нового знания: о структуре и содержании профессиональной направленности обучающихся в вузах ГПС МЧС Россииоб уровнях сформированности профессиональной направленности у обучающихсяо факторах, определяющих высокую эффективность процесса формирования профессиональной направленностио педагогической технологии формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС Россиио психолого-педагогических условиях, обеспечивающих успешность формирования и развития профессиональной направленности у обучаемых.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программ по специальным дисциплинам пожарной безопасности, которые реализуются в рамках разработанной комплексной технологии формирования профессиональной направленности у обучаемых. Разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя систему практических рекомендаций по проведению занятий, разработаны методические пособия, комплексные задания, позволяющие успешно решать задачи по формированию профессиональной направленности у будущих сотрудников ГПС МЧС России в процессе обучения в вузе. Обоснованы рекомендации по оценке эффективности процесса профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности в интересах развития у них профессиональной направленности. Результаты исследования могут быть использованы для корректировки существующих программ, с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогических наукло гикой исследованиявыбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборкиположительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами математической’статистики.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Полученные результаты могут применяться для совершенствования образовательного процесса в других вузах, готовящих специалистов пожарной безопасности. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и подготовке методических пособий, методических рекомендаций по формированию профессиональной направленности у обучающихся для учебных отделов, заведующих кафедрами и профессорско-преподавательского состава.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретические основы организации профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной направленности у будущих специалистов пожарной безопасности в условиях вуза.

2. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России. Данная технология включает: компоненш профессиональной направленности, обеспечивающие эффективную деятельность выпускниковнеобходимые способности, определяющие высокий уровень сформированности профессиональной направленностиметодические приемы формирования профессиональной направленности у обучаемыхоценку уровня сформированности профессиональной направленности у выпускников вуза.

3. Специально разработанный учебно-методический комплекс формирования профессиональной направленности у будущих специалистов пожарной безопасности в условиях вуза, а также методические и практические рекомендации ее развития.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на научных заседаниях Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухована научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Белгородском государственном технологическом университете и Алек-сеевском филиале Белгородского государственного университета (2007;2011). Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях в г. Кисловодске (2009), г. Белгороде (2008,2009), г. Алексеевке (2009), г. С-Петербурге (2009).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой