Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В определенный период ребенок может проявлять поведение, которое не соответствует его полу. Чаще всего это связано с бессознательным копированием поведения наиболее значимого родителя, а так же фактическим отсутствием культурных доминант и традиций в современной семье. Однако, необходимо отметить, что по мере взросления данный процесс замедляется, так как сами родители начинают указывать детям… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Роль родительской опеки ребенка от 1 до 3 лет
    • 1. 1. Развитие ребенка в раннем детском возрасте
    • 1. 2. Роль взрослого в развитии ребенка в раннем возрасте
  • 2. Родительская опека, как основа социализации ребенка раннего возраста
    • 2. 1. Роль семьи в усвоении ребенком раннего возраста социальных навыков
    • 2. 2. Роль специфики семьи в социализации ребенка раннего возраста
  • Заключение
  • Список литературы

Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семья с момента рождения и до самой школы остается приоритетной, а иногда и единственной сферой социализации. В семье ребенок приобретает все необходимые базовые навыки, которые в дальнейшее будут способствовать его успешному обучению в школе.

Ребенок в процессе взаимоотношений с родителями формирует в своем сознании определенную модель поведения. Не имея возможности анализировать, выстраивать свое собственное мнение, представление он воспринимает модель поведения и личностные качества отца или матери как непреложную истину.

Исходя из процессов взаимоотношения ребенка и родителя необходимо отметить, что личность ребенка естественным образом притягивается к личности родителя противоположного пола (и наоборот) и личность ребенка естественным образом отталкивается от личности родителя одного с ним пола (и наоборот).

Современная семья, отойдя от своего основного предназначения — социализации ребенка — достаточно часто воздействует на ребенка деструктивно. Чаще всего деструктивность влияния заключается в наличие у родителей некоторых отрицательных с точки зрения общества качеств. Возможно выделить следующие особенности личности родителей, диструктивно влияющие на личность детей: дезинтеграция, внутренняя конфликтность, невротические черты, повышенная тревожность, чувство вины. Данные черты приводят к передаче родителями детям деструктивных форм личности. Сами дети становятся источниками нервного напряжения родителей, что приводит к эмоциональному отторжению детей и формированию у них чувства незащищенности, ощущения ненужности, отсутствия любви и, как следствие, в последующем к возникновению склонности к поиску понимания вне семьи.

Значительное влияние на процесс успешной социализации оказывает и нарушение благоприятной атмосферы в семье. Окружение внутри семьи может являться излишне устойчивым либо излишне изменчивым. И тот и другой вариант является отклонением и способствует формированию деструктивного типа личности. Среди данных форм выделяются следующие варианты:

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Таким образом, возможно отметить, что родительское отношение является значимым фактором в социализации дошкольника и усвоения ими норм и правил поведения. Так же родительское отношение становится базовой основой для формирования различного рода девиаций.

Современных ученых, занимающихся исследованиями семьи, можно разделить на сторонников кризиса семьи и модернизации семьи. Исходя из своих предпочтений они определяют и влияние современной семьи на процесс социализации детей.

Сторонники кризиса семьи негативно оценивают утрату либо замещение государственными и общественными институтами ее основных функций, разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни. В рамках этой концепции семья и ее интересы имеют приоритет перед правами и интересами индивидуума. Подчеркивается необходимость создания социокультурных условий для повышения субъектной роли семьи: «Семье (а не только индивидууму) предоставляется качественно новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее самостоятельного функционирования».

Сторонники модернизации отмечают, что современная семья по — прежнему сохраняет свое значение приоритетной сферы социализации ребенка. Более того, ими отмечается положительная динамика в социализации детей в связи с тем, что ребенок чувствует себя в современной семье более комфортно, чем в традиционной. Современными родителями используются, в большинстве, гуманные способы воспитания. Ребенку уделяется гораздо больше внимания со стороны родителей и прочих членов семьи в связи с тем, что в свете демографического кризиса общество Запада, в том числе и России, становится более детоцентристским и ставит в приоритет право ребенка на развитие и самореализацию. Мужчина в семье больше не имеет безраздельного права распоряжаться жизнью остальных членов семьи по своему собственному усмотрению. Семья строится на правах партнерства родителей и ребенок в ней является фактически равноправным партнером, что обеспечивает успех его социализации буквально с самого раннего возраста. Также отмечается важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т. е. к сознательному родительству и выбору числа детей.

Благополучие ребенка в современной семье рассматривается как одна из ее основополагающих функций. В процессе воспитания и социализации в семье ребенок усваивает навыки жизни в окружающем мире, соотносит себя с ним, осмысливает свою семью, роль родителей в своей жизни, соотносит себя с определенным полом и соответствующей ему модели поведения.

При этом необходимо отметить, что дети раннего возраста иначе воспринимают окружающий мир, чем взрослые. Во многом дети копируют поведение родителей, либо значимых для них взрослых. Однако, назначение и функции многих моделей поведения не осознается ими.

В определенный период ребенок может проявлять поведение, которое не соответствует его полу. Чаще всего это связано с бессознательным копированием поведения наиболее значимого родителя, а так же фактическим отсутствием культурных доминант и традиций в современной семье. Однако, необходимо отметить, что по мере взросления данный процесс замедляется, так как сами родители начинают указывать детям на необходимость формирования необходимых для их пола качеств: «ты девочка, посмотри на маму», «ты мальчик — должен быть как папа». В связи с этим ребенок начинает переключаться на формирование качеств своего пола, ярким примером которого являются родители.

Таким образом, процесс социализации ребенка раннего возраста напрямую связан с имитацией им моделей поведения, которые он наблюдает в семье, которые усваивает в процессе воспитания родителями. Ребенок перенимает многие личностные качества родителей, которые в дальнейшем в симбиозе со сформировавшимися у него личностными качествами могут способствовать или препятствовать социализации. Современная семья по — прежнему сохраняет свое значение базы социализации. Именно в семье современные дети получают необходимые ему навыки общения и взаимодействия с внешним миром.

Заключение

.

Таким образом, в результате анализа литературы, качающейся вопросов о роли родителей в развитии ребенка раннего возраста, возможно отметить, что родители и выстроенные ими педагогические подходы к воспитанию становятся определяющими в развитии ребенка.

Ранний детский возраст является очень насыщенным периодом в развитии ребенка, в данном возрасте форсируется ряд основополагающих умений, навыков, качеств. Формирование данных умений и качеств зависит от деятельности взрослого, который представляется объектом для подражания и эталоном действия для ребенка. Наиболее активными в данном случае являются самые близкие для ребенка люди — родители.

Влияние родителей на ребенка раннего возраста во многом зависит от стиля воспитания, который они выбирают. Благодаря выбранному стилю воспитания также успешно формируется и психика, физические и эмоциональные навыки ребенка. Конструктивное или деструктивное влияние также определяется и педагогической активностью родителей, то есть тем, насколько часто они уделяют внимание развитию ребенка, какие педагогические приемы и технологии для этого используют. Попустительское педагогическое поведение родителей может стать основной причиной отставания ребенка, возникновения у него в последующем задержки психического развития.

В семье ребенок получает необходимые навыки общения с окружающим миром и знания, которые помогают ему спешно развиваться в обществе. В семье ребенок усваивает нормы родного языка, развивает свои коммуникативные способности, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающими на вербальном уровне.

Также в семье ребенок усваивает определенные модели поведения, которые являются характерными для его пола. Наблюдая за родителями своего пола дети учатся вести себя таким образом, чтобы заслужить социальное одобрение.

Семья может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс социализации ребенка. Наблюдая модели девиантного поведения ребенок автоматически усваивает их и принимает, как значимые для себя. Отрицательное влияние на процесс социализации могут сыграть личностные качества родителей, модели отношений с ребенком и отношения к ребенку, принятые в семье.

Выстраивая определенную воспитательную модель родители воздействуют на ребенка, формируя у него устремленность к успеху или неудаче, что определенным образом скажется на его дальнейшем успешном либо неуспешном процессе социализации.

В общем и целом, возможно отметить, что семья — базовый институт, который наиболее качестве может обеспечить для ребенка полноценный процесс социализации, физического и психического развития Качество воспитания и развития зависит от уровня развития и приоритетных моделей поведения и ценностей родителей. Родители играют ведущую роль в успешном формировании физического, психического и эмоционального развития ребенка.

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Ю.В. Копылов — Ростов-на-Дону, 1998. — 448 с.

Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы./Ю.Е. Алешина// Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. — 1987. — № 2.

Антонов Л.И., Медведков В. М. Социология семьи./Л.И. Антонов — М.: Академия, 1996. — 304 с.

Антонов А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи России XXI века. — М.: Академия, 2010. — 412 с.

Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок — какой он есть./А.И. Баркан — М.: Элита, 1999. — 429 с.

Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе./Л.И. Божович// Вопросы психологии. — 1976. — № 6. — с. 45 -53.

Брагина Т. В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка: Дис. … канд. псих. наук./Т.В. Брагина — Новосибирск, 2000. — 159 с.

Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии./Л.Г. Корно — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

Буренкова Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. … канд. псих. наук./Е.В. Буренкова — Пенза, 2000. — 237 с.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии./Л.М. Асинцева- СПб.: Питер, 1997. — 134 с.

Гарбузов, Исаев, Захаров И. И. Семейная адаптация. — М.: Академия, 2004. — 372 с.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: Дрофа, 2000. — 240 с.

Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. — 1992. — № 1 — 2. — с. 22 — 33.

Дармодехин С. В. Семья и государство. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2010. — 218 с.

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров — СПб.: Проспект, 2000. — 224 с.

Земска М. Семья и личность./М. Земска — М.: Наука, 1986. — 224 с.

Крэйг Г. Психология развития./Ю.М. Степанова — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

Лебединская О. Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2000. — 375 с.

Обухова Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития./Л.Ф. Обухова- М.: Педагогика, 2009. — 166 с.

Петровский В. А. Феномены субъектности в развитии личности./В.А. Петровский — Самара, 2007. — 258 с.

Петровский В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений./В.А. Петровский // Психологический журнал. — 2000. — № 1. — с. 28 — 36.

Крэйг Г. Психология развития./Ю.М. Степанова — СПб.: Питер, 2000. с.

92.

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров — СПб.: Проспект, 2000. с.

54.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии./Л.М. Асинцева- СПб.: Питер, 1997. с.

72.

Там же с. 73.

Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе./Л.И. Божович// Вопросы психологии. — 1976. — № 6. с. 48.

Петровский В. А. Феномены субъектности в развитии личности./В.А. Петровский — Самара, 2007. с.

211.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / А. Г. Рузская. — М.: Элита, 1997. с.

117.

Земска М. Семья и личность./М. Земска — М.: Наука, 1986. с. 41.

Лебединская О. Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2000. с.

132.

Гарбузов, Исаев, Захаров И. И. Семейная адаптация. — М.: Академия, 2004.

с. 74.

Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. с. 71.

Антонов А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи России XXI века. — М.: Академия, 2010. с. 96.

Дармодехин С. В. Семья и государство. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2010. с.

90.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Ю.В. Копылов — Ростов-на-Дону, 1998. — 448 с.
  2. Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы./Ю.Е. Алешина// Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. — 1987. — № 2.
  3. Л.И., Медведков В. М. Социология семьи./Л.И. Антонов — М.: Академия, 1996. — 304 с.
  4. А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи России XXI века. — М.: Академия, 2010. — 412 с.
  5. А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок — какой он есть./А.И. Баркан — М.: Элита, 1999. — 429 с.
  6. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе./Л.И. Божович// Вопросы психологии. — 1976. — № 6. — с. 45 -53.
  7. Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка: Дис. … канд. псих. наук./Т.В. Брагина — Новосибирск, 2000. — 159 с.
  8. Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии./Л.Г. Корно — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  9. Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. … канд. псих. наук./Е.В. Буренкова — Пенза, 2000. — 237 с.
  10. Л.С. Вопросы детской психологии./Л.М. Асинцева- СПб.: Питер, 1997. — 134 с.
  11. Гарбузов, Исаев, Захаров И. И. Семейная адаптация. — М.: Академия, 2004. — 372 с.
  12. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: Дрофа, 2000. — 240 с.
  13. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. — 1992. — № 1 — 2. — с. 22 — 33.
  14. С.В. Семья и государство. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2010. — 218 с.
  15. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров — СПб.: Проспект, 2000. — 224 с.
  16. М. Семья и личность./М. Земска — М.: Наука, 1986. — 224 с.
  17. Г. Психология развития./Ю.М. Степанова — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  18. О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2000. — 375 с.
  19. Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития./Л.Ф. Обухова- М.: Педагогика, 2009. — 166 с.
  20. В.А. Феномены субъектности в развитии личности./В.А. Петровский — Самара, 2007. — 258 с.
  21. В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений./В.А. Петровский // Психологический журнал. — 2000. — № 1. — с. 28 — 36.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ