Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические аспекты совершенствования подготовки учителей школ в области информационной компетентности в системе повышения квалификации: На примере подготовки учителей информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О.Н., Кравцовой А. Ю., Кузнецова А. А., Кузнецова Э. И., Пугач В. И., Роберт И. В., Швецкого М. В., Шухмана А. Е. и др.- по теоретическим и практическим аспектам информатизации образования в отечественной и зарубежной образовательной практике Ваграменко Я. А., Зайнутдиновой JI.X., Кузнецова А. А., Лапчика М. П., Панюковой С. В., Роберт И. В., Румянцева И. А. и др.- в области дифференцированного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ современного состояния подготовки учителей школ в области информационной компетентности в системе повышения квалификации

§ 1.1. Анализ профессиональной готовности учителей школ к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности в современных условиях информатизации образования.

§ 1.2. Методические особенности структуры и содержания подготовки учителей информатики в области информационной компетентности.

§ 1.3. Направления подготовки учителей школ, работающих в области информатики и ИКТ в условиях информатизации образования.

§ 1.4. Принципы совершенствования подготовки учителей школ, работающих в области информатики и ИКТ в системе повышения квалификации.

Выводы по главе

Глава 2. Методические особенности подготовки учителя информатики в системе повышения квалификации в условиях информатизации образования.

§ 2.1. Методические требования к подготовке учителя информатики как предметника и организатора процесса информатизации образования в школе.

§ 2.2. Структура и содержание курсовой подготовки учителей информатики «Информатика и информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя».

§ 2.3. Организация педагогического эксперимента по апробации методических аспектов повышения квалификации учителей школ, работающих в области информатики и ИКТ (на примере курсовой подготовки учителей информатики «Информатика и информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя»).

Выводы по главе 2.

Методические аспекты совершенствования подготовки учителей школ в области информационной компетентности в системе повышения квалификации: На примере подготовки учителей информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование информационного мировоззрения членов общества рассматривается сегодня как основа вхождения России в мировое информационное пространство. Одним из механизмов информатизации современного общества является информатизация системы образования на всех ее уровнях. Этот процесс предъявляет иные требования к педагогам школ в области повышения компетентности каждой личности в интеллектуальной, общественной, экономической, коммуникационной, информационной и других сферах деятельности.

Возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство школы. Формирование информационной компетентности у учителей имеет два аспекта: общеобразовательный и профессиональный (Смолянинова О.Г.).

Под информационной компетентностью (Добудько Т.В., Стоуборт М., Семенов А. Л., Смолянинова О. Г, Шухман А. Е. и др.) учителя будем понимать компетентность, связанную с возникновением информационного общества и необходимостью формирования принципиально новой культуры педагогического труда на основе средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий с целью осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. При этом под информационной деятельностью будем понимать (Захарова Т.Б., Роберт И.В.) деятельность по сбору, обработке, использованию, продуцированию, передаче, тиражированию информации как в учебной, так и профессиональной деятельности при условии реализации возможностей современных информационных и коммуникационных технологий. Под информационным взаимодействием понимаем деятельность по обмену, передаче, обработке, адаптации и использованию информации в системах организованного информационного пространства на основе средств и методов информационных и коммуникационных технологий.

Перед системой образования стоит задача подготовки профессиональных педагогических кадров к профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем информационной компетентности в рамках процесса пересмотра ориентиров образовательной парадигмы в области информатики и ИКТ.

Формирование информационной компетентности учителей школ осуществляется в системе повышения квалификации прежде всего в процессе изучения систематического курса информатики и ИКТ и требует свободы, гибкости, открытости, вариативности как в выборе содержания, так и всего организационно-методического обеспечения подготовки, ориентированного на конкретный запрос педагога в условиях актуализации проблем информатизации всех уровней системы образования.

Система повышения квалификации работников образования (СПКРО), как самостоятельная отрасль профессиональной образовательной деятельности, обладающая богатым опытом работы с педагогами школ и являющаяся одной из составляющих единой системы образования в России, осуществляет в настоящее время решение существенной задачи подготовки учителей школ в области информационной компетентности как в общеобразовательном, так и в профессиональном аспектах.

Рассмотрение роли и места системы повышения квалификации в общей структуре образования позволяет утверждать, что решение задач информатизации образования невозможно без рассмотрения комплекса проблем отечественной системы образования с ее сложной структурой, многообразием функций и непростой диалектикой развития. Все они находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами жизни.

С введением в школу предмета ОИиВТ в системе повышения квалификации была введена подготовка и переподготовка учителей информатики. На протяжении ряда лет система подготовки учителей информатики развивалась и совершенствовалась. На базе институтов повышения квалификации были созданы и действуют в настоящее время кафедры информатики, взявшие на себя научное и методическое обеспечение процесса подготовки учителей школ в области информационной компетентности.

К числу характерных особенностей действующей федеральной системы повышения квалификации, которые определяют ее развитие, можно отнести:

— устойчивость системы повышения квалификации педагогических кадров в различных социально-экономических условиях;

— гибкость и оперативность системы образования взрослых, быстрое реагирование на динамично меняющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию;

— оперативную экспертную оценку результатов научных исследований и передового опыта педагогов-практиков, возможность быстрой коррекции в процессе внедрения их на практике;

— накопленный теоретический и практический опыт работы с педагогами всех специальностей, основанный на особенностях процесса образования взрослых людей.

Наряду с этим имеются и определенные недостатки подготовки педагогических кадров в области современной информатики и владения средствами ИКТ, основанные на специфике функционирования системы повышения квалификации:

— уровень технической и программной оснащенности учреждений системы повышения квалификации (центры, факультеты, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и т. д.) значительно отстает от современных достижений в этой области, что отрицательно сказывается на формировании информационной компетентности педагоговнаучно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации учителей в области информатики и ИКТ разработано недостаточно и не обеспечивает как организацию дифференцированного обучения педагогов в соответствии с их профессиональными и личными потребностями, так и необходимый уровень их информационной компетентности.

Вопросами разработки методической системы обучения информатике в различных типах учебных заведений активно занимались Брановский Ю. С., Бешенков С. А., Босова Л. Л., Бубнов В. А., Ваграменко Я. А., Григорьев С. Г., Гейн А. Г., Добудько Т. В., Жданов С. А., Лапчик М. П., Лесневский А. С., Роберт И. В., Пугач В. И., Кузнецов Э. И., Кузнецов А. А., Швецкий М. В., и др., рассматривающие информатику как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования. Активно развиваются исследования по информатизации образования и внедрению ИКТ в учебный процесс (Дашниц Н.Л., Кравцова А. Ю., Лавина Т. А., Панюкова С. В., Софронова И. В., Шухман А. Е., и др.).

Во многих работах, посвященных деятельности учреждений системы повышения квалификации (Астафьева Н.Е., Гайдаренко Л. В., Глейзер Т. Д., Гостева И. Н., Кашина Е. А., Марон А. Е., Пономарев В. А.,.

Чванова М.С. и др.), указывается на необходимость совершенствования существующей системы подготовки педагогических кадров, пересмотра содержания и создания новых форм и методов обучения взрослых на основе современных достижений в области информатики и ИКТ, так как изменение социально-экономических условий в стране предъявляет новые требования к профессиональной компетентности учителей в области их информационной подготовки.

Значительный интерес представляют работы, анализирующие научно-методические положения внедрения средств ИКТ в системе повышения квалификации (Бухаркина М.Ю., Зубарева Н. С., Моисеева М. Е., Петров А. Е., Полат Е. С, Солопова Н. К., Румянцев И. А. и др.), рассматривающие различные аспекты формирования информационной компетентности педагогов.

Развитие профессионального потенциала личности педагоговосновная задача системы повышения квалификации. Однако следует помнить, что учителя — взрослые люди, реализовавшие себя в той или иной степени в системе социально-профессиональных отношений, которые определяют их статус и формируют потребности во все более высоких профессиональных достижениях и в развитии своих компетенций, определяющих успешность педагогической деятельности.

При этом целевые функции образования взрослых людей в СПКРО становятся чрезвычайно многообразны: компенсация пробелов, имеющихся в предшествующей педагогической деятельностиоперативная адаптация к нововведениям в теории и методикерост профессионального мастерстваобогащение социальной и духовной культуры и т. д. В конечном счете, каждая из этих функций влияет на общее развитие потенциала личности учителя, необходимого для повышения качества социальной, культурной и профессиональной жизни педагога как активного субъекта общественных отношений и профессиональной деятельности в современных условиях развития общества.

Система повышения квалификации в области информатики и ИКТ имеет свои специфические особенности, а именно:

1) повышение квалификации, как компонент профессионального роста учителя школы, является обязательным с частотой не реже одного раза в пять лет, что приводит к проблемам «отставания» и «несоответствия» уровня подготовки педагога современным требованиям информатизации образования и соответственно не адекватному требованиям информационного общества уровню его информационной компетентности;

2) уровень подготовки учителей по теоретическим и практическим аспектам информатики и ИКТ существенно зависит от педагогического стажа, опыта работы, уровня оснащенности вычислительной техникой и т. д., что обуславливает необходимость дифференциации обучения для повышения эффективности подготовки в области информационной компетентности;

3) повышение квалификации, как процесс совершенствования профессиональных качеств учителя, опирается на уже сформировавшуюся (или несформировавшуюся) готовность развития профессиональной образовательной активности педагога в области информатики и ИКТ. Следствием этого является обучение и продвижение по индивидуальной образовательной траектории во время повышения квалификации на основе развития самообразовательной деятельности в период курсовой подготовки и в послекурсовой период.

Для эффективного повышения квалификации учителей школ в области информатики и ИКТ необходимо проявление и совершенствование личностной ориентации педагога в условиях курсовой подготовки, включение дифференцированных подходов, форм и средств повышения квалификации, состав и соотношение которых определяются достижением слушателями целей опережающего обучения в области информатики и ИКТ. Вместе с тем изучение состояния применения средств и методов информатики и ИКТ учителями школ позволяет констатировать достаточно низкий уровень их информационной компетентности и, как следствие, невостребованность ими возможностей использования современных средств и методов информатики и ИКТ в своей профессиональной деятельности. Кроме того, имеет место невысокое качество организационно-методического обеспечения, ориентированное на систематическое использование средств ИКТ в процессе изучения предметов школьного курса.

Таким образом, формирование и развитие информационной компетентности учителей школ на основе разработанных методических аспектов совершенствования подготовки учителей в области использования средств и методов информатики и ИКТ предполагают осуществление подготовки педагогических кадров в учреждениях повышения квалификации. Основополагающим в данной ситуации является то обстоятельство, что система повышения квалификации, занимающаяся подготовкой учителей-практиков с уже сложившимся педагогическим опытом работы, сохраняя накопленный позитивный потенциал учителя, должна создавать благоприятные предпосылки для широкого внедрения в практику образования современных тенденций развития в области информатики и ИКТ. Соответственно структура и содержание подготовки учителей школ в ходе повышения квалификации в области информационной компетентности предполагают формирование знаний, умений, навыков и личностных качеств на основе использования средств и методов информатики и ИКТ в дальнейшей профессиональной деятельности учителя.

Возникает противоречие между необходимостью обеспечения современной школы специалистами, обладающими информационной компетентностью в области использования средств и методов информатики и ИКТ как в общеобразовательном, так и в профессиональном аспектах, и недостаточным уровнем научно-методических разработок применительно к подготовке учителей школ в системе повышения квалификации работников образования. Это противоречие и составило проблему настоящего исследования.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования процесса подготовки учителей школ в системе повышения квалификации работников образования в области информатики и ИКТ в соответствии с возросшими потребностями в информационной компетентности педагога в условиях информатизации образования.

Объект исследования — процесс повышения квалификации учителей школ в области использования средств и методов информатики и ИКТ с целью организации информационной деятельности и информационного взаимодействия на примере курсовой подготовки учителей информатики.

Предметом исследования являются методические аспекты совершенствования подготовки учителей школ в области информационной компетентности в системе повышения квалификации.

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить теоретические и методические подходы к структуре и содержанию подготовки учителей школ в области информатики и ИКТ в системе повышения квалификации.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: подготовка учителей школ в области информационной компетентности в системе повышения квалификации работников образования может быть обеспечена при условии соответствия структуры и содержания этой подготовки современным тенденциям развития информатики и ИКТ в образовании, отбора содержания подготовки по видам информационной деятельности учителя, формирования структуры подготовки, включающей базовый и профильный модули, и ориентации на развитие профессиональной образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации.

Задачи исследования:

1) провести анализ уровня информационной компетентности учителей школ и их готовности к применению средств и методов информатики и ИКТ в профессиональной деятельности;

2) выявить методические особенности структуры и содержания подготовки учителей школ в СПКРО в соответствии с современными тенденциями развития информатики и ИКТ;

3) сформулировать принципы совершенствования подготовки учителей школ, работающих в области информатики и ИКТ в СПКРО, определяющие успешность профессиональной деятельности учителя в условиях информатизации образования;

4) разработать методические требования к подготовке в СПКРО учителя информатики как предметника и организатора процесса информатизации образования в школе;

5) разработать структуру и содержание курса подготовки учителей школ «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителя» и экспериментально проверить эффективность его внедрения на примере организации курсовой подготовки учителей информатики в системе повышения квалификации.

Методологическую основу исследования составили работы в области философии и методологии педагогики и психологии Бабанского Ю. А., Давыдова В. В., Краевского В. В., Леонтьева А. Н., Талызиной Н. Ф. и др.- теории и методике обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в педагогических вузах и в системе повышения квалификации учителей Брановского Ю. С., Бубнова В. А, Добудько Т. В., Жданова С. А., Лапчика М. П., Лесневского А. С., Лучко.

О.Н., Кравцовой А. Ю., Кузнецова А. А., Кузнецова Э. И., Пугач В. И., Роберт И. В., Швецкого М. В., Шухмана А. Е. и др.- по теоретическим и практическим аспектам информатизации образования в отечественной и зарубежной образовательной практике Ваграменко Я. А., Зайнутдиновой JI.X., Кузнецова А. А., Лапчика М. П., Панюковой С. В., Роберт И. В., Румянцева И. А. и др.- в области дифференцированного обучения информатике в вузах на основе использования информационных технологий Козлова О. А., Китаевской Т. Ю., Мартынова Д. В., Сыромятникова В. Г. и др.- по методологии, теории и практике профильного обучения информатике в старших классах средней школы Бешенкова С. А., Галыгиной И. В., Захаровой Т. Б., Широковой Н.Т.- в области разработки методики обучения работе с программными средствами и возможностей их применения в школе Андросовой Е. Г., Касторновой В. А, Могилева А. В, Толкачева Ф. В., Чвановой М.С.- методологии, теории и методики образования взрослых Громковой М. Т., Марковой Л. К., Полат Е. С., Чагодаева Н. М., Ягодкина В. Н. и др.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативной литературы по проблеме исследованиянакопление, анализ, систематизация и обобщение опыта, полученного в ходе преподавательской деятельности диссертанта в институте повышения квалификации, педагогический эксперимент в процессе подготовки учителей школ в рамках разработанного курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителя», обработка и анализ результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что на основе выявленного состояния преподавания информатики и ИКТ в СПКРО: определены основные направления подготовки учителей школ, работающих в области информатики и ИКТ в условиях информатизации образованиявыявлены методические особенности структуры и содержания подготовки учителей школ в области информатики и ИКТ, разработаны принципы совершенствования подготовки учителей школ в области информационной компетентности, как совокупности систематизированных знаний, умений и навыков использования средств и методов информатики и ИКТ для осуществления профессиональной деятельности учителя-предметника в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.

Практическая значимость исследования состоит в разработке: структуры и содержания курсовой подготовки учителей школ к использованию средств и методов информатики и ИКТ в учебном процессепрограммы и методических подходов к преподаванию курса «Информатика и информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя», которые могут быть использованы в процессе повышения квалификации во время курсовой подготовки как учителей информатики, так и учителей-предметников для формирования знаний, умений и навыков использования средств и методов информатики и ИКТ в профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на региональных, всероссийских и международных конференциях: «Личностноориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования» (Москва, 1993), «Нелокальные краевые задачи и родственные проблемы математической биологии, информатики и физики» (Нальчик, 1996), «Проблемы повышения качества и новые технологии подготовки специалистов образования в системе классических университетов» (Нальчик, 2000), «Качество образования: достижения, проблемы. Education Quality 2001» (Новосибирск, 2001), «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 2002), «Региональные проблемы информатизации образования: опыт, тенденции, перспективы» (Чебоксары, 2003) и др. По результатам исследования опубликовано 15 работ.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На I этапе (1997;1998) проводилось изучение педагогической и методической литературы, определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования в целом. Были выявлены и изучены основные тенденции развития образовательной области информатики, состояние преподавания информатики и использование новых информационных технологий в школах Кабардино-Балкарской Республики и системе повышения квалификации педагогических кадров.

На II этапе (1998;2001) осуществлялась разработка технологий реализации методических аспектов совершенствования системы подготовки учителей школ в области использования средств и методов информатики в профессиональной деятельности педагогов в рамках курсовой подготовки в Институте повышения квалификации Кабардино-Балкарского государственного университета (г.Нальчик). Проводился эксперимент в условиях реального учебного процесса по внедрению технологий реализации подготовки учителей школ КБР в области информатики и ИКТ в системе повышения квалификации на основе современных требований к информационной компетентности учителя школы.

На III этапе (2001;2003) проводились статистическая обработка полученных результатов эксперимента, окончательная проверка гипотезы исследования, выполнен анализ и обобщение теоретических и экспериментальных материалов диссертации.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Формирование структуры и содержания подготовки учителей школ в СПКРО строится на основе направлений подготовки учителей школ, работающих в области информатики и ИКТ в условиях информатизации образования, принципов совершенствования подготовки учителей школ по информатике и ИКТ в аспекте методических особенностей этой подготовки в области информационной компетентности.

2. Методические аспекты подготовки учителей школ в СПКРО в области информатики и ИКТ, разработанные на основе особенностей профессиональной деятельности учителя школы в условиях ее информатизации, а также требований к подготовке учителя информатики как предметника и организатора процесса информатизации образования в школе, обеспечивают соответствие уровню информационной компетентности учителей школы на современном этапе развития системы образования.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по главе 2:

В данной главе рассматриваются методические особенности подготовки учителя информатики в СПКРО в условиях информатизации образования.

Потребность в ускорении и интенсификации информатизации образования в условиях изменения парадигмы информационной деятельности и информационного взаимодействия в образовательном пространстве учебного заведения ставит задачу создания кадрового потенциала для ее реализации.

Одним из специалистов, жизненно необходимых школе в ближайшее время, является организатор процесса информатизации образования школы. Опорными организациями в данной проблеме могут стать учреждения СПКРО, где осуществляется профессиональное повышение квалификации учителями информатики.

Профессиональная деятельность учителя информатики в качестве организатора процесса информатизации образования школы возможна при условии его подготовки в области: 1) создания и использования педагогических технологий, ориентированных на самостоятельность- 2) функционирования «виртуальных» образовательных систем телекоммуникационного доступа- 3) применения средств ИКТ в разработке и внедрении стратегии управления учебным заведением- 4) использования учебно-материальной базы информатизации образования- 5) создания и использования средств мониторинга развития образовательного процесса на базе ИКТ- 6) организации научно-исследовательской и экспериментальной деятельности.

Остановимся на структуре и содержании курсовой подготовки учителей информатики «Информатика и информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя» (112 часов).

На наш взгляд, в структуре подготовки целесообразно выделение базовой и профильной подготовки. Базовая подготовка в области информатики и ИКТ, опирающаяся на инвариант, должна обеспечить педагога знаниями, умениями и навыками для грамотной организации своей деятельности в условиях информатизации образования. Профильная подготовка предполагает изучение блоков тем, рассчитанных на углубленное, дифференцированное содержание базового курса. Критерием дифференциации является уровень информационной компетентности учителей в области информатики и ИКТ в условиях современного этапа информатизации образования, определяемый мероприятиями «входного» контроля в начале курсовой подготовки.

В задачи курсовой подготовки входит решение следующих проблем повышения квалификации учителей школ:

— рассмотрение психолого-педагогических и методических основ информатизации образования;

— овладение навыками, необходимыми для осуществления деятельности в области использования ИКТ в учебной и административной деятельности школы;

— овладение навыками работы с программным и аппаратным обеспечением современных компьютеров;

— формирование навыков самостоятельно и в полном объеме использовать изученные во время курсов средства в образовательном процессе.

Организация эксперимента по апробации методической системы повышения квалификации педагогических кадров, работающих в области информатики и ИКТ (на примере курсовой подготовки «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителя»), проходила с 1997 по 2002 гг.

Этапы исследования:

1. 1997;1998 гг. — констатирующий этап, где был проведен анализ проблемы исследования, выявлены задачи развития средств и методов информатики и ИКТ в системе образования;

2. 1998;2000 гг. — подготовительный этап, который включал в себя поиск возможных аспектов совершенствования курсовой подготовки учителей школ в области информационной компетентности, в том числе учителей информатики.

3. 2000;2002 гг. — формирующий этап — отработка на практике теоретических положений первого и второго этапов в виде курсовой подготовки в Институте повышения квалификации Кабардино-Балкарского государственного университета.

В ходе эксперимента была разработана уровневая дифференциация обучения на начальном этапе курсовой подготовки, критериально определены показатели порога результатов образовательного процесса на конечном этапе курсовой подготовки. Результаты обучения выражались в тех же категориях и показателях, что и цели. И как следствие эффективность курсовой подготовки определяется соответствием результатов реального процесса обучения заданным целям.

В плане исследования эффективности образовательной системы предпочтение было отдано трехуровневой дифференциации адаптивный, презентативный, интегративный). Планируемые результаты рассматривались во взаимосвязи с оценочной системой («3», «4», «5»).

Основной задачей эксперимента по апробации методической системы повышения квалификации учителей школ, работающих в области информатики и ИКТ, было подтверждение основной гипотезы исследования: реализация содержания и организационнометодического обеспечения подготовки учителей информатики в рамках курсовой подготовки в системе повышения квалификации в соответствии с выдвинутыми принципами совершенствования подготовки учителей школ в СПКРО, работающих в области информатики и ИКТ в СПКРО позволит:

• Повысить уровень сформированности теоретических и практических знаний, умений и навыков учителей в области методики преподавания информатики и ИКТ;

• Сформировать профессиональную готовность учителей школ к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;

• Создать условия для дальнейшего совершенствования профессионального уровня учителей в условиях информатизации системы образования.

Для организации мониторинга образовательной деятельности слушателей на протяжении курсовой подготовки были использованы следующие виды контроля: входное анкетированиеежедневная самооценка образовательной активности слушателями курсовежедневная оценка образовательной активности слушателей курсов преподавателемзачет по разделам учебного планаэкзамен по окончании курса.

В качестве критерия статистической достоверности полученных результатов использовался %г — критерий. С достоверностью 5% можем утверждать, что 36% слушателей курсов достигли презентативного уровня информационной деятельности, 60% - вступили в интегративный.

Заключение

.

В ходе проведенного теоретического и экспериментального исследования получены следующие результаты:

1. На основании проведенного анализа уровня информационной компетентности учителей школ в условиях отсутствия разработанной на системной основе научно-методической базы для подготовки в СПКРО учителей школ к применению средств и методов информатики и ИКТ выявлены условия формирования профессиональной готовности педагогов к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия в профессиональной деятельности.

2. Выявлены особенности структуры и содержания подготовки учителей школ в системе повышения квалификации в области информационной компетентности, входящие в ее методический контекст: организационно-методическое обеспечение преподавания информатикисостояние предметной области—информатики — в научном и технологическом плане, программно-аппаратные средства ИКТспециальная подготовка учителей информатики, ориентированная на начальный уровень подготовки обучаемыхспециальная подготовка в области информатики и ИКТ учителей-предметников, ориентированная на начальный уровень подготовки обучаемых.

3. Сформулированы принципы совершенствования процесса повышения квалификации учителей школ в области средств и методов информатики и ИКТ в условиях информатизации образования: развитие профессиональной образовательной активности учителя в процессе подготовки в СПКРО по аспектам инновационной деятельности, в том числе по информатике и ИКТличностно-ориентированное обучение, ориентированное на уровень подготовки учителей по информатике и ИКТ и научно-методические запросы педагоговопережающая подготовка для достижения целей соответствия информационной компетентности учителей перспективным направлениям развития средств информатики и ИКТ в системе образованиядифференцированное обучение в процессе повышения квалификации по содержанию, формам и методамцелостность всех компонентов подготовки в процессе повышения квалификации для достижения целей формирования информационной компетентности учителей.

4. Разработаны методические требования к подготовке в системе повышения квалификации учителя информатики, обладающего высоким уровнем информационной компетентности, способного осуществлять функции организатора процесса информатизации образования в школе по основным направлениям профессиональной деятельности: создание и использование технологий, реализуемых на основе современных технологий информационного взаимодействияобеспечение педагогически целесообразного использования в образовательных целях потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого Интернетинформатизация управления образованием на основе технологий автоматизации учебно-воспитательных процессов и организационного управления учебным заведениемпсихолого-педагогическая диагностика и мониторинг уровня интеллектуального потенциала обучающихся, контроля и оценки их знаний.

5. Разработаны структура и содержание подготовки учителей школ «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителей» для организации курсовой подготовки учителей школ в СПКРО с целью формирования целостной системы знаний, умений и навыков, личностных качеств и опыта информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе средств и методов информатики и ИКТ в условиях информатизации образования.

6. В ходе эксперимента проверена эффективность структуры и содержания подготовки учителей информатики по разработанному курсу «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителя», адекватность предлагаемого содержания и методики обучения целям подготовки учителей школ к использованию средств и методов информатики и ИКТ в профессиональной деятельности. Экспериментально подтвердилась гипотеза ожидаемого значительного роста уровня знаний, умений и навыков учителей в области информатики и ИКТ в экспериментальной группе (4% учителей достигли адаптивного уровня подготовки, 36% - вступили в презентативный, 60% - достигли интегративного уровня подготовки в области информационной компетентности) с вероятностью допустимой ошибки 5% по «Хи-квадрат» критерию (Пирсона).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н., Исакова JI.C. Основы психолого-педагогической переподготовки учителей информатики (на примере РИПКРО РСО-Алания) //ИТО 2001: Тезисы докладов 11 Международной конференции. Ч.2.- М.: МИФИ, 2001.- С. 165.
  2. А.А., Меркулов В. П. Современные телекоммуникационные системы в образовании //Педагогическая информатика. -1995. — № 1. С. 55−63.
  3. Е.Г. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектно-ориентированного подхода: (Для физико-математических специальностей педагогических вузов). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.
  4. И.Н. О методике преподавания информатики в педагогическом вузе Педагогическая информатика. 1994. -№ 1. — С. 40−46.
  5. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в школе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1994.
  6. Е.А. Проектирование содержания обучения на основе диагностирования уровней усвоения знаний в условиях компьютеризации учебного процесса: Дисс. канд. пед наук.,-М, 1994.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его основные закономерности и методы. М.:Высшая школа, 1980. -С.368.
  8. Н.Е., Филатьева JI.B. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Информатика и образование М., 2001.- № 4.- С. 35.
  9. Ю.Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1997, — 80с.
  10. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного, процесса: (Методические основы). М.: Педагогика, 1983.
  11. Э.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: 1982. С. 65.
  12. З.Бардо М. С., Коцик Б .Я., Лишин А. Н. Образовательная программа «Формирование компьютерной грамотности и навыков использования информационных технологий». М.: Валент, 1996. -С.54.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.-М., 1989.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- С. 192.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд. Института профессионального образования МО России, 1995. С.62
  16. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., -1994. — С.35.
  17. С.А., Бекзатов Б. А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе //Педагогическая информатика. 1998. № 1. — С. 9−16.
  18. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педвузов. Екатеринбург: Уральский гос. педагогический университет, 1995. — С. 143.
  19. С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики //Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 17−18.
  20. Е.Ы., Шалбаев Е. Б. Многоуровневое образование по информатике в условиях рынка //Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы: Тезисы докладов Международной конференции. -М.:МПГУ, 1994.-С.66.
  21. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основы информатизации общества и достижения нового качества образования./ Доклад на заседании Бюро Научно-экспериментального совета по информатизации высшей школы.-М., 1996.
  22. Н.В., Северова Т. С., Соколовский М. В., Толстых Т. Д. О концепции обучения информатике в школе //Информатика и образование. 1997. -№ 1.-С. 19.
  23. Т.А. Концепция школьного курса информатики: Учебное пособие. СПб., 1995. — С.67.
  24. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в системе подготовки учителя в педвузе //Сборник «Непрерывное педагогическое образование». Вып. VI. Р 24 РГПУ- УМО ОППО- СПГУ. Ставрополь, 1994. с.49−60.
  25. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук, Москва, 1996. — 37 с.
  26. Я.А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы //Педагогическая информатика. -1997.-№ 1. С. 41−51.
  27. Я.А., Роберт И. В., Львовский В. Л., Марченко Е. К., Апреленко Н. Ю. Концепция использования НИТ в организационно-методическом обеспечении учебного заведения. М.: РОСЦИО, 1992.
  28. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред Журавлева В.И.- М.: Просвещение, 1988. С. 74.
  29. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ./Общ. Ред. И вступ. Ст. В. В. Рубцова.- М.: прогресс, 1988.- С.336: ил. 69.
  30. Ю.Ю. Изучение процессов восприятия и переработки информации человеком в школьном курсе информатики: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 138 с.
  31. Высшее образование за рубежом: информационно-аналитический справочник. Выпуск 1. Тверь: Полиграфкомбинат, 1996. — 54 с.
  32. А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В.Ф, «Информатика» 7−9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерст. общего и профессионального образования РФ. М.: Дрофа, 1998.
  33. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — С.264.
  34. В.Е. Методологические и теоретические проблемы педагогики в их взаимосвязи.// автореф.д.п.н., М.: 1981. С. 13.
  35. С.К. Содержательные и организационные аспекты информационной подготовки студентов гуманитарного направления педагогических вузов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1999. -16 с.
  36. В.Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете //Педагогика. 1994. -№ 1. — С. 47−50.
  37. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. Основные направления программы информатизации высшего образования //Педагогическая информатика. 1993. — № 2. — С. 38−47.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования (приложение к приказу Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. № 180).
  39. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- С. 136.
  40. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993. С. 163.
  41. В.В. Методы и организационные формы обучения.-М.: Народное образование, 2001. С. 128.
  42. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.-М.: Народное образование, 2000. -С.240.
  43. В.А. Компьютерная грамотность и методическая подготовка учителя /Сборник статей «Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы». -М., 1991.- С. 55.
  44. Э.Н., Турчанинов Ю. И. Организация личностно-ориентированного обучения в системе ПК./ Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. Санкт-Петербрг, 1993.- С. 86.
  45. Е.Н. Методика применения инструментальных средств для создания учебных компьютерных курсов в системе базовой подготовки по информатике студентов педагогических вузов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997
  46. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: .1994.
  47. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современнной дидактики: Учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразовательных школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. С. 192.
  48. В.П. Методические аспекты разработки базового курса информатики для средней школы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992.- С. 134.
  49. М.А. Теория образования.- Гомель.: Университетское, 1989.-С.205.
  50. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. -М., 1988, № 2.
  51. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре.- ИНФО, 1987, № 6, С.3−11.
  52. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. М., 1997. С. 212.б4.3ембицкий Д. Система повышения квалификации как фактор развития регионального образования.// Народное образование. № 7−8, 1999.-С.43.
  53. Н.С. Организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации. Дисс.канд. пед. наук.-М. 2000. -С.165.
  54. Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании. Выпуск 1. Омск: ОмГПУ, 1994. — С.66.
  55. Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании. Выпуск 2. Омск: ОмГПУ, 1995. — С.86.
  56. Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании. Выпуск 3.- Омск: ОмГПУ, 1996. -С.104.
  57. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане математического факультета педвуза. Методические рекомендации / Составитель М. П. Лапчик. Омск: ОмГПИ, 1992. -С. 104.
  58. Информатика и информационные технологии обучения в учебных программах для педвузов. Омск: ОмГПИ, 1992. — С.64.
  59. Г. Н. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.: Радио и связь, 1987. С. 176.: ил.- (Межизд. серия «Человек и компьютер»).
  60. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. -1990.-№ 1.
  61. Л.И. Повышение квалификации учителей сельских школ // ИТО 2001: Тезисы докладов 11 Международной конференции. 4.2.-М.: МИФИ, 2001.-С.180.
  62. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- С. 350.
  63. А.Ю. Информатизация школ в Дании // ИТО 2001: Тезисы докладов 11 Международной конференции. 4.2.- М.: МИФИ, 2001.-С.181.
  64. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — С.264.
  65. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. //Педагогика и психология, № 5,1977.
  66. А.А. Базовый курс информатики //Информатика и образование. -1997.-№ 1.- С. 12−17.
  67. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1988. — С.47.
  68. А.А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах //Информатика и образование. -1997.-№ 6- С. 13−20.
  69. Э.И. Общеобразовательные и прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогических институтах. Дисс. д-ра пед. наук.- М. МПГУ, 1990.
  70. А.А., Семенов A.JL, Уваров А. Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и Информационные технологии». / Информатика. 2001.-№ 17 — С. 21−25.
  71. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф.. д-ра пед. наук. JL, 1965. -С.39.
  72. Т.А. Содержание подготовки студентов педагогических вузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996.
  73. М.П., Чекалева Н. В., Удалов С. Р. Информатика и информационные технологии в психолого-педагогическом блоке подготовки студентов в Омском государственном педагогическом университете // Педагогическая информатика, 1997, № 4. С. 15 — 24.
  74. М.П. Информатика и НИТО в стандартах высшего педагогического образования // Педагогическая информатика, 1998, № 1. С. 49−56.
  75. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: изд-во Омского госпедуниверситета, 1999. — С.276.
  76. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах. Дисс. на соискание уч.степ. д.п.н., М.1999. С. 82.
  77. Е.А. Содержание курса «Информационные технологии в деятельности работников образования» // ИТО 2001: Тезисы докладов 11 Международной конференции. 4.2.- М.: МИФИ, 2001.- С. 183.
  78. К.М. Личность педагога.- Саратов.- Изд.сарат. ун-та, 1990.-С.168.
  79. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. С. 304.
  80. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — С.224.
  81. М.А. Формирование у студентов педагогических вузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. — С. 178.
  82. А.В. О воспитании и образовании. Под ред. Арсеньева А.М.-М., Педагогика, 1976. С. 640.
  83. В.Г. Программные системы в школе // Информатика и образование.-1998.-№ 2-С. 101−108, № 4. -С.78−86.
  84. Л.К. Психологические проблемы повышения квалификации. //Сов. Педагогика, 1992. № 9−10. С.65−67.
  85. Э.С. Курс высшей математики с элементами теории вероятностей и математической статистики. Изд.2-е, перераб. и доп. Учебное пособие для вузов. М., «Высшая школа», 1972. С. 480.
  86. Д.В. Совершенствование подготовки в области информатики студентов факультетов социальной работы. Дис. .канд.пед. наук.-М"2000. С. 221.
  87. Матросов B. J1. Педагогическое образование: проблемы перестройки //Советская педагогика. 1989. — № 12 — С. 73−78.
  88. Д.Ш., Баранова Ю. Ю., Мананникова Н. Г. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий.// Завуч.-№ 7, 2000. С. 27.
  89. А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования. Дисс. докт. пед.наук.-М., 2000.
  90. М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — С.19.
  91. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд. УРАО, 1998 С. 176.
  92. На урок в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под ред. А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2000. -С.299.
  93. Народное образование. № 7−8. «Народное образование». -М., 1999. -С.335.
  94. Р.С. Психология: Учебное пособие для студ. пед. вузов: в 3 кн.-З изд.- М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСД999. С. 632.
  95. С.Г. Интернет для учителя информатики. / Информатика. 2001. № 16.- М. С.3−7.
  96. Г. А., Москалев А. Н. Методика повышения эффективности обучения преподавателей предметников компьютерным технологиям // ИТО 2001: Тезисы докладов 11 Международной конференции. 4.2.- М.: МИФИ, 2001.- С. 189.
  97. С.И. Словарь русского языка.:70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой.- 22-е издание. М.: Рус.ях., 1990. С. 921.
  98. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении.-М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. С. 225.
  99. В.А. Дополнительная подготовка по информатике и ВТ в учебных центрах занятости населения.: Автореферат на соискание уч. степ. Канд. пед. наук.-М. 2000. -С. 17.
  100. Политика в области образования и НИТ: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика. Москва 1−6 июля 1996 года // Информатика и образование.-1996.- № 6. С. 1−20.
  101. В.Б. Оптимальное проектирование технологии образовательного процесса в условиях компьютеризации и дифференциации обучения.: Дисс. канд. техн. наук. Воронеж. 1994.-С. 198.
  102. Пояснительная записка по специальности «30 100-информатика», «организатор информатизации учебного заведения среднего уровня образования». -М. 2001.
  103. И 7. Проблемы повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин.: Сб. научных трудов./ АПН СССР, НИИ общего образования взрослых- Под ред. А. Е. Марона.- Л.: НИИООВ, 1980.-С.79.
  104. М.М. Модель многоуровневой системы обучения педкадров в системе дистанционного образования.// Качество образования: достижения, проблемы. Education Quality 2001. Материалы IV Международной научно-методическая конференция
  105. Новосибирский Государственный Технический Университет, 2001. С. 249.
  106. М.М. Обоснование содержания повышения квалификации учителя информатики.// Ученые записки № 5 /под ред. Г. Д. Глейзера.-Институт информатизации образования РАО.-М.-2001. -С.274−278.
  107. В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. М., 1994.
  108. И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах// Информатика и образование.-М., 2001.-№ 5. С. 12−17.
  109. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР. М., 1990.
  110. И.В. Концепция программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения. М., 1986.
  111. И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования М., 1999. С. 80.
  112. И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- перспективы использования.- М.: Школа-Пресс, 1994. С. 205.
  113. ИО.Роберт И. В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — N 4. — С. 18−25.
  114. И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Пед. информатика. -1993. N 1. — С.54−62.
  115. И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. — С. 178.
  116. И.А. Многоуровневое образования по информатике -новый этап подготовки педагогических кадров // Пед. информатика. 1993.-N1.-C.29−36.
  117. A.M. «Обучение компьютерной грамотности и Интернет-технологии педагогических кадров сельских школ». Программа курса повышения квалификации.- М.:АПК и ПРО. Кафедра информационных технологий.-2001- С. 12.
  118. В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы// Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1981.
  119. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 52.
  120. Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы.- М.: ИИО РАО, 1998.- С. 178.
  121. Т.А. Программно-методическое обеспечение курса ОИВТ на естественнонаучных факультетах педвуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — С. 18.
  122. В.А., Бредихин В. Н., Панина Г. Н., Румянцев И. А., Соломин В.В, Пути подготовки учителей к использованию в обучении новых информационных технологий // Педагогическая информатика. -1997. -№ 3. С.27−32.
  123. МО.Солопова Н. К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 1997. — С.23.
  124. Специализация ОЗОЮ9-Организация информатизации образования. Пояснительная записка//Информатика и обращование.-М., 2002. № 4.-С.5−12.
  125. Стратегия модернизации образования. // Управление школой. № 30, 2001.-С.2.
  126. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста.- М.: Знание, 1986, С. 72.
  127. П.М. Методические аспекты профессиональной подготовки учителей специальности «Информатика». Дисс.канд. пед. наук.-М., 2000. С. 125.
  128. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробъева.-М.:Педагогика, 1979.- С. 208.
  129. Д., Раджасингам JI. Что такое Виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М.: Информатика и образование, 1999 — С. 312.
  130. Д. Ю. Сравнительный анализ возможностей современных средств обработки аудиовизуальной информации для создания педагогических приложений //Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 3−4. -С.48−56.
  131. Я.И. Качество методической работы.// Народное образование. 1988. № 3. С.З.
  132. Федеральный закон «Об образовании, информатизации и защите информации"//Вестник РОИВТ.М., 1995, № 1−3.
  133. Е.К. Требования к подготовке по информатике бакалавра образования и учителя информатики и вычислительной техники при обучении на математическом и физическом факультетах педвузов.//
  134. Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании Омск: ОмГПИ, 1994. — С.14−28.
  135. Н.М. Теретические и организационные-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Дисс. на соиск. Уч. степ. Д.п.н.-СПб., 1997.
  136. М.С. Актуализация готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в системе подготовки и повышении квалификации: Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1995.
  137. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования.: Дисс.докт.пед.наук. -М, 1994.
  138. А.Е. Подготовка учителя к применению информационных и коммуникационных технологий. // Ученые записки ИИО РАО. Вып. З М.: РАО, 1999.-С.27−36.
  139. А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. -М, 2000. С. 146.
  140. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование, 1998, № 2. С.5−13.
  141. В.Н. Педагогические кадры школы и совершенствования воспитания учащихся. М.: Педагогика, 1979. — С.243.
  142. Sutton, C.(ed.) (1981) Communication in the Classrom, London: Hodder&stoughton.
  143. , L.C. (ed.) (1982) Communication in the Classrom, New York: Akademic Press.
Заполнить форму текущей работой