Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические течения. 
Педагогика. 
Теоретическая педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторитарное воспитание (от лат. auctoritas — подчинение) имеет давнее и довольно убедительное обоснование. Частично об этом мы уже рассуждали. Ближе к нашему времени немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1776−1841) обосновал положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», и потребовал от воспитания беспощадной суровости. Это не вредит растущему человеку, лишь направляет его рост… Читать ещё >

Педагогические течения. Педагогика. Теоретическая педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В педагогической науке до сих пор нет общего взгляда на то, как надо воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:

  • 1) воспитывать детей нужно строго, в страхе и смирении;
  • 2) воспитывать детей следует добротой и лаской.

Если бы жизнь категорически отвергала какой-то из этих подходов, то он уже давно остался всего лишь историческим свидетельством. Однако все дело в том, что жизнь поддерживает и требует обоих подходов. В одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми позициями. В других случаях обществу необходимы люди более мягкие, уступчивые, интеллигентные, богобоязненные.

Воспитанием задолго до определенных событий, которые должны произойти, общество и готовит проводников и исполнителей этих процессов. Трудно сказать, есть ли в этом воля Провидения или это чисто земные решения, или даже прихоти отдельных людей, задающих тон в воспитании. Воспитание даже в одной и той же системе сменяется то более суровым, то более мягким по отношению к подрастающим поколениям. Если справедливо утверждение, что земные дела проектируются на небесах, а осуществляются на Земле, и доля воспитания в земных делах весьма велика, колебания воспитания от гуманистического до жестокого авторитарного вполне возможны. Существуют якобы доказанные серьезной наукой предположения, что перед войнами еще задолго до их возникновения (за 20−30 лет) нарушается вечный баланс рождаемости девочек и мальчиков, последних появляется на свет значительно больше, в избытке, который исправит будущая война. Может быть, и с воспитанием такая же картина: задолго до грядущих перемен подготавливаются нужные для осуществления запланированного люди.

Мистики в воспитании много. Просто на многие явления, сопутствующие воспитанию, раньше не обращали внимания. Наука тонких материй и эфемерных энергий, какой она становится теперь, не может категорически отрицать существования тех явлений, которые нам непонятны или которые не укладываются в созданные нами системы. Возможно, следующие поколения ученых будут рассматривать воспитание прежде всего с позиций духовной жизни, и им откроется больше, чем открывается нам — закоренелым материалистам.

Вернемся к диаметрально противоположным взглядам на воспитание. Воспитание человека зависит от будущего, к которому его готовят. Если это будущее ничего хорошего человеку не сулит, будет для него не доброй матерью, а злой мачехой, то выжить он может, только пройдя суровую школу. Естественно, для безоблачного будущего нет нужды в слишком суровом воспитании. Получается, что более или менее жесткий характер воспитания — вовсе не прихоть, а ответ на вызовы жизни. В зависимости от того, в каких условиях живут люди, для какого будущего они готовят своих детей, какую политику приходится проводить их странам, непроизвольно, и может быть, даже независимо от воли людей, создается характер воспитания, который постепенно закрепляется в воспитательных традициях. В тех обществах, которые имеют продолжительную, спокойную, зажиточную жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания. Там же, где идет постоянная борьба, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и полном подчинении младшего.

Традиция опасна тем, что продолжает цепко удерживать воспитание в принятых ранее рамках. Уже, кажется, и воспитание можно было бы смягчить, но традиция не позволяет. «Воспитание должно готовить людей к худшему, что может встретиться на их жизненном пути» , — гласит древнее российское наставление, и с ним нужно считаться. Роскошь мы как-нибудь перетерпим, пока она нас опять не сделает нищими: тут тебе и пригодится воспитание. Трудно сказать, устарела ли данная формула для наших дней. Только в условиях мировой нестабильности, войн, экологических бедствий, социальных конфликтов возможно и хотелось бы воспитывать детей помягче (и опыт уже имеется, и сердцем мы склоняемся к мягким системам), но трезвый рассудок предупреждает — хочешь жить лучше, готовься к худшему. Если воспитание готовит людей к жизни, оно должно опираться на сценарии завтрашнего дня. Они разные, но большей частью неутешительные. Вот почему вопрос о том, как воспитывать детей, это не столько вопрос науки, сколько вопрос самой жизни.

Авторитарное воспитание (от лат. auctoritas — подчинение) имеет давнее и довольно убедительное обоснование. Частично об этом мы уже рассуждали. Ближе к нашему времени немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1776−1841) обосновал положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», и потребовал от воспитания беспощадной суровости. Это не вредит растущему человеку, лишь направляет его рост в заданное русло. Убедительными приемами воспитания он считал лишь угрозы, надзор за детьми, наказания и запреты. Для детей, которые нарушали порядок, советовал вводить штрафные журналы. Отдельное помещение в школе должен был занимать школьный карцер. Советы Гербарта принимались и одобрялись, по его рекомендациям начали работать многие учебные заведения в Европе. Сложилась практика воспитания, основанная на запретах: учеников оставляли без обеда, ставили в угол, секли розгами, мучили в школьных тюрьмах (карцерах), записывали в штрафные книги, чтобы потом исключить из учебного заведения. Россия всегда находилась в числе стран, где рекомендации авторитарного воспитания выполнялись весьма тщательно.

Громкий протест против охватившего Европу авторитарного воспитания выразил французский философ и педагог Ж.-Ж. Руссо (1712−1778). Как альтернативу он выдвинул идею свободного воспитания. Конечно, мыслитель знал о древних традициях гуманистического воспитания, которое существовало в спокойных и благополучных государствах Древнего мира. Руссо и его последователи призывают уважать ребенка, не притеснять, не наказывать, а убеждать, всесторонне стимулировать в воспитательном процессе природное стремление человека к самостоятельному и независимому развитию. Со временем, получив хорошие отзывы и многих приверженцев во всех странах мира, идея Руссо превратилась в практическое течение, получившее название гуманистической педагогики.

Среди российских педагогов, активно поддержавших идею гуманизации воспитания, были Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, К. М. Вентцель, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий и многие другие. Благодаря их стараниям отечественная педагогика значительно смягчила свой крутой нрав и сделала значительные уступки в пользу детей. Однако гуманистические преобразования пока не завершены, более того, под давлением обстоятельств наблюдается отход от «сюсюкающего» воспитания в духе Сухомлинского. Сегодня уже открыто говорится, что, следуя красивым призывам и привлекательным посулам, мы больше потеряли в воспитании подрастающих поколений, чем приобрели.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) представляет собой целостную концепцию, признающую человека высочайшей ценностью мира. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своего дарования, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманизм — совокупность идей и ценностей, которые утверждают универсальную значимость человеческого бытия в целом и каждой личности в отдельности. Как система ценностных ориентаций гуманизм получает значение общественного идеала.

В этом святом месте педагог не удержится от замечания. Известно, что в арабском мире человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Ислам, как одна из мощных мировых религий, фактически отрицает то, что у нас называют гуманизмом. Насколько же идеи гуманизма истинны и общечеловечны, насколько правильно выстраивать только на этой идее стратегию российского воспитания? Если вспомнить, что Россия не только соседствует с мусульманским миром, но и включает часть последнего в себя, такие вопросы отнюдь не риторические.

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, которая утверждает воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса. Согласно ее главным положениям конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью, развивающейся соответственно своим возможностям. Степень гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех имеющихся у нее естественных задатков, стимулирует ее стремление к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее определяющие признаки: смещение приоритетов на развитие интеллектуальных, моральных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования заданных умений; сосредоточение усилий на формировании свободной, активной, мыслящей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешной переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицанием самой возможности установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, которая придает абсолютное значение личной свободе и деятельности ученика.

Гуманизировать педагогический процесс — означает создать такие условия, при которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным наблюдателем воспитательных дел, быть вне школьной жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к ученикам, обеспечение атмосферы комфорта.

Гуманистическая педагогика требует: 1) человеческого отношения к детям; 2) уважения их прав и свобод; 3) выдвижения к ним взвешенных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять эти требования; 5) уважения прав воспитанника быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования нужных качеств; 8) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство воспитанника; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

В ст. 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах. Они наделены умом и совестью и должны поступать между собою по законам братства. Усматривая в воспитанниках независимых, а не униженных и безропотных людей, воспитатель не будет злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, а будет бороться за их лучшую судьбу вместе с ними.

Большая часть этих красивых слов позаимствована из современных книг. Превосходно, правильно, берут слова, что называется, за душу. Вот уже добрых два десятка лет мы пытаемся перестроить воспитание на этих прекрасных призывах. Где же наш свободный, гуманный, воспитанный человек? Видим только то, что за болтовней о гуманизации мы упустили не одно поколение, растратили многое хорошее, что было в традициях нормального российского воспитания. Этот вопрос ваш профессор относит и к самому себе, потому что был среди тех педагогов, которые душой прикипели к новому воспитанию. Идеи мы поняли, распространили, посеяли надежду в душах учителей и учеников, но где же результат? В этой книге мы публично сомневаемся в правильности выбранного курса. Гуманизация хороша в меру. В нашу русскую меру.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой