Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явились: философские положения о социальной детерминированности профессиональной деятельностивзаимосвязи и взаимообусловленности профессиональной и общей культуры личностисовокупность идей творческой деятельности, как способе проявления субъектности и самореализации человекадиалектическая интеграция концептуальных положений философии, социологии, педагогики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности дизайнера
    • 1. 1. Профессиональная компетентность специалиста как психолого- 14 педагогический феномен
    • 1. 2. Сущность и структура профессиональной компетентности 26 графического дизайнера
    • 1. 3. Педагогический потенциал образовательного процесса ссуза 46 технического профиля по формированию основ профессиональной компетентности графических дизайнеров
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Проектирование и реализация модели формирования основ профессиональной компетентности дизайнеров в техническом колледже
    • 2. 1. Обоснование модели формирования основ профессиональной 70 компетентности графических дизайнеров в техническом колледже
    • 2. 2. Содержательно-технологический базис процесса формирования 96 основ профессиональной компетентности дизайнеров в ссузе
    • 2. 3. Анализ результативности апробации модели формирования основ 124 профессиональной компетентности графических дизайнеров в условиях ГОУ СПО «Математический колледж г. Москвы»
  • Выводы по второй главе

Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Серьезные изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, существенно трансформировали цели, содержание и функции среднего профессионального образования, расширили его границы, и, следовательно, потребовали переосмысления ценностей, технологии организации целостного педагогического процесса в профессиональных колледжах, в том числе и технического профиля.

В условиях современного информационного общества как никогда ранее востребованы специалисты сферы компьютерных технологий, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, профессионально-творческой активностью, способностью к самообразованию, восприимчивостью к инновациям, креативностью.

В настоящее время трудно переоценить то значение, которое приобретает профессиональная деятельность в сфере компьютерного (графического) дизайна в современном мультимедийном обществе. Особенности труда специалиста по графическому дизайну таковы, что его личностные характеристики, наряду с профессионально-творческими качествами, являются факторами, определяющими продуктивность взаимодействия с клиентами (заказчиками проектов), работодателями, а также эффективность профессионально-художественной и компьютерно-графической деятельности. Этим, в свою очередь, актуализируется значимость индивидуально-ориентированной профессиональной подготовки дизайнеров в технических колледжах.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 70 602 «Дизайн (графический дизайн)» выпускник колледжа «должен быть готов к профессиональной деятельности дизайнера, занимающегося разработкой дизайнерских проектов, художественным проектированием, моделированием и оформлением дизайн-продукта, авторских произведений в различных организациях (предприятиях) независимо от их организационно-правовых форм». Все это обуславливает необходимость формирования у будущего специалиста в период обучения в колледже основ полифункциональной профессиональной компетентности, повышающей уровень его конкурентоспособности и расширяющей спектр организаций его трудоустройства.

В науке накоплен определенный потенциал для разработки проблемы формирования основ профессиональной компетентности для выпускников колледжей технического профиля. Теоретико-методологический базис подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования представлен в трудах В. И. Байденко, С. Я. Батышева, Л. Г. Семушиной, A.JI. Смятских, Ю. В. Шаронина и др.- различные аспекты проблемы повышения качества подготовки специалиста в условиях технического колледжа — В. П. Агальцова, В. М. Демина, Г. И. Ибрагимова, М. И. Махмутова, В. В. Тимофеева, Г. Г. Сергеева и др.- некоторые аспекты отечественной и зарубежной школы дизайн-образования — М. А. Блоха, И. М. Верткиной, П. П. Крамара, R. Bogdan, S. Diklen и др. Однако недостаточно исследований, которые рассматривали бы специфику процесса формирования основ полифункциональной профессиональной компетентности специалиста по компьютерному дизайну в техническом колледже с учетом вариативных перспектив его трудоустройства и современных тенденций развития дизайна как многоаспектного социокультурного феномена.

Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия: между высокой востребованностью в различных организациях и сегментах социокультурной сферы высококвалифицированных специалистов по графическому дизайну и недостаточной разработанностью теоретико-технологического обеспечения формирования их полифункциональной профессионально-практической компетентности в условиях ссузамежду усложнением в современных условиях профессиональной деятельности специалистов по графическому дизайну среднего звена и относительно медленным внедрением в учебно-воспитательный процесс технического колледжа индивидуализированных профессионально-образовательных технологиймежду объективной необходимостью обоснования научно-методического обеспечения процесса формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в условиях технического колледжа — и недостаточным вниманием к его разработке, как в педагогической теории, так и в практике работы учреждений, выпускающих данных специалистов.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы содержание и технология формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже. Данная проблема определила тему исследования: «Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже».

Объект исследования: профессиональная подготовка специалиста по графическому дизайну в ссузе.

Предмет исследования: процесс формирования основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа.

Цель исследования: разработать и обосновать модель формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже.

Гипотеза исследования. Успешность трудовой деятельности специалистов по графическому дизайну определяется уровнем их полифункциональной профессиональной компетентности. Эффективность формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в условиях технического колледжа может быть обеспечена, если: процесс профессиональной подготовки дизайнера наиболее полно отражает квалификационные требования и запросы работодателейсодержательное наполнение регионального компонента учебного плана колледжа формируется на основе контекстно-креативного подхода, стимулирующего творческую активность студентов с учетом специфики профессиональной деятельности специалистов по графическому дизайну, актуальных и перспективных потребностей рынка труда и тенденций развития различных видов дизайнаобеспечивается необходимое социально-педагогическое сопровождение студентов с максимальным их включением в творчески активную среду учебно-профессиональной деятельности, адекватно отражающую высокие современные требования к профессионализму специалиста по графическому дизайнусозданы условия для выбора студентом и реализации им индивидуальной траектории творческой самореализации в учебной и внеучебной профессионально-практической деятельности.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования: выявить и раскрыть основные квалификационные требования к профессиональной компетентности графического дизайнера среднего звенаопределить сущностные, структурные и критериально-оценочные характеристики профессиональной компетентности специалиста по графическому дизайнуразработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа.

Методологической основой исследования явились: философские положения о социальной детерминированности профессиональной деятельностивзаимосвязи и взаимообусловленности профессиональной и общей культуры личностисовокупность идей творческой деятельности, как способе проявления субъектности и самореализации человекадиалектическая интеграция концептуальных положений философии, социологии, педагогики и психологии о влиянии общественных процессов на развитие теоретических основ профессионального обучения и воспитания. Методологическую функцию в исследовании выполняли: положения о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения (А.К. Маркова, В. А. Сластенин и др.) — общенаучные и частнонаучные подходы: системный (И.В. Блауберг, П. Г. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.), контекстный (А.А. Вербицкий), личностный (Е.В. Бондаревская, К. К. Платонов и др.), деятельностный (А.А. Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.) — концепции системогенеза профессиональной деятельности и становления личности профессионала (Е.А. Климов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.). Теоретическим фундаментом исследования стали теории: формирования профессиональной компетентности дизайнеров в период профессиональной подготовки (М.А. Блох, И. М. Верткин, Д. А. Хафизова и др.) — саморазвития участников образовательного процесса (Б.З. Вульфов, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин и др.) — формирования профессионально-творческих качеств специалиста в условиях ссуза (Г.С. Альтшуллер, С. Я. Батышев, И. П. Смирнов, A.JI. Смятских и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (анализ научной, монографической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов о среднем профессиональном образовании, синтез получаемых материалов, моделирование, статистические методы обработки) — практические (наблюдение, в том числе включенное, беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, обучающий педагогический эксперимент и др.).

Экспериментальной базой исследования являлись: ГОУ СПО «Математический колледж г. Москвы», НОУ СПО «Техникум социально-информационных технологий», ГОУ СП О «Клинский промышленно-экономический техникум». На различных этапах опытно-экспериментальной работой было охвачено более 300 студентов, 29 преподавателей технических ссузов- 26 специалистов баз практики по компьютерному дизайну.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000 г. по 2007 г.

Первый этап (2000;2001 гг.) включил теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решениюнакопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта средних специальных учебных заведений технического профиля в сфере формирования основ профессиональной компетентности специалистов по графическому дизайнуопределение исходных параметров и концепции исследования.

На втором этапе (2001;2006 гг.) осуществлялась реализация методики и техники исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в условиях технического колледжауточнялись, корректировались отдельные содержательно-технологические стороны исследуемого процессаобосновывались педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки специалиста по графическому дизайну в период обучения в ссузе.

Третий этап (2006;2007 гг.) был посвящен систематизации, анализу и обобщению результатов исследования, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс ряда колледжей технического профиля, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлена и обоснована структурно-содержательная характеристика основ профессиональной компетентности графического дизайнера, соответствующая квалификационным требованиям к уровню профессионально-прикладной подготовленности специалиста среднего звенаобоснован контекстно — креативный подход в формировании содержательного наполнения регионального компонента профессиональной подготовки выпускника технического колледжа, по специальности «Дизайн (графический дизайн)" — определено и обосновано содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования системы профессиональных компетенций дизайнера (профессионально-эстетической, профессионально-коммуникативной, проектно-технологической, эргономической, этнокультурной, правовой компетенций) — теоретически обоснована и экспериментально проверена модель процесса формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в условиях технического колледжавыявлены стадии процесса формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в условиях технического колледжа (эмпирически-поисковая, рационально-продуктивная, созидательно-рефлексивная) — разработаны критерии и показатели проявления основ профессиональной компетентности дизайнера среднего звена, на их основе выявлены уровни ее сформированности (адаптивно-профессиональныйпроектно-результативныйкреативно-профессиональный) — определены педагогические условия и организационно-методические факторы, влияющие на эффективность формирования основ профессиональной компетентности графического дизайнера.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные материалы вносят вклад в разработку теории практико-ориентированной профессиональной подготовки специалиста по графическому дизайну в условиях технического колледжа. Теоретические положения, раскрывающие возможности использования контекстно-креативного подхода к определению содержания регионального компонента учебного плана ссуза, позволяют стимулировать формирование различных видов профессионально-прикладных компетенций графического дизайнера, обогащают теорию среднего профессионального образования и служат основой для новых исследований в соответствующей области.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый уровень сформированное&tradeоснов профессиональной компетентности дизайнера среднего звенаматериалы исследования могут быть использованы в ряде учебных дисциплин: педагогика среднего профессионального образованиявведение в специальность «Дизайн" — менеджмент и др., а также студентами и преподавателями в учебной и практической деятельности, для совершенствования образовательного процесса учреждений (ссузов, вузов, институтов повышения квалификации), занятых профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов по графическому дизайнурезультаты исследования могут быть учтены разработчиками содержания, организационных форм и методов среднего профессионального образования дизайнеров, для совершенствования программ и стандартов их образования.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность выпускника ссуза по специальности «Дизайн (графический дизайн)» представляет собой системно-личностное образование специалиста, отражающее качество его профессионально-художественной, компьютерно-графической и социально-коммуникативной подготовки, обеспечивающее формирование мотивационно-эстетической, профессионально-гностической, креативно-процессуальной подготовленности, практическую способность и готовность применять проектно-художественные и мультимедийные умения и навыки для решения задач трудовой деятельности. Такая компетентность включает в себя взаимосвязь следующих компетенций: профессионально-эстетической, проектно-технол огической, профессионально-коммуникативной, эргономической, этнокультурной, правовой.

Результатом профессиональной подготовки в техническом колледже будущего специалиста по графическому дизайну среднего звена является сформированное^ основ профессиональной полифункциональной компетентности, которая должна получить дальнейшее развитие в самостоятельной трудовой деятельности выпускника в процессе профессионально-личностного самосовершенствования.

2. Модель процесса формирования основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже включает взаимосвязь модулей: процессуально-методологического (специфика практической реализации методологических подходов и принципов профессионально-прикладной подготовки будущих дизайнеров в условиях технического колледжа) — проблемно-содержательного (профессионально-прикладной и практико-ориентированный характер учебных дисциплин федерального и регионального компонентов учебного плана ссуза по специальности 70 602 «Дизайн», а также элективных и факультативных курсов «Линогравюра», «Декоративно-прикладное искусство», «Декоративная живопись», «Проектирование Интернет-приложений», «Основы полиграфии», «Компьютерная верстка», «Дизайн и рекламные технологии», «Психология восприятия цвета» и др.), организационно-технологического (организация учебно-практической деятельности, обеспечение взаимосвязи учебной и внеучебной работы студентов, развитие инфраструктуры дополнительного образования на базе ссуза, развитие форм научно-исследовательской деятельности студентов и пр.) — результативно-критериального (мониторинг и оценка действенности формирования профессионально-правовой компетентности студентов.

3. Условиями эффективности процесса формирования основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в техническом колледже являются: структурно-логические межпредметные связи, обеспечивающие профессионально-прикладную направленность обученияиндивидуализация профессиональной подготовки будущих дизайнеровкреативно-контекстный подход в реализации специфики профессионально-прикладной подготовки графического дизайнера, отвечающего актуальным и перспективным потребностям рынка труда, запросам работодателей конкретного регионастимулирование развития профессионально-художественного креативного мышления студентов через систему учебно-познавательных и практико-ориентированных проектов междисциплинарного характераиспользование потенциала системы профессионального воспитания и дополнительного образования (творческие лаборатории, мастер-классы и др.) в ссузе для решения задач развития профессионально-творческой активности студентовпедагогический мониторинг личностного продвижения будущих специалистов в процессе формирования у них основ профессиональной полифункциональной компетентности графического дизайнера.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений исследованияобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели и логики исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в диссертационном исследовании результаты нашли свое отражение в публикациях автора: учебно-методических пособиях и рекомендациях, программах учебных дисциплин, спецкурсов, научных статьях и тезисах. Результаты исследования систематически обсуждались на научно-практических конференциях, совещаниях, научно-методических советах директоров и преподавателей колледжей технического профиля Москвы, Московской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчая человеку работу и быт, воспитывает его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.

Для решения сложных проблем современной действительности в профессиональном мире объективно и закономерно наблюдается возрастание самоценности творческой личности.

В современных условиях развития профессиональной среды от специалиста требуется не только высокий уровень знаний, но и способность ориентироваться в изменяющихся условиях рынка труда. Широкий диапазон профессионально-творческой активности личности расширяет границы, в которых она себя реализует, пробуя различные аспекты приложения собственных сил, что, в свою очередь, позитивно сказывается на всей профессиональной карьере выпускника ссуза.

Успешность трудовой деятельности специалистов по графическому дизайну определяется уровнем их полифункциональной профессиональной компетентности.

Изучение научных исследований позволяет констатировать наличие сложившегося большого многообразия мнений в сфере объяснения феномена «профессиональной компетентности дизайнера» (М.А. Блох, И. М. Верткин, П. П. Крамара, R. Bogdan, S. Diklen и др.).

Анализ литературы (В.А. Адольф, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, С. Е. Шишова и др.) позволил сделать вывод о том, что профессиональная компетентность дизайнера представляет интегративно-личностное образование специалиста, его качественную характеристику, отражающую способность свободно выполнять профессиональную деятельность в соответствии со своими профессионально-ценностными ориентациями и в рамках установленных эргономических, сертификационных норм и эстетических правил.

Структура основ профессиональной компетентности выпускника ссуза по специальности «Дизайн (графический дизайн)» представляет единство подструктур: мотивационно-эстетической (ценностное отношение к соблюдению эстетических норм при создании дизайн-продуктапозитивное отношение к проявлению творческой инициативы в профессиональной деятельности дизайнераустановка на поиск оригинальных способов решения практических задач дизайнапрогнозирование возможных позитивных результатов креативного решения профессиональных задач в сфере компьютерного творчества и др.) — профессионально-гностической (овладение системой междисциплинарных профессионально-значимых знаний, методологией решения творческих задач, освоение теории и технологии решения изобретательских задач, развитое творческое воображение, системный анализ профессиональных задач по созданию дизайн-проекта и технологии реализации авторского замысла и др.) — креативно-процессуальной (умения и базовые навыки самостоятельно решать профессиональную задачу по созданию оригинального дизайн-продуктасамостоятельно планировать и контролировать свою деятельностьумение защищать свои авторские идеи и убеждениягенерировать неординарные идеи, реализация которых способствует качественно новому уровню профессиональной деятельности).

Основы профессиональной компетентности выпускника ссуза по специальности «Дизайн (графический)» представляют собой сформированную системность профессиональных компетенций дизайнера (профессионально-эстетической, профессионально-коммуникативной, проектно-технологической, этнокультурной, эргономической, правовой). Данные компетенции проявляются в умениях специалиста наиболее полно реализовывать себя в профессионально-творческой мультимедийной сфере с учетом индивидуально-креативных особенностей личности, конъектуры и сегментации рынка дизайнерского труда.

К основным профессионально-творческим качествам современного специалиста по графическому дизайну среднего звена относятся: творческое осмысление производственных ситуаций и комплексный подход к их рассмотрению, владение способами профессионально-интеллектуальной деятельности, аналитическими, проектировочными, конструктивными умениями, несколькими смежными видами профессионально-дизайнерской деятельности (дизайн в рекламных технологиях, дизайн в полиграфии, дизайн в проектировании Интернет-материалов и др.).

При разработке учебных планов колледжа технического профиля по специальности «Дизайн (графический дизайн)» необходимо использовать возможности креативно-контекстного подхода при определении регионального компонента и дисциплин по выбору студентов.

Креативно-контекстный подход базируется на осмыслении профессиограмм дизайнера в различных сферах применения, потребностей рынка труда в кадрах среднего звена, запросов работодателей конкретного региона. Данный подход предусматривает учет потенциала педагогического коллектива колледжа в сфере реализации курсов по выбору, факультативов, ориентированных на формирование качеств творческой личности специалиста-дизайнераучет запросов и интересов студентов, стремящихся повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Использование потенциала регионального компонента в учебном процессе ссуза для развития профессиональной компетентности будущих дизайнеров позволяет: увеличить объем часов на профессионально-прикладную практико-ориентированную деятельностьрасширить профессиональный кругозор будущих специалистов с учетом региональных особенностейосуществить углубленное изучение специальных дисциплинповысить конкурентоспособность выпускников колледжа на региональном рынке труда.

Методика профессиональной подготовки специалистов по графическому дизайну в ссузе в полной мере должна учитывать эстетико-технологические требования к профессиональной компетентности выпускника технического колледжа, в частности: владение основами классического дизайна (художественный аспект подготовки), освоение технических основ производства объектов дизайна (конструкторский аспект подготовки), владение графическим дизайном (специально-профессиональный аспект подготовки), региональные аспекты подготовки.

Система акмеологических факторов, существенно влияющих на эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера, включает в себя: учет индивидуально-типологических и половозрастных особенностей студентовреферентность преподавателей как профессионалов, проявляющих собственную творческую активность в трудовой деятельностииспользование потенциала научно-исследовательской работы студентов, индивидуально-ориентированной практики для реализации результатов профессионально-творческой активности студентов, реализации студенческих дизайн-проектов и др.

В процессе эксперимента учебно-исследовательская работа студентов технического колледжа была основана на следующих принципах:

— учета индивидуальной траектории профессионально-творческого развития личности студента, использование широкого спектра видов творческой деятельности;

— сотрудничества педагогов и студентов в научно-исследовательской работепрофессионально-ориентированной дизайнерско-прикладной направленности учебно-исследовательской работы.

Проводимая нами в процессе исследования экспериментальная работа осуществлялась на основе широкого варьирования форм организации учебной и внеурочной работы, опиралась на учет личностных особенностей студентов и обеспечение непрерывности подготовки будущего специалиста. С этой целью были разработаны творческие задания, применялись игровые формы и исследовательские проекты. Их отличительной особенностью применения являлся индивидуальный характер подбора к конкретному студенту, уровню знаний, интересов.

К основным факторам, обеспечивающим успешность процесса формирования основ профессиональной компетентности выпускников колледжа по специальности «Дизайн (графический)», можно отнести:

• создание условий для личностно-профессионального взаимодействия всех субъектов образовательного пространства ссуза за счет активизации творческого потенциала различных сфер его жизнедеятельности (развитие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов и педагогов;

• совершенствование системы профессионального воспитания студентов;

• неформальное общение студентов и педагогов во время внеаудиторной работы в процессе работы творческих группвзаимодействие педагогов и студентов в различных структурных подразделениях системы дополнительного образования в ссузе — секции, творческие лаборатории, творческие объединения, клубы и пр.);

• реализация междисциплинарного и креативно-контекстного подходов в процессе развития профессионально важных творческих качеств личности будущего специалиста;

• открытость колледжа в отношении учебно-производственных, научных, общественных связей в регионе.

Основными направлениями дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы могут быть: обеспечение преемственности в технологии формирования профессиональной компетентности выпускника технического колледжа и в системе вузовского образования, повышения квалификации специалистов технического профиляспециализированная подготовка преподавателей ссузов к работе по формированию полифункциональной компетентности студентов (будущих дизайнеров) в учебно-профессиональной и внеаудиторной профессионально-воспитательной работесоздание в системе среднего профессионального образования информационно-методических центров, систематизирующих опыт ссузов в сфере развития профессионально-творческой активности выпускников, анализирующих запросы работодателей к уровню сформированности профессиональной компетентности дизайнера среднего звена.

Решение данных проблем позволит повысить эффективность и качество процесса формирования профессиональной полифункциональной компетентности выпускников — дизайнеров технических колледжей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психол. журнал. 1993. — Т.14.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. — М., 1985. 222 с.
  3. В.В., Варна Т. П. и др. Эргономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-238 с.
  4. А. Индивидуальная психология. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтера Ю. Б. М., 1982. — 132 с.
  5. А.А., Громова JI.A. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. -СПб., 1993.-202 с.
  6. Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990. — 145 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания М — Воронеж, 1996.-253 с.
  8. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Казань, 2000. — 608 с.
  9. В.И. Диалектика воспитания творческой личности. Казань, 1988.-236 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология -М., 1998. -373 с.
  11. Л.И. Системный подход к изучению и формировано творческой личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. -С. 140−147.
  12. А.И. Культура: современный портрет. М, 1997. — 102 с.
  13. В.П. Теоретические концепции зарубежного дизайна. -М.:ВНИИТЭ, 1992.-123 с.
  14. М.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа М., 2002. — 416 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  16. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы / Под ред. О. С. Гозмана. М., 1989. — 149 с.
  17. А.А., Богуш В. Д. Конструирование мебели. — Минск: Высшая школа, 1998. 175 с.
  18. Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М., 1987. — С.90−135.
  19. Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философ. 1995. — № 3.-С. 11−18.
  20. С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации М., 1997. — 126 с.
  21. Е. Реклам-конструкторы // Мир дизайна, 1998, № 1(10).
  22. JI.H. В мире дизайна. — Ташкент: Фан, 1990. 155 с.
  23. Н.А. Самопознание. М., 1991. — 256 с.
  24. Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. — М., 1986.-358 с.
  25. Э. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. СПб., 1992. — 400 с.
  26. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения -М., 1995.-336 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии М., 1989. -192 с.
  28. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  29. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология М., 2001. — 320 с.
  30. Р.Н. Интерьер современной квартиры. М.: Стройиздат, 2002. -139 с.
  31. М.А. Творчество в науке и технике. М., 1920. — 65 с.
  32. Р.У. Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук.- СПб, 1992.- 168 с.
  33. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 55 с.
  34. Д.Б. О методе «креативного поля» // Новые исслед. в психол. науках. -1971. № 1. С. 19−24.
  35. Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию Калуга, 2001. -145 с.
  36. А.А. Восприятие и понимание человека человеком М., 1982. -199 с.
  37. А. А. Рудуевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. N 3. — С. 19−23.
  38. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.-472 с.
  39. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д, 2000. — 238 с.
  40. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. М. — Ростовна-Дону, 1999.-408 с.
  41. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2001. — 326 с.
  42. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение М. Воронеж, 1996.-208 с.
  43. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопр. филос. 1996. — № 2.
  44. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.- 168 с.
  45. П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. -М., 1990.-192 с.
  46. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М.: МГУ, 1973. 128 с.
  47. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход-М., 1991.-207 с.
  48. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.- С. 35−72.
  49. М. Продуктивное мышление (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  50. Ф.А. Социально-философский аспект формирования творческой активности личности // Формирование творческой активности личности учащихся. Омск, 1979. — С. 3−11.
  51. Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.1, 4.2. — М., 1997−1998.
  52. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с англ. — М.: Мир, 1968.-385 с.
  53. .З. Педагогика рефлексии. М., 2002. — 25 с.
  54. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. М., 1983. Т. 3 — 383 с.
  55. Г. Энциклопедия философских наук. -М., 1977. 308 с.
  56. .С. Философия образования. М., 1998. — 432 с.
  57. В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970. 201 с.
  58. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Киев, 1988. — 205 с.
  59. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 70 602 «Дизайн (графический)». М., 2005. — 33 с.
  60. А.А. Дизайн унифицированных изделий, теоретические и методические основы. — М.: ВНИИТЭ, 2002. 268 с.
  61. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 2002. -436 с.
  62. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности.-М. 1991.-320с.
  63. Гройсман A. JL Личность, творчество, регуляция состояний. М., 1998. — 436 с.
  64. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М. 1970. -271с.
  65. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. -М., 1994. 183с.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 198 с.
  67. Г. А. Интеллектуальная активность как проблема творчества //Вопр. филос. 1985. № 5. С. 157−159.
  68. А.Я. Теории интеграции образования Ростов-н/Д, 2000. -440 с.
  69. В.И., Мунипов В. М., Федоров М. В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М.: Изд. Стандартов, 1990. 226 с.
  70. Ю.А. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей школьного возраста: Дисс.к.психол.н., 19.00.07. М., 1987.-228 с.
  71. Дж. К. Инженерное и художественное конструирование: Пер. с англ.— М.: Мир, 1976. 208 с.
  72. Дж. Проектирование систем: изобретательство, творчество, анализ и принятие решений (пер. с англ.). М.: Изд-во «Мир», 1969. -139 с.
  73. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
  74. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии.-М, СПб.-2000,135 с.
  75. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965.- С. 86- 234.
  76. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-М., 2002.-208 с.
  77. Д.Н. Обучение и игра.- М., 1998. 192 с.
  78. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 414с.
  79. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) -М, 1974.-328 с.
  80. Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Дисс.к. пс. н., 19.00.01.-Тбилиси, 1986.-206 с.
  81. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 108 с.
  82. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Г. Педагогическое творчество. М., 1990. — 140с.
  83. И. Лекции по этике. М., 1990. — 396 с.
  84. К. Правда о дизайне. — М.: АНИР, 1996. 222 с.
  85. А.А., Зайцева Ж. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995 — 102 с.
  86. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках М., 1994. — 222 с.
  87. М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−18.
  88. Е.А. Психология профессионального самоопределения -М., 2004.-304 с.
  89. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий М., 1993. -165 с.
  90. С.В. НЛП перепрограммирование судьбы. — М., 2002. -705 с.
  91. Л.Н. Человек и его судьба. -М., 1988.-426 с.
  92. В. Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте: Дис. к. пс. н., 19.00.07. М. 1982. — 169с.
  93. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание М., 1984. -335 с.
  94. Т. Современный дом: Искусство дизайна: Пер. с англ. — М.: Искусство, 1997. 196 с.
  95. Концепция воспитания учащейся молодежи /А.А.Бодалев, Л. А. Малькова, Л. Н. Новикова, В. А. Караковский // Педагогика. 1992. -№ 3−4. С.11−19.
  96. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002, № 4(175) .-С. 3−31.
  97. Т.Н. Эргономика архитектурной среды. — Екатеринбург: Урал. ГАХА, 2002. 189 с.
  98. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы М., 1999. — 203 с.
  99. А.Д., Джермакян В. Ю., Разумовская Н. Н., Орлова Н. С. и др. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М., 1999. -183 с.
  100. П.П. К определению понятия «творчество» // Вопросы общественных наук. Киев, 1982. — С. 58 — 68.
  101. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования М., 2001. — 144 с.
  102. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М., 1980.
  103. С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. Ростов-н/Д, 2001. — 160 с.
  104. Ю.И. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты // Вопр. психологии. 1973. № 1. — С. 13−19.
  105. Л.А. Этапы развития эвристического поиска при решении задач конвергентного типа. Л., 1986. — 195 с.
  106. Е.Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. Альманах, 1992, № 1.
  107. Н.Н. Дизайнер интерьера: основы профессии. — М.: Горизонт Консалтинг Лтд, 2000. 135 с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975.-304 с.
  109. А.Н. О формировании способностей // Вопр. психол. 1960. № 1.-С. 7−18.
  110. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 183 с.
  111. В. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. -М., 1999.-253 с.
  112. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология -М., 2001.-555 с.
  113. Личность: внутренний мир и самореализации. / Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб, 1998. — 175 с.
  114. А.Ф. Дерзание духа. Диалектика творческого акта М., 1988.- 129 с.
  115. Лук А. И. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 128 с.
  116. А.К. Психология профессионализма М., 1999. — 308 с.
  117. A.M. Основные психологические модели проблемных ситуаций. // Основные подходы к эвристическому программированию. Киев. 1968. — С. 284- 301.
  118. А. Самоактуализация. Психология личности М., 1982. -110 с.
  119. П.Л., Буторин В. И. Развитие индивидуального творческого мышления М., 1994. — 163 с.
  120. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 110 с.
  121. А.Б. Психология творчества // Наука и жизнь. 1976. № 2.-С. 100−107.
  122. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002. — 400 с.
  123. С.М. История дизайна. М.: «Союз дизайнеров России», 2004. — 280 с.
  124. Михайлов С. М, Кулеева Л. М. Основы дизайна. — Казань: Новое знание, 1999.-209 с.
  125. В.М., Лысенко А. И. Популярная эргономика. — Орел: Вешние воды, 1992.
  126. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — М.: Молодая гвардия, 1994. 555 с.
  127. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Педагогика. -1999.-№ 9.-С. 43−51.
  128. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 2−10.
  129. Новейший энциклопедический философский словарь. Минск, 2004. — 868 с.
  130. С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией НЛО. Шведовой.-М, 1983.-816с.
  131. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991. 287 с.
  132. А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопр. психол. 1996. — № 1.
  133. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопр. психол. 1992. — № 1−2.
  134. Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. — 400 с.
  135. Педагогика и психология / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластёнина. М., 2002. — 585 с.
  136. А.В. К психологии активности личности // Вопр. психол. 1975. № 3. — С. 26−38.
  137. А.В. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.-325 с.
  138. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 128 с.
  139. Ю.П. Психология становления профессионала Ярославль, 2000.-238 с.
  140. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. Т. 12. № 1. -1991.- С. 3−12.
  141. Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — 213 с.
  142. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов. Казань, 1993. — 168 с.
  143. Проблемы эвристики / Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1989. — 270 с.
  144. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.- Воронеж, 1996. — 339 с.
  145. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996. — 440 с.
  146. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1990.-494 с.
  147. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. М., 1999. — 272 с.
  148. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. № 1. 1990.- С. 164−168.
  149. Е.А. Художник в дизайне: опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии на Сенеже. — М.: Искусство, 1974. -86 с.
  150. Г. М., Туркина Н. В., Колпащиков JI.C. Человек и дисплей. — Л.: Машиностроение, 1986.
  151. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.
  152. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь: Собр. соч. в 2-х т. М., 1989. — Т.2.
  153. С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. 1922. — Т.2. — 283с.
  154. В.Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России // Тезисы докладов научно-практ. конф. «Дизайн-98». — М, 1998.
  155. В.Ф. О парадигмах отечественного дизайна // Архитектура. Строительство. Дизайн, 2000, № 4.
  156. В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании. М.: МЭИ (ТУ), 1999.-168 с.
  157. В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2003. — 252 с.
  158. И.И. Педагогика сотрудничества: сущность, принципы. Минск, 1992. — 246 с.
  159. В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград: Перемена. 1994. — 150 с.
  160. В.Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика, 1977, № 8.
  161. В.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  162. Словарь русского языка. / Под редакцией НЛО. Шведовой. М., 1983.
  163. Современный словарь иностранных слов / Под редакцией И. В. Нечаева. М.: ACT, 2002. — 538 с.
  164. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония / Этюды креативной антологии. М.: изд. «Логос», 1992. — 183 с.
  165. Сто дизайнеров Запада. — М.: ВНИИТЭ, 1994. 128 с.
  166. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. -535 с.
  167. Э. Краткий курс промышленного дизайна. Пер. с англ. — М.: Машиностроение, 1984. 155 с.
  168. К.Д. Избранные пед. соч. М., 1974. Т. 2.-385 с.
  169. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика. 1989. 208 с.
  170. М.В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Диссертация в виде научн. докл. на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — М.: ВНИИТЭ, 1998.
  171. В.А. Видеоэкология. М.: МЦ «Видеоэкология», 1997. -205 с.
  172. А.Р. Психология становления личности профессионала. -М., 2005. -240 с.
  173. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.- 108 с.
  174. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.- 400 с.
  175. И. Метод проектов // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 12−16.
  176. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. — М.: Галарт, 1995.- 186 с.
  177. П. Наука и искусство проектирования: Пер. с англ. — М.: Мир, 1973.- 155с.
  178. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности М., 1982. — 184 с.
  179. В.Д. Деятельность и способность. М., 1994. — 320 с.
  180. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования. М.: МГИУ, 1998. — 322 с.
  181. В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. — М.: МАрхИ, 2003. 208 с.
  182. М. Эргономические параметры: Пер. с чеш. — М.: Мир, 1980.-226 с.
  183. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999.
  184. Эргономика / Под. ред. В. Ф. Венда: Пер. с польск. — М.: Мир, 1991,-113 с.
  185. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А. В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1990. 138 с.
  186. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. -192 с.
  187. И.С. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения: принципы, проблемы, решения М., 1994. — 139 с.
  188. И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 26−35
  189. В.А. Педагогическая психология СПб., 1998. — 640 с.
  190. Argyle M. Social Interaction. N.Y., 1999.
  191. Bogdan R., Diklen S. Qualitative-research for education: An introduction to theory and methods Boston: Allyn and Bacon, 1992.
  192. Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring, Educational Researcher. 1994. — p.33
  193. Sleeman D., Brown J. S. Intelligent Tutoring Systems.- New York. Academic Press, 1992
Заполнить форму текущей работой