Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность и задачи трудовой подготовки школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В. А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребёнка. Анализируя готовность ребёнка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребёнке дремлют задатки каких-то способностей… Читать ещё >

Сущность и задачи трудовой подготовки школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О проблемах трудового воспитания в контексте педагогической теории и практики

При рассмотрении вопроса о проблемах трудового воспитания в первую очередь необходимо уяснить специфическую сущность таких понятий, как «труд», «трудовое воспитание».

Активно вопросы профессионального, трудового воспитания в педагогической науке изучаются с середины 80-х гг. XX в. Анализ научных исследований показывает, что изучены различные аспекты трудовой и профессиональной подготовки подрастающего поколения.

Однако проблема трудового воспитания волновала ученых издавна. Немало ценных идей по проблеме трудового воспитания содержится в трудах классиков педагогики — Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др. различные аспекты трудового воспитания исследованы П. Р. Атутовым, Н. И. Болдыревым, Н. К. Гончаровым, К. А. Ивановичем, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинского, А. А. Шибановым, М. У. Пискуновым.

«Трудовое воспитание во взаимосвязи с умственным, нравственным, физическим, эстетическим воспитанием служит единой цели — разностороннему развитию личности — и выполняет свою специфическую функцию — развитие творческих сил и способностей, социально ценного жизненного опыта, практических умений и навыков, полезных привычек и потребностей, практического мышления, деловых качеств личности"[2].

В словаре по социальной педагогике, составленном JI.B. Мардахаевым трудовое воспитание понимается как воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности [47: 45].

Так, формирование потребности в труде, трудолюбия, общественнотрудовой активности, сознательной дисциплины труда и других моральных качеств человека, необходимых для его трудовой деятельности, отражает социально-нравственный аспект в решении задач трудового воспитания. При этом автор считает, что трудовое воспитание должно осуществляться путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитание его в труде.

Авторы Педагогического словаря Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров трактуют трудовое воспитание как совместную деятельность воспитателя и воспитанников, направленную на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии [29: 23].

Такое понимание трудового воспитания направлено на включение школьников в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Выдающиеся представители педагогики А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации должна присутствовать духовность, т. е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью социальной ценности его.

По мнению Антона Семёновича именно в труде в первую очередь формируется личность будущего гражданина. В руководимых А. С. Макаренко воспитательных учреждениях труд — рычаг системы воспитания. Труд и потребность улучшить этот труд — вот фундамент самоорганизации коллектива. Трудовое воспитание — важный фактор физической культуры, содействует психическому, духовному развитию человека [34: 136−228].

А.С. Макаренко стремился воспитать у своих воспитанников умение заниматься любым трудом. При участии в коллективном труде человек приобщается к правильному нравственному отношению к другим людям.

По мнению К. Д Ушинского, труд — не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

Труд способствует жизненному самоопределению личности и осознанному выбору профессии. В этом смысле особое значение приобретают слова К. Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека, и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» [61: 198].

В.А. Сухомлинский вкладывал смысл в то, что труд — могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В.А.Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, В. А. Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех [48: 250].

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В. А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребёнка. Анализируя готовность ребёнка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребёнке дремлют задатки каких-то способностей, которые необходимо увидеть и развить [51: 267].

Сущность гармонического развития личности В. А. Сухомлинского и неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу он пришел благодаря собственному труду.

По мнению исследователя В. И. Загвязинского, понятие «трудовое воспитание» относится к дидактическим терминам и выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение учащимся практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда и профессиональной деятельности [20: 110].

В современной педагогической науке трудовое воспитание понимается также как целенаправленный процесс формирования навыков общей трудовой культуры, любви к труду, готовности выполнять физическую или умственную работу, полезную обществу и семье, добросовестного и творческого отношения к труду, культуры и соответствующих привычек рационального труда [45: 91].

Данная формулировка понятия «трудовое воспитание» характеризует не только сам процесс трудового воспитания подрастающего поколения, но и отражает запросы современного общества на работника, человека труда.

Общая цель трудового воспитания имеет определяющее значение для установления его содержания, правильного решения вопросов о том, каков должен быть характер методов воспитательной работы.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

  • — формирование положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
  • — развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;
  • — формирование высоких моральных качеств: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
  • — вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

«Трудовое воспитание — это процесс формирования у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности"[3].

Трудовое воспитание включает в себя следующие компоненты:

Психофизиологическая подготовка к труду, означающая развитие физических возможностей и способностей при выполнении определенных видов практической деятельности. Это обеспечивает приспособление организма и психики к конкретной трудовой деятельности на основе сенсомоторного развития.

Социально-психологическая подготовка направлена на адаптацию личности к совместной деятельности в коллективе. Основы такой подготовки закладываются уже у дошкольников и младших школьников, формируется способность к согласованию совместных действий, адекватная оценка и самооценка деятельности, накапливается опыт работы на основе совместного труда. Для подростков и в старшем школьном возрасте существенное значение приобретает взаимосвязь формирующихся качеств личности, социально ценного жизненного опыта, умений, навыков, коллективной трудовой деятельности с учетом здоровья, пола, возраста.

Нравственная подготовка к труду (иногда трактуется как морально-психологическая) предполагает: формирование стремления трудиться сообща, готовности прийти на помощь товарищу, дисциплинированности, социальной мотивации труда, отношения к людям, к трудовому коллективу, бережного отношения к природе, народному достоянию; потребности в физическом труде. Сюда же относится и воспитание бережливости, щедрости, трудолюбия, формирование качеств личности, от которых зависит эффективность ее труда, отношение к труду, его результатам, трудовому коллективу.

Волевая подготовка означает формирование качеств личности, умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности: организованности, самостоятельности, уверенности в себе, требовательности к результатам своего и чужого труда, ответственности за порученное дело, самодисциплины и самоконтроля в трудовом процессе. Это дает возможность поддерживать высокую работоспособность за счет рационального использования своего трудового опыта, способностей, возможностей, знаний, умений и навыков, чередования труда и отдыха, умения преодолевать трудности в производственной деятельности и трудовых отношениях.

Эстетическая подготовка к труду включает в себя воспитание потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, так, чтобы результат труда доставлял эстетическое удовлетворение людям.

Практическая подготовка к труду — повышение общей работоспособности, вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками конкретной деятельности, обеспечивающими высокую производительность и культуру труда, желание и умение трудиться качественно, применять в новых ситуациях имеющийся опыт, осведомленность в мире науки и техники.

Трудовое самовоспитание учащихся — активное участие самих школьников в их собственном трудовом становлении и развитии, самосовершенствование.

Таким образом можно сказать, что трудовое воспитание осуществляется в ходе теоретической, практической, психологической подготовки к труду и одновременно в ходе общей учебно-воспитательной работы школы.

В педагогической литературе в понятие трудового воспитания включают все виды подготовки к труду и одновременно профориентационную работу, социализацию личности школьника с учетом тенденций развития производства, развития дарований и способностей, общей культуры человека, без которых невозможно воспитать творческое и ответственное отношение к любой деятельности.

Трудовое воспитание включает в себя формирование качеств личности, практических умений и навыков, развитие сил и способностей, укрепление здоровья человека в целом, по отношению к любой деятельности — эстетической, педагогической, культурно-просветительной и т. д., а не только к физическому труду. (Ю. К. Васильев, С. Я. Батышев и др.)[4].

Такой подход позволяет рассматривать сущность трудовой подготовки с учетом потребностей общества в талантливых и одаренных людях всех профессий, с учетом возросшего интеллектуального потенциала общества, высокой культуры людей. Сущность трудового воспитания заключается в настоящее время в развитии духовного потенциала, сил и способностей подрастающего поколения, необходимых для творческого труда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой