Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся

ДокладПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование особенностей формирования понятийного аппарата естественнонаучных дисциплин проводилось в течение двух лет (2005;2006гг.) на базе средних общеобразовательных школ г. Нефтеюганска и г. Томска. Для исследования было привлечено 142 человека: 49 учителей и 93 учащихся 7-х классов, из них 45 учеников и 22 учителя из г. Нефтеюганска; 48 учеников и 27 учителей из г. Томска. В исследовании… Читать ещё >

Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На очередном заседании ректоров вузов стран «большой восьмерки» было высказано мнение о том, что «во всем мире падает уровень школьного образования. Ситуация критическая. И ее нужно исправлять немедленно готовить квалифицированных педагогов, особенно по точным наукам» (директор отдела академических обменов посольства США Дебора Гвидо-О'Трэйди), «По сравнению со школьниками 15-летней давности нынешние ученики заметно сдали позиции» (ректор МГУ В. Садовничий). Такую же точку зрения имеют учителя средних общеобразовательных школ Западной Сибири. Проведенный нами методом анкетирования опрос учителей Томского и Ханты-Мансийского регионов позволил выявить ряд причин низкой успеваемости.

Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся

Учителя, преподающие дисциплины естественнонаучного цикла: биологию, географию, физику, химию, — отмечают, что большинство учащихся усваивают учебный материал на удовлетворительном уровне. Из этого следует, что количество учащихся, которые смогли бы с полным и качественным знанием предмета продолжить обучение в высшем учебном заведении весьма невелико. И это, в свою очередь, означает, что потенциал специалистов, столь необходимых в области химии, физики, биологии в современном мире высоких технологий, в ближайшем будущем сократится до минимума.

Учителя (принявшие участие в исследовании проблемы успеваемости школьников) города Нефтеюганска и города Томска указывают ряд конкретных причин, способствующих низкому качеству успеваемости, в том числе и по дисциплинам естественнонаучного цикла. Рассмотрим наиболее часто отмечаемые учителями обстоятельства, сопутствующие низкой результативности учебной деятельности школьников. Преподаватели выделяют среди многих проблем основные: низкий уровень познавательной активности учащихся; изменение мотивации учебной деятельности учащихся в свете реализации задач модернизации образования в 2001;2005 годах, в частности, в условиях приватизации высшего образования в России, в условиях перехода общего образования на бизнес — рыночные отношения. Отсутствие мотивации к обучению и познанию — одна из сложнейших проблем современного образования, она имеет место, как во всем мире, так и в отдельно взятых регионах Российской Федерации. Ее пытаются решать, прибегая к «методу кнута и пряника», избегая и запрещая ставить низкие отметки, поощряя работу с родителями, привлекая возможностью обучения в престижных вузах, но, несмотря на все усилия, у основной части учащихся сохраняется низкая мотивация учебной деятельности. Этому есть несколько объяснений:

у учащихся слабо развита и плохо осознана сама идея ценности образования;

слабый контроль и недостаточная включенность родителей в проблемы учебной деятельности в силу их чрезмерной трудовой занятости;

фактор платного образования в контексте государственной идеи свободных бизнес-рыночных отношений.

Эти три пункта объединяют одну из основополагающих образовательно-воспитательных задач: формирование ценности знания как общенационального достояния, показателя высокого духовного уровня; развитие ответственного и сознательного отношения к учебе.

Помимо социально-экономических и материальных трудностей существуют те, которые непосредственно связанны с учебно-методическим комплексом:

недостаточное количество демонстрационного материала или полное отсутствие его;

низкое качество учебных пособий, в частности доступность, научность учебных текстов, сложный язык их изложения;

много объемных и трудных для осознания и запоминания научных определений;

недостаточная либо нетрадиционно «оригинальная» интерпретация новых, трудных для употребления в речи и для понимания научных терминов;

неразработанность психолого-таксономической экспертизы согласованности и адаптации учебно-образовательных целей участников учебного процесса в условиях реализации национального проекта «Образование»;

— неразработанность психолого-диагностического мониторинга параметров развития когнитивных и коммуникативных способностей членов учебного сообщества в условиях модернизации образовательного пространства.

В перечисленных проблемах, скорее всего, играет большую роль образовательная среда, включающая в себя не только учебное заведение, но и культурные, социальные, экономические, географические и целый ряд других факторов, влияющих на физическое, психическое развитие детей.

Проведем сравнительный анализ особенностей образовательной среды двух регионов Российской Федерации — Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области. Одна из школ находится на территории, определенной как крайний Север (город Нефтеюганск), другая — на территории Западной Сибири (город Томск). Городу Нефтеюганску всего 35 лет. Это место, куда семьи приезжают «на время», в поисках высокого заработка из разных областей России и из стран ближнего зарубежья. Школьные классы сформированы из детей разных национальностей (татары, башкиры, украинцы, азербайджанцы, узбеки, казахи) и разных культур, а также разных условий, в которых происходит их рост, воспитание и развитие. Другой, существенной особенностью северного края является высокая занятость родителей, поглощенных работой и, как следствие, дефицит времени на занятия с детьми. Основу общества на Крайнем Севере, как правило, составляют поколения инженеров и рабочих. Дети целенаправленно развиваются только в рамках школы, а в свободное от школы время их развлекает компьютер, телевизор и такие неблагоприятные явления, как игровые автоматы.

В отличие от Нефтеюганска, город Томск не является территорией интенсивной миграции населения. Здесь давно (с 1604 года) и прочно сложилась особая культура и история образования, о которой свидетельствуют музеи и библиотеки, содержащие экспонаты и литературу высокой ценности и значимости; университеты и гимназии с вековой историей, редкой красоты памятники архитектуры. Томск издавна был известен как торгово-купеческий город, сосредоточивший в себе миллионы товаров и ценностей. Славится город и своими церквями: так, уже в 1911 году в Томске насчитывалось более двадцати православных храмов. Томск — старейший за Уралом образовательный и научный центр России. На протяжении XX столетия здесь сформировался уникальный научно-образовательный и научно-технологический комплекс, который называют Сибирскими Афинами. Высокий научно-технический потенциал области поддерживается многочисленными вузами и научно-исследовательскими институтами. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск занимает первое место в России. У истоков томских научных и педагогических школ стоят видные ученые с мировыми именами. Именно в этом городе его жители — поколения ученых и педагоговобразуют высокоинтеллектуальный социально-культурный слой. Таким образом, существенные социальные, экономические, бытовые, культурные различия описываемых регионов выступают факторами формирования образовательной среды, в которой и развивается личность ребенка (школьника).

Социокультурные различия

Исходя из сказанного, можно заключить, что приведенные выше социокультурные различия в описании образовательной среды учащихся, проживающих в разных регионах, влияют на уровень их сознания. С другой стороны, по выражению Ю. С. Степанова, «культура входит в ментальный мир человека», формирует совокупность понятий-концептов, которые, в свою очередь, выступают в качестве особых ментальных образований, «сгустков культурной среды в сознании человека». В данном случае нас интересует многообразие понятий, которыми владеют учащиеся, объединенных общим смыслом и условием формирования которых являются социокультурные характеристики образовательной среды. Иными словами, речь идет о формировании системы естественнонаучных понятий, то есть концептосфере естественнонаучного мышления учащихся, проживающих в различных регионах страны. Термин «концептосфера» введен Д. С. Лихачевым для «обозначения совокупности потенций, открываемых в словарном запасе, как отдельного человека, так и всего языка в целом». Он считал, что концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче культура нации: фольклор, изобразительное искусство, наука, литература и т. д. Концептосфера, по Д. С. Лихачеву, соотносима с историческим опытом и мировоззрением народа. В дальнейшем изложении текста мы будем пользоваться термином концептосфера как наиболее удобным и подходящим, с нашей точки зрения, для исследования спектра (набора) слов, раскрывающих разноголосицу в семантике естественнонаучных понятий, позволяющих выявить особенности лексематического определения естественнонаучных понятий, величину их концептуальной ассимиляции.

Итак, в рамках обозначенной проблемы мы сделали предположение, что социально-культурные различия исследуемых регионов влияют на формирование понятийного естественнонаучного аппарата учащихся средних общеобразовательных школ. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей развития языка (как носителя культуры), в частности понятийного аппарата, формирующего естественнонаучное мышление учащихся средних школ Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области.

Исследование особенностей формирования понятийного аппарата естественнонаучных дисциплин проводилось в течение двух лет (2005;2006гг.) на базе средних общеобразовательных школ г. Нефтеюганска и г. Томска. Для исследования было привлечено 142 человека: 49 учителей и 93 учащихся 7-х классов, из них 45 учеников и 22 учителя из г. Нефтеюганска; 48 учеников и 27 учителей из г. Томска. В исследовании использовался метод анкетирования, метод функциональных триад. Нами были разработаны анкеты, предназначенные для опроса учителей и для опроса учеников. Учащимся предлагалось перечислить известные им понятия по естественнонаучным дисциплинам — географии, биологии, физики, химии — и объяснить, какие из перечисленных понятий они могут объяснить и в объяснении каких понятий затрудняются. На основании анализа полученных данных было выявлено для учащихся нефтеюганской школы 25 понятий естественнонаучного блока. К ним относятся: Биология. Человек. Животные. Насекомые. Растения. Соцветие. Клетка. Семейство. Ядро. Карта. Земля. Суша. Вода. Материк. Экватор. Население. Атмосфера. География. Сила. Тело. Вещество. Масса. Жидкость. Скорость. Физика.

Таблица 1 Соотношение понятий (%), формирующих концептосферу естественнонаучного мышления учащихся 7-х классов

Нефтеюганск 1

Томск

Нефтеюганск 1

Томск

Нефтеюганск

Т омск

семантика %

семантика | %

семантика %

семантика | %

семантика %

семантика | %

атмосфера

биология

сила |

воздух*

20,2

воздух*

животные*

животные*

сила тяжести

физика*

кислород*

оболочка*

растения*

растения*

сила трения

давление*

8,7

жизнь*

газ*

8,9

урок

наука*

8,3

физика*

9,3

величина

7,5

азот

земля*

7,7

наука*

жизнь

6,9

давление*

4,6

масса

6,2

газ*

облака

3,8

человек*

1 1

земля

5,5

мышцы

4,6

УДар

география

шар

3,8

природа*

предмет

4,1

Сила упругости

4,6

вектор

3,7

земля*

дыхание

2,6

правило

природа*

4,1

скорость

4,6

сила

3,7

космос

жизнь*

2,6

Живые организмы

1,5

птицы

4,1

человек

4,6

тяжесть

3,7

небо

кислород*

2,6

Изучение человека

1,5

человек*

4,1

борьба

2,3

вес

2,5

оболочка*

смесь

2,6

работа

1,5

люди

2,7

вес тела

2,3

плотность

2,5

география

карта

тело |

материк

10,9

карта*

география*

путь

6,4

человек*

8,6

человек*

7,4

наука*

10,9

горы

сим-карта

7,8

бумага*

5,1

рука*

6,5

атом*

6,1

земля*

земля*

океан

6,2

дорога

5,1

физика

6,5

вес

6,1

карта*

наука*

бумага*

3,1

карта

5,1

двуслойное

4,3

кровь

4,9

океан

7,2

остров

5,4

город*

3,1

материк*

5,1

мяч

4,3

рука*

4,9

урок*

7,2

рельеф

4,1

деревня

3,1

география*

3,8

нога*

4,3

тело

4,9

атлас *

3,6

урок*

4,1

земная

3,1

игра

3,8

стол

4,3

вещество

3,7

вода

3,6

атлас*

2,7

интелект карта

3,1

местность

3,8

твердое

4,3

голова

3,7

море

3,6

вулкан

2,7

масштаб

3,1

рельеф

3,8

трехслойное

4,3

клетки

3,7

река

3,6

география

2,7

материк*

3,1

город*

2,5

атом*

2,1

нога*

3,7

клетка

материк

ядро |

ядро*

12,6

биология*

7,6

суша

земля*

земля*

атом

мембрана

7,9

жизнь

7,6

земля*

карта

7,4

клетка*

земля*

цитоплазма

7,9

тетрадка

7,6

Австралия*

8,9

страна

7,4

амеба

клетка*

6,5

организм*

6,3

организм*

6,4

Евразия*

8,9

остров

6,1

орех*

молекула

6,5

человек

4,7

зоопарк

5,1

Африка*

7,1

горы*

4,9

пушка

электрон

5,2

амеба*

3,1

ядро*

5,1

Антарктида

3,5

география*

3,7

инфузория

орех*

3,9

биология*

3,1

животное*

3,8

география*

3,5

люди*

3,7

органоид

часть

3,9

животное*

3,1

микроскоп

3,8

горы*

3,5

Австралия*

2,4

персик

шар

3,9

инфузория туфелька

3,1

тюрьма

3,8

люди*

3,5

Африка*

2,4

пушечное

физика

2,6

микроскопическая

3,1

амеба*

2,5

Америка

1,7

Евразия*

2,4

Атомная война

химия

2,6

масса

население

скорость |

вес*

15,7

вес*

люди*

люди*

медленно

движение*

физика*

13,1

килограмм*

русские

8,7

страна

7,5

быстро

бег

7,5

тело*

7,8

объем

7,4

народ*

дома

быстрота*

время*

7,5

жидкость

5,2

весы*

6,1

национальность

5,2

народ*

машина*

путь*

7,5

жир

5,2

тяжесть*

6,1

негры

5,2

город*

3,7

движение*

7,6

физика

7,5

килограмм*

5,2

физика*

6,1

большое

3,5

животные*

3,7

путь*

7,6

машина*

тяжесть*

5,2

грамм

3,7

география

3,5

количество

3,7

алгебра

5,1

быстрота*

2,5

алгебра

2,6

плотность

3,7

город*

3,5

государство

2,5

время*

5,1

километр*

2,5

большой живот

2,6

тело*

3,7

европеоидные

3,5

земля

2,5

километр*

5,1

величина

1,2

весы*

2,6

величина

2,4

животные*

3,5

Китай

2,5

средняя

5,1

гепард

1,2

физ ика

масса

7,8

сила*

6,1

тело

7,8

плотность

4,9

наука*

11,7

величины

вода

3,9

формулы*

4,9

газы

3,9

объем

3,7

вещество

9,8

наука*

9,5

сила*

7,8

давление

4,9

скорость

3,9

опыт

3,7

Для учащихся томской школы — 37 понятий естественнонаучного блока: Атмосфера. Атом. Биология. Биосфера. Вулкан. Гидросфера. Горы. Давление. Движение. Карта. Клетка. Климат. Масса. Материк. Молекула. Нагревание. Население. Объем. Озеро. Океан. Остров. Погода. Равнина. Рельеф. Сила. Система. Скорость. Тело. Температура. Трение. Фотосинтез. Электрон. Ядро. Физика. Химия. География.

Затем были определены одинаковые понятия, отмеченные в двух регионах: Атмосфера. Биология. Карта. Клетка. Климат. Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. География.

Эти понятия были исследованы методом функциональных триад. Анализ полученных данных методом функциональных триад позволил установить, что от 22,7% до 42,2% учащихся Нефтеюганска затрудняются в лексематическом определении таких понятий, как Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. Учащиеся города Томска в интерпретации понятий данного перечня практически не имеют затруднений. Несмотря на региональные различия, в половине из предъявленного списка понятий выявлена достаточно высокая лексематическая схожесть (от 38,5% до 53,8%). Например, в понятии Материк лексематическая схожесть представлена следующими словами: «земля», «горы», «география», «люди», «Африка», «Евразия», «Австралия». В понятии Сила лексематическая схожесть наименьшая и включает всего два слова: «физика», «давление». Однако как в первом, так и во втором из приведенных примеров видно, что естественнонаучная концептуальная ассимиляция понятийного аппарата учащихся либо низкая, либо вовсе не соответствует научно-дисциплинарной интерпретации.

Возьмем, к примеру, понятие Атмосфера. Лексематическая схожесть в определении этого понятия учащимися двух регионов составляет 46,2%. Однако анализ семантики данного понятия показывает, что из 46,2% учащихся 40,9% томских школьников и 26% нефтеюганских правильно интерпретируют его как воздух, газ — все остальное неточно (оболочка) или вовсе неверно (космос, Земля, шар, облака, кислород и т. д.) (см. табл. 2). Более того, при анализе семантики естественнонаучных понятий убедительно прослеживаются социально-когнитивные стереотипы, сформированные географическими и социокультурными особенностями изучаемых регионов. Например, нефтеюганские школьники понятие атмосфера в значительной степени (14%) связывают с представлениями о жизненно важном кислороде, которого в атмосфере Севера недостаточно; в определении понятия «население» больший акцент делают на национальности (русские, негры, европеоиды); понятие «скорость» связывают с очень частыми переездами, и преимущественно на самолетах, отсюда и семантическое наполнение (медленно, быстро, быстрота), а машина является обязательным элементом быта жителей Малой Земли. Совершенно иная семантика понятия «скорость» у томских школьников — это движение, бег, время, путь и т. д.

Таблица 2 Показатели ассимиляции естественнонаучных понятий в структуре мышления учащихся 7-х классов, проживающих в различных социокультурных средах

Понятие

Лексематическая схожесть

Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%)

Концептуальная ассимиляция, Томск (%)

Понятие

Лексематическая схожесть

Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%)

Концептуальная ассимиляция, Томск (%)

Атмосфера

58,0

72,5

Население

36,8

40,2

Биология

67,9

53,9

Сила

13,9

19,9

География

39,7

42,2

Скорость

45,8

35,1

Карта

24,8

16,5

Тело

21,5

22,1

Клетка

28,2

25,4

Физика

23,4

20,5

Материк

46,1

33.0

Ядро

32,0

24,8

Масса

49,6

55.3

Заключение

Таким образом, нами были выявлены понятия, формирующие концептосферу естественнонаучного мышления учащихся 7-х классов Томского и Ханты-Мансийского регионов; установлены особенности лексематического определения естественнонаучных понятий; исследованы особенности семантического пространства и величина концептуальной ассимиляции естественнонаучных понятий в структуре мышления учащихся 7-х классов, проживающих в различных социокультурных средах.

естественнонаучный мышление семиклассник ассимиляция

1. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Очерки философии художественного творчества. — СПб: БЛИЦ, 2010.

2. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — М.: Школа «Языки русской культуры», 2007.

3. Познер Б. Н. Самообновление культуры и синтез научных знаний / Б. Н. Познер, Д. Л. Ситникова. — Томск: Изд-во ТГУ, 2009

4. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке / В. Н. Волошинов. — М., 2009.

5. Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания». — Новосибирск, 2008.

6. Максимова Н. В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия / Н. В. Максимова. — М., 2009.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой