Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся
Исследование особенностей формирования понятийного аппарата естественнонаучных дисциплин проводилось в течение двух лет (2005;2006гг.) на базе средних общеобразовательных школ г. Нефтеюганска и г. Томска. Для исследования было привлечено 142 человека: 49 учителей и 93 учащихся 7-х классов, из них 45 учеников и 22 учителя из г. Нефтеюганска; 48 учеников и 27 учителей из г. Томска. В исследовании… Читать ещё >
Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На очередном заседании ректоров вузов стран «большой восьмерки» было высказано мнение о том, что «во всем мире падает уровень школьного образования. Ситуация критическая. И ее нужно исправлять немедленно готовить квалифицированных педагогов, особенно по точным наукам» (директор отдела академических обменов посольства США Дебора Гвидо-О'Трэйди), «По сравнению со школьниками 15-летней давности нынешние ученики заметно сдали позиции» (ректор МГУ В. Садовничий). Такую же точку зрения имеют учителя средних общеобразовательных школ Западной Сибири. Проведенный нами методом анкетирования опрос учителей Томского и Ханты-Мансийского регионов позволил выявить ряд причин низкой успеваемости.
Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся
Учителя, преподающие дисциплины естественнонаучного цикла: биологию, географию, физику, химию, — отмечают, что большинство учащихся усваивают учебный материал на удовлетворительном уровне. Из этого следует, что количество учащихся, которые смогли бы с полным и качественным знанием предмета продолжить обучение в высшем учебном заведении весьма невелико. И это, в свою очередь, означает, что потенциал специалистов, столь необходимых в области химии, физики, биологии в современном мире высоких технологий, в ближайшем будущем сократится до минимума.
Учителя (принявшие участие в исследовании проблемы успеваемости школьников) города Нефтеюганска и города Томска указывают ряд конкретных причин, способствующих низкому качеству успеваемости, в том числе и по дисциплинам естественнонаучного цикла. Рассмотрим наиболее часто отмечаемые учителями обстоятельства, сопутствующие низкой результативности учебной деятельности школьников. Преподаватели выделяют среди многих проблем основные: низкий уровень познавательной активности учащихся; изменение мотивации учебной деятельности учащихся в свете реализации задач модернизации образования в 2001;2005 годах, в частности, в условиях приватизации высшего образования в России, в условиях перехода общего образования на бизнес — рыночные отношения. Отсутствие мотивации к обучению и познанию — одна из сложнейших проблем современного образования, она имеет место, как во всем мире, так и в отдельно взятых регионах Российской Федерации. Ее пытаются решать, прибегая к «методу кнута и пряника», избегая и запрещая ставить низкие отметки, поощряя работу с родителями, привлекая возможностью обучения в престижных вузах, но, несмотря на все усилия, у основной части учащихся сохраняется низкая мотивация учебной деятельности. Этому есть несколько объяснений:
у учащихся слабо развита и плохо осознана сама идея ценности образования;
слабый контроль и недостаточная включенность родителей в проблемы учебной деятельности в силу их чрезмерной трудовой занятости;
фактор платного образования в контексте государственной идеи свободных бизнес-рыночных отношений.
Эти три пункта объединяют одну из основополагающих образовательно-воспитательных задач: формирование ценности знания как общенационального достояния, показателя высокого духовного уровня; развитие ответственного и сознательного отношения к учебе.
Помимо социально-экономических и материальных трудностей существуют те, которые непосредственно связанны с учебно-методическим комплексом:
недостаточное количество демонстрационного материала или полное отсутствие его;
низкое качество учебных пособий, в частности доступность, научность учебных текстов, сложный язык их изложения;
много объемных и трудных для осознания и запоминания научных определений;
недостаточная либо нетрадиционно «оригинальная» интерпретация новых, трудных для употребления в речи и для понимания научных терминов;
неразработанность психолого-таксономической экспертизы согласованности и адаптации учебно-образовательных целей участников учебного процесса в условиях реализации национального проекта «Образование»;
— неразработанность психолого-диагностического мониторинга параметров развития когнитивных и коммуникативных способностей членов учебного сообщества в условиях модернизации образовательного пространства.
В перечисленных проблемах, скорее всего, играет большую роль образовательная среда, включающая в себя не только учебное заведение, но и культурные, социальные, экономические, географические и целый ряд других факторов, влияющих на физическое, психическое развитие детей.
Проведем сравнительный анализ особенностей образовательной среды двух регионов Российской Федерации — Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области. Одна из школ находится на территории, определенной как крайний Север (город Нефтеюганск), другая — на территории Западной Сибири (город Томск). Городу Нефтеюганску всего 35 лет. Это место, куда семьи приезжают «на время», в поисках высокого заработка из разных областей России и из стран ближнего зарубежья. Школьные классы сформированы из детей разных национальностей (татары, башкиры, украинцы, азербайджанцы, узбеки, казахи) и разных культур, а также разных условий, в которых происходит их рост, воспитание и развитие. Другой, существенной особенностью северного края является высокая занятость родителей, поглощенных работой и, как следствие, дефицит времени на занятия с детьми. Основу общества на Крайнем Севере, как правило, составляют поколения инженеров и рабочих. Дети целенаправленно развиваются только в рамках школы, а в свободное от школы время их развлекает компьютер, телевизор и такие неблагоприятные явления, как игровые автоматы.
В отличие от Нефтеюганска, город Томск не является территорией интенсивной миграции населения. Здесь давно (с 1604 года) и прочно сложилась особая культура и история образования, о которой свидетельствуют музеи и библиотеки, содержащие экспонаты и литературу высокой ценности и значимости; университеты и гимназии с вековой историей, редкой красоты памятники архитектуры. Томск издавна был известен как торгово-купеческий город, сосредоточивший в себе миллионы товаров и ценностей. Славится город и своими церквями: так, уже в 1911 году в Томске насчитывалось более двадцати православных храмов. Томск — старейший за Уралом образовательный и научный центр России. На протяжении XX столетия здесь сформировался уникальный научно-образовательный и научно-технологический комплекс, который называют Сибирскими Афинами. Высокий научно-технический потенциал области поддерживается многочисленными вузами и научно-исследовательскими институтами. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск занимает первое место в России. У истоков томских научных и педагогических школ стоят видные ученые с мировыми именами. Именно в этом городе его жители — поколения ученых и педагоговобразуют высокоинтеллектуальный социально-культурный слой. Таким образом, существенные социальные, экономические, бытовые, культурные различия описываемых регионов выступают факторами формирования образовательной среды, в которой и развивается личность ребенка (школьника).
Социокультурные различия
Исходя из сказанного, можно заключить, что приведенные выше социокультурные различия в описании образовательной среды учащихся, проживающих в разных регионах, влияют на уровень их сознания. С другой стороны, по выражению Ю. С. Степанова, «культура входит в ментальный мир человека», формирует совокупность понятий-концептов, которые, в свою очередь, выступают в качестве особых ментальных образований, «сгустков культурной среды в сознании человека». В данном случае нас интересует многообразие понятий, которыми владеют учащиеся, объединенных общим смыслом и условием формирования которых являются социокультурные характеристики образовательной среды. Иными словами, речь идет о формировании системы естественнонаучных понятий, то есть концептосфере естественнонаучного мышления учащихся, проживающих в различных регионах страны. Термин «концептосфера» введен Д. С. Лихачевым для «обозначения совокупности потенций, открываемых в словарном запасе, как отдельного человека, так и всего языка в целом». Он считал, что концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче культура нации: фольклор, изобразительное искусство, наука, литература и т. д. Концептосфера, по Д. С. Лихачеву, соотносима с историческим опытом и мировоззрением народа. В дальнейшем изложении текста мы будем пользоваться термином концептосфера как наиболее удобным и подходящим, с нашей точки зрения, для исследования спектра (набора) слов, раскрывающих разноголосицу в семантике естественнонаучных понятий, позволяющих выявить особенности лексематического определения естественнонаучных понятий, величину их концептуальной ассимиляции.
Итак, в рамках обозначенной проблемы мы сделали предположение, что социально-культурные различия исследуемых регионов влияют на формирование понятийного естественнонаучного аппарата учащихся средних общеобразовательных школ. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей развития языка (как носителя культуры), в частности понятийного аппарата, формирующего естественнонаучное мышление учащихся средних школ Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области.
Исследование особенностей формирования понятийного аппарата естественнонаучных дисциплин проводилось в течение двух лет (2005;2006гг.) на базе средних общеобразовательных школ г. Нефтеюганска и г. Томска. Для исследования было привлечено 142 человека: 49 учителей и 93 учащихся 7-х классов, из них 45 учеников и 22 учителя из г. Нефтеюганска; 48 учеников и 27 учителей из г. Томска. В исследовании использовался метод анкетирования, метод функциональных триад. Нами были разработаны анкеты, предназначенные для опроса учителей и для опроса учеников. Учащимся предлагалось перечислить известные им понятия по естественнонаучным дисциплинам — географии, биологии, физики, химии — и объяснить, какие из перечисленных понятий они могут объяснить и в объяснении каких понятий затрудняются. На основании анализа полученных данных было выявлено для учащихся нефтеюганской школы 25 понятий естественнонаучного блока. К ним относятся: Биология. Человек. Животные. Насекомые. Растения. Соцветие. Клетка. Семейство. Ядро. Карта. Земля. Суша. Вода. Материк. Экватор. Население. Атмосфера. География. Сила. Тело. Вещество. Масса. Жидкость. Скорость. Физика.
Таблица 1 Соотношение понятий (%), формирующих концептосферу естественнонаучного мышления учащихся 7-х классов
Нефтеюганск 1 | Томск | Нефтеюганск 1 | Томск | Нефтеюганск | Т омск | |||||||
семантика % | семантика | % | семантика % | семантика | % | семантика % | семантика | % | |||||||
атмосфера | биология | сила | | ||||||||||
воздух* | 20,2 | воздух* | животные* | животные* | сила тяжести | физика* | ||||||
кислород* | оболочка* | растения* | растения* | сила трения | давление* | 8,7 | ||||||
жизнь* | газ* | 8,9 | урок | наука* | 8,3 | физика* | 9,3 | величина | 7,5 | |||
азот | земля* | 7,7 | наука* | жизнь | 6,9 | давление* | 4,6 | масса | 6,2 | |||
газ* | облака | 3,8 | человек* | 1 1 | земля | 5,5 | мышцы | 4,6 | УДар | |||
география | шар | 3,8 | природа* | предмет | 4,1 | Сила упругости | 4,6 | вектор | 3,7 | |||
земля* | дыхание | 2,6 | правило | природа* | 4,1 | скорость | 4,6 | сила | 3,7 | |||
космос | жизнь* | 2,6 | Живые организмы | 1,5 | птицы | 4,1 | человек | 4,6 | тяжесть | 3,7 | ||
небо | кислород* | 2,6 | Изучение человека | 1,5 | человек* | 4,1 | борьба | 2,3 | вес | 2,5 | ||
оболочка* | смесь | 2,6 | работа | 1,5 | люди | 2,7 | вес тела | 2,3 | плотность | 2,5 | ||
география | карта | тело | | ||||||||||
материк | 10,9 | карта* | география* | путь | 6,4 | человек* | 8,6 | человек* | 7,4 | |||
наука* | 10,9 | горы | сим-карта | 7,8 | бумага* | 5,1 | рука* | 6,5 | атом* | 6,1 | ||
земля* | земля* | океан | 6,2 | дорога | 5,1 | физика | 6,5 | вес | 6,1 | |||
карта* | наука* | бумага* | 3,1 | карта | 5,1 | двуслойное | 4,3 | кровь | 4,9 | |||
океан | 7,2 | остров | 5,4 | город* | 3,1 | материк* | 5,1 | мяч | 4,3 | рука* | 4,9 | |
урок* | 7,2 | рельеф | 4,1 | деревня | 3,1 | география* | 3,8 | нога* | 4,3 | тело | 4,9 | |
атлас * | 3,6 | урок* | 4,1 | земная | 3,1 | игра | 3,8 | стол | 4,3 | вещество | 3,7 | |
вода | 3,6 | атлас* | 2,7 | интелект карта | 3,1 | местность | 3,8 | твердое | 4,3 | голова | 3,7 | |
море | 3,6 | вулкан | 2,7 | масштаб | 3,1 | рельеф | 3,8 | трехслойное | 4,3 | клетки | 3,7 | |
река | 3,6 | география | 2,7 | материк* | 3,1 | город* | 2,5 | атом* | 2,1 | нога* | 3,7 | |
клетка | материк | ядро | | ||||||||||
ядро* | 12,6 | биология* | 7,6 | суша | земля* | земля* | атом | |||||
мембрана | 7,9 | жизнь | 7,6 | земля* | карта | 7,4 | клетка* | земля* | ||||
цитоплазма | 7,9 | тетрадка | 7,6 | Австралия* | 8,9 | страна | 7,4 | амеба | клетка* | 6,5 | ||
организм* | 6,3 | организм* | 6,4 | Евразия* | 8,9 | остров | 6,1 | орех* | молекула | 6,5 | ||
человек | 4,7 | зоопарк | 5,1 | Африка* | 7,1 | горы* | 4,9 | пушка | электрон | 5,2 | ||
амеба* | 3,1 | ядро* | 5,1 | Антарктида | 3,5 | география* | 3,7 | инфузория | орех* | 3,9 | ||
биология* | 3,1 | животное* | 3,8 | география* | 3,5 | люди* | 3,7 | органоид | часть | 3,9 | ||
животное* | 3,1 | микроскоп | 3,8 | горы* | 3,5 | Австралия* | 2,4 | персик | шар | 3,9 | ||
инфузория туфелька | 3,1 | тюрьма | 3,8 | люди* | 3,5 | Африка* | 2,4 | пушечное | физика | 2,6 | ||
микроскопическая | 3,1 | амеба* | 2,5 | Америка | 1,7 | Евразия* | 2,4 | Атомная война | химия | 2,6 | ||
масса | население | скорость | | ||||||||||
вес* | 15,7 | вес* | люди* | люди* | медленно | движение* | ||||||
физика* | 13,1 | килограмм* | русские | 8,7 | страна | 7,5 | быстро | бег | 7,5 | |||
тело* | 7,8 | объем | 7,4 | народ* | дома | быстрота* | время* | 7,5 | ||||
жидкость | 5,2 | весы* | 6,1 | национальность | 5,2 | народ* | машина* | путь* | 7,5 | |||
жир | 5,2 | тяжесть* | 6,1 | негры | 5,2 | город* | 3,7 | движение* | 7,6 | физика | 7,5 | |
килограмм* | 5,2 | физика* | 6,1 | большое | 3,5 | животные* | 3,7 | путь* | 7,6 | машина* | ||
тяжесть* | 5,2 | грамм | 3,7 | география | 3,5 | количество | 3,7 | алгебра | 5,1 | быстрота* | 2,5 | |
алгебра | 2,6 | плотность | 3,7 | город* | 3,5 | государство | 2,5 | время* | 5,1 | километр* | 2,5 | |
большой живот | 2,6 | тело* | 3,7 | европеоидные | 3,5 | земля | 2,5 | километр* | 5,1 | величина | 1,2 | |
весы* | 2,6 | величина | 2,4 | животные* | 3,5 | Китай | 2,5 | средняя | 5,1 | гепард | 1,2 | |
физ ика | масса | 7,8 | сила* | 6,1 | тело | 7,8 | плотность | 4,9 | ||||
наука* | 11,7 | величины | вода | 3,9 | формулы* | 4,9 | газы | 3,9 | объем | 3,7 | ||
вещество | 9,8 | наука* | 9,5 | сила* | 7,8 | давление | 4,9 | скорость | 3,9 | опыт | 3,7 | |
Для учащихся томской школы — 37 понятий естественнонаучного блока: Атмосфера. Атом. Биология. Биосфера. Вулкан. Гидросфера. Горы. Давление. Движение. Карта. Клетка. Климат. Масса. Материк. Молекула. Нагревание. Население. Объем. Озеро. Океан. Остров. Погода. Равнина. Рельеф. Сила. Система. Скорость. Тело. Температура. Трение. Фотосинтез. Электрон. Ядро. Физика. Химия. География.
Затем были определены одинаковые понятия, отмеченные в двух регионах: Атмосфера. Биология. Карта. Клетка. Климат. Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. География.
Эти понятия были исследованы методом функциональных триад. Анализ полученных данных методом функциональных триад позволил установить, что от 22,7% до 42,2% учащихся Нефтеюганска затрудняются в лексематическом определении таких понятий, как Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. Учащиеся города Томска в интерпретации понятий данного перечня практически не имеют затруднений. Несмотря на региональные различия, в половине из предъявленного списка понятий выявлена достаточно высокая лексематическая схожесть (от 38,5% до 53,8%). Например, в понятии Материк лексематическая схожесть представлена следующими словами: «земля», «горы», «география», «люди», «Африка», «Евразия», «Австралия». В понятии Сила лексематическая схожесть наименьшая и включает всего два слова: «физика», «давление». Однако как в первом, так и во втором из приведенных примеров видно, что естественнонаучная концептуальная ассимиляция понятийного аппарата учащихся либо низкая, либо вовсе не соответствует научно-дисциплинарной интерпретации.
Возьмем, к примеру, понятие Атмосфера. Лексематическая схожесть в определении этого понятия учащимися двух регионов составляет 46,2%. Однако анализ семантики данного понятия показывает, что из 46,2% учащихся 40,9% томских школьников и 26% нефтеюганских правильно интерпретируют его как воздух, газ — все остальное неточно (оболочка) или вовсе неверно (космос, Земля, шар, облака, кислород и т. д.) (см. табл. 2). Более того, при анализе семантики естественнонаучных понятий убедительно прослеживаются социально-когнитивные стереотипы, сформированные географическими и социокультурными особенностями изучаемых регионов. Например, нефтеюганские школьники понятие атмосфера в значительной степени (14%) связывают с представлениями о жизненно важном кислороде, которого в атмосфере Севера недостаточно; в определении понятия «население» больший акцент делают на национальности (русские, негры, европеоиды); понятие «скорость» связывают с очень частыми переездами, и преимущественно на самолетах, отсюда и семантическое наполнение (медленно, быстро, быстрота), а машина является обязательным элементом быта жителей Малой Земли. Совершенно иная семантика понятия «скорость» у томских школьников — это движение, бег, время, путь и т. д.
Таблица 2 Показатели ассимиляции естественнонаучных понятий в структуре мышления учащихся 7-х классов, проживающих в различных социокультурных средах
Понятие | Лексематическая схожесть | Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%) | Концептуальная ассимиляция, Томск (%) | Понятие | Лексематическая схожесть | Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%) | Концептуальная ассимиляция, Томск (%) | |
Атмосфера | 58,0 | 72,5 | Население | 36,8 | 40,2 | |||
Биология | 67,9 | 53,9 | Сила | 13,9 | 19,9 | |||
География | 39,7 | 42,2 | Скорость | 45,8 | 35,1 | |||
Карта | 24,8 | 16,5 | Тело | 21,5 | 22,1 | |||
Клетка | 28,2 | 25,4 | Физика | 23,4 | 20,5 | |||
Материк | 46,1 | 33.0 | Ядро | 32,0 | 24,8 | |||
Масса | 49,6 | 55.3 | ||||||
Заключение
Таким образом, нами были выявлены понятия, формирующие концептосферу естественнонаучного мышления учащихся 7-х классов Томского и Ханты-Мансийского регионов; установлены особенности лексематического определения естественнонаучных понятий; исследованы особенности семантического пространства и величина концептуальной ассимиляции естественнонаучных понятий в структуре мышления учащихся 7-х классов, проживающих в различных социокультурных средах.
естественнонаучный мышление семиклассник ассимиляция
1. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Очерки философии художественного творчества. — СПб: БЛИЦ, 2010.
2. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — М.: Школа «Языки русской культуры», 2007.
3. Познер Б. Н. Самообновление культуры и синтез научных знаний / Б. Н. Познер, Д. Л. Ситникова. — Томск: Изд-во ТГУ, 2009
4. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке / В. Н. Волошинов. — М., 2009.
5. Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания». — Новосибирск, 2008.
6. Максимова Н. В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия / Н. В. Максимова. — М., 2009.