Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Укажите и дайте характеристику приемам отработки выразительного чтения у младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Словесное иллюстрирование (рисование) — это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои… Читать ещё >

Укажите и дайте характеристику приемам отработки выразительного чтения у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того, чтобы ученик прочитал выразительно хотя бы небольшое стихотворение, статейку и даже одно предложение, он должен не только вдуматься в содержание читаемого, но и знать основные методы и приемы выразительного чтения и владеть ими. И если учеников не обучали этому, нельзя ожидать от них правильного выполнения указаний и требований.

Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот как описывает эту работу Е. В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквозное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций.

С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка, подбирая посильный для данного возраста учебный материал, используя различные методы и приемы обучения. При выборе методов и приемов учитывается содержание программы, специфика понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении.

Разнообразные методы и приемы обучения выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроках литературного чтения. Цель их — овладение интонационно правильной речью; творческая подача связного текста; работа над восприятием целого текста: его образов, сюжета, идеи; понимание логического содержания художественного произведения.

При обучении выразительному чтению используются следующие методы:

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. Метод творческого чтения художественного текста не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже. Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение); беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Метод объяснительного чтения, основателем которого был К. Д. Ушинский. Требования К. Д. Ушинского, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснительное чтение способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.

Метод воспитательного чтения Ц. П. Балталона. Сторонники метода воспитательного чтения справедливо предполагали, что даже плохо читающий ребёнок в состоянии слушать и сопереживать «живому» чтению учителя. Урок по методу воспитательного чтения начинался с чтения произведения учителем, затем детям предоставлялась возможность наметить план рассказа. После этого проводился урок-беседа, на которой учитель и ученики делились впечатлениями о прочитанном. Ученики зачитывали основные эпизоды, учитель давал комментарии, делалась оценка жизненных явлений, изображенных в тексте, обсуждалось эмоциональное воздействие произведения на учеников.

Метод литературно-художественного чтения — формирование эстетического вкуса детей, активизация интереса к литературе как искусству слова. Художественное рассказывание — это свободная передача произведения при исполнении которого образцом является искусство народных художников — сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.

На первоначальной стадии обучения чтению показ — наиболее эффективный метод работы. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ основывается на образцовом чтении учителя. Говоря об исполнении учителем того или иного произведения, Е. В. Язовицкий отмечал, что учитель должен твердо помнить, что он является прежде всего чтецом, рассказчиком, а не актером, что главная его задача заключается в том, чтобы поделиться с учащимися теми мыслями и впечатлениями, которые возникли у него в процессе работы над текстом.

Метод показа осуществляется в разных формах. Б. А. Буяльский выделил следующие: образцовое чтение учителя; повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения; слушание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста; показательные чтения лучших учеников.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным. Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией, но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б. А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном. Чтобы этого избежать, советуют Б. С. Найденов, Т. Ф. Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение оказывает существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся».

Следует отметить еще один из недостатков хорового чтения, который выделяет Т. Ф. Завадская, — хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать.

Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении „на виду у всех“ скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней, хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом».

Чтение в лицах. Этому приему М. А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике. Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.

Словесное иллюстрирование (рисование) — это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране. На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка.

К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?».

Конечно, учитель прибегает к беседе не только в случаях, когда учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста.

В таком случае методист Б. А. Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке: вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста; побуждающие представить нарисованную автором картину; помогающие определить отношение автора к изображаемому, его чувства, настроения; вопросы, цель которых — выяснить отношение учащихся к произведению; подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой