Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры прикладной информатики, научно-методических семинарах и конференциях в ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» (2008 — 2011 гг.), заседаниях ученого совета при Учреждении РАО «Институт информатизации образования» (2010 -2011 гг.), XXXIV международной электронной научной конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. — 1. Теоретические аспекты обучения учителей информатики- в области моделирования- аппаратно-программных средств на базе: специализированных программных сред

§ 1″. Анализ- научно-педагогической и учебно-методической литературы по, подготовке учителей, информатики в области моделирования- и изучения? аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети

§ 2. Анализ возможностей специализированных программных сред, моделирующих структуру и функционирование аппаратно-программных средств.

§ 3. Педагогические цели использования специализированных программных сред, моделирующих структуру и функционирование аппаратно-программных средств.

§ 4. Требования к уровням обученности учителей информатики, в области моделирования аппаратно-программных средств.

Выводы по главе: 1.

Глава- 2. Методические подходы к обучению учителей информатики в области моделирования' аппаратно-программных, средств на базе специализированных программных сред.

§ 1. Принципы формирования содержания обучения учителей информатики моделированию- аппаратно-программных средств на базе специализированных программных сред.

§ 2. Блочно-модульная структура и содержание курса «Моделирование аппаратно-программных средств».

§ 3. Методические рекомендации по организации общения моделированию аппаратно-программных средств.

§ 4. Экспериментальная проверка уровня обученности учителей? информатики моделированию аппаратно-программных средств на базе: специализированных программных сред.

Выводы по главе 2.

Обучение учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность* исследования. В период становления-информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной' отрасли, научного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и средствах их представления и моделирования на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания как формализация, моделирование и компьютерный эксперимент, в результате чего происходит совершенствование содержания обучения, изменяются его методы и средства как в системе высшего профессионального образования, так и в системе среднего общего образования.

Вопросам отбора содержания и разработки методики обучения информатике в общем и профессиональном педагогическом образовании посвящены работы Бешенкова С. А., Жданова С. А., Кузнецова A.A., Кузнецова Э. И., ЛапчикаМ. П, Ракитиной Е. А., Роберт И. В., ХеннераЕ.К. и др. Одной из содержательных линий образовательной области «Информатика» является формализация и моделирование, которая относится к научным основам этого предмета, являясь базой многочисленных приложений ИКТ, связанных с моделированием в различных областях деятельности, и изучается как в средних, так и в высших учебных заведениях. Исследования, посвященные обучению учителей информатики и учащихся средних учебных заведений информационному моделированию (Бешенков С.А., Бугайко Е. В., Галыгина И. В., Гейн А. Г., Линькова В. П., Ракитина Е. А., Сметанников A.JI. и др.), рассматривают вопросы его применения при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. В4- ряде работ моделирование рассматривается как метод познания при изучении большинства содержательных линий информатики, в том числе: информация и информационные процессы, компьютер, компьютерные телекоммуникации и др. В частности, вопросы моделирования аппаратно-программных: средств компьютера и информационной сети рассматриваютсялишь в аспекте информационного моделирования их структуры-.

Вместе: с тем, в настоящее время-: большинство образовательных учреждений: сталкиваются? с организационными, техническими: имматериальными* сложностями при организации: обучения? в области: аппаратного и программного обеспечениякомпьютера и информационной сети на реальном оборудовании с установленным на нем программным обеспечением (ПО), экспериментирование с которыми может привести к сбоям или временному прекращению функционирования/ оборудованиям Зачастую при проведении практических занятий нет возможности выделить учащимся: компьютеры для: изучения аппаратных средств, установки^ настройки и тестирования ПО конкретной группой учащихсяв большинстве случаев при установке и настройке ПО требуется наличие полномочий администратора, которые не предоставляются учащимся, исходя" из необходимости обеспечения безопасности компьютеров и информационной сети образовательного учрежденияустановка и настройка некоторого ПО продолжительна по времени и т. п.

Перечисленные сложности возникают при организации обучения на реальном оборудовании, заменить которое можно используя модели, отображающие функционирование аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети, созданные на базе специализированных программных сред.

В настоящее время разработано большое количество разнообразных специализированных программных сред, моделирующих структуру и функционирование аппаратно-программных средств компьютераи информационной сети (например, Microsoft Virtual PC, Oracle VM VirtualBox, VMware Workstation, Bochs, QEMU и др.), отличающихся друг от друга реализацией эмуляции аппаратного обеспечения, совместимостью с оборудованием компьютера, быстродействием, работой с графикой и пр.

Возможности данных специализированных программных сред позволяют обеспечить: эмуляцию аппаратных компонентов моделиустановку и функционирование на модели различного ПОподключение модели к локальной сети и сети Интернетизоляцию процессов, функционирования модели от других процессов компьютерами др. Благодаря-указанным возможностям на одном компьютере может быть, создано несколько различных видов моделей аппаратно-программных средств: модель персонального компьютера (неподключенного/подключенного к сети Интернет), модель локальной сети на основе одноранговой или серверной архитектуры. В1 структуру всех моделей включаетсянеобходимое для. реализации, целей моделирования аппаратное и программное обеспечение. Разработанные модели отображают функционирование соответствующих аппаратно-программных средств в реальном времени, что предоставляет возможность их использования при организации обучения* в области архитектуры компьютера, информационных сетей, системного и прикладного ПО.

Таким образом, специализированная программная среда, моделирующая структуру и функционирование аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети (далее СПС), обеспечивает: создание, изменение, функционирование модели аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети за счет эмуляции аппаратных компонентов (процессора, оперативной памяти, жесткого диска, сетевой карты и др.) и визуализации на экране компьютера процессов установки и функционирования программных компонентов модели.

При этом под моделью аппаратно-программных средств, созданной на базе СПС, будем понимать информационную модель (динамическую модель-изображение) (Зинченко А.П., Панов Д.Ю.), отображающую средствами программы функционирование аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети. Модель создается на основе определенной структуры аппаратно-программных средств как фиксированного упорядоченного множества компонентов, входящих в состав компьютера и/или информационной сети, и отношений между ними. Процесс: моделирования аппаратно-программных средств на базе СПС предполагает воспроизведение динамического изображения основных компонентов и процессов-функционирования!аппаратно-программных средств;

Рассмотрению? вопросов функционирования и классификации СПС, возможных задач, решаемых с их помощью на различных: предприятиях, посвящены работы Гультяева А. К., Козлова А. О., Метлиса Я., Пратта Я., Розенблюма М., Харриса Т., ХэндаС. и др. Вопросы применения СПС при обучении сетевым технологиям в вузах рассматривают Винокуров А. Ю-', Ляш О. И. и др.

Вместе с тем, в настоящее время процессам моделирования: аппаратно-программных средств компьютера1 и информационной сетина базе СПС не уделяетсядолжного внимания в аспекте решения следующих задач: визуализации процессов функционирования аппаратно-программных средств в режиме реального времениобеспечения безопасной работы компьютера и информационной сети образовательного учреждения при возможных ошибочных действиях обучающегося или воздействии компьютерных вирусов и других вредоносных программ, вызывающих сбои функционирования моделейосуществления экспериментально-исследовательской деятельности при изучении архитектуры компьютера, информационной сети, системного и прикладного программного обеспечения.

Учитывая вышеизложенное, проблема исследования обусловлена противоречием между существующими подходами к обучению учителей! информатики в области архитектуры компьютера, информационных сетей, системного и прикладного программного обеспечения, не реализующими возможности моделирования аппаратно-программных средств компьютера, информационной сети, а также процессов их функционирования, и нереализованностью возможностей специализированных программных сред, обеспечивающих создание моделей, отражающих функциониров^15ие аппаратно-программных средств компьютера, информационной реализацию ^ информационных процессов, а также визу ал из протекающих процессов в реальном времени без использования, реаль.^-ОГо, оборудования.

Актуальность исследования. определяется необходимо ОтЬю теоретического обоснования содержания и разработки, методичесгких подходов для организации обученияучителей информатики в г обл^Сти моделирования структуры и функционирования аппаратно-програмзугщдх средств компьютера и информационной сети в условиях реализ^ции возможностей специализированных программных сред.

Объект исследования — обучение учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе использования специализировая11Ь1х программных сред.

Предмет исследования — содержание и методические подходы к обучению учителей информатики моделированию структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети с использованием специализированных программные сред.

Цель исследования заключается в разработке теоретических аспектов, а также методических подходов к обучению учителей информатики в области моделирования структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети без использования реального оборудования на базе специализированных программных сред.

Гипотеза исследования: если обучение учителей информатики моделированию структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети будет осуществляться в условиях реализации возможностей специализированных программных сред педагогических целей их использования и принципов формирования содержания обучениято это обеспечит достижение большинством* учителей эвристического и творческого уровней обученности в данной области.

Для достижения цели и подтверждения' сформулированной! гипотезыопределены следующие задачи исследования:

1. Провести анализнаучно-педагогической и учебно-мегодической литературы по подготовке: учителей: информатики в области моделирования? и изучения аппаратно-программных" средств компьютераи информационной сети.

2. Выявить возможности специализированных программных сред, моделирующих структуру и функционирование аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети, а также педагогические цели их использования;

3. Разработать требования к уровням обученности учителей информатики в области моделирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред.

4. Сформулировать и обосновать принципы формирования содержания обучения учителей информатики в области моделирования* аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред.

5. Разработать содержание и методические рекомендации по организации курса обучения учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и. информационной сети на. базе специализированных программных сред, а также провести экспериментальную проверку уровня обученности в рамках разработанного курса.

Методологической основой исследования явились работы в области: педагогики и психологии (Бабанский Ю.К., Берулава М. Н., Беспалько В. П., Краевский В. В., Леднев B.C., Лернер И. Я., Никандров Н. Д., Сластенин В. А., Фельдштейн Д. И. и др.) — теории и методики обучения информатике в общем образовании (Бешенков С.А., Босова Л. Л., Кузнецов A.A., Кушниренко A.F.,.

Ракитина Е. А., СемакинИ.Г., Угринович Н. Д., и др.) — теории и методики обучения информатике в профессиональном педагогическом образовании (Жданов С.А., КайминВ.А., Кузнецов Э. И., ЛапчикМ.П., Матросов В. Л., Могилев A.B., ПакН.И., Хеннер Е. К. и др.) — использования средств ИКТ в учебном процессе- (Ваграменко Я.А., Гужвенко Е. И., КасторноваВ.А., Козлов.O.A., Лавина Т. А., Латышев В. Л., Мартиросян Л. П., Мухаметзянов И. Ш., Роберт И. В., Рудинский И. Д., ТарабринО.В. и др.) — обучения моделированию в высшей и средней школе (Бешенков С.А., Гейн А. Г., Ракитина Е. А., Хеннер Е. К., Фролов И. Т., Штофф В, А. и др.), автоматизации и управления технологическими процессами в образовании (Данилюк С.Г., Надеждин E.H., Павлов A.A., Романенко Ю. А., Сердюков В. И. и др.).

Для решения' поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы по проблематике исследованияанализ отечественного и зарубежного опыта использования специализированных программных сред, моделирующих аппаратно-программные средстванаблюдение, беседы с преподавателями и учителями информатики, анкетированиепроведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в: выявлении возможностей специализированных программных сред в области моделирования структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сетиопределении педагогических целей их использованияразработке требований к уровням обученности учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных средформулировании и обосновании принципов формирования содержания обучения учителей информатики в данной области.

Практическая* значимость исследования состоит в разработке: блочно-модульной структуры и содержания курса «Моделирование аппаратно-программных средств" — методических рекомендаций по организации^ обученияконтрольно-измерительных материалов для проверки уровней обученности учителей информатики в области моделирования структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред.

Предложенное содержание разработанного курса и методические рекомендации к нему могут быть использованы: в процессе обучения студентов педагогических специальностей, изучающих информатикупри обучении студентов по направлениям «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика" — в процессе повышения квалификации, подготовки и переподготовки учителей информатики общеобразовательной школы, преподавателей информатики средних профессиональных учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного образования учащихсяпри обучении кадров информатизации образования.

Этапы исследования:

На первом этапе (2008;2009 гг.) осуществлен анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы в области подготовки учителей информатикивыявлены возможности СПС, моделирующих аппаратно-программные средства компьютера и информационной сети, и педагогические цели их использования.

На втором этапе (2009;2010 гг.) разработаны требования к уровням обученности учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе СПСсформулированы и обоснованы принципы формирования содержания обучения учителей информатики в данной областиразработана блочно-модульная структура и содержание курса «Моделирование аппаратно-программных средств" — разработаны методические рекомендации по организации обучения и контрольно-измерительные материалы для проверки уровней обученности учителей информатики в данной области.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) проведена экспериментальная' проверка уровней обученности учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе СПС, проведен анализ результатов, оформлено диссертационное исследование.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры прикладной информатики, научно-методических семинарах и конференциях в ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» (2008 — 2011 гг.), заседаниях ученого совета при Учреждении РАО «Институт информатизации образования» (2010 -2011 гг.), XXXIV международной электронной научной конференции «Новые технологии в образовании» (г. Воронеж, 2010 г.), конференции «Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном учреждении» (г. Великий Устюг, 2010 г.), всероссийской научно-практической конференции «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-ТОМСК-2010») (г. Томск, 2010 г.), V международной интернет-конференции «Новые технологии в образовании» (НТО-5) (г. Таганрог, 2010 г.), VIII всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» (г. Чебоксары, 2010 г.), международной научно-практической конференции «Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования» (г. Москва, 2010 г.), научно-практической конференции «Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса» г. Череповец, 2010 г.), международной научно-практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» (г. Москва, 2010 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «Череповецкий^ государственный университет», а также в учебный процесс Н0У «Учебный' центр «Стелс-Про» г. Череповец.

Обоснованность и достоверность проведенного^ исследования, его результатов, и выводов! обусловлены: методологической и теоретической^ обоснованностью исходных данныхопорой, на теоретические разработки в области' педагогики, психологии, использования ИКТ в учебном процессе, моделирования, теории и методики обучения информатикесовокупностью разнообразных методов' исследования, адекватных сути проблемысогласованностью полученных выводов5 с результатами педагогического' эксперимента.

Положения, выносимые на защиту.

1. Теоретические аспекты обучения* учителей информатики в области моделирования структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред основаны на реализации5 педагогических целей использования специализированных программных сред, требований к уровням обученности и принципов формирования содержания обучения' учителей информатики в данной области.

2. Реализация методических подходов, представленных ввиде разработанной блочно-модульной структуры и содержания обучения, методических рекомендаций, обоснованного сочетания организационных форм и методов обучения обеспечивает формирование знаний и умений в области моделирования структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети при использовании специализированных программных сред.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

1. Выделены и обоснованы принципы формирования' содержания/ обучения учителей, информатики, моделированию AUG компьютера и-информационной сети, на базе СПС. Принцип реализации возможностей СПС, моделирующихАИС компьютера и информационной, сети, предполагает реализацию выявленных возможностей" СПС при построении моделей, в результате чего обёспечивается информационное взаимодействие пользователяс экранными представлениями моделируемых АПС с возможностью осуществления экспериментально-исследовательской, деятельности. Принцип обеспечения информационной безопасности АИС и информационных ресурсов компьютера и информационной сети предполагает обеспечение защищенности АПС и информационных ресурсов от воздействий, чреватых нанесением ущерба пользователям информации, компьютерам и информационной сети при организации обучения в области аппаратного и программного обеспечения на базе создаваемых моделей. Принцип интеграции моделей АПС, созданных на базе СПС, предполагает построение модели, имеющей более сложную структуру, и ее функционирование на основе более простых за счет внедрения одной' модели-в другую или объединения нескольких моделей друг с другом. Принцип осуществления информационной деятельности на базе СПС предполагает осуществление различных видов информационной деятельности при разработке моделей (сбор, обработка информации об основных компонентах АПС, отражение ее в структуре модели и др.) и организации работы с ним (сбор и обработка информации о наблюдаемых или изучаемых объектах и процессах, продуцирование информации о наблюдаемых закономерностях, формулировка выводов и др.). Принцип практико-ориентированности при использовании СПС и созданных на их базе моделей в профессиональной деятельности учителя информатики предполагает обеспечение готовности учителей информатики самостоятельно применять СПС и созданные на их базе модели АПС в своей профессиональной деятельности. Принцип реализации блочно-модулъного подхода к формированию содержания обучения предполагает реализацию’теоретического (теоретические аспекты, моделирования АПС на базе СПС) — технологического (этапы, построения*" моделей АПС) и методического (методика, обучения учащихся средних учебных заведений в? области аппаратного и программного обеспечения" с использованием моделей АПС, созданных набазе СПС) блоков содержания! обучения, каждый из которых разделен на модули, что обеспечивает соблюдение требований к обучению на конкретном этапе с учетом профильных предпочтений и учебных часов, отводимых на усвоение учебного материала;

2. Разработана блочно-модульная структура и содержание курса «Моделирование аппаратно-программных средств». Основные направления обучения выделены в три блока. В теоретическом блоке рассматриваются теоретические аспекты моделирования АПС на базе СПС: типизация СПСих возможностивиды создаваемых моделей и др. В технологическом блоке рассматриваются: выбор и использование СПС для разработки выделенных видов-моделейописание этапов их разработкиосуществление интеграции и др. В. методическом блоке рассматриваются: педагогические цели использования СПС при организации обучения учащихсяформы и методы проведения занятийметодика обучения учащихся в области аппаратного и программного обеспечения компьютера и информационной сети с использованием моделирования АПС на базе СПС и др. Каждый блок курса состоит из ряда модулей, отражающих тематику соответствующего блока.

3. В поддержку предложенного содержания разработаны методические рекомендации с использованием различных организационных форм и методов обучения. Представлены следующие организационные формы: фронтальная работа по освоению основных теоретических положений курсагрупповая работа по выполнению учебных проектов, осуществляемых на этапе повторения и обобщения материала в конце каждого блока курсаиндивидуальная работа по выполнению учебных элементов модулей, включающих изучение возможностей СПС, разработку различных видов моделей, методическую разработку тем профильного курса «Информатика и ИКТ» с использованием моделирования АПС на базе СПС и др.- самостоятельная работа по изучению сред, не рассматриваемых в ходе аудиторных занятий, публикации результатов своей работы в сети Интернет, оцениванию результатов работы других обучающихся. Основными методами обучения являются модульно-рейтинговый метод и метод учебных проектов.

4. Педагогический эксперимент по проверке уровня обученности учителей информатики моделированию АПС компьютера и информационной сети на базе СПС проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, заключительный. На констатирующем и формирующем этапах в эксперименте приняли участие учителя" информатики средних общеобразовательных учебных заведений г. Череповец, а также студенты 5-го курса специальности 50 202 «Информатика» ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет». На заключительном — учителя информатики, прошедшие обучение в рамках формирующего этапа эксперимента, и учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений г. Череповец.

На констатирующем этапе эксперимента проводилось анкетирование студентов и учителей информатики. Анкетирование показало, что большинство опрошенных оценивает свою подготовку в области аппаратного и программного обеспечения как достаточную для изучения СПС. Только 5% опрошенных отметили, что хорошо представляют себе возможности СПС, умеют с ними работать, но испытывали затруднения при их освоении. Большинство анкетируемых (91%) высказались за организацию спецкурса по изучению моделирования АПС компьютера и информационной сети на базе СПС.

Формирующий этап эксперимента проводился со студентами и учителями информатики, из которых была сформирована экспериментальная группа (24 человека). Для выявления первоначально уровня обученности в области моделирования АПС на базе СПС было проведено тестирование. На основе таблицы соответствия количества правильно выполненных тестовых заданий и уровней обученности был сделан вывод, что все тестируемые имеют уровни обученности, не превышающие репродуктивныйи не владеют необходимым* запасом знаний и умений в области моделирования АПС на базе СПС. При этом математическое ожидание количества правильно выполненных тестовых заданий составило 2-. среднеквадратичное отклонение 1,5- средний коэффициент усвоения 0,2.

По окончании обучения было проведено итоговое тестирование, включающее задания на выявление умений использовать СПС при моделировании АПС. Математическое ожидание количества правильно решенных тестовых заданий составило 8,2- среднеквадратичное отклонение 0,98- средний коэффициент усвоения 0,82, причем после окончания обучения 100% обучающихся имели коэффициент усвоения Ка>0,7. При этом-творческого уровня обученности достигли — 33,3%, эвристического — 41,7%, адаптивного — 25%, что подтверждает гипотезу исследования.

На заключительном этапе эксперимента для проверки эффективности обучения учителей информатики в области моделирования АПС с использованием СПС были проведены занятия с учащимися средних учебных заведений на базе НОУ «Учебный центр «Стелс-Про» г. Череповец по курсу «Установка и настройка ПО» (64 часа). На данном этапе в эксперименте приняли участие 6 преподавателей, 3 из которых прошли обучение в рамках формирующего этапа эксперимента, и 60 учащихся, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 30 человек в каждой).

Проверка нулевой статистической гипотезы о принадлежности обеих групп по уровню начальных знаний и умений в области ПО к одной генеральной совокупности проводилась по выборкам, полученным по результатам выполнения каждым из учащихся этих групп 19 тестовых заданий по критерию согласия Колмогорова-Смирнова при уровне значимости а=0,05. Выборочное значение статистики критерия согласия.

Колмогорова-Смирнова было равно 0,03, при критическом значении 0,33, в результате чего нулевая гипотеза' была принята как правдоподобная.

В ходе обучения' школьников вконтрольнойгруппе занятия* проводились без использования СПС, в экспериментальной" - с использованием' данных сред. После проведения занятий, была осуществлена? проверка нулевой статистическойгипотезы о принадлежности обеих групп одной, генеральной совокупности. Проверкапроводилась по выборкам, полученным по результатам выполнения каждым из учащихся этих групп 15 тестовых заданий" по критерию согласия Колмогорова-Смирнова на уровне значимости а=0,05. Выборочное значение статистики критерия согласия-Колмогорова-Смирнова было равно 0,53, при критическом значении Уиа= 0,33, вследствие чего нулевая гипотеза была отвергнута и принята в качестве правдоподобной альтернативная гипотеза о том, что обе выборки принадлежат к разным генеральным совокупностям.

Среднее количество правильно выполненных тестовых заданий в экспериментальной и контрольной группе было равно соответственно: 13,4 и 11,1- среднеквадратичные отклонения: 1,2 и 1,99- средний коэффициент усвоения: 0,89 и 0,74. При этом в контрольной и экспериментальной группах соответственно творческого уровня обученности достигли — 14% и 50%, эвристического — 16% и 43%, адаптивного — 37% и 7%.

Результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод об! эффективности разработанных теоретических положений и методических подходов к обучению учителей информатики в области моделирования АПС компьютера и информационной сети на базе СПС и дают достаточные основания для подтверждения достоверности основных положений гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

Заключение

.

В ходепроведенного теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты.

1. Проведенный анализ научно-педагогической и учебно-методическою литературы показал, что моделирование рассматривается как метод научного познания, используемый при изучении большинства1 содержательных линий информатики. Вопросы моделирования, аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети рассматриваются в аспекте информационного моделирования их структуры, при этом моделированию процессов. их функционирования не уделяется должного внимания, несмотря на возможности его использования при организации обучения в области аппаратного и программного обеспечения. Анализ опыта организации обучения в области аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети показал, что образовательные учреждения не могут в полной мере обеспечить практическую направленность обучения в области аппаратного и программного обеспечения, что обусловлено наличием сложностей, связанных с использованием в процессе обучения реального оборудования и ПО, экспериментирование с которыми может привести к сбоям функционирования компьютеров и информационной сети образовательного учреждения. Сделан вывод о необходимости использования специализированных программных сред при обучении учителей информатики моделированию на экране компьютера структуры и функционирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети.

2. Дана характеристика специализированных программных сред, моделирующих структуру и функционирование аппаратно-программных средств, и выявлены их возможности: эмуляция аппаратных компонентов модели адекватно реальному аппаратному обеспечениюобеспечение визуализации на экране компьютера процессов установки и функционирования ПО на модели как на реальном оборудованиисоответствие технологии подключения модели к локальной сети и сети Интернет подключению к ним реального компьютераорганизация-безопасной работы аппаратно-программных средств компьютера' и информационной сети образовательного учреждения при возникновении сбоев в функционировании модели и др. Реализация возможностей" специализированных программных сред, моделирующих аппаратно-программные средства компьютера и информационной сети, позволяет использовать при обучении модели, отражающие функционирование аппаратно-программных средств, а также визуализацию протекающих процессов в реальном времени.

Сформулированы педагогические цели использования специализированных программных сред: освоение знаний и овладение умениями работать с программными средствами, с помощью которых могут быть реализованы информационные процессы при обеспечении безопасного функционирования аппаратно-программных средств образовательного учреждениярасширение представлений о моделировании и сферах его использованияосвоение и систематизация знаний об аппаратном обеспечении компьютера и информационной сетиовладение умениями работать с системным и прикладным ПОосвоение технологий и средств защиты информации в глобальной и локальной сетяхразвитие навыков сравнения и выявления взаимосвязи аппаратного и программного обеспечения и др.

3. Выделены четыре уровня обученности учителей информатики в области моделирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред. Требования к репродуктивному уровню обученности: наличие представлений о данных средах, их возможностях и видах разрабатываемых моделейумения разрабатывать модели, следуя инструкциям среды, использовать разработанные модели для проведения демонстраций. Требования к адаптивному уровню: знание педагогических целей использования данных сред, этапов построения моделейумения самостоятельно разрабатывать модели, использовать их при осуществлении экспериментально-исследовательской деятельности, адаптировать учебные материалы по моделированию на базе специализированных программных сред для их использования при обучении учащихся. Требования" к эвристическому уровню: знание типизации и сравнительных характеристик специализированных программных средумения самостоятельно осваивать аналогичные среды, осуществлять выбор и разработку с помощью выбранной среды моделей, организовывать обучение учащихся в области аппаратного и программного обеспечения на основе экспериментально-исследовательской деятельности. К творческому уровню обученности предъявляются требования: самостоятельного выбора форм, методов и средств обучения учащихсяумения самостоятельно определять задачи, решение которых возможно на основе моделирования аппаратно-программных средствформирования содержания учебного материала по организации обучения с использованием моделирования на базе специализированных программных сред.

4. Сформулированы и обоснованы принципы формирования содержания обучения учителей информатики в области моделирования аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред. Пришвин реализации возможностей специализированных программных сред, моделирующих аппаратно-программные средства компьютера и информационной сети, предполагает реализацию выявленных возможностей данных сред при построении моделей и осуществлении на их базе экспериментально-исследовательской деятельности. Принцип обеспечения информационной безопасности аппаратно-программных средств и информационных ресурсов компьютера и информационной сети предполагает обеспечение их защищенности при организации работы с моделями, созданными на базе специализированных программных сред. Принцип интеграции моделей аппаратно-программных средств, созданных на базе специализированных программных сред, предполагает построение модели, имеющей более сложную структуру, и ее функционирование на основе более простых. Принцип осуществления информационной деятельности на базе специализированных программных сред предполагает осуществление различных видов информационной деятельности при разработке моделей и организации работы с ним. Принцип практико-ориентированности при использовании специализированных программных сред и созданных на их базе моделей в профессиональной деятельности учителя информатики предполагает обеспечение готовности учителей самостоятельно применять данные среды и модели в своей профессиональной деятельности. Принцип реализации блочно-модулъного подхода к формированию содержания обучения предполагает реализацию теоретического, технологического и методического блоков содержания обучения, каждый из которых разделен на модули.

5. Разработана блочно-модульная структура и содержание курса обучения учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред и методические рекомендации, включающие в себя описание организационных форм и методов обучения. В ходе педагогического эксперимента сначала было проведено обучение учителей информатики по разработанному курсу «Моделирование аппаратно-программных средств" — затем обучение учащихся средних учебных заведений по курсу «Установка и настройка программного обеспечения», из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В контрольной группе обучение проводилось без использования специализированных программных сред, в экспериментальной — с использованием, кроме того, занятия в экспериментальной группе проводились учителями, прошедшими соответствующее обучение. По результатам эксперимента было установлено, что большинство учителей достигли творческого (33,3%) и эвристического (41,7%) уровней обученности. Учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень обученности (творческий — 50%, эвристический — 43%), в отличие от 14% и 26%, соответственно, в контрольной группе. Количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента позволяет принять гипотезу исследования как правдоподобную и подтверждает необходимость обучения учителей информатики моделированию аппаратно-программных средств компьютера и информационной сети на базе специализированных программных сред.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.2: Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения.
  2. Общеобразовательный аспект. -М.: Просвещение, 1977.-213 с.
  3. М.Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава, Рос. акад. образования. — М.: Педагогика, 1993. — 170 с.
  4. М.Н. Принципы гуманизации образования // Инновации в образовании. 2001. — № 5. — С. 18−37.
  5. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. —М.: Ин-т развития проф. образования, 1995. — 336 с.
  6. С.А. Информатика. Систематический курс: учебник для 10-го класса / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 432 с.
  7. С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 336 е.: ил.
  8. С.А., Матвеева Н:В., Ракитина Е. А. Непрерывный курс информатики. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 143 с.
  9. H.A. Педагогика и психология: учеб. пособие /
  10. H.A. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева. -М.: Издательство «Омега-Л», 2009. 233 е.: табл. — (Библиотека высшей школы).
  11. Л.Л. Школьная информатика — дисциплина информационного общества. Текст. / Л. Л. Босова // Ученые записки / Под ред. И. В. Роберт М.: ИИО РАО, 2008. — Вып. 28. — С. 111−120.
  12. E.B. Методические аспекты обучения компьютерному моделированию при подготовке учителя информатики: Дис. канд. пед. наук. М., 2006. 197 с.
  13. Е.В., Жданов С. А. Дидактические возможности компьютерного^ моделирования в обучении студентов педагогических вузов // Научные труды МНГУ. Серия: Естественные науки. Сборник статей. — М.: «Прометей» МПГУ, 2006. С. 81−87.
  14. Я.А. Педагогическая информатика. Программное обеспечение компьютерного всеобуча: Межвузовский сборник трудов. -М.: МОПИ им. П. К. Крупской, 1990. 69 с.
  15. А.Ю. Использование технологий виртуализации в учебном процессе. URL: http://www.ict.edu.ru/vcon?^files/8914.pdf (дата обращения 16.04.2011).
  16. А.Г. Изучение информационного моделирования как средства реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. 300 с.
  17. .А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. Минск: Изд-во МиГУ, 1965. — 248 с.
  18. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  19. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики.в педагогически исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с. с ил.
  20. Е.И. Организация процесса обучения в вузе прииспользовании средств информационных технологий Рязань. Вестник РГТА, на-уч.-техн. журнал. Выпуск 19, 2006. — С. 193−197.
  21. А.К. Виртуальные машины — несколько компьютеров в одном. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  22. С.Г. Микропроцессорная техника. Основы построения и функционирования спец. вычислителей автоматизированных систем контроля и диагностирования: Учебное пособие. Серпухов: МО РФ, 2004. — 126 с.
  23. О.Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. — 176 с.
  24. А.П. О предмете информатики // Вест. АН СССР. 1984. — № 2. -С. 112−113.
  25. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 16 с.
  26. C.B. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975. -314с.
  27. Г. В. Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения Электронный ресурс. // Журнал «Самиздат». Дата обновления: 22.01.2009.
  28. URL: http://zhurnal.lib.rU/z/zinowxewagw/modulxnoeobuchenie.shtml (дата обращения 5.09.2009).
  29. Информатика. 9−11 классы: проектная деятельность учащихся / авт,-сост. Э. С. Ларина. Волгоград: Учитель, 2009 — 155 с.
  30. Информатика. Учебно-методический комплект по специальности 30 100 «Информатика» (редкол. В. Л. Матросова и др.). -М.: Флинта: Наука, 2002.-262 с.
  31. Кабинет информатики. Методическое пособие / И. В. Роберт,
  32. Ю.А. Романенко, Л. Л. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. -125 с.
  33. В.А. Информатика: Учебник / 5-е изд., «Высшее образование». — М.: Инфра-М- 2009. 285 с.
  34. В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 175 с.
  35. O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. Серпухов: МО, 1999.-328 с.
  36. Р.В. Глобальные и локальные сети: создание, настройкаи использование. Элективный курс: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 221 с.
  37. Р.В. Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование. Элективный курс: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 55 с.
  38. В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.
  39. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). -М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  40. М.С. Математическое моделирование: учебное пособие. М.:1. МГТУГА, 1996.-96 с.
  41. A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988. — 47 с.
  42. A.A. Элективные курсы образовательной области, «информатика» // Профильная, школа. 2005. — № 3. — С. 19−22.
  43. A.A., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Академический учебник и образовательный стандарт нового поколения // Информатика и образование. 2008. — № 1. — С. 3−5.
  44. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1990. -18 с.
  45. Э.И. Каким быть учителю информатики // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 103−105.
  46. Э.И., Матросов В. Л. О концепции подготовки учителя математики и информатики // НИТ теория и приложения: Тезисы межвузовской конференции. — Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1992. — С. 13.
  47. А.Г., Лебедев Г. В. Информатика: 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать: Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.464 с.
  48. А.Г., Леонов А. Г., Эпиктетов М. Г. Информационная культура: Кодирование информации- Информационные модели: Учебник для 9−10 классов общеобразовательных учебных заведений Изд. 5-е / 6-е. М.: Дрофа, 2004. — 208 с.
  49. Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2006. 306 с.
  50. Н.Б. Педагогические основы разработки модульнойтехнологии обучения. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. — 251 с.
  51. B.JI. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. — М.: Образование и Информатика- 2003.-304 с.
  52. Латышев В. Л: Критерии. оценки качества образовательных электронных изданий / Тез. докл.Международной шк.-сем. «Новые информационные технологии». М.: МГИЭМ- 2003. — С. 92−98.
  53. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  54. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1989.-96 с.
  55. В.П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования: Дис. д-ра пед. наук. М., 1999. 281 с.
  56. О.Ю. Использование виртуальных машин в обучении учащихся средних учебных заведений основам системного администрирования // Сборник «Ученые записки ИИО РАО», выпуск 31. М.: ИИО РАО, 2010. — С. 212−218.
  57. О.Ю. Использование моделей аппаратно-программных средств, созданных на базе программ-эмуляторов, в профильном курсе «Информатика и ИКТ» // Сборник «Ученые записки ИИО РАО», выпуск 34.-М.: ИИОРАО, 2011.-С. 194−199.
  58. Лягинова О. Ю: Использование программ-эмуляторов при изучении-программного обеспечения // Информатика и образование. — 2010: — -№ 12. С. 115−118.
  59. О.Ю. Комбинирование модульно-рейтингового метода обучения и метода учебных проектов в элективных курсах по информатике // Аспирантские тетради 2010: Сборник научных статей / Отв. ред. Н. П. Павлова. — Череповец: ГОУ ВПО ЧТУ, 2010. — С. 79−85.
  60. О.Ю. Развитие методики преподавания элективных курсов по информатике // Материалы XXXIV Международной электронной научной конференции «Новые технологии в образовании». — Воронеж, 2010.-С. 5−7.
  61. О.Ю. Установка и настройка программного обеспечения. Практикум (1 часть). Череповец: Тип. ЧВИИРЭ, 2009. — 47 с.
  62. О.Ю. Установка и настройка программного обеспечения. Практикум (2 часть). Череповец: Тип. ЧВИИРЭ, 2009. — 39 с.
  63. О.Ю. Установка и настройка программного обеспечения. Учебное пособие (1 часть). Череповец: Тип. ЧВИИРЭ, 2009. — 55 с.
  64. О.Ю. Установка и настройка программного обеспечения. Учебное пособие (2 часть). Череповец: Тип. ЧВИИРЭ, 2009. — 46 с.
  65. О.Ю. Учет профессиональных стандартов в области информационных технологий при формировании содержания элективных курсов по информатике // Информатика и образование. -2010.-№ 5.-С. 108−110.
  66. О.Ю. Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. — Череповец: ГОУ ВПО ЧТУ. 2010. — № 2(25). — С. 17−21.
  67. Ляш О .И: Методика обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям с использованием виртуальных машин: Дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2008. 284 с.
  68. Л.П. Методические подходы к обучению учителей использованию информационных технологий на уроках математики в процессе развития познавательного интереса учащихся (на примере курса информатики): Дис. канд. пед. наук. М., 2003. 203 с.
  69. Ю.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках муниципального конкурса «Лучший предметный проект» // Информатика и образование. 2009. — № 1. — С. 63−64.
  70. Я. Виртуальные машины // Computerworld Россия. URL: http://www.osp.ru/cw/2006/22/2 046 857 (дата обращения 05.12.2008).
  71. А.В., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика. Учебное пособие / под ред. А. В. Могилева, серия «Высшее профессиональное образование», 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336 с.
  72. Н.А. Модульный подход в современном образовании.
  73. URL: http://ucheba.com/urrus/kmetodkopilka/modul.htm (дата обращения 21.03.2008).
  74. И.Ш. Патофизиология информатизации образования. -Ижевск: Изд-во «Удмуртский государственный университет», 2006. — 148 с.
  75. E.H., Шичанина О. В. Моделирование рисков в задачах анализа управленческих решений // Сборник «Ученые записки ИИО РАО», выпуск 30. М.: ИИО РАО, 2009. — С. 142−148.
  76. E.H., Шичанина О. В. Структуризация программного обеспечения автоматизированной системы обработки данных образовательного учреждения // Сборник «Ученые записки ИИО РАО», выпуск 28. М.: ИИО РАО, 2008. — С. 297−306.
  77. Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Высшее образование сегодня. 2009. — № 3. — С. 30−35.
  78. Н.Д., Советов Б. Я. Развитие информационного общества и проблемы подготовки кадров в области информационных технологий // Информационно-управляющие системы. 2004. — № 4. — С. 42−48.
  79. A.M., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
  80. О развитии фундаментальных психологических исследований / Д. И. Фельдштейн. -М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 16 с.
  81. Основы компьютерных сетей: методическое пособие для учителя / Microsoft — Изд. 3-е М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 — 55 с.
  82. Основы компьютерных сетей: учебное пособие / Microsoft — Изд. 3-е, испр. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 160 с.
  83. Официальный сайт Microsoft, радел Windows Virtual PC. URL: http://www.microsoft.com/windows/virtual-pc/default.aspx (дата обращения 2.03.2009).
  84. Официальный сайт VirtualBox. URL: http://www.virtualbox.org (датаобращения 2.03.2009).
  85. Официальный сайт VMware. URL: http://www.vmware.com (дата обращения 3−03.2009).
  86. A.A., Крехов Е. В. Применение нейросетевой моделипрофессиональных компетенций специалиста в автоматизированной обучающей системе //Автоматизация, образования и науки. — 2009t —№ 3. -G. 132−144.
  87. A.A., Митин Ю. В. Царьков А.Н. Контроль выполнения, логических операций в специализированных ЭВМ // Контроль. Диагностика. 2007. — № 2(104). — С. 66−72.
  88. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. Изд. 3-е -М.1: Аркти. — 2005. — 112 с.
  89. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие Изд. 3-е, перераб. и доп. / под редакцией профессора М.В. Булановой-Топорковой, — Ростов / Д: Феникс, 2006. — 544 с.
  90. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: методическое пособие для учителя. / Microsoft — Изд. 3-е М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 79 с.
  91. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: учебное пособие / Microsoft — Изд. 3-е, испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-224 с.
  92. В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ: высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, A.B. Коржуев. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с.
  93. Ю.А. Методика подготовки будущих учителей информатики в области осуществления информационного взаимодействия: Дис.. канд. пед. наук. М., 2003. — 158 с.
  94. Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. — М.: Информатика и образование, 2002. 87 с.
  95. И.В. Концепция «Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования». — М.: ИИО РАО, 2008. 36 с.
  96. РобертИ.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и-технологический аспекты). 2-е издание, дополненное. М.: ИИО РАО, 2008. — 274 с.
  97. И.В., Козлов O.A. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. 3-е изд., стереотипное. — М.: ИИО РАО, 2009. — 50 е., вклейка.
  98. И.В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. 3-е изд., стереотипное. — М.: ИИО РАО, 2009. — 68 с.
  99. ЮЗ.Романенко Ю. А. Логико-лингвистические методы диагностирования технических систем: Серпухов: МО РФ, 2004. — 170 с.
  100. И.Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогического тестирования знаний. М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 204 с.
  101. Юб.Рудницкая C.B. Модульное обучение как целостная система. -Материалы диссертации канд. пед. наук / C.B. Рудницкая. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1996. — 213 с.
  102. Г. И. Методология научного исследования. Учебное пособие длявузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 137 с.
  103. ЮБ.Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10−11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. 4-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008:.— 246 е.: ил.
  104. И.Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели- Элективный курс: учебное пособие. — Изд. 2-е — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 303 с.
  105. В.И., Дмитриев A.A. Основы теории боевой эффективности бронетанкового вооружения и техники. — Сб. рефератов депонированных рукописей, 1997, серия В, Вып. № 39. — 84 с.
  106. М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  107. И.Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  108. Д.А. Использование методов проектов при обучении программированию в курсе информатики: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 166 с.
  109. Пб.Сметанников А. Л. Совершенствование подготовки учителей информатики путем введения элементов информационного моделирования в проектирование программных средств учебного назначения: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 148 с.
  110. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
  111. Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.-368 с.
  112. Стандарт среднего (полного) образования"по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень. Профильный уровень. // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 18−35.
  113. Теория и методика обучения информатике: учебник / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.- под ред.
  114. М.П. Лапчика. -М: Издательский центр «Академия», 2008. 592 с.
  115. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2009. — 98'с.
  116. Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс: учебное пособие. — Изд. 2-е, испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 200 с.
  117. Н.Д. Разработка структуры и содержания системы непрерывного изучения информатики в средней общеобразовательной школе (на примере Московской региональной программы): Автореф.. дисс. канд. пед. наукМ., 1998. 18 с.
  118. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  119. И.Т. Гносеологические проблемы моделирования. -М.: Наука, 1961.-145 с.
  120. И.Т. Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии. -М.: Мысль, 1981. 122 с.
  121. Е.К. Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентностьучастников системы непрерывного образования // Информатика и образование. 2009. — № 3. — С. 3−9.
  122. Хеннер Е. К. Современные концепции подготовки учителя информатики в педагогических вузах
  123. URL: http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/sect6/node26.html (дата обращения 3.02.2008).
  124. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. -М., 1987. 152 с.
  125. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами / под ред. Шамовой Т. И. Изд. 5-е. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с.
  126. В.А. Гносеологические функции модели // Вопросы философии. -1961.-№ 12.-С. 53−65.
  127. В.А. Моделирование и познание. Минск: Наука, 1966. — 210 с.
  128. В.А. Моделирование и философия М.: Наука, 1966. — 304 с.
  129. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Издательство Ленинградский университет, 1963. — 128 с.
  130. А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 149 с.
  131. П.А. Основы модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене. Вильнюс, 1989. — 69 с.
  132. Barham P., Dragovic В., Fraser К., Hand S., Harris T., Ho A., Neugebauery R., Pratt I., Warfield A. «Xen and the Art of Virtualization» Online.
  133. Available: http://www.cl.cam.ac.uk/research/srg/netos/papers/2003-xensosp.pdf
  134. S., Harris T., Kotsovinos E., Pratt I. «Controlling the XenoServer Open Platform» Online. Available: http://www.cl.cam.ac.uk/research/srg/netos/papers/2003-openarch.pdf
  135. M. «Virtual machine monitors: current technology and future trends» // Computer. 2005. — № 5. — C. 5−8.
Заполнить форму текущей работой