Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Что такое современная ПМПК

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможно, это не было бы так болезненно, если бы специалисты ПМПК работали в этой структуре с первых дней профессиональной деятельности и в течение длительного времени, зарабатывая права и льготы, предусмотренные для управленческих работников. Но реальная практика показывает, что в ПМПК должны работать наиболее высококвалифицированные специалисты, прошедшие профессиональную школу в условиях… Читать ещё >

Что такое современная ПМПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ истории развития медико-педагогических, а затем психолого-медико-педагогических комиссий, оценка их современного состояния показывают, что в настоящее время оптимальной является организация ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра или как самостоятельного ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК.

Аргументируя это положение, можно привести две категории доводов:

  • — первая — аргументы против иных обсуждавшихся ранее и обсуждаемых в настоящее время организационно-правовых форм ПМПК;
  • — вторая — аргументы за ПМПК как структурное подразделение ППМС-центра или как самостоятельный ППМС-центр (диагностики и консультирования).

Первая категория доводов Обсуждался и обсуждается вопрос о создании ПМПК как межведомственного учреждения. По сути деятельности ПМПК такой подход кажется вполне логичным. Осуществляя комплексную межпредметную деятельность и включая в свой состав специалистов разных профилей, являющихся представителями разных ведомств, форма межведомственного учреждения кажется вполне адекватной для ПМПК. Надо отметить, что 90-е годы дали возможность некоторым регионам России реализовать такую форму благодаря стараниям заинтересованных специалистов и местных властей. В таких случаях ПМПК чаще всего организовывались при администрации соответствующего региона, то есть при управленческой структуре. Специалисты ПМПК становились в таком случае работниками системы управления, что, с одной стороны, аналогично существованию ПМПК при органах управления образованием, а с другой стороны, автоматически выводило специалистов соответствующих профилей из их профессионального правового поля. Врач, педагог уже не могли рассчитывать на соответствующие права и льготы, касающиеся их коллег (например, получение пенсии за выслугу лет, продолжительность отпуска и т. д.).

Возможно, это не было бы так болезненно, если бы специалисты ПМПК работали в этой структуре с первых дней профессиональной деятельности и в течение длительного времени, зарабатывая права и льготы, предусмотренные для управленческих работников. Но реальная практика показывает, что в ПМПК должны работать наиболее высококвалифицированные специалисты, прошедшие профессиональную школу в условиях учреждений своего родного ведомства. Переход же из практических или научных работников в управленческие сопряжен с целым рядом неблагоприятных изменений в плане их правовой защищенности.

Кроме того, «межведомственное», «надведомственное», «вневедомственное» существование постепенно приводит к отрыву от ведомственных интересов и ослаблению связей с профессиональным сообществом, что не способствует профессиональному росту и тонкому пониманию внитриведомственных проблем и условий.

Неэффективность работы комиссий, как временно собирающихся органов при управлениях образования, доказана нами выше.

Вторая категория доводов ПМПК обслуживает детей и подростков от 0 до 18 лет. Их интересы максимально представлены именно в системе образования. Период детства самой природой предназначен для развертывания процесса самореализации с участием взрослых — средствами воспитания, обучения, поддержания здоровья. В это время формируется определенный индивидуальный образ личности, образ жизни, мировоззрение, стиль поведения и т. п., то есть то, что дает человеку возможность на протяжении взрослой жизни наиболее полно реализовать заложенный в нем потенциал.

Существование ПМПК внутри системы образования является наиболее естественным и оправдавшим себя. Однако работа ПМПК, как это предполагается Типовым положением о МПК 1976 года, по мере необходимости, а не на постоянной основе в настоящее время не может быть приемлемой. При таких условиях качество работы ПМПК не может быть высоким, в частности, из-за приоритетности задачи первичной диагностики над контролем эффективности рекомендаций ПМПК и отслеживанием динамики развития ребенка.

Нельзя не отметить, что внутриведомственное существование имеет свои опасности, так как некоторые ПМПК начинают работать на систему, а не на ребенка. Чтобы этого не происходило, в данном руководстве мы пытаемся осознать и сформулировать цель ПМПК именно как работу на ребенка, а не на систему образования. Система образования, а при необходимости и другие учреждения и ведомства являются лишь средством или условием для самореализации ребенка, для его сущностного развития. Межпредметность деятельности ПМПК и необходимость активного взаимодействия с другими учреждениями и ведомствами в интересах ребенка не дают ПМПК закоснеть внутри системы образования. В силу такой позиции ПМПК в значительной мере стимулирует развитие не только системы образования, но и смежных ведомств.

Нам остается аргументировать, почему в системе образования мы выбрали именно такую организационно-правовую форму, как «образовательное учреждение для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», то есть ППМС-центр (или его структурное подразделение).

Как известно, система образования включает в себя сеть образовательных учреждений и органы управления образованием (с подведомственными им учреждениями и организациями), а также — преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты. До появления ППМС-центров можно было ставить вопрос о создании ПМПК как учреждения нового типа в системе образования, но с утверждением типового положения о ППМС-центрах (назовем это положение так для краткости) необходимость в поиске организационно-правовой формы для ПМПК отпала. Данное типовое положение не исключает, а в определенных позициях и предполагает выполнение ППМС-центрами в том числе и функций ПМПК. Более того, перечень видов ППМС-центров включает в себя центр диагностики и консультирования, который непосредственно направлен на реализацию цели и задач ПМПК. На практике подобные центры работают преимущественно как ПМПК. Все детали по организации деятельности ПМПК могут быть отражены в ее уставе. Согласно Закону РФ «Об образовании» (Ст. 13, п. 2), «Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем».

Учредителем ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК, могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. В данном случае речь идет об органах управления образованием (регионального и муниципального уровня). Вне зависимости от того, удастся ли на местах создать ПМПК как самостоятельный ППМС-центр (диагностики и консультирования) или как структурное подразделение ППМС-центра, положение о ПМПК должно быть утверждено управлением образования региона (республики, края, области). Речь идет о положении, отражающем работу ПМПК не только как отдельной структурной единицы, но именно как трехуровневой системы ПМПК.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой