Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия реализации семейных традиций в физическом воспитании детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания Северном международном университете в г. Магадане (1999 — 2003 гг.), на научных конференциях аспирантов и молодых исследователей СМУ в г. Магадане «Идеи, гипотезы, поиск.»" (1999;2002 гг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы физического воспитания ребенка дошкольного возраста в семье
    • 1. 1. Семья как фактор позитивного физического развития ребенка
    • 1. 2. Характеристика физического здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в северо-восточном регионе РФ * ^
    • 1. 3. Взаимодействие в физкультурно-оздоровительной работе детского сада и семьи как условие воспитания здорового ребенка
  • Глава II. Традиции физического воспитания в семье как компонент физической культуры и условие адаптации ребенка-дошкольника к экстремальным условиям проживания на Крайнем Северо-Востоке
    • 2. 1. Традиция как социально-педагогическое явление
    • 2. 2. Структура традиции физического воспитания в семье ^
    • 2. 3. Специфика содержания семейных традиций физического воспитания в условиях Магаданской области РФ
  • Глава III. Оптимизация семейных традиций физического воспитания в процессе сотрудничества семьи и детских образовательных учреждений
    • 3. 1. Описание методик экспериментального изучения содержания традиций физического воспитания в семьях Магаданской области РФ
    • 3. 2. Разработка программы оптимизации традиций физического воспитания в семье г. Магадана РФ
    • 3. 3. Содержание и формы сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в ходе реализации экспериментальной программы

Педагогические условия реализации семейных традиций в физическом воспитании детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В реалиях современной российской образовательной системы, основу которой составляют процессы интеграции и регионализации, особое значение приобретает изучение подрастающего человека не только как россиянина, но и как жителя конкретного региона, адаптированного к его социальным, экономическим, духовно-нравственным, этническим и климатическим условиям. Последствием глубоких социально-экономических преобразований в стране является обострение противоречия между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Объективная оценка негативных тенденций в области охраны здоровья населения, несовершенства программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях, определила необходимость создания Правительством РФ «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года». В частности, в ней указывается на важность разработки региональных программ приобщения различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Решение этой задачи становится невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учебе, труду, было и остается физическое воспитание, построенное на учете региональных условий проживания. Важную роль в этом процессе играют различные социальные институты, однако общая позиция современных исследований позволяет утверждать, что именно семья является не просто важным, но и необходимым, в высшей степени действенным компонентом физического воспитания детей (А. К. Атаев [127]- В. К. Бальсевич [14]- Н. И. Бочарова [25]- Э. С. Вильчковский [29] и др.).

Семья — сложное образование и является объектом изучения различных отраслей науки. Большинство исследователей (педагогов, психологов, социологов, философов) рассматривают семью как систему взаимоотношений между ее членами (А. И. Антонов, 1996; В. Н. Дружинин, 1996; А. Г. Харчев, 1979; В. Сатир,.

1992 и др.). Одним из аспектов изучения особенностей семьи является исследование влияния на семейные отношения семейных традиций (А. В. Мудрик, Д. С. Лихачев, И. В. Бестужев-Лада). Наиболее глубоко изучены этнические традиции социализации ребенка и традиции народной педагогики (Е. С. Бабунова [12]- Т. А. Березина [19]- А. Э. Измайлов, 1991; И. С. Кон, 1988). Ряд исследований посвящен изучению процесса физического воспитания детей разного возраста на основе национальных обычаев и традиций (А. К. АтаевА. Ф. Головин, И. И. Портнягин, В. И. Прокопенко).

Вместе с тем, анализ научной литературы показал, что традиции физического воспитания в современной семье специальному изучению не ¦ подвергались, а также не рассматривался вопрос об их влиянии на формирование у ребенка потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. Кроме того, сама семейная традиция физического воспитания как культурно-педагогическое явление не получила до сих пор разносторонней оценки. Открытым остается вопрос и об ее роли и месте в целостной системе физкультурно-оздоровительной работы.

Семья как многогранная система в своем воздействии на формирование основ физической культуры ребенка опосредуется субъективными и объективными условиями и факторами, экспериментально доказанными отечественными и зарубежными исследователями (В. Г. Бакашвили, 1990; В. П. Дуброва, 1997; Ю. Ф. Змановский, 1994; В. И. Усаков, 2000 и др.). К факторам, влияющим на структуру, традиционные формы и содержание физического воспитания в семье, относятся региональные климатические условия. Учет этого влияния играет важную роль в процессе повышения адаптации организма к конкретному набору особых условий среды обитания. Обращение к изучению существующих традиций физического воспитания детей особенно актуально для северо-восточного региона РФ, в частности, для Магаданской области, климатические особенности которой характеризуются как экстремальные для проживания. В связи с этим изучение роли семейных традиций физического воспитания в деле сохранения и укрепления здоровья, обогащения двигательного опыта ребенка дошкольного возраста представляется, несомненно, значимым.

Основанием для выбора темы данного исследования послужили, с одной стороны, актуальность для теории и практики дошкольного образования проблемы поддержания и развития традиций физического воспитания, с другой — ее недостаточная разработанность.

Цель исследования — определить содержание, структуру и педагогические условия формирования традиций физического воспитания в современной семье, проживающей в условиях северо-восточного региона РФ.

Объект исследования — содержание физического воспитания ребенка дошкольного возраста в семье и дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования — возможности и условия оптимизации традиций физического воспитания дошкольников в семье.

Гипотеза исследования: в условиях семейного воспитания можно добиться обогащения двигательного опыта ребенка средствами физической культуры, если:

— совокупность семейных традиций приобщения ребенка к физической культуре, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, выступает в качестве «пускового механизма» интереса к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья и потребности в ежедневных физических упражнениях;

— в ряду взаимодействующих институтов воспитания семейное воспитание выступает как базовый компонент позитивного физического развития ребенка;

— процесс создания в жизни семьи традиций физического воспитания и их оптимизация осуществляются в ходе творческого взаимодействия педагогов дошкольных учреждений и родителей.

Задачи исследования:

1. Провести анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в условиях северо-востока РФ (на примере Магаданской области РФ).

2. Изучить традиции физического воспитания в семье: содержание, функции, структуру.

3. Выявить специфику содержания семейных традиций физического воспитания в условиях Магаданской области РФ.

4. Определить механизм оптимизации и развития традиций физического воспитания в семье.

5. Разработать программу оптимизации традиций физического воспитания в семье.

6. Изучить в условиях эксперимента эффективность выбранных направлений работы с родителями, детьми и воспитателями дошкольных учреждений в процессе реализации указанной программы.

Методологической основой исследования послужили положения, разработанные в трудах педагогов, психологов, физиологов о влиянии биологических и социальных факторов на развитие человека (Л. С. Выготский, С. И. Гальперин, Н. А. Агаджанян, В. П. Казначеев), о физической активности и физической культуре как важных факторах, определяющих здоровье человека (Е. А. Аркин, Е. Г. Леви-Гориневская, Н. М. Амосов, В. Т. Кудрявцев), о физическом воспитании в семье как факторе гармонического развития ребенка (Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, В. И. Усаков, Ю. Ф. Змановский, Э. С. Вильчковский). Естественно-научной основой являются учения И. П. Павлова, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева о единстве организма и среды, учение И. П. Павлова об условно-рефлекторных связях и образовании динамического стереотипаА. А. Гужаловского, А. В. Запорожца, 3. И. Кузнецовой о сензитивных периодах в физическом развитии дошкольников.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: 1) получение ретроспективной информации (теоретический анализ и обобщение литературных материалов философского, психолого-педагогического, анатомо-физиологического, общепедагогического направления, анализ программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста- 2) сбор текущей информации (анкетирование, опрос, беседа- 3) организация опытно-экспериментальной работы с использованием диагностических методик и анализ ее результатов.

Исследование проводилось с 1998 по 2003 годы поэтапно: первый этап (1998 — 2000 гг.) был посвящен изучению и анализу педагогической, физиологической, психологической литературы по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования: выявление проблемы и предмета исследования, обоснование методики опытно-экспериментальной работы и проведение «пилотажного» исследования, направленного на выяснение общего состояния здоровья и физического воспитания детей в семьях Магаданской области РФвторой этап (2000 — 2002 гг.) включал экспериментальную часть исследования: разработку и опытную проверку программы оптимизации традиций физического воспитания в семьекорректировку опытно-экспериментальной работыанализ и обобщение результатов констатирующего и формирующего экспериментатретий этап (2002 — 2003 гг.) был посвящен обобщению результатов исследования, формулированию выводов и оформлению текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и изучении содержания семейных традиций физического воспитания, их структуры в современных семьях северо-восточного региона РФ, а также разработке форм и методов их оптимизации (поддержания и развития), выявлению роли дошкольных образовательных учреждений в этом процессе.

Теоретическая значимость исследования заключается: в классификации традиций физического воспитания в семье, выявлении их специфики, определении механизмов воздействия традиций на формирование у ребенка потребности в систематических физических упражненияхвыявлении субъективных и объективных условий и факторов, влияющих на процесс физического воспитания ребенка в семьеопределении оптимальных форм преемственности ДОУ и семьи в физическом воспитании северных дошкольниковполучении материалов об использовании традиций физического воспитания в современной семьеразработке общих теоретических оснований для построения программы работы с родителями по оптимизации традиций физического воспитания в семье.

Практическая значимость исследования. Сформулированы и апробированы практические рекомендации, открывающие новые организационные и методические возможности совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста в семье в условиях Крайнего Северо-Востока РФразработана и внедрена в практику работы дошкольных образовательных учреждений программа оптимизации семейных традиций физического воспитания детей дошкольного возрастарезультаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений в процессе сотрудничества с родителями воспитанников в целях укрепления их здоровьяразработанные в ходе исследования методические материалы могут применяться в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье в условиях Крайнего Северо-Востока РФ требует особой организации в силу специфики регионально-климатических особенностей и определяемых ими показателей здоровья северных детей.

2. Традиции физического воспитания в семье выполняют ряд функций (регулятивную, ценностно-ориентирующую, отражательную, информационную, прогнозирующую), реализация которых способствует решению фундаментальных задач в развитии ребенка: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

3. Традиции физического воспитания, существующие в семьях Крайнего Северо-Востока РФ, имеют региональную специфику, выражающуюся (в зависимости от этнической принадлежности родителей) в подборе наиболее эффективных в данных условиях средств сохранения и укрепления здоровья, возможности их комбинирования.

4. Нормативный элемент традиций физического воспитания в семье способен выступать в качестве механизма формирования у детей осознанной потребности в ежедневных физических упражнениях.

5. В рамках реализации в дошкольных образовательных учреждениях специальной программы оптимизации традиций физического воспитания в семье возможно содействие укреплению внутрисемейных связей, формирование соответствующего менталитета у подрастающего поколения, обогащение двигательного опыта ребенка.

Достоверность результатов исследования определяется:

— опорой на теоретические и естественно-научные основы физического воспитания в семье;

— применением совокупности взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам;

— репрезентативностью выборки (более 700 семей Магаданской области в «пилотажном» исследовании, 100 семей г. Магадана на констатирующем этапе и 60 семей на формирующем этапе исследования);

— использованием метода сравнительного анализа и статистических методов обработки результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания Северном международном университете в г. Магадане (1999 — 2003 гг.), на научных конференциях аспирантов и молодых исследователей СМУ в г. Магадане «Идеи, гипотезы, поиск.»" (1999;2002 гг.), на региональной научно-практической конференции «Проблемы физической культуры, здоровья и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (г. Нерюнгри, 1999 г.), на Всероссийской научной заочной конференции «Современная семья: проблемы и перспективы развития» (г. Тверь, 2001 г.), на научно-практической конференции «О совершенствовании нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения» (Магадан, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы» (г. Москва 2003 г.), на заседаниях лаборатории психолого-педагогических основ развивающего образования Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (г. Москва, 2003;2004 гг.).

Разработанные на основе исследования практические рекомендации по организации физического воспитания в семье внедрены в педагогический процесс детских садов № 63 г. Магадана, № 1050 ЮЗОУО г. Москварезультаты исследования включены в содержание консультаций, конференций для родителей г. Магадана (ДОУ № 1, 13), в материалы лекций для практических работников (воспитателей, физкультурных руководителей, руководителей дошкольных учреждений г. Магадана), в материалы спецкурса и спецсеминаров для студентов очного и заочного обучения педагогического факультета Северного международного университета в г. Магадане (1999;2003 гг.).

Выводы.

1. Традиции физического воспитания в семье выполняют ряд важнейших функций, во многом определяющих уровень здоровья ребенка, его социальной и биологической адаптированностинравственное сознаниеспособность к творческому познанию окружающего мира.

2. Формы физического воспитания в семье приобретают статус традиционных не только на основании их регулярного использования в течение жизненного цикла семьи, но и при наличии трансмиссии традиций из поколения в поколение.

3. Традиции физического воспитания в семье во многом являются основой подготовки подрастающего поколения к жизни в определенных регионально-климатических условиях, в частности, в экстремальных условиях Крайнего Северо-Востока России.

4. В содержательной стороне традиций физического воспитания в семье представляется возможным выделить следующие элементы: формы организации условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков) — - - физические упражнения (подвижные и спортивные ~ игры, спортивные упражнения, туризм) — физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика) — способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации на здоровый образ жизни (беседы, чтение различных форм литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи) — формы организации семейного досуга (туризм, посещение спортивных зрелищ, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта).

5. Традиции физического воспитания, существующие в семьях Крайнего Северо-Востока РФ, имеют региональную специфику, выражающуюся как в подборе наиболее эффективных в данных условиях средств сохранения и укрепления здоровья, так и в их комбинированности, в зависимости от этнической принадлежности родителей.

6. Нормативный элемент традиций физического воспитания в семье способен выступать в качестве механизма формирования у детей осознанной потребности в ежедневных физических упражнениях как в средстве укрепления своего здоровья.

ГЛАВА III. ОПТИМИЗАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

3.1. Описание методик экспериментального изучения содержания традиций физического воспитания в семьях Магаданской области РФ.

Теоретический анализ проблемы функционирования семейных традиций физического воспитания показал их значимость в формировании мотивации у дошкольников на активное использование физический упражнений. Поэтому, с целью изучения содержания семейных традиций физического воспитания в семье на констатирующем этапе исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Описание и анализ содержания традиций физического воспитания в современных семьях г. Магадана;

2. На основе изучения содержания традиций выявление взаимосвязей: а) между наличием традиций в семье и степенью осознанности их важности родителямиб) между наличием семейных традиций и их региональной «окрашенностью» — в) между наличием традиций и уровнем здоровья детейг) между наличием традиций и ориентацией детей на активное использование ими физических упражненийд) между наличием традиций и наличия осознанного отношения детей к использованию физических упражнений, традиционных для, семьи.

Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях №№ 1,63, со студентами педагогического факультета Северного международного университета г. Магадана в январе — марте 2002 года. Были обследованы 100 семей, 30 детей подготовительной к школе группы, 20 студентов (уроженцы г. Магадана).

Выделенные нами задачи решались в ходе многосерийного эксперимента, осуществленного" комплексом методов, совокупность «которых помогла дать количественную и качественную характеристику выбранных направлений.

I серия — анкетирование родителей. Было подготовлено два вида анкет. Родителю — участнику эксперимента — предлагалось два набора вопросов.

Первый набор вопросов:

1 Фамилия, имя ребенка.

1 Сколько детей у Вас в семье?

2 Сколько полных лет Вашему ребенку, посещающему данную группу?

3 Сколько лет члены Вашей семьи проживают на Крайнем Севере (Вы, Ваш муж (жена), Ваши родители)?

4 Укажите Вашу национальность, национальность мужа (жены).

5 Сколько Вам лет? Сколько лет Вашему мужу (жене)?

6 Какое образование у взрослых членов семьи?

7 Кем работают взрослые члены семьи?

8 Укажите место рождения вашего ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования по интересующей нас проблеме можно сделать следующие выводы:

1. Семья способна выполнять ведущую роль в процессе физического воспитания детей при наличии понимания важности этой проблемы у родителей и их подготовленности к практическому решению задачи сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры. Специфика воздействия семьи как особой стимулирующей среды, в которой формируется здоровье каждого ребенка, определяется совокупностью характеристик: примером родителей и других членов семьи, благоприятным психоэмоциональным климатом, наличием семейных традиций активного отдыха и поддержания здоровья, соблюдением оптимального режима дня, питания, двигательной активности, реализацией социализирующей функции (присвоение навыков, освоение правил, осознание границ нормы и патологии).

2. Совокупность природно-климатических условий Крайнего Северо-Востока РФ оказывает непосредственное воздействие на формирование физиологической нормы профиля здоровья детей, рожденных и долговременно проживающих в данном регионе. Это предопределяет необходимость особой организации физического воспитания, направленной, во-первых, на создание условий, ограничивающих непосредственное воздействие неблагоприятных климатических факторов (гигиенические и социально-бытовые факторы, связанные с созданием комфортного пребывания в ДОУ и семье) — во-вторых на практическое осуществление системы физкультурно-оздоровительных воздействий (лечебно-профилактические мероприятия, витаминизация питания, широкое внедрение всех видов физических упражнений) — в-третьих на поддержание и развитие традиций физического воспитания в семье, как максимально приемлемых форм в условиях проживания на севере.

3. Нормативный элемент и содержательная сторона традиций физического воспитания в семье способны выступать в качестве механизма формирования у детей осознанной потребности в ежедневных физических упражнениях как средстве укрепления своего здоровья. Через реализацию ряда важнейших функций, семейные традиции физического воспитания также воздействуют на состояние здоровья ребенка, уровень его социальной и биологической адаптированности, способность к творческому познанию окружающего мира.

4. В нашем исследовании впервые изучены традиции физического воспитания современной семьи г. Магадана и области. Установлено, что они имеют региональную специфику, выражающуюся как в подборе наиболее эффективных средств сохранения и укрепления здоровья, рациональных в данных условиях проживания формах организации досуга (туризм, зимние виды спорта), так и в их комбинированности, в зависимости от этнической принадлежности членов семьи. В большинстве семей исследуемого региона выявлен устойчивый набор традиций, однако чаще всего они не воспринимаются как ценностный элемент, требующий ретрансляции подрастающему поколению (следовательно воздействуют стихийно).

5. Стихийность влияния семейных традиций физического воспитания может быть устранена при организации целенаправленной работы с родителями. В рамках реализации специальной программы оптимизации данных традиций возможно содействие укреплению внутрисемейных связей, формирование соответствующего менталитета у подрастающего поколения, обогащение двигательного опыта детей, если:

— существует понимание у педагогов и родителей необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства;

— создано единое воспитательно-образовательное пространство в рамках дошкольного учреждения и семьи в области физической культуры;

— разработан и внедрен комплекс системных мероприятий, реализуемых в трех основных направлениях: через приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровьяпосредством работы с родителями по оптимизации семейных традиций физического воспитанияорганизацию подготовки педагогов ДОУ к сотрудничеству с семьей в области физического воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Дети, будьте здоровы! Тверь: Центр «Помоги себе сам», 1997. -47 с.
  2. Н. А., Марачев А. Г., Бобков Г. А. Экологическая физиология человека. М.: КРУК, 1998. — 416 с.
  3. Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. — 603 с.
  4. А. А., Максимов А. Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Опыт прогнозирования. Л.: Наука, 1988. — 126 с.
  5. В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993. -109 с.
  6. Н. М. и др. Страна детства: Сборник / Н. М. Амосов, Л. А. Никитина, Д. Д. Воронцов. М.: Знание, 1990. — 288 с.
  7. Е. К., Кушнир А. В., Шуринова О. В. Сезонная и суточная двигательная активность мальчиков дошкольного возраста в г. Магадане // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. М., 1977. — С. 66−69.
  8. Т.В., Арнаутова В. П. Влияние семьи на социальное развитие ребенка // Социальные и биологические факторы в психофизиологическом развитии ребенка. Материалы Всероссийск. конф. Спб., 1995. С. 48 -50.
  9. Ю.Артюхов А. В., Захарчук В. А. Особенности семейного воспитания в молодых промышленных городах Крайнего Севера // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. — № 3. -С. 75−76.
  10. П.Аршавский Н. А. Ваш малыш может не болеть. М.: Совет, спорт, 1990. — 31 с.
  11. Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дисс.. канд. пед. наук 13.00.07. -М., 1996. 22 с.
  12. В. К. Ваши дети: Кн. для родителей. М.: Физ-ра и спорт, 1985. -157 с.
  13. В. К. Физическое воспитание ребенка в семье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 1. — С. 50−51.
  14. А. М. Воспитание детей в семье. Психолого-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1972. — 160 с.
  15. Т. М. Культурные межэтнические традиции как фактор семейного воспитания (на материале семей Магаданской области РФ): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. 13.00.01. М., 1998.-24 с.
  16. М. В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1986. — 270 с.
  17. Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М.: Физ-ра и спорт, 1990.- 105 с.
  18. Т.А. Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к семейным традициям // Детство Спб., 1998. — № 1. — С. 4755.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прамеб, 1992. — 384 с.
  20. Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  21. Т. А., Терехова Н. Т. Режим в детском саду. М.: Просвещение, 1987. -92 с.
  22. Е. Я., Гужановский А. А. Вместе с сыном, вместе с дочкой! -М.: Сов. спорт, 1988. 42 с.
  23. О. Физическое воспитание в семье. М.: Просвещение, 1985. — 65 с.
  24. Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2002. — 96 с.
  25. А. К. Структура семьи. М.: Просвещение, 1988. — 184 с.
  26. Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1986. — 56 с.
  27. А. Д., Бужин И. М. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их родителей. Ярославль: Гринго, 1996. — 172 с.
  28. Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. -Киев, 1987.- 126 с.
  29. В. Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. — № 4. — С. 30−39.
  30. Т. В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: Автореф. дисс. .пед. наук. 13.00.01. Спб., 1999.-25 с.
  31. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  32. Воспитание дошкольников в семье / Сост. Ю. С. Самойленко. М.: НИИОП АПН СССР, 1990.-24 с.
  33. JI. Д., Овсянкин В. А. Методика физического развития детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Владос, 1999.- 175 с.
  34. Г. Н. Физиологические особенности развития детей Севера при свободном двигательном режиме в дошкольном образовательном учреждении. Архангельск: Книж. Изд-во, 1999. — 68 с.
  35. Ю. И. Особенности подготовки детей Крайнего Севера к обучению в начальной школе с 6-летнего возраста // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: Сб. ст. М., 1988. С. 54−64.
  36. Ю. В. Семейный туризм. М.: Просвещение, 1983. — 32 с.
  37. Э.Ф., Боброва JI. И. Роль семьи в привитии потребности к спортивным упражнениям у шестилетних детей. М.: Просвещение, 1989. -100 с.
  38. И. В. Повышение педагогической культуры родителей как основа семейного воспитания школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. 13.00.01.-М., 1971.-20 с.
  39. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод, рекомендации. Минск:. Метод, каб. по физ-ре и спорту, 1992. — 43 с.
  40. В. Г. Что может ваш ребенок. М.: Совет, спорт, 1991.-31 с.
  41. А. А. Домашний спортуголок. М.: Совет, спорт, 1988. — 47 с.
  42. Г. М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере. М.: Медицина, 1968. — 412 с.
  43. X. Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986. — 96 с.
  44. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1981. -205 с.
  45. Дик Н. Ф. Семейные традиции в воспитании. Ростов-на-Дону, 1993. — 27 с.
  46. Дневник здоровья ребенка (от рождения до 7 лет) / А. С. Дорошенко, О. С. Шнейдер. Хабаровск: ХГИФК, 1996. — 125 с.
  47. Д. Воспитание ребенка с задатками сильной личности. М.: Крон-пресс, 1998. — 154 с.
  48. В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997. — 74 с.
  49. . Б. Основные принципы оздоровительно-воспитательной работы в детском саду (по системе Змановского Ю.Ф.). Материалы Междисциплинарной науч. конф. аспирантов и соискателей АПКиПРО, М., 1999. — С. 16−17
  50. Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: АРКТИ, 1999. — 35 с.
  51. Л. И. Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях Крайнего Севера // Дошкольное воспитание. 1977. — № 11. — С. 30 — 33.
  52. А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. Спб.: Союз, 1998. — 144 см.
  53. А. В. Избранные, психол. труды: в 2 ТТ./Т. 2. Развитие произвольных движений / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  54. О. Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1987. 23 с.
  55. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М., 2000. — 88 с.
  56. Здоровье ребенка и семьи / Сост. В. Т. Чубарян, Ростов-на-Дону: Феникс, 1993.-445 с.
  57. Здоровье физическое и психическое неотделимы. из опыта работы яслей-сада «Дельфин» / Мин-во народ, обр. Башкирстана Тумайзы, 1994. 6 с.
  58. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях / Материалы Всерос. совещания. М., 2002. — 132 с.
  59. Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. — 123 с.
  60. Ю. Ф. К здоровью без лекарств. М.: Совет спорт, 1990. — 63 с.
  61. Ю. Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей // Охрана материнства и детства. 1989. — № 7. — С. 24−26.
  62. Ю.Ф., Лукоянов Ю. Е. С аттестатом здоровья. М.: Педагогика, 1981.- 128 с.
  63. М. После трех уже поздно. М.: Педагогика, 1991. — 96 с.
  64. О. Г. Изменения физической терморегуляции у детей дошкольного возраста под влиянием закаливания // Гигиена и санитария. 1983. — № 1. — С. 31−34.
  65. Н. А., Латов Н. В. Праздник в семье. М.: Педагогика, 1986. — 210 с.
  66. В. П. Очерки теории и практики экологии человека. М: Наука, 1983.- 364 с.
  67. Как вырастить здорового ребенка / В. И. Михайлов, Ю. А. Гуркин, Е. Н. Остроухова / Под ред. В. П. Алферова. Л.: Медицина, 1991. — 24 с.
  68. П. Ф. Задачи семейного воспитания. Труды Первого всероссийского съезда по семейному воспитанию. Т. 1. СПБ., 1914. — 235 с.
  69. В. П. Гимнастика и акробатика в семье. Минск: Полымя, 1986. — 94 с.
  70. Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 15 с.
  71. Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. -1991.-№ 2.-С. 66−70.
  72. В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. I. Дубна, 1997а. — 172 с.
  73. В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. И. Дубна, 19 976. — 87 с.
  74. В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Линка-Пресс, 2000. — 296 с.
  75. В. Т., Нестерюк Т. В. Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе. М., 1998. — 60 с.
  76. Культура как система механизмов адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности: Сб. статей. Карачаевск: КУГПУ, 1999. — 143 с.
  77. А. П. Как закалять детей. М.: Совет, спорт, 1988. — 47 с.
  78. Л. И. Творим здоровье души и тела: (Валеология в детском саду, в школе и в семье). Спб.: Комплект, 1997. — 494 с.
  79. Л. И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993. — 157 с.
  80. Леви-Гориневская Е. Г. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1963. — 188 с.
  81. А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. М.: Советская наука, 1945.-334 с.
  82. П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М. П. Ивановой. М.: Изд-во «Институт практической психологии- Воронеж: «Модэк», 1998. — 416 с.
  83. П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  84. В. Я. Педагогика здоровья. Смоленск: СГИИ, 1999. — 93 с.
  85. Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. С. 61.
  86. С., Рипо К. Растите детей здоровыми: от 0 до 15: Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым / Пер. с франц. М.: Физ-ра и спорт, 1984. — 150 с.
  87. В. И. Физкультура и здоровье северян. Мурманск: Книж. Изд-во, 1987. — 128 с.
  88. А. Л. Системно-интегральный подход в экологической валеологии // Колымские вести. 1998. — № 1. — С. 12.
  89. А. И. Педагоги, родители, дети. М.: ТОО «ИнтелТЕХ», 1994. -243 с.
  90. С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. М.: Крон-Пресс, 1997. -323 с.
  91. Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраста): советы педагога родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Владос, 1997. — 308 с.
  92. М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: Аркти, 1999. — 87 с.
  93. М. С. Социология семьи. Проблемы теории методологии и методики. М.: Просвещение, 1989. — 112 с.
  94. А. В. Физкультуру в семью. Киев: Знание УССР, 1989. — 47 с.
  95. Методические рекомендации по организации здорового образа жизни дошкольников в семье. Киев: ГПИ им. Горького, 1988. — 231 с.
  96. . П., Никитина Л. А. Мы, наши дети, наши внуки. Пермь: ИПК Звезда, 1997.-343 с.
  97. Л. А. Родителям XXI века: (как воспитать здорового ребенка). -М.: Знание, 1998. 223 с.
  98. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. — 272 с.
  99. Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения для дошкольников. М.: Просвещение, 1971. — 262 с.
  100. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего дошкольного возраста: в помощь педагогу детского сада / Сост. Н. А. Ноткина, JI. Н. Казьмина, Н. Н. Бойнович. Спб.: «Детство-Пресс», 2003. 32 с.
  101. Патология человека на Севере / А. П. Авцын, А. А. Жаворонков и др. М.: Медицина, 1985. — 393 с.
  102. А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. -96 с.
  103. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  104. Е. А., Иващенко В. Е., Стряпко И. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровья, 1986. — 152 с.
  105. Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 262 с.
  106. А. В. Закаливание человека. Киев: Здоровья, 1986. — 76 с.
  107. С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. М.: Педагогика, 1984. — 75 с.
  108. С. А. Растите малышей здоровыми. М.: Спорт, 1992. — 47с.
  109. Проблемы здоровья семьи 2000: Материалы 3 международной научной конференции. — Пермь (Россия) — Хургада (Египет), 1999. — 220 с.
  110. В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера: Автореф. дис. .доктора педагогических наук. М., 1994.
  111. Работа детского сада с семьей: поиски и перспективы: Методические рекомендации / Сост. Е. Л. Кононко. Сумы: МКИПП «Мрия», 1992. — 57 с.
  112. . Ж. Адаптация ребенка на Севере. Л.: Медицина, 1979. — 191 с.
  113. А. В. Взаимосвязь психического и физического развития детей в семье. JL: Знание, 1983. — 16 с.
  114. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  115. М. А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке: Дисс. .канд. пед. наук.-М., 1988.- 193 с.
  116. Е. А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1988.-23 с.
  117. JI. Организация питания детей в условиях Крайнего Севера // «Дошкольное воспитание». 1988. — № 10. — С. 20−22
  118. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. Гребенников, JI. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  119. Семья как объект философского и социологического исследования / Отв. ред. А. Г. Харчев Л.: Наука, 1974. — 150 с.
  120. Семья спортивная / Под общ. ред. А. И. Воробьева. М.: Физ-ра и спорт, 1987.-95 с.
  121. Г. В. Исследование оптимального двигательного режима в дошкольных учреждениях г. Норильска: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1971. -175 с.
  122. . В., Атаев А. К. Физическое воспитание в семье. Киев: Здоровья, 1986. — 294 с.
  123. Е. П., Рябченко Г. С., Норкин Ф. М., Мазуревич В. И. Влияние региональной гипокинезии на физическое состояние и двигательную подготовленность детей Кольского Севера. Тез. Докл. Ташкент, 1983. — с. 23.
  124. Н. В. Гигиенические знания родителям. — Магадан: Книж. Изд-во, 1987. — 105 с.
  125. Г. Н., Заблудовская Е. Д. Закаливание ребенка раннего дошкольного возраста. JL: Медицина, 1964. — 203 с.
  126. М. Я., Кузнецова М. Н., Марченко Т. К. (по плану Змановского Ю. Ф.). Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М.: НИИ Педиатрии РАМН, 1996. — 57 с.
  127. Н. Т. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: АПН СССР, 1989. — 139 с.
  128. Т. А. Влияние длительности жизни в Заполярье и продолжительности посещения дошкольных учреждений на физическое развитие детей ясельного и дошкольного возраста // Адаптация человека на Крайнем Севере. Красноярск, 1976. — С. 99−105.
  129. JI. Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5−8 лет. Ярославль: Академия развития, 2002. — 144 с.
  130. JI. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль: Академия развития, 1997. — 102 с.
  131. . С. От 0 до 7. М.: Физ-ра и спорт, 1976 с. — 47 с.
  132. У саков В. И. К олимпийским вершинам с детства: книга для родителей и воспитателей. — Красноярск: Книж. Изд-во, 1995. — 76 с.
  133. В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: Автореф. дисс. .докторанаук. Омск, 2000. — 87 с.
  134. Физическое воспитание дошкольников в Магаданской области: из опыта работы дошкольных учреждений Магадан, обл. / Магадан, обл. ин-т усовершенствования учителей Магадан: Книж. изд-во, 1982, — 40 с.
  135. Физическое воспитание детей на Севере: из опыта работы / Сост. Т. И. Осокина, В. А. Чунтова. М.: Просвещение, 1981.- 158 с.
  136. Физкультура для всей семьи / Сост. Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. М.: Физ-ра и спорт, 1988. — 495 с.
  137. Физическая культура в семье / Сост. Т. М. Костыгова. М.: Педагогика, 1981.- 80 с.
  138. Физическая культура в семье / Сост. А. Светов, И. Икольченкова. М.: Физ-ра и спорт, 1973. — 365 с.
  139. А. Н. Игры народов Крайнего Северо-Востока России. М., 2000.- 161 с.
  140. Физическое развитие новорожденных г. Магадана / Метод, рекоменд. Под ред. Я. Р. Мажимовой, С. М. Навасардовой. Магадан: Книж. Изд-во, 1972. -39 с.
  141. Н. А. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физ-ра и спорт, 1991. — 223 с.
  142. Е. В. Физическая культура ребенка. М.: Физ-ра и спорт, 1984. — 31 с.
  143. П. Г. Действия природных факторов на человека. М.: Наука, 1982.- 193 с.
  144. Цернес 3. М. Физическое воспитание в детских садах Крайнего Севера // Дошкольное воспитание. 1960. — № 10. — С. 33−36.
  145. А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1980. 223 с.
  146. А. Д. Медико-экологические и социальные факторы здоровья населения Северо-востока России. Магадан: Книжное изд-во, 1992. — 122 с.
  147. JI. Работаем по региональной программе «Север» // «Дошкольное воспитание». 1999. — №№ 4.5.
  148. . В. Если малыш часто болеет. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  149. В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику. -М.: Просвещение, 2000. 79 с.
  150. А. П. Формирование у дошкольников навыков саморегуляции поведения средствами физической культуры. Ярославль: Академия развития, 1998. — 102 с.
  151. Н. Ч. Здоровье населения Севера. JL: Медицина, 1980. — 255 с.
  152. JI. Д., Карпенко А. Н. и др. Влияние факторов риска на здоровье детей и подростков Дальнего Востока и Северо-Востока России. -Дальневосточный научный центр «Экология и медицина труда», 1998. 106 с.
  153. Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. М.: Физкультура и спорт, 1999. — 206 с.
  154. В. Г. Физическое воспитание в семье. М.: Физ-ра и спорт, 1971. -75 с.
  155. Янкова 3. А. Семья, родство, соседство. М.: Просвещение, 1970. — 43 с.
  156. L. С. Wasted Lives A Studu A Children in mental Hospital and their Families. N Y., 1979, p. p. 1 27.104
Заполнить форму текущей работой