Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы воспитания толерантности у подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако толерантность (терпимость) — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и вольного мышления. Это… Читать ещё >

Теоретические основы воспитания толерантности у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность понятия «Толерантность». История исследования проблемы толерантности

Понятие «толерантность» получило обширное распространение в конце 90-х годов XX века. Во многих культурах понятие «толерантность» является типичным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — toleranz, фран. — tolerance. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» вполне отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов» понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». А в энциклопедическом словаре по политологии читаем: «в жизни отдельной личности толерантность — проявление готовности прислушаться к мнению противников».

Однако толерантность (терпимость) — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и вольного мышления. Это — личностная либо общественная характеристика, которая подразумевает понимание такого, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Категория «терпимость-толерантность» прошла долгий путь развития, постоянно обогащая свое содержание. Толерантность в современной трактовке рассматривается как позиция человека, уважающего другого человека, это признание равенства, уважение к многомерности и многообразию человеческой культуры [27,115]. Толерантность в данном случае предусматривает диалогичность мышления «Я — Другой». Термин «толерантность» стал наиболее употребляем в XX веке. Обращение к данной проблеме связано с событиями последних десятилетий. В результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Попытке решения этой мировой проблемы в настоящее время отдано роли моральной проблемы, социокультурного феномена. Толерантность не является самоцелью, она есть механизм, средство гуманного сосуществования в мире [8,30].

В Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года в Париже, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

По мнению Д. А. Леонтьева, «Толерантность — это форма отношения к иному, отличающемуся, к разнообразному, к тому, что не совпадает как с моими индивидуальными особенностями, так и с привычными мне формами культуры» [100,12]. Сущность толерантности — требование уважать права других, быть такими, каковы они есть, не допускать причинения им вреда [216,14]. В более широком значении толерантность трактуется как «норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности», как «уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития». 3,160].

Несмотря на огромное количество определений данного понятия, наиболее объемным и многогранным является, на наш взгляд, следующее: «Толерантность — характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром» [5,146]. Данное понимание феномена толерантности можно считать интегральным, так как оно описывает не только содержательную сторону понятия, но и дает характеристику индивидуально-психологических особенностей толерантной личности.

" Терпимость — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира" , — говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека».

Проявление терпимости, которое соразмерно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от собственных убеждений или уступки чужим. Оно означает, что любой в праве придерживаться собственных убеждений и признает такое же преимущество за другими. Оно означает признание такого, что люди по своей собственной природе отличаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также значит, что взгляды одного человека не имеют шансов быть навязанными другим.

Воспитание является более действующим средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем содержатся их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и закрепить стремление к защите прав остальных.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим нужно содействовать разработке метода преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, общественные, экономические, политические и религиозные источники терпимости, выступающие в качестве основных причин насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования обязаны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми, а также между этническими, социальными, культурными, религиозными группами и цивилизациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть ориентировано на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим. Оно должно содействовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на нравственных ценностях.

Понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, владеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивная, а функциональная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Толерантность — преимущество сильных и умных, не сомневающихся в своих возможностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений.

Основой толерантности является признание права на различие. Она имеет место быть в принятии другого человека таковым, каков он есть, почтении иной точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии обычаев, ценности и культуры представителей иной национальности и веры.

В то же время толерантность совсем не означает равнодушие к любым взглядам и действиям. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз считает, что «общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость, угрожающую общественному порядку» Так, к примеру, безнравственно и беззаконно мириться с расизмом, давлением, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, ежели искажаются научные данные или сведения, опытно доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где правда, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при собственных убеждениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой