Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация внеучебной познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примененная в теоретическом и опытно-экспериментальном поиске гипотеза состояла в предложении о том, что организация внеучебной познавательной деятельности младших школьников будет более эффективной, если: основывается на деятельности учителя начальных классов, который применительно к ситуациям воспитательно-образовательной работы будет квалифицированно использовать компьютерную технологию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки организации внеучебной работы с младшими школьниками с использованием информационно-компьютерной технологии
    • 1. 1. Программно-информационные средства в образовательном процессе начальной школы
    • 1. 2. Анализ использования информационно-компьютерной технологии во вне-учебной работе младших школьников
    • 1. 3. Современное состояние использования программно-компьютерной технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование организации внеучебной работы младших школьников с использованием информационно-компьютерной технологии
    • 2. 1. Организационно-педагогические условия использования программно-информационных технологий в образовательном процессе начальной школы
    • 2. 2. Практическая реализация использования программно-компьютерной технологии во внеучебной работе с учащимися младших классов
    • 2. 3. Интерпретация результатов внедрения технологии с использованием информационно-компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе младших школьников

Организация внеучебной познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наступившее тысячелетие во все большей мере воспринимается нами не просто как межевая дата мирового календаря. Оно побуждает к критическому осознанию прошлого, пониманию жизни, к определению контуров будущего.

Поэтому, говоря о глобальных проблемах развития общества, а значит, и проблемах образования, которые предстоит человечеству решать в XXI веке, чрезвычайно важно уже сейчас обратить внимание на такие важнейшие направления:

— фундаментализация образования и развитие творческих способностей личности.

— применение современных информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний.

Наиболее характерными отличительными чертами развивающейся системы образования становятся: переход от «обучения» к «образованию" — фундаментализация образования и развитие творческих способностей личностиприменение современных информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний.

Развитие методов и средств современных информационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека. Именно с новыми информационными технологиями мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой образовательной системыизменений технологии получения знаний, организации познавательной деятельности обучаемых на основе использования такого важного дидактического свойства компьютера как индивидуализация образовательного процесса за счет программирован-ности и динамической адаптированности учебных программ.

Информатизация образования подразумевает, прежде всего, использование возможностей инновационных технологий для качественного изменения содержания, форм, методов обучения и воспитания. Все это предполагает формирование у обучаемых алгоритмического стиля мышления и развитие навыков познавательной деятельности.

Многие исследователи в области педагогики, психологии, философии образования (В.П. Беспалько, B.C. Леднев, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.) считают, что внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс будет способствовать его совершенствованию за счет пер-сонализации процесса обучения и воспитания.

Для решения этой задачи перед семьей и школой возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Потому, что стремительное поглощение досугово-го пространства детей младшего школьного возраста компьютерным бумом становится очевидным и неоспоримым фактом. Большое количество компьютерных «фанатов», избравших для себя в качестве основного занятия многочасовые времяпровождения у экрана компьютера и усваивающие изо дня в день адаптированные к их сознанию «заменители» человеческих отношений, в т. ч. подделки культуры, достаточно серьезное испытание существующей информационной программы образования.

Результатом опросов учителей начальных классов и родителей 6−10-летних ребят свидетельствует о двояком восприятии наставниками детворы объективного процесса компьютеризации сферы образования нашей юной смены и ее свободного от учебы времени. С одной стороны, большинство собеседников считает, что наступление компьютерной эры выступает как источник общеличностного совершенствования мальчиков и девочек из начального звена общеобразовательной школы. Они также придерживаются точки зрения, что рационально организованное проведение детьми свободного времени в работе с компьютером существенно усилит резонанс от привычных традиционных досуговых занятий и ощутимо повысит эффективность всей внеурочной работы с этой категорией учащейся молодежи. С другой стороны респонденты практически единодушно характеризует наблюдаемый процесс вторжения компьютера в мир современного детства как стихийный и неорганизованный. В связи с этим в детской среде, у ребят 6−10-летнего возраста фиксируется негативное последствие этих контактов (например, феномен гиподинамики, неумеренное психическое напряжение организма, и, в то же время обеднение гаммы чувств и т. д.).

Таким образом, следует констатировать существующие противоречие между ожидаемым положительным результатом и действительным состоянием компьютерно-игровой практики младших школьников наших дней в свободное от уроков время.

Теоретическое и практическое осмысление целостного педагогического процесса, связанного с эффективным использованием компьютерных программ, становится объектом исследования многих ученых.

Возможность реализации дидактических и воспитательных принципов в процессе приобщения младших школьников к работе с компьютером стали предметом научных исследований у А. В. Бовина, Ю. А. Первина, В. Н. Смирновой и др.

Дидактические условия формирования информационной культуры, влияние информационных технологий на содержание и метод обучения в школе, возможности использования компьютеров в младших классах исследованы Н. В. Апатовой, А. А. Мурановым, J1.H. Остапчук, JI. М. Фуксон и др.

В работах В. В. Гузеева, Е. Г. Коберник, О. В. Красновой, Е.Д. Маргули-са, П. И. Пидкасистого и др. теоретически обосновываются и экспериментально проверяются дидактические условия использования новых информационных технологий, а также создание инновационной среды «нового типа», где: во-первых, сочетаются традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитанияво-вторых, формируется теоретическое мышление младших школьников в процессе решения проблемных заданий и умения самостоятельно добывать знания.

Новые возможности для учителей и школьников открывает Интернет и телекоммуникационные технологии. Объединение таких систем сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты-инфосферы.

Однако ознакомление с научно-педагогической литературой по теме исследования привело нас к выводу о том, что анализ и обобщение наработок в области включения информационно-компьютерных технологий в контексте воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста не стали еще комплексным объектом изысканий отечественных исследований. Это обстоятельство не позволяет учителям начальных классов теоретически-обоснованно, методически взвешенно инструментировать педагогическую целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий, оснащенных программно-методическими средствами (ПМС), во внеурочной работе с младшими школьниками.

Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для теории и практики начального образования обусловили выбор темы: «Организация внеучебной познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения информационных технологий». Проблема исследования: каковы продуктивные и эффективные организационно-педагогические условия использования компьютерной технологии во внеучебной познавательной деятельности младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель проводимых нами научных изысканий.

Исходя из обозначенной цели, мы будем исследовать инструментальные программные технологии, оснащенные соответствующим методическим обеспечением и направленные на решение учебно-воспитательных задач.

Объект нашего исследования — внеучебная познавательная деятельность младших школьников, а предмет исследования — процесс познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения информационных технологий.

Примененная в теоретическом и опытно-экспериментальном поиске гипотеза состояла в предложении о том, что организация внеучебной познавательной деятельности младших школьников будет более эффективной, если: основывается на деятельности учителя начальных классов, который применительно к ситуациям воспитательно-образовательной работы будет квалифицированно использовать компьютерную технологию. предусматривается определенное сочетание организационно-педагогических условий, предполагающих включение в процесс познавательной деятельности младших школьников новых информационных технологий. в рамках разработанной модели осуществляется организация внеучебной работы с младшими школьниками с использованием компьютерной технологии.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили задачи проводимых изысканий:

— Выявить степень разработанности в теории и практике образования проблемы использования новых информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.

— Провести анализ технологии использования компьютерной системы во внеучебной познавательной деятельности младших школьников.

— Обосновать организационно-педагогические условия использования компьютеров с младшими школьниками.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют: философские, педагогические и психологические теории развития личности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — теоретические положения философов по проблемам взаимоотношений человека и машины (В.Г. Афанасьев, В. Ф. Венда, О. Ю. Ермолаев, Н. А. Кузнецов, Б. Ф. Ломов, Т. М. Марютина, А.И. Ра-китов, Л. Д. Рейман, Б. Я. Советов, Ю. А. Шрейдер и др.) — теория ориентации воспитательно-образовательного процесса на формирование познавательной деятельности (М.И. Махмудов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — новаторские разработки, посвященные повышению роли субъективности ученика в воспитательно-образовательном процессе (Н.А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Д. А. Белухин, Н. Ф. Виноградова, О. С. Газман, Д. В. Вилькеев, Т. С. Комарова, И. С. Якиманская и др.) — ряд важных теоретических и методологических выводов по проблеме формирования личности и ее нравственности (П.В. Ко-наныхин, Ю. Г. Круглов, В. А. Сластенин, Э. И. Сокольникова и др.) — теоретические и научно-методические основы формирования сознания и поведения школьников (В.А. Караковский, А. Д. Солдатенков, М. Г. Тайчинов и др.) — положения создания и использования средств обучения (Р.С. Агамирова, Т. О. Васильчикова, О. Н. Егорышева, Г. Л. Кулешова, Н. В. Софронова и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— аналитические (критический анализ философской, психологической, медицинской, общепедагогической, специальной и методической литературы, а также изучение и обобщение педагогического опыта);

— диагностические (наблюдения специально заданных видах деятельности, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся);

— формирующие (педагогический эксперимент, учебно-прикладные и твор-ческо-внеучебные занятия, связанные с информационно-компьютерной технологией;

— статистические (обработка и анализ данных эксперимента).

Экспериментальной базой исследования выступил образовательный центр информационных технологий «ИСТРА» при муниципальной общеобразовательной школе № 31 г. Стерлитамака, а также Федоровская СШ № 1 и Бала-Четырмановская СШ Федоровского района Республики Башкортостан. Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе поиска (1998;2000 гг.) автором изучалась философская и психолого-педагогическая литература по теме. Обрабатывался понятийно-терминологический аппарат исследования. Обосновывались теоретические положения задуманного поиска. Была определена проблема и предмет исследования, а также конкретизировались задачи исследования.

На втором этапе поиска (2000;2003 гг.) целенаправленно проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию методов использования информационно-компьютерных средств во внеурочной работе с младшими школьниками.

На третьем этапе поиска (2003;2004 гг.) осуществлялся анализ и обобщение экспериментальных данных, систематизация материалов исследования, разрабатывались методические рекомендации для учителей и воспитателей по использованию компьютерной технологии во внеучебной работе с учащимися младших классов, оформление результатов исследования. Научная новизна исследования:

— определены и систематизированы исходные предпосылки организации внеурочной работы с младшими школьниками с использованием информационной технологии;

— научно обоснованна эффективность использования информационно-компьютерной технологии во внеучебной познавательной деятельности младших школьников;

— определены принципы построения модели использования компьютерной технологии во внеучебной познавательной деятельности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании эффективности использования информационно-компьютерной технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся во внеклассной учебно-прикладной деятельности младших школьников. Теоретически обоснованы формы и методы использования информационно-компьютерной технологии внеучебной деятельности младших школьников как средство активизации их познавательной самостоятельности.

Практическая значимость результатов исследования: — разработаны научно обоснованные методические рекомендации по эффективному использованию информационно-компьютерной технологии в организации внеучебной познавательной деятельности младших школьников.

— предложена апробированная в практике авторская программа «Компьютерные технологии для младших школьников».

Результаты и выводы исследования могут быть использованы учителями и воспитателями начальных классов и групп продленного дня, руководителями школ, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров и в подготовке студентов среднего и высшего педагогического образования.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании выводов и составленных на их базе практических рекомендаций обеспечены применением современной научной теории для интерпретации исходных позиций предпринятого поиска и сути полученного в распоряжение диссертанта эмпирического материалаиспользованием комплекса исследовательских методов, адекватных обозначенной цели и решаемым задачамрепрезентативность включенного в изыскания контингентаопытно-экспериментальным подтверждением авторских выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования апробировались через публикации и выступления на научных конференциях: Всероссийской конференции «Психолого-педагогические проблемы модернизации общего среднего, вузовского и послевузовского образования» (7 июня 2002 г.) в Бир-скеV Всероссийской научной конференции молодых ученых и аспирантов «Новые информационные технологии. Разработка и аспекты применения» (2002 г.) в ТаганрогеIII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного образования. Информационные технологии в средней школе» (5−6 ноября 2002 г.) во ВладивостокеВсероссийской научно-практической заочной конференции «Управление качеством образования (регион, вуз, школа)» (2003 г.) в ТвериV Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучеб-ная работа в вузе, техникуме, школе» (27 мая 2003 г.) в ПермиI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исслеи довании в системе образования» (25 июня 2003 г.) Москва — ЧелябинскV Международной научной конференции «Наука и образование» (28 — 29 февраля 2004 г.) в БеловоМеждународной научно-практической конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (19−20 мая 2004 г.) в Оренбурге. Разработана и внедрена в образовательный процесс начальной школы авторская программа «Компьютерные технологии для младших школьников» в центре информационных технологий «ИСТРА» и общеобразовательной школе № 31 г. Стерлитамака. Данная программа была лицензирована Министерством образования Республики Башкортостан (см. приложение 12), а также была представлена автором на Фестивале «Открытый урок» (2004 г.) в Москве и была награждена дипломом издательства «Первое сентября» (см. приложение 13). На защиту выносится:

— Организационные педагогические условия оптимизации внеучебной познавательной деятельности младших школьников с применением информационной технологии, направленной на повышение эффективности учебно-воспитательной работы учащихся младшего школьного возраста.

— Особенности использования информационно-компьютерной технологии во внеучебной познавательной деятельности учащихся начальных классов как инновационной методикой образовательной системы.

— Формы и методы организации модели внеучебной познавательной деятельности учащихся, направленной на повышение эффективности интеллектуального развития детей начального образования. Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы (307 источника) и приложений. Общий объем текста содержит 249 страниц.

Выводы по второй главе.

Как показало настоящее исследование, технологию с использованием информационно-компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе начальной школы возможно научно обеспечить при обязательной разработке и реализации следующих организационно-педагогических условий:

— формирование гуманитарной средысоздание положительного эмоционального поля группы;

— информационная готовность педагога;

— следование санитарно-гигиеническим требованиям к организации внеучебной познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения информационных технологий;

— теоретически обоснованное сопровождение внеучебных занятий программно-методическими средствами.

В последнем параграфе главы приведены данные, динамика которых говорит о том, что разработка и реализация представленных выше условий способствует значительным изменениям, свидетельствующим об эффективности и целесообразности использования информационно-компьютерной технологии в организации внеучебной познавательной деятельности младших школьников.

Заключение

.

Результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о достижении в основном поставленной цели: выявить продуктивные и эффективные организационно-педагогические условия использования программно-информационных технологий во внеучебной познавательной деятельности младших школьников, осуществить их проверку в практической деятельности, и подтвердить положения гипотезы.

В целом проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ материалов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что процесс компьютеризации внешкольного образования в начальной школе недостаточно изучен как в теории, так и в практике.

2. Изучая и анализируя понятия «информатизация», «информатизация образования», «информационные технологии», «новые информационные технологии», «компьютерные технологии», «программные средства», «программно-методические средства» мы рассмотрели проблему использования новых информационных технологий (НИТ) в образовательном процессе начальной школы.

3. Проведенный анализ современных технологий обучения и воспитания позволил сформулировать близкое к нашим представлениям понятие «информационно-компьютерные технологии», как инструментальные программные средства, направленные на решение учебно-воспитательных задач, на развитие познавательных и когнитивных качеств личности, причем средства эти оснащены соответствующим методическим обеспечением.

4. В исследовании выявлено, что целостный подход к процессу компьютеризации внешкольного образования в начальной школе обеспечивается peaлизацией его организационно-педагогических условий, в состав которых входят: 1) формирование гуманитарной среды- 2) создание положительного эмоционального поля группы- 3) информационная готовность педагога- 4) следование санитарно-гигиеническим требованиям к организации внеучебной познавательной деятельности младших школьников- 5) теоретически обоснованное сопровождение внеучебных занятий программно-методическими средствами (ПМС).

5. Модель организации внеучебной познавательной деятельности в условиях внедрения информационных технологий включает следующие компоненты: конструктивно-содержательную деятельность, конструктивно-материальную деятельность и конструктивно-операциональную деятельность.

6. Разработана технология использования ПМС во внеучебной работе с младшими школьниками, технологические шаги которой соответствуют этапам, выделенным в модели организации внеучебной познавательной деятельности младших школьников. Эффективность этой технологии показана в опытно-экспериментальной работе. Для оценки разработанной технологии использовались методика наблюдения (или планирования) внеурочного занятия, разработанная В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур, а также цветометрический тест в модификации И. В. Щекотихиной.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую и всестороннюю разработку обозначенной проблемы и может быть продолжено в качестве практической апробации методической модели подготовки педагогов к развитию младших школьников в процессе организации внешкольного образования программно-методическими средствами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Твой друг Компьютер. — М.: Новая школа, 1996.
  2. Г. А., Ремендик Д. М., Тихомиров O.K. Избирательность к помощи ЭВМ // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 138−144.
  3. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та. — 1996. -216 с.
  4. Ш. А. Педагогическая симфония: В 3-х частях. Екатеринбург, 1993.
  5. И., Колобов С., Ермолаев О., Анисимов В. О методике психологического исследования адаптации школьников к учебной нагрузке при работе на компьютере // Информатика и образование. — 1988. № 2.- С.71−74.
  6. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — М., 1994. — 37 с.
  7. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  8. Ю. Размышления об использовании компьютера в учебном процессе // Информатика и образование. 1987. — № 5. — С.92−96.
  9. Ю.Афанасьев В. Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. -1991.-№ 5.-С. 50−56.
  10. П.Ахияров К. Ш. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. — Уфа: Баш. гос. пед. ин-т, 1996. — 241 с.
  11. К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БашГПУ, 2000.-328 с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  13. О.И. Информатизация гуманитарного образования // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 34−39.
  14. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  15. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. (Курс лекций). 4.1. — М.: «Институт практической философии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.-319 с.
  16. .Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. — Уфа: БГПИ, 1994.-190 с.
  17. Н.В. Лингафон, компьютер, аудио- и видеоаппаратура на уроках английского языка в начальной школе // Начальная школа. 1998. — № 4. — С. 53−56.
  18. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.-154 с.
  20. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия. М.: Изд-во Моск-го психолого-социального инта- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. — 351с.
  21. С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения // Информатика и образование. 1999. — № 10. -С. 10−11.
  22. С.А., Давыдов А. Л., Матвеева Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении // Информатика и образование. 1997. -№ 3, № 4.
  23. С.А., Лыскова В. Ю., Ракишина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. — № 6. — С. 38−51.
  24. С.А., Притыко Н. Н., Матвеева Н. В., Нурова Н. А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики в начальной школе // Информатика и образование. 2000. — № 4.- С. 91.
  25. А.В., Ваколюк И. В. УКНЦ на уроках русского языка и математики в начальной школе // Информатика и образование. 1998. — № 4.- С.126−128.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. — Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  27. К.К., Конева И. Г., Новик И. З. Сценарий инструмент визуальной разработки компьютерных программ для всех // Компьютерные технологии в высшем образовании: Программа «Университеты России». М., Изд-во МГУ, 1994.-С. 167−178.
  28. А.В. Компьютер IBM PC для детей. М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.-384 с.
  29. Л.Р., Латышина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение, 1978.-128 с.
  30. В., Рубцов В. Игровые компьютерные среды учебного назначения // Информатика и образование. 1990. — № 5. — С.10−17.
  31. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону., 1999. — 560 с.
  32. Е.И. Психологические условия эффективного применения компьютерных игр во внеклассной работе с младшими школьниками // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 18 с.
  33. А. Компьютерные игры: дорогое удовольствие? // КомпьютерПресс. 1994. — № 8. — С. 22.
  34. Л.Л. Комбинированные уроки информатики // Информатика и образование. 2000. — № 3. — С.85−92.
  35. Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 86−87.
  36. О.Ф. Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе // Информатика.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». -2000.-№ 6.-С. 32−36.
  37. О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальной школе // Информатика и образование. 2001. — № 2. — С.86.
  38. М.В., Пушкин А. Е., Фомин С. С. Технологические аспекты создания компьютерных обучающих программ // Компьютерные технологии в высшем образовании: Программа «Университеты России». М., Изд-во МГУ, 1994.-С. 147−152
  39. Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду // Информатика.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2001. — № 18. — С. 16−21.
  40. М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем. Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1992. 350 с.
  41. Т.В. Учебно-игровой урок по теме «Алгоритмы и работа с ними» // Информатика.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2001. № 36. — С. 27−31.
  42. А.Я. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы // Педагогическая информатика. 1997. — № 1. — С. 41−49.
  43. Л.Д., Смирнова А. Н., Машкова. Е. В. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля (тесты по русскому языку) // Начальная школа. — 1999.-№ 5.-С. 20−25.
  44. В.И. Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе // Начальная школа. 1997. — № 10. — С. 92−94.
  45. В. И. Фуксон Л.М. Компьютерный практикум для начальной школы: Сборник дидактических материалов. 1, 2, 3 класс. Калининград: ГП «КГТ» 2000.
  46. В. И. Фуксон Л.М. ПМК «Радуга в компьютере». Калининград: ГП «КГТ» 2000.
  47. В.И. ПМК «Радуга в компьютере» технология игрового обучения в начальной школе // Информатика и образование — 2001. — № 3. — С. 86−93.
  48. Т.О. Исследование и разработка тематических и инструментальных программных средств интерактивного компьютерного обучения (на примере средней школы).: Дис. канд. техн. наук. — М., 1992. — 245 с.
  49. Е.П. Опережающее образование // Экономическая газета. 1988. -№ 10. — С. 3.
  50. В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного прогресса // Философские вопросы технического знания. М., 1984.-С. 186−211.
  51. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М., Просвещение, 1977. — 159 с.
  52. З.Виноградова Н. Ф. Программа «Школа XXIb.». Internet: http: paqes.marsu.ru/iac/school/sc7/progxxi.html
  53. В.А., Зуев К. Актуальные проблемы развития вычислительной техники // Коммунист. 1985. — № 5. — С. 18−29.
  54. Р.А. Преподавание информационных технологий в начальной школе // Информатика и образование. 2001. — № 6. — С. 90.
  55. В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 96 с. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 13).
  56. Ю.Л. Компьютер и эстетическое воспитание // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 93.
  57. А.К. Организация свободного времени школьников: цели и задачи // Школа духовности, 1998. № 4. — С 58−68.
  58. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. — 136 с.
  59. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с
  60. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: Изд-во МГУ, 1988. -255 с.
  61. Р., Сайтов Р. Информатизация системы образования: проблемы и перспективы // Учитель Башкортостана. — 2001. -№ 2. С.3−7.
  62. JI.M. Подготовка студентов педвуза к реализации дошкольной компьютеризации. Автореф.. канд. пед. наук. 13.00.01. Уфа, 1999. — 23 с.
  63. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. -М.: Инноватор, 1995. С. 16−45.
  64. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой Е. В. — М.: Просвещение, 1966. С.236−277.
  65. А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. -М.: Наука, 2003.-256 с.
  66. Е. Гигиенические требования к организации рабочего места учащихся при работе с компьютером // Народное образование. 1998. — № 910. -С.252−255.
  67. Г., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии. — 1985. -№ 3.-С.41−48.
  68. .С. Прогностический подход к компьютеризации // Советская педагогика. 1986. — № 7. — С.47.
  69. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 263с.
  70. .С. Грамотность для XXI века // Советская педагогика. — 1990. № 4. — С.58−64.
  71. .С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -432с.
  72. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы. М., 1996.- 68 с.
  73. В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1987.-552 с.
  74. Е., Леонова Л., Сазанюк 3., Степанова М. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников // Информатика и образование. 1990. -№ 6.-С. 102−104.
  75. Е.В. Теория воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. вузов.-Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. 228 с.
  76. Е.В., Дорофеев А. В., Ильясова Э. Н. Использование информационных компьютерных технологий во внеурочной работе: Методический аспект: Учебное пособие: Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. — 188 с.
  77. Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников // // Информатика и образование. 1990. — № 4. — С. 100−106.
  78. Ю.М., Зворыгина Е. В. Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы «КИД / МАЛЫШ» // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С.39−44.
  79. Д.П. Краткий словарь по логике. — М.: Просвещение, 1991. 112с.
  80. А.В. Информатика в играх и задачах // Информатика и образование. 1995. — № 6. — С.79−80.
  81. Г. Р. Очерки информационных технологий. — М., 1993. — С.329.
  82. В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы. 1996. — № 4. — С.52.
  83. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М.: Педагогика, 1988.
  84. В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  85. О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения. Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01. Москва, 2000. — 192 с.
  86. И., Годунова Е., Борисова В., Жамкочьян М., Матвеева Г. и др. На подступах к компьютерной педагогике // Информатика и образование. — 1990.- № 6.- С.82−87.
  87. Г. Г. Компьютер и здоровье. — М.: Советский спорт, 1995. 64 е., илл.
  88. М., Довгялло А., Иваненко Э., Коберник Е., Маргулис Е., Стрижак А., Чигарев А. Деятельность младших школьников в компьютерной игровой учебной среде // Информатика и образование. — 1990. № 6. — С. 19−25.
  89. В.П. Методические приемы разработки базового курса информатики для средней школы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. 217 с.
  90. И.П. Инструментальные средства и гибкие компьютерные средства обучения // Компьютер в школе и пед. ВУЗе / Под ред. Бобко И. М. Новосибирск — Одесса, 1990. — С. 109−121.
  91. С.В. Информационные технологии и образование. М., ИНИОН РАН, 1996.- С. 106.
  92. Ю.Л., Костина Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность / Филос.-методол. аспекты — М., РАГС, 1996.-С. 104−160.
  93. О.Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютеры. М.: Знание, 1990. — 123 с.
  94. А.П. Информатика и компьютерная грамотность. М., 1988. С. 15.
  95. А.П. Компьютеризация школы и машинное образование // Математика в школе, 1989.-№ 1.-С.14−31.
  96. А.П. ЭВМ в классе // Правда. 1985. — 6 февраля.
  97. И.К. Бок о бок с компьютером // Советская педагогика,-1990. -№ 1. С.149−151.
  98. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Изд-во АСОПиР, 1995. — 115 с.
  99. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат-ий центр «Академия, 2001.-192 с.
  100. А. Новые информационные технологии в практику школы // Учитель Башкортостана.- 2001.- № 8.- С.22−25.
  101. В.Н. Технологии совершенствования учебных умений // Начальная школа. 1997. — № 11. — С.85−91
  102. С.А. Информатика в начальных классах // Начальная школа. — 1996. № 3. — С.10−11.
  103. Ю.М., Маркина JI.M., Омелько Н. Е., Товбис М. Б. Информационные технологии и школа //Информатика и образование. — 1997. № 5. — С.31−34.
  104. Д.В., Зарецкая З. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование. 1997. — № 7. — С.89−95.
  105. Д.В., Зарецкая З. А., Медведева С. В. Обучение грамоте и пропедевтика информатики // Информатика и образование. 1999. — № 5. -С.55−66.
  106. Д.В., Зарецкая З. А. Компьютер как средство обучения чтению // Начальная школа. 1999. — № 12. — С.43−49.
  107. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: «Академия», 2003. — 192 с.
  108. Г. А., Глаголева Н. Г., Земцов Т. Ф. и др. Программная система «Школьница» и ее реализация на персональных ЭВМ // Микропроцессорные средства и системы. 1984. — № 1. — С.50−56.
  109. Е. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. -1990. № 6 — С.94−102.
  110. В.П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. № 7. — 1986. — С.53−64
  111. В. П. Моргунов Е.Е. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 301с.
  112. И.В. ЭВМ помощник учителя на уроке // Начальная школа. -1989. — № 5. — С.24−25.
  113. А.А., Яшина О. В. Игра как метод обучения при решении задач на уроках информатики // Информатика и образование. —2000. № 1. — С.69.
  114. М.С. Концептуальные модели педагогического процесса как составляющие профессионального сознания учителя // Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя: Межвузовский сб. науч. тр. Л.: Изд-во РГПУ, 1991. — С.34−43.
  115. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения / Агамирова Р. С., Егорышева О. Н., Кулешова Г. Л., Кочкурова И. В., Марьясина Т. Д., Январева О. А. М.: препринт ИЛИ АН СССР, 1990.-43 с.
  116. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. Под ред. В. А. Извозчикова М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  117. Информационные и коммуникационные технологии в школе // Народное образование. 2000. — № 7. — С.35−46.
  118. Л.А. Использование компьютерных игр // Начальная школа. — 1999. № 3. — С.47−48.
  119. В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика.-1990. № 4.- С.70−71.
  120. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 148 с.
  121. Кирикова 3.3. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. Екатеринбург: Изд -во Урал. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2000. — 284 с.
  122. Е.Г. Психолого-педагогическое проектирование компьютерных игровых учебных сред для младших школьников / Автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.07. Киев. — 1990. — 16 с.
  123. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2003.-256 с.
  124. Е.Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» региональный компонент школьного образования // Информатика и образование. — 1995. — № 1. -С.21−28.
  125. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
  126. М.: «Академия», 2001. 256 с.
  127. П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры: Монография. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, СГПИ, 1995. — 148 с.
  128. Е.А. Как нам купить и обустроить компьютер. — М., 1997. — 311 с.
  129. Т.Д. Педагогические условия компьютеризации учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе / Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Калининград. — 2000. — 200 с.
  130. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Педагогика, 1988. — 189 с.
  131. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  132. Компьютер в школе и педвузе: Методические разработки АПИ СССР / Под ред. И. М. Бобко. М., 1990.
  133. Компьютер для детей. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. — 304 с.
  134. Компьютерные игры / под ред. М. Б. Игнатьева. — Л., 1998.
  135. П.В. Общечеловеческий идеал: сущность, функции, специфика формирования в современных условиях // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. — Тверь: ТГУ, 1992.- С.79−82.
  136. Ю.П. Развитие отечественной теории и практики использования компьютерных игр в воспитательной работе с учащимися начальных классов. Дис. к. п. н. М., 1998. — 184 с.
  137. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. — 2000. № 4. — С.3−21.
  138. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С.4−19.
  139. В. Компьютерные игры и нравственный выбор // Информатика и образование. -1989. № 2. — С. 119−121.
  140. H.JI. Педагогические условия развития младших школьников в процессе раннего обучения информатике. Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01. -Липецк, 2001.-189 с.
  141. A.M. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода // Педагогика. 2004. — № 2.- С.3−11.
  142. А.Ю. Основные направления использования информационных технологий в шотландской начальной школе // Информатика и образование. -1997.- № 6. -С. 104−109.
  143. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М., «Педагогика», 1977. — 264 с.
  144. О.А., Левченко И. В. Излучение компьютера и здоровье детей // Информатика и образование. -1995. № 1- С.113−115.
  145. О.В. Особенности современной среды воспитания: к обоснованию информационного подхода в воспитании // Образование: исследовано в мире. (Международный педагогический Интернет журнал). http://www.oim.ru от 25.08.2002 г.
  146. И.А. Использование компьютера при изучении сложения и вычитания с переходом через разряд // Начальная школа. — 1999. № 3. — С.79−82.
  147. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щур-ковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  148. К.Г. Гуманизация информационных технологий в обучении // Информатика и образование. 2002. — № 7. — С.20−22.
  149. А.О. Компьютерная поддержка систем обучения // Проблемы информатизации высшей школы. — 1998.- № 1−2 (11−12). — С. 179−183.
  150. Н.Б. Теория и практика педагогической поддержки и заботы // Новые ценности образования. Вып. 6. — М.: Инноватор, 1996. — С.220
  151. А.А. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования по информатике // Информатика и образование. -1996.-№ 1.-С.4−11.
  152. А.А., Семенов A.JL, Уваров А. Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика. 2001. — № 17. — С.21 -25.
  153. Н. А., Муахелишвили Н. JL, Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // Вопросы философии. -1999. № 1. — С.77−87.
  154. Э.И. Подготовка педагогических кадров в области информатики //Информатика.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1995.- № 26.
  155. Ю., Рибуле И., Кондратенко С. Использование ЭВМ при обучении русскому языку //Информатика и образование. -1990. № 6 — С.74−79.
  156. И.С. Методология интеллектуальных систем в информатизации общества // Методология и социология техники. Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1990.-С.5
  157. И.В. Обучение младших школьников работе с программным обеспечением // Информатика и образование. -2001. № 1- С.92−95.
  158. Л.А., Изотова Т. А., Макарова Л. В. ПК и здоровье детей // Информатика и образование. 1997. — № 3 — С.125−127.
  159. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  160. А.С. Педагогические программные средства для практической работы школьников по курсу основ информатики и вычислительной техники: Дис. канд. пед. наук.-М., 1988. 144 с.
  161. .Т. Педагогика. — М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
  162. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. 444 с.
  163. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационно-категориальный подход к обучению математике младших школьников // Информатика и образование. 2000. — № 1 — С.81−84.
  164. В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии. — 1983. № 6. — С. 16−27.
  165. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Сочинения: В 8 т.-Т. 1.-М., 1985.
  166. Э.Г. Проблемы компьютеризации процесса обучения // Тезисы докл. per. науч.-исследов. конф. Краснодар, КубГУ, 1988. С.5−8.
  167. М.А. Дети и ЛОГО // Информатика и образование. -1995. -№ 5-C.33−35.
  168. Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе // Советская педагогика. 1989. — № 4. — С. 15−20.
  169. М.В. Использование компьютера при обучении в 1 классе // Начальная школа. 1999. — № 3. — С.48−49.
  170. И.В., Патрушева М. В. Компьютерная игра: учим или играем? // Информатика и образование. -1997. № 4- С.65−67.
  171. Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. 2000. — № 8- С.9−11.
  172. В.Д., Жданов С. А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя // Проблемы информатизации высшей школы. 1998.-№ 1−2(11−12).-С.157−172.
  173. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М.: Знание, 1986, 80 с.
  174. Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вестник высшей школы. 1986. — № 4. — С.22.
  175. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). М., Педагогика, 1988. — 192 с.
  176. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.- Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144с.
  177. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Начальная школа. 2002. — № 5. — С. 14−18
  178. Т.В. Информатика в играх и задачах, ЛогоМиры, творчество // Информатика и образование. — 2001. № 1- С.84−92.
  179. В.А. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий // Педагогика. — 1997. № 6. — С.26−31.
  180. В.М. Что такое новая информационная технология обучения. -1990.-№ 2.- С.47−52.
  181. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. — 48 с.
  182. В. Дети и компьютер // Воспитание школьников. — 2000. № 8. — С.25. -
  183. В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. 2001. — № 5- С.36−37.
  184. А.А. Компьютер в школе — инструмент письма // Информатика и образование. -1998. № 2- С.29−34.
  185. А.А., Мухай М. А. Обучение первоклассников клавиатурному письму. Первые результаты // Информатика и образование. -1998. № 6-С.24−25.
  186. Д., Хозиев В. Дети о компьютерах. // Информатика и образование. 1987. — № 3- С. 115−117.
  187. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М.: РАО, 1997. — С. 109−116.
  188. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328с.
  189. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224с.
  190. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл. корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
  191. В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С.68−69.
  192. В.К. К вопросу содержании термина «гуманизация» // Наука и образование Зауралья. 2000. № 3. Internet: http://nioz.narod.ru/archives/3−2000/oleynik-vk.htm.
  193. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Народное образование. 2000. — № 3 — С. 197−200.
  194. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  195. JI.H. Информатика в начальных классах Усть-Нерской гимназии // Информатика и образование. 2000. — № 9. — С.71.
  196. Е.А. Условия организации педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся начальной школы / Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Омск-2002.- И с.
  197. Е.Д. Интернет-студия для начальной школы. // Информатика и образование. 1999. — № 6. — С.57−60.
  198. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  199. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов вузов и средн. учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред С. А. Смирнова. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
  200. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. -512 с.
  201. Педагогические требования к электронным играм и игрушкам. — М.: АПН СССР, 1987.-20 с.
  202. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. 2000. -№ 10. — С.26−37.
  203. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. / Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. — М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  204. Ю.А. Информационная культура: Компьютер и слово. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. 5 кл. М.: Дрофа, 1995.-144 е.: ил.
  205. Ю.А. Учительские семинары по Роботландии // Информатика и образование. 1993. — № 6. — С.49−58
  206. Л.Б., Семенов А. Л. Компьютерные технологии в развитии начальной школы // Компьютер в школе. 1999. — № 8. — С.2−20.
  207. А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. Волгоград, 2001. -160 с.
  208. М.А. Информатика для малышей // Информатика и образование. 1998. — № 5. — С.45−54.
  209. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студ. Пед. колледжей. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 400 с.
  210. Политика в области образования и новые информационные технологии / Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. — № 5. — С. 1−20.
  211. Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений // Информатика и образование. — 1990. № 3. — С.60−76.
  212. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. — 64с.
  213. С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа. — 160 с.
  214. С.Д. Технологии воспитания: Учеб.- метод, пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 144 с. (Биб-ка руководителя образовательного учреждения).
  215. В.В. Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов в образовании // Проблемы информатизации высшей школы. -1998.- № 1−2 (11−12). С.118−124.
  216. Н.Г. Информатизация учебного процесса // Начальная школа. -2000. -№ 11.-С.71−74.
  217. Д.А. Профессионально и проблемно ориентированные интеллектуальные системы // Вопросы философии. 1979. — № 2. — С.59.
  218. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Подъякова, Н. Я. Михайленко. -М.: Педагогика, 1987. С.27−45.
  219. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 гг. // Воспитание школьников. 2000. — № 1. — С.10
  220. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика // Информатика и образование. 1997.-№ 1С.4.
  221. Проектирование новых информационных технологий обучения / Под ред. В. М. Монахова. -М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991. 108 с.
  222. В.Н., Костылевская В. М., Данюшевская Т. И. Экспериментальная программа по «Азбуке информатики» для младших классов // Информатика и образование. — 1997. № 6. — С.98−103.
  223. В.Н., Костылевская В. М., Данюшевская Т. И. Методические рекомендации к экспериментальной программе по «Азбуке информатики» для младших классов // Информатика и образование 1997. — № 7. -С.96−101.
  224. JI.H. Информатика в начальной школе (ПК Макинтош) // Начальная школа. 1999. — № 5. — С.23−24.
  225. А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991.-284 с.
  226. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. — № 3. — С.3−9.
  227. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Начальная школа. 2002. — № 5. — С. 19−21.
  228. И.В. Современные информационные технологии в образовании дидактические проблемы- перспективы использования. — М.: «Школа -Пресс», 1994. 205 с.
  229. И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. — № 5. — С. 12−16.
  230. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // ИН-ФО. 2002. — № 12. — С.2−6.
  231. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. — № 3. — С.33−38.
  232. Ф.И. Системы эффективного взаимодействия человека и ЭВМ. М., 1985.-200 с.
  233. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., ил. Т.1 — А-М.
  234. C.JI. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000 705 с.
  235. O.JI. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с учениками начальной школы //Информатика.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000.- № 31.- С.2−45.
  236. O.JI. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с учениками начальной школы //Информатика.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000.- № 32. — С.2−30.
  237. А.Я. АОС на базе ЭВМ. Вып. 1. М.: Знание, 1977. — 33 с.
  238. А. Я. Новиков В.А. Новый пакет обучающих программ АОС ВУЗ // Вестник высшей школы. 1985. — № 1. — С.42−44.
  239. Н.Н. Экспериментальная программа для 1−3 класса «Компьютерная азбука» // Информатика и образование. 1997. — № 7. — С. 102−106.
  240. Самовольнова J1.E. ОII Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. — № 5. — С.35−38.
  241. JI.E. Обсуждаем содержание школьной информатики // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. З- 4.
  242. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  243. И.Г. Грамотность, образованность, культура // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С.21 -24.
  244. А.Л. Образование, информатика, компьютеры // Информатика и образование. 1995. — № 5. — С.6.
  245. А.Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В. Учебная программа «Информатика 1−3» // Информатика и образование. 1998. — № 6. — С. 19−25.
  246. Т., Чернявская А. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам // Информатика и образование. 1988. — № 1. — С.48−51.
  247. С.В. Мой первый компьютер: Кн. для детей, учителей и родителей. М., 1997. — 352 с.
  248. Э.Г., Шкабура О. В. Стиль мышления как стратегия решения задач с использованием компьютера // Информатика и образование. 2000. -№ 10. -С.11−18.
  249. И.Н., Титов Б. В., Швабауер В. П. Требования к инструментарию разработчика педагогических программных средств // Компьютер в школе и педвузе / Под ред. Бобко И. М. Новосибирск-Одесса, 1990. — С.98−105.
  250. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. 224 с.
  251. Е.П. К концепции обучения информатики в младших классах // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С.22−25.
  252. В., Равлюк С., Евстигнеева Ю. Как чувствует себя в школе . компьютер? // Первое сентября. — 2001. № 61 (4 сентября). — С.2.
  253. .Я. Информационные технологии в образовании и общество XXI века // Проблемы информатизации высшей школы. 1998.- № 1−2 (1112). — С.88−96.
  254. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. Монография. М.: Изд-во МГОПУ. — 1997. — 384 с.
  255. Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИИО РАО, 1998. — 178 с.
  256. Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. 2003. — № 2. — С.2−5.
  257. Р.И. Технологический подход к гуманизации образования // Наука и образование Зауралья. 2000. № 3. Internet: http://nioz.narod.ru/archives/3−2000/stepanov-ri.htm.
  258. М.И. Гигиенические требования к занятиям с использованием компьютеров // Информатика.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1995.-№ 18.
  259. В.Д., Стрельцова В. П., Чедия К. О. Границы болезни и экологического здоровья информационной среды // В сб. «Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования», 1997. Т. 10. -С.328−353.
  260. В.А. О воспитании. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1988. -269 с.
  261. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин) -Дис.. докт. пед. наук. — М., 1995. —341 с.
  262. С.А. Грамотность в компьютерный век // Советская педагогика. -1995. № 1. -С.13−20.
  263. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1991. -296 с.
  264. А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. — 1998. № 4. — С.65−77.
  265. Е., Родионова Т., Просвиркин В. и др. Индивидуальные психофизиологические особенности школьников при работе на компьютере // Информатика и образование. 1992. — № 2. — С. 12−15.
  266. Учение и зрение: Методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения / Сост. З. П. Малева. Челябинск: Изд-во «Околица" — Челябинский институт дополнительного профессионального образования педагогических работников. — Челябинск, 2002. — 127 с.
  267. О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М.: Творческий центр «Сфера». 2002. — 130 с.
  268. Федеральная программа развития образования // Российская газета. — 2000. № 74 (15 апреля). — С.6.
  269. Федеральная программа развития образования // Российская газета. -2000. № 75 (18 апреля). — С.3−6.
  270. А. Дети, компьютеры и плодотворные идеи // Информатика и образование. 1988. — № 3. — С. 125−126.
  271. М. Физиологическое обоснование режима обучения школьников при работе на ЭВМ // Информатика и образование. — 1994. № 2. — С.16−18.
  272. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  273. O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения // Информатика и образование. — 1999. № 2. — С.2−6.
  274. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-815 с.
  275. М.С. Информатика в начальной, основной и профильной школе П Информатика и образование. 2002. — № 1. — С.9.
  276. М.С., Липский И. А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 518 с.
  277. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -209 с.
  278. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х тт. Под ред. И. А. Каирова и др. Т. 3. М.: Просвещение, 1964. — 492 с.
  279. Л.В. Компьютеризация школьного образования как комплексная проблема // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С.89−99.
  280. А. «Компьютерные» боли // Наука и жизнь. — 2000. № 3. — С.50−54
  281. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов, Г. П. Иванов и др.- Под ред В. В. Иванова. М.: Просвещение, 1994. — 148 с.
  282. С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-238 с.
  283. В.А. Роль моделей в познании. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. 128 с.
  284. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся на уроке: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1953.-482 е.-
  285. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе). М.: Учпедиздат, 1962. — 229с.
  286. Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  287. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979.-160 с.
  288. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  289. Н.Е. Новое воспитание. — М.: Педагогическое общество России, 2000.- 128 с.
  290. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников). — М., 1992. С.З.
  291. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. — М, 1994. 110 с.
  292. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Просвещение, 1974.-243 с.
  293. И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 4-е изд. испр. — М., 1996. С. 25.
  294. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  295. Е.И., Сопрунов С. Ф. Проекты по информатике в начальной школе // Информатика и образование. — 1998. № 7. — С. 10−15
  296. Л.И. Нужен ли компьютер вашему ребенку, и если нужен, то зачем: Пособие по развитию компьютерной грамотности родителей. М.: БИ, 1995.- 143с.
  297. Chambers J.A., Sprecher J.W. Computer-Assisted Jnstruktion: Jts Use in the Classroom // Edglewood Cliffs, N. J., 1983.
  298. Lo R., Lokatis G., Carr V., Banvard R., Le Q., Williamson M., Aekerman M. Developmg a Database of Authoring System Software. // Edneational Technology Reseach and Develepment. V.40, № 2, pp.221−226, 1992.
  299. Welljngton J.J. Children, Computers and the Curriculum: An Introduction to Information Technology and Education. L., 1985.
Заполнить форму текущей работой