Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление качеством подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере подготовки специалистов по антитеррористической деятельности)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследовании осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской деятельности. Основные идеи докладывились на аспирантских семинарах кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на Региональной научной конференции «Северо-запад Россиипедагогические исследования молодых ученых: Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры «, Санкт-Петербург, 21 апреля… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические ос ионы оценки качества професенонильной подготовки специалистов
    • I. I .Дополнительное профессиональное образование взрослых
      • 1. 2. Особенности обучении взрослых в системе дополнительного профессионального образования.&bdquo
  • 3- Оценка качества профессиональной подготовки
    • 1. 4. Обоснование необходимости повышения качества дополнительного образования по антнтеррорнсткчсской деятельности
    • 1. 5. Моде-«, управления качеством системы дополнительного профессионального образования по аитнтеррорнетической деятельности.1>
  • Выводы ио первой главе,

Глава 2. Разработка и реализация методики построении системы контроля качества подготовки специалистов, но антитеррорнстической деятельности в системе дополнительною профессионального образован ни.—.- .и--^щ.

2.1. Автоматизация контроля и оценки знаний слушателей на основе тестовых технологий.,.&bdquo-,^.

2.2,Корректировка программы на основе экспертной оценки попарного сравнения значимости разделов учебного курса.

2−3-Организация и результаты экспериментальной работы по внедрению комплексной системы контроля качества подготовки.

2.4 .Определение состава и значимости критериев качества системы дополнительного образования по антнтсррористнчсской деятельности

Выводы по второй главе

Управление качеством подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере подготовки специалистов по антитеррористической деятельности) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.

Экономический подъем, развитие гражданскою общества в России выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования. Непрерывное образование имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются как выражением се стремления к наиболее полной самореализации, так и воздействия условий быстро меняющегося мира.

Концепция непрерывного образования предполагает, что, во-первых" в той мере, в какой различаются образовательные потребности и способности людей, а также потребности производства и общества в людях того или иного уровня образования, в такой же мере должны отличаться предлагаемые системой образовательные услуги — по содержанию" уровням, срокам, требуемым стандартам обученияво-вторых, развитие системы непрерывного образования обусловливает необходимость создания условия для формирования гибких образовательных траекторий" обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, зкономнки.

В концепции непрерывного образования существенное место занимает дополиотельное профессиональное образование взрослых. Являясь органичной составной частью иерархически организованной системы «непрерывное образование — образование взрослых — дополнительное образование взрослых» дополнительное профессиональное образование взрослых в современном мире становится одним из ведущих видов образования, приобретающего всё большее социальное, личностное и экономическое значение, что н обусловливает внимание специалистов к исследован ню различных аспектов данного вида образования. Одним из наиболее значимых аспектов исследования дополнительного профессионального образования взрослых является оценка его качества и эффективности.

Анализ современных педагогических исследований и практика системы профессиональной переподготовки" повышения квалификации свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме качества образования, ставшей одной in наиболее острых общенациональных проблем. Исследования теоретнко-мстодолотческнх подходов к обеспечению качесгяа обучения слушателей в системе профессиональной подготовки (переподготовки) проводились рядом авторов,.

В работах В. С. Аванесова, В. И. Андреева, Г. А. Бордовского, А. Г. Бсрмуса, И. А, Зимней, А. Н, Майорова, В, П, Панасюка, А, И, Субстто, Н, А, Селезневой, СЛО. Траницина, Т. Н. Шамовок созданы еретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством профессионального образования.

В работах М. Б. Гузаирова, И. И. Дзегслснка, А, А, Добрякова, Я, А, Ваграмснко, ДШ. Матроса, ИВ. Челнанова рассматриваются теоретнко-методологические основы использования компьютерных технологий для реализации оценочных систем мониторинговой службыТ.М. Давыленко, В. Ю. Кричевский, И Р Лазарснко, А. А. Орлов, М. М. Поташник, И, Б. Сенновскнй, И, И. Третьяков, Д. В, Татьянченко, Г. М. Тюлю, Т. К. Чекмарева, Т, И, Шамова свои работы посвятили технологиям управления качеством обучения в различных образовательных системахв трудах И. Ю. Алексашиной, А. П. Беляевой, С. Г. Вершловского, А, В, Дарннского, Ю. Н. Кулюткнна, А. Е. Марона, A.M. Mntиной, И. А. Селезневой, Г. С. Сухобекой, Д. А. Топорова отражены различные аспекты повышения квалификации,.

Особую актуальность в современных условиях приобретает исследование качества дополнительного профессионального образования взрослых, ориентированного на подготовку специалистов в области антктеррорйстичес кои деятельности.

Современная постиндустриальная цивилизация как объект террористических акинй чрезвычайно уязвима. В ней слишком много жизненно важных узлов, коммуникаций, которые можно уничтожить, вызвав «эффект домино» и неуправляемы и хаос.

Особенно опасны такие акты в отношен ни объектов морской индустрии. В связи с этим мировое морское сообщество было вынуждено принять целый ряд основополагающих нормативно-правовых документов и поправок (глава XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на морс 1974 года (СОЛАС-74), Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (МК ОСПС)) в виде обязательных требований и рекомендаций по защите судов и 1 юрIоных средств от актов терроризма и других противоправных действий.

Возможность террористических актов по отношению к рыбопромысловым судам и портовым сооружениям вызывает необходимость готовности судовых экипажей и работников портов к предотвращению этих актов или снижению их последствий. При подготовке специалистов по антнтерроркстической деятельности на судах рыбопромыслового флота и портовых средствах должны учитываться все аспекты обеспечения физической безопасности и предотвращение техногенных катастроф, вызванных террористическими актами, Человеческий фактор в создании такого комплекса мер представляется приоритетной сферой, Именно он определяет" будет ли функционировать техническая составляющая, выполняться процедуры, будет ли система самокорректирующейся, модернизирующейся пол влиянием множества новых и быстро меняющихся факторов.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы управления качеством подготовки специалистов по аитнтеррорнстнческой деятельности в системе дополнительного профессионального образования обусловили выбор темы исследования «Управление качеством подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального пйраюваннм (на примере подготовки специалистом и» ан штеррористической деятельное! и)".

Объектом исследования является подготовка спениал истов в системе дополнительного профессионального образования,.

Предмет исследования — управление качеством подготовки специалистов по антитсррорнети ч ее ко й деятельности в централ повышения квалификации.

Цель исследования: Разработка методики управления качеством дополнительного профессионального обучения в формате краткосрочных курсов.

Гипотеза нсслслонания состоит в предположении о том, что обеспечение качества подготовки специалистов по антнтеррористнческой деятельности в системе повышения квалификации" как инстнтуционааьной форме дополнительного нрофессноначьного образования, предполагает включение в процесс управления обучением:

— организацию мониторинга качества профессиональной подготовки на основе тестовой оценки имеющихся и приобретенных в учебном центре профессиональных знании слушателей- - коррекцию программ подготовки',.

— обновление традиционных технологий обучения на основе учёта специфики обучения взрослых, имеющих опыт профессиональной деятельности и интерпретации результатов тестирования.

Задачи исследования:

1.Выявить специфику подготовки специалистов по антнтеррористической деятельности в системе дополнительного профессионального образования;

2. Рас крыть сущность и содержание образовательного мониторинга как механизма управления качеством обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования;

3. Разработать модель управления качеством подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования по антитеррорн-етнчеекой деятельности;

4. Обосновать эффективность использования тестовых технологий в системе информационно-технологического обеспечения мониторинга качества профессиональной подготовки по антитеррорнстн ческой деятельности;

5. Разработать методику построения системы контроля качества обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования по антнтеррористнческой деятельности в соответствии с Международным Кодексом по охране судов и портовых средств;

6. Провести экспериментальную проверку разработанной системы управления качеством обучения специалистов по антитеррористической деятельности в системе повышения квалификации как институциональной форме дополнительного профессионального образования.

Методы исследования, Для установления искомых зависимостей и проверки исходных предположений в диссертационном исследовании использован комплекс методов исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный) — опрос (анкетирование, беседа, индивидуальные и групповые интервью) — диагностические (тестирование, рейтинговое оценивание) — наблюдениеконстатнруюшнк и формирующий экспериментыметоды математической статнстисгнкн обработки данных.

Тсоретико-мсгодологнчсскую основу исследования составили:

— современные концепции непрерывного профессионального (основного и дополнительного) образования (А.Г.Бермус, Г. Л. Бордовский, С Г. Вершловскнй, Н Ф, Раднонова);

— труды психологов и педагогов, раскрывающие специфику обучения взрослых (А.А. Вербицкий, Е.С. Занр-Бск, Ю Н. Кулюткнн, В, А, Козырев, А. М Митина, Г. С. Сухобская, Н.Ф.Радионова) — результаты исследований о качестве профессионального образования и системе управления качеством образования (Г.А. Бордовский, Н. А. Майоров, СДО.Трапицын. В. П. Панасюк, И.А. Селезнёва);

— пснхолого-педагогическне работы о назначении, сущности, н границах применимости тестовых технологий в оценке качества профессиональной подготовки (А.С.Аванссов. 1 П Шамова, М.А.Шамова) — работы, посвященные анализу возможностей и методикам использования методов математической статистики н компьютерных технологий в педагогических исследованиях (Я А. Ваграмснко, М. Б. Гузанров, И. И. Дзегсленк, ААДобряков, ДШ. Матрос, И. В. Чел панов).

Базой исследовании я клялся Отраслевой центр подготовки спсиналистоа по Международному Кодексу управления безопасностью мореплавания ФГУГ1 «П1ПРОРЫБФЛОТ».

Организация и зтапы исследования, Днсссртацноннос исследование осуществлялось в три этапа, На нервом этапе (2003;2004ir.), были определены исходные параметры исследования, цели, задачи, гипотеза, современное состояние, методология и методы исследования,.

2. На втором этапе (2004;2005 it.) проведен анализ оценки качества профессии 11 иной подготовки в современных педагогических исследованиях, рассмотрена специфика обучения взрослых по зарубежным и отечественным источникам, разработана программа эксперимента, уточнена обитая гипотеза исследования, разработаны тестовые задания н определены требования к составлению тестовых заданий, откорректирован учебный план и программа курса подготовки судовых специалистов по антнтсррорнстической деятельности в соответствии с Международным Кодексом по охране судов н портовых средств,.

3. На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) разработана методика построения системы контроля качества подготовки специалистов по антитсррористической деятельности в соответствии с Международным Кодексом, но охране судов и портовых средств, осуществлен формирующий эксперимент по се апробации и корректировке, произведен анализ и систематизация экспериментальных данных, определены основные результаты экспериментальной работы, обобщены материалы исследования.

Основные положении, выносимые на защиту;

Г Различные формы повышения квалификации являются краткосрочными институциональными формами дополнительного профессионального образования, сохраняющими основные характеристики системы дополнительного профессионального образования, что обусловливает построение управления качеством обучения на основе тестовых технологий оценки, коррекции программ и технологий обучения взрослых с учетом имеющего и приобретенного опыта слушателей,.

2. Методика управления качеством профессиональной подготовки в различных формах дополнительного профессионального образования включает в себя:

— автоматизированный сбор информации о начальном уровне подготовки слушателей (входной контроль) и качестве преподавания на основе анкетирования;

— разработку тестовых заданий для текущей и итоговой оценки результатов обучения на основе учёта спецификации, проведения экспертизы, апробации и корректировки теста, интерпретации результатов тестирования методами математической статистики н шкалирования результатов тестирования:

— корректировку программы обучения па основе методики экспертной оценки попарного сравнения разделов курса и определения их значимости для достижения поставленных целен обучения взрослых:

— организацию внутрифирменного повышения квалификации преподавателей по различным аспектам современных технологий обучения взрослых,.

3, Важнейшими результатами исследования разработанной методики управления качеством профессиональной подготовки в краткосрочных формах дополнительного образования являются;

— достижение высоких результатов итогового контроля обучения- -коррекция программ подготовки в соответствии с начальным уровнем подготовки слушателей;

— развитие педагогической компетентности специалистов — преподавателей учебного центра;

• обновление ресурсного обеспечения.

4.

Введение

в программу международною учебного курса подготовки отечественных специалистов по антитсррорнстичсскон деятельности раздела «Пснхолого-пелагогичсское обеспечение мероприятий по охране судов н портовых средств» обусловлено:

— необходимостью понимания психологической природы терроризма, психологических аспектов террористической деятельности, психологии личности террориста, знания педагогических основ управления командой в экстремальной ситуации;

— отсутствием у слушателей опыта положительною разрешения экстремальной ситуации;

— мотиванионной ролыо психолого-педагогическото знания, способствующегонормированию готовности к поиску решения проблемной ситуации и на этапе предотвращения террористической акции, и в случае совершения террористическою акта.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— установлена специфика построения процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования и опенки его качества;

— обоснована технология разработки универсального стандартизированного теста для определения качества обучения;

— определены способы обработки результатов тестовых испытаний на основе информационных технологии, позволяющих корректировать процесс обученияразработана методика определения значимое&tradeразделов программ повышения квалификации в соответствии с поставленными целями;

— разработана методика построения системы контроля качества обучения специалистов по антнтеррористнчсской деятельности в системе повышения квалификации.

Теорсшческам значимость результатов исследовании заключается в томчто методика профессионального образования обогащается современными знаниями: об институциональных формах повышения квалификации, а системе дополнительного профессионального образования взрослых;

— о рефлексивных схемах обучения взрослых (уточнена модель рефлексивного обучения);

— о мониторинге как механизме управления качеством профессиональной подготовки;

— о функциях управленческого цикла, конкретизированных характеристиками мониторинга качества процесса обучения;

— о тестовых технологиях оценки качества обучения в краткосрочных формах дополнительного профессионального образования,.

— о возможностях построения и корректировки индивидуальной траектории обучающихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предлагаемая система контроля качества обучения слушателей позволяет на практике регулировать образовательный процесс повышения квалификацииразработанная методика построения и использования информационна технологического обеспечен ня мониторинга качества профессиональной подготовки может быть использована при проектировании системы управления качеством дополнительной профессиональной подготовки специалистов в различных областях деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системно-деятельностным, рефлексивным, кулыуро-огнчеекнм, мотнвацнонным, киалнметрнчеекнм подходами, единством общенаучных концептуальных методой исследования, адекватных его задачам и логике исследования, репрезентативностью исгочннковой базы исследования, опытно-экспериментальным подтверждением теоретических построений, использованием методов магматической етатнетнкн, возможностью повторения экспериментальной работы,.

Апробация и внедрение результатов исследовании осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской деятельности. Основные идеи докладывились на аспирантских семинарах кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на Региональной научной конференции «Северо-запад Россиипедагогические исследования молодых ученых: Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры «, Санкт-Петербург, 21 апреля 2006 г., на 5-ой Международной конференции «Управление безопасностью мореплавания и подготовка морских специалистов SSN 2005 Калининград, 8−9ноября 2005 г. а также путем публикаций основных положений и результатов исследований, проведения занятий в Отраслевом центре подготовки специалистов по Международному Кодексу управления безопасностью мореплавания (МКУБ).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 230 страницах, включая 16 таблиц, 34 рисункабиблиографии (146 источников, из них 27 на английском языке) и 7 приложении.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

I. Результаты экспериментальной работы по курсу «Подготовка командного состава, ответственного за охрану рыбопромыслового судна», свидетельствуют о правомерности построенной модели системы управлении качеством обучения на курсах повышения квалификации как краткосрочной институциональной формы дополнительного профессионального образования.

2, В процессе эксперимента установлено, что имеются исключительно благоприятные дидактические предпосылки для автоматизации процесса контроля знаний, умений н навыков в виде широко используемой в практике обучения тестовой технологии, легко адаптируемой к возможностям компьютерного контроля,.

3, В результате эксперимента с использованием контролирующих компьютерных программ установлен факт не только значительной экономии времени преподавателя при автоматизированной форме проведения контроля, но и пришли к выводу о том, что ПК как средство автоматизации процедур ко1ггроля дает возможность учесть временные параметры выполнения обучаемыми заданий при оценивании его качества, Это является чрезвычайно важным для объективного определения уровня владения, предполагающего не только проверку наличия у обучаемых определенной суммы знаний о структуре, но и оценку сформированное&tradeумений и навыков.

4,Сравнсннс временных параметров двух отличных ответов, самого быстрого и самого медленного, позволяет сделать предположение о реальной «различности» степени сформ провинности умений и навыков обучающихся при одинаковости нх оценки. Использование ПК при контроле может обеспечить оперативный учет временных параметров при оценке качества выполнения тестовых заданий. При этом преподаватель получает полную картину «успешности» усвоения каждым слушателем каждой темы, предусмотренной программой. Компьютер позволяет также произвести оперативную статистическую обработку полученных временных параметров.

— Систематически проводимая компьютерная обработка данных контроля может оказаться действенным средством диагностирования и корректирования изучаемого курса при разработке новых программ с учетом разного рода факторов, таких, например, как: уровень подготовленности обучающихся, характеристики обучаемости н др. Оценивание скорости выполнения отдельных контрольных заданий может помочь преподавателю сделать выводы относительно сложности заданий предметного курса, предъявляемых на контроль для каждой конкретной группы обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Дополнительное образование взрослых в индустриально развитых странах мира становится одним из ведущих видов образования. Его назначение состоя г в обеспечении и сопровождении основных форм социальной жизнедеятельности человека в течение всей жизнионо играет решающую роль в установлении гармоничных взаимоотношений между обществом и индивидом и является социальной необходимостью любого цивилизованного общества.

Особую актуальность в современных условиях приобретает исследование качества дополнительного профессионального образования взрослых, ориентированного на подготовку специалистов в области антитсррористн ч ее ко й деятельности.

Полученные результаты проведанного теоретического анализа проблемы оценки качества дополнительного профессионального образования, а также изучения существующего состояния проблемы в практике позволил сделать следующие выводы:

— повышение эффективности краткосрочных форм дополнительного профессионального образования предполагает построение системы управления качеством обучения;

— компонентами системы качества являются качество программ, качество преподавания, качество ресурсного обеспечения и технологий, качество результатов обучения;

— специфика подготовки специалистов по ангитеррористичсской деятельности заключается в краткосрочности подготовки и наличия у слушателей достаточного опыта профессиональной деятельности, что обусловливает правомерность построения модели оценки качества обучения на основе использования рефлексивного обучающего цикла и тестовых технологий;

— механизмом управления качеством является образовательный мониторинг, характеристики которого уточняют традиционные функции управленческого цикла.

Выполненные в диссертации исследования позволили получить следующие результаты:

— уточнена модель рефлексивного обучения взрослых в условиях курсов повышения квалификации как одной из организационных форм системы дополнительного профессионального образования,.

— разработана методика построения системы тестового контроля качества профессиональной подготовки для промежуточной и итоговой аттестации. разработана методика экспертной оценки значимости разделов программы учебных курсов повышения квалификации;

— определена процедура коррекции программы учебного курса с учетом экспертной оценки и результатов входного контроля уровня подготовленности слушателей системы дополнительного профессионального образования;

— обоснована необходимость введения н содержание нового модуля скорректированной международной программы подготовки специалистов по антитеррористнческой деятельности «Пеихолого-педагогнчсское обеспечение мероприятий по охране судов и портовых средств»;

— выявлены основные формы развития педагогической компетентности специалистов-преподавателей курсов повышения квалификации (обсуждение, анкетирование слушателей, командная разработка учебно-методического комплекса).

— определены взаимосвязи функций образовательного мониторинга н цикла управления процессом обучения,.

— построена модель управления качеством профессиональной подготовки в учебном центре повышения квалификации.

— установлена специфика построения процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования.

— обоснована технология разработки тестового контроля на начальном, промежуточном и итоговом этане обучения слушателей на курсах повышения квалификации.

— определены способы обработки результатов тестовых испытаний на основе статистических методов, позволяющих корректировать процесс обучения.

• разработана методика определения значимости разделов программы учебного курса в соответствии с поставленными целями и уровнем подготовки слушателей.

— разработана модель контроля качества профессиональной подготовки специалистов по антнтсррориетичсской деятельности в системе повышения квалификации.

Предлагаемая система контроля качества обучения слушателей позволяет на практике регулировать образовательный процесс повышения квалификации.

Разработанная методика построения и использования ннформационио-технологического обеспечения мониторинга качества профессиональной подготовки может быть использована при проектировании системы управления качеством дополнительной профессиональной подготовки специалистов в различных областях деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алферов С. Ю, Непрерывное образование: Опьгт развитых стран // Сов. педагогика. 1990,-№ 8-С. 131−136,
  2. Анализ угроз актов терроризма ч отношении судов и портовых средств, (Обзор открытых источников), Гипрорыбфлот, Санкт-Петербург, 2003.- 46с.
  3. Анализ качества образования и тестирования //Материалы конференции (22 марта 2001 года, г. Москва. М.: Изд-во МЭСИ, 2001. — 280 с.
  4. Л.Н. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывною образования // Пснхол. Жури.-1980 Т. 7-№ 2.
  5. П. Образование взрослых в промы тленно развитых странах Запада // Перспективы: Вопр. образования / ЮНЕСКО.- 1992 № 4.
  6. Н.И. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых: Автореф. дис,. канд. пед. наук. М., 1998.
  7. Беляева А. Г1. Интегратнвно-модульиая педагогическая система профессионального образования. СПб. Радом, 1997. — 226с.
  8. Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань. 1998.
  9. И.О. Образование взрослых на основе их жизненного (ннтагенного) опыта // Педагогика.- 2002.- № 6 С. 14−19.
  10. А.В. Новая образовательная парадигма н контекстное обучение. М.- Исслсд, центр пробл. качества подготовки специалистов, 1999,
  11. Вербицкий А, В. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: М.: Высшая школа, 1991.
  12. С.Г. Взрослый как субъект образования И Педагогика.-2003.-Ш- С. 3−8.
  13. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы / НИИ общ. образования взрослых АНН СССР. М.: Педагогика, 1987.
  14. Ворожейки на Л. И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 180 с.
  15. Гавриков АЛ, Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI в.: новая роль университетов, а его развитии. М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 2001.
  16. Грачев Н. Н, Сарбасв В, И. Концептуальные направления развития системы дополнительного профессионального образования крупной компании / Инновации в Российском образовании: Дополнительное профессиональное образование.- М.: Изд-во МГУП, 200! С. 17−29,
  17. М.Т. Педагогика образования взрослых. М.: ТОО «Интел Тех»: ЦИ1Ю об-ва «Знание» РФ, 1995.
  18. Гуманистические основы технологий обучения взрослых в различных образовательных системах / Под ред. А. Е, Марона, СПб., 1999.
  19. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образован ня взрослых в России н США / Под ред. М. В. Клврина, И. И. Семенова.- М.: ИТП и МИО РАО, 1994.
  20. Э.Н., Турчанинова ЮЛ. Введение в философию образования, Уч. пособие, М: Логос, 2000, — 224 е., С, 61,
  21. А.А. Психологические основы управления на морском транспорте СПб., 2004.
  22. А.А. Психология делового общения. СПб., 2001,
  23. А.В. Кого н как включать в систему образования взрослых И Педагогика.- 1995.- № 2 С. 61 -64.
  24. Дегтярева ЕВ, Ру синов Е. М. Современное морское пиратство проблема международного характера. Сб. Безопасность мореплавания и ведения промысла. Выпуск 120, Судостроение. СПб, 2005.
  25. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюл. Госкомвуза, — t996.- № 10 С. 1−59,
  26. НА. Педагогическая психология: Учеб. для вузов, — М.: Логос, 1999.
  27. ГЛ. Предпосылки становления непрерывного образования // Сов. Педагогика -1991 I-С. 81−87.
  28. Змеев С, И. Основы андрагогикн: Учеб. пособие для вузов, — М.: Флинта: Паука, 1999.
  29. Змеев С. Н Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М-: Академия, 2002.
  30. Г. П. Философия образования: (Идея непрерывности).- М.: Вузовская книга, 2002.
  31. Инновации в Российском образовании- Дополнительное профессиональное образование. 2001, — М.- Изд-во МГУП, 2001, История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца
  32. Х.Х в: Учеб. пособие для пед, учеб, заведений / Под ред. Академика РАО А, И, Пнскунова.- М.- Сфера, 2001.
  33. История развития образования взрослых в России / Под рсд, Е. П. Тонконогой. Кн. 1,7.1. Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики / Мод ред. В.И. 11одобеда.- СПб.: НОВ РАО, 2000.
  34. ПР. Процесс самооценкиШер. с англ. в сокр. О. Бухииой. М.: Московский общественный научный фонд- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999, — 152 с
  35. Климов С М. Неформальное образование взрослых. 11роблемы экономики и управления. СПб., 1998.
  36. КлючарейГА, Огарев Е. И. Непрерывное образование в условиях трансформации / РАН, Ин-т комплекс. Социал. исслед. ГЛ.: Франтэра, 2002.
  37. Компетентности ый подход в педагогическом образовании// под редакцией Козырева В. А., Радноновой Н, Ф., СП6,2004,
  38. Е.С., Чернявская А. Г. Практическая педагогика: (Инновационное образование взрослых). ГЛ.: РАМА, 1998,
  39. Концепция непрерывного последипломного образования, М.: Гос. ком, СССР по нар. образованию, 1991.
  40. Г. Непрерывное образование: Основные принципы //Alma Mater, -1991.-№ 6- С. 52−62.
  41. Коржу ей А-В., Попков В. А. Актуальные проблемы высшей школы н образован ня взрослых, -М.: Юго-Восгок-сервмс, 2002.
  42. Ю. Н. I ., снностно-смысдовыс ориентиры современного образования: Проблемные очерки, СПб: Спец, Лит, 2002,
  43. Кулюткнн Ю Н. Психология обучения взрослых. М.- Просвещение, 1985.
  44. Лебедев-И.Э. Экстремальная психология. М, 2001,
  45. Л.Н. К обществу образованных людей: (Теория и практика образования взрослых). СПб: ИОВ РАО: Тускарора, 1998,
  46. Лнтвииенко Л Л Непрерывное образование. Возможности будущего (философско-культуропогическнй анализ). Ростов на дону: РГПУ, 2003.
  47. Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образовая ня И 11едагогика.- 2002.- № I С. 75−78.
  48. Л.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием: Лвгореф. дне. д-ра пед, наук. СПб., 2003.
  49. В.Н. Акмеология образования. СПб., 2001.
  50. Маркова А-К. Психология профессионализма.- М.: Между народ, гуманитар, фонд «Знание», 1996.
  51. О. Психология человека. СПб., Сталкер, 1998-
  52. А. Мотивация и личность.- СПб.: Питер, 2003.
  53. Материалы V Гамбургской конференции, но образованию взрослых// Непрерывное образование, Нижний Новгород, 1999,
  54. Материалы I-lX симпозиумов «Квапиметрия человека и образования: методология н практика» М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992−2000 гг.
  55. Д.М., Пол ев Д.М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России. 1999. -96 с.
  56. Меморанду м непрерывного образования Европейского Союза: (изложение) И Новые знания. -2001Jfe 2.
  57. Менеджмент в социальной сфере- Межвузовский сб. научны* трудов / Под ред. И. Фора, А.Ковалева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 308 С,
  58. Методический комплекс подготовки специалистов по предотвращению и пресечению актов терроризма на портовых средствах рыбопромыслового флота. Гнпрорыбфлот, Санкт-Петербург, 2004.
  59. Методический комплекс подготовки специалистов тю предотвращению и пресечению актов терроризма на судах рыбопромыслового флота. Гнпрорыбфлот, Санкт-Петербург, 2004.
  60. Методы и методики социально-педагогического исследования / Под. ред. С. Г. Вершловского. СПб.: НОВ РАО: Тускарора, 1999.
  61. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (МКСОЛАС-74), Глава V, Глава XI, Международный Кодекс, но охране судов и портовых средств 2002 года, части, А и Б.
  62. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г,
  63. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1997 г.
  64. Мнлорадова Н. Г, Психологические барьеры в обучении взросл ых//Снсгема обеспечения качества в дистанционном образовании, Жуковский- МИМ
  65. J1HHK, 2001. Вып.З. С- 52−57.
  66. A.M. Дополнительное образование взрослых в России: (Исторический аспект) // Новые знания.- 2000 -№ 2- С. 5−9.
  67. A.M. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых Н Вест. МГУ- Сер.14. Психология. -2004.-№ 2- С. 56−65.
  68. A.M. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых // Педагогика 2006.- № 5- С. 79- 84.
  69. Митина А, М, Концепция «обучающейся организации» в современном информационном обществе // Культура и образование в информационном обществе: Материалы Междунар, науч, конф. Краснодар- МАИ: РАО- КГУ-КиИ, 2003, С. 335−337.
  70. A.M. Органнзацнонно-иелевые принципы работы центров дополнительного образования в системе современного вуза // Социально-экономические проблемы переходного периода: Сб. науч, тр. Волгоград: Политехник. 1996. С. 104−106.
  71. Митина А. М. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: Автореф. дне. д-ра лед, наук. Волгоград, 2005.
  72. Мицкевич Н, И. Дидактические основы повышения квалификации- Теория и практика, Минск, 1999,
  73. Модернизация общею образования- оценка образовательных результатов. Под общей редакцией В. В Лаптева и А. П. Тряпнцыной. СПб, Издательство «Союз», 2002.
  74. Морозова Н. А, Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном образовании России- Монография.- М.- МГУГ1, 2001,
  75. Морозова Н. А, Российское дополнительное образование как многоуровневая система: Развитие и становление: Автореф, дне. д-ра пед, наук. М, 2003,
  76. А. «Стихийное массовое поведение. М., 2002-
  77. Н.Н. Пснхолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-воМГУ, 1988.
  78. Н.Н., Вербицкий А. А., Юрисов В. А. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию: Обзор, ннформ. / НИИВШ. М, 1989.
  79. П.Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.:Пед. о-во России, 2000.
  80. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования- Дне, ,» д-ра пед, наук, СПб,. 1999,
  81. Новиков А, М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика.- 1998.- № 3- С. 11−17.
  82. A.M. Российское образование в новой эпохе: (Парадоксы наследия, векторы развития). Чебоксары: И зд-во Чуваш, ун-та, 2001.
  83. Новое качество высшего образования в современной России.
  84. Кокцен гуан ьно-про1~раммн ы й нодходЛТруды Исследовательского центра/Под науч. ред. д-ра техн. наук И .А. Селонсвой и д-ра экон. наук А. И. Субстто. -М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995−199 с.
  85. Образование взрослых в современном развивающемся обществе: Материалы Междунар. науч.-практ, конф., 18−19 нояб. 2003 г.: В 2 ч, — СПб.: ИОВ РАО, 2003,
  86. Образование взрослых: Опыт и проблемы / Иод ред. СЛ Вершловского. СПб.: СПб., ИВЭСЭП: Знание, 2002.
  87. Образование взрослых: Реальности, проблемы, прогноз / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО: СПб., ГУГТМ, 1998.
  88. Обучение в вечерней школе / Иол ред. С П. Тонконогой, М., 1976. Опушки" В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии, Слб.- Воронеж, 1995,
  89. В.Г. Народные университеты в светс концепции непрерывного образования // Народные университеты в системе непрерывного образования.- 1984, -С, 4−5.
  90. В.Г. Социально-философский анализ концепции непрерывного образования. С, 132.
  91. Основы андратогнки: Учеб. пособие для студ, высш. псд. учеб, заведений I И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Н, П, Тонконогая н др.- Под ред. И. А. Колесниковой. М: Академия, 2003,
  92. Педагогика в вузе: наука и учебный предмет. СПб., РПТУ, 2000, — 426 С.
  93. Перспективы развития системы непрерывного образования /Иод ред. Б. С, Гершунского.- М.: Педагогика, М. 1990, С. 214.
  94. Пнз А., Язык телодвижений.- Н. Новгород, 1994-
  95. Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 г. № 324 «Об судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности утверждении Положения о федеральной системе защиты морского мореплавания»,
  96. И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона: Монография. СПб., РГТТУ, 1998 — 238 с.
  97. Развитие научных школ в исследовании образования взрослых: Материалы науч. конф&bdquo- 30 мая 2001 г. f Под ред, Е. И, Добркнской, Г. С. Сухобской. СПб.:иов рао, 2001.
  98. Резя поь НТВ. I1ираты XX1 века. Борьба сними возможн, а лишь ттрн координации усилий международного сообщества. «Независимое военное обозрение».- 2003 № 5 (320).
  99. Резолюция Совета безопасности ООН от 28 сен тября 2001 г. № 1373 (2001)
  100. Российское образование на рубеже тысячелетий: Проблемы дополнительного образования: Сб. материалов науч.-иракт. конф. Тверь: Г игр. гос. Ун-т, 2003.
  101. Руководство по освидетельствованию судов рыбопромыслового флота на соответствие требованиям Кодекса ОСПС, Гипрорыбфлот, Санкт-Петербург, 2004.
  102. .С. Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе. Автореф. днсс. .докт. пед. наук. СПб., 2000., С. 2122.
  103. г., Стресс без дистресса. М., 1998.
  104. Серн ков ГЛ. Образование: аспекты системного отражения. Курган- Зауралье, 1997. — 464 е., С. 134−136
  105. Системы качества в образовании: Сб. переводов с англ. яз. Вып. 1. Ч. 1 /Под общ. ред. ЮЛ. Адлера. М.- МИСиС, 2001. — 433 с.
  106. Системы качества в образовании: Сб. переводов с англ. яз. Вып. 1. Ч. П /Под общ. ред. ЮЛ. Адлера. М.: МИСиС. 2000, — 144 с.
  107. Совместные действия Труппы восьми" в области транспортной безопасности. Принято на саммите «восьмерки» в Кананаскнсс, Канада, 26 июня 2002 г.
  108. Современные адаптивные системы образования взрослых / Под ред. В. И, Подобеда, А. Е. Марона. СПб.: ИОВ РАО, 2002.
  109. Социализация взрослых: Учеб. пособие / JLA. Башарина, Л. В. Бродянская, СТ. Вершловский н др. СПб.: СпецЛит, 2002.
  110. Г. С. Божко Н.М. Рожко Л. И. Психологические проблемы непрерывного образования взрослых / Под ред. В. Г. Ону носина. Л.: НИИ НОВ, 1991.
  111. Теоретические основы непрерывного образования / Пол ред. В. Г, Онушкина.- М.: Педагогика, 1987,
  112. Д. И, Взросление и развитие ВЗРОСЛОГО человека // Психология взросления: Струюурно-содержательныс характеристики процесса развития личности: Избр, тр. ГЛ.: Моек, пенхол.-социал. нн-т: Флинта, 1999. С. 129 132.
  113. Функциональная неграмотность н профессиональная некомпетентность как факторы риска современной цивилизации и роль непрерывного образования взрослых в их преодолении / Под ред. В. Г. Онушкнна, — Л.: НИИ 00 В, 1990,
  114. Е.Ю. Образование взрослых в США: Современное состояние и перспективы развития: Автореф. дис. канд. пед, наук. М&bdquo- 1999.
  115. Rogers A. Teaching Adults, Buckingham: Philadelphia: Open Univ. Press, 1998: 3-rd ed, 2002,
  116. Dairies J, Dairies C. t Graham B. Adult Learning, Adult Teaching, NoUingham: Contuiuing Educat, Press, 1997.
  117. Merriam Sh., CafTareila R. Learning in Adulthood: A Comprehensive Guide. San Francisco: Jossey-Bass, 1999.
  118. Dewey J. Experience and Education. New York: Collier Books, 1938.
  119. D., Miller N. (eds.). Working with Experience: Animating Learning. New York: Routiedge, 1996.1251.indeman E. The Meaning of Adult Education. New York: Harvest House, 1961-(Originally published in 1926).
  120. Knowles M, S, The Modern Practice of Adult Education, Chicago’Association Press, 1980.
  121. Baumgartneri., MerramSh В Adult Learning and Development: Multicultural Stories (ed.), Malabar (Fla.): Krieger, 2000.
  122. Jarvis P, Adult and Continuing Education: Theory and Practice. London: Routledge, 1995.
  123. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. London-New York: Routledge Falmer, 2004.
  124. P., Walter N. (ed,). Adult Education and Theological Interpretations. MalabarfFla): Krieger, 1993.
  125. Usher R., Bryant J,. Johnston R. Adult Education and the Postmodern Challenge: Learning Beyond the Limits, New York: Routledge. 1997.
  126. Husserl E, (ed.) Experience and Judgment, London: Routledge and Kcgan, 1973,
  127. Brundage D, H" Mackeracher D. Adult Learning Principles and theirApplication to Program Planning. Toronto: The Ontario Insl. for Stud- in Educat, 1980.
  128. Knowles M. Andragogy: An Emerging Technology for Adult Learning // Edwards R- HansonA., Raggatt P. (ed). Boundaries of Adult Learning. London- New York: Open Univ.: Rautledge. 1996.
  129. Rogers J. Adults Learning, 4th ed. Buckingham- Philadelphia: Open Univ. Press, 2001.
  130. Bee ff.L. Journey of Adulthood. Engfewood Cliffs (NX): Prentice Half. Г996.
  131. Ormrod J.E. Human learning. Educational Psychology: Developing Learners. Upper Saddle River (NJ.): Merrill, 2002.
  132. PanayotofTK. Impact of Continuing Education on the Health of Older Adults // Ibid 1993, Vol. 19, № 1, P. 9−20.
  133. Knox A -В. Adult Development and Learning. San Francisco, Josscy-Bass, 1977,
  134. Knowles M.S. efaL Andragogy in Action- Applying Modem Principles of Adult Learning. San Francisco: Jossey-Bass. 1984.
  135. Brookfield S.D. Understanding and Facilitating Adult Learning: A ComprehensiveAnalysis of Principles and Effective Practices. Buckingham- Milton Keynes: Open Univ, Press, 2001.
  136. Jarvis P. Adult and Continuing Education: Theory and Practice. London: Routledge, 1995.
  137. Kolb D. A, Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs (NX): Prentice Hall, 1984.
  138. Kotb D.A.t Fry R. Towards an Applied Theory of Experiential Learning H Cooper CX. (ed). Theories of Group Processes, London. Wiley, 1975.
  139. Kolb D A. Osland J, S" Rubin LM. Organizational Behavior: An Experiential Approach. Upper Saddle River (NX): Prentice Hall. 2000.
  140. Bamett B.G. Reflection: The Cornerstone of Learning from Experience: Paper presented at the University Council for Educational Administrators Annual Convention. Scottsdale (Ariz.), 1989.
Заполнить форму текущей работой