Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и применение интегрированных уроков истории в условиях временного детского коллектива

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ниже представлен примерный тематический план уроков истории в 5 классе, рассчитанный на полный учебный год. Планирование составлено с учетом специфики обучения в оздоровительно-образовательном учреждении «Янтарь Плюс». В общеобразовательной школе на изучение истории в 5 классе отводится 68 часов по 2 часа в неделю. В санатории, во-первых, на изучение истории отводится только 1 час в неделю… Читать ещё >

Разработка и применение интегрированных уроков истории в условиях временного детского коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные проблемы при работе с временным детским коллективом и методы их решения.

Учителю-историку в условиях временного детского коллектива санатория «Янтарь Плюс» приходится решать целый ряд общих для всего исторического образования проблем и проблем специфических, характерных для образовательных учреждений санаторного типа.

Всем педагогам-историкам сегодня, так или иначе, приходится искать для себя ответы на фундаментальные вопросы, определяющие приоритеты своей деятельности. Это связано с проблемами современного общественного сознания, которые зависят от состояния общества. Они общеизвестны и их описание не является целью представленной работы. Но наряду с общими проблемами преподавания общественных дисциплин имеется ряд проблем, которые характерны для специфичного образовательного учреждения — детского санатория круглогодичного действия:

  • *проблема первая: присутствие на санаторных сменах детей и подростков, относящихся по состоянию здоровья ко II-ой (частичная, в узком направлении ограниченное осуществление своих социальных функций) и к III-й (ограниченное осуществление социальных функций) группам здоровья по классификации С. М. Громбаха.
  • *проблема вторая: специфические сложности работы педагога с временным коллективом школьников в условиях детского санатория.
  • *проблема третья: разноуровневый контингент обучающихся (от коррекционной школы до школы-лицея, школы-гимназии, школ с углубленным изучением предметов). Преодоление, разрешение проблемы видится в организации преподавания по типу адаптивной школы.
  • *проблема четвертая: вариативность содержания исторического образования на территории региона в разных учебных заведениях. Решение проблемы возможно лишь в случае полного отказа от фронтальных и переход к индивидуальным или к индивидуально-групповым формам работы.
  • *проблема пятая: изолированность, оторванность основного и дополнительного образования; отсутствие внятной идеологии развития образовательной среды.

Таким образом, можно выделить несколько основных проблем, которые необходимо решать учителю-историку в рамках своего предмета в первую очередь:

  • 1. Выбор тематики содержания занятий.
  • 2. Выбор времени проведения занятий.
  • 3. Отбор методов диагностики и оценки эффективности технологии.

Для решения этих проблем, помимо школьных уроков истории, было принято решение создать исторический кружок «За страницами учебника». Интеграция уроков истории и кружка обеспечивает сотрудничество педагогов основного и дополнительного образования, а также способствует раскрытию творческих способностей детей.

Выбор содержания занятий определяется состоянием знаний по предмету школьника, их потенциальными возможностями, их интересами. Поэтому решение первой проблемы возможно лишь при условии входной диагностики детского коллектива.

Решение проблемы времени проведения занятий определяется режимом санаторного учреждения и расписанием учебных занятий. Чаще всего в обычном образовательном учреждении дополнительные занятия по предмету и занятия кружков проводятся после уроков, когда школьники уже устали и неспособны эффективно работать. Опыт показывает, что занятия лучше проводить после уроков в дни наименьшей нагрузки учащихся, в выходные дни или совмещать основные и кружковые занятия для сильных учеников. Это возможно только в том случае, если работа строится на основе принципа «интенсификации учебного процесса».

Кружковые занятия являются продолжением интегрированных уроков. Посещают кружок только желающие. Ниже представлена таблица распределения недельных часов уроков и занятий кружка, рассчитанных на одну учебную неделю.

Таблица 1 — Распределение недельных часов уроков истории в классах и занятий кружка в группах.

Группа или класс.

Интегрированный урок.

Занятие кружка.

Индивидуальные консультации.

9, 10, 11.

;

;

Из таблицы 1 видно, что 9, 10 и 11 классы освобождены от посещения исторического кружка, ввиду того, что для старших школьников предусмотрены часы военно-патриотического кружка, которые, как правило, проводятся в это же время другим педагогом.

Интегрированные уроки истории в данном образовательном учреждении проводятся по тематике школьной программы по истории и дополняются изучением произведений литературы и искусства. В структуре такого урока содержится элемент культурологического исследования и практическая работа по воплощению творческих проектов (картин, рисунков, макетов и т. п.).

Ниже представлен тематический план интегрированных уроков истории для 5 класса (первое полугодие).

Таблица 2 — Темы интегрированных уроков истории для 5 класса (первое полугодие).

№ п/п.

Тема.

Интегрированный урок.

1.

Происхождение человека в представлении древних.

Антропогонические мифы.

2.

Природа и человек в первобытном мире.

Жизнь первобытных людей.

3.

Возникновение искусства и религии.

Зарождение искусства.

4.

Возникновение цивилизаций.

Город и городская культура. Ремесла и торговля.

5.

Древний Египет.

Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Древнеегипетская литература.

6.

Западная Азия в древности. Финикия, Палестина, Ассирия.

Развитие ремесла и торговли.

7.

Древняя Индия.

Культура Древней Индии.

8.

Государство в Древнем Китае.

Культура Древнего Китая.

Из таблицы видно, что, опираясь на содержание темы основного курса истории, мы формулируем тему интегрированного урока с упором на культурологический аспект.

Ниже представлен примерный тематический план уроков истории в 5 классе, рассчитанный на полный учебный год. Планирование составлено с учетом специфики обучения в оздоровительно-образовательном учреждении «Янтарь Плюс». В общеобразовательной школе на изучение истории в 5 классе отводится 68 часов по 2 часа в неделю. В санатории, во-первых, на изучение истории отводится только 1 час в неделю, во-вторых, заезды детей не предусмотрены на периоды так называемых длительных «пересменков» в сентябре, январе и мае.

Таким образом, общее количество часов истории в 2013;2015 учебных годах в рамках специальной программы составляет 27 часов, по три часа на каждую санаторную смену.

Таблица 3 — Тематическое планирование интегрированных уроков истории для 5 класса.

№ п/п.

Тема интегрированного занятия.

Содержание темы.

Деятельность учащихся.

Количество часов.

1.

Антропогонические мифы. Жизнь первобытных людей.

Роль искусства. Искусство палеолита. Появление мифологии, содержание первых мифов.

Практическая часть занятия: инструктаж по ТБ, основы материаловедения, основы макетирования.

2.

Возникновение цивилизаций.

Зарождение искусства.

Египетская культура искусства, возникновение городской цивилизации, храмовое строительство, строительство пирамид.

Практическая часть: создание эскиза изделия, выбор материала.

3.

Искусство древней Месопотамии.

Города Шумера, Аккада. Архитектураведущий вид искусства. Нововавилонское.

царство.

Крепостные стены, Зиккурат.

Практическая часть: изготовление основы макета, знакомство с гипсомоделированием.

4.

Культура царства Урарту.

Древнее искусство урартов, армян, кеттов и турков.

Практическая часть: основы лепнины и декорирование изделий.

5−6.

Искусство древней Индии и Китая.

Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Своеобразие древнеиндийского и древнекитайского искусства. Особенности мифологии.

Практическая часть: изготовление макетов культовых сооружений Индии и Китая.

7−8.

Античное искусство.

Роль Эгейской культуры. Искусство древней Греции и древнего Рима.

Практическая часть: строительство и украшение античного храма, моделирование и декорирование изделий.

9.

Влияние искусства на древние цивилизации.

Достижения культуры древних цивилизаций. Религиозные верования Древнего мира.

Практическая часть: защита творческих проектов.

итого.

27 часов.

Из таблицы 3 видно, что темы носят обобщающий характер, каждая тема рассчитана на всю санаторную смену по одному часу в неделю. В задачи подобного урока входит занимательно представить учащимся многообразие мировых культур, рассказать об истории их возникновения, географии распространения, а также осветить особенности этих культур. В ходе интегрированных уроков учащиеся усваивают основные приемы работы с глиной, папье-маше, знакомятся с гипсомодельной технологией, осваивают навыки росписи и декорирования своих изделий. Закрепляются эти навыки на занятиях кружка. Данный учебно-тематический план исторического кружка «За страницами учебника» рассчитан на учащихся 5 — 8 классов на период одной санаторной смены продолжительностью 21 день. Дети посещают кружок организованно, согласно отрядному расписанию. Первые 18 часов отведены на освоение основных навыков моделирования, макетирования и декорирования изделий. Последние три дня смены ребята занимаются работой над творческим отчетом, презентацией и защитой своих проектов. Руководитель кружка вручает грамоты и призы за лучшие работы.

Таким образом, главной особенностью изучения истории в условиях временного детского коллектива является познание ее через интегрированный курс основного и дополнительного образования. Как показывает опыт, школьники положительно отзываются о подобном методе, почувствовав себя успешными и на уроках и на внеклассных занятиях. Более того, многие отмечают повышение интереса к предмету и к творческой деятельности в целом.

Далее в работе рассмотрена описанная выше технология на примере урока и занятий кружка по теме «Происхождение человека в представлении древних».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой