Воспитательная система на основе потребностей школьника как фактор гуманизации образовательного процесса школы
Обобщая результаты теоретическою и практического исследования, есть основание сделать вывод, что идея социальных потребностей школьника можем быть принята в качестве методологического основания при конструировании гуманистических воспитательных систем в современной школьной практике. Обоснованность данного вывода подтверждает модель воспитательной системы лицея г. Воткинска УР, которая имеет все… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретический анализ педагогических подходов и концепций воспитания в современной общеобразовательной школе
- I. I Гуманизация как фактор повышения воспитательного потенциала ОУ
- 1. 2 Теоретические основания воспитательной системы школы, ее компоненты и функции
- 2. Моделирование гуманистической воспитательной системы на основе потребностей школьника
- 1. Структура базовых потребностей школьника как концепция личности ребенка и источник педагогических целей в воспитательной системе школы
- 2. 2 Модель гуманистической воспитательной системы на основе потребностей школьника
- 3. Реализация воспитательной системы на основе потребностей школьника
- 3. 1 Опытно-экспериментальная деятельность по созданию воспитательной системы на основе потребностей школьника
- 3. 2 Результаты реализации воспитательной системы на основе потребностей школьника в условиях гуманитарного лицея
Воспитательная система на основе потребностей школьника как фактор гуманизации образовательного процесса школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В изменившихся социальных условиях актуальными стали гакие качества личности, как активность, целеустремленность, способность решать разнообразные жизненные задачи и нести ответственность за свои решения. Данные качества предполагают развитую субъект-ность человека: высокую самооценку, чувство собственного достоинства, веру в самого себя, что невозможно воспитать вне свободы, доверия к ребенку и помогающей позиции воспитателя. Все вышесказанное обусловливает актуальность поиска новых подходов к воспитанию и образовательному процессу в целом.
Конкретной практической задачей становится научное осмысление деятельности педагогов, создание такого ценностного пространства бытия школьников, в котором бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм воспитания, гармонично сочетающийся с внутренними психо-физиологическими источниками саморазвития ребенка — потребностями, мотивами, интересами, дарованиями, что позволило бы установить диалоговые отношения субъектов воспитания.
Вместе с тем, в ходе предпринятого исследования выявлен ряд противоречий:
— между объективной необходимостью гуманизации отечественной школы и реальной традиционной практикой взаимоотношений педагогов и воспитанников, строящейся на авторитарной педагогической позиции, требовании и принуждении;
— между гуманистическими целями воспитания, которые ориентированы на саморазвитие детей, и традиционной технологией их реализации, которая по традиции строится в социоцентрической парадигме образования, игнорирующей внутренние механизмы самостроительства ребенка: потребности, мотивы, интересы;
— между признанием воспитательной системы важнейшим педагогическим фактором реализации институционального влияния школы на становление личности школьника и недостаточной разработанностью технологии включения в систему ее главного субъекта — самого воспитанника с его сущностными стремлениями и задачами личностного роста, потенциалом развития и дарований.
Указанные противоречия определяют проблему исследования: при каких педагогических условиях создание и функционирование воспитательной системы, основанной на потребностях школьника, может стать фактором гуманизации образовательного процесса школы?
Объект исследования — воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования — гуманистическая воспитательная система на основе потребностей школьника.
Цель — разработать, теоретически обосновать модель гуманистической воспитательной системы на основе потребностей школьника и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования — воспитательная система как социально-педагогический механизм организации жизнедеятельности субъектов образовательного учреждения (внешней среды воспитания) станет фактором гуманизации образовательного процесса, если ее структурные компоненты (цели, деятельность, отношения субъектов, среда и управление) будут способствовать реализации школьником своих базовых потребностей (внутренней среды саморазвития), а образовательный процесс школы будет отвечать следующим педагогическим условиям:
— физическая, психическая, социальная защищенность школьника;
— социальный статус школьника в детском коллективе школы, удовлетворяющий его как субъекта деятельности;
— разнообразная по видам деятельность школьника: творческая, личностно-значимая деятельность, соответствующая интересам и способностям;
— поддерживающая, помогающая профессиональная позиция классного воспитателя и родителей в проблемах самоопределения и социализации воспитанника в образовательном процессе школы;
— расширяющаяся социально-педагогическая среда для самоутверждения, самоопределения и самореализации школьника в пространстве «класс» —> «школа» —> «микрорайон» —" «город»;
— диагностико-аналитическое управление воспитательной системой, ре1ули-рующее состояние эмоционально-волевой, потребностно-мотивационно-смысловой сфер ребенка и педагога как механизмов самоактуализации и самоуправления главных субъектов образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) определить степень изученности проблемы организации педагогической деятельности в школе;
2) уточнить понятие «воспитание» в связи с процессом гуманизации образовательного процесса школы;
3) проанализировать теоретические подходы к созданию воспитательной системы школы: ценностные основания, целевые ориентации, структурные компоненты, профессиональную позицию педагога и положение школьника в системе ценностных отношений субъектов воспитания;
4) разработать модель гуманистической воспитательной системы школы;
5) экспериментально проверить возможность практической реализации модели гуманистической воспитательной системы, разработать критерии и показатели для оценки педагогических условий, продуцируемых предлагаемой моделью воспитательной системы школы.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи педагогической и философской антропологии (Н.А.Бердяев, В. П. Зинченко, Н. И. Пирогов, В. В. Розанов, А. А. Ухтомский, К. Д. Ушинский и др.) — принципы природосообразности, культуросообразности и деятельностного подхода (П.П.Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.) — теории представителей гуманистической психологии и педагогики (З.Фрейд, А. Маслоу, Я. Морено, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Эриксон и др.) — концепция «свободных школ» Европы (М.Монтессори, А. Нилл, С. Френе, Р. Штайнер и др.) — системный подход как отражение комплексности, целостности, преемственности воспитательных воздействий (В.А.Караковский, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов и др.).
В процессе исследования были использованы следующие методы. Методы теоретического анализа: ретроспективный, включающий анализ отечественной и зарубежной литературы в области педагогики, истории педагогики, психологии, социальной педагогикиизучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой проблемеанализ существующих подходов и моделей воспитательных систем ОУпедагогическое проектированиеэмпирические методы: наблюдение и включенное наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей, диагностики психологического климата и динамики здоровья учащихся: сравнительных оценок родителей, высказываний учащихся, отношения к лицею в общественном мнении городапедагогический эксперимент.
Этапы исследования:
Первый, аналитико-констатирующий (1980;93 гг.) — эмпирические наблюдения и анализ образовательного процесса автором в качестве директора школы, констатация сущностного противоречия между педагогическими целями классного руководителя и актуальными внутренними задачами личностного роста воспитанников на разных возрастных ступенях в период обучения в школе. Изучение отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы и поиск новых методологических оснований целеобразования и конструирования системы воспитания в ОУ.
Второй, теоретико-проектировочный (1993;99 гг.) — анализ различных воспитательных систем и продуцируемых ими педагогических условий, определение темы, объекта, предмета, гипотезы исследования, разработка проекта воспитательной системы с новым теоретическим основанием — базовыми пофебностями школьника, призванными гуманизировать школьные отношения. Сформулированы критерии и показатели сформированности гуманистической воспитательной системы.
Третий, экспериментально-формирующий (1999;2003 гг.) — экспериментальная работа в школах республики и гуманитарном лицее г. Воткинска по реализации модели «Воспитательная система на основе потребностей школьника», освоение индивидуально-ориентированных технологий организации коллективных воспитательных мероприятий (КТД) и педагогической техники в индивидуальном взаимодействии с ребенком, уточнение критериев оценки эффективности воспитательной системы школы.
Четвертый, контрольный (2003;06 гг.) — обобщение и систематизация полученных результатов эксперимента, оформление материалов в научно-методических статьях, пособиях и настоящей диссертации.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Совокупность базовых потребностей школьника как концепция личности ребенка и теория его развития является системообразующим основанием гуманистической воспитательной системы, снимающей принципиальный конфлик! между внешними, педагогическими целями воспитания и внутренними, личностными, задачами социального развития воспитанника: самозащиты, самоутверждения, самоопределения и т. д. Определение сущности воспитания в предлагаемой концепции воспитательной системы предстает как деятельность субъектов воспитания, направленная на создание психолого-педагогических условий для реализации школьниками своих базовых потребностей.
2. Содержание воспитания в авторской модели гуманистической воспитательной системы определяет направления воспитательной деятельности педагога и актуализируется на основе педагогических условий, способствующих реализации следующих базовых потребностей школьника:
— природной активности ребенка в творческой, личностно-значимой деятельности (потребность в активности, в деятельности);
— физической, психической, социальной защищенности (потребность в защищенности);
— самовыражения, позитивного самоутверждения среди сверстников (потребность в самоутверждении);
— обретения целей и смыслов жизни с учетом потребностей других (потребность в смыслах жизни);
— самореализации в жизнедеятельности школы и грядущей взрослой жизни (потребность в самореализации);
— сохранения и укрепления здоровья (потребность быть здоровым);
— самореабилитации и радостного бытия как условия не только психического, но и социального здоровья личности (потребность в успехе, в радости).
3. Воспитательная система на основе базовых потребностей школьника становится фактором гуманизации образовательного процесса: внешняя, педагогическая деятельность ненасильственно переходит во внутреннюю деятечь-ность ребенка, так как в сознании школьника она выступает как помощь в решении его личностных проблем, индивидуальных целей, ценностей и смыслов. Научная новизна исследования:
— разработана авторская модель гуманистической воспитательной системы школы на основе потребностей школьников, в которой цели саморазвития ребенка становятся воспитательными целями деятельности педагога, что позволяет реализовать на практике педоцентрический, гуманно-личностный подход к ребенку в процессе воспитания;
— определено содержание воспитательной деятельности, «наполнением» которой становится формирование ценностных отношений субъектов воспитательной системы в процессе деятельности, что соответствует принципам аксиологического подхода в современной теории воспитания;
— выявлены педагогические условия воспитательного процесса в школе, основными из которых являются:
— психологическая защищенность школьника в образовательном процессе,.
— организация личностно-значимой деятельности школьника,.
— гуманная профессиональная позиция педагога,.
— расширяющаяся социально-педагогическая среда для самоутверждения, самоопределения и самореализации детей,.
— рефлексивное управление воспитательным процесом.
Теоретическая значимость исследования:
— обоснована созданная гуманистическая воспитательная система, целью и содержанием которой является удовлетворение базовых потребностей школьника, тем самым внесен вклад в теорию педагогики;
— обоснованы принципы гуманной профессиональной позиции воспитателя по отношению к школьнику, реализуемые через конкретные технологии организации воспитательных мероприятий и техники индивидуального взаимодействия школьников;
— разработаны критерии и показатели сформированности и эффективности функционирования воспитательной системы школы как механизма гуманизации педагогических условий образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования:
— предложена карта-схема критериев и показателей сформированности воспитательной системы как педагогического инструмента управления образовательным процессом школы;
— разработанно программно-методическое, нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в школе, которое используется на практике для оценки качества воспитательной работы классных руководителей в лицее г. Воткинска и школах №№ 83, 84 г. Ижевска;
— авторский спецкурс «Воспитание на основе потребностей человека» для заместителей директоров по воспитательной работе и воспитателей ОУ входит в образовательные программы ИПКиПРО УР и читается в системе переподготовки педагогов на протяжении 10 лет.
Материалы исследования могут найти применение в школьной системе методической работы школ, а также в педагогических вузах при подготовке учителей.
Достоверность полученных результатов определяется исходной непротиворечивой теоретической базой исследования, междисциплинарным подходом к предмету исследования, комплексом эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям, задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения концепции обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня (г.Чебоксары, 1992; г. Ижевск, 1996, г. Владимир, 2001 и др.), а также на заседаниях учебно-методическою сове 1а ИПКиПРО УР.
Концепция воспитательной системы на основе потребностей человека нашла отражение в книге Е. Н. Степанова и Л. М. Лузиной «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
Структура и объем диссертации
: диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 4 таблицы, 5 рисунков, 4 схемы, заключения, библиографии из 146 наименований, 5 приложений. Содержание диссертации изложено на 197 страницах.
Основные выводы исследования:
1. Авторская гуманистическая воспитательная система является фактором гуманизации образовательного процесса школы, поскольку все компоненты системы: концепция личности ребенка, содержание воспитания, педагогическая техника, школьная среда, принципы и инструменты управления ОУподчинены главному — созданию соответствующих педагогических условий: психологическая защищенность и эмоциональная целостность личности ребенка, возможность самоутверждения, самоопределения, самореализации школьника в разнообразии видов предметного и социального творчества ОУ, в здоровьесберегающих технологиях обучения, атмосфере успеха, мажора и «радости завтрашнего дня» при поддерживающей помогающей профессиональной позиции педагогов.
2. Содержанием воспитания в модели ВС «от потребностей школьника» становится формирование ценностных отношений воспитанника: к деятельности, к другим, к самому себе, так как в каждом воспитательном мероприятии педагог создает ситуацию, где воспитанник должен решать проблему выбора способов поведения в коллективе для самовыражения с позиции нравственности: добра, справедливости, совести, стыда и т. д.
3. Модель воспитательной системы на основе потребностей школьника реализована в условиях гуманитарного лицея г. Воткинска. Демократический уклад жизни лицея, положительный психолого-педагогический климат, партнерские взаимоотношения детей и педагогов, ровная структура классных коллективов, оптимистическое самоощущение лицеистов, зафиксированные в психологических исследования, отзывах о школе детей, родителей, педагогической общественности, подтверждают выводы о благоприятной для развития школьников атмосфере, позитивных процессах саморазвития учеников, гуманизации образовательного процесса ОУ. 4. Разработанная автором исследования образовательная программа «Воспитательная система на основе потребностей школьника как инструмент управления воспитательным процессом в ОУ» признана актуальной и востребо-ванна на курсах повышения квалификации руководителей школ ИПКиПРО УР.
Перспективным в дальнейшем нам представляется изучение эволюции социальных потребностей юноши (девушки) в других типах образовательных учреждений: в средних специальных ОУ, в вузах.
Заключение
.
Обобщая результаты теоретическою и практического исследования, есть основание сделать вывод, что идея социальных потребностей школьника можем быть принята в качестве методологического основания при конструировании гуманистических воспитательных систем в современной школьной практике. Обоснованность данного вывода подтверждает модель воспитательной системы лицея г. Воткинска УР, которая имеет все признаки гуманистической. Применение известных технологий, а также выработанные педагогами лицея методики и приемы поддержки ребенка при вовлечении в активную коллективную жизнедеятельность кураторами лицея показал, что активность, самодеятельность и творчество учеников возникают именно тогда, когда реализуются потребности детей в защищенности, в самоутверждении, в достижении внутренних целей и смыслов актуального бытия и др. Социальные потребности выступают для формирующегося самосознания воспитанника как ею внутренние задачи возраста, личностные ценности, достигая которые, он обретает чувство собственного достоинства, уверенность в ценности своего «Я», ощущение законности права на самовыражение и признание в социуме, что, по утверждениям педат о-гов, является психическим основанием общественной активности, самостоятельности, ответственности социально зрелой личности.
Сущность воспитания в воспитательной системе на основе потребностей школьника предстает как педагогическая деятельность, направленная на реализацию школьником базовых психо-социальных потребностей человека.
Эксперимент доказал, что образовательный процесс при помогающей профессиональной позиции воспитателя определяют педагогические условия:
— физическая, психологическая, социальная защищенность школьника;
— творческая социально и личностнозначимая деятельность;
— удовлетворяющий ребенка как субъекта своего развития социальный статус в коллективе сверстников;
— опыт социальных проб и ценностного самоопределения как условие осознания себя, целей и смыслов собственного бытия;
— практика здорового образа жизни;
— «мажорный тон» лицейской жизни, «радость завтрашнего дня» как ведущий принцип детского бытия.
Содержательную особенность реализованной в ходе эксперимент модели воспитательной системы выявляет определение: воспитательная среда на основе потребностей школьника есть педагогический феномен, включающий в себя два воспитывающих механизма, механизм воспитания — целенаправленную деятельность педагогического коллектива и механизм самовоспитанияпсихическую самоуправляемую деятельность субъектов — школьников, которые в совокупности (взаимосогласовании, взаимодополнении, взаимопомощи) создают условия для реализации внутренних потенций — задатков, дарований, способностей детей, которые заложила в них природа как условие самореализации, самоосуществления человека.
Апробированная модель воспитательной системы позволила разрешить противоречия:
— между объективной необходимостью гуманизации отечественной школы и традиционной практикой взаимоотношений педагоюв и воспитанников, строящейся на авторитарной педагогической позиции, требовании и принуждении;
— между гуманистическими целями воспитания, которые объективно находятся в педоцентрическом подходе и ориентированы на процессы саморазвития детей, и технологией их реализации, которая по традиции строится в социоцен-трической парадигме образования, игнорирующей внутренние механизмы самостроительства ребенка: потребности, мотивы, интересы;
— между признанием воспитательной системы важнейшим педаго1 ическим фактором реализации институционального влияния школы на становление личности школьника и недостаточной разработанностью технологии включения в систему ее главного субъекта — самого воспитанника с его сущностными стремлениями и задачами личностного роста, потенциалом возможностей и дарований.
Контент-анализ, анализ документов, исследование психологов лицея, приведенные в итоговой таблице подтверждают сформулированную в начале эксперимента гипотезу, доказывают сформированность и эффективность созданной модели воспитательной системы.
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. — 320 с
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образовании, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики//Приложение к ж."Народное образование". М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 1998. — С. 15−19.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности/УНовые ценности образования. 1996, № 6. — С.55−59.
- Барышников E.H. Ценностно-смысловое определение воспитательной системы образовательного учреждения: Дисс.к.пед.наук. СПб., 1999. — 154 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. M., 1991. — 96 с.
- Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. Дисс. на соиск.уч.ст.канд.пед. наук.-М., 2000. 102 с.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. — 185 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. M., 1998. — 215 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (основные положения концепции воспитания в измененных социальных условиях). Ростов-на-Дону, 1995. — 708 с.
- П.Бродский Ю. С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Дисс. на соиск.уч.ст.канд. пед.наук. Екатеринбург, 1993. — 207 с.
- Бубер М. Я и ты. М., 1993.-285 с.
- Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществле-ния/УХрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974. -429 с.
- Вопросы воспитания: системный подход/Под ред.Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.- 136 с.
- Воронов В.В. Технология воспитания. М.: «Школьная Пресса», 2000.- 79 с.
- Воспитание индивидуальности/Под ред.Е. Н. Степанова. М.: Творческий центр, 2005.- 218 с.
- Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации// Сб.науч.трудов под ред.Л. И. Новиковой. М.: НИИТиПК, 1997. — 134 с.
- Воспитательная система школы. Проблемы и поиски/Сост.Н. Л. Селиванова -М.: Знание, 1989.- 80 с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. М., 1992. Библиотека журнала «Директор школы». — С.6−9.
- Воспитательное пространство малого города/Под ред.В. А. Гаврилина и М. В. Корешкова. Владимир: «Владимирская школа», 1999. — 124 с.
- Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы/ Под ред.Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М., 1995. — 134 с.
- Воспитать человека: Сб. нормативно-правовых, науч.-методич., организа-ционно-практич.материалов по проблемам воспитания. М.: Издат. центр «Вентана-Граф», 2002. — 215 с.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития де-тей//Положение детей в мире. 1991. — 52 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Прогресс, 1937. — 112 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка/Выготский Л. С. Собр.соч.: В 6 г. Т.4. -М., 1982.- 215 с.
- Гаврилин A.B. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. 2-е изд., испр. Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 1998. -208 с.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема//Новые ценности образования. Вып.З. М.: Инноватор, 1995. — С.53−58.
- Газман О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. — 75 с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Дис. на соиск. уч.ст.д.пед.н. М., 2000. — 210 с.
- Дистервег А. Избранные педа1 oi ические сочинения. М., 1936. — 118 с
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. 1986. -310с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990. — 86 с.
- История педагогики. М.: Просвещение, 1981.- 367 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.-96 с.
- Как построить свое «Я"/Под ред.В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -136 с.
- Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно//Воспитать человека. М.: Издат. центр «Вентана-Граф», 2002. — С.81−82.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф.дис.д.пед.н. М., 1989. — С.38−41.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. — 208 с.
- Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1995. — 65 с.
- Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990. — 62 с.
- Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1992.- 57 с.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методич. пособие/Под ред.Е. Н. Степанова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 134 с.
- Кленская. Беседы о смысле жизни. М., 1989. 78 с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2003. — 96 с.
- Колесникова И.А., Барышников E.H. О воспитании и воспитательных системах СПб.: ЦПИ, 1986. — 122 с.
- Колеченко A.K. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: Изд-во «Каро», 2002. — 290 с.
- Кон И. С. Огкрьпие «Я». М., 1978. — 63 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 89 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. — 93 с.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании/Пер. с польск. М. Политиздат, 1990.- 351 с.
- Ксензова Г. Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 224 с.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И., Лийметс Х. И. Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитательного коллектива. Вып.1. 4.2. Таллин: РИИУ ЭССР, 1981.- 124 с.
- Лазарев B.C. Управление школой: теоретические основы и методы (учебное пособие). М.: ЦСиЭИ, 1997. — 336 с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1972. — 67 с.
- Леви В.И. Искусство быть собой. М., 1973. — 91 с.
- Леонтьев А.Н. Психология саморазвития личности. М., 1993. — 94 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода. М., 1985. — 84 с.
- Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. -Псков, 2000.- 191 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М., 1988. — 76 с.
- Майков О.И. Психология саморазвития личности. М., 1993. — 49 с.
- Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т.5. — 375 с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Пед. общество России, 2002. — 210 с.
- Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993. — 211 с.
- Маленкова Л.И. Я человек! — М, 1996. — 99 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.- H. Hobi ород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. — ?57 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Собрание соч. Т.42. 265 с.
- Маслоу А. Психология личности. Г. 1. Бахрах. М.- Самара, 2002. С.391−414.
- Маслоу А.Х. Мотивация и личность. М., 1954. — 81 с.
- Меркулова B. J1. А. А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности. -М.-Л., 1960.-210 с.
- Меюды системного педагогического исследования. Уч. пособие/ Н. В. Кузьмина. Л., 1980. — 97 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка//История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М., 1974. — 372 с.
- Мотков О.И. Психология саморазвития личности. М., 1993. — 45 с.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М., 1992. — 120 с.
- Нилл А. Саммерхилл воспитание свободой. — М.: Педагогика-пресс, 2000. — 294 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 98 с.
- Новые технологии воспитательного процесса/Н.Е.Щуркова, В. Т. Гитюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. М., 1993. — С. 115.
- Олпорт Г. Психология личности Т. 1. Бахрах. М.- Самара, 2002. — С.445−471.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — 92 с.
- Педагогика мира: История, теория, практика. Вып. 1. М., 1992. — 209 с.
- Петровский A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 112 с.
- Петровский A.B. От поступка к характеру. М., 1963. — 145 с.
- Петровский A.B. Психология воспитания. М.: Педаго1ика, 1995. — 135 с.
- Пиаже Ж. Логика и психология. М., 1969. — 83 с.
- Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1995.-С.462.
- Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1929. — 69 с.
- Психологический справочник/Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. 1990. — 494 с.
- Психология: Словарь. М.: Изд-во политич. лит, 1990. — 314 с.
- Реан A.A. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ)-Учеб.пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. — 83 с.
- Роджерс К. Психология личности. Т. 1. Бахрах. М.- Самара, 2002. — С.35 1 -377.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1991.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -С.423.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании//Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1.-М., 1981.-94 с.
- Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников (школьные технологии). Народное образование, 1999, № 6.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Селевко Г. К., Тихомирова А. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1991. — 94 с.
- Селиванова H.JI. Современное представление о воспитательном просгран-стве//Пе даго гика. 2000, № 6. С.35−39.
- Сибирцова Г. Н. Настольная книга замдиректора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы). Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — С.379.
- Сидоркин A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс. Автореф.дис.к.пед.н. М., 1991. — 22 с.
- ЮО.Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека/УВопросы психологии. 1986. № 6. 64 с.
- ЮГСлободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 1994.-71 с.
- Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека//Педагогика, 1993. № 2. С.28−32.
- Созонов В.П. О плане и планировании воспитательной работы в школе// Воспитать человека. М.: МО РФ, 2003. — С.260−264.
- Союнов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методич. пособие для классных руководит. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
- Юб.Союнов В. П. Самовоспитание как смысл жизни и цель воспитания// Методический вестник ИУУ. Ижевск, 2003. — С.26−29.
- Созонов В.П. Что возведем на месте развалин?//Народное образование, 1995. № 5−6.
- Созонов В.П. Что такое «хорошая школа»?//Народное образование, 1999. № 7−8.
- Сокольников Ю.Г. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности: Учеб.пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. — 76 с.
- Ю9.Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политич. книга, 1972. — 119 с.
- Степанов E.H. Воспитательная система класса. М.: Педагогический поиск, 2002.- 121 с.
- Ш. Степанов E.H. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. М.: Творческий центр «Сфера», 2003. — 125 с.
- Степанов E.H. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПОИГ1КРО, 1998. — 263 с.
- П.Степанов E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Педагогический поиск, 2002. — 89 с.
- Стратегии жизни в современных условиях (образование, профессия, карье-ра)/Учебное пособие для 10−11 кл. средней школы. Под ред. И. Т. Михайлова.- СПб.: Союз, 2004.-215 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Т.З. М.: Педагогика. — 303 с.
- Пб.Таланчук Н. М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991. — 56 с.
- Толстой Л.Н. Дневники. Соб.соч. В 22 т. Т.22. М., 1985.
- Толстой Л.Н. Письма. Соб.соч. В 22 т. Т. 19−20. М., 1984.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения. В 2 кн. М., 1992. — 218 с, 221 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. общество России, 1999. — 264 с.
- Ухтомский A.A. Интуиция совести. СПб., 1996. — 360 с.
- Ушаков Г. А. Некоторые аспекты совершенствования современной системы обраювания//Вестник Удмуртского университета. Серия «Психология и педагогика». -2003. С. 181−184.
- Ушаков Г. А. Некоторые «проблемы» проблемного обучения//Ж. «Родное слово», 2005, № 4. С.91−93.
- Философия культуры. СПб., 1996.-304 с.
- Фиофанова O.A. Воспитательная система школы как фактор социального взросления подростков. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2004. — 125 с.
- Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 362 с.
- Фрейд 3. Избранные сочинения. М.-Л., 1991. — 320 с.
- Френе С. Педагогические инварианты//Избр.педагог.соч. М., 1990. — 265 с.
- Фридман Л.М. Психологическая наука учителю. — М., 1985. — 310 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интер-пракс, 1995. -288 с.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 174 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей. М., 1996. — 118 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. — С.156−157.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности -М., 1990.-342 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994. — 89 с.
- Штайнер Р. История педагогики. М.: Педагогика, 1996. — 304 с.
- Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания//Воспитать человека. М.: Издат. центр «Вентана-Граф», 2002. — С.98−112.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общество России, 2002.-390 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -81 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 190 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 43 с.
- Юодайтитс А. Современный педоцентризм: горизонты надежд// Педаюги-ка. 2002, № 8. С.25−29.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001.-365 с.
- Философско-психологическое обоснование системы воспитательной работы на основе потребностей школьника печати. Сб. научных трудов «Теоретические и методические вопросы образования». М., 1991 0,15 п.л.
- Потребности ребенка главная забота педагога печати. Материалы научно-практической конференции в г. Чебоксары. Че-боксары-Москва, 1992 0,15 п.л.
- Воспитание на основе потребностей человека печати. Ж. «Педагогика», № 2. М., 1993 0,15 п.л.
- Рядом и чуть-чуть впереди печати. УГ,№ 16. 13.04.1993 0,1 II.л.
- Материалы к аттестации руководителей ОУ УР печати. Метод. пособие ИУУ УР. Ижевск, 1994 0,5 п.л.
- Что возведем на месте развалин? печати. Ж. «Народное образование, № 5. М., 1995 0,2 п.л.
- Что возведем на месте развалин? печати. Ж. «Народное образование, № 6. М., 1995 0,3 п.л.
- Слагаемые воодушевляющего управления печати. Материалы научной конференции МВЕУ. Ижевск, 1996 0,15 п.л.
- Ах, эти скучные должностные обязанности печати. Ж. «Классный руководитель», № 1. М., 1996 0,2 п.л.
- Каждый нужен, каждый незаменим печати. Ж. «Народное образование», № 10. М. 1996 0,2 п.л.
- Монография «Найти в себе точки опоры». Пособие для зам.дир. по воспитательной работе, кл. руководителей и воспитателей печати. ИУУ У Р. Ижевск, 1997 4,5 п.л.
- Как разработать концепцию обновленной школы? Метод, пособие для рук. ОУ печати. ИУУ УР. Ижевск, 1997 «> 5 пл.
- Воспитательная система на основе потребностей человека печати. Ж. «Классный руководитель», № 3, 1998 2,5 пл.
- Настольная книга классного руководителя. Метод, пособие для классных воспитателей печати. Воткинск, 1998 4.5 пл.
- Монолог устало! о директора печати. Ж. «Народное образование», № 4, 1998 0,3 пл.
- Должен ли воспитатель любить своего воспитанника? печати. Ж. «Классный руководитель», № 1, 1999 0,3 пл.
- Организация воспитательной работы в классе. Метод, пособие для классных руководителей печати. М.: Ценф «Педагогический поиск, 1999 10 п.л.
- Что такое «хорошая школа» печати. Ж. «Народное образование», № 7−8, 1999 0,5 п.л.
- Классный руководитель: содержание деятельности, критерии оценки качества труда печати. Ж. «Сельская школа», №№ 4−6, 1999 0,5 п.л.
- Классный час или час классного руководителя? печати. Ж. «Народное образование», № 1,2000 0,5 п.л.
- Как разработать концепцию обновленной школы печати. Ж. «Сельская школа», №№ 1−3,2000 п 5 п.л.
- Гармоничная личность: миф или реальность печагн. Ж. «Сельская школа», №№ 4−5, 2000 0,5 п.л.
- Как измерить результаты воспитательной работы? печати. Ж. «Народное образование», № 9, 2000
- Воспитательная система на основе потребностей человека печати. Ж. «Сельская школа», № 2,2001 0,5 п.л.
- Воспитание вне закона? печати. Ж. «Народное образование», № 4,2002 0,5 п.л.
- Романтик из провинции. Портрет директора школы печати. Ж. «Народное образование», № 8, 2002 0,5 п.л.
- Самовоспитание как смысл жизни и цель воспитания печати. Методический вестник ИУУ. Ижевск, 2003 0,2 пл.
- Как повысить эффективность знаний, полученных на курсах повышения квалификации в ИУУ? печагн. Методический вестник ИУУ. Ижевск, 2003 0,2 п.л.
- О плане и планировании воспитательной работы в школе печати. Книга «Воспитать человека. Минобразование России, 2003 0,2 п.л.
- Детская одаренность и принципы воспитания печати. Сб. «Проблемы детской одаренности». ИПКи-ПРО, Ижевск, 2005 0 1 ПЛ.
- Воспитательная система и способы ее реализации печати. Ж. «Народное образование, № 9, 2006 0,5 1 пл. ,
- Организационно-технологическая карта оценки эффективности воспитательной системы ВГИЛ
- Критерии сформированное&trade- ВС В1 ИЛ
- Показатели объективное! и критериев
- Субъекты, механизмы управления ВС ВГИЛ
- Признаки реали зации базовых потребностей школьников1. Уклад жизни В1 ИЛ
- Наличие стабильною, справедливого, 1>манного, трудовою, прерываемого яркими эмоциональными праздниками образа жизни ОУ
- Со1ласованнос1ь и единство целей, принципов, дел, поступков и поведения учащихся, педагогов, родителей.
- Единство принципов организации учебною и воспитательною процессов (ЬМ ГО, мастерских, технологии воспитания Г К Селевко, О С Газмана,
- В П Созонова) на основе идеи развития с) бъектпости ребенка
- Преемственность урочной и внеурочной, школьной и внешкольной деятельности как единого пространства жизни и самореализации детей
- Богатство, разнообразие видов деятельности учеников, личностная и общественная значимость, творческая организация, ценностная направленность образовательная
- Отзывы о лицее1 «хорошая школа» (общественность), «родная» (учащиеся), «наш лицей» (родители)
- Конкурс учащихся в городе 4,5 чел на место
- Высокии имидж пицея в юроде и республике
- Стабильность пед коллектива (в г. ч кураторов).
- Высокая мотивация учащихся на уроке и во внеурочных делах
- Гуманный правст-венно-психологичес-кии климаI в лицее отсутствие ЧП, конфликтов, жалоб, правонарушении
- Наличие «ниши успешности» у КАЖДОГО ученика
- Лицей мною-кратный победитель республиканских и российских конкурсов ВС
- Общее количество творческих объединений учащихся в лицее 682 8 научных обществ
- Среднее количество кружков и факультативов на одного
- Нормативно-правовая база Устав, Кодексы Чести педа-югов и учащихся
- Организационная культура (традиции и ритуалы, символика флаг, гимн, г азета)
- I уманная педагогическая философия и политика пед коллектива, понимание педаюгами своей МИССИИ помощи ребенку в решении его жизненных проблем.
- Фасилиыюрская, поддерживающая деятельность КУРАТОРОВ, позиция: «С1аршии товарищ», «вюрая мама», «пед пример»
- Ортаны управления и соуправлспия в лицее педаююв, детей и родителей
- Работа психологической службы В1 ИЛ
- Бюджетное финансирование педаююв
- Родительскии фонд «Некоммерческое партнерство»
- Попечительский совет ВГИЛ.
- Транш за победы в социальных проек
- Атмосфера ЗАЩИЩЕННОСТИ ребенка, «мажор», «радость завтрашнего дня"2 91% лицеисюв идут в шко 1у «с радостью», 96% «нам повезло, чю мы учимся в лицее»
- Высокая активность лицеисюв в учебе, «внеурочная деятельность» в социальных проектах Iорода
- Завышенная самооценка 95% лицеистов
- Богатое пространство выборов и способов самоопреде тения
- Гуманные условия для самоутверждения и самореализации
- Формирование по-зитивпого «Образадеятельность на уроке, — внеурочная традиции (в методике КТД), — клубная деятельность, — ДО в городских творческих ценфах-- социальные проекты вiороде, — самодеятельность в семьеучащегося 2,7 (включая ДД1 города)
- Лицейские праздники (К1Д) в среднем одно в месяц
- Участие в социальных проектах (5−6 в юд)
- Участие в олимпиадах, турнирах юрода и республики (приювыс места) iax 3
- Индивидуальные образовательные программы
- Нед технологии и профессиональные позиции1-К1Д-- куратор друг, защитник и помощник, — порi фолио инструмент туманной оценки ученического труда
- Локальные акты как совокупность ДОГОВОРОВ СОСУДЫ И ЧЬСТВ, А субъектов образовательного пространства
- Механизмы организационной культуры традиции, символы, знаки флаг, гимн, конституция лицея
- Педа1 огическое и ученическое СО-управление (конференция, совет лицея, совет справедливых и ДР)4 «Часы общения» -кураторов.
- Дискуссионный клуб «Вместе». 6 I азета «Лицеи»
- Договоры о сотрудничестве.
- Совместные планы успеваемости на год
- Совместные мероприятия и соревнования, турниры, олимпиады города и республики
- Я» и чувива собст- | венно! о достоинства I 4 Позитивный жизненный опыт лицеи-ских лет как резучь- | тат социальных проб |
- Пространство са- | моактуализации в атмосфере защищенности и интеллекi>-ального фона лицея
- Жизненный опыт как совокупность жизненных СМЫСЛОВ
- Социальные пробы как опыт самоутверждения
- Курс «Человекоз-нания» (Г К Селевко) как когнитивная составляющая самореа- J лизации, само> правления, саморефлексии
- Выстраивание жизненных планов учащихся
- Широкое социальное пространство дчя самопроявления, самоутверждения, самореализации, самоопределения, саморса-билитации и выборов социальных ролей в будущей взрослой жизни
- I Взаимодействие субъектов воспитания и характер ЦЕН-Н0С1НЫХ 01 НОШЕНИЙ1 «Лицейский дух» -модель гуманного социального партнерства людей разных поколении (отношение к лицею)
- Вера в позитивное начало ребенка как ПРИНЦИП и фундамент профессиональной позиции педагогов (отношение педагога к ученику)
- Высокая самооценка учащихся (отношение к себе)
- Взаимоуважение педагогов, учащихся и родителей общешкольный коллектив1. Среда, освоеннаядетьми В микрорайоне BI ИЛ- Дворец машиностроителей, — Дворец спорта, — городской стадион, — ДДТ (детский дом творчес гва), -СЮТ, — филиал ИжГГУ
- Единое представление субъектов -«мы одна большая семья» (из высказывании учащихся)
- Сплоченность классного коллектива (социометрические исследования)
- Отсутствие в лицее «трудных» (из отчетных документов)
- Отсутствие межличностных и групповых конфликтов (статистика)
- Единое, развитое, позитивное общественное мнение (пед наблюдения)
- Высокая мотивация на образование, в т. ч. после окончания лицея
- Лицеисты главные участники, артисты, спортсмены учреждении кулыуры
- Занятость лицеистов в клубах за пределами ВГИЛ 56%3 76% профессиональное образование «Бухгалтер малых промышленных предприятии»
- Установлены связи с ОУ №№ 29, 30,41,56 I Ижевска
- Ьжегодные поездки в п Москву, С. Петербург, Казань Профессиональное образование «Бух-1а.иер малых промышленных предприятий"1. V Управление ВГИЛ
- Стиль управления администрации
- Наличие и роль коллективных органов педагогического самоуправления (пед совет, конференция)
- Наличие ученических органов самоуправления
- Роль родительского комитета
- Наличие общее т-веиных органов управления ВГИЛ.
- Проектная деятельное^ учащихся как компонент мею-дики образования
- Демократический уклад жизни ВГИЛ как отражение демо-кратическо1 о стиля управленческо1о центра
- Наличие совет школы, конференции, совета стратегии развития (см прил 3), МО, кафедры, ВНИК и др
- Совег справед 1и-вых, советы дела, ДЮЧ, клуб «Вместе"4 «Некоммерческое партнерство» фонд, Попечительский совет.
- Правовая база Устав, договоры, фонд, «телефон доверия».
- Организационная культура ВГИЛ традиционные праздники, акции, мероприятия, где принимают участие все субъекты воспитания3 «Родительская академия»
- Смотри признаки, показатели, приведенные в дайной I рафе выше, поскольку все дос жжения В1 ИЛ ес1ь результат управленческой дея1ельиости пед коллектива и администрации
- Обобщенные показатели эффективности гуманистической воспитательной системы в контрольной и экспериментальной выборкахп/п Критерии эффективности Г) Г к/, КГ2
- Считают психологический климат благоприятным 95% 68% 76%
- Считают отношения педагогов и обучающихся «человечными» 94% 60% 79%
- Отношение к школе положительное (идут в школу «с радостью») 91% 43% 64%
- Отношение к школе негативное (ждут неприятностей) 5% 31% 20%
- Уровень учебной мотивации 96% 76% 82%
- Здоровье (п. быть здоровым)
- Защищенность (п. в защищ-ти)
- Концепция личности на основе потребностей ребенка
- Цели ВС и принципы ее реализации
- Самоутверждение (п. в само-угв.)
- Отношения субъектов воспитания
- Управление: критерии и показатели эффективности воспитания
- Цели и смысли жизни (п. ь см. жизни
- Самореализация (п в самореализации)
- Красота и радость жизни (п. в удовольс.)
- Модель воспитательной системы на основе потребностей школьника
- Модель организационной структуры (органнграмма) управленческого центра лицея1. ВНЕШНИЕ, а СВЯЗИ1. Профком (стач ком)1
- Зам по восп / Зам по чоз деят-ти1. МО кл рук Тех персонал
- Совет м/р-на Коммерч (произв тр)1. Совет ветеран (шк муз) 1. Хоз гр РОНО1. Спорт (физ-кучьт) совет1. Кочис по
- Модель воспитательной системы по Н.Л.Селивановой
- Примечание: образовательный процесс О У может оцениваться как гуманный, если педагогические условия его способствуют реализации школьником названных потребностей (человека).