Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анатомические, физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани, таким образом, костно-связочный аппарат отличается гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В силу этих особенностей при физической нагрузке не соответствующей росту ребенка, превышающей его… Читать ещё >

Анатомические, физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Младший школьный возраст — возрастной период, который характеризуется относительно равномерным и пропорциональным физическим развитием. В этом возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела: увеличивается рост, вес, энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная масса, идет процесс окостенения позвоночника.

У младших школьников крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым (амплитудным) движениям и труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности.

При организации физических упражнений следует считаться с возрастными возможностями ребёнка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведёт к нарушению условий нормального физического развития.

Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению и нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила — нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани, таким образом, костно-связочный аппарат отличается гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В силу этих особенностей при физической нагрузке не соответствующей росту ребенка, превышающей его возможности может возникнуть искривление позвоночника (Петровский А.В., 1973).

Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 — 16 годам.

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры, постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения (основа сдерживания, самоконтроля): процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения.

Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается хорошо развитой мускулатурой грудной клетки, поэтому гимнастика, физический труд — необходимые условия для правильного развития ребёнка.

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества.

В младшем школьном возрасте в наибольшей мере раскрывается и в основном завершается биологически обусловленное естественное развитие сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Кроме того, именно в школьном возрасте центральное место занимают образовательные задачи, практическое решение которых связано с развитием координационных способностей. При этом обязательно соблюдение трех главных требований:

  • — в каждом осваиваемом двигательном действии должна быть достигнута точность движения;
  • — добиваясь точности движений, не следует превращать умение в навык, так как в упражнениях направленных на совершенствование координационных способностей важен процесс обучения новым двигательным действиям. Как только он завершен, повторение упражнение перестает служить решению этой задачи, исключение составляют основные двигательные действия, имеющие прикладное значение в быту, спортивной, физкультурно-оздоровительной практике;
  • — накопление запаса двигательных умений и развитие координационных способностей должно быть системным и плановым. Систематизирующим началом такой работы является своевременное, обязательное обучение в младшем школьном возрасте основным слагаемым механизма координации движений: пространственными, временными, силовыми характеристиками движений частей тела (во всех суставах, по всем осям), управлению типичными взаимосочетаниями движений — последовательностью и одновременностью. Опираясь на умение управлять элементарными движениями и их сочетаниями, необходимо обучать более сложным целостным движениям в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах, коньках. По мере овладения основами техники этих движений переходят к их сочетанию в виде учебных комбинаций гимнастических, спортивно — игровых и других упражнений, эстафет и полос препятствий. Используя двигательный опыт, организуется самостоятельное применение занимающимися усвоенных умений и навыков в непривычных условиях на основе личной ориентировки, самостоятельного определения двигательных (с этой целью широко используются подвижные и спортивные игры, кроссы и т. п.).

Пути накопления двигательного опыта и развития координационных способностей нельзя рассматривать как самостоятельные ступени воспитательно-образовательной работы, располагающиеся строго последовательно, наоборот, они должны использоваться комплексно, но с расчетом чтобы текущие частные достижения в координации элементарных движений использовались в очередном совершенствовании целостных двигательных умений и по мере их накопления в процессе самостоятельного применения в усложненных условиях (Ю.Ф. Курамшин, 2007). Такая система гарантирует не только успешное решение задач обучения, развития координационных способностей, но и поддержание у занимающихся интереса.

К психологическим особенностям детей младшего школьного возраста можно отнести: присущие острота и свежесть восприятия, созерцательная любознательность, импульсивность, капризность, упрямство, общая недостаточность воли, повышенная эмоциональность. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов; ярко выраженная эмоциональность восприятия. Проявляется слабость произвольного внимания: возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. (Александрова С.С., статья).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой