Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе теоретического осмысления подходов к реализации принципа индивидуализации дано определение индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной образовательной программы как взаимозависимых педагогических явления. Процесс проектирования индивидуальной образовательной траектории школьника в рамках данного исследования рассматривается в логике проектирования образовательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к подготовке учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальных образовательных траекторий сельских школьников
    • 1. 1. Сущность и современные тенденции подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации
    • 1. 2. Индивидуальная образовательная траектория школьника как объект проектирования и тьюторского сопровождения
    • 1. 3. Индивидуально-личностная модель подготовки учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Реализация индивидуально-личностной модели подготовки учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника.

2.1. Региональный проект «Модели образовательного процесса в сельской малокомплектной и малочисленной школе» как ориентировочно-мотивационная основа опытно-экспериментальной работы.

2.2. Организационно-содержательные аспекты реализации модели подготовки учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника.

2.3. Результаты эмпирического исследования готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника.

Выводы по второй главе.

Подготовка учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу является развитие человеческого потенциала России через создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого человека, что определяет переход к непрерывному индивидуализированному образованию. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011;2015 гг. акцентировано внимание на индивидуально-личностных процессах и результатах обучающихся и предполагается вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования, включая малокомплектные и малочисленные сельские школы. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе введение образовательного стандарта нового поколения, предполагает проектирование индивидуальных траекторий учащихся.

В настоящее время известны разные подходы в осуществлении идей индивидуализации, разрабатываемые Е. А. Александровой, М. В. Алёшиной, А. С. Границкой, С. И. Змеёвым, Е. О. Ивановой, Т. М. Ковалевой, A.A. Плиги-ным, И. М. Осмоловской, Г. К. Селевко, Т. А. Строковой, А. Н. Тубельским, И. Э. Унт, A.B. Хуторским, В. Д. Шадриковым и др. Проблемы исследования индивидуальной образовательной траектории нашли отражение в трудах Е. А. Александровой, O.E. Лебедева, H.H. Суртаевой, А. П. Тряпицыной, A.B. Хуторского, С. Н. Чистяковой, Ю. Г. Юдиной и др. Рассмотрение индивидуальной образовательной программы как содержательного направления реализации индивидуальной образовательной траектории представлено в работах Г. А. Бордовского, С. А. Вдовиной, H.H. Суртаевой, И. С. Якиманской и др.

Однако анализ образовательной ситуации показывает, что рекомендации государственного уровня и социальный заказ вступают в противоречие с существующей традиционной педагогической практикой, организованной по принципу «обучать всех и всему», без учета индивидуальных особенностей и 3 возможностей даже при малой наполняемости класса. Под индивидуализацией образовательного процесса педагоги чаще всего понимают профильную и уровневую дифференциацию, а необходимость индивидуальной траектории видят только для одаренных или слабоуспевающих детей. Следовательно, закономерным является изменение педагогической деятельности учителя, которая должна быть направлена на организацию индивидуального образовательного движения школьника. В связи с чем возникает необходимость в качественно новой подготовке педагога в системе повышения квалификации к реализации индивидуализированного обучения, которая рассматривается нами как одна из важнейших проблем развития образования.

Для решения данной проблемы в науке созданы определённые предпосылки. Историческому контексту возникновения и развития целостной системы повышения квалификации как среды подготовки учителя посвящены работы Т. Г. Браже, С. Г. Вершловского, В. Г. Воронцовой,.

A.B. Даринского, Т. А. Каплунович, В. Ю. Кричевского, В. И. Кучинского, JI.H. Лесохиной, А. Е. Марона, Э. М. Никитина, В. Г. Онушкина, В. Я. Синенко, Е. П. Тонконогой, П. В. Худоминского, P.M. Шерайзиной, Н. М. Чегодаевой и др.

Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к различным видам деятельности представлена в научных работах С. А. Барановой,.

B.JI. Борзенковой, А. Г. Гусевой, JI.A. Ивановой, O.A. Клестовой, О.И. Матафо-новой, Н. И. Раитиной, С. Е. Ратенко, Т. В. Сущенко, Н. В. Суворовой, JI.B. Уше-ниной, Л. И. Уткиной и др. Влияние сельской среды на профессиональное развитие учителя рассматривают И. С. Алексеева, Н. С. Вощенкова, Л. В. Байбородова, Г. И. Зимирев., Г. Ф. Суворова, Г. А. Федотова и др.

Разработке персонифицированных моделей подготовки учителя посвящены работы С. И. Змеёва, Т. С. Паниной, Е. В. Руденко, О. Г. Тавстуха, A.A. Муратовой, И. В. Кизесовой, B.C. Нургалеева, Н. В. Тарасовой, Н. Ф. Ильиной и др.

Таким ¦ образом, в современной науке разработаны теоретико-методологические подходы подготовки учителя к различным видам деятельности и к осуществлению индивидуализированного образования в том числе. В то же время в этих работах недостаточно учтена специфика деятельности учителя в условиях сельской малокомплектной и малочисленной школы. Требуется поиск новых граней профессиональной деятельности сельского учителя в позиции проектирования индивидуальной образовательной траектории и в позиции тьюторского сопровождения, что может стать основанием для разработки научно обоснованной модели подготовки учителя в системе повышения квалификации к данному виду деятельности.

Указанные обстоятельства обусловили актуальность проблемы исследования и выявили противоречия:

• между объективными потребностями общества в учете индивидуальных возможностей и способностей обучающегося и недостаточной мотивационной и технологической готовностью учителей школ к их реализации;

• между наличием психолого-педагогических исследований о значимости индивидуализированного подхода и несформированной моделью профессионального педагогического действия сельского учителя при реализации индивидуальной образовательной траектории школьника;

• между наличием определенной практики в проектировании и сопровождении индивидуальной деятельности и отсутствием эффективной системы подготовки учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника в системе повышения квалификации.

Необходимость разрешения названных противоречий обусловила проблему исследования, которая состоит в поиске эффективной модели подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории школьника.

На основе выявленной проблемы была определена тема исследования: «Подготовка учителя к проектированию и — тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели подготовки учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника.

Объект исследования: процесс повышения ч. квалификации учителя сельской школы.

Предмет исследования: подготовка учителя в системе повышения квалификации к реализации функциональных задач по проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника.

В соответствии с существующими в педагогической науке теоретическими положениями и анализом сложившейся практики подготовки учителя в системе повышения квалификации сформулирована следующая гипотеза исследования: подготовка учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории школьника (далее ИОТ) может быть эффективна, если разработана и научно обоснована индивидуально-личностная модель подготовки учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника, основанная на организации процесса освоения учителем технологии проектирования и тьюторского сопровождения ИОТ сельского школьника;

— на корреляции в содержании подготовки общих и специфических функциональных задач профессиональной деятельности учителя сельской.

1} школы;

— на организации образовательного процесса в системе повышения квалификации как образовательного проекта, проблемой которого является осознанная учителем потребность развития профессиональной деятельности;

— на определении готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ сельского школьника как ожидаемого результата совместной деятельности учителя и методиста в системе повышения квалификации.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы задачи исследования:

1. Выявить сущность и основные тенденции подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации.

2. Обосновать индивидуальную образовательную траекторию школьника как объект проектирования и тьюторского сопровождения учителя.

3. Определить функциональные задачи профессиональной деятельности учителя в связи с проектированием и тьюторским сопровождением ИОТ.

4. Разработать и обосновать модель подготовки учителя в системе повышения квалификации к, проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ сельского школьника.

5. Обосновать организационно-содержательные аспекты реализации модели подготовки учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ сельского школьника.

6. Экспериментально доказать эффективность разработанной модели на основе выявленных критериев и показателей готовности учителя.

Методологическую основу исследования составили научные положения системно-деятельностного подхода (АГ.Асмолов, ВГ. Афанасьев,.

В.В. Давыдов, ЛВ. Занков, ВВ. Краевский, ВВ. Рубцов, В. Н Садовский, В. Д Шадриков, 7.

ЭР.Юдин, Д. Б. Эльконин и др.), личностного подхода (Е.В.Бондаревская, В. С. Ильин, М. С. Каган, ИЛ. Лернер, Ю. В. Сенько, ВВ. Сериков, ИС. Якиманская и др.), методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: основные положения теории деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), акмеологического подхода (Н.И. Виноградова,.

A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, О. С. Митина и др.), технологического подхода в образовании (М.М. Бершадский, В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко) — теоретические основы моделирования (Б.А. Глинский,.

B.C. Леднев, В. А. Штофф и др.) — концепции личностно ориентированного образования и личностно ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — теоретические представления о сущности индивидуализации обучения (В.П. Беспалько,.

B.А. Крутецкий, Н. Б. Крылова, И. Э. Унт, A.A. Ярулов) и индивидуальных образовательных траекторий (Е.А. Александрова, Г. М. Кулешова, А. П. Тряпицына, AB. Хуторской, С Л Чистякова, ЮГ. Юдина) — идеи индивидуально-личностного подхода (A.C. Белкин, И.А. Колесникова) — теории компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, A.B. Хуторской, Л. В. Черепанова и др.) — основные закономерности развития постдипломного образования учителя (А.И. Адамский, BP. Воронцова, СР. Вершловский, КС. Вощенкова, М. Т. Громкова, ДЦ. Дугарова, ИД. Чечель, С. И Змеёв, ИА. Колесникова, AJE. Марон, ТР. Новикова, ЭМ Никитин и др.) — концептуальные положения теории обучения взрослых (М. Ноулз, Р. Смит, A.B. Дарвинский, Ю. Н. Кулюткин,.

C.И. Змеёв) — результаты исследований проблемы формирования готовности к деятельности (АА Дергач, СИДесненко, О. В. Михайлов, ЛС. Подымова, ВАСла-стенин) — исследования индивидуального образовательного пространства (М.Т. Громкова, В. Д. Повзун, О. В. Леонова, A.A. Николаева, Т. И. Малашина и др.) — теория тьюторского сопровождения (Е.А. Александрова, Г. М. Беспалова, М. Р. Битянова, ТМ Ковалева, Е. И. Казакова, О. Н Крылова, HB. Муха, HB. Рыбалкина, А.П. Тряпицына).

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования применялся комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научно-исследовательских методов:

— теоретических (изучение и анализ педагогической, психологической, социологической литературыдиссертационных работ по теме исследования, изучение и анализ деятельности образовательных учреждений, систематизация, классификация, педагогическое проектирование и моделирование);

— эмпирических (включенное наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, изучение нормативно-правовой и локальной документации школ, изучение продуктов деятельности учителей и учащихся, педагогический эксперимент);

— методов математической обработки полученных данных опытно-экспериментальной работы (регистрация эмпирических данных, ранжирование, шкалирование).

Опытно-экспериментальной базой исследования является ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», а также учреждения общего образования, входящие в региональный проект «Модели образовательного процесса в сельской малокомплектной и малочисленной школе»: МОУ Верхне-Шаранайская СОШ Оловяннинского района, МОУ Нижне-Станская СОШ Тунгокоченского района, МОУ Ключевская СОШ Борзинского района, МОУ ООШ с. Курлыч и МОУ ООШ с. Новый Олов Чернышевского района, МОУ Уланская СОШ Приаргунского района, МОУ ООШ № 30 п. Итака и МОУ ООШ-№ 94 с. Таптугары Могочинского района, МОУ Конкинская ООШ Красночикойского района, МОУ СОШ с. Шимбилик Красночикойского района. Всего в исследовании на различных этапах приняли участие 276 учителей образовательных учреждений Забайкальского края.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 года по 2011 год.

Первый этап (2004;2006 гг.) — поисково-аналитический, в процессе которого изучалось состояния проблемы в науке и практике, выявлялись противоречия и основные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей сельских школ. На основе исходных методологических и теоретических положений сформулирована проблема, гипотеза, определены цель и задачи исследования, программа опытно-экспериментальной работы. Установлены контакты с лабораторией образовательных технологий Красноярского ИПКиППРО. Были разработаны и внедрены в образовательный" «процесс ИПК программы подготовки учителей сельской школы к организации разновозрастного неклассно-урочного обучения, организована работа по проектированию ИОТ школьников на базе двух образовательных учреждений Читинской области (2005 г. — по настоящее время).

Второй этап (2006;2010 гг.) — экспериментально-практический, связанный с развитием экспериментальной базы исследования в муниципальных образованиях Читинской области (Забайкальского края). Их объединяющим учреждением стала созданная автором исследования лаборатория по проблемам сельской школы при кафедре педагогики ЧИПКРО (ЗабКИПКРО) (2007г.). Создана сеть образовательных учреждений Забайкальского и Красноярского края. Это позволило обосновать модель подготовки учителя сельской школы к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории школьника в процессе повышения квалификации, экспериментально проверить её эффективность.

Третий этап (2010;2011 гг.) — обобщающий, в ходе которого проведена обработка данных, систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, сделан вывод о подтверждении гипотезы исследования, оформлены теоретические и практические выводы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— предложена авторская модель подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника;

— обоснована индивидуальная образовательная траектория школьника как объект проектирования и тьюторского сопровождения учителя;

— теоретически и эмпирически обоснованы функциональные задачи деятельности учителя по проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника;

— определено содержание и особенности эффективной организации образовательного процесса в системе повышения квалификации, направленного на подготовку учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника;

— разработаны и обоснованы критерии (мотивационный, гностический, технологический, регулятивный) определения готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ сельского школьника как ожидаемого результата совместной деятельности учителя и методиста в системе повышения квалификации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— уточнено определение понятия «готовность учителя сельской школы к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории школьника»;

— описаны функциональные задачи деятельности учителя по проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника;

— разработана эффективная индивидуально-личностная модель подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника;

— определены критерии, показатели и уровни готовности учителя, что позволит дополнить научную теорию индивидуализации дополнительного профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования «Организация образовательного процесса в сельской малокомплектной школе на основе индивидуальных образовательных программ школьников» и учебно-методический комплект (тексты, методические материалы, диагностические средства и т. д), обеспечивающие индивидуализацию процесса повышения квалификации учителейразработаны и апробированы различные формы индивидуальной образовательной программы обучающегося, которые могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов различных профилей и в процессе обучения школьниковапробированы современные технологии реализации ИОТ обучающихсяизданы методические рекомендации для учителей и руководителей сельских школ «Проектирование индивидуальной образовательной программы школьника», «Формирование учебной деятельности младших школьников». Научно обоснованы и экспериментально реализованы программы лекций, семинаров, практических занятий «Организация образовательного процесса на основе ИОП», «Технология индивидуальной образовательной траектории школьника».

Прикладной материал диссертации может быть использован в деятельности преподавателей, учителей, методистов учреждений образования, в обучении студентов педагогических специальностей и в системе дополнительного профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается аргументированностью исходных теоретических позиций, основанных на изучении педагогических, психологических, социологических и нормативных источниковличным участием автора в роли научного.

12 руководителя в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений Забайкальского краяиспользованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияпозитивными итогами апробации разработанной модели подготовки учителя сельской школы и возможностью её повторения.

Апробация и внедрение основных направлений и результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы по теме исследованияв процессе организации и руководства лабораторией по проблемам сельских школ, разработки и реализации регионального проекта.

Модели образовательного процесса в сельской малокомплектной и малочисленной школе". Представленные в работе направления и результаты исследования нашли отражение в докладах и выступлениях на научнопрактических конференциях: международной конференции.

Образовательная среда как фактор повышения качества образования".

Чита, 2011), всероссийских: «Современная дидактика и качество образования» (Красноярск, 2009) — «Образование-основа развития экономики».

Улан-Удэ, 2008) — региональных: «Образование в условиях модернизации: проблемы, направления и перспективы (Чита, 2002), «Актуальные проблемы высшей школы. Инновационные технологии в образовании» (Чита, 2007),.

Девятые сократовские педагогические чтения «Роль учителя в современном обществе» (Чита, 2010), «Апробация и введение ФГОС в Забайкальском крае: опыт, проблемы, перспективы» (Чита, 2011) — на межрегиональном совещании по проблемам сельских школ (Чита, 2010) — на семинарах ЗабКИПКРО и.

Красноярского института повышения квалификации работников образования. Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались участниками краевого проекта на региональной методической конференции.

Организация образовательного процесса в сельской малокомплектной школе" (2008). Основные положения, выводы, результаты нашли отражение в ряде публикаций, в том числе в реферируемом журнале, коллективной монографии «Инновационная деятельность в образовании Забайкальского.

13 края" (2010) и учебно-методических пособиях: «Формирование учебной деятельностимладших школьников» (Чита, 2010), «Проектирование индивидуальной образовательной программы школьников» (Чита, 2011). Разработанная программа «Организация образовательного процесса в сельской малокомплектной школе на основе индивидуальных образовательных программ школьников» реализуется с 2004 г. в форме проблемного семинара и тематического обучения. Результаты исследований стали содержанием курсов повышения квалификации учителей, проводимых Забайкальским краевым институтом повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Индивидуальная образовательная траектория школьника рассматривается как объект совместного с учителем проектирования программы собственной образовательной деятельности и поэтапной её реализации (подготовительный, программирования индивидуальной образовательной деятельности, реализации ИОП школьника и рефлексивно-оценочный) в позиции субъекта выбора при осуществлении учителем тьюторского сопровождения.

2. В функциональных задачах деятельности учителя по проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника выделяются общие (учитель в позиции предметника) и специфические (учитель в тьюторской позиции по сопровождению ИОТ школьника) задачи.

3. Разработанная индивидуально-личностная модель позволяет рассматривать подготовку учителя сельской школы в системе повышения квалификации как целенаправленный процесс освоения социального опыта реализации функциональных задач проектирования и тьюторского сопровождения ИОТ школьника на каждом этапе образовательной деятельности и представляет собой единство взаимосвязанных структурных блоков: целевого, содержательного, технологического и аналитического.

4. Эффективность реализации модели обеспечивается корреляцией в содержании общих и специфических функциональных задач профессиональной деятельности учителя по проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ и специальной организацией процесса освоения учителем технологии проектирования и тьюторского сопровождения ИОТ сельского школьника.

5. Определение готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ сельского школьника, как ожидаемого результата совместной деятельности учителя и методиста в системе повышения квалификации, осуществляется на основе следующих критериев и показателей: мотивационный (принятие деятельности как личностно значимой, выраженное стремление к активному решению возникающих задач по проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника), гностический (наличие знаний об индивидуальной образовательной траектории/программе, способах её проектирования и реализации, о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, способах проверки и учета индивидуальных образовательных результатов учащихся), технологический (сформированность навыков проектировочной и тьюторской деятельности, умения отбирать содержание образования школьника с учетом целей и задачумения выбрать и построить образовательную технологию реализации ИОП с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника, использование средств оценивания личностного роста обучающихся), регулятивный (способность к рефлексивной оценке собственной деятельности по проектированию и тьютоскому сопровождению ИОТ школьника, способность к принятию и выполнению оптимальных решений по коррекции ИОТ школьника в процессе её реализации).

Выводы по второй главе: у 1. Реализация индивидуально-личностной модели подготовки учителя в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника предполагает три этапа: ориентировочно-мотивационный этап, проектно-преобразовательный, рефлексивно-оценочный. Опытно-экспериментальная работа по апробации и проверке эффективности разработанной модели подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации проводилась в соответствии с этапами и уровнями её реализации. Проведенное исследование готовности учителя на начало опытно-экспериментальной работы позволило выявить преобладание низкого уровня готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника (81,9%), что позволило сделать вывод о необходимости специально организованной подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации к проектированию и сопровождению ИОТ школьника. Результатом проведенного исследования на первом этапе ориентировочно-мотивационном этапе стало определение организационно-содержательного компонента модели подготовки педагога к проектированию и сопровождению индивидуальной образовательной программы школьника.

2. Эффективность модели подготовки учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОП школьника зависит от содержания, которое представлено знаниями об индивидуальной образовательной траектории/программе," способах действий по её проектированию, реализации и тьюторскому сопровождению, знаниями возрастных и.

161 индивидуальных особенностях школьников, способов проверки и учета индивидуальных образовательных результатов учащихся, способами деятельности по проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника, умениями отбирать содержание образования школьника с учетом целей и задач учебного процессаумениями выбрать и построить образовательную технологию реализации ИОП с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьникаиспользование средств оценивания личностного роста обучающихся. Образовательный процесс в системе повышения квалификации для подготовки учителя должен строиться на основе ИОП самого учителя и с использованием стратегии взаимодействия между участниками образовательного процесса с использованием технологий деятельностного типа для реализации ИОП обучающихся. Реализация третьего рефлексивно-оценочного этапа предполагает рефлексию учителей собственной проектировочной деятельности, коррекцию педагогических действий и постановку новых учебно-профессиональных задач. Результатом данного этапа стало подтверждение гипотезы об эффективности разработанной модели, что нашло подтверждение в результатах итогового контрольного среза, по данным которого наблюдается значительная динамика уровня готовности учителей сельских школ по всем критериям.

3. Готовность к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТшкольника как ожидаемый результат совместной деятельности учителя и методиста в системе повышения квалификации представляется целостным личностным образованием, выражающимся в овладении знаниями и способами деятельности, требуемых для проектирования и тьюторского сопровождения ИОТ школьника, в целях последующего применения полученного опыта при решении задач индивидуализации образовательного процесса. Критериями и показателями готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника определены:

162 мотивационный (принятие деятельности как личностно значимой, выраженное стремление к активному решению возникающих задач по проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ школьника), гностический (наличие знаний об индивидуальной образовательной траектории/программе, способах её проектирования и реализации, о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, способах проверки и учета индивидуальных образовательных результатов учащихся), технологический (сформированность умений и способов проектирования и тьюторского сопровождения ИОТ школьника, умение отбирать содержание образования школьника с учетом целей и задач учебного процессаумение выбрать и построить образовательную технологию реализации ИОП с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника-использование средств оценивания личностного роста обучающихся), регулятивный (способность к рефлексивной оценки собственной деятельности по проектированию ИОТ школьника, по тьюторскому сопровождению ИОТ школьника, способность к принятию и выполнению оптимальных решений по коррекции программы школьника в процессе её реализации). ч.

Заключение

.

Теоретический анализ и эмпирическое исследование проблемы поиска эффективной модели подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории школьника позволили разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить индивидуально — личностную модель, основанную организации процесса освоения учителем технологии проектирования и тьюторского сопровождения ИОТ сельского школьникана корреляции в содержании подготовки общих и специфических функциональных задач профессиональной деятельности учителя сельской школына организации образовательного процесса в системе повышения квалификации как образовательного проекта, проблемой которого является осознанная учителем потребность развития профессиональной деятельностина определении готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ сельского школьника как ожидаемого результата совместной деятельности учителя и методиста в системе повышения квалификации.

Анализ психолого-педагогических, социологических исследований позволил выявить современные тенденции подготовки сельского учителя в системе повышения квалификации и определить основное направление подготовки учителя на освоение способов индивидуализации образовательного процесса в условиях разновозрастного взаимодействия и реализации вариативных программ общего образования. Одним из таких способов в рамках проведенного исследования определена технология проектирования и тьюторского сопровождения ИОТ школьника.

На основе теоретического осмысления подходов к реализации принципа индивидуализации дано определение индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной образовательной программы как взаимозависимых педагогических явления. Процесс проектирования индивидуальной образовательной траектории школьника в рамках данного исследования рассматривается в логике проектирования образовательной технологии в вероятностной парадигме и включает четыре этапа: подготовительный, программирование, реализация и рефлексия. Деятельность учителя по проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника определяется функциональными задачами реализуемые учителем на четырех этапах проектирования ИОТ (подготовительном, программирования индивидуальной образовательной деятельности, реализации индивидуальной образовательной программы школьника и рефлексивно-оценочном). Учитель в позиции предметника по проектированию ИОТ школьника: проводит диагностику и анализ состояния школьника «на входе» (уровня предметных и метапредметных знаний, умений, навыков), на основе данных отбирает содержание образования для учащихся данного класса/группы и разрабатывает рабочую программу, дидактический материал, содержание контрольных срезов, эталона контроля, «организационных материалов» по предмету в логике индивидуализациипрограммирует общий образовательный процесс алгоритмизирует индивидуальную образовательную деятельность, организует коллективные занятия, осуществляет консультирование по предмету, оценивает процесс и результат. Учитель в тьюторской позиции, по сопровождению ИОТ школьника: проводит диагностику и анализ состояния школьника «на входе»: индивидуальных возможностей и особенностей познавательной, эмоциональной сферы, образовательных запросов обучающегося и его родителей, условий реализации образовательной деятельности, организует обсуждение учителями предметниками ИОТ конкретного школьника, организует процесс личностного целеобразования, помогает, консультирует, направляет процесс проектирования ИОП, организует, мотивирует и корректирует реализацию ИОП по этапам школьника в рамках коллективных занятий, организует образовательные взаимодействия, организует рефлексивную практику школьника. Данные задачи реализуются в следующих направлениях совместной деятельности участников образовательного процесса: диагностико-аналитическое, консультирующее, координирующее, проектировочное, рефлексивное. Сочетание методологических подходов позволит учителю обеспечить индивидуальную зону творческого развития ученика, который сможет на каждом этапе проектирования и реализации индивидуальной траектории создать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.

Выявленная специфическая сущность содержания и организации подготовки учителя, конкретные условия и потребностей учителей сельских малокомплектных и малочисленных школ позволили разработать модель подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории школьника, реализуемую на основе идей взаимодействия и сотрудничества по проектированию цели деятельности, определению её содержания, выбору формы и критериев оценкиидей управления развитием собственной деятельности учителей, что позволило рассматривать подготовку учителя в единстве цели, содержания, форм и видов деятельности, взаимосвязи и взаимодействия субъектов процесса, на основе определения критериев и показателей готовности учителя.

В процессе опытно-экспериментальной работы было зафиксировано, что реализация индивидуально-личностной модели подготовки учителя действительно приводит к значительной динамике уровня готовности учителей сельских школ.

Таким образом, проведенное исследование и полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели и решении задач исследования.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Результаты исследования проблемы поиска эффективной модели подготовки учителя сельской школы в системе повышения квалификации к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории школьника не исчерпывают всех проблем в этой сложной сфере деятельности. В частности, представляется перспективным при продолжении исследования изучение проблемы подготовки к данным видам деятельности учителей школ с большим контингентом обучающихсярасширение практического применения полученных результатов не только в сельских малокомплектных школах, но и в других учреждениях, а так же разработка концептуальных основ индивидуализации образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова -Славская. — М.: Мысль, 1991. — 296 с.
  3. , А.Н. Системное познание мира : методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  4. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -М.: Академический проспект, 2007. 240 с.
  5. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии Электронный ресурс.:[сайт]-Режим доступа: http://setilab.ru/ http://akmeolog.narod.ru, свободный. Дата обращения: 05.01.2011.
  6. , Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. А. Александрова // Народное образование. 2008. — № 7. — С. 243 — 250.
  7. , Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф.. докт. пед. наук: 13.00.01/ Е. А. Александрова. -Тюмень 2006. — 40 с.
  8. , Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации / Л. К. Артемова // Профильная школа. 2008. — № 6. — с. 47 — 54.
  9. Ю.Асмолов, А. Г. Психология личности: учебник / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367 с.
  10. П.Ахметова, М. Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М. Н. Ахметова. Новосибирск: Наука, 2005. — 308 с.
  11. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.
  12. , A.C. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие / A.C. Белкин. М.: Академия, 2000.
  13. , H.A. Самопознание : сочинения / Н. А. Бердяев. М.: Эксмо, 2008. — 640 с.
  14. , Е.П. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. // под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2006. -368 с.
  15. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Педагогический поиск, 2003. — 256 с.
  16. , Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. СПб.: РХГИ, 2001.-512с.
  17. , B.JI. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика / B.JI. Борзенков. М., 2000. — 130 с.
  18. , Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие/ Н.М. Борытко- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-288 с.
  19. , Дж. Культура образования / Дж. Брунер — пер. .Л. В. Трубицыной, А. В. Соловьева. М.: Просвещение, 2006. — 223 с.
  20. , A.B. Личностно-професссиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педагогического колледжа / A.B. Былков. Чита: Поиск, 2002. — 192 с.
  21. , С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Вдовина. -Тобольск, 2000.- 175 с.
  22. , С.Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 3 — 12.
  23. , С.Г. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Российской Федерации : материалы ВТК / С. Г. Вершловский и др. — под общ. ред. Э. М. Никитина. -М., 1993. 127 с.
  24. , Н.И. Акмеологические основы развития профессионализма учителя : монография / Н. И. Виноградова. СПб., ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006.-216 с.
  25. , Л.И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе / Л. И. Воробьева // Вопросы психологии. 2010. — № 6. — С. 313.
  26. , В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога : монография / В. Г. Воронцова. Псков: ПОИПКРО, 1997.-421 с.
  27. , Н.С. Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования : дисс.. канд. пед. наук / Н. С. Вощенкова. М., 1997. — 183 с.
  28. , А.Г. Основы социального управления : учебное пособие /
  29. A.Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. — под ред.
  30. B.Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001. — 271 с.
  31. , JI.B. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста / JI.B. Горюнова. Ростов н/Д, 2005.
  32. , A.C. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя / A.C. Границкая. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  33. , М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования- учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-495 с.
  34. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учебн. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  35. , Е.С. Подготовка педагогических кадров к работе в сельской школе / Е. С. Гуртовой, И. Ю. Добродская. М.: Изд-во АСОПиР, 2000.
  36. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. — С. 269.
  37. , Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  38. , Б.Б. Последипломное образование педагога: теория и практика: монография / Б. Б. Дамбаева — под ред. проф. М. Б. Лига. М.: Гардарики, 2007. 223 с.
  39. , Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи — пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  40. , И.А. Педагогическая психология : учебное пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с. 51.3меёв, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 207 с.
  41. , A.B. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика /A.B. Иванов// Школьные технологии. 2009. — № 3. — с. 109−116.
  42. , JI.A. Организационно-педагогические условия стимулирования инновационной деятельности в муниципальной системе образования : дис.. канд. пед. наук / JI.A. Иванова: Новгород, 1998. 189 с.
  43. , Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. М.: Провсещение, 2011. — 190 с.
  44. , Н.Ф. Подходы к разработке и реализации инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования /Н.Ф. Ильина // Методист. 2010.-№ 8.- С. 7−11.
  45. , P.A. Научные основы функционирования модели непрерывного образования педагогических работников : дис.. докт. пед. наук / P.A. Исламшин. Казань, 1996. — 421 с.
  46. , М. Лицом к реальности: обучение через предпринимательство / М. Йохансон, И. Иенсон — пер. с англ. О. Ревач. М.: Ломоносовъ, 2009. — 192 с.
  47. , Г. М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. М.: Академия, 2000, — 176 с.
  48. , Т.А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов : дис.. докт. пед. наук / Т. А. Каплунович. Великий Новгород, 2002. — 397 с.
  49. Карпова, O. J1. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: монография / О. Л. Карпова. Челябинск: УралГУФК, 2009. — 310 с.
  50. , И.В. Персонализированное обучение слушателей в системе дополнительного профессионального образования : монография / И. В. Кизесова, B.C. Нургалиев. Красноярск: СибГТУ, 2007. — 172 с.
  51. , Г. В. Деятельность учительской кооперации по организации учебных занятий на основе индивидуальных образовательных программ школьников Электронный ресурс. / Г. В. Клепец. Режим доступа: http://www.pedlib.rU/Books/3/0160/3 0160−46.shtml
  52. , Т.К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании / Т. К. Клименко. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1999, — 214 с.
  53. , Т.К. Доклад на депутатских слушаниях Читинской областной думы // Вестник образования Забайкалья: информационно-методический журнал. 2005. — № 5(28) — 88 с.
  54. , Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании (учебно-методическое пособие) / Т. М. Ковалева.-М.: Педагогический университет, 2010.- 56 с.
  55. , И.А. Педагогическая праксеология : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. М.: Академия, 2005. — 256 с.
  56. , И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 288 с.
  57. , И.А. Педагогическое проектирование : учебное пособие для высш. учеб. завед. / И. А Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская — под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 288 с.
  58. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 2000. — 224 с.
  59. , Е.В. Директор учитель — ученик: пути взаимодействия / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  60. , В.В. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. учеб. завед. / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  61. , В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  62. Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. М.: БИНОМ — Лаборатория знаний, 2011. -319с.
  63. , Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н. Б. Крылова. // Школьные технологии. 2008. — № 2. — с. 34 -41.
  64. , Н.Б. Как организовать индивидуальное образование в школе? (теория и практика): учебно-методическое пособие / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. М.: Сентябрь, 2004. — 208 с.
  65. , Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. М.: Ось — 89, 2000. — 224 с.
  66. , Р. Психология индивидуальности. Факторные теории личности / Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Г. Оллпорт. М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 128 с.
  67. JI.M. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др. — под ред. JIM. Митиной. М.: Академия, 2005. — 336 с.
  68. , В.А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста / В. А. Мищенко // Образование и наука. 2009. — № 3. — С. 35−41.
  69. , JI.B. Противоречия системы повышения квалификации работников образования / Л. В. Мозгарев // Вестник ВОИПКРО — вып. П. Воронеж, 2004. С. 6.
  70. , В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический подход) / В. М. Монахов // Школьные технологии. -2000. -№ 3.
  71. , В.М. Проектирования авторской (собственной) методической системы учителя / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская. Школьные технологии. — 2000. — № 7. — с. 57.
  72. , H.A. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / H.A. Морева. М.: Академия, 2005. — 432 с.
  73. , Н.Г. Теория и практика развития образования в .сельском районе в новых социально-экономических условиях: Автореф.. докт. пед. наук./ Н. Г. Наумов. М., 2001,-42с.
  74. , Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования / Э. М. Никитин. М., 1999. — 201 с.
  75. , Э.М. Андрагогика: история и современность: учебное пособие / Э. М. Никитин, А. П. Ситник, И. Э Савенкова, И. В. Крупина. М.: АПКиПРО, 2003. — 125 с.
  76. , Э.М. Кто и как будет реформировать систему повышения квалификации работников образования / Э. М. Никитин // Методист. -2011. № 2 .- с. 2−6.
  77. , Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования : монография / Е. Ю. Никитина. Челябинск: ЧГПУ, 2000. -101 с.
  78. , Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : монография / Е. Ю. Никитина. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 285 с.
  79. , H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. образов. / H.H. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  80. , A.A. Проблема индивидуального образовательного пространства в современной педагогике / A.A. Николаева. Педагогическое образование и наука. 2009. — № 4. — с. 69- 73.
  81. , A.M. Методология Электронный ресурс. / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М. СИНТЕГ. — 668 с. Режим доступа: http://www.mtas.ru/uploads/methodology.htm
  82. , Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании : монография / Т. Г. Новикова. М.: АПКиППРО, 2006. — 290 с.
  83. Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз / под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО, 1998. — 172 с.
  84. Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск. 5−8 июня 2009: в 2-х т. — Т. 1. — Краснояр. гос. ун-т им. В. П. Астафьева. -Красноярск, 2009. 380 с.
  85. , В.Г. Образование взрослых : междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб., 1995. -232 с.
  86. Организационно-деятельностные игры в образовании: Сборник статей. Красноярск: РИО КГПУ, 2001.-100 с.
  87. , E.H. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки учителя : монография / E.H. Пехота / под общ. ред. М. А. Зязюна. К.: Вища школа, 1997. — 281 с.
  88. , A.A. Познавательные стратегии школьников : монография /
  89. A.A. Плигин. М., 2007. — 538 с.
  90. , В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании : автореф. дисс.. докт. пед. наук /
  91. B.Д. Повзун. Сургут, 2005.
  92. , М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / М. М. Поташник. -Изд.:Педагогическое общество России. -2011. 448 с.
  93. Практическая психология в развивающем образовательном пространстве. Коллективная монография / Под ред. Швалевой Н. М. -Пятигорск: изд-во ПГЛУ. 2002 г.
  94. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. А. Исаев, В. И. Слободчиков, H.A. Шайденко // Педагогика. 1997. — № 4. — С.66−72
  95. Психология / под ред. Б. А. Сосновского. М.: Высшее образование, 2009. — 664 с.
  96. , B.B. Развивающее обучение: теория и практика / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск: Пеленг, 1997. — 228 с.
  97. , С.А. Сельская малочисленная школа: перспективы развития / С. А. Рогачев. Воронеж,-1998. — С. 45 — 46.
  98. К., Фрейберг Дж. Свобода учиться, (пер. с англ. А. Б. Орлова и др.) — научн. ред. А. Б. Орлов.-М.: Смысл, 2002.-527 с.
  99. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. — С. 11.
  100. , C.JI. Проблема учителя / C.JI. Рубинштейн — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 176 с.
  101. , Н.В. Понятие индивидуальной образовательной траектории / Н. В. Рыбалкина // Школа и открытое образование: концепции и1. HP 1—г ЛАЛЛ /П 1Ппрактики индивидуализации. Томск: Пилад, 2000. — С. /j — /o.
  102. , Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для препод, учреждений сред. проф. образов. / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001.-272 с.
  103. , Ю.В. Педагогика понимания : курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская М.: Дрофа, 2007. — 192 с.
  104. , А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой период последипломного образования / А. П. Ситник. М.: МПИ, 1996. — 48 с.
  105. , JI.A. Развитие системы общего образования Читинской области на рубеже веков (1980−2010 гг.): монография / J1.A. Скиданова. -Чита: Экспресс-издательство, 2011. 290 с.
  106. , В.А. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянова- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2003. — 576 с.
  107. , Т.А. Педагогическая помощь учащимся в индивидуализированном образовании / Т. А. Строкова // Наука и школа. 2006. — № 5. — с. 34 — 40.
  108. , H.H. Нетрадиционные педагогические технологии: парацентрическая технология: учебное научное пособие. Омск, 1974. -22 с.
  109. , Э. Критический словарь аналитической психологии / К. Г. Юнга, Э. Сэмьюелс, Б. Шортер, Ф. Плот. М., 1994. — с. 67.
  110. , О.Г. Персонифицированные модели повышения квалификации педагогических работников / О. Г. Тавстуха, A.A. Муратова // Методист. 2010. — № 6. — с.8 — 9.
  111. , Н.В. Особенности и преимущества персонифицированных модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки / Н. В. Тарасова // Методист. 2010. -№ 5. — с. 6 — 9.
  112. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: Монография / О. П. Морозова, В. А. Сластенин, Ю. В. Сенько и др. Барнаул: БГПУ, 2004. 546 с.
  113. , Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации : дис.. докт. пед. наук/Е.П. Тонконогая. СПб., 1992. — 318 с.
  114. , П.И. Адаптивное управление педагогическими системами : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, H.H. Бояринцева- под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003.-368 с.
  115. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / отв. редакторы: Муха Н. В., Рязанова А. Г. -Томск, 2001.
  116. , Г. В. Формирование лидерских качеств будущего педагога в процессе его социально-профессионального самоопределения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Угляница. Кемерово, 2009.
  117. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  118. Управление современной школой: в 2-х кн.: кн. 1: Вопросы теории и алгоритмы управленческой деятельности / под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. СПб.: ЛОИРО, 2003. — 193 с.
  119. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  120. , P.A. Разработка управленческого решения : сборник рекомендации / P.A. Фатхудинов. М.: Университетская книга, 2007. -288 с.
  121. , Г. М. Творческое саморазвитие учителя сельской школы : монография / Г. М. Федотова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2004. — 192 с.
  122. Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации: сборник рекомендаций. М.: Университетская книга, 2007. — 288 с.
  123. Хрестоматия по истории педагогики: в 3-х т.: т. 3: Новейшее время / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 560 с.
  124. , П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических работников советской общеобразовательной школы (1917 1981 гг.) / П. В. Худоминский. — М.: Просвещение, 1982. — 47 с.
  125. , Д.В. Технология обучения в высшей школе / Д. В. Чернилевский, О. Н. Филатов. М.: Экспедитор, 1996. — с. 48.
  126. , С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие / С. Н. Чистякова. Изд. «Академия», 2008. -128 с.
  127. , A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Какгобучать всех по-разному?: :пособие для учителя / A.B. Хуторской. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — с. 126.
  128. , A.B. Современная дидактика : учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  129. , В.Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.
  130. , Т.И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Т. И. Шамова — под ред Т. И. Шамовой. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  131. , Л.К. Акмеологические основы управления педагогическими системами / Л. К. Шиян.- М.: РИЦ «Альфа», 2003. 225 с.
  132. Школа взросления / Гл. ред.: Адамский А. И. М.: Эврика, 2004. — 304 с. (Библиотека культурно-образовательных инициатив)
  133. , В.М. Человековедческая компетентность менеджера: управленческая антропология / В. М. Шепель. М.: Дом педагогики, 2000. — 554 с.
  134. , P.M. Развитие образования взрослых на селе : научно-методическое пособие для организаторов образования взрослых на селе / P.M. Шерайзина и др. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 141 с.
  135. , P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования: теоретико-методологический аспект: дисс.. докт. пед. наук / P.M. Шерайзина. -СПб.: ИОВ РАО, 1994. 349 с.
  136. , Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. М., 2005.
  137. , Г. П., Котельников, С.И. Организационно деятельностная игра как форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Г. П. Щедровицкий, С. И. Котельников.- Нововведение в организациях. М.: Стройиздат, 1983. — С.52−53.
  138. , Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.
  139. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999.
  140. , К. Г. Технология научного исследования: учебное пособие / К. Г. Эрдынеева. Чита: ЧитГУ, 2005. — 124 с.
  141. , Ю.Г. Педагогическое обеспечение становленияиндивидуальных образовательных траекторий учащихся 5−7 классов :
  142. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. Г. Юдина. Красноярск, 2005 — 247 с.
  143. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг — пер. С. Лорие — под ред. В. Зеленского. СПб.: Азбука, 2001.
  144. , И.С. Психологическое обеспечение выбора образовательной траектории ученика / И. С. Якиманская. Сб.: «Образовательная программа — маршрут ученика». / Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.:2000. — 228с.
Заполнить форму текущей работой