Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Некоторые аспекты предупреждения профессиональных заболеваний у педагогов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка результатов проста. Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты «стресс-коронарного типа». Особенно стоит обратить на себя внимание тем, кто ответил утвердительно более чем на 10 вопросов. Вот некоторые рекомендации для людей с чертами «стресс-коронарного типа». Медленно, с удовольствием потянуться (если позволяет ситуация… Читать ещё >

Некоторые аспекты предупреждения профессиональных заболеваний у педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большое значение для предупреждения потерь здоровья имеет повышение грамотности учителей школ в этих вопросах. В связи с этим специалисты предлагают выполнять некоторые рекомендации по сохранению здоровья (25).

Стрессовые ситуации в работе учителя

Стресс (точнее — дистресс) является одним из основных негативных факторов в работе учителя. Распространенное понятие «школьного стресса» относится не только к учащимся, но и к учителям. Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Люди с меланхолическим темпераментом, чувствительной нервной системой легче «заражаются» стрессом; флегматики, люди с сильной волей и твердым характером менее зависимы от состояния окружающих.

Основополагающий элемент нашей образовательной системы — урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 45 мин. решить запланированные задачи. К этому добавляется необходимость одновременно решить несколько общепедагогических задач, которые сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности. Кроме того, любое деловое общение с людьми потенциально стрессогенно. Поэтому умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя.

Ниже приведены рекомендации, которых необходимо придерживаться при возникновении напряженной ситуации, угрозе стресса или на начальных стадиях его формирования.

Задержка дыхания на вдохе. На некоторое время (обычно достаточно 10—15 сек.) задержать дыхание, сосредоточившись на себе. При этом можно медленно считать про себя, можно даже закрыть глаза.

Сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и медленно отпустить. Повторить 2—3 раза с небольшими паузами. Обратить внимание на потепление в кистях, их расслабление и как оно медленно охватывает всю руку.

Мысленно отключиться, от взволновавшей ситуации, минуту-другую заставить себя думать о чем-то совершенно ином, представить себе во всех подробностях какой-то образ, картину природы.

Медленно, с удовольствием потянуться (если позволяет ситуация), «размять» мышцы тела, сделать несколько физических упражнений, самомассаж (особенно полезно промассировать пальцы рук, шейнозатылочную зону). Вообще, физическая нагрузка — лучший способ избавиться от стресса.

Наряду с физическими упражнениями, хорошим антистрессовым действием обладают эмоционально-голосовые психотехники. Улыбнуться, засмеяться, выкрикнуть что-нибудь — хорошая возможность изменить свое состояние.

Люди, для которых типично нахождение в состоянии стресса, отличаются определенными чертами характера. Уже одна особенность этого типа людей — погруженность в работу, сближающая их с «трудоголиками», — свидетельствует о том, что среди педагогов представителей этого типа немало. Для того, чтобы проверить себя на выраженность этих черт личности, можно использовать опросник, в котором предусмотрено 2 варианта ответов: «да» или «нет».

  • 1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)?
  • 2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены?
  • 3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо еще способом ускорить беседу?
  • 4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов, вместо того чтобы проявить желание выслушать других людей?
  • 5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе?
  • 6. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?
  • 7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (т. е. обладать чем-либо или испытывать себя)?
  • 8. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т. д.)?
  • 9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?
  • 10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?
  • 11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат, нежели удовольствие от процесса?
  • 12. Трудно ли вам посмеяться над собой?
  • 13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?
  • 14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нем?
  • 15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?

Оценка результатов проста. Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты «стресс-коронарного типа». Особенно стоит обратить на себя внимание тем, кто ответил утвердительно более чем на 10 вопросов. Вот некоторые рекомендации для людей с чертами «стресс-коронарного типа».

Отношение к юмору. Людям с таким складом личности нужно стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например приостановиться, оглянуться и постараться оценить забавную сторону той или иной ситуации, своей работы.

«Расширение горизонтов». Люди с подобным типом личности склонны слишком сильно погружаться в работу. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается другим интересам.

Лучшее, понимание других людей. Большинство людей с особенностями этого типа просто не сознают, что окружающие отличаются от них по темпераменту, ценностям, устремлениям и т. д. Важно научиться признавать право окружающих быть другими (самими собой).

Более активная передача полномочий. Невозможно и неправильно пытаться все сделать самостоятельно. Надо научиться передавать полномочия, больше доверять другим людям (что особенно актуально для руководителей).

Уменьшение нагрузок в течение дня. Людям такого типа необходимо стараться все делать немного медленнее, отодвигать подальше окончательные сроки, ходить, перемещаться и говорить с меньшей скоростью, избавляясь от лихорадочного образа жизни.

Большая терпимость по отношению к себе и окружающим. Людям такого типа необходимо внимательнее, терпимее относиться к себе, а не только предъявлять все возрастающие требования. Следует больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказаться, не прерывая их. Важно, хотя это и непросто, осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение, вместо того чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой