Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека: На прим. 
худож.-граф. 
фак

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяя показатели сформированности графического художественного образа в изображении фигуры человека, мы учитывали два момента. Во-первых — на первой стадии формирования графического художественного образа человека огромную роль играет художественно-образное восприятие самой постановки, на основе образного мышления и образной памяти. При этом надо учитывать тот факт, что студент «пропуская… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Художественный образ в рисунке
    • 1. Художественный образ как процесс познания
    • 2. Значение и роль изобразительного материала в формировании художественного образа
    • 3. Характер и специфика художественно-графического образа
    • 4. Выводы по материалам первой главы
  • ГЛАВА 2. Факторы, влияющие на формирование художественно-графического образа в процессе изображения фигуры человека с натуры
    • 1. Основные факторы, влияющие на активность формирования художественно-графического образа в процессе восприятия модели
      • 1. 1. «Вживание» в характер модели
      • 1. 2. Акцент в педагогической установке на восприятие «внутреннего» содержания модели
      • 1. 3. Учет и творческое воплощение индивидуально-психологических особенностей личности рисующего в процессе восприятия модели
    • 2. Основные факторы становления художественно-графического образа при работе в материале
      • 2. 1. Осознанность в выборе студентом конкретного материала и техники рисунка
      • 2. 2. Обусловленность «материально-графического» мышления индивидуальными особенностями личности студента
      • 2. 3. Значимость педагогического руководства в формировании графического художественного образа при изображении фигуры человека с натуры
    • 3. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование формирования художественно-графического образа в процессе изображения с натуры фигуры человека
    • 1. Проверка уровня сформированное&trade- художественно-графического образа у испытуемых (констатирующий эксперимент)
    • 2. Определение эффективных путей и методов формирования художественно-графического образа в процессе изображения с натуры фигуры человека (поисково-формирующий эксперимент)
    • 3. Методы формирования художественно-графического образа у студентов ХГФ в процессе изображения с натуры фигуры человека

Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека: На прим. худож.-граф. фак (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сложность подготовки учителя изобразительного искусства заключается в том, что с одной стороны он должен быть высококвалифицированным педагогом, а с другой — художником-профессионалом. Поэтому подготовка его как специалиста большого уровня предполагает решение целого ряда тесно связанных между собой задач:

Учитель изобразительного искусства, призван, прежде всего, развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к художественному наследию, учить пониманию сущности изобразительного творчества. Уже в силу только этих причин есть острая необходимость в подготовке такого специалиста-художника, педагога, который бы обладал знаниями не только по теории и истории искусства, владел умениями и навыками реалистического изображения действительности, но и глубоко понимал и ясно представлял себе процесс формирования художественного образа. Так, помимо знаний основ изобразительной грамоты, он должен быть знаком с психологией, особенно невербального общения, помогающей полнее раскрывать духовный мир человека. Учитель, обладающий такими качествами, способен научить своих учеников глубоко понимать произведения изобразительного искусствасамостоятельно создавать посильные, реалистические художественные образы человека.

К сожалению, периодические выставки последних лет демонстрируют нам, что художники реалистического направления редко обращаются к образу человека в своем творчестве. Однако, и те немногие работы, которые все же встречаются на выставках, не отличаются высоким мастерством и глубиной психологического образа, в сравнении, например, с художниками первой половины нашего столетия. Это еще раз заставляет задуматься о совершенствовании системы художественного и художественно-педагогического образования.

Важное место в художественном воспитании и образовании подрастающего поколения занимает рисунок с натуры. В наше время он рассматривается как процесс познания, активного изучения натуры и процесс образного отражения реальной действительности. То есть, рисунок с натуры можно рассматривать как художественно-образное отражение объективной ' действительности графическими средствами. Решение основных, тесно связанных между собой задач включает в себя процесс рисования, это создание художественного образа в сознании рисующего и его воплощение в материале с помощью художественных средств выражения.

Решение важнейшей педагогической проблемы формирования графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека заключается в том, чтобы не только дать обучаемому определенную сумму конкретных знаний, но и активизировать, заставить «работать» скрытые резервы творческих возможностей будущего художника-педагога. Художник-педагог должен уметь не только правильно организовать восприятие студентами натуры — ее «прочтение», дать методическую установку на образное и графическое ее восприятие, но. и постепенно развивать у них такое качествокак способность видеть через внешнюю форму (в нашем случае фигуру человека) «внутреннее» содержание модели. Это является важным моментом активно влияющим на умение связывать учебные задачи с творческими, что, в свою очередь, направляет внимание студента на создание графического художественного образа изображаемого человека.

Исследования путей формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека, выступает важнейшим условием совершенствования как специальной так и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства с ориентацией его на активную творческую деятельность.

Анализ специальной исторической, педагогической и методической литературы показывает, что отдельные вопросы, связанные с решением проблемы формирования графического художественного образа находились в центре внимания известных-, русских и советских, художников-педагогов. Такие авторитеты в искусстве и художественной педагогике какИ.Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, А. Н. Соловьев, К. Ф. Юон, К.И. Фино-генов, К. М. Максимов и другие активно, настойчиво и во многом справедливо отстаивали научную академическую школу рисования. Однако, единства взглядов по вопросам формирования графического художественного образа у них не было. Такое положение во многом сохраняется и сегодня.

Работы известного советского ученого, художника, педагога Н. Н. Волкова позволяют по-новому взглянуть на решение проблемы формирования художественного образа. Важным звеном в решении этой проблемы является утверждение автора о том, что на первом этапе рисования с натуры восприятием «руководит» натура, а на втором этапе восприятие самого рисунка оказывает существенное влияние на восприятие модели. Это положение было блестяще доказаны в 1950 году в его докторской диссертации по психологии на тему «Восприятие предмета и рисунка».

В дальнейшем в исследованиях особенностей мышления — в различении отдельных процессов по их психологическому содержанию, большой вклад внеслитакие ученые как: Б. Г. Ананьев, К. К. Григорян, JI.B. Меньшикова, О. И. Никифорова, И. С. Якиманская, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, Е. И. Игнатьев — «образное мышление». В. Н. Брюшкин, А.В. Бруш-линский, O.K. Тихомиров — «логическое мышление». В. В. Борисов, С. Г. Капланова, С. Х. Раппопорт, Я. А. Пономарев, B.C. Тюхтин, Р. Арнхейм, В. И. Кириенко, П. В. Просецкий, А. Н. Лук, Л. С. Коршунова и др. — «художественное мышление». Многие из них. указывают на тесное взаимодействие эмоциональных и рациональных начал в процессе формирования образного мышления, раскрывают сущность, природу и специфические особенности этого взаимодействия, выявляют отдельные показатели его развития:

Философскоэстетические исследования таких авторов как: А. С. Мигунов, В. Ф: Асмус, М. С. Коган, К. Горанов, Р. А. Зись, А. И. Буров, Г. Л. Ермаш, Н. Л. Лейзеров й др., свидетельствуют о том, что функционально значимой и целостной единицей искусства, является художественный образ, создание которого всегда представляет собой акт творчества, реализацию творческих способностей художника.

Однако все эти исследования касаются общих научно-теоретических проблем и положений. В них не решается проблема частной методики преподавания изобразительного искусства. Поэтому, формирование художественного образа в изобразительном искусстве, как отдельно взятая проблема, естественно, ими не рассматривалась. Однако, результаты этих исследований, отдельные теоретические выкладки, могут послужить хорошим материалом для создания современной методики преподавания рисунка в системе художественно-графических факультетов. Такие исследования уже появились в конце 90-х годов. Так, например, исследование Л. Г. Медведева касающееся проблемы формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку.

Особенный интерес для нас представляет именно это исследование, в которой опыт изучения психологами образного и художественного мышления, нашел свое применение для обоснования отдельных положений методики формирования графического художественного образа на занятиях рисунком. Медведев разработал последовательность заданий и упражнений, направленных на формирование графического художественного образа, дал научно-методическое обоснование (оперируя основными положениями, известных психологов и педагогов в области развития творческих способностей) программы, в которой учтены эмоционально-образные и вербальное логические основы академического рисунка. Следует отметить, что некоторые пути в решении им этой сложной проблемы послужили отправной точкой для нашего исследования. Уместно отметить, что рисование фигуры человека является одним из самых сложных видов рисования в учебном процессе, и во многом выступает основным показателем профессиональной подготовки художников-педагогов. Однако, проблема формирования графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека не нашла в его работе должного отражения Следовательно, проблема формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека заслуживает отдельного рассмотрения, v ¦

Таким образом, проблема исследования заключается в определении эффективных путей и методов, способствующих развитию художественно-образного восприятия натуры (фигуры человека) и образного мышления студентов художественно-графических факультетов, что, в свою очередь, способствует активному формированию графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека.

Цель исследования: на основании анализа результатов основных исследований по психологии, педагогике и методике рисунка, экспериментального поиска сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы, способствующие формированию графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека.

Объект исследования: процесс формирования графического художественного образа от восприятия натуры (фигуры человека) до воплощения ее в материале у студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования: методы, активизирующие формирование графического художественного образа у студентов старших курсов художественно-графических факультетов в процессе рисования с натуры фигуры человека.

Изучение и анализ литературы по вопросам философии, педагогики, психологии, методики рисунка, истории искусства, ознакомление с научными публикациями, педагогическим опытом преподавателей вузов, личный опыт автора позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: если в процессе обучения постоянно, активно и целенаправленно ставить перед студентами конкретные задачи направленные на выражение графического художественного образа в процессе рисования фигуры человека, применяя при этом методы обучения рисунку, построенные на достижениях современной науки, используя специальные упражнения и целевые установки, то можно добиться более эффективного развития художественно-образного мышления у студентов.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: провести сопоставительный анализ понятия «художественный образ» в таких науках как: психология, философия, искусствоведениепроследить, как рассматривался вопрос о формировании художественно-образного мышления рисующих средствами изобразительного искусства (исторический экскурс);

-— сформулировать рабочее определение понятия «графический художественный образ" — определить исходный уровень сформированности графического художественного образа у студентов старших курсовтеоретически обосновать психолого-педагогические условия, и проверить методы, максимально способствующие формированию графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человекаразработать систему упражнений и заданий способствующих активному формированию графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследованияанализ программ по рисунку в художественных учебных заведенияхизучение состояния преподавания рисунка на старших курсах художественно-графических факультетов;

-— анализ и оценка студенческих работ (рисунков) полученных в процессе практической и экспериментальной работыцеленаправленное наблюдение за процессом создания студентами 4 и 5 курсов рисунков с натуры, по памяти и по представлениюиндивидуальные беседы с преподавателями рисунка на художественно-графических факультетах и студентамианкетирование, направленное на выявление основных психолого-педагогических условий формирования графического образа при обучении студентов старших курсовразработка методических указаний в виде системы заданий и упражнении, направленных на формирование графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человекаобработка и обобщение результатов экспериментального исследования;

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1) выявлены психолого-педагогические условия, которые дают возможность эффективно формировать у студентов старших курсов художественно-графический образ в процессе рисования с натуры фигуры человека;

10 .

2) экспериментально исследована зависимость уровня развития образного мышления от того, насколько эффективно внедряются в практику обучения рисунку на художественно-графических факультетах, современные достижения психологии, педагогики и методики рисунка.

3) разработана и экспериментально проверена обоснованная методика формирования графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные в ней методы формирования графического художественного образа в процессе изображения фигуры человека могут быть использованы в процессе обучения рисунку учащихся различных художественных заведений- { материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по рисунку в педагогических учебных заведениях, а также могут быть учтены при подготовке методических пособий по рисунку для студентов старших курсов художественно-графических факультетов. '.

Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы о художественном образе как процессе познания действительности. Экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.

Апробация исследования проходила на практических занятиях по рисунку на ХГФ МГПИ им. В. И. Ленина. Результаты исследования его отдельные положения, теоретические. $ыводы обсуждались на заседаниях кафедры рисунка указанного вуза, на заседаниях Совета художественно-графического факультета.

Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В работу вошли таблицы, графики, рисунки отражающие результаты экспериментальной работы.

§ 3. Выводы по второй главе.

Итак, в данной главе мы установили, основные факторы влияющие на процесс формирования графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека.

Таким образом, мы отметили:

1. Формирующийся в сознании рисующего художественный образ модели связан, прежде всего, с индивидуальными особенностями личности студента (мировоззрение, темперамент, мышление и т. д.), что откладывает отпечаток на все процессы его изобразительной деятельности. • ¦

2. Такие моменты, как уровень глубоких знаний о человеке вообще и как об объекте изображения, существенно влияют на формирование образа, как в сознании, так и в рисунке. Так, для того чтобы сложившийся образ был достаточно «ярок» необходимо знать, как человек устроен физически (пластическая анатомия, пропорции, возрастные и половые особенности строения). А так же как он устроен духовно, каков его внутренний мир.

3. Если физическую сторону человека узнать относительно просто, то постичь внутренний мир задача достаточно сложная, поскольку каждый человек не повторим. Но, как мы отметили, существуют пути познания человека и с этой стороны. Это психология и ее раздел физиогномика — наука распознавания душевных свойств по чертам лица, движению рук и другим телодвижениям. А так же метод наблюдений за проявлением у человека внутреннего через внешнее (поза, жест, мимика, одежда, прическа и т. д.). То есть от степени развития художественной наблюдательности, умения подмечать типичное и индивидуальное в людях. Самонаблюдение художх цика его личный жизненный опыт тоже вносят существенный вклад в познание душевной жизни человека.

4. Важно отметить, что непременным условием успешного познания человека является интерес, желание самого художника к постижению мира человека, с целью создания наиболее ярких и «живых» образов в своих произведениях. Но поскольку мы имеем дело со студентами, у которых творческие интересы и предпочтения различны (кто-то любит работать над натюрмортами, кто-то над пейзажами и т. д.), перед педагогом встает задача вызвать интерес к изучению и познанию человека как объекта художественного воплощения.

5. Насколько ярко будет выражен художественный образ в рисунке, зависит от уровня художественного мастерства, поскольку только свободное владение техникой рисунка можно предать, донести до зрителя свое понимание образа модели. От умения использовать возможности графических материалов для передачи выразительности образа натуры.

6. Поскольку речь идет не о профессиональных художниках, а о студентах то непременным условием успешного формирования графического художественного образа является педагогическое руководство на всех этапах работы: от восприятия натуры до завершения рисунка.

Следовательно, при определении эффективных методов формирования у студентов графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека мы должны ориентироваться: на учет индивидуально-психологических особенностей личности студентовна активизацию познавательного интереса к всестороннему изучению человекана развитие художественно-образного восприятияна развитие образного мышленияна повышение уровня графической грамоты и совершенствование техники рисования.

Глава 3. Экспериментальное исследование формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека.

В поисках оптимальных путей, методов и педагогических условий, способствующих эффективному формированию графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека, мы исходили из того, что процесс формирования художественного образа человека достаточно сложный, состоящий из двух основных этапов — восприятия и художественного воплощения в материале. К тому же на данный процесс оказывают влияние целый ряд психологических факторов, относящихся к индивидуальным особенностям личности студента. Это и эмоциональность восприятия, и уровень развития образного мышления, и особенности темперамента.

В целях получения объективных результатов нашего исследования мы определили показатели и критерии оценки уровня сформированности графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека. Они были определены на основании анализа научной и методической литературы, а так же фактов личной художественной и педагогической деятельности.

Определяя показатели сформированности графического художественного образа в изображении фигуры человека, мы учитывали два момента. Во-первых — на первой стадии формирования графического художественного образа человека огромную роль играет художественно-образное восприятие самой постановки, на основе образного мышления и образной памяти. При этом надо учитывать тот факт, что студент «пропуская» образ натурной постановки через свое сознание как бы «дорабатывает» его, и определить какие качества приобрел художественный образ на уровне восприятия, является задачей чрезвычайно сложной. Это внутренняя «невидимая» часть работы сознания. Результаты такой работы можно «проследить» и проконтролировать по графическим изображениям. Можно считать установленным фактом, что в самом графическом изображении отражается общий результат работы сознания. Однако необходимо признать и тот факт, что нет тождества между образом восприятия и отображенным графическим образом. Следовательно, этот факт может быть серьезным препятствием для полного выражения в рисунке сформированного в сознании художественного образа. Поэтому мы сочли необходимым выделить отдельно группу критериев характеризующих уровень развития изобразительных способностей, овладения умениями и навыками практической работы.

Таким образом, были определены следующие показатели сформиро-ваиности графического художественного образа в изображении с натуры фигуры человека:

— сформированность художественно-образного восприятия натурной постановки и графического изображения;

— сформированность знаний, умений и навыков для грамотной передачи воспринятого.

Первый показатель определяют следующие критерии: В процессе восприятия модели.

1) умение по внешним признакам (черты лица, особенности фигуры, стиль одежды, прическа и т. д.) определить характер изображаемого человека;

2) умение по физиогномическим знакам (мимика, жест, поза и т. д.) определить «внутреннее», на конкретный момент состояние человека;

3) способность сопереживать и умение «прочувствовать» состояние позирующего человека (модели).

В процессе восприятия модели и графического изображения.

4) осознанность в выборе формата (в соответствии с образным содержанием постановки) — s.

5) осознанность в выборе графического материала для передачи художественного образа модели;

6) умение выделять главное, подчеркивающее индивидуальность модели;

7) степень свободы владения художественными, графическими средствами выражения образа (разнообразие линий, мягкий или жесткий штрих, тональные соотношения и т. д.);

Второй показатель определяют следующие критерии:

1) знания, умения и навыки в области композиции;

2) передача пропорций;

3) передача характера формы модели;

4) передача ракурса изображаемой модели;

5) методическая последовательность ведения работы;

6) умение работать с различными графическими материалами;

7) знание и умение грамотно применять в графическом изображении основные законы пластической анатомии, распределение светотени на форме, тональных отношений;

8) знание «языка» телодвижений и умение применять его как важнейшее средство в передаче графического художественного образа изображаемой модели.

Для оценки уровня сформированности художественно-графического образа в процессе рисования с натуры фигуры человека мы использовали готовые рисунки, наброски, зарисовки фигуры человека, результаты анкетирования и опроса студентов, наблюдения за процессом работы студентов над академической постановкой.

Большая часть исследования проводилась на базе Московского государственного университета им. В. И. Ленина и Витебского педагогического института им. С. М. Кирова в период с 1996 по 1998 год.

Были проведены констатирующий и поисковый эксперименты, которыми было охвачено 250 студентов четвертых и пятых курсов художественно-графического факультета.

В констатирующем и поисковом экспериментах применялись следующие методы исследования: проведение практических занятий по рисунку, анкетирование, опрос студентов, индивидуальные беседы с ними, а так же с ведущими художниками-педагогами:

§ 1. Проверка уровня сформированное&tradeхудожественного графического образа у испытуемых (констатирующий эксперимент). j.

Цель констатирующего эксперимента — выявление исходного уровня сформированности художественного, графического образа в изображении фигуры человека у студентов художественно-графических факультетов. В задачи эксперимента входило:

1. Установить уровень профессиональной подготовки и особенности графического стиля в изобразительной деятельности к моменту изучения фигуры человека.

2. Выявить уровень владения графическими материалами.

3. Выявить уровень сформированности художественно-образного восприятия в изображении фигуры человека.

Для решения данных задач мы использовали следующие методы исследования: наблюдение за процессом работы студентов над академическим рисунком на занятиях и во вне учебное время (самостоятельные занятия) с последующим занесением данных в дневниканкетированиеустный опрос студентованализ набросков, зарисовок и законченных рисунков во время итоговых семестровых просмотров.

Эксперимент проходил в несколько этапов. На первом этапе (1995;96г.) мы провели параллельный анализ набросков и зарисовок с фигуры человека выполненных студентами 1-ых, 2-ых и 3-их курсов. Всего было проанализировано 250 работ. Рисунки отбирались на итоговых семестровых просмотрах. В набросках и зарисовках нас интересовали следующие показатели: — умение находить образно выразительную натуру, интересный сюжет, мотив для зарисовок и набросковиспользование разнообразия графических материалов для изображения фигуры человекаиспользование художественных средств для выражения образного содержания натуры (разнообразие линиймягкая лепка или штрихтоновые отношения, пятнакомпозиционное решение и т. д.) — стремление выразить психологическое состояние модели через мимику, жесты, движение и т. д.;

Выявление перечисленных показателей было необходимо для установления уровня художественно-образного восприятия, с которым они подходят к изучению фигуры человека. Результаты анализа набросков и зарисовок позволили нам отметить, что большинство студентов подходят к выбору натуры необдуманно, нецеленаправленно. Действия, движения, жесты, отраженные в набросках фигуры человека, часто носят случайный характер и не являются художественно выразительными. Графические материалы, используемые для зарисовок, не отличаются разнообразием. В основном используется карандаш, фломастер, гелиевая ручка. При этом, линии, штрихи, тональные пятна используются не как художественно-выразительные средства для выражения «образности» натуры, а как средства передачи контура, объема, конструкции. Наброски и зарисовки где рисующий пытался передать психологическое состояние натуры, составляли всего 5−7% от общего числа проанализированных рисунков. Таким образом, мы определили: несмотря на то, что студенты к моменту изучения фигуры человека умеют достаточно хорошо проводить «конструктивный» анализ натуры в своих набросках и зарисовках и владеют «техникой» рисования, уровень художественно-образного восприятия остается достаточно низким для изображения фигуры человека. Наброски и зарисовки, выполненные студентами 1−3-их курсов, наглядно демонстрируют недостаточное развитие «художественной наблюдательности».

Поскольку ранее мы установили, что уровень владения изобразительным материалом оказывает существенное влияние на процесс формирования графического художественного образа, нам необходимо было определить этот уровень у студентов художественно-графического факультета. С этой целью мы провели анкетирование студентов с 1 по 5 курс. Такой диапазон охвата позволил нам проследить динамику использования студентами того или иного графического материала в течение всего срока обучения. Было обработано 250 анкет.

Анкета состояла из четырех вопросов (см. анкета 1 на стр. 109). Известно, что знание большого выбора материалов предполагает возможность использования их в своей работе, обогащая тем самым «образный язык» в рисунке, поэтому первый вопрос был направлен на выявление осведомленности студентов по существующим графическим материалам.

Второй вопрос был направлен на выяснение того, стремятся ли студенты к разнообразию в практическом использовании графических материалов. Третий — на выявление уровня владения теми или иными материалами. Этот же вопрос помог установить, какие материалы наиболее распространены среди студентов. Четвертый вопрос — на выявление фактического выбора графических материалов в зависимости от различных видов рисования, целей и задач, времени исполнения рисунка (предпочтительность выбора).

Анкета была составлена таким образом, чтобы студент мог только вписать тот графический материал который, по его мнению, соответствовал содержанию вопроса. Время на заполнение анкеты ограничивалось 10-ю минутами во время перерыва между занятиями.

Анкета 1.

Ответьте на следующие вопросы: 1. Какие вы знаете графические материалы:

1——— ————————— 5.————————- - 9 ——————-—.

2.———————————— 6.———————————- 10.—————————;

3 .————————————— 7.———————————— п.—————————;

4. ————-г——————-— 8.———————————— 12.—————————;

2. Какими графическими материалами Вы уже работали хотя бы раз: 1,——-————————— 6.———————————;

2————————————- 7—————————- ;

3————————————— 8———————————;

4————————————— 9———————————-г.

5 .—————————————ю.———————————.

3. Выделите кружочком номер материала возможности и технику работы с которым вы хорошо знаете и свободно им владеете.

4. Какие из материалов вы чаще используете:

1. на академическом рисовании:

2. при выполнении зарисовок, набросков:

3. при выполнении самостоятельных творческих рисунков:

Результаты (в процентах) обработки анкетных данных отражены в таблице 1 (на стр. 110). За 100% мы брали общее число опрошенных студентов на каждом курсе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Конечной целью методики преподавания изобразительного искусства всегда была подготовка творчески активной личности. Личности, которая стремится развивать свои творческие способности путем активного познания окружающей действительности. Постижение студентами художественного образа натуры (в нашем случае фигуры человека), осуществляется через всестороннее ее изучение, от непосредственного восприятия до реализации в материале рисунка. В этом процессе рисующий овладевает как общечеловеческими знаниями, так и профессиональными.

Анализируя данные констатирующего эксперимента мы установили, что студенты старших курсов испытывают большие трудности при решении образных задач в процессе изображения фигуры человека. Эти трудности обусловлены прежде всего тем, что большинство рисующих не имеют полного представления о том что такое художественный образ и как он решается в графическом материале. В свою очередь, недостаточно развитое умение наблюдать и «видеть» образное содержание натуры, целенаправленно ее анализировать превращает творческий процесс создания художественного образа человека в бездумную штудию.

Все вышесказанное позволило нам предположить следующее:

— для того чтобы активно формировать графический художественный образ, необходимо научить студента в процессе наблюдения фигуры человека «видеть» размышляя;

— познакомить студентов с последними достижениями в области философии, психологии, педагогики, а так же в области истории и методики, изобразительного искусства.

Проведенный в первых главах нашего исследования анализ научно-методической литературы позволил нам определить, что процесс формирования графического художественного образа при изображении с натуры фигуры человека условно состоит из двух основных этапов: формирование «мысленного» образа посредством восприятия натурыформирование рисуночного образа посредством воплощения с помощью графического материала «мысленного» образа в рисунок.

Исходя из вышесказанного, мы выделили в учебном процессе те факторы, которые могут активно влиять на становление каждого из этих этапов. Так, как показали результаты исследования, на первом этапе важную роль играет сама натура, ее эмоциональное воздействие на студентов. Натура является как бы стимулом, толчком к творческому процессу. На этом этапе педагогу очень важно дать студентам установку на образное восприятие «внутреннего» содержания модели через всесторонний анализ внешней формы (фигуры человека). Поскольку, цель, определяемая установкой педагога, является своеобразным регулятором процесса наблюдения. Мы выделили в процессе восприятия модели человека два наиболее важных типа установок:

1) установка на целенаправленное наблюдение человека как объекта художественного воплощения;

2) установка на всестороннее познание человека с целью создания посильного психологического образа.

Следует отметить, как показал анализ теоретической части исследования, успешность протекания процесса формирования художественного образа в сознании рисующего зависит не только от воздействия натуры и целевой установки, но и от комплекса особенностей личности воспринимающего, от того, как воспринимаемое обогащается личным опытом рисующего и соотносится с его индивидуальностью. Все составляющие личности (мировоззрение, Темперамент, интересы и т. д.) откладывают свой отпечаток как на процесс художественно-образного восприятия натуры, так и на процесс воплощения художественного образа в графическом материале.

На этапе формирования рисуночного образа, помимо выше сказанного, существенную роль играет степень осознанности студентами выбора того или иного графического материала и «техники» исполнения. Иными словами.

— уровень графического мастерства. Поскольку ни один замысел не может быть реализован без овладения художественными средствами выражения. Кроме того, в учебном процессе, на данном этапе формирования художественного образа, невозможно обойтись без грамотного, научного педагогического руководства. Изучение педагогического наследия, методов и приемов обучения рисунку фигуры человека позволили нам выделить и апробировать на практике те методы и приемы, которые, на наш взгляд, наиболее эффективно влияют на развитие художественно-образного восприятия и образного мышления студентов художественно-графических факультетов. На основе данного материала и результатов констатирующего, поисково-формирующего экспериментов мы определили методы активизации форми-, рования графического художественного образа в процессе рисования с натуры фигуры человека у студентов старших курсов художественно-графических факультетов. Они следующие:

— Копирование работ мастеров — рисовальщиков, где художественный образ человека решен наиболее ярко через фигуру.

— Рисование по памяти ранее изученной модели.

— Наброски и зарисовки с установкой на выражение различных эмоциональных состояний человека (как с натуры, так и по представлению).

— Описание (устное или письменное) наблюдаемой натуры, с выделением (акцентированием) тех внешних данных (черты лица, особенности фигуры, прическа, мимика, жест, поза и т. д.), которые наиболее глубоко раскрывают «характер» и индивидуальность человека.

— Наброски и зарисовки с натуры людей с целью отобразить характерные движения для тех или иных действий. Например, «бег», «падение», «прыжок», «драка» и т. д.

— Анализ произведений мастеров (Иванов, Репин, Серов, Ге, Домье и др.), с целью наглядного показа того, как художники через внешнюю форму отображают «внутреннее» содержание изображаемого человека.

— Педагогическая установка на «внутреннее» содержание модели.

Для повышения уровня знаний, умений, навыков графического изображения фигуры человека мы использовали такие методы и приемы как:

— Демонстрация графических листов, где хорошо видны изобразительные возможности конкретного графического материала, при сознательном его использовании для изображения фигуры человека.

— Копирование.

— Упражнения на изображение образа литературного героя в графическом материале.

— Наброски и зарисовки фигуры человека или группы людей, с установкой педагога на использование конкретного материала (мелки, тушь-перо, тушь-кисть, цв. карандаши, акварель и т. д.).

— Конструктивные зарисовки фигуры человека в движении (каждая фаза движения зарисовывается отдельно).

— Демонстрация, с последующим анализом, рисунков фигуры человека (как мастеров, так и ученических) выполненных в различной технике, (жесткий штрих, мягкий штрих, работа тональным пятном, растирка и т. д.).

При организации учебно-творческого процесса мы ориентировались на:

1) учет индивидуально-психологических особенностей личности студентов;

2) активизацию познавательного интереса к всестороннему изучению человека;

3) развитие художественно-образного восприятия;

4) развитие образного мышления;

5) повышение уровня графической грамоты и совершенствование техники рисования.

Наблюдая за работой студентов, мы выдёлили те моменты, которые влияют на качество восприятия натуры:

— понимание рисующим главной учебной задачи;

— наличие у студента определенных теоретических знаний, связанных с изображением человека;

— умение правильно оценить, осмыслить особенности «сюжета» постановки;

— правильное восприятие натуры и изображения.

А так же учитывая рекомендации психологов и других исследователей мы выделили те качества восприятия, которые характеризуют его профессионально-художественные особенности. Эти особенности, прежде всего, связаны с изобразительной деятельностью: ''.

1. Активный, целенаправленный характер восприятия, который проявляется в избирательности, преднамеренной установке на восприятие;

2. Осмысленность, то есть четкое понимание рисующими целей, задач предстоящей работы, мысленного плана изобразительной деятельности, необходимое для осуществления замысла, который вместе с тем является планом работы восприятия;

3. Быстрота, умение «схватывать» главное, существенное в натуре, умение подчинить этому второстепенное детали, предпочтительное видение «большой формы», больших тоновых отношений;

4. Полнота восприятия, способность при длительном наблюдении воспринимать и изображать особенности формы, пропорций, фактуры, всю полноту физических качеств натуры;

5. Эмоциональная настроенность восприятия, имеющая важное значение для достижения выразительности рисунка, его образного решения;

6. Скорость реакции — способность быстро найти убедительное композиционное решение, оценить тоновые, пространственные отношения.

В целях повышения уровня художественно-образного восприятия модели (фигуры человека) мы познакомили студентов с методом физиогномических наблюдений и научили использовать его в решении образных задач при изображении человека. С нашей точки зрения, данный метод позволит глубже понимать человека, его духовную и психологическую сущность, что, в свою очередь, будет способствовать «осмысленному» изучению натуры в процессе рисования натурной постановки.

Результаты анализа рисунков, анкет, сравнительная характеристика результатов констатирующего и поисково-формирующего этапов эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенных методов и приемов в процессе формирования графического художественного образа при изображении фигуры человека. Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило правильность выдвинутой нами рабочей гипотезы и показало, что основанная на последних достижениях психологии и методики преподавания рисунка, система заданий и упражнений, а так же целевые установки, оказывают существенное влияние на развитие художественно-образного восприятия, художественного мышления, образной памяти студентов художественно-графических факультетов.

Результаты нашего исследования могут быть использованы не только в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах, но и в системе художественного образования вообще: художественных школах, студиях, художественно-педагогических училищах. Мы также надеемся, что полученные в диссертационном исследовании результаты послужат ориентиром для дальнейших исследований в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алан Низ Язык телодвижений (как читать мысли других по жестам). -М., Издательский дом Гитенбург, 1997. — 248 с.
  2. О.А. Натура и рисование по представлению. М., Изобразительное искусство, 1985. — 152 с.
  3. Ю.Г. Образ и материал. М., Сов. Рос., 1977. — 111 с.
  4. Ю.Г., Левидова М. М. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку и живописи. 2-е изд. исп. и доп. М.: Советский художник, 1986. — 253 с. ил.
  5. .Г. Воспитание наблюдательности школьников. Л., Лениздат, 1940. — 64 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1968.-339 с.
  7. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А. В. Запорожца, Б-В Ломова, В. П. Зинченко. М., 1982. — С. 7 — 31.
  8. А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., 1981.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с., ил.
  10. Ю.Асмус В. Ф. Образ как отражение действительности и проблемы типического //Новый мир. 1953. — № 8.
  11. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -152с.
  12. И.Алимасова Н. А. Изобразительные и дидактические функции графических, средств в учебном рисунке на начальных этапах подготовки художников-педагогов, (кан. дис.) -М., Mill У, 1990.
  13. М.В. Всеобщая история искусств. М.- Л., Искусство, — 286 с.
  14. М.Д. Проблемы учебного рисунка. Л-М., Гос. Издат. «искусство», 1940. — 161 с.
  15. В.М. Секреты режиссуры учителю //Магистр i. 1995. — № 5. -С. 40−46.
  16. .И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 192 с.
  17. А.И. Эстетическая сущность искусства.^М., .1956.
  18. Е.Я. Психология художественного творчествам (Личностный подход). М.: Знание, 1985. — 64 с.
  19. А.О. Наброски и зарисовки: учебно-методическое пособие дляхудожественных училшц и училищ декоративно-прикладного искусства. -М.: Искусство, 1970. 166 е., ил.
  20. В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. (Автореферат)-М., МПГУ, 1991.
  21. П.И. Конструктивный анализ объемных форм в учебном рисунке. Методические рекомендации. М., Прометей, 1989.
  22. У. Графическое представление информации. М., Мир, 1971.
  23. П.П. Состояние преподавания рисунка в художественных вузах и меры его улучшения. //Вопросы художественного образования. -Л., 1978., вып. 22−37 с.
  24. В.М., Короленко П. Эмоции и воображение. -Новосибирск, 1975. 123 с.
  25. А.В. Воображение и познание //вопросы философии. -М., Наука, 1970. 157 с.
  26. Г. В. К вопросу о дарованиях и талантах //Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М., МГПИ, 1983.
  27. В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990. -238 с.'
  28. В. Графическая грамотность и педагогический рисунок// Художественно-педагогический журнал. -1913. № 6. — С. 81−94
  29. Дж. Психология познания. (За пределами непосредственной информации). М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  30. .Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-изд., М., 1985.
  31. Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М., МГУ, 1982. — 173 с.
  32. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.
  33. Н.Н. Мысли об искусстве. М., Советский художник, 1973. -140 е., ил.
  34. Н.Н. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977. — 364 с.
  35. А. Гоголь. М., 1964.
  36. Л.С. Психика, сознание и бессознательное //Элементы общей психологии (основные механизмы человеческого поведения) М., изд. БЗЗ о. При педфаке 2-го МГУ, 1930. 124 с.
  37. B.C. Психология искусства. /Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1982. 345 е., ил.
  38. Г. Лекции по эстетике. т.4, М., 1938−58.
  39. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., Прогресс, 1970. .
  40. В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 246 с.•41.Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1. Искусство, 1970. 517 с.
  41. И.П. Чистяков и его педагогическая система. M-JL: Искусство, 1940. — 203 с.
  42. А.Д. Об искусстве графики. М., Молодая гвардия, 1960.
  43. К.К. Некоторые особенности процесса образного мышления, (кан. дис.). М, МПГУ, 1972.
  44. С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя). JL, Искусство. 1990. — 223 с.
  45. А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. М., Академия художеств СССР, 1961. — 223 е., ил.
  46. Н., Морозов К. Картина и этюд: Творческие вопросы современного изобразительного искусства. М., 1959.
  47. .И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность. Л., Худ. творчество, 1983.
  48. Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. -М.: Изобразительное искусство, 1987. 288 е., ил.
  49. Г. В. Модель и образ. М., Советский художник, 1984. -213 с.
  50. Ильин И. А Собрание сочинений в десяти томах. М., Русская книга т.5, 1995.
  51. Игнатьев Е. И Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению// Психология рисунка и живописи. М., 1954. С. 69−104.
  52. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
  53. .Ф. За мастерство в живописи. М.: Из-во АХ СССР, 1952. -223 с. .
  54. Изготовление наглядных пособий по рисованию/ сост. Г. А. Хохлов под ред. Н.ИЛошакова. М.: Гос. Уч-пед. изд-во МП РСФСР, 1954. — 40 с.
  55. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. — 340 с.
  56. А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971. — 32 с.
  57. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности (док. дис.). М., МПГУ, — 1994.
  58. Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве//Вопросы философии 1966., № 10.
  59. Е.А. Работа и мысли художника. МЦ 1984.
  60. Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М., Высшая школа, 1997. — 271 е., ил.
  61. Р. Память человека. М., 1978.
  62. М.С. Искусство и действительность. М., Просвещение, 1963.
  63. М.С. О путях исследования специфики искусства. //Вопросы эстетики., 1960. № 3.
  64. А.Я. Проблемы объемной формы в учебном рисунке (кан. дис.) М&bdquo- МПГУ, 1977. — 225 с.
  65. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994.
  66. О.Е. Формирование художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством (канд. дис.). М., МПГУ, 1989.
  67. В. О рисунке. -М., Искусство, 1986.
  68. В.П. Идея как форма мышления. Киев, 1963.
  69. A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971.
  70. B.C. Психология. М., Агар, 1997. — 304 е., ил.
  71. B.C. Психология. М., Высшая школа 1982. — 256 с.
  72. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., Просвещение, 1971.- 142 с.
  73. Н.В. Штрих и слово. Л., Художник РСФСР, 1967.
  74. Д.И. Роль творческой индивидуальности художника в образном отражении мира. (Автореферат). Тбилиси, 1982.
  75. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Издательство «Институт психологии», 1996. — 224 с.
  76. Критерии оценки рисунка с натуры (методические разработки) /сост. Антонов А. Т. Владимир, ВГПИ им. П.И.Лебедева-Полянского 1986. -36 с.
  77. В.К. Об организации эксперементально-творческих мастерских на художественно-графических факультетах. //Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства-М: Прометей, 1996. 171с., Вып. 1., С. 37−40.
  78. В.К. Пространственные представления в творческом развитиихудожника-педагога. (Автореф. док. дисс.) М., 1984. 27 с.
  79. А.Ф. Классификация личностей. Л. Гос. изд. 1924. — 290 с.
  80. Л.М. О рисунке. М., Сов. худ., 1966.
  81. Е. К истории европейского рисунка /в книге «Искусство рисунка». -М., 1990.
  82. Н.Л. Образность в искусстве. М., Наука, 1974. — 207 с. 91Лейтис Н. С. Об умственной одаренности. — М., издательство АПН1. РСФСР, 1960.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М&bdquo- Знание, 1984.
  84. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся.- М., 1959.
  85. Ю.М. Лекции по структурной поэтике. /Труды по знаковым системам. М., т.1,1964.
  86. Лук А. Н. Психология творчества. М., Наука, 1978. — 124с.
  87. Лук Н. А. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976, — 73 с.
  88. Лук Н. А. Учить мыслить. М.: Знание, 1985. — 88 с.
  89. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах, — М.-Л., Академия, 1933.Л.2, 491 с.
  90. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., Политиздат, 1971. -40 с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  92. П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.: Мир, 1974, — 550 с.
  93. . Б.Г. Проблема эстетического вкуса/ Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., 1974. Вып. 6. -129 с.
  94. Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку, (док. дис.). М., МПГУ, 1988.
  95. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., Просвещение, 1986.
  96. А.С. Гносеологическая сущность художественного образа. -М., 1980.
  97. А.С. Художественный образ эстетический анализ. М., МГУ, 1980.-96 с.
  98. А. Д. Художественный образ как динамическая целостность М., 1976.
  99. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX в. начала XX в. — М., Искусство, 1967. — 391 е., ил.
  100. Н.М., Белютин Э. М. Школа Антона Ашбе. М., Искусство, 1958. — 116 е., ил.
  101. B.C. Психология индивидуальности, /избр. псих, труды подред. Е. А. Климова. Воронеж., инст. практ. психол. НПО «МОДЭК», 1996.-448 с.
  102. Материалы и техники рисунка, /под ред. В. А. Королева уч. пособие для худ. вузов. М., Изобразительное искусство, 1987. — 93 с.
  103. Мелик-Пашаев А. А. Чувство и образ// Семья и школа. 1983. — № 5. -С. 40−43.
  104. О.В. Учебный рисунок в Академии художеств ХУШ века.-М.: Изд-во АХ СССР, 1951. 82 с.
  105. О.В. Заметки о рисовании человека. Рисунок головы. -М.: искусство, 1960. 67 с.
  106. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.:. Изд. МГУ, 1972.-155 с.
  107. Общая психология /под ред. В. В Богословского / М., Просвещение, 1981.-383 с.
  108. Отчет Нормальной рисовальной школы за 1881−82 учебный год от 23. 01. 1883 г. Центр. Гос. ист. архив (ЦГИА). Ф789. Оп17. Ед. хр.5 JI5.
  109. Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  110. Г. И. Учитесь смотреть и видеть. М.: Просвещение, -120 с.
  111. И.П. Полное собрание соч. 2-е изд. M-JL, 1952, т. З, кн. 2.
  112. Платонов К. К Структура и развитие личности. М., Наука, 1986. -254 с. •
  113. Пособие по рисованию. /Под общ. ред. проф. Д. Н. Кардовского, проф. В. А. Яковлева и доц. К. Н. Корнилова и др., M-JL, 1938.
  114. М.К., Копальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания (альбом 1). Пер. с иг. М.: Советский художник, 1981. — Т.1. — 113 с.
  115. Н.Э. Рисование с натуры. Л., Художник РСФСР, 1978. — 130 с.
  116. С.Х. О природе художественного мышления, /в кн. «Эстетические очерки» вып. 2. М., 1967.
  117. С.Х. От художника к зрителю. М., Сов. художник, 1978.-235 с.
  118. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979. — 392 с.
  119. Ю.И. Образ знак в искусстве. М.,
  120. Н.Н. Академический рисунок. М., Просвещение, 1995. -240 с.
  121. Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 239 с.
  122. Н.Н. Рисование с натуры. Л., Просвещение, 1962.132- Ростовцев Н. Н. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: уч. пособ. для ст-ов ХГФ пед ин-ов. М.: Просвещение, 1987. — 176 е., ил.
  123. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — т.1. — 486с&bdquo- т.2. — 323 с.
  124. В.В. А.М. Соловьев-педагог, художник, человек. М., 1970.
  125. Г. Э. О закономерностях художественного визуального восприятия.-Таллин: Валгус, 1985.
  126. Саво Шаобук Искусство система — отражение. — М., Прогресс, -1976.-222 с. сил.
  127. А.А. Гольбейн. М., 1933.
  128. А.А. Рисунки старых мастеров. М-Л., 1940.
  129. .А. Искусство рисунка. Л., Искусство, 1989. — 256 с.
  130. Н.Н. Пути создания художественного образа: роль воображения в художественном творчестве. М., Знание, 1984. — 63 с.
  131. С.Д. Психология образа. -М., МГУ, 1985. 231 с.
  132. А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуальных особенностей личности студента. (Дисс. канд) М., МГУ 1985. — 199 с.
  133. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, (уч. пос.) М., Аспект-пресс, 1995. — 271 с.
  134. Н.Г. Знак и символ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
  135. А.И. Полный курс рисования/ Под ред. Ларионова. -М.: АЛЕВ, 1996. 160 с.
  136. Н.К. Наброски по памяти. М., Искусство, 1984. — 191 е., ил.
  137. .Н. Индивидуальный подход к студентам в вопросе обучения рисунку. (Дис. канд.) М., Mill У, 1990. — 225 с.
  138. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, Изд-во АН Груз. ССР, 1961.
  139. А.А. Живопись фигуры. Работа над этюдами головы и фигуры человека. -М., Просвещение, 1968.
  140. Учебный рисунок в Академии художеств, (альбом). М.: Изобразительное искусство, 1990. — 160 с.
  141. Учебный рисунок: учебное пособие для высших художественных учебных заведений. М., Искусство, 1995.
  142. В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., Мол. гвардия, 1966. /Творчество., № 3 1963.
  143. М.И. Великие мастера рисунка Рембрандт, Гойя, Домье. — М., Искусство, 1974, — 269 с.
  144. В.А. Основы техники рисунка. М., Профиздат, 1966.
  145. Читать человека-как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк, /сост. Е.ЬС. Знак.- Минск, ПП «Мет" — М, АОЗТ «ЭКСМО», 1995. 343 е., ил.
  146. Ченино Ченини Книга об искусстве или трактат о живописи, /пер. с ит. А. Лужнекой под ред. и со вступ. ст. А. Рыбникова. М., Изогиз, 1933.-139 с.
  147. А.Д. Два мира Домье. М., 1974.
  148. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., Искусство, 1953. — 592, с.
  149. В.В. Генезис способности к зрительной оценки пропорций// Генезис сенсорных способностей/ Под ред. Л. А. Венгера. -М., 1978.-С. 135−161.
  150. Е.В. Композиция: уч. пос. для студентов пед. институтов. М.: Просвещенце, 1986. — 176 е., ил.
  151. Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» М.: Просвещение, 1979. -303 е., ил.
  152. П.М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.-48 с.
Заполнить форму текущей работой