Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Условия ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ развития

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НаиболСС Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² формирования личности, ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π² ΠΏΠΎΠ»Π΅ΠΌΠΈΠΊΠ΅ французских философов Клода Анри Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΡ ΠΈ Π”Π΅Π½ΠΈ Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ. Π’ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ‚Π΅ «ΠžΠ± ΡƒΠΌΠ΅» Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ выясняСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ для развития ΡƒΠΌΠ° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ силу, ΠΎΠ΄Π°Ρ€ΠΈΠ²ΡˆΡƒΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° всСми чувствами. Различия Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ людСй ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ лишь Π² Ρ‚ΠΎΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Условия ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ развития (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ вопрос ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ… формирования Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° становится ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ философско-пСдагогичСских исслСдований Π² XVII Π²., ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° зароТдаСтся научная ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°. Π•Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊ, Π―. А. КомСнский, исходил ΠΈΠ· ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ равСнства людСй ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. ВоспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎ ΠšΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ чСловСчСской ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

ΠœΠΈΠΎΠ³ΠΎΠ°ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² развития личности попытался ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ Π”ΠΆΠΎΠ½ Π›ΠΎΠΊΠΊ. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ философско-пСдагогичСском сочинСнии «ΠžΠ± ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠΎΠΌ»[1] ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… способностСй Ρƒ Π»ΡŽΠ΄Π΅ΠΉ. Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ срСдством ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΎΠ½ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚.

" ΠœΡ‹ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅ΠΌΡΡ Π½Π° ΡΠ²Π΅Ρ‚ со ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ями ΠΈ ΡΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ всС, — ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ Π›ΠΎΠΊΠΊ, — Π½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ этих сил ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°ΠΌ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²ΠΎ Π² Ρ‡Π΅ΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΈ Π²Π΅ΡΡ‚ΠΈ нас ΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²Ρƒ" .

Ѐилософ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ прСимущСства, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ дарования, Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ своСй части ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠΌ упраТнСния ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ях людСй обусловлСны Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, сколько ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ чСловСчСского ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π›ΠΎΠΊΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ воспитаниС.

" Π― Π΄ΡƒΠΌΠ°ΡŽ, — ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ философ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ люди Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π° Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹. Мода, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ вносили Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ сущСствования Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… стран ΠΈ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΈ большиС различия Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ искусств ΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ поколСниями" .

Но Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ воспитаниС Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΠ΅Ρ‚ своих Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ скорСС Π½Π° ΡƒΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΡƒΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ достоинства Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Π˜ΡΡ‚ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›ΠΎΠΊΠΊΠ°, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠΌ. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π›ΠΎΠΊΠΊΠΎΠΌ явно нСдооцСниваСтся. ΠžΠ½Π½Π΅Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ сущСствСнных Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ СстСствСнным состояниСм ΠΈ Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ общСства ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΎ Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ, Π²Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ЀактичСски философ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π» индивидуалистичСский Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠ·ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ чСловСчСскоС общСство Π½Π° Ρ€Π°ΡΡΠ΅ΡΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹. По Π›ΠΎΠΊΠΊΡƒ, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ «ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ сСбС Π½Π° Ρ€ΡƒΠΊΡƒ», ΠΈ Π»ΡŽΠ΄ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ, Π° «ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ чСловСчСских Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ собствСнной Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠΉ» .

Π”ΠΆΠΎΠ·Π΅Ρ„ ΠŸΡ€ΠΈΡΡ‚Π»ΠΈ (1733−1804) Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π›ΠΎΠΊΠΊΠ° Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ различия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ СстСствСнным ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ состояниСм людСй Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ сущСствСнными. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Π»ΠΈΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ общСствСнных связСй, Π½Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½ ΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Π»Π°Π» Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ. Условия для чСловСчСского ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ способностям, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ большСго ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²Π°. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ способности всСх находят своС ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅.

ΠΠ΅Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° формирования личности ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» ирландский философ Π”ΠΆΠΎΠ½ Π’ΠΎΠ»Π°Π½Π΄ (1670−1722). По Π΅Π³ΠΎ мнСнию, Π½ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ, Π½ΠΈ ΡΡ‡Π°ΡΡ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎ, Π½ΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π±Π΅Π· ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй. Π’ΠΎΠ»Π°Π½Π΄ Π²Π΅Ρ€ΠΈΠ» Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ возмоТности всСм людям Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ образования, ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ, общСния.

Ѐранцузский философ Π–ΡŽΠ»ΡŒΠ΅Π½ ΠžΡ„Ρ€Π΅ Π΄Π΅ Π›Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈ (1709- 1751) ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, являСтся Π΅Π³ΠΎ природная организация, срСда обитания (ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ срСда ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅. Но ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅: «ΠœΡ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ качСства Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ благодаря Π΅ΠΉ, ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Ρ‹ Π΅ΠΉ Π²ΡΠ΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ ΠΈΠ· ΡΠ΅Π±Ρ прСдставляСм»[2]. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠΏΡƒΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅ Π›Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈ Π±Ρ‹Π» ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π½Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… философов, ΠΊΡ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности влияСт ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚: ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ свою ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ. Богласно Π›Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ всС качСства Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π•ΡΡ‚ΡŒ люди, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‰Π΅Π΄Ρ€ΠΎ Π½Π°Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»Π° своими Π΄Π°Ρ€Π°ΠΌΠΈ. Но Π΅ΡΠ»ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΈ Π½Π΅ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅ ΡΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΠ³ΠΎΠ΄Π½ΠΎ. Π£ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… послСдоватСлСй Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Ρ€Π°Π½Ρ†ΡƒΠ·Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ мСтафоричСской Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»Ρ‹ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания: с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания «ΠΎΡ‚ΡˆΠ»ΠΈΡ„ΠΎΠ²Π°Π»ΡΡ Π½Π΅ΠΎΠ±Π΄Π΅Π»Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π°Π»ΠΌΠ°Π· нашСго ΡƒΠΌΠ°». ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ взаимосвязаны ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Ρ‹, ΠΎΠ΄Π½ΠΎ Π±Π΅Π· Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ цСнности.

НаиболСС Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² формирования личности, ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π² ΠΏΠΎΠ»Π΅ΠΌΠΈΠΊΠ΅ французских философов Клода Анри Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΡ ΠΈ Π”Π΅Π½ΠΈ Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ. Π’ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ‚Π΅ «ΠžΠ± ΡƒΠΌΠ΅»[3] Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ выясняСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ для развития ΡƒΠΌΠ° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ силу, ΠΎΠ΄Π°Ρ€ΠΈΠ²ΡˆΡƒΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° всСми чувствами. Различия Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ людСй ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ лишь Π² Ρ‚ΠΎΠΌ смыслС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ устроСны ΠΎΡ€Π³Π°Π½Ρ‹ чувств. Π£ Π»ΡŽΠ΄Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ», умствСнноС прСвосходство Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½ΠΎ с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ мСньшим прСвосходством чувств. Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΈΠ΅ чувства, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΠ²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Π½Π° ΠΎΠ±ΡˆΠΈΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠΌΠ°, Π° Π½Π° Π΅Π³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ ΠΈ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ, Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ историком. УмствСнноС нСравСнство людСй «Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…» Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ склонСн ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ порядка, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго воспитаниСм ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ правлСния. Π˜Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ философа Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ являСтся извСстная Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»Π°: «Π’Π΅ΠΌ, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΌΡ‹ ΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡΡ, ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Ρ‹ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ». Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° «ΡΡ‚ΠΈΡ…ΠΈΠΉΠ½Ρ‹Ρ… воспитатСлСй». К Π½ΠΈΠΌ ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚носит ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ правлСния, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ мСсто, Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ Π² ΡΠ²Π΅Ρ‚Π΅, Π΅Π³ΠΎ Π±Π΅Π΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ богатство, посСщаСмоС ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, Π΅Π³ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ·Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ, ΠΈ, чисто ΠΏΠΎ-французски, — Π΅Π³ΠΎ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ²Π½ΠΈΡ†. ПоявлСниС этих «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ» опрСдСляСтся случаСм.

Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°Π΅Ρ‚ сомнСнию Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΡ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ всС различия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ зависят ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания. ΠžΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ СстСствСнныС склонности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ нСльзя ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡΡ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ посрСдствСнная Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠ΅Π½ с ΠΏΡ€Π΅ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ случая Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, ΠΈΠ±ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ явно ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ» Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚ тСзису ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ воспитания. Π’Ρ‹ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ воспитаниС ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ различия ΡƒΠΌΠΎΠ², СдинствСнной основой Π³Π΅Π½ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚Π°Π»Π°Π½Ρ‚Π° ΠΈ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΠΈ, Π° ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ… воспитания ΠΈ Ρ„ормирования Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽ — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ всС Π² Π½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΌΠ΅ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΡ…Π²Π°Π»ΡΡ‚ΡŒ воспитатСлСй, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ. Ѐилософ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ общСство особым Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ развития личности. По Π΅Π³ΠΎ мнСнию, Π΄Ρ€Π΅Π²Π½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ бытия людСй являСтся «Π΅ΡΡ‚СствСнноС состояниС», ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° всС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ людьми Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ СстСствСнными Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌΠΈ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ особых возмоТностСй общСства Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°[4].

Π–Π°Π½-Π–Π°ΠΊ Руссо Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Ρ‚Ρ€ΠΈ основных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° формирования личности: ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°, люди ΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Π΅Ρ‰ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ способности ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, люди ΡƒΡ‡Π°Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ способствуСт ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ философ считаСт ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ. Π Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΡƒΠΌΠΎΠ² ΠΈ Π΄Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ создано самой ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π½Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ качСства, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², ΠΈΡ… Π½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. Руссо Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ принуТдСния ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, Π΄Π°Π±Ρ‹ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… способностСй ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°. Π£ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ «ΠΈΠ³Π° нСобходимости», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ являСтся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ТСстким ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠΌΠΎΠ»ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ, Ρ‡Π΅ΠΌ внСшниС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° повСдСния. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитания состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ дСтской ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π° Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π΅ искусство наставника — ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ. Руссо ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ относится ΠΊ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ям ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. По Π΅Π³ΠΎ мнСнию, это искусствСнныС образования, способныС ΠΈΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ[5].

Π’ΠΎΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€ (Ѐрансуа-ΠœΠ°Ρ€ΠΈ Аруэ, 1694−1778) рассказал ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ воспитанный срСди ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ «Π΅ΡΡ‚СствСнный Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ» Π±Ρ‹Π» сломлСн Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ общСством. Π’ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² формирования личности Π’ΠΎΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π» ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»Π΅Π½ ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ всСцСло опрСдСляСтся воспитаниСм, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ΄ Π²Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π°Π΅Ρ‚, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, случаСм. Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π»ΠΎ философу-скалозубу Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΡ€Ρ‹Π»Π°Ρ‚ΡƒΡŽ Ρ„Ρ€Π°Π·Ρƒ: «ΠžΡ‚ Π²ΡΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ воспитания, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΌΠΎΠΉ, спасайся Π½Π° Π²ΡΠ΅Ρ… парусах». ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, ΠΎΠ½ Π½Π΅ ΡΠ±Ρ€Π°ΡΡ‹Π²Π°Π» со ΡΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ прСдрасполоТСнности Π΄ΡƒΡˆΠΈ, зависящСй ΠΎΡ‚ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² Ρ‚Π΅Π»Π°: склад нашСй Π΄ΡƒΡˆΠΈ, Π° Π½Π΅ Π½Π°ΡˆΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π» Π’ΠΎΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€, Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° счастливым[6].

Π’Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ философ Π˜ΠΌΠΌΠ°Π½ΡƒΠΈΠ» ΠšΠ°Π½Ρ‚ (1724- 1804) ваТнСйшим Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ формирования личности считал воспитаниС. ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитания обусловлСна Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ лишь Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ сущСства, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ. Говоря ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠšΠ°Π½Ρ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π» Π½Π΅ΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π°Π·Π΄Π²ΠΎΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΊ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ воспринимаСмому (Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ) ΠΌΠΈΡ€Ρƒ ΠΈ ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ «Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ Π² ΡΠ΅Π±Π΅» (Π½ΠΎΡƒΠΌΠ΅Π½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ). ΠŸΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠΎΠΉ внСшнСй причинности, Ρ‚. Π΅. Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ общСства. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ обСспСчиваСт свободу. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° воспитания состоит Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π±Ρ‹ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ руководствовался Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ внСшнСго порядка, Π° Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠΌ. ИмСнно поэтому ΠšΠ°Π½Ρ‚ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ воспитания опрСдСляСт Π½Π΅ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитанника с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ («ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΎΠ½ Π΅ΡΡ‚ΡŒ»), Π° ΡΠΎΠΎΡ‚нСсСниС с ΠΈΠ΄Π΅Π΅ΠΉ («ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ»)[7].

Π’Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ мысли Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ… СвропСйских ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ± ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ…, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Ѐилософы Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ лишь уточняли основныС взгляды Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ ΠΈΡ… ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ вСсьма остроумными ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ. Π’ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ мировая философия ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»Π° ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ природная организация ΠΈ воспитаниС. О Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠΈ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΡ‚ процСсс общСства, срСды Π² ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π°, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°, ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ мнСния Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ. ПозднСС философы стали ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅ зависит ΠΎΡ‚ активности самого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, объСма ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° выполняСмой ΠΈΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, воспитаниС самого сСбя. Π’ XIX- XX Π²Π². исслСдоватСли установили ряд Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… зависимостСй, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ процСссом развития ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π½Π° Π½ΠΈΡ…, — с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ.

Π’ ΠΎΡ‚СчСствСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‚ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ развития школьников добились ?. П. Блонский, Π›. Π‘. Выготский, Π“. Π‘. ΠšΠΎΡΡ‚ΡŽΠΊ, Π‘. П. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½, А. Π . Лурия. Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ слСд Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ оставили Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ исслСдоватСли Π›. Π’Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½, Π­. Π“Π΅ΠΊΠΊΠ΅Π»ΡŒ, Π€. ΠœΡŽΠ»Π»Π΅Ρ€, Π™. Π¨Π²Π°Π½Ρ†Π°Ρ€Π°.

Π”Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ развития. ΠŸΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ люди Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня развития? ΠžΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… условий зависят этот процСсс ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚? Π”Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ исслСдования ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΈ вывСсти ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ: Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌΠΈ условиями. К Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌ условиям относятся физиологичСскиС ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСскиС свойства ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°. Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ условия — это ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, срСда, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ½ ΠΆΠΈΠ²Π΅Ρ‚ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ взаимодСйствия с Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ срСдой измСняСтся внутрСнняя ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎΠΌΡƒ измСнСнию — ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π±Π΅Π· ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π°. Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ внСшнСго ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… проявлСния ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ личности ΠΈ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ступСнях Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Π›ΠΎΠΊΠΊ Π”ΠΆ. Об ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠΎΠΌ // Π›ΠΎΠΊΠΊ Π”ΠΆ. Π‘ΠΎΡ‡.: Π² 3 Ρ‚. Π’. 2. М.: ΠœΡ‹ΡΠ»ΡŒ, 1985. Π‘. 202−279.
  • [2] Π›Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈ Π–. О. Π’Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ‚ ΠΎ Π΄ΡƒΡˆΠ΅ // Π›Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈ Π–. О. Π‘ΠΎΡ‡. М.: ΠœΡ‹ΡΠ»ΡŒ, 1976. Π‘. 208.
  • [3] Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ К. А. Об ΡƒΠΌΠ΅ // Π“Π΅Π»ΡŒΠ²Π΅Ρ†ΠΈΠΉ К. А. Π‘ΠΎΡ‡.: Π² 2 Ρ‚. Π’. 1. М.: ΠœΡ‹ΡΠ»ΡŒ, 1973.
  • [4] Π‘ΠΌ.: Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ Π”. ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚оинствС ΠΈ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΠΈ // Π”ΠΈΠ΄Ρ€ΠΎ Π”. Π‘ΠΎΡ‡.: Π² 2 Ρ‚. Π’. 1. М.: ΠœΡ‹ΡΠ»ΡŒ, 1986.
  • [5] Π‘ΠΌ.: Руссо Π–.-Π–. Эмиль, ΠΈΠ»ΠΈ О Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ // Руссо Π–-Π–. Π˜Π·Π±Ρ€. соч.: Π² 3 Ρ‚. Π’. 1. М., 1961.
  • [6] Π‘ΠΌ.: Π’ΠΎΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€. ЀилософскиС письма // Π’ΠΎΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€. Ѐилос. соч. М., 1988.
  • [7] Π‘ΠΌ.: ΠšΠ°Π½Ρ‚ И. ΠœΠ΅Ρ‚Π°Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠ° Π½Ρ€Π°Π²ΠΎΠ² // ΠšΠ°Π½Ρ‚ И. Π‘ΠΎΡ‡.: Π² 6 Ρ‚. Π’. 1. М.: ΠœΡ‹ΡΠ»ΡŒ, 1964.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ