Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования: определены педагогические основы управления гражданским воспитанием школьников (теоретические подходы, принципы, содержание, компоненты, признаки, критерии, показатели), разработана стратегия гражданского воспитания школьников в условиях муниципальной системы образованиявыявлены новейшие достижения отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Гражданское воспитание школьников как педагогическая проблема
    • 1. 1. Проблема управления гражданским воспитанием 16 школьников в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Анализ проблемы гражданского воспитания школьников 44 в зарубежной и отечественной литературе
    • 1. 3. Педагогическая модель управления гражданским 71 воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Пути и средства управления гражданским муниципальной системы образования
    • 2. 1. Деятельность муниципальных органов управления 89 образования по организации гражданского воспитания школьников
    • 2. 2. Реализация регионального компонента содержания 119 образования как средство гражданского воспитания школьников
    • 2. 3. Оценка результативности гражданского воспитания 151 школьников
  • Выводы по второй главе воспитанием школьников в условиях

Управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное социально-экономическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить в условиях демократии. Ведущая роль в воспитании гражданина принадлежит системе образования. В новых демократических условиях крайне важно своевременное изменение содержания образования в формировании гражданских качеств учащихся.

Воспитание гражданственности одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Система рыночных отношений требует формирования особого типа личности, характеризующейся гражданской культурой, гражданским сознанием, потребностями гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, справедливостью, совестливостью.

В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласование целей государства, общества и личности. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в поиске путей воспитания гражданина. В то же время необходимо отметить, что процесс переоценки ценностей, поиск новых нравственных ориентиров обусловливает необходимость обращения к опыту отечественной системы образования, поиску тех основ воспитания, которые раскрывают сущность воспитания личности, уважения к идеалам гуманизма, демократии, ценностного отношения к уникальности человеческой индивидуальности.

Большое внимание к проблеме формирования гражданственности школьников уделялось в трудах А. С. Макаренко, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Г. Шацкого и др.

Социокультурная ситуация в России конца XX начала XXI века, характеризующая постепенным усилением поиска путей преодоления конфликтов, возможностей для конструктивного разрешения социально-политических, экономических и других противоречий, создала объективные предпосылки для перехода системы образования как подсистемы общества на новую, соответствующую современным реалиям, парадигму образования, результатом которого должен стать иной тип личности, свободный в своей жизнедеятельности и самореализации, обладающий набором личностных и социальных прав.

Для исследования проблемы гражданского воспитания учащихся большое значение имели исследования О. И. Волжиной, Р. Г. Гуровой, JL В. Кузнецовой, Б. Т. Лихачева, А. Ф. Никитиной, Я. В. Соколова, Г. Н. Филонова и др., в трудах которых раскрываются педагогические основы морально-политического воспитания учащихся, цели, задачи, методы, пути и средства воспитания необходимых качеств гражданина.

Изучению различных аспектов проблемы гражданского воспитания на современном этапе развития общества, гражданственности посвящены диссертационные исследования А. М. Бабаева, А. В. Беляева, А. С. Гаязова, Г. Я. Гревцевой, Е. В. Известновой, Е. И. Кокорина, И. Н. Руссу, Ю. В. Танюхина, Г. А. Шингирей и др. Этими исследованиями внесен существенный вклад в теорию и практику гражданского воспитания школьников. Однако проблеме гражданского воспитания школьников посвящено небольшое число теоретико-аналитических работ, что значительно актуализирует проблему гражданского воспитания школьников в условиях промышленного города.

Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что уровень сформированности гражданственности учащихся четко не выражен, воспитание гражданственности в школе носит фрагментарный, бессистемный характер, оно не стимулирует развитие личности. В итоге у части школьников социальная активность не формируется как устойчивое гражданское качество, участие многих школьников в гражданской деятельности носит формальный характер, а некоторые учащиеся проявляют явное нежелание вообще участвовать в гражданской деятельности.

Проблема гражданского воспитания школьников определяется противоречием, с одной стороны, между потребностью современного общества в социально-активной личности и необходимостью в этой связи совершенствования процесса гражданского воспитания школьников в условиях промышленного города, а с другой — недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы гражданского воспитания школьников. А потому проблемой исследования является: каковы педагогические основы и ведущие тенденции гражданского воспитания школьников в условиях муниципальной системы образования.

Наиболее отчетливыми эти противоречия стали для управления системой образования в промышленно развитых городах (муниципальная система образования), к которым относится город Междуреченск. Специфика этих городов заключается в том, что большая часть трудоспособного населения работает на крупных промышленных предприятиях, являющихся градообразующими. Это влияет и на управление системой образования города.

Преодоление противоречий осуществляется за счет повышения результативности управления муниципальной системой образования, перевода ее из режима функционирования в режим развития. При этом имеется в виду, что муниципальная система образования представляет собой динамическую систему, характеризующуюся относительной автономностью, многообразием связей и отношений.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования. «Управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования».

Цель исследования — разработать педагогические основы гражданского воспитания школьников.

В соответствии с целью объектом нашего исследования является гражданское воспитание школьников, предметом исследования — управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования.

В основу исследования положено предположение, что управление гражданским воспитанием школьников будет результативным, если: данный процесс рассматривается в едином контексте социально-экономических преобразований общества и конкретной воспитательной среды промышленно развитого городагражданское воспитание рассматривается как часть целостного воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование гражданственности как интегративного качества личностиосуществляется пролонгированная диагностика уровня сформированности гражданственности школьников для отслеживания ее динамикиреализуется педагогическая модель управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования, позволяющая осуществлять формирование гражданственности школьников с учетом особенностей региона и возможностей конкретного образовательного учреждениявыявлены и экспериментально проверены педагогические пути и средства управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования, способствующие формированию у них опыта достижения успеха, проявлению их творческой активности, основанной на собственной гражданской позицииобеспечивается интеграция деятельности всех субъектов муниципальной системы образования для приобретения школьниками практического опыта социальных связей и отношений.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Обосновать теоретические подходы к управлению гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования.

2. Охарактеризовать состояние теории и практики гражданского воспитания школьников в истории отечественной и зарубежной педагогики.

3. Разработать педагогическую модель управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования.

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические пути и средства управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования.

5. Разработать научно-методические рекомендации по осуществлению гражданского воспитания школьников в условиях муниципальной системы образования.

Общая методология исследования. Разрабатываемая в исследовании проблема является междисциплинарной, что требует интегративного подхода, дополнительного привлечения исследований по истории и теории философии, логике, методологии науки, культурологии, философской и педагогической антропологии, различных направлений педагогики и психологии.

Основные положения теории цивилизационного подхода к историческому прошлому и настоящему: познание социальных, культурно-исторических явлений и процессов в многообразии их объективных и субъективных проявленийакцентирование внимания на процессах и результатах социальной и культурной интеграции, связях преемственности и эволюции культурыэволюция социальной жизни как движения от несвободы к свободе, управляемости и стихийности в жизнедеятельности личности как активного субъекта собственной жизни и члена социума, явились основанием нашего исследования.

К наиболее значимым методологическим положениям исследования относятся: необходимость изучения проблемы гражданского воспитания школьников в процессе постоянного динамического измененияпрактика как критерий истинности выдвигаемой гипотезыпедагогическая эффективность поисков, внедряемость результатов исследования в практику гражданского воспитания школьников и др.

Теоретической базой исследования явились теории социальной и педагогической интеграциисистемного анализа педагогических явлений и процессовведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, ее взаимодействия с окружающей средойформирования ценностных ориентации, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношенийсоциальной значимости и личностного смысла.

Названные теоретико-методологические основания позволили рассматривать феномен гражданственности в единстве трех аспектов: в социально-правовом — как характеристику гражданского общества, в психолого-педагогическим — как интегративное личностное образование и в социально-педагогическом — как цель воспитания и образования.

Источники исследования: документы и правовые акты в области образования и воспитания, программно-методические материалы, труды, педагогический опыт классиков отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования по теории и практике гражданского воспитанияпериодические издания, посвященные социально-политическим, правовым, психолого-педагогическим и методическим вопросам управления гражданским воспитаниемматериалы научно-практических конференций, совещаний, семинаровличный педагогический опыт.

В ходе исследования применялся комплекс теоретических, эмпирических и статистических методов: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование, ретроспективный историко-педагогический анализ (сравнительно-исторический анализ, противопоставление, констатирующее сравнение), систематизация, экстраполяция, различные виды опроса, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, диагностирование, экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты), шкалирование, планирование, ранжирование, графическая и схематическая интерпретация.

Источниковая и опытно-экспериментальная база.

Исследовательская часть работы осуществлялась в образовательных учреждениях г. Междуреченска Кемеровской области. Обследованием было охвачено 30 директоров образовательных учреждений, 1804 дошкольника, 8150 учащихся, 250 учителей, 480 родителей, 328 выпускников образовательных учреждений города. Всего 11 012 человек. Эмпирическая часть исследования выполнялась в 61 образовательном учреждении г. Междуреченска.

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных положений и идей диссертации, подготовке и реализации программ: «Я и город», «Маленький горожанин», «Юный горожанин», «Город, в котором я живу», «Город и мое будущее», «Я — горожанин» и др. Результативности разработки проблемы гражданского воспитания школьников способствовал практический опыт соискателя в качестве председателя комитета образования города.

Осуществление опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось в 4 этапа (1998;2005 гг.).

На первом этапе исследования (1998;2000 гг.) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования. Была определена актуальность, научная новизна, практическая значимость исследования, а также структура диссертационного исследования.

В практическом плане осуществлялся констатирующий этап эксперимента, в процессе которого велось исследование воспитательно-Ч образовательного процесса образовательных учреждений, проводились беседы с учителями, учащимися и родителями с целью поиска наиболее результативных форм гражданского воспитания школьников, выявлялись возможности реализации воспитательных функций образовательных учреждений. За время констатирующего эксперимента было посещено и проанализировано 261 учебное занятие, 240 внеклассных мероприятий и др.

На втором этапе исследования (2000;2002 гг.) уточнялись гипотеза и теоретические положения, разрабатывалась педагогическая модель управления гражданским воспитанием школьников в условиях города: определялись педагогические пути и средства управления гражданским воспитанием школьников, разрабатывалась программа гражданского воспитания школьников в условиях муниципальной системы образования.

В практическом плане осуществлялся пробный педагогический эксперимент, целью которого являлось изучение представлений о сущности гражданского воспитанияпервичная апробация экспериментальных программ и планов, выделение педагогических путей и средств, методов гражданского воспитания школьников в воспитательно-образовательном процессе образовательных учреждений города. Выявлялись возможности различных образовательных предметов в гражданском воспитании школьников.

На третьем этапе исследования (2002;2003 гг.) осуществлялся расширенный педагогически эксперимент, апробировались экспериментальные программы и планы, реализовывалась педагогическая модель управления гражданским воспитанием школьников в образовательных учреждениях, углублялись теоретические положения, анализировались результаты экспериментальной деятельности.

На четвертом этапе исследования (2003;2005 гг.) осуществлен контрольный эксперимент с целью определения окончательных выводов по всему проведенному исследованию в целом. Обобщались результаты исследования, осуществлялось их внедрение в практику работы образовательных учреждений Кемеровской областиразрабатывались научно-методические рекомендации по гражданскому воспитанию школьниковподготавливались публикации, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования: определены педагогические основы управления гражданским воспитанием школьников (теоретические подходы, принципы, содержание, компоненты, признаки, критерии, показатели), разработана стратегия гражданского воспитания школьников в условиях муниципальной системы образованиявыявлены новейшие достижения отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания и определены возможности для их творческого использования в современной отечественной педагогикеопределено, что гражданственность как качество личности формируется под воздействием как объективных факторов (уровень демократизации, общественных отношений, развития и состояния институтов гражданского общества, морально-психологическая атмосфера в обществе и др.), так и субъективных факторов (уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения и др.) — разработана и экспериментально проверена педагогическая модель управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, критерии) — разработаны и экспериментально проверены педагогические пути и средства управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования, деятельность муниципальных органов управления образованием по организации гражданского воспитания школьниковреализация регионального компонента содержания образования как средства гражданского воспитания школьников, оценка результативности гражданского воспитания школьников и др. разработаны критерии сформированное&tradeгражданственности школьников: познавательный (наличие интереса к проблемам гражданственности, потребность в социально-политических, правовых, морально-этических, экономических, экологических и др. знаниях, стремление получить их) — эмоциональный (положительное отношение к проблемам гражданственности, любовь к Родине, социальная активность, общественная направленность и др.) — деятельностный (активная гражданская позиция в овладении социально-политическими, правовыми, морально-этическими, экономическими, экологическими и др. знаниями) — волевой (наличие волевых усилий при осуществлении гражданского воспитания и др.). Критерии сформированности гражданственности характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству.

Теоретическая значимость исследования заключается: в уточнении определения и конкретизации сущности понятий «гражданское воспитание», «гражданственность» школьниковв разработке уровней воспитания гражданских качеств школьниковв определении критериев сформированности гражданственности школьников (познавательный, эмоциональный, деятельностный, волевой) — в разработке содержания управления гражданским воспитанием школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические основы управления гражданским воспитанием школьников включают: теоретические подходы, принципы, содержание, компоненты, признаки, критерии, показатели.

2. Педагогическая модель управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования позволяет осуществлять формирование гражданственности школьников с учетом региональных особенностей и возможностей конкретного образовательного учреждения.

3. Гражданственность как качество личности формируется под воздействием объективных и субъективных факторов: объективные факторы: уровень демократизации, общественных отношений, развития и состояния институтов гражданского общества, морально-психологическая атмосфера в обществе и др.- субъективные факторы: уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения и др.

4. Принципы управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования связаны с реализацией ее внутренних резервов, с созданием образовательной среды, способствующей формированию гражданственности как качества личностис содержанием общего образования, которое способствует гражданскому воспитанию школьников.

5. Педагогическими путями и средствами управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования являются: деятельность муниципальных органов управления образования по организации гражданского воспитания школьниковреализация регионального компонента содержания образования как средство гражданского воспитания школьниковоценка результативности гражданского воспитания школьников и др.

6. Критерии сформированности гражданственности школьников: познавательный (наличие интереса к проблемам гражданственностипотребность в социально-политических, правовых, морально-этических, экономических, экологических и др. знаниях, стремление получить их) — эмоциональный (положительное отношение к проблемам гражданственности, любовь к Родине, социальная активность, общественная направленность и др.) — деятельностный (активная гражданская позиция в овладении социально-политическими, правовыми, морально-этическими, экономическими, экологическими и др. знаниями) — волевой (наличие волевых усилий при осуществлении гражданского воспитания и др.). Критерии сформированное&tradeгражданственности характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству.

Практическая значимость исследования состоит в реализации выявленных педагогических путей и средств управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования, разработке программ гражданского воспитания школьников (Приложения 3, 4, 5), критериев и показателей сформированности гражданственности школьников, для чего разработаны образовательные программы, научно-методические рекомендации (Приложения 2, 6, 7, 8) и т. д.

Достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализомподтверждением верности выдвинутой гипотезы, результатами исследования, позитивными изменениями в деятельности муниципальной системы образования по гражданскому воспитанию школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на всероссийских научно-праю-ических конференциях в Санкт-Петербурге (1998 г.), Москве (2003 г.), Томске (2004 г.), Кемерове (2002;2004 гг.) — на региональных, областных конференциях в городах Кемерово (1998;2004 гг.), Новокузнецк (1999, 2004 гг.), Междуреченск (1999, 2000, 2004 гг.) и семинарах в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Новокузнецком институте повышения квалификации и др.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 291 источник, 12 приложений, 6 рисунков, 18 таблиц.

Выводы по второй главе.

1. Сложность управления гражданским воспитанием школьников обусловливается действием разноплановых факторов, которые можно свести в три группы:

— факторы социального воздействия;

— факторы личного характерасклонности, интересы и психофизиологические качества людей, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки;

— факторы, связанные с характером управленческих требований к администрации, учителям и школьникам.

2. Управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования рассматривается нами в связи с:

— развитием самосознания школьников и учителей;

— взаимосвязью внешних и внутренних факторов;

— развитием противоречий, которые специфичны для каждой стадии данного процесса.

3. Дифференциация управления гражданским воспитанием школьников рассматривается как один из ведущих принципов построения муниципальной системы образования. Мы рассматриваем дифференциацию как «по вертикали» (особенности управления гражданским воспитанием школьников с позиции руководства муниципальной системой образования образовательного учреждения, учителей и школьников), так и «по горизонтали» (особенности индивидуальных проявлений у групп школьников и отдельных школьников).

4. Исследование показало, что учителя и школьники косвенно высоко оценили результаты долговременной программы реализации модели управления этого процесса в условиях муниципальной системы образования.

5. На уровне личности гражданское воспитание актуализируется в форме системы гражданских качеств как совокупности ориентационных установок на определенные общественные нормы, рассматриваемые личностью как свои собственные.

6. Процесс формирования гражданских качеств личности является результативным, если он включает в себя когнитивный компонент (знания), эмоционально личностный компонент (переживание своего отношения к данным знаниям), практически действенный компонент (потребность поступать определенным образом в соответствии с формирующимся убеждением). Таким образом, гражданское воспитание состоит не только в формировании знаний, айв развитии внутренней позиции гражданина.

7. Индивидуализация гражданского воспитания школьников осуществляется с постоянной опорой на их собственный социокультурный опыт, на основе поэтапного приобретения информации.

8. Технология формирования гражданских убеждений у старшеклассников осуществляется не только на учебном материале, ориентированном на структуру и средства нашего знания о мире, что характерно для сегодняшней практики обучения, но и на сам предметный мир.

9. Развитие гражданских качеств личности осуществляется в рамках цивилизационного подхода, предполагающего опору в процессе воспитания на психологию русского народа, российский менталитет, включающий в себя безразличие к собственному быту, терпеливость, неторопливость, способность мобилизоваться и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ социокультурной ситуации в России на этапе строительства правового государства и демократического общества, поиска путей выхода из кризиса, изучение зарубежного и отечественного опыта социального воспитания убедительно доказали, что актуализация в российском обществе, отечественной педагогической науке задачи создания адекватной сегодняшним реалиям системы гражданского воспитания имеет объективно необходимый, исторически закономерный и педагогически целесообразный характер.

Выявлены признаки гражданского общества, его роль в саморегуляции взаимодействия между личностью и государством углублены наши знания о сущности гражданственности как социально-педагогическом феномене.

В социально-правовом аспекте гражданственность характеризует степень цивилизованного государства, общества, определяет нормы и принципы взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами, что находит отражение в правовых актах.

Качественные изменения в социально-экономической жизни общества в содержании и характере управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования обнаруживают несоответствия между открывающимися возможностями для самореализации личности и подготовленностью администрации, учителей и учащихся к их творческому использованию.

Управление гражданским воспитанием школьников рассматривается нами как целенаправленная деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие гражданского воспитания школьников, перевод его на новый качественно более высокий уровень фактического достижения цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

Нами уточнено понятие о гражданственности как социально-педагогического феномена. Гражданственность как интегративное личностное образование представляет собой социально-политическую, профессиональную готовность личности к реализации частных и социально-значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами, нормами.

Исследование позволило прийти к выводу, что под гражданским воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью растущей личности по овладению социально-политическим, морально-этическим опытом. Целью гражданского воспитания, как важнейшей части общего, является формирование готовности школьников к деятельности, направленной на достижение частных и социально значимых интересов в условиях демократического общества и правового государства, мировой социальной и культурной интеграции, создание, с учетом выявленных закономерностей и принципов, условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности как субъекта социальной деятельности.

Результаты экспериментальной работы подтвердили наше предположение, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения результативности процесса гражданского воспитания имеют методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся, соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива, применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности, психологически обоснованная работа со школьниками, разработка технологии формирования опыта жизненного успеха, применение новых подходов к подготовке учителя, к организации и проведению гражданского воспитания в школе.

Муниципальная система образования рассматривается как образовательная система инновационного типа. Выделение признаков этой системы мы осуществили с позиции личностно-ориентированного, системного и деятельностного подходов. Образовательное учреждение понимается нами как подсистема, входящая в систему более высокого порядка — муниципальная система образования, находящуюся под влиянием образовательного пространства (образовательной среды), других образовательных систем, а также отдельных объектов.

Гражданское воспитание школьников является подсистемой муниципальной системы образования как целостной образовательной системы. Его основные компоненты:

— деятельностный — мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

— личностный (субъектный) — гражданские качества личности и отношения к личности, к системе его функционированию и развитию;

— уровневый — уровни функционирования и уровни развития системы, их взаимосвязь;

— содержательный — содержание основных видов деятельности, новшества в деятельности образовательного учреждения;

— циклический — циклы функционирования и развития системы;

— управленческий — функции управления;

— результативный — комплекс гражданских качеств личности.

Разработанная нами педагогическая модель управления гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы управления, которая включает: цели, функции, содержания, формы, методы, средства, критерии и показатели. Педагогическая модель представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников, направленных на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата.

Педагогическая модель управления гражданским воспитанием школьников ориентирована на развитие личности школьника и учителя. Из всего комплекса качеств личности учитываются способности, ценностные ориентации и отношения, т. е. в первую очередь те, которые определяют уровень сформированности гражданственности школьников. Сопоставления результатов теоретического анализа проблемы и материалов экспериментальной проверки реализации педагогической модели управления гражданским воспитанием школьников позволило разработать основные педагогические пути и средства, определяющие результативность управления этим процессом, включающего:

— влияние образовательной системы, которая осуществляется управлением, в целом (система «образовательное учреждение» влияет на подсистему «гражданское воспитание») — влияние окружающих подсистем: система управления, система методической работы, система научно-исследовательской работы, система воспитательной работы и т. п.;

— влияние субъектов управления гражданским воспитанием школьников: личностные качества руководителей, особенности учителей и школьников и т. д.;

— влияние обстоятельств, особенности функционирования и развития системы: направленность, стабильность изменения системы управления, а также направленность, стабильность изменений образовательного пространства.

Установлено, что управление гражданским воспитанием школьников в муниципальной системе образования имеет целенаправленный характер и происходит результативнее при соблюдении следующих педагогических требований: а) ориентация всей педагогической деятельности на создание условий на самореализации личности школьников и учителейб) обеспечение взаимосвязи воспитания школьников, совершенствование сотрудничества школьников, учителей и администрации, развитие их творческих способностейв) формирование готовности, стремления и умения школьников реализовать свои намерения в разных видах деятельности на разном содержании, в разных социально-ролевых позициях условийг) обеспечение единства управленческого формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса гражданского воспитания школьников, что требует осуществлять диагностику школьников, результаты которой служат основанием разработки для каждого школьника вариантов гражданского воспитания.

Определено, что реализация разработанной технологии гражданского воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности способствовала развитию у них внутренней позиции гражданина.

Таким образом, система и процесс гражданского воспитания школьников, как показало исследование, должны строиться на следующих социально-педагогических основах:

— наличие государственной концепции и программы гражданского воспитания, идеологическую основу которых составляют идеи гуманизма и классического либерализма;

— достаточный уровень развития демократического общества, способного к полноценному выполнению своих воспитательных функций, являющегося гарантом необратимости процессов гуманизации и демократизации в системе образования;

— общественно-государственный, неполитический характер гражданского воспитания, свобода от произвольного вмешательства государства в жизнедеятельность школы;

— достаточный уровень материально-технического, финансового, кадрового, научно-методического обеспечения;

— наличие прочных вертикальных и горизонтальных связей между воспитательно-образовательными учреждениями и другими социальными институтами;

— подготовленность педагогических кадров к организации и проведению учебной и внеучебной работы по гражданскому воспитанию учащейся молодежи;

— творческий подход к отбору содержания и использованию форм гражданского воспитания, системе критериев оценки эффективности формирования гражданственности.

Таким образом, обусловлена необходимость построения поэтапной целостной системы управления гражданским воспитанием в условиях муниципальной системы образования. Экспериментальная проверка поэтапной реализации педагогической модели управления убедительно показала, что преемственность этапов дает возможность на основе широкой разносторонней базовой подготовки, основывающейся на дифференциации обучения, включить школьников в целесообразную гражданскую деятельность на современном уровне развития педагогической науки.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о результативности предложенной нами педагогической модели управления гражданским воспитанием в муниципальной системе образования. Выполненное исследование в целом подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность управления гражданским воспитанием школьников может быть обеспечена путем создания комплекса педагогических путей и средств, в основе выделения которых лежит личностно-ориентированный, системный и деятельностный подходы.

Исследование позволило выявить, что реализация педагогической модели гражданского воспитания школьников обеспечила позитивную динамику роста сформированности гражданских качеств школьников, что подтвердило справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения. При дальнейшей разработке проблемы важно обратить внимание на уточнение содержания и форм внеклассной работы в условиях муниципальной системы образования, ориентированных на освоение новых педагогических технологий, на особенности формирования внутригрупповых межличностных отношений школьных коллективов и др.

Дальнейшее развитие и углубление проблемы может быть связано с теоретико-методологическим анализом на основе цивилизационного, концептуального, проблемного, подходовисследований путей и средств интеграции педагогической средыразработкой стандартов гражданского воспитания, обеспечивающих вхождение гражданина в федеральное и мировое гражданское пространствопоиском новых возможностей для внедрения достижений зарубежного опытасовершенствованием механизмов управления процессом гражданского воспитания и образования молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аубльханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Адаптация и здоровье: Учебное пособие /Отв. ред. Э. М. Казин. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. -301 с.
  3. С. С. Право и наша жизнь. М.: Юридическая лит., 1987- 222 с.
  4. . Вклад в будущее: Приоритет образования. М., 1993.-С. 56−80
  5. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980. — Т.1 — 230 е.- Т.2 — 287 с.
  6. М. В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования. Автор, дисс. д.-ра пед. наук, Томск, 2000, 42 с.
  7. А. С. Россия как большое общество //Вопросы философии, 1994. -№ 1.-С. 3−19.
  8. В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1981.-368 с.
  9. Ю.Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  10. А. М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (на примере школы русской национальной культуры) Автор, .дисс. канд. пед. наук- Кемерово, 2000, -21 с.
  11. Т. С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. 156 с.
  12. М. А. О категории «цивилизация» //Новая и новейшая история.1990.-№ 5-С. 25−40.
  13. Э. Политическая культура демократии //Российская Федерация, 1995,-№ 5.-С. 59−62.
  14. В. С. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Свердловский ОИУУ, 1992. 93 с.
  15. В. Г. Рассуждения. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей //Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1982. — С. 137 148.
  16. А. С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций: материалы лекций. Екатеринбург: Урал. гос. пед. унт, 1997.-15 с.
  17. А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс. .д-ра пед. наук. -Ставрополь, 1997. 311 с.
  18. Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  19. В. П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием //Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−36.
  20. . Н. Человек: пути формирования новой личности. М., 1988. -203 с.
  21. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI: размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 254 с.
  22. В. С. Две культуры. Диалог культур: Опыт определения //Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−42.
  23. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3−10.
  24. И. В. Философско-методологические проблемы системного исследования: Автореферат дисс. д-ра философ, наук М., 1983. — 40 с.
  25. П. П. Гражданское или человеческое воспитание? //Свободное воспитание и свободная школа. 1918. — № 4. — С. 79−92 с.
  26. А. А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  27. Л. И. Психологические особенности развития личностиподростка. М.: Знание, 1979. — 39 с.
  28. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Сов. Энциклопедия. М., 1991.-Т.1 -863 с.
  29. Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности //Опыт разработки концепции воспитания: В 2-х ч. Ростов-на-Дону: Ростов. ОИУУ. — 4.1. 1993. — С. 11−42.
  30. В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук. М., 1991. — 32 с.
  31. Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающее обучение //Антология педагогической мысли России: Вторая половина XIX нач. XX вв. /Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990.-С. 246−254.
  32. К. Я., Петров Ю. Н., Беликовский В. Д. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1991. — 265 с.
  33. К. Я. Саморазвитие человека и технология организации образовательного пространства. Челябинск, 1997. — 240 с.
  34. Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Якутск, 1995.- 18 с.
  35. Ю. В. Педагогическое управление в школе. Методология, теория, практика. М.: Просвещение, 1990. — 278 с.
  36. М. Избранное. Образование общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  37. С. Г., Попов Е. Б. Научные исследования. Социально-педагогические проблемы гуманизации образования //Информационный бюллетень. С-Петербург, Новгород, Псков, 1995. — № 4. — С. 4−5.
  38. О. И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающих поколений: Историко-педагогический аспект: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1991.- 184 с.
  39. Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. -М.: Педагогика, 1990. 176 с.
  40. Воспитание патриотизма в русском новшестве //Педагогический сборник. 1915. -№ 4. — С. 469−471.
  41. Всемирная декларация. Положение детей в мире на 1991 год. Женева, 1991.-87 с.
  42. Всеобщая декларация прав человека //Аргументы и факты. 1989. — № 49.
  43. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  44. . 3. Цель и сущность гражданского воспитания //Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. — С. 29-35.
  45. . Л. Современная буржуазная школа. М.: Знание, 1984 — 80 с.
  46. К. С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования//Вопросы философии. 1991. — № 7. — С. 1935.
  47. О. С. Общественное гражданское воспитание: Взгляд в будущее //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 38−44.
  48. А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -Челябинск, 1996. 40 с.
  49. Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. — 536 с.
  50. Ге Франсуа. История образования и воспитания. М., 1912. — 670 с.
  51. А. И. Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: ОГИЗ, 1948.-Т.2.-479 с.
  52. У. Школа без неудачников /Общ. ред. и предисловие В. .Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
  53. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сборник /Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М., 1990. — 495 с.
  54. И. Ф. Русская культура в русской современной школе. С-Пб., 1998.- 15 с.
  55. Т. И. Светочи России. Русский национальный пантеон С-Пб., 1996.-294 с.
  56. Гражданское образование и воспитание. Концепция и программа (основные направления). Ставрополь, 1997. — 16 с.
  57. А. Ю., Вентцель К. Н. О связи семейного воспитания с общественным /Гуманистическая направленность педагогики в России (до октября 1917 г.): тезисы докл. на меж. вуз. конференции (май 1994 г.). -Пятигорск: Пятигорск, ин-т ин. яз, 1994. С. 71−72.
  58. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1998. 208 с.
  59. В. Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. Ставрополь: Ставроп. КИУУ, 1994, — 184 с.
  60. Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
  61. Н. Я. Россия и Европа /Сост. С. А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. — 573 с.
  62. А. Н. Зарубежная школа: История и современность: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. открыт, ун-та, 1992. — 177 с.
  63. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. 1990. — № 3. — С. 31−45.
  64. Э. Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 241 с.
  65. И. А. Гражданственность как качество личности //Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр.
  66. Свердловск: Изд-во Урал. Гос. ун-та, 1986. С. 30−40.
  67. Н. А. Становление и развитие ассоциированных школ ЮНЕСКО, Историко-педагогический аспект: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1993.-26 с.
  68. Дж. Школа и общество. М.: Госиздат., 1924. — 174 с.
  69. В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 164 с.
  70. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978. 160 с. 72.3агвязинский В. И., Гилманов С. А. Творчество в управлении школой. -М.: Знание, 1991.-64 с.
  71. Н. А. Теория и практика управления адаптивной школой: Монорграфия /Под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. Кемерово: Обл. ИУУ, 2001.- 291 с.
  72. Е. В. Формирование гражданственности восьмиклассников и в процессе правового воспитания: дисс. .канд. пед. наук. М., 1988. -196с.
  73. В. С. Формирование личности школьника: Целостный подход. М.: Просвещение, 1984. — 184 с.
  74. М. В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство //Полис. 1992. — № 1−2. — С. 193−201.
  75. Интегральная индивидуальность: Структура и функции: Межвуз. сб. науч. трудов Пятигорск: Пятигорск. Ин-т ин. яз., 1994. — 148 с.
  76. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс /Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 224 с.
  77. История политических и правовых учений: Древний мир /Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1985. — 349 с.
  78. Н. Г. Совершенствование организационной структуры управления производством. М.: Экономика, 1974. — 55 с.
  79. П. Ф. О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов //Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX нач. XX вв.) /Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С. 222−232.
  80. П. Ф. История русской педагогики. СПб, 1915. — 746 с.
  81. Н. М. О любви к отечеству и народной гордости //Антология педагогической мысли России (первая пол. XIX в. до реформы 60-х гг) /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — С. 59−61
  82. Р. Уроки гражданственности //Народное образование. 1983. -№ 7. — С. 52−54.
  83. Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Дисс. .д-ра пед. наук. -М., 1995.
  84. Н. Э., Руднева Е. Л. Курс лекций по педагогике. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 203 с.
  85. Г. Основные вопросы школьной организации. М., 1911. — 260 с.
  86. Г. Избранные сочинения: Гражданское воспитание. Характер и его воспитание. Трудовая школа. /Под ред. М. М. Рубинштейна. -М&bdquo- 1915.-322 с.
  87. В. П. Гражданственность как качество личности в социалистическом обществе //Ученые записки Горьковского пед. ин-та. -Вып. 109.-Горький, 1971.-С. 3−12.
  88. Ю. И. Воспитание учащихся в школе ФРГ: основные концепции и тенденции. М.: Педагогика, 1975. — 128 с.
  89. В. И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1975. 18 с.
  90. В. И. Формирование гражданского облика старшеклассника. -Кишинев: Штница, 1985. 112 с.
  91. Е. И. Гражданский облик выпускника советской школы. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Новосибирск, 1973. — 19 с.
  92. И. В. Педагогические цивилизации и их парадигмы/ /Педагогика. 1995. — № 6. — С. 84−89.
  93. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 271 с.
  94. Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  95. Конвенция о правах ребенка //Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Междунар. отн., 1992. — С. 100−124.
  96. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе //Народное образование. 1991. — № 1. — С. 65−70.
  97. Концепция и проект программы курса «Граждановедение» //Преподавание истории в школе. 1990. — № 3. — С. 130−146.
  98. Г. Б. Всемирная история педагогики: Цивилизационный подход //Педагогика. 1995. — № 3. — С. 23−29.
  99. Н. П. Педагогические условия создания и развития русской национальной школы: дисс. .канд. пед. наук. М., 1998. — 157 с.
  100. Ю. А.Долгий путь к демократии и гражданскому обществу //Полис. 1991. — № 5−6. — С. 97−105.
  101. М. Ю. Педагогика А.С. Макаренко: Какой она видится в конце XX столетия? //Педагогика. 1996. — № 1. — С. 61−68.
  102. О. Г. Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности. — Кемерово, 2002. — 168 с.
  103. Краткий словарь по социологии /Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  104. В. Н., Лукашева Е. Л. Новое политическое мышление иправа человека //Вопросы философии. 1990. -№ 5.-С. 3−11.
  105. JI. В. Проблемы гражданского воспитания школьников в советской педагогике 1918−1936 гг.: Дисс. .канд. пед. наук. М, 1982. -214 с.
  106. А. Кризис образования в современном мире: Системный анализ /Под ред. Г. Е. Скорова. М.: Прогресс, 1970. — 261 с.
  107. Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. -134 с.
  108. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  109. В. М. Модели мира и образ человека: Критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1988. — 225 с.
  110. Т. Н. Эмпирические и теоретические основы общинного образования: На основе анализа опыта США //Вестник Ставропольского пед. ун-та 1995. Вып. 3. — С. 97−108.
  111. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  112. . Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика, 1994. № 2. — С. 35−40.
  113. Д. С. О национальном характере русских //Вопросы философии. 1990. — № 4. — С. 3−6.
  114. В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия, материалы по переводу учреждений и организаций народного образования на новые условия хозяйствования. М.: НИИ ВШ, 1989. — 135 с.
  115. А. С. Воспитание гражданина/Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  116. В. Путь к социальной зрелости //Народное образование. -1994. -№ 7.-С. 36−40.
  117. Малькова 3. А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов.
  118. Просвещение, 1975. -263 с.
  119. А. П. Краткая история педагогики: В культурном освещении. СПб., 1912. — 187 с.
  120. Ю. JI. Лаборатория и парламент //Преподавание истории в школе. 1994. — № 4. — С. 8−15.
  121. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: педагогика, 1986. 253 с.
  122. Мид М. Культура и мир детства /Общ. ред. И. С. Кона. М.: Наука, 1988.-429 с.
  123. Миллер-Красовский Н. А. Основное значение воспитания. СПб., 1859. — 143 с.
  124. Л. Н. Протестантизм как феномен европейской культуры //Протестантизм: Словарь атеиста /Под общей ред. Л. Н. Митрохина. М.: Политиздат, 1990. — С. 6−28.
  125. Молодежь в современном мире: Проблемы и суждения: материалы круглого стола //Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 12−32.
  126. П. История педагогики: В 2-х ч. М.: Мир, 1911. — Ч. 2. — 372 с.
  127. А. В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -79 с.
  128. Мусин-Пушкин А. А. О космополитизме нашей школы //Антология педагогической мысли России (Вторая половина XIX нач. XX вв.) /Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. — С. 476−480.
  129. В. П. Гражданское воспитание школьников //Преподавание истории в школе, 1990. № 2. — С. 140−145.
  130. А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания //Советская педагогика, 1990. № 2. — С. 32−37.
  131. А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека //Педагогика, 1992. № 2. — С. 6−10.
  132. А. Ф., Соколов Я. В. Изменение подходов к гражданскому воспитанию //Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н.
  133. Филонова. М.: Педагогика, 1990. — С. 44−60.
  134. JI. И. Воспитательная система: исходные позиции. //Советская педагогика. 1991, № -11. — С. 61−66.
  135. А. К. Формирование гражданской активности старшеклассников с учетом особенностей семьи: дисс. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 1992.-126 с.
  136. В. М. Как воспитывать гражданскую активность: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 109 с.
  137. Общее среднее образование России: Сб. нормативных документов (1994−1995). Новая школа, 1994. — 256 с.
  138. О гражданском правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Письмо министерства образования РФ от 19 марта 1996 г. № 391/11 //Вестник образования, 1996. № 4. — С. 78−81.
  139. И. Гражданский образ мыслей и поступков //Высшая школа, 1990. № 1. — С. 16−18.
  140. А. В. Гражданское общество: Прошлое, настоящее, будущее //Социально-политические науки. 1991. -№ 12. С. 40−48.
  141. А. А. Опыт изучения тенденций управления общеобразовательной школой //Сов. педагогика 1984. — № 1. — С. 60−66.
  142. Ортега-и-Гассет X. Старая и новая политика //Полис, 1992. № 3. — С. 133−142.
  143. Основные принципы единой трудовой школы //Хрестоматия по истории советской школы и педагогике/Под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербова. -М.: Просвещение, 1972. С. 71−81.
  144. Педагогическая направленность управленческой деятельности заведующего районным отделом народного образования: Методические рекомендации /Сост. Т. Н. Шильнева Д.: АПН СССР, 1978. — 22 с.
  145. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: Тез. докл. науч. конф. 25−28 мая 1993 года. Волгоград: Перемена, 1993. -318с.
  146. О. П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: Дисс. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 1994.-208 с.
  147. В. И. США: Взаимодействие общины и школы: Критический анализ. Красноярск: Гос. ун-т, 1985. — 111 с.
  148. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  149. А.В. Психология в каждом из нас. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992. — 332 с.
  150. А. Человеческие качества /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
  151. В. Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности, М.: Педагогика, 1985. 156 с.
  152. Д. И. Наша университетская наука //Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX нач. XX вв.) /Сост. П. А. Лебедев. — М., 1990.-С. 134−147.
  153. В. У. Творчество у истоков гражданственности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 174 с.
  154. Политика капиталистических стран в области образования /Под ред. 3. А. Мальковой, Г. Г. Гофмана, Б. Л. Вульфсона. М.: Педагогика, 1983. -207 с.
  155. В. П. Формирование готовности будущего учителя к правовому воспитанию школьников: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1991.-17 с.
  156. Г. К. Эффективность управления. М.: Экономика, 1976. — 68 с.
  157. М. М., Хомерики О. Г., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  158. В. Т., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
  159. Психология: Словарь /Под общей ред. А. В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  160. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Музырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 287 с.
  161. Равкин 3. И. Современные проблемы историко-педагогических исследований //Педагогика, 1994. № 1. — С. 89−96.
  162. А. Н. Проект гражданского Уложения //Полное собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. М. — Л.: Гослитиздат, 1952. — С. 171−345.
  163. Развитие, социализация и воспитание личности: Материалы науч,-практ. конф.: В 3-х частях. Ставрополь, 1993. -Ч. 1. — 176 е.- Ч. 3. — 128 с.
  164. В. В. Сумерки просвещения /Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
  165. Е. В. Гражданское воспитание учащихся в контексте гуманизации собрания. Дисс. .канд. пед. наук. Сочи, 1998. — 125 с.
  166. С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  167. М. М. Общественное или семейное воспитание. М., 1916. — 120 с.
  168. Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: Монография /Под общей ред. Б. П. Невзорова. Кемерово: Изд.-во КРИПКиПРО, 2002. -302 с.
  169. Т. И. Педагогика профессионализма. Самара: ЦРО, 1997. -159 с.
  170. В. М. Гармонизация свободы и дисциплины //Советская педагогика, 1990. № 8. — С. 24−30.
  171. Руссо Ж.-Ж. Проект воспитания г-на Сент-Мара. Пед.соч. в 2-х т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1981. С. 5−19.
  172. И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Кишинев, 1976. 17 с.
  173. Е. М. Важный документ ООН //Педагогика, 1992. № 1−2. -С. 3−6.
  174. М. Наука и религия: По-прежнему война? //Вопросы философии, 1991.-№ 2.-С. 36−57.
  175. Н. В. Педагогическая система как интегративное понятие //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Вып. 3. Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т., 1992. — С. 23−37.
  176. А. С., Яковлева Н. М. Формирование правовой культуры будущего учителя: Учеб. пос. к спецкурсу. Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1990. — 83 с.
  177. В. Д. Трава на асфальте: Избр. пед. статьи (1963−1995 гг.) -Екатеринбург. Ин-т развития регионального образования, 1996. 187 с.
  178. В. К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов средней образовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла: Автореф. Дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1987−18 с.
  179. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монограф. Волгоград.: Перемена, 1994. — 152 с.
  180. В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие М., 1997.-264 с.
  181. Я. Методология и методы педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1989. 186 с.
  182. Ф. Ф. Воспитать патриота, достойного гражданина //Советская педагогика, 1986. № 5. — С. 31−34.
  183. Словарь по этике /Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  184. В. 3. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.: Учпедгиз, 1963. — 312 с.
  185. М. И. Психологические проблемы личности школьника и ее формирование: Уч. пособие. Киров: Киров, пед. ин-т, 1990. 76 с.
  186. В. Г. Проблемы формирования гражданского общества //Социально-политические науки, 1991. № 4. — С. 9−16.
  187. В. Г., Бачков Б. Н. Рождение гражданина //Социально-политические науки, 1990. № 8. — С. 43−48.
  188. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
  189. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. -415 с.
  190. Я. В. «Граждановедение». Этап становления //Преподавание истории в школе, 1994. № 3. — С. 49−52.
  191. Я. В., Корольков Е. С. Граждановедение: Пособие для учащихся 5−9 классов, их родителей и учителей: В 2-х частях. 2-е изд., испр. и доп. М., 1992. Ч. 2 — 96 с.
  192. А. Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. М.: Высшая школа, 1988. — 183 с.
  193. П. История педагогических систем. СПб., 1913. 708 с.
  194. Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  195. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения /Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  196. Сорока-Росинский В. Н. Национальное и героическое воспитание //Педагогические сочинения/Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. -С. 125−135.
  197. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования //Под ред. В. Д. Семенова. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1989. -148 с.
  198. Социальнд-педагогичесюйе проблемы формирования гражданина: Сб.науч. тр ./Под общ. ред. В. Д. Семенова и др. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. — 194 с.
  199. Стандарты образования: обсуждение вариантов //Преподавание истории в школе, 1994. № 4. — С. 49−51.
  200. В. Заметки о русской школе //Антология педагогической мысли России: Вторая половина XIX XX века /Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С. 79−83.
  201. И. Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1995. 17 с.
  202. Н. С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  203. В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с.
  204. В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. — 228 с.
  205. И. М. Гражданственность личности: Автореф. дисс. .канд. философ, наук. М., 1984. — 19 с.
  206. Н. М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания //Советская педагогика, 1989. № 1. — С. 18−24.
  207. Ю. А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1997, — 157 с.
  208. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8−11 кл. общеобразовательных учреждений /М. С. Гуткин, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др. /Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. М.: Просвещение, 1997. — 191 с.
  209. В. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе //Вопросы философии, 1990. № 12. — С. 3−15.
  210. Е. В. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации //Начальная школа, 1996. № 9. — С. 3−5.
  211. А. Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб.: Прогресс-Ювента, 1995.-478 с.
  212. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1 /Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Огиз, 1935.- 1562 с.
  213. Н. А., Саломаткин А. С. Воспитание правовой культуры будущих учителей: XXVII съезд КПСС и проблемы развития советской социологии //Шестые уральские социологические чтения. Тез. докл. -Челябинск, 1986. Т. 2.-С. 113−116.
  214. П. И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М.: МПГУ, 1995. — 204 с.
  215. П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 228 с.
  216. Ю. С. Сущностные признаки и паспортные характеристики интегративного процесса //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Вып. 2. Свердловск: Свердлов, инж,-пед. ин-т, 1991.-С. 13−23.
  217. К. Д. О народности в общественном воспитании //Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945. — С. 53−69.
  218. К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании //Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945. — С. 106 146.
  219. Управление школой: теоретические основы и методы. /Под ред. В. С. Лазарева. М.: ЦсиЭИ, 1997. — 335 с.
  220. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство. М.: 1997. — 336 с.
  221. А. Учение об управлении //Проблемы теории и практики управления. 1989. — № 6. — С. 91−100.
  222. А. Эмерсон Г., Тейлор Ф. Управление это наука и искусство. -М&bdquo- 1992.-349 с.
  223. П. П. Социально-культурный комплекс: Опыт, проблемы. -М.: Политиздат, 1983. 110 с.
  224. Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  225. М. И. Демократизация образования по-российски: снова в начале пути //Сов. педагогика. 1996. — № 4. — С. 3−7.
  226. Ю. Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников //Педагогика, 1993. № 4. — С. 26−30.
  227. Ф. А. Школа в системе социальных факторов //Педагогика, 1995.-№ 2.-С. 79−83.
  228. Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних заведений. М., 1995. — С. 15−28
  229. И. Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
  230. М. Время и бытие: Ст. и вступление. М.: Республика, 1993. — 445 с.
  231. Ф. А. Дорога к рабству //Вопросы философии, 1990. № 12. — С. 103−149.
  232. Р. И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев — Одесса: Высш. школа, 1978. — 134 с.
  233. С. Новейшие педагогические течения на Западе //Интернациональные проблемы социальной педагогики: Сб.ст. -М, 1920. -С. 122−128.
  234. О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  235. А. Н. Воспитание гражданской ответственности устаршеклассников в школе с продленным днем: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1988.- 18 с.
  236. П. В. Новые виды школ: мода и необходимость //Педагогический поиск. 1993. — № 8. — С. 3−6.
  237. Н. П. Формирование гражданской позиции у школьника //Начальное образование, 1987. С. 4−17.
  238. Центры научных основ здоровья и развития /Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. Кемерово: Обл. ИУУ, 1993. — 192 с.
  239. А. М. Педагогическое новаторство: Механизмы управления //Сов. педагогика. 1988. — № 5. — С. 44−49.
  240. М. Деятельность ЮНЕСКО по воспитанию в духе мира и разоружения //Советская педагогика, 1986. № 5. — С. 119−122.
  241. Р. А. Методы синтеза системы в целевых программах. М., 1987.-222 с.
  242. С. Гражданин своей школы //Семья и школа, 1982. № 4. -С. 4−5.
  243. С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — 240 с.
  244. Н. Г. Об умственных и нравственных условиях общественного и личного процесса //Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX- нач. XX вв.) /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — С. 129−132.
  245. Г. Л. Мир труда и профессий. Кемерово, 1995. — 196 с.
  246. В. И. Молодежь в общественном производстве //Социс. 1998. -№ 3.-С. 93−106.
  247. P. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  248. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив М.: Просвещение, 1990, -208с.
  249. А. М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-х и 80-х годов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 1991.-18 с.
  250. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АШТЦИТП, 1992.-64 с.
  251. Н. А. Воспитание гражданских чувств у старших подростков: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ташкент, 1975. — 18 с.
  252. С. Т. Изучение жизни и участие в ней //Избр. пед. соч. :В 2-х т.- М: Педагогика, 1980. Т. 1. — 304 е.- Т. 2 — 414 с.
  253. С. Т. Школа и строительство жизни //Избр. пед. соч. В 2х т. -М.: Педагогика, 1980. Т. 2. — С. 122−151.
  254. JI. И. Воспитание гражданственности ключевая задача комсомола и школы //Советская педагогика, 1984. — № 10. — С. 3−10.
  255. В. М. Социально-психологические аспекты гражданского воспитания//Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. — С. 60−70.
  256. В. М. Что определяет гражданское самочувствие народа? //Советскаяпедагогика, 1990. -№ 6.-С. 3−10.
  257. Т. А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие нравственного формирования личности: автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1980. — 18 с.
  258. С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.- М., Рос. педаг. агенство, 1988. 354 с.
  259. Е. Н. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы /Под ред. В. А. Сластенина. М. — Ставрополь: Ставрополь, пед. ин-т, 1991. — 206 с.
  260. В. А. Социальный тип личности //Коммунист, 1988. № 10. — С. 88−107.
  261. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 — 96 с.
  262. А. К. Тоталитаризм и независимая культура //Вопросы философии, 1991. № 1. — С. 16−25.
  263. М. А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90 гг. XX века: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1997, — 27 с.
  264. И. П., Шишкин Д. П. Циклическая концепция развития общества и будущего России //Циклические процессы в природе и обществе: тез. Докладов. Вып. 2-й. Ставрополь: Ставрополь, ун-т, 1994. -С. 104.
  265. Ю. Ваши права. М.: Межд. отношения, 1992. 128 с.
  266. Д. С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1969. — 16 с.
  267. Д. С. Место правового воспитания в формировании гражданской направленности //Учен, зап, Владимир, гос. пед. ин-та, 1971. Т. 35. Вып. 5.-С. 58−72.
  268. В. А. Обучение как процесс управления Л.: ЛГУ, 1988. -159 с.
  269. Ф. М. Учебно-познавательная деятельность как средство формирования гражданской активности подростков: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1988.-201 с.
  270. Е. А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 346 с.
  271. Е.А. Разработка и запуск новой модели школы: (Из опыта работы 109-й школы-лицея г. Москвы) //Нар. образование. 1991. — № 2. -С. 17−31
  272. М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 200. 203 с.
  273. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  274. Award Wining Education Catalog. Des Moines: An official Publication of Des Moines. Area Community College, 1991−1993. — 76 p.
  275. Boycon R. The crisis in Education L. — 1975. — P. 15 — 86.
  276. Davis Brent, Elison Linda. Marketing the secondary school. E., 1991. — P. 1−86.
  277. Foundations of Lifelong Education. Ed. By F. Dave. UNESCO. 1976. P. 424.
  278. Jackson Lears T.J. The Concept of Cultural Hegemony: Problems and Possibilities//American Historical Review. 1985. № 90. P. 6 — 84.
  279. Smelser Neil J. The politics of ambivalence: Diversity in the Research universities//Daedalus. V. 122. № 4. Fall. 1993. Cambridge. U.S.A. P. 37 — 54.
  280. The Encyclopedia of Abuse, 1989. № 4. 312 p.
  281. The Educational System and Teaching Industrial manpower in Japan. -Wash. USA, 1985.-P. 4−81.
  282. The World Almanac and Book of Facts N.Y. — 1992. — P. 2 -14.
  283. Toffler A. Der Zukunftsschock, Bern, 1970. 223 p.
  284. Unesko Statistical Yearbook G. — 1992. — P. 12 -14.
  285. Unesko Statistical Yearbook G. — 1995. — P. 68 — 70.
  286. Weber M. The theory of Social and Economic Organization. N.Y. — 1947. -P. 4 — 28.
Заполнить форму текущей работой