Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность полученных результатов по развитию художественно-творческой активности младших школьников основываются на 10 летнем опыте преподавания автора в общеобразовательных школах, Уральском Государственном Педагогическом Университете, обеспечиваются с учетом основ современной научной методологии и применением научных методов анализа, так же использованием комплекса… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. .стр
  • Глава I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. Из истории применения упражнений на уроках изобразительного искусства в русской и зарубежной школе. стр
    • 2. Психолого-педагогические основы применения системы упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе. стр
  • Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
    • 1. Развитие художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства как психолого-педагогическая проблема. стр
    • 2. Критерии оценки художественно-творческой активности учащихся начальных классов и методика определения уровней ее сформированности. стр
  • Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. Описание и обобщение результатов экспериментального исследования. стр
    • 2. Пути, методы и средства развития художественно-творческой активности младших школьников в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. стр

Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование графических умений и развитие изобразительной грамоты — важнейшая проблема современной методики преподавания изобразительного искусства. Опора на эстетическую, культурную образованность и, как следствие, повышение качества духовности общества, позволили России сохранить свое место в ряду влиятельнейших государств мира.

Активное развитие научно-технической и культурной образованности общества выдвигает определенные требования к уровню эстетической и художественной подготовки учащихся, начиная уже с начальной школы.

Среди многих задач эстетического воспитания младших школьников одной из актуальных выступает задача развития полноценной личности ребёнка через развитие художественно-творческой активности.

На уроках изобразительного искусства в начальной школе используются самые разнообразные средства, методы и приемы решения этой задачи. Как показывает практический опыт педагогов, одним из эффективных путей формирования художественно-творческой активности у младших школьников является создание специальных условий в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства.

Сложность и недостаточная разработанность вопроса применения упражнений на уроках изобразительного искусства, как средства развития художественно-творческой активности, потребовали от нас обратиться к исследованию данной темы.

Выше изложенное позволяет определить актуальность и несомненную практическую значимость данной проблемы в формировании художественно-творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

В современных психологических исследованиях, при обосновании условий развития художественно-творческой активности, мы опирались на работы К.А. Альбухановой-Славской, Д. Б. Богоявленской, А. А Бодалева,.

J1.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, J1.B. Занкова, А. И. Крупнова, Б. Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, К. К. Платонова и других, где данная проблема рассматривается с разнообразных сторон, изучается структура и динамика познавательной активности личности, особенности развития эстетической и интеллектуальной активности как в общепсихологическом, так и в возрастном аспекте.

Мы проанализировали труды по вопросу использования различного рода творческих задач и упражнений А. Н. Виктовского, Т. Н. Вильде, А. В. Гребенникова, О. Ю. Зырянова, Н. Э. Изергиной, В. П. Копцева, И. Н. Клюевой, B.C. Кузина, В. Г. Лаврова, В. И. Полянского, С. П. Пономарева, С. П. Рощина, Е. И. Сазонова, Н. М. Сокольниковой, А. П. Сухаревой, В. А. Хибнере, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

Прежде всего, рассматривая художественно-творческую активность, как один из видов социальной активности личности, мы обратились к философским и общепедагогическим работам, посвященным воспитанию этой более широкой, родовой категории.

Значительный вклад в разработку теории и практики художественного образования внесли работы Г. В. Беды, Н. С. Боголюбова, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, B.C. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Н. М. Сокольниковой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой и др.

В кандидатских диссертациях Л. А. Антоновой, Ю. Н. Калугиной, Е. А. Савельевой проблема развития художественно-творческой активности рассмотрена в процессе художественно-творческой деятельности младших школьников, студентов педагогических колледжей в процессе художественно-эстетической деятельности.

Также близки теме нашего диссертационного исследования труды Г. Ф. Беляева, Е. И. Забелиной, В.Г. В. А. Хибнере. В них выявлена проблема формирования основ изобразительной грамоты и развития творческого потенциала, учащихся посредством применения упражнений на уроках, факультативных и внеклассных занятиях по изобразительному искусству в начальной школе.

В 1980 годы появилось больше трудов по внедрению изобразительных упражнений в работу с детьми на протяжении обучения искусству в школе.

В последние годы во многих странах для решения проблем художественного воспитания мобилизирован арсенал различных методов, приемов и упражнений, которые хоть в минимальном объеме, но внедрены в школьные учебные планы по предмету изобразительного искусства в разных странах мира.

Анализируя имеющиеся труды ведущих ученых и различные диссертационные исследования, можно констатировать, тот факт, что остается не до конца раскрытой проблема развития художественно-творческой активности учащихся в процессе выполнения ими упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий, необходимых для этого процесса. Анализ массовой практики показывает, что педагоги нуждаются в таких рекомендациях. Выявление этого противоречия между развитием науки в исследованной нами области и потребности педагогической практики, послужило основанием для выдвижения проблемы исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия использования системы упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе для развития художественно-творческой активности учащихся?

Решение этой проблемы в процессе обучения изобразительному искусству составило цель исследования.

Объект исследования: процесс развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: применение системы упражнений (на воспроизведение цвета, передачу формы и пространства) на уроках изобразительного искусства в начальной школе как средства развития художественно-творческой активности учащихся.

Гипотеза состоит в том, что развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе использования систематических упражнений на цвет, форму и пространство будет эффективнее, если осуществляется:

•развитие интереса к изучению изобразительного искусства- •смена видов упражнений, согласно разработанной методике- •последовательное усложнение творческих задач при выполнении упражнений на освоение цвета, формы и пространства- •применение разнообразных художественных материалов и техник- •введение в структуру упражнений игровых элементов;

•введение в упражнения на освоение способов передачи цвета, формы и пространства задач с элементами проблемности;

•использование на уроках изобразительного искусства в процессе проведения упражнений, наглядных специальных и демонстрационных пособий;

•развитие у учащихся способности анализировать средства художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства и применять эти средства на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать уровень разработанности вопроса использования упражнений на уроках изобразительного искусства в отечественной и зарубежной школе в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть роль развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства, как психолого-педагогическую проблему. Уточнить особенности её проявления в процессе выполнения упражнений на цвет, форму и пространство.

3. Разработать критерии оценки художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов и методику определения уровней ее сформированности.

4. Разработать систему упражнений на освоение цвета, формы и пространства для учащихся начальных классов, развивающую художественно творческую активность.

5. Разработать психолого-педагогические условия, направленные на развитие художественно-творческой активности младших школьников.

Вышесказанное определило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы определить и обосновать педагогические условия развития художественно-творческой активности младших школьников через использование системы упражнений на цвет, форму и пространство.

Методологической основой исследования послужили: теоретические труды отечественных учёных (Л.С.Выгодский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец и др.), отражающие закономерности развития психики индивидуума и особенности этого развития на различных стадиях онтогенезаположения отечественной школы психологии мышления (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д.Б.Эльконин) — теоретические положения отечественных дидактов о пропедевтической подготовке учащихся к выполнению различных учебных и творческих заданий (В.П.Каптерев, И. Я. Леренр, К. Д. Ушинский, и др.), о содержании и методов образовании (М.Н.Скаткин, А. И. Пискунов и др.) — положения об индивидуализации учебных заданий (Ю.К.Бабанский, А. А. Крисанов, Б. Т. Теплов и др.) — концептуальные установки, ориентирующие учителей на актуализацию креативных способностей обучающихся в процессе выполнения упражнений и творческих заданий (И.Я.Лернер, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, С. Т. Шацский, и др.) — новейшие исследования в области методики преподавания изобразительного искусства, которые при всей своей многовекторности и разно плановости, базируются, как правило, на принципах развивающего обучения, трактуют учебные задания и различные виды упражнений, как важный структурный компонент целостного, гармоничного сбалансированного учебного процесса (Г.Г.Аржанникова, Т. С. Комарова, Л. А. Рапацкая, Н. М. Сокольникова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1 .Теоретический — анализ искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

2.Эмпирический — анкетирование, проведение опросов, наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

3. Статистический — ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных результатов исследования.

Научная новизна исследования:

— теоретически обоснована система упражнений на передачу цвета, формы и пространства, обеспечивающая необходимый уровень изобразительных знаний, умений и навыков, учитывающих возрастные особенности младших школьников, где каждое из упражнений направлено на усвоение специфики определенного понятия и навыка, а их совокупность позволяет выстроить авторскую систему развития художественно-творческой активности;

— разработаны методические рекомендации по внедрению алгоритма системы упражнений на цвет, форму и пространство на предмете изобразительного искусства, принцип которого заключается в подборе соответствия степеней сложности задач с уровнем сформированности художественно-творческой активности учащихся 1 -4 классовв процессе проведения эксперимента уточнена специфика проявления художественно-творческой активности в процессе выполнения упражнений на цвет, форму и пространство, своеобразие ее развития у учащихся 1−4 классов;

— теоретически и экспериментально обоснованы группы условий, непосредственно влияющих на развитие художественно — творческой активности учащихся 1−4 классов в процессе выполнения ими упражнений на занятиях изобразительным искусством.

Теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1. На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы обобщено и конкретизировано состояние разработанности проблемы развития художественно-творческой активности у младших школьников.

2. Определены концептуальные основы развития художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе через использование системы упражнений на цвет, форму и пространство.

3. Теоретически обоснованы критерии оценки развития художественно-творческой активности, представленной в 4-х уровнях (высоком — творческая, инициативная активностьвыше среднеготворческо-поисковая активность, среднем — репродуктивно-поисковая активность и низком — репродуктивная активность).

4. Экспериментально проверенны педагогические условия эффективного использования упражнений на цвет, форму и пространство в развитии художественно — творческой активности младших школьников.

Практическая значимость исследования:

1) Обобщен и систематизирован материал по изучению методов и приемов проведения упражнений, развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов;

2) Разработана необходимая и достаточная система упражнений на освоение цвета, формы и пространства учащимися начальных классов, которая удобна для внедрения ее в общеобразовательной школе. (Система не требует дополнительного времени, кардинальных изменений в программах по изобразительному искусству. Выявлена роль этой системы упражнений в развитии художественно-творческой активности учащихся 1 -4 классов);

3) Определена специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровней развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов в процессе выполнения ими системы упражнений на форму, пространство и цвет;

4) Разработаны критерии оценки художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов и методика' определения уровней ее сформированности;

5) Создана педагогическая модель условий, при которой процесс развития художественно-творческой активности младших школьников в процессе использования системы упражнений протекает наиболее оптимально. (Вместе с тем в исследовании теоретически выявлено и экспериментально проверенно группа условий, непосредственно влияющих на развитие художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов в процессе выполнения упражнений на занятиях изобразительным искусством. Центральное место среди условий занимает создание возможности проявления школьниками художественно — творческой активности в максимальной для каждого ученика степени, а так же последовательное усложнение творческих задач с учётом уровня сформированности исследуемого аспекта. Такое последовательное развитие предполагает систематическое обеспечение реализации, прежде всего обще дидактических условий. В диссертации детально, на основе анализа материала опытно-экспериментальной работы характеризуется методика осуществления каждого из этих условий.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов по развитию художественно-творческой активности младших школьников основываются на 10 летнем опыте преподавания автора в общеобразовательных школах, Уральском Государственном Педагогическом Университете, обеспечиваются с учетом основ современной научной методологии и применением научных методов анализа, так же использованием комплекса разработанных психолого-педагогических методовметодологической обоснованностью исходных параметров исследованиясистемным рассмотрением проблемыопытно-педагогической проверкой теоретических разработокприменением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, логике и задачами исследованиярепрезентативностью источников базы и подтверждением результатов в ходе их апробациисопоставимостью выводов исследования с результатами других исследований, близких к рассматриваемому аспектукорректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материаламногоаспектностью обработки данных, включающих количественный и качественный анализ и оценки. Исследование показало, что систематическая реализация выделенных и обоснованных в нем условий, методов и способов работы являются необходимой и достаточной для того, чтобы обеспечить формирование и повышение уровня развития художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов в процессе выполнения ими упражнений на освоение и передачу цвета, формы и пространства на уроках изобразительного искусства. Примеры упражнений, представленных в работе, могут быть широко использованы в практике начального обучения.

Положения выносимые на защиту:

1. Характеристика художественно-творческой активности младших школьников, которая понимается как интегральное качество личности, включающее компоненты, необходимые для художественного творчества и меру деятельности школьников в процессе выполнения ими упражнений на цвет, форму и пространство, проявляющуюся в выявленных уровнях исследуемой активности.

2. Разработанная система упражнений с различной степенью сложности задач на освоение способов передачи цвета, формы и пространства, которая направлена на развитие художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов и позволяющая эффективно развивать и закреплять графические и живописные навыки и умения. Данная система упражнений является целостной, разно уровневой и цикличной, выполняет развивающую, познавательную, ориентационную и практическую функции, которые осуществляются через реализацию компонентов системы. При этом отдельные упражнения можно заменить аналогичными или дополнить систему заданиями, не выходящими за рамки поставленных задач. и.

Особенностями рассматриваемой системы упражнений является организация творческой деятельности младших школьников, ориентированная на познание, преобразование и использование разнообразных способов передачи предметов, ситуаций и явлений в новом качестве, что нашло отражение в компонентном составе системы.

3. Научное обоснование педагогических условий развития художественно-творческой активности младших школьников на основе использования системы упражнений на цвет, форму и пространство. (Разработана система специальных условий необходимых и достаточных для обеспечения художественно-творческой активности младших школьников: введение в упражнения на освоение цвета, формы и пространства задач с элементами проблемностисмена видов упражнений согласно разработанной методикеподдержание мотивации к изучению изобразительного искусстваприменение разнообразных художественных материалов и техникпоследовательное усложнение творческих задач при выполнении упражненийвведение в структуру упражнений игровых элементовиспользование на уроках изобразительного искусства в процессе проведения упражнений, специальных наглядных и демонстрационных пособийразвитие у учащихся способности анализировать средства художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства и применение этих средств на практике).

Организация исследования проводилось в несколько этапов с 1995 по 2004 гг.

На первом этапе (1995;1997гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения теории и истории проблемы исследования.

Анализ литературных источников, диссертационных исследований и инструктивных материалов продолжился на втором этапе (1998—2002 гг.), завершившись разработкой экспериментальной серии упражнений и разработкой методики эксперимента, педагогических путей, методов и средств развития художественно-творческой активности младших школьников изучения изобразительного искусства. Проводились экспериментальные занятия с внедрением разработанной системы упражнений.

Третий этап (2003;2004 гг.) был заключительно-обобщающим. Была завершена экспериментальная работа. Окончательно были оформлены материалы диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в трёх типах школ (школа физкультурно-оздоровительной направленности № 48- школа с художественно-эстетическим уклоном № 57- общеобразовательная школа № 56 города Новоуральска Свердловской области), что позволило получить максимально точные данные. Всего в опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 120 учащихся младшего школьного возраста: 60 учащихся в «экспериментальных» и 60 в параллельных «контрольных» классах. В каждом классе количество учащихся составило 20 человек. Инструментарий опросов и испытаний составляли: упражнения, анкеты, карты оценки, фиксирующие уровень развития художественно-творческой активности учащихся.

Материалы исследования были использованы при подготовке лекций и семинарских занятий в высшей школе (Уральский Государственный Педагогический Университет, г. Свердловск), в послевузовском образовании, а также при чтении лекций в учительских аудиториях в системе повышения квалификации. Основные положения диссертации отражены в публикациях.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведено исследование психолого-педагогической литературы по вопросу использования упражнений на уроках изобразительного искусства в русской и зарубежной школе и методологически обоснованы исходные позиции настоящего исследования. Теоретически обоснован процесс выполнения упражнений на цвет, форму и пространство младшими школьниками.

2. Разработана необходимая и достаточная система упражнений на освоение формы, пространства и цвета учащимися начальных классов. Выявлена роль этой системы упражнений в развитии художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов. Определен алгоритм введения упражнений на освоение цвета, формы и пространства в структуру уроков изобразительного искусства. Данная система упражнений направлена на максимальную активизацию и развитие художественно — творческой активности учащихся, что является фундаментом для формирования творческой самостоятельности учащихся, что представляет собой более высокий, качественно новый уровень развития творческой активности младших школьников. Основное место среди условий развития творческой активностиучащихся 1−4 классов в процессе выполнения упражнений занимает создание возможностей для проявления творчества на максимальном для каждого ученика уровне и использование последовательного усложнения задач.

3. Уточнены формы проявления художественно-творческой активности учащимися начальных классов в процессе выполнения упражнений. Исследование показало, что систематическое использование краткосрочных упражнений является «инструментом» позволяющим активизировать творческий потенциал младших школьников. Они рекомендуются во все действующие программы по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений, так как данная система упражнений совместима с концептуальными основами этих программ и способствует развитию художественно — творческой активности учащихся. Регулярно используемые упражнения тесно связанны с темой, структурой и содержанием уроков. Выполнение упражнений требует совместных усилий педагога и ученика: цель задаётся педагогом, ученик ищет способы решения, педагог корректирует, направляет и оценивает результат.

4. Даны методические рекомендации, в которых раскрыта методика проведения систематизированных упражнений по развитию художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов на занятиях изобразительным искусством. При внедрении в педагогический процесс упражнений необходимо учитывать возрастные и психологические особенности развития той или иной группы учащихся. Важным является учет взаимодействия художественно — интеллектуальных и эмоционально — чувственных возможностей младших школьников.

5. Разработаны критерии оценки художественно-творческой активности учащихся 1−4 классов и методика определения уровней ее сформированности. Критерии оценки развития художественно — творческой активности представлены в 4 уровнях: :высоком — творческая, инициативнаявыше среднего — творческо — поисковаясреднем репродуктивно — поисковая и низком — репродуктивная. Последовательное, постепенное усложнение задач внутри используемой системы упражнений при соблюдении принципа доступности и посильности обеспечивает эффективность развития художественно — творческой активности младших школьников. Выделено 4 иерархических уровня задач соответствующие тому или иному типу активности: низкая степень сложности задач соответствует репродуктивной активностисредняя степень сложности — репродуктивно — поисковойстепень сложности выше средней — творческо — поисковой активностивысокая степень сложности задач — инициативная активность.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов изучавшейся нами проблемы. В частности, требует более пристального изучения развитие художественно-творческой активности учащихся как 1−4 кл., так и 5−8 кл., в процессе выполнения упражнений на освоение основ декоративного искусства, дизайна и других видов художественной деятельности. Интересно исследовать развитие художественно-творческой активности на занятиях изобразительным искусством в системе дошкольного и дополнительного образования, рассмотрение поставленной проблемы исследования в системе непрерывного образования и др. Можно предположить, что выявленным в нашей работе психолого-педагогические условия будут иметь свою специфику в различных образовательных системах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1−4 классы. М., ВЛАДОС, 2002−118с.
  2. М.А. Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством (На материале 1−2 классов русскояз. школ). Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1997−203с.
  3. Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства: Сб. науч. тр.- М., НИИ школ МП РСФСР, 1975. 164 с.
  4. А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дне. в виде научн. докл. докт. пед. наук.- М., 1993.- 32 с.
  5. А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся .-М., Просвещение, 1993 .-160с., ил.
  6. А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа, Книга для учителя.- М., Просвещение, 1984.- 160 с.
  7. Ш. А. Педагогическая симфония. В 3 ч. Екатеринбург // Издат. Уральского Университета: Ч .1 .1993−222 е., Ч .2 .-1992с., Ч. З .-1993с.
  8. . Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.- Л., Издат-во ЛГУ, 1959−200с.
  9. . Г. Психология чувственного познания. М., 1970.- 486с.
  10. . Г. Человек как предмет познания / Избр. психол. труды.-М., 1980.—т. 1.- 169с.
  11. .Г. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., Педагогика, 1980. -287 с.
  12. М.И. Работа над источниками по истории советской школы и педагогике. Учебное пособие.- М., 1974- 69с.
  13. С. А. Условия формирования эстетическихспособностей у младших школьников: Автореф. дис. .докт. пед. наук.- М., 1 491 970.-35 с.
  14. С.А. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в основных видах их деятельности /Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста/ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1984. 3−1Ос.
  15. Е.А. Социальная роль и активность личности.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1971.- 97 с.
  16. О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.-М.: Изд-воАПН РСФСР, 1956−224с.
  17. .Б. Общая психология. Схемы. М., Изд-во: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. 287с.
  18. В.В. Содержание и методы эстетического образования учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1970, — 20 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.- М., Просвещение, 1982.-192.
  20. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 1982.- 192 с.
  21. Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М., Педагогика, 1980.- 180 с.
  22. А.В. Эстетическое воспитание по вопросу новых программ Министерства просвещения,/ Известия общества преподавателей графического искусства. М., 1916, № 7−10. С -1−17.
  23. А.В. Искусство в трудовой школе / Под ред. А. В. Бакушинского, М., 1923.- 87с.
  24. А.В. Художественное творчество и воспитание М., Новая Москва 1925 240с., ил.
  25. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., Просвещение, 1981.- с. 239.
  26. Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989−172с.
  27. Беда Г. В. Основы живописи в школе. Дис. док. пед. наук, 1 995 403с.
  28. А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Часть 1 Урал, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. 73 с.
  29. Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. М., Просвещение, 1969.- 114с.
  30. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. Ленинград, Гос. учебно-пед. издательство Мин. просвещения РСФСР, 1962.
  31. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. Из опыта работы. М., Просвещение, 1983.
  32. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности/ Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993.- 115 с.
  33. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., Мысль, 1916г200с.
  34. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977.- 120 с.
  35. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении.- СПб., Типография П. П. Сойкмана, 1910.- 50 с.
  36. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1810.-СП6., Типография П. П. Сойкмана, 1910.-50с.
  37. В. М. Личность художника в рефлескологическом изучении. В кн., Арена. Театральный альманах,/Под.ред. Е. Кузнецова. Пг., 1924−304с.
  38. А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. СПб., Союз, 1998. -432 с.
  39. П.П. Избр. пед. соч., В 2 т. / Под ред. А. А. Петровского. М., Педагогика. 1979. Т1−334с., т.2−339с.
  40. П.П. Педагогия: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластена.- М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.-288с.
  41. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. докт. пед. наук. М., 1993.-304с.
  42. Д.Б. Пути к творчеству. М., Знание, 1981.- 96 с.
  43. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1969.-464 с.
  44. Л.И. Роль психологии в построении учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста/Очерки психологии детей. М., АПН РСФСР, 1950. — 246 с.
  45. А.Д. Графическая деятельность: дидактические исследования процессов формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней образовательной школы. Дис. докт. пед. наук. М., 1974.-254с.
  46. С. Теория отражения и художественное творчество. -М., 1970.94с.
  47. Л.А. Восприятие и обучение.- М., Просвещение, 1969−369.
  48. Л.А. Педагогика способностей. М., Знание, 1973, — 96 с.
  49. Н.Д. Основные проблемы художественного творчества детей./ Художественное творчество и ребенок. М., Наука, 1972. с. 7−21.
  50. Т.Н. Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии. Дис. канд. пед. наук. М., 2000.-187с.
  51. Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1980. -142с.
  52. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М., ВЛАДОС, 2000. 272 с.
  53. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А. В. Петровского. М., Просвещение, 1973. 288с.
  54. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы./ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., Просвещение, 1968.442 с.
  55. И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М., Просвещение, 1982.- 144 с.
  56. И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. обл. М., Педагогика, 1988.
  57. Н. Н. Восприятие картины.- 2-е изд.-М., Просвещение, 1976.- 32 с.
  58. Вопросы воспитания: системный подход"/ Под ред. Л. И. Новиковой. М., Прогресс, 1981.- 136 с.
  59. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. /Кур. гос. пед. ун-т. Курск, Издат. Кур. пед. ин-та, 1998.-143с.
  60. О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Дис. канд. пед. наук. М.,
  61. Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М- Л- Госиздат, 1930.- 79 с.
  62. Л. С. Психология искусства. М., Педагогика, 1987.344 с.
  63. Л.С. Психология искусства. Мн., «Современное слово» 1998.- 480с.
  64. Л. С. Педагогическая психология, / Под ред. В. В. Давыдова. М., Педагогика, 1991. — 480с
  65. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-3-е М., Просвещение, 1991.- 93 с.
  66. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СБб., СОЮЗ, 1997.-96с.
  67. Л.С. Психология искусства. Мн., Современное слово, 1998. — 480 с.
  68. JI.C. Лекции по психологии. С-Петербург, СОЮЗ, 1999.-140с.I
  69. Л.С. Психология. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-1008с.
  70. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М., Издат-во МГУ, 1978. — 118с.
  71. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вцзов. М., Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  72. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. T.I. М., Искусство. 1969. 326 с.
  73. А.Т. Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 2002.
  74. М. Дж. Научись мыслить и рисовать как Леонардо Да Винчи./ Пер. с англ. Ю.Е.Андерсена-- Мн., ООО «Попурри», 2000. 304с., ил.
  75. И. П. Изобразительное искусство: Методика обучения в I-III классах. Киев: Радянська школа, 1978.- 109 с.
  76. Л.Ю. и др. Методика педагогического воздействия. М., Просвещение, 1967.- 144 с.
  77. Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореор. дис. д-ра пед. наук. М., 1979.- 31 с.
  78. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. Е. Д. Хомской. Наука. М., 1970. — 87с.
  79. К. Душевная жизнь ребёнка. Киев, 1916 -26&-С.
  80. П. Изобразительное творчество и ручной труд в Единой трудовой школе .- М., 1925−71с.
  81. Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995. — 98с.
  82. Е.В. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 2000.-189е.
  83. В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологического пророждения смысла произведений живописи. М., Мы и мир, 1999.-105Г, ил.
  84. Gombtich E.N. Art and Illusion. New Jersey, 1972. 466p., il.
  85. B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Педагогика, 1989. — 96 с.
  86. В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1 996 544с.
  87. Ю. Н. Искусство как социологический феномен. М., Искусство, 1968. — 124 с.
  88. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Критический анализ. М., Наука, 1980.- 78с.
  89. JI.C. Формирование эстетического восприятия у детей 5−7 лет в процессе изображения окружающего мира. Дис. канд. пед. наук. М.
  90. . Д.С. М., Педагогика, 1991.- 480 с.
  91. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения./ Сов. педагогика. 1961, № 8. с. 33−41.
  92. А. История и творчество в воспитании .- М., 1911−200с.
  93. С.И. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно- графических дисциплин (Сборник статей). М., 1970.-260 с.
  94. С.И., Лавров A.M., Триселёв А. В. Методические руководства к таблицам по изобразительному искусству для 1−4 классов 8-летней школы М.: Просвещение: 1968 г.-64с.
  95. Дидактика средней школы/ Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., Просвещение, 1975. — 216 с.
  96. Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества.- М., Педагогика, 1972. 184 с.
  97. А. А. Формирование художественно-образного мышления у школьников./ Под .ред. Б. П. Юсова М.: Изд-во АПН СССР, 1981 -с.75−94.
  98. Домуховский Ю. А. Система графических упражнений в начальных классах как первый этап изучения в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. М., 1967.- 198с.
  99. Т.Б. Развитие реалистического отображения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся 1−4 классов . Сборник научных трудов ./Под. Ред. Б. П. Юсова .- М.:Изд-во АПН СССР, 1981-с 49−75.
  100. Н.Н. Педагогические условия графического образования младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1998.-185с.
  101. Н.В. Активизация творческой деятельности детей средствами искусства. / Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста./ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1984. С. 58 -62.
  102. Н.В. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Метод, реком. / Сост. Н. В. Дягилева. Екатеринбург, 1993. 31- с.
  103. Дж. Психология и педагогика мышления .-М.:Изд-во товарищества «Мир», 1919.-202с.
  104. Disciplion-based And Education: A. Nationwide Perspective/ The J. Paul Getti ttuse. Bulletin. 1986.- v. l, № 1 -p.8−9.
  105. С.Ш. Работа с графическими материалами как средство . активизации изобразительной деятельности младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-230с.
  106. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей (по материалам диссертационных исследований). / Вопросы психологии, 1975. № 5, с. 116−176.
  107. А. С. Оранжевый лев: Заметки об эстетическом воспитании в США.- М., Педагогика, 1971.- 272 с.
  108. Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся. Дис. канд. пед. наук. Орел, 2000.-202с.
  109. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/ Возрастная и педагогическая психология -М.-.1992- с.173−190.
  110. Л.В. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1987. 424-с.
  111. Н.М. Анализ произведений изобразительного искусства как метод художественно-эстетического образования будующих учителей начальной школы. Автореферат Дис. канд. пед. наук. М., 200:-18с.
  112. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., Педагогика, 1981. — 160 с.
  113. Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения как средство активизации обучения изобразительного искусства в 4-х летней начальной школе. Дис. канд. пед. наук.- М.2002.- 189с.
  114. Л. А., Куликов Г. И. Методологические проблемы эстетического воспитания.- М., Высшая школа, 1982.- 114 с.
  115. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2тё., доп. М., Учпедгиз, 1961 .- 67с.
  116. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей/ Под. ред. Савельевой О. П. Магнитогорск: МАГУ, 2001.-95с.
  117. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми. / Под. Ред. Г. В. Лабунской. М., Просвещение, 1952. — 86 с.
  118. Изергина Н. Э. Методы активизации пространственного воображения младших школьников на ур
  119. Изобразительное искусство в школе: Прогр. и метод. Разработки уроков в начальных школах. / Под ред. Е. И. Забелиной. Орел., 1996.-68с.
  120. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−4 кл. / Б. М. Неменский, Н. Е. Фомина, Н. Н. Гросул и др. М., Просвещение, 1991. -186 с.
  121. Изобразительное искусство и художественный труд: 5−8 кл. Книга для учителя./Н.Н.Фомина, Н. А. Дмитриева, Н. А. Горячева и др.- М., Просвещение, 1996. 192с.
  122. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. -М., Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.
  123. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. М., Просвещение, 1991. — 128 с.
  124. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. / Под ред. В. Шестакова.- М., Искусство, 1969.- 272 с.
  125. Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию.-Свердловск, 1978. 94с.
  126. История зарубежной психологии. Тезисы./Под.ред. П. Я. Гальперина. А. Н. Ждан.-М.: Изд-во МГУ, 1986−344с.
  127. International Childer, s Internet Gallery .www uic.ssu.samara.ru/clidal.
  128. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение. 1986. 206 — с.
  129. М. С. Системный подход и гуманитарное знание.- Л., Издат-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  130. В.В. Избранные труды по теории искусства В 2-х томах-М.: Гиня, 2001- Т.1−392с.- Т.2−344с.
  131. А.П. Развитие познавательной активности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казан, гос. ун-т. Казань, 1985, -23с.
  132. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческийпроцесс: Автореф. дис. .д-ра психол. наук.-Л., 1985.- 37 с.
  133. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М., Педагогика, 1990.- 140 с.
  134. В.Н. Развитие творческой активности юных художников./ Сов. педагогика. 1990, № 9. с. 22 27.
  135. В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве (психол.-пед. модель уроков изобраз. искусства) / Искусство и образование, 1999, № 4. 42с.
  136. А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М., Просвещение, 1969. — 58 с.
  137. А. Психологическая специфика урока рисования. Художник, 1980, № 5.- 90с.
  138. О.А. Изобразительное искусство и детский рисунок. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. Новосибирск: НГПУ, 1999.-135с. ил.
  139. Г. Развитие художественного творчества ребёнка.-М.:Типография товарища Сытина, 1914.-216с., ил.
  140. А.А. Активизация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 240 с.
  141. Ю.П. Рисунок и живопись: Практ. пособие. М., Высш. шк., 1992.-270 с.
  142. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М.: Издательство АНП РСФСРД 959−304с.
  143. Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания: Автореф. Дис.. д-ра филос. наук. М., 1977. — 45 с.
  144. Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. М., ИЗД-ВО мгопу^ноу, 1998.-302с.
  145. О.Е., Иванова И. В. Диагностика композиционного мышления школьников на уроках изобразительного искусства: Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству. Омск, 1998 .-147с.
  146. В. В. Рисование в начальных классахвосьмилетней школы. JL, Учпедгиз, 1960. — 74 с.
  147. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., Педагогика, 1984.- 120 с.
  148. Т.С. Обучение детей технике рисования.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., Просвещение, 1976.- 158 с.
  149. Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1979.- 35 с.
  150. Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение, 1970.- 152 е., ил.
  151. Т.С. Обучение детей технике рисования. М., Столетие, 1994 -140 с.
  152. Т.С. Дети в мире творчества. М., Мнемозина, 1995.158 с.
  153. Т.С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности / Дошкольное воспитание. 1997, № 6, с. 25−29.
  154. Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей, учебное пособие. М., Рос. пед. агентство. 1998. 106 с.
  155. Д.М. Основы теории творчества,/ Екатеринбург: Урал, гос. пед. ин-т, 1993. 78 с.
  156. А.П. Развитие художественного объемно-пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Дис. канд. пед. наук. М., 1995.-179с.
  157. Corso di Rittura. Teoria e praktika. Institute Geografiko de Agosini Navara, 1984.-v.l-200p., v.2−41p.
  158. Ф.Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях./ Советская педагогика, 1970. № 9. — с. 112 124.
  159. Е.И. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников./ Искусство в школе, 1996, № 2. 42−45с.
  160. Е.И. Искусство и ты: Учебн. Для 1кл. трёхлет. и 2кл. четырёхлетн. нач. шк./Под ред. Б. М. Неменского. М., Просвещение, 1997.144 е., ил.
  161. Е.И. Искусство и ты: Учебн. Для 1кл. трёхлет. И 2кл. четырёхлетн. нач. шк. / М. Т. Ломоносова, Л. А. Неменская, О. В. Островская и др., Под ред. Под ред. Б. М. Неменского.-М:Просвещение, 1998.-142с., ил
Заполнить форму текущей работой