Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое партнерство как форма взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитатель при организации педагогического процесса должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребенка. При взаимодействии с ребенком обеспечивать обратную связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации… Читать ещё >

Педагогическое партнерство как форма взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина). В основе взаимодействия педагогов и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Вышеуказанные сущностные характеристики группы кратковременного пребывания позволили рассматривать взаимодействие в контексте педагогического партнерства. Партнерство — особый тип совместной деятельности между родителями и образовательной организацией, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов (Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева) [8].

Совместная деятельность взаимодействующих взрослых в условиях совместного пребывания является сложным видом педагогической деятельности и имеет свои особенности.

Во-первых, это необычное для педагогов и родителей условие деятельности. В своей диссертации Г. В. Глушкова определила, что возможность родителей находиться в условиях педагогического пространства, а педагогам создать основу для сотрудничества, существенно влияет на «установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов» [15].

Во-вторых, образовательный процесс — это сумма быстро сменяющихся различных видов деятельности. Организационная специфика режима пребывания ребенка в группе кратковременного пребывания позволяет распределить время на самостоятельную деятельность детей и на занятия с педагогом, позволяющие осуществлять демонстрацию образцов развивающего взаимодействия педагога с ребенком.

В-третьих, образовательный процесс выстраивается компактно так, чтобы реализовать основные линии развития ребенка: физическую, познавательно-речевую, социально-личностную, художественно-речевую, поэтому деятельностно-диалоговая форма взаимодействия всех субъектов образования обеспечивает целостность педагогического процесса за ограниченное время пребывания ребенка в детском саду посредством последовательного разворачивания содержания образовательной программы и в детском саду, и в условиях семьи. Формирование условий, обеспечивающих партнерство педагогов и родителей, предполагающее включение в педагогическую систему нового субъекта, наделенного определенными правами и обязанностями, обусловливает использование в работе с родителями методов, способствующих повышению их инициативности как участников образовательно-воспитательного процесса детского сада.

Для решения этой задачи специалисты (Кощиенко и др.) предлагают использовать метод педагогического проектирования, позволяющего осуществлять совместную деятельность посредством выделения последовательности процедур и операций, выполнение которых гарантирует достижение планируемых результатов взаимодействия [38].

Процесс педагогического проектирования осуществляется поэтапно.

Первый этап — предполагает создание общей установки педагогов и родителей на педагогическое партнерство, которое является согласованной формой включения родителей в педагогический процесс дошкольной образовательной организации, имеющее ценностно-целевую направленность и ориентировано на поиск совместных способов реализации взаимодействующими субъектами актуальных задач воспитания и обучения детей. Следует провести актуализацию потребностей родителей в образовании собственного ребенка, выяснить их запросы и ожидания, изучить педагогические инициативы родителей, предоставить им возможность поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей. В процессе общения с родителями педагоги транслируют знания о закономерностях возрастного развития дошкольников, раскрывают развивающий потенциал различных форм взаимодействия взрослых с ребенком. При этом важно показать родителям положительный образ собственного ребенка, обратить их внимание на его уникальные личностные качества, интересы и склонности, благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Второй этап — обусловлен тем, что педагогам и родителям необходимо найти рациональный вариант плана совместной деятельности, предполагающий создание практико-ориентированной среды с целью освоения основных задач, форм и методов дошкольного образования, коммуникативной, психолого-педагогической компетентности в области развивающего взаимодействия и выработке согласованности действий педагогов и родителей в процессе всестороннего развития ребенка.

Третий этап — реализация деятельностно-диалоговой формы сотрудничества как ведущей в процессе совместной педагогической деятельности. Осознанная включенность во взаимодействие помогает педагогам и родителям определению собственной позиции в партнерских отношениях, позиций других членов педагогического коллектива, и соотносить с этим свое поведение и действия.

Специалисты определяют следующие принципы работы групп кратковременного пребывания:

  • — образовательный процесс выстраивается на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми; - взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием;
  • — в образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям: — организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития); - гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения; - дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности. Реализация принципов образовательной работы невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики.

Педагогическая работа с ребенком невозможна без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны — сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в дошкольной организации, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.

Взаимодействие воспитателя в группах кратковременного пребывания с семьей должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы.

В настоящее время уже сформировались следующие основные формы взаимодействия воспитателей с родителями в группах кратковременного пребывания: родительские собрания; групповая дискуссия; родительская конференция; беседа; тематическая консультация; записки, дневники; информационный листок; постоянный информационный стенд; доска объявлений; информационная корзина; тематические выставки; тематические папки; дни открытых дверей; дистанционное общение посредством сети Интернет. Так, например, родители по электронной почте получают задание, консультацию или другую полезную для них информацию. Это становится удобно т.к. родители приводят в группу не на полный день, а получив задание, они могут выполнить его дома, или вместе с остальными членами семьи обсудить проблему воспитания ребенка раннего возраста.

Сегодня во многих дошкольных организациях особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Т. В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

В целом, доминирующая роль среди форм общения педагог — родители принадлежит познавательным формам организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями. Такая работа осложняется тем, что дети находятся в дошкольном учреждении довольно непродолжительное время, и обратная связь, которая предоставляет педагогу информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия, недостаточна.

Специалисты особое внимание уделяют подготовке воспитателей для работы в группе кратковременного пребывания, которая, в первую очередь, должна заключаться в формировании у него умения свободно работать по образовательным программам нового поколения, ориентированным на развитие ребенка.

Воспитатель при организации педагогического процесса должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребенка. При взаимодействии с ребенком обеспечивать обратную связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации работы с родителями. Деятельность специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого логопед, психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом. Младшие воспитатели, работающие в группе кратковременного пребывания, должны иметь представление о специфике таких групп, особенностях учебно-воспитательного процесса, основных задачах воспитания и обучения дошкольников, владеть коммуникативными навыками и умениями.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей рассматривается как педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию дошкольника. В современных исследованиях партнерство рассматривается как взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат.

Основу педагогического партнерства составляют принципы:

  • — целостности (единая система деятельности педагогов и родителей с распределением соответствующих функций, структурой управления);
  • — добровольности (построение отношений на основе самостоятельных, инициативных педагогических действий);
  • — взаимоответственности (единство целей общественного и семейного воспитания).

Важная роль отводится методическому сопровождению совместной деятельности педагогов и родителей, направленному на приобретение у родителей коммуникативных навыков и опыта взаимодействия со всеми специалистами дошкольной образовательной организации.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выявить, что в дошкольной педагогике взаимодействие педагогов и родителей, начиная с 90-х годов XX столетия, рассматривалось через поиск форм организации педагогического просвещения, трансляции педагогических знаний родителям.

Современные исследования рассматривают группу кратковременного пребывания детей в ДОО как педагогический феномен, уникальную модель объединения усилий семьи и дошкольной организации с целью воспитания и образования детей. Это обусловлено тем, что время пребывания ребенка в группе в дошкольной организации ограничено и на родителей в равной степени с педагогами ложится ответственность за качество обучения и воспитания своего ребенка.

Организационными характеристиками группы являются гибкость режима дня и видовое разнообразие групп, обусловленное социальным заказом родителей (общеразвивающие, адаптационные, группы выходного дня, предшкольного обучения и др.).

Особенностями групп кратковременного пребывания являются: ограниченность времени нахождения ребенка в группе; участие родителей в работе группы в качестве полноправных партнеров — субъектов образовательного процесса; разновозрастной состав групп; необходимость построения образовательных программ, основанных на коммуникативно-насыщенных формах работы.

Специфика группы кратковременного пребывания заключается в возможности за ограниченное время пребывания ребенка в дошкольной организации создать непрерывный процесс развивающего и личностно-ориентированного взаимодействия всех субъектов образования.

Анализ работ, посвященных исследованию процесса взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания позволил выявить специфику взаимодействия, которое заключается в возможности включения родителей в педагогический процесс как полноправных субъектов образовательной деятельности, осуществляемой в разнообразных формах: традиционных (консультации, собрания, досуговые мероприятия и др.) и нетрадиционных (семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, проектная деятельность, семейный театр и др.). Важной особенностью такого взаимодействия является возможность пролонгации образовательного процесса в условиях семьи.

Таким образом, данные научных исследований и педагогическая практика позволят сделать вывод о том, что эффективности взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания будет способствовать организация его в форме педагогического партнерства, осуществляемого на основе принципов целостности, добровольности, взаимоответственности и ориентированного на поиск совместных способов реализации задач воспитания и обучения детей. Педагогическое партнерство как совместная деятельность и согласованная форма включения родителей в образовательный процесс предполагает органичное встраивание его в образовательную программу группы и обеспечение методического сопровождения совместной деятельности педагогов и родителей, направленного на приобретение у родителей коммуникативных навыков и опыта взаимодействия со всеми специалистами дошкольной образовательной организации.

Выстраивая систему взаимодействия воспитателей и специалистов с родителями в целях единства педагогических воздействий, следует ориентироваться на конечный результат: повышение уровня социально-личностного развития ребенка.

Исходя их методологии системного подхода, уровень социально-личностного развития ребенка выступает в данном случае как интегративный признак всей системы взаимодействия педагогов и родителей, поэтому является основным критерием оценки ее результативности.

Мы считаем, что основным критерием оценки эффективности системы взаимодействия родителей и педагогов следует считать наличие положительной динамики в уровне социально-личностного развития ребенка, определяемой в процессе пролонгированной педагогической диагностики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой