Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа исследования. Важнейшие положения диалектико-материалистического учения о развитии личностиположение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образованияпедагогическая концепция поэтапного формирования интеллектуальных умений и навыковтеория деятельностного подхода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Роль новых информационных технологий в инновационном процессе развития образовательных учреждений
    • 1. 2. Современные исследования проблем использования информационных технологий в образовании
    • 1. 3. Информатизация как источник развития российской школы
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Информационные технологии в управлении учебным заведением и учебно-познавательной деятельностью
      • 2. 1. 1. Управление учебным заведением в новом информационном поле
      • 2. 1. 2. Индивидуализация обучения
      • 2. 1. 3. Воспитательная работа
      • 2. 1. 4. Научно-исследовательская деятельность
    • 2. 2. Формирование информационной культуры преподавательского корпуса
    • 2. 3. Информационные технологии во внеурочной работе
  • Выводы по главе 2

Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением целого ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах социальной жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе и систему образования. В нашей стране меняются ценностные ориентиры целых групп населения, очевидна потребность в получении все больших объемов информации с целью самореализации личности, как в общественной жизни, так и на рынке труда.

Новая экономическая ситуация предъявляет новые требования к квалификации персонала, принципиально меняет престиж различных профессий. Такое положение инициирует необходимость изменений в системе образования с позиций влияния социально-экономического фактора, меняются ценности образования, требования к нему. Нельзя не отметить тот факт, что переход от командно-административной к рыночной системе хозяйствования обуславливает обновление экономических и социально-политических структур. Это также требует существенных изменений в характере образовательной политики.

Важнейшим фактором, обуславливающим необходимость изменений в сфере образования, следует считать широкомасштабный процесс информатизации общества. Этот процесс сопровождается бурным развитием средств телекоммуникации и информационных технологий. Формирование мирового информационного пространства, базирующегося на современных компьютерных технологиях, предъявляет новые требования к жизнедеятельности общества и его важнейшего института — системы образования.

Одним из важнейших механизмов развития стоящих перед обществом задач является информатизация системы образования, которая должна рассматриваться как необходимое условие и важнейший этап информатизации России в целом. Не случайно сегодня образование рассматривается через призму информационных технологий: этого требуют принципы существования развития и существования информационного общества, в которое входит человечество.

Информатизация образования, являющаяся важнейшей частью реформ образовательной системы, не может рассматриваться как простое использование технических средств обучения. На наш взгляд, внедрение информационных технологий должно найти отражение в радикальном изменении сущности и организации процессов обучения и развития личности.

Важнейшим звеном информатизации общества — является информатизация общеобразовательной школы. Функционирование современной школы связано с целым рядом объективных и субъективных противоречий. С одной стороны, уже сегодня необходимо осуществлять управленческую деятельность с позиций жизнедеятельности в новом информационном пространстве, однако соответствующие методы управления недостаточно проработаны, объективно следует признать слабую готовность, а, зачастую, и непринятие новых технологий со стороны педагогического корпуса. С другой стороны, новая парадигма образования предполагает создание условий для максимально возможного развития личности, а традиционные методы и формы обучения не могут обеспечить этот процесс.

Нельзя не отметить и противоречивое отношение значительной части населения, в том числе и преподавательского корпуса, к необходимости внесения кардинальных изменений в процесс функционирования традиционной педагогической системы. Не случайно целым рядом педагогов информационные технологии сводятся к узкому пониманию преподавания курса «Информатики», эффективность реализации которого сомнительна, в связи с явно недостаточным обеспечением образовательных учреждений компьютерной техникой. Эти и ряд других противоречий существенно тормозят развитие образовательных учреждений, в частности школ. Их совокупность определяет важнейшую педагогическую проблему: определение условий развития общеобразовательной школы на пути внедрения информационных технологий.

Разрешение данного педагогического противоречия и обусловило цель нашего исследования: определить и экспериментально апробировать модель развития общеобразовательной школы на базе внедрения информационных технологий.

Объект исследования — развитие общеобразовательной школы России.

Предмет исследования — информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: информационные технологии обеспечат наиболее эффективное развитие общеобразовательной школы в современных условиях и на перспективу если:

•рассмотрены и сопоставлены основные показатели эффективности развития общеобразовательной школы России и стран, где успешно внедряются информационные технологии;

•определена взаимосвязь элементов мирового информационного пространства на уровне целей, содержания и форм организации учебного процесса;

•определены основные направления международного сотрудничества в области использования информационных технологий, в том числе и возможности использования зарубежного опыта;

•разработана система управления учебным заведением в новом информационном поле;

•определены особенности реформирования учебно-воспитательного процесса, включая внеурочную деятельность с использованием информационных технологий;

•определены пути формирования информационной культуры преподавательского корпуса.

Инновационное развитие различных форм учебных заведений рассматривается как мировая тенденция. Ряд исследователей посвятили свои труды данной проблеме (В.С.Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, А.Е.

Капто, А. В. Лоренсов, Р. Берман, Дж. Эдванс). Однако, в этих трудах только затрагиваются отдельные проблемы развития через информатизационные технологии.

Поиск оптимальных путей компьютеризации в сфере образования и педагогической науке в настоящее время привлекает повышенное внимание не только ученых: педагогов, психологов, дидактов, методистов, специалистов по вычислительной технике и информатике, но и многочисленных практических работников системы образования (Я.А.Ваграменко,.

A.Г.Гейн, Б. С. Гершунский, В. Г. Житомирский, В. А. Каймин, Ю. К. Кузнецов, А. Г. Кушнеренко, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, Ю. А. Первин, Е. С. Полат, Г. В. Рубина, А. А. Самарский, A.B. Хуторской и др.).

Анализу общеобразовательного значения информатики, отбору учебного материала для этой дисциплины посвящены исследования С. А. Бешенкова, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, В. М. Монахова, И. В. Роберт, И. Г. Семакина и др. Психолого-педагогическое обоснование использования компьютеров в учебном процессе проведено в работах Н. В. Апатовой, П. Я. Гальперина,.

B.В.Давыдова, Д. Ш. Матроса, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной, И. В. Роберт и Др.

Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования в области образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К.Бабанский, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.).

Важнейшую роль информационно-коммуникативных связей в процессе самообучения и их влияние на формирование мировоззрения учащихся рассматривали в своих работах такие исследователи как В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, И. М. Захарова, А. В. Киричук, Х. Й. Лийметс, А. В. Мудрик, Н. А. Переломова, О. А. Подлиняев и др.

Однако, в связи с тем, что проблема развития школы в новом информационном пространстве и через новые информационные технологии разрабатывается недавно, в настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные комплексному развитию учебного заведения через информационные технологии.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и сопоставить российский и зарубежный опыт развития общеобразовательной школы в условиях внедрения информационных технологий, на уровне целей, содержания и форм организации учебного процесса.

2. Рассмотреть основные направления международного сотрудничества в области использования информационных технологий, в том числе и возможности использования зарубежного опыта.

3. Разработать систему управления учебным заведением в новом информационном поле.

4. Разработать стратегию реформирования учебно-воспитательного процесса, включая внеурочную деятельность с использованием информационных технологий.

5. Определить пути формирования информационной культуры преподавательского корпуса.

Методологическая основа исследования. Важнейшие положения диалектико-материалистического учения о развитии личностиположение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образованияпедагогическая концепция поэтапного формирования интеллектуальных умений и навыковтеория деятельностного подхода, нашедшие свое отражение в трудах С. С. Алексеева, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Б. З. Бодалева, М. Я. Виленского, В. И. Журавлева, В. И. Краевского, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова и дрположения методологии, теории и практики информатизации образования (А.П.Ершов, А. А. Кузнецов, Я. А. Ваграменко, Э. И. Кузнецов, И. В. Роберт, С. А. Бешенков, М. П. Лапчик, А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. К. Хеннер, А. В. Могилев, Н. И. Пак и др.) методологии, теории и практики профильного обучения информатике (А.А.Кузнецов, С. А. Бешенков, В. К. Белошапка, А. Г. Гейн, Т. Б. Захарова, В. Ф. Шолохович, А. Ю. Уваров, А. Л. Семенов, Н. Д. Угринович и др.).

Методы, источники и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документовизучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования были УПК № 2, общеобразовательная школа № 658, лицей № 1536, гимназия № 1513 г. МосквыРеспубликанский Центр Интерактивных Средств Обучения Минобразования России.

Прикладные разработки, методические рекомендации к дидактическому оформлению и организации процесса обучения с использованием информационно-компьютерной сети, включающие цели и этапы проведения, оборудование и организацию, распределение времени, были внедрены в реальный учебно-воспитательный процесс обучения в лицее 1536, гимназии 1513 г. Москвы.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что:

• выделены основные направления международного сотрудничества в области использования информационных технологий, включающие в себя: мониторинг и оценку ситуации в образованиисбор и обработку информации, связанной с управленческой деятельностью в образовательных учрежденияхсоздание компьютерных сетей для взаимодействия учебных заведенийсоздание модели организации системы повышения квалификации преподавательского корпуса образовательных учрежденийизучение различных воздействий информационных технологий на здоровье и поведение учащихся;

• определена система показателей эффективности овладения навыками использования современных информационных систем: умения планировать свою деятельность, находить необходимую информацию, строить информационные модели процессов и объектов, структурировать свои сообщения;

• доказана необходимость сохранения эволюционного характера информатизации образования в современных социально-экономических условиях;

• предложены и экспериментально апробированы системы управления общеобразовательным учебным заведением, основанные на создании нового информационного поля через организацию обучающе-управляющих компьютерных центров или медиотек, включающих: организационное обеспечение проектов и программметодическое и техническое обеспечениеповышение квалификации преподавательского корпусапрограммно-методическое и информационное обеспечение;

• выделены принципы индивидуализации процесса обучения: валид-ность, адекватность и динамичность;

• показано, что индивидуализация процесса обучения с использованием информационных технологий наиболее эффективно осуществляется при оперативном контроле за усвоением знаний на основе тестирующих программ и при изучении той или иной темы по предметы на основе компьютерных обучающих программ;

• определены пути формирования информационной культуры и повышения квалификации преподавателей, связанные с преодолением: краткосрочности форм повышения квалификации, негативного отношения коллег-преподавателей, родителей и учащихся к техническим новшествам в целом, несоответствия содержания программы по предметам и методики его практической реализации с использованием информационной техникии расширением мотиваций к освоению информационных технологий преподавателями.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогикиобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов — цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана совокупность положений и рекомендаций по разработке стратегии реформирования учебно-воспитательного процесса, включая внеурочную деятельность на базе информационных технологий, реализованная в ряде общеобразовательных учреждений г. Москвы. Разработана система мероприятий по созданию и реализации мультимедийных учебных программ. Содержащиеся в исследовании выводы и рекомендации могут быть использованы на пути комплексного развития общеобразовательных учреждений через внедрение информационных технологий.

На защиту выносятся следующие основные положения:

• приоритеты в организации индивидуализации учебного процесса, связанные с его системным характером и реализуемые за счет программируемое&tradeи высокой степени адаптируемости информационных систем обучения;

• стратегические направления развития общеобразовательной школы в новом информационном поле;

• принципы индивидуализации процесса обучения: валидность, адекватность и динамичность;

• система показателей эффективности овладения навыками использования современных информационных систем.

Основные выводы по работе:

1. На основе изучения и анализа мирового и российского опыта компьютеризации образовательной сферы определены основные направления международного сотрудничества в области использования информационных технологий: мониторинг и оценка ситуации в образованиисбор и обработка информации, связанной с управленческой деятельностью в образовательных учрежденияхсоздание компьютерных сетей для взаимодействия учебных заведенийсоздание модели организации системы повышения квалификации преподавательского корпуса образовательных учрежденийисследования в области изучения различных воздействий информационных технологий на здоровье и поведение учащихся.

2. Важнейшим преимуществом применения информационных технологий в образовании является обеспечение индивидуальной траектории образования личности.

3. Выделены приоритеты в организации индивидуализации учебного процесса, связанные с его системным характером и реализуемые за счет программируемое&tradeи высокой степени адаптируемости информационных систем обучения.

4. Мировые проблемы подготовки преподавателей и их эффективной деятельности в области применения новых информационных технологий связаны: с краткосрочностью форм повышения квалификации, с негативным отношением коллег-преподавателей, родителей и учащихся к техническим новшествам в целом, с недостаточностью мотиваций к освоению информационных технологий преподавателями, с несоответствием содержания программы по предметам и методики его практической реализации с использованием информационной техники.

5. Рассмотрены приоритеты сотрудничества России и стран мира в области исследования вопросов внедрения информационных процессов в сферу образования, а именно: внедрения информационных технологий в школах, колледжах, вузах как предмета изучения и как средства, инструмента обученияинформационных технологий и роли преподавателей в их реализации в образовательных учрежденияхинтегрированного подхода в использовании ИТ в образованиивнедрения информационных технологий как инструмента управления образованиеминформационных технологий и их роли в развитии дистанционного и открытого образования.

6. Основными сложностями на пути применения информационных технологий в образовательных учреждениях России является то, что: не изменилась мотивация учения и технология самостоятельной учебной деятельности, мотивация деятельности педагога, технология проектирования учебного процесса, технология управления учебным процессом, технология и содержание взаимодействия с муниципальными и центральными органами власти и т. д.

7. Рассмотрена система показателей эффективности овладения навыками использования современных информационных систем. Это умения: планировать свою деятельность, находить необходимую информацию, строить информационные модели процессов и объектов, структурировать свои сообщения.

8. На основе анализа содержания исследований информационной сферы в образовании сделан вывод о необходимости сохранения эволюционного характера информатизации образования в современных социально-экономических условиях.

9. Предложены и экспериментально апробированы системы управления общеобразовательным учебным заведением, основанные на создании нового информационного поля через организацию обучающе-управляющих компьютерных центров или медиотек, включающих: организационное обеспечение проектов и программметодическое и техническое обеспечениеповышение квалификации преподавательского корпусапрограммно-методическое и информационное обеспечение.

10.Развитие общеобразовательного учреждения через информатизацию позволяет реализовать интеллектуальные (обучающие) системы, или же экспертные системы. Работа экспертных систем строится на основе базы знаний, которая является фундаментом самой системы, и правил, по которым данные системы могут принимать решения. База знаний экспертно — обучающей системы, предназначенной для облегчения организации учебного процесса, отражает структуру учебного материала, несет в себе информацию об индивидуальных особенностях учащегося и т. д.

11.Выделены принципы индивидуализации процесса обучения: валидность — система должна учитывать те индивидуальные особенности учащегося, которые существенны для достижения намеченных учебных целей, причем не только ближайших, но и отдаленныхадекватностьсистема должна обеспечивать соответствие модели конкретному обучаемому, для этого она должна уметь различать устойчивые и ситуативные индивидуальные особенностидинамичность — по мере накопления данных об учащемся система должна уточнять его модель, а также модели, заложенные в нее, а при необходимости осуществлять их классификацию.

12. Индивидуализация процесса обучения с использованием информационных технологий наиболее эффективно осуществляется при оперативном контроле за усвоением знаний на основе тестирующих программ и при изучении той или иной темы по предмету на основе компьютерных обучающих программ.

13.Информатизация школы базируется на следующей идее: в школе должна быть создана информационная среда, в которой каждый ученик и учитель находит свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями, интересами.

14.Показано, что при использовании информационных технологий в учебном процессе необходимо ставить и реализовывать следующие задачи: вырабатывать общеучебные навыки рациональной организации учебного трудаформировать интерес к изучаемому предметуцеленаправленно формировать обобщенные приемы умственной деятельностиразвивать самостоятельность учащихсяготовить учащихся к творческой преобразующей деятельностивырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счет самостоятельного изучения.

15. Определены пути формирования информационной культуры и повышения квалификации преподавателей, связанные с преодолением: краткосрочности форм повышения квалификации, негативного отношения коллег-преподавателей, родителей и учащихся к техническим новшествам в целом, несоответствия содержания программы по предметам и методики его практической реализации с использованием информационной техникии расширением мотиваций к освоению информационных технологий преподавателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В конце восьмидесятых годов доступные технологии для производства, передачи информации и взаимодействия для информатизации обучения были в России слабо развиты либо отсутствовали вообще. Преподавание основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались записанные или, реже, живые телевизионные передачина почтовой службе, общественном и кабельном телевидениина письменных работах, индивидуальных телефонных консультациях и аудиозаписях для взаимодействия.

В настоящее время развитие техники в корне изменило ситуацию. Видеомагнитофоны стали слишком трудоемким способом передачи видеокурсовсредством передачи становится спутниковое телевидение, которое используется уже не только для передачи программ с одного телевизионного передатчика на другой. Более важными средствами взаимодействия и передачи изображения для информатизации обучения становятся микроволновое интерактивное телевидение, компьютерные видеоконференции, телеконференции, аудиоконференции и т. п. Эти средства существенно отличаются от других средств обучения по своему воздействию на взаимоотношения между школой и учащимся. Поскольку печатные материалы и средства массовой информациидаже видеокассеты — нацелены на конкретного учащегося, эти средства взаимодействия могут быть использованы в качестве дополнения к традиционном классному обучению.

Современные информационные технологии могут и должны не только усовершенствовать процесс обучения, но в корне изменить его. Этим вопросам посвящена данная работа. Исследования в этом направлении неизбежно будут продолжены, так как определяются объективной необходимостью информатизации образовательного пространства.

Информационные технологии очень быстро развиваются в России. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий, направленных на развитие общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Э. и др. Информатика. М., 1998.
  2. Т.А. Об автоматизации подготовки и проведения заочных (электронных) олимпиад. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  3. В.В., Грохольская О. Г. Диагностика личностных и профессиональных качеств будущего педагога. Методический сборник. М., 2000.
  4. В.В., Грохольская О. Г. Подготовка будущих учителей по предметам педагогического цикла.//Педагогика. 2000, № 9.
  5. В.В., Грохольская О. Г., Кашицин В. П. Дистанционное образование в высшей школе России. М., 2000.
  6. В.В., Грохольская О. Г., Коробецкий И. А. Управление процессом развития современной образовательной системы.
  7. В.В., Широкова Л. Н. Дистанционное образование: проблемы на местах. М., 1999.
  8. H.B. Информационные технологии в школьном образовании. -М., 1994.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  10. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  11. A.B. Новые информационные технологии в организации индивидуализированного процесса обучения. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  12. Ю.С. Проблемы формирования информационной культуры: Тезисы доклада на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, том IV.—М., 1998.
  13. . Новые технологии во французской системе образования: Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, том III.— М., 1998.
  14. Я., Сарьян В., Прокофьев Ю., Колыханов П. и др. ТВ-Информ-Образование.//Информатика и образование. М.: 1992, № 5−6.
  15. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы, — М., 1995.
  16. Т.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий, (методологические аспекты) / Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О.П.— М: Информатик, 1995.
  17. Всемирный доклад по образованию, 1995 г., Париж, ЮНЕСКО, 1995 г.
  18. .С. Образование и будущее. Россия во мгле. Бийск, 1993.
  19. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
  20. Т.В. Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  21. JI.B. О конкурсах по информатике. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  22. A.C. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: 1996.
  23. . Международное сообщество глухих: образование и новые технологии: Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, том III.— М., 1998.
  24. Р. Дифференциация в образовании//Директор. 1994. — № 5.
  25. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. 1995. — № 6.
  26. С.И. Информационное общество: возможность и реальность. // Вестник РАН М.: 1993, т.63, № 6.
  27. Ю., Давыдов В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. // Народное образование. М., 1993, № 1−2.
  28. М.В. Компьютер это окно в мир. / Мир ПК, № 9, 1993.
  29. М.В. Электронная почта. / Мир ПК, № 6, 1993.
  30. Закон РФ «Об образовании». М., 1996.
  31. Игры обучение, тренинг, досуг. // Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994.
  32. Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цирлина Т. В. На пути к совершен М.: Сентябрь, 1997.
  33. М.И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования. М., 1998.
  34. Информатика. Базовый курс./Симонович C.B. и др. СПб: 1999.
  35. В.П., Кинелев В. Г., Лазарев В. Н., Меськов В. И., Овсянников В. И. Состояние и развитие дистанционного образования в мире Научно-академический доклад. М., ЮНЕСКО, Институт по информационным технологиям в образовании, 1997.
  36. Компьютерная революция и информатизация общества. М.: 1990.
  37. М. и др. Компьютеры в образовании на Западе. / Мир ПК, № 9, 1992.
  38. Концепция системы дистанционного образования государств-участников Содружества Независимых государств. (Проект).// Материалы четвертого заседания Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Смоленск, 1999.
  39. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6.
  40. Концепция развития вузовского сектора науки в условиях перехода к рыночной экономике. / Миннауки России, Комитет по высшей школе. М.: 1992.
  41. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. / Миннауки России, Комитет по высшей школе. М.: РосНИИИСИ, 1991.
  42. Г. В. Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров. // Информационные технологии в общеобразовательной школе.- Новосибирск, 2000.
  43. Курьер ЮНЕСКО. М., Париж, 1992, т.46, № 12.
  44. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
  45. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992.
  46. Т.П. Информатизация: тенденции изменения психологии, сознания, культуры. / Труды МГТУ. М.: 1993, вып.562.
  47. В.И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация самообследование — рейтинг.—- М., 1995.
  48. Мир, в котором мы живем М., 1993.
  49. В.Б. Век образования. М.: 1990.
  50. Л. Информационная революция и перспективы развития. М.: 1993.
  51. Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. 1997.
  52. Ю.Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов.- Новосибирск, ИПСО РАО. 1997.- 1.
  53. В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения // Проектирование новых информационных технологий обучения. М., 1991.
  54. И. Компьютерное моделирование в Великобритании. / Информатика и образование. М.: 1992, №№ 3−4, с. 116−120.
  55. Национальный доклад Австрии «Информационные технологии в системе образования Австрии —состояние и перспективы» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II
  56. Международный конгресс ЮНЕСКО «Образованней информатика»: Материалы, книга 1, том И.— М., 1997.
  57. Национальный доклад Болгарии на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 1, том И.— М., 1997.
  58. Национальный доклад Филиппин на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 1, том И.—М., 1997.
  59. Национальный доклад Франции «Учебные мультимедийные продукты во Франции» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 1, том И.— М., 1997.
  60. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
  61. И.Б., Абдуллаев Ф. Ш. Ведение в информационный мир. -М.:Наука, 1991.
  62. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII./Под ред. B.C. Собкина. М., 2000.
  63. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО.— Париж: ЮНЕСКО, 1997.
  64. A.M. Проблема формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  65. Я. Новые перспективы для обучения в век информации: Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, том III.—М., 1998.
  66. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.
  67. Первая Европейская конференция по использованию компьютеров в образовании. / Доклады. Лозанна: 1988.
  68. Ю.А. Курс «Информационная культура» в российских школах: Тезисы доклада на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, том IV.— М., 1998.
  69. В.Г. Что такое медиотека и нужна ли она школе? // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  70. Е. Телекоммуникации в школе. / Информатика и образование. М.: 1993, № 1.
  71. Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе. / Информатика и образование. М.: 1991, № 3.
  72. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996.-№ 5.
  73. Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М.: 1990.
  74. Г. С. Новая информационная технология и роль искусственного интеллекта в ее становлении. / Современная высшая школа. Варшава, 1990, № 3−4.
  75. С.Е., Поршнев C.B., Потоскуев С. Э. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса подготовки педагогических кадров в области информационных технологий. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  76. Принцип системности в психологических исследованиях. М.: 1990.
  77. Проблема выбора оптимальной модели учебного процесса: Тезисы доклада. Тверь: 1991.
  78. Проблемы методологии постнеклассической науки. М.: 1992.
  79. Программные продукты и системы. Калинин: 1990.
  80. Психолого-педагогические вопросы использования компьютеров в средней школе. М.: 1989.
  81. Развитие европейской системы обучения через технологически улучшенную программу Дельта. / Заключительный доклад. Комиссия Европейского сообщества, Управление всеобщими телекоммуникациями, информационной промышленностью и инновациями. — М., 1991.
  82. Разработка, Внедрение и использование активных методов обучения на основе применения ЭВМ. М.: 1989.
  83. А.И. Философия компьютерной революции. М.: 1991.
  84. Е.В. Из опыта решения проблемы информатизации учебного процесса. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. -Новосибирск, 2000.
  85. РейземаЯ.В. Информатика социального отражения. М.: 1990.
  86. И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. / Информатика и образование. -М.: 1991, № 4.
  87. A.M. Введение в теорию содержания общего образования: Философско-методологические проблемы. Свердловск, 1990.
  88. Дж. Кочевники девяностых. / Мир ПК, № 1, 1993.
  89. . Общество и образование. М.: 1989.
  90. А.И. Взаимосвязь научно-педагогических исследований и новых информационнх технологий. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  91. Г. К. и др. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995.
  92. Г. К., Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. М., 1998.
  93. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  94. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  95. Солдаткин. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в.//Дистанционное образование. 1998, — № 1.
  96. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
  97. А.Н., Иванников А. Д. Информатизация российского образования и общества в целом//Международное сотрудничество. 1997. — № 4.
  98. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
  99. Управление в образовании. Проблемы и подходы. Практическое руководство //Под ред. П. Карстанье., К. Ушакова М., 1995.
  100. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. —М., 2000.
  101. Управление развитием школы. //Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М., 1995.
  102. Управление современной школой. Под ред. М. М. Поташника. М., 1992.
  103. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное посо-бие//Под. ред. В. С. Лазарева. М., 1997.
  104. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. М., 1997.
  105. М.А. Индивидуализация обучения с использованием информационных технологий. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  106. Дж. Заключительный доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, том III.—М., 1998.
  107. В.Н. Частный случай использования элементов ИТ в управленческой деятельности. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. Новосибирск, 2000.
  108. A.B. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. М., 2000.
  109. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М., 1995.
  110. Adult education and community development. Strasbourg, Council of Europe, 1987, 35p.
  111. Allen M. The goals of universities. Philadelphia: Open univ press, 1988.
  112. Alonso-Amo F. et al. From epistemology to gnoseology: Foundations of the Knowledge industry. / AI a. soc.: J. of human and machine intelligence. -L., Berlin, 1992, Vol.6, N2, p.140−165.
  113. Badham R.J. Theories of industrial society. L.: 1986,188 p.
  114. Barker Ph. Intelligent Electronic Books. / J1 of Artificial in Education. -AACE, 1990, Vol.2(l), p.7−20.
  115. Bell D. The social framework of information society. / The computer age: A twenty year view. L.: 1981.
  116. Bellack A.A. The language of the classroom (New-York: Teacher’s Col. Press, 1966.
  117. Bereano P.L. Technology as a social and political phenomenon. N.Y.: Wiley, 1976, 544p.
  118. Bhola H.S. World trends and issues in adult education. London: Jessica Kingsley Publishers, 1989, 177p.
  119. Biocca F. Virtual Reality Technology: A Tutorial / Journal of Communication. 1992, 42(4).
  120. Boder A., Cavallo D. An epistemologica! approach to intelligent tutoring systems. / Intelligent Tutoring Media Vol.1, #1, p.23−29.
  121. Bylinsky G. At last! Computers you cab talk to. / Fortun intern.- N-Y, 1993, Vol.127, N9, p.60−64.
  122. Casey G. Minds and machines. / Amer. catholic, philos.quart. Wash., 1992, Vol.66, Nl, p.57−80.
  123. Chesebro J.W., Bonsall D.G. Computer-mediated communication: Human relationships in a computerized world. L.: 1989.
  124. Children in the information age. Oxford: 1988.
  125. Computers in the human context: information technology, productivity and people. / ed. by Forester T. Cambridge, 1989.
  126. Delacote G. Savoir apprendre. Les nouvelles methodes. Paris, Odile Jacob, 1996.
  127. Information technologies in teacher education (Issues and experiences for countries in transition) // Edited by Betty Collis, IlianaNikolova, Kateri-naMartcheva.— Paris, UNESCO publishing. -1995.
Заполнить форму текущей работой