Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метод проектов. 
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты… Читать ещё >

Метод проектов. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную деятельность.

Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников.

Работа над проектом — творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.

Комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, собирая для этого свои знания из разных источников. Это означает, что в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть «ничейными», «разрозненными», они органично присваиваются учащимся. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащихся, личностно мотивированным.

" Эффективность использования метода проектов касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе" (Полат Е.С. 1999 г.). Актуализация в процессе использования проектной технологии коллективного субъекта учебной деятельности способствует развитию у учащегося необходимых качеств и как автономной, и как социально-активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Это создаёт условия для социализации личности, развития деловой активности ученика.

" В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления" (Е.С. Полат). Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути" .

К использованию метода проектов существуют общедидактические требования:

  • 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
  • 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • 5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.

Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы.

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

  • 1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).
  • 2. Игровые-ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
  • 3. Информационные и исследовательские проекты.
  • 4. Проекты конкретного социологического обследования.
  • 5. Издательские проекты.
  • 6. Сценарные проекты.
  • 7. Творческие работы.

Эти виды проектов могут носить междисциплинарный характер.

Основные положения использования проектной технологии:

Полная ориентация на учащихся как субъекта учебно-исследовательской проектной деятельности.

Взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, совещательность и взаимная ответственность.

Меняется роль учителя. Он становится одним из членов коллектива.

Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы.

Проектная работа ориентирована и основана на формировании учебной компетенции учащегося и развитии продуктивной учебной деятельности.

Содержание проектной работы ориентировано на личностно значимую, познавательную мотивацию учащегося и определяется самими учащимися в ходе обсуждения и с учетом реальных потребностей и интересов всех участников проектной группы.

Содержание проектно-исследовательской деятельности направлено на создание личностного образовательного продукта и обеспечивает условия для развития творческих качеств учащегося как языковой личности.

Проектная работа по иностранным языкам носит по большей части межпредметный и интегративный характер, ориентированный на решение реальных проблемно-поисковых, исследовательских, творческих задач, выходящих за пределы учебной аудитории.

Межпредметная координация и интеграция предметных знаний, ориентация на общую картину мира является, как известно, образовательной тенденцией, определяющей информационные и образовательные потребности поколения нового столетия. Аутентичные проектные задачи позволяют вывести учащегося в информационное пространство за пределы учебного, устранить разрыв между учебным и реальным использованием изучаемого языка или сократить этот разрыв.

Проектная работа по иностранным языкам позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать и апробировать степень сформированности коммуникативных умений.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • 1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
  • 2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
  • 3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
  • 4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

Проектная работа имеет общую структуру независимо от вида проекта и этапа обучения.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Результат проектной деятельности.

Этапы.

Задачи.

Деятельность учащихся.

Деятельность учителя.

1. Целеполагание.

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2. Планирование.

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе.

Наблюдает.

3. Выбор методов проверки принятых гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Обсуждают методы проверки.

Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает.

Консультирует.

Советует (по просьбе).

4. Выполнение.

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией.

Синтезируют и анализируют идеи.

Проводят исследование.

Оформляют проект.

Наблюдает.

Направляет процесс анализа (если это необходимо).

5. Защита проекта.

Представление результатов проектирования.

Оценка результатов.

Защищают проект.

Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего школьного образования.

Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.

Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.

Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:

  • · Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками. В старшем школьном возрасте учащиеся могут вполне самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им.
  • · Сформулировать основополагающий вопрос. Основополагающие вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении. На этот вопрос нельзя ответить одним предложением.
  • · Сформулировать дидактические цели проекта.
  • · Сформулировать методические задачи.
  • · Написать краткую аннотацию, которая включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.
  • · Продумать темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
  • · Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопрос.
  • · Сформулировать вместе с учащимися гипотезу (ы) решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
  • · Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.
  • · Прописать этапы работы над проектом.
  • · Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный бюллетень, презентация в программе Power Point, доклад или представление веб-сайта.

Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы:

Тема исследования.

Цели и задачи исследования.

Что я должен сделать для достижения этой цели?

С кем я это делаю? Кто за что отвечает?

Источники информации.

Сроки исполнения.

При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.

Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.

На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:

  • · предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
  • · практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
  • · исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
  • · распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
  • · планирование и создание работ;
  • · демонстрация и защита работ.

Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.

Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае — консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным.

Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.

В процессе работы каждая исследовательская группа под руководством учителя создает электронный проект, который может быть представлен в форме многостраничных публикаций в программах Word и Publisher. Графики, диаграммы и таблицы данных, полученные в ходе наблюдений, экспериментов, сбора и обработки статистической информации представляем в программе Excel, презентации в программе Power Point.

В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить. Эта защита проводится в соответствии с определенной процедурой.

Остальные учащиеся являются «экспертами», оценивающими работу группы по критериям, предложенным учителем. Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения. Учитель сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель — включить учащихся в обсуждение заданной темы. Конечно, здесь неприемлем авторитарный стиль разбора ошибок, негативные комментарии при аудитории. На данном уроке лучше хвалить, поощрять тех, кто хорошо потрудился и отметить, что проделана большая работа. Свое отношение к ошибкам учителю лучше выразить после презентации, проанализировав работу вместе с учеником.

Здесь полезным, как для учителя, так и для учащихся может стать список речевых клише для презентации и обсуждения проектов: (приложение 6).

Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным учителем критериям. В рамках данной статьи очень трудно привести примеры всех критериев оценки, но любой творчески работающий учитель сможет найти информацию по данному вопросу в специализированной литературе и разработать свои собственные критерии. Мне хотелось бы привести в пример критерии общей оценки проведенного исследования, которые можно предложить ученикам для качественного выполнения работ по проекту. (Приложение 7).

После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций, определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.

На мой взгляд, проект должен продолжать свою жизнь даже после завершения работы над ним. Поэтому считаю необходимым выделить четвертый этап — этап практического применения проекта.

Лучшие проектные работы нашей школы используются учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические пособия. В кабинете английского языка постоянно проводится выставка лучших проектных работ, что так же является мощным стимулом для учеников. Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных мероприятиях: в викторинах и конкурсах знатоков английского языка, школьных и районных предметных олимпиадах и занимают призовые места. Многие проекты используем и на классных часах, школьных и районных конференциях. Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы — все, что они делают, они делают не только для себя, но и для других.

Для самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности применяю технологию «Портфель ученика» — комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Все материалы по проекту, в том числе и рабочие, хранятся здесь. «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Данная технология позволяет увидеть развитие каждого ребёнка.

Навыки работы над проектом закладываются уже в начальной школе.

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема «My favourite animal» лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Как показывает практика, темы проектов в младших классах вытекают из сфер общения учащихся, предусмотренных программой. Предпочтение должно отдаваться краткосрочным монопредметным проектам, внутренним, творческим, личностным или групповым, с открытой координацией. Такие проекты могут выполняться и на уроке. Во втором классе ребята готовят мини-проекты «Моя азбука», закладка «Мое любимое животное», «Открытка другу», в третьем классе «Мой домашний питомец», «Мой любимый герой». Дети с удовольствием начинают работать с компьютером, создавать свои мини-презентации. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

В средних и старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку — они становятся среднесрочными и долгосрочными.

Вся эта исследовательская работа, прежде всего, способствует развитию социокультурной компетенции школьников, воспитанию терпимости к чужим культурам, пробуждению интереса и уважения к ним. Людям из разных стран порою трудно общаться между собой не из-за слабого знания языка собеседника, а из-за того, что они представляют разные культуры, и их социокультурная компетенция не достаточно развита. Сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда, остро стоит проблема воспитания терпимости, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур.

Можно сделать вывод, метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета «Иностранный язык». Кроме того реальные практические результаты в виде изготовленной мультемидийной презентации, усиливают мотивацию учащихся. (Приложение 8).

В заключение не могу не коснуться вопроса внеклассной работы по иностранному языку. Считаю, что наиболее реальные возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по иностранному языку даёт создание единой системы урочной и внеурочной работы. Она обеспечивает наибольшую степень активности учащихся, что говорит об интересе учащихся к предмету, обеспечивает развитие разных видов деятельности. Внеклассная работа даёт возможность учащимся использовать иностранный язык как средство общения, показывает широкие возможности его использования, доказывает необходимость изучения этого предмета.

За годы работы в школе у меня сложилась традиция завершать изучение фундаментальных тем года обобщающим уроком или внеклассным мероприятием с использованием дополнительного материала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой