Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые аспекты управления инновационной деятельностью рассматривались уже в работах, зафиксировавших формирование нового направления в педагогической науке — педагогической инноватики (В.С.Лазарев, В. Я. Ляудис, JI.C. Подымова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова и др.). Достаточно широко разработан вопрос подготовки педагогов к инновационной деятельности (Е.Б.Зеленина, А. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и методология формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования
    • 1. 1. Философско-психологические основы формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования
    • 1. 2. Формирование инновационной инфраструктуры развивающейся системы образования региона как научно-педагогическая проблема
    • 1. 3. Организационно-педагогическая модель инновационной инфраструктуры региональной системы образования
  • Глава 2. Реализация организационно-педагогических условий формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования
    • 2. 1. Анализ организационного обеспечения процесса развития региональной системы образования
    • 2. 2. Пути и средства формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования
    • 2. 3. Оценка результатов реализации организационно-педагогической модели инновационной инфраструктуры региональной системы образования

Организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели социально-экономического развития, возрождения культуры и духовности, укрепления политических позиций России являются серьезными вызовами к отечественной системе образования, которая сегодня рассматривается как главный источник формирования, соответствующего этим задачам человеческого капитала. Государственная образовательная политика России в настоящий момент содержит как механизмы перевода государственных требований в задачи образовательного ведомства (новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов), так и механизмы реализации этих задач (Федеральные целевые программы развития образования России, «Модель 2020», Приоритетный национальный проект «Образование», национальная инициатива «Наша новая школа» и др.), обеспечивающие продвижение российской системы образования по инновационному сценарию развития.

Однако аналитики отмечают существование феномена деградации целей образовательной политики в управленческой цепи сигналов от министерства образования и науки России до учителя (О.Е.Лебедев) [187-с.45], что является важнейшей причиной медленной и неточной реализации образовательных реформ в стране.

Очевидно, «Комплексные проекты модернизации образования» (20 062 009 гг.) для региональных образовательных систем были задуманы, в том числе, и для обеспечения реализации целевых ориентиров государственной политики. При этом остается актуальной задача перевода региональной системы образования в режим инновационного развития, обеспечивающий не только точную реализацию целей государства, но и ориентацию на задачи социально-экономического и культурного развития региона.

Главным механизмом перевода системы в режим развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. Однако в практике управления образованием деятельность по формированию инновационной инфраструктуры началась только в> последнее время и, главным образом, в профессионального образования к реальному сектору экономики, усиления исследовательской функции университетской науки, повышении ее практикоориентированности и инновационности в целях развития, инновационной экономики России.

В качестве попыток выхода на создание инновационной инфраструктуры в образовании можно было бы рассматривать все действия Министерства образования и науки, РФ, направленные на модернизацию системы повышения квалификации работников образования в рамках Федеральных целевых программ развития образования России (на 2001;2005 гг., 2006;2010 гг.), Приоритетного национального проекта «Образование», Комплексных проектов модернизации образования и др., если' бы они не были ориентированы на совершенствование только одной функции инновационной инфраструктуры- - развитие кадрового потенциала инновационного процесса.

Очевидно, недостаточное внимание к другим компонентам инновационной инфраструктуры, непонимание ее роли как несущей конструкции развивающейся системы образования являются * причиной множественных «имитаций инноваций» (С.И. Краснов [168,с.63]), незавершенности инновационного цикла и, как следствие, неустойчивости вносимых изменений и возвратов системы к исходному состоянию.

Основной причиной сложившейся ситуации можно считать молодость науки управления развивающимися системами в отечественном образовании, несформированность соответствующих теоретических положений, отсутствие целостной теории образовательного инновационного менеджмента. Тем не менее, анализ результатов современного отечественного теоретического поиска в области управления формируемыми государством тенденциями области высшего профессионального настойчиворазворачивания > инновационными образовательными системами позволяет утверждать, что сегодня, вероятно, можно говорить о становящейся теории инновационного менеджмента в образовании.

Некоторые аспекты управления инновационной деятельностью рассматривались уже в работах, зафиксировавших формирование нового направления в педагогической науке — педагогической инноватики (В.С.Лазарев, В. Я. Ляудис, JI.C. Подымова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова и др.). Достаточно широко разработан вопрос подготовки педагогов к инновационной деятельности (Е.Б.Зеленина, А. А. Петренко, М. П. Прохорова, B.C. Сарапулов, Э. Э. Сыманюк, A.A. Тихомиров, Т. П. Утешева и др.), велик круг работ, раскрывающих различные аспекты подготовки руководителей к управлению инновационной деятельностью (А.А.Петренко, М. Г. Синякова, К. М. Ушаков и др.). За последнее десятилетие появилось большое количество исследований, обращенных к проблемам управления развивающимися системами образовательного учреждения (В.С.Лазарев,, О. Е. Лебедев, М. М. Поташник, С. В. Сидоров, Л. А. Харисова, О. Г. Тринитатская, О.Н.ШатухТ.М.Шукаева), муниципалитета (В.Ф. Бут, В. Н. Живикин, И. Б. Тарасова, Н. И. Трушакова, Т. Д. Шебеко и др.), региона (В.Н.Аверкин, И. И. Калина, А. Н. Николаева, Д. А. Новиков, Н. Н. Петров, В. А. Прудникова, Л. И. Фишман и др.), государства (Я.И.Кузьминов, А. А. Пинский, И. Д. Фрумин, А. Г. Каспржак и др.).

Вместе с тем, исследования в области управления инновациями в образовании либо вообще не обращаются к теме инновационной инфраструктуры, рассматривая управление инновационным процессом в целом (В.Н.Живикин, В. Н. Смирнов, Г. А. Старцев, О. Г. Тринитатская и др.), либо обращаются лишь к одному компоненту — информационной инфраструктуре (А.И.Данилова, Е. Ю. Дудник, В. Б. Яблонский и др.).

Проблематика инновационной инфраструктуры рассматривается, главным образом, в экономических исследованиях, и ориентирована на промышленность, предпринимательство, социально-экономическое развитие региона (П.А.Арефьев, О. В. Королева, В. Р. Смирнов и др.).

Таким образомв современной практике и теоретических поисках в области управления инновационными процессами образования сложился ряд противоречий:

— между заказом государства к образованию на подготовку человеческого капитала для инновационной экономики и недостаточным инновационным потенциалом образовательных систем всех уровней;

— между необходимостью перевода региональной системы образования в инновационный режим развития и неэффективностью существующей образовательной инфраструктуры, ориентированной на поддержание функционирования системы;

— между необходимостью проектирования и реализации инновационной инфраструктуры как механизма развития и сопровождения инновационной деятельности педагогов на всех этапах инновационного цикла, и* неразработанностью теоретического обоснования организационно-педагогических условий формирования инновационной инфраструктуры образования региона.

Обнаруженные противоречия позволяют утверждать наличие в педагогической науке актуальной проблемы, на решение которой направлено настоящее исследование: на каких теоретических основаниях и каким образом должны быть сформирована инновационная инфраструктура, чтобы обеспечить эффективность инновационных процессов в региональной системе образования?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования, нами сформулирована тема работы: «Организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования».

Основная идея нашего исследования заключается в следующем: инновационная инфраструктура региональной системы образования должна обеспечивать самоперевод (самоназначение) педагогов и руководителей образования ¦ в позицию субъекта инновационной деятельности и сопровождение этой деятельности на всех этапах инновационного процесса до превращения, инновации в профессиональную норму.

Объект исследования: процесс управления развитием региональной системы образования.

Предмет исследования: — организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной* системы образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования, а также разработать целевую программу развития системы образования Хабаровского края на 2011;2013 гг.

Задачи:

1. Обобщить философские, культурологические, социологические и психологические основания управления инновационным развитием образовательных систем.

2. Выявить организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования.

3. Разработать теоретическую модель инновационной инфраструктуры региональной системы образования.

4. Экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования.

5. Разработать Целевую программу развития системы образования Хабаровского края на 2011;2013 гг.

В качестве рабочей 1 гипотезы было выдвинуто следующее предположение:

Инновационная инфраструктура является эффективным механизмом развития региональной системы образования, обеспечивая самоназначение 7 педагогов и руководителей образования в позицию субъекта инновационной деятельности и сопровождение этой деятельности на всех этапах инновационного процесса до превращения’инновации в профессиональную норму. Эффективность инновационной инфраструктуры региональной системы образования может быть обеспечена ее реализацией на основе разработанной целевой программы развития региональной системы образования в следующих организационно-педагогических условиях:

— создание мобильнойсети технопарковых структур как среды инициативного действия и пространства самоопределения на всех этапах инновационного цикла;

— формирование открытой информационной инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей коммуникативную и коммуникационную поддержку коллективного сотворчества субъектов инновационных процессов и их взаимодействия с внешней средой;

— организация подготовки педагогических команд к продуктивной инновационной деятельности, обеспечивающей последовательность этапов траектории профессионального развития субъектов инновационных процессов — «работник знаний» —> исследователь—> инноватор.

Теоретико-методологическая основа исследования: социальнофилософские теории (Д.Белл, М. С. Каган, И. А. Негодаев, Е. Масуда,.

Э.Тоффлер и др.) — философские исследования роли образования в современном обществе (Н.Г.Багдасарьян, П. Друкер, Б. О. Майер, Н.В.

Наливайко, Е. В. Покасова и др.) — теории социального управления (П.Друкер,.

В.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.) и человеческого капитала (Г.Беккер,.

Т.Шульц) — синергетический подход к управлению человекоразмерными системами (E.H. Князева, С. П. Курдюмов, B.C. Степин) — концепции инновационного менеджмента (Ю.П.Морозов, Р. А. Фатхутдинов,.

Й.Шумпетер и др.), менеджмента знаний (А.Л.Гапоненко, В. Л. Иноземцев,.

Д.В. Кудрявцев, И. Нонако, М. Полани, М. Ф. Рубинштейн, А. Р. Фирстенберг и др.) и менеджмента талантов (А.Л.Борисов, В. Ю. Минералов, А. Робертсон, 8.

Г.Эбби) — работы в области психологии управления инновационной деятельностью (И.С.Бурикова, К. М. Ушаков, С. Е. Матвеева и др.) — концепции педагогической инноватики (В.Я.Ляудис, JI.C. Подымова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова и др.), работы по управлению инновациями в образовании (В.Н.Аверкин, А. Б. Бакурадзе, А. Г. Каспржак, А. М. Моисеев, В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, М. М. Поташник, В. А. Прудникова, В. С. Сарапулов, Л. И. Фишман и др.) — исследования в области гуманитарных технологий в управлении образованием (A.B.Курочкин, А. Я. Линьков, П. Г. Щедровицкий,).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы (анализ, синтез, систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнение) — частные эмпирические методы (анкетирование, беседа, контент-анализ, изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение) и общие эмпирические методы (изучение и обобщение передового педагогического и управленческого опыта1, педагогический эксперимент), количественный и качественный анализ результатов исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет (2006;2010 гг.) и осуществлялось в трех взаимосвязанных этапах на базе образовательных учреждений Хабаровского края.

На первом этапе (2006;2008 гг.) анализировалась научно-теоретическая и методическая литература по теме исследования, обобщался передовой педагогический и управленческий опыт, изучалась нормативно-правовая база управления инновационной деятельностью, директивные документы, исследованность проблемы в педагогической теории, анализировалось состояние инновационной инфраструктуры образования в Хабаровском крае и других регионахопределялись методы опытно-экспериментального исследования.

На втором этапе (2007;2009 гг.) разрабатывалась региональная стратегия управления инновационной деятельностью в образовании, на краевом и муниципальном уровнях осуществлялось совершенствование нормативно-правовой базы в области инновационной деятельности, уточнялась гипотеза исследования, определялись педагогические условия и критерии эффективности инновационной инфраструктуры образованияпроводились корректировка состава инновационной инфраструктуры, выявление и обоснование основных закономерностей решения проблем управления инновационной деятельностью.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) обобщались и систематизировались материалы исследованиятеоретически обосновывались и экспериментально проверялись организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры системы образования в регионеразрабатывалась целевая программа развития системы образования Хабаровского края на 2011;2013 гг.- осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательную практикуоформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— эксплицировано понятие «инновационная инфраструктура региональной системы образования»;

— уточнены содержательные характеристики инновационного процесса1 в образовании и инновационной инфраструктуры региональной системы образования как средства, обеспечивающего сопровождение инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса до превращения инновации в профессиональную норму;

— обоснована теоретическая модель инновационной инфраструктуры региональной системы образования, включающей в себя генерирующую, содействующую, обеспечивающую и координирующую подсистемы;

— выявлены организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования, обеспечивающие эффективную под держку полного инновационного цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— уточнены сущность, структура и содержание понятий «инновация в образовании», «инновационный процесс в образовании», «региональная инновационная политика в сфере образования», «инновационная инфраструктура региональной системы образования» в условиях изменения роли образования в современном обществе;

— выявлены принципы эффективного формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования (принципы управления деятельностью субъектов инновационного процессапринципы управления становлением профессионализма субъектов инновационного процессапринципы создания условий для деятельности субъектов инновационного процесса), на основании которых обоснован подход к формированию инновационной инфраструктуры региональной системы образования как средству, обеспечивающему самоперевод (самоназначение) педагогов и руководителей образования в позицию субъекта инновационной деятельности и сопровождение этой деятельности на всех этапах инновационного процесса до превращения инновации в профессиональную норму;

— определены перспективные направления развития инновационных образовательных Центров в региональной системе образования на современном этапе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработана и внедрена модель инновационной инфраструктуры системы образования в Хабаровском крае;

— адаптированы и апробированы диагностические материалы по определению эффективности инновационной инфраструктуры региональной системы образования на основе выделенных критериев;

— разработана Целевая программа развития системы образования Хабаровского края на 2011;2013 гг.;

— разработаны и внедрены в. образовательные учреждения края новые организационные формы инновационной деятельности. (инновационные: площадки, инновационные комплексы*, центры, компетенций" и трансфера технологий, команды-спинауты. и др.) — обеспечивающие реализацию задач Приоритетного национального: проекта- «Образование» и национальной инициативы. «Нашановая? школа», продвижение1 региональной" — .системы* образования по-инновационному-сценарию развития— ;

— материалы исследования: могут быть использованы дляразработкипрограмм развития системы образования' субъектов: Российской Федерацииповышения квалификации руководителейобразовательных учреждений: работников, системы дополнительного профессионального образования^ руководителей и. специалистоворгановуправления образованияметодических служб;

Достоверность исследования и обоснованность выводов обеспечены, обоснованностью методологии исследования и ее соответствием поставленным задачамцелостным подходом к решению поставленной проблемыопорой? на. современныеисследования по философии, социологии и экономике образования, педагогике и психологии, на зарубежный и отечественныйопыт управления инновациями в образованииширотой эксперимента, как серии последовательных и синхронныхлокальных апробаций-: воспроизводимостью^ результатов экспериментальной работыкачественным и" количественным анализом полученныхданных. •.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Приведение системы образование в соответствие той роли, которое образование должно, играть в информационном обществе с экономикой знаний, возможно только путем ее перевода5 в режим инновационного развития, то есть создания условий для производствам и. распространения инноваций, адекватных задачам развития: человеческого капитала.

Инновационный процесс в образовании — процесс: возникновения новой идеи, превращения идеив конкретный продукт, технологию или.

12 услугу, позволяющие улучшить качество образовательного процесса и получить образовательный, экономический, социальный или другого вида эффект, их внедрения в практику, широкого распространения 1 до превращения в новую норму.

Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.

2. Инновационная инфраструктура региональной системы образования основана на совокупности условий (наука, информация, кадры), и субъектов (людей, организаций, учреждений и общественных объединений), обеспечивающих производство, внедрение и распространение в образовательных учреждениях региона новшеств, позволяющих улучшить качество образовательного процесса и получить образовательный, экономический, социальный или другого вида эффект.

Инновационная инфраструктура региональной системы образования включает в себя следующие подсистемы: генерирующую новшествасодействующую инновационным процессам (технопарковые структуры) — обеспечивающую инновационные процессы (информационно-технологическое и кадровое обеспечение) и координирующую деятельность субъектов инновационного процесса.

3. Организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования включают в себя создание мобильной сети технопарковых структур как среды инициативного действия и пространства самоопределения на всех этапах инновационного циклаформирование открытой информационной инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей коммуникативную и коммуникационную поддержку коллективного сотворчества субъектов инновационных процессов и их взаимодействия с.

13 внешней средойорганизацию подготовки педагогических команд к продуктивной инновационной деятельности, обеспечивающей последовательность этапов, траекториипрофессионального развития субъектов инновационных процессов — «работник знаний» —> исследователь—" инноватор.

4. Инновационная инфраструктура региональной системы образования формируетсяна основе разработанной целевой программы развития региональной системы образования как средство, обеспечивающее самоперевод (самоназначение) педагогов и руководителей образования в позицию субъекта инновационной деятельности и сопровождение этой деятельности навсех этапах инновационного цикла, на основе следующих групп принципов: принципы управления деятельностью субъектов инновационного процесса — непрерывности поддержки, расширения пространства самоопределения, сетёвости, продуктивностипринципы управления становлением профессионализма субъектов инновационного процесса — расширения профессиональных ролей и поведенческого репертуара, командного обученияуправления талантамипринципы создания условий для деятельности субъектов инновационного процессамобильности сети технопарковых структур, коммуникативно-коммуникационного информационного сопровождения взаимодействия инноваторов, инициативного действия, управления знаниями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на краевых научно-практических конференциях и семинарах руководителей муниципальных органов управления образованием по проблемам модернизации образования и инновационных процессовв системе образования края (2007;2010 гг.) — на заседаниях коллегии министерства, образования Хабаровского края (2008, 2009 гг.) — на заседании Правительства Хабаровского края «Об основных направлениях модернизации системы образования Хабаровского края на 2011 — 2013 годы» (2010 г.) — на.

Всероссийских совещаниях по проблемам модернизации российского образования (Москва, 2008;2010 гг.), «Развитие профессионального образования Хабаровского края в современных условиях», г. Хабаровск, 2007 «Профессиональное образование Хабаровского края вусловиях социального — партнёрства: Материалы совещанияработников, образования Хабаровскогокрая», г. Хабаровск, 2009 г., «Влияние приоритетного национального проекта „Образование“ на, процесс модернизации системьь образования Хабаровского края: Материалы региональной конференции работников образования Хабаровского края», г. Хабаровск, 2010 г., «Открытая система профессионального образования как системообразующийфактор современной организации-практикоориентированногообразования», г. Ижевск, 2008 г&bdquo- «Механизмы реализации „Новой школы“ в России» (Сочи, 2010), на Всероссийской, конференции «Инновационная школа и социальный прогресс» (Комсомольск-на-Амуре, 2009;2010 гг.), на международной. научно-практической конференции «Инновационный учитель — инновационная экономика» (Хабаровск, 2010). Результаты исследования нашли отражениев публикациях в научно-педагогических изданиях, сборниках материалов всероссийских и международных конференций.

Материалы исследования легли в основу научного Гранта Министерства образования и науки Российской Федерации «Исследование факторов эффективности инновационного менеджмента в сфере образования (на примере Хабаровского края)». Результаты исследования отражены в 17 публикациях автора.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 381 наименований, 8 приложений. Общий объем диссертации — 199 страниц.

Выводы по II главе.

Таким образом, нам удалось опытно-экспериментальным путем обосновать эффективность теоретической модели (подходы, механизмы, факторы, предпосылки, условия и принципы) формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования, обеспечивающей производство образовательных инноваций.

Проведенный нами образовательный мониторинг показал положительную динамику происходящих изменений в региональной системе образования, подтвердил определяющую роль инновационных процессов и обозначил направления дальнейшего развития исследования, а также необходимость создания условий для перехода роста количества участников инновационного процесса в качество инновационных продуктов и эффектов образовательных результатов на основе комплексной Целевой программы развития системы образования Хабаровского края на 2011;2013 г. г .

Однако реализация задачи развития образования как ресурса инновационной экономики требует продолжения исследования в целях выявления путей формирования создания целостной инновационной инфраструктуры — и на всех уровнях профессионального образования, которая будет ориентирована на поддержку академической науки и образовательной деятельности студентов в ее ориентации на реальный сектор экономики, и в общем образовании — на поддержку одаренных детей и молодежи как инновационного кадрового ресурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования составляют обоснование теоретической модели формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования, которую можно представить в структуре концепции: исходные основания, понятийный аппарат, основные теоретические положения, процессуально-технологические решения.

Исходные теоретико-методологические основания этой модели составляют философские, социологические и экономические представления об информационном обществе, инновационной экономике и о вызовах, которые они являют системе образованияо роли системы образования как основного направления инвестиций в человеческий капитал и функциях образовательной политики в условиях инновационного сценария развития страны.

Анализ этих представлений дал нам возможность выявить разномасштабную систему вызовов к образованию, актуальные направления инноваций в системе образования, обозначить подходы к определению сущности^ современного инновационного процесса в образовании. На этой основе мы определили подходы к управлению инновациями и формированию инновационной инфраструктуры системы образования как эффективного механизма развитиярегиональной системы образования, обеспечивающего самоназначение педагогов и руководителей образования в позицию субъекта инновационной деятельности и сопровождение этой деятельности на всех этапах инновационного процесса до превращения инновации в профессиональную норму.

Понятийный аппарат. В свете новых функций и роли, которые обрело образования в информационном обществе и экономике знаний, в качестве рабочих понятий нашего исследования мы определили следующие: инновации в образовании — конечный результат внедрения новшества в образовательную систему с целью улучшения качества образования и.

163 получения педагогического, экономического, социального или другого вида эффектаинновационный процесс в образовании — процесс возникновения новой идеи, превращения идеи в конкретный продукт, технологию или услугу, позволяющие улучшить качество образовательного процесса и получить образовательный, экономический, социальный или другого вида эффект, их внедрения в практику, широкого распространения до превращения в новую нормуинновационная инфраструктура региональной системы образованияэто совокупность условий (наука, информация, кадры), и субъектов (людей, организаций, учреждений! и общественных объединений), обеспечивающих производство, внедрение и распространение в образовательных учреждениях региона новшеств, позволяющих улучшить качество образовательного процесса и получить образовательный, экономический, социальный или другого вида эффект.

Основные теоретически положения модели описывают состав инновационной инфраструктуры региональной системы образования, механизмы, предпосылки, факторы, условия и принципы ее формирования, а также критерии ее эффективности.

Механизмы формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования должны обеспечивать возможность осознанного самоопределения педагогов и ответственного выбора в пользу актуальных новшеств: расширение профессиональных ролей и поведенческих репертуаров, освоение новых видов деятельности, повышение продуктивности новой деятельности педагогов, инициативное действие, командная работа, социальное партнерство, эффективная коммуникация, общественный диалог.

В состав инновационной инфраструктуры региональной системы образования должны входить следующие подсистемы: генерирующую новшествасодействующую инновационным процессам (технопарковые.

164 структуры) — обеспечивающую инновационные процессы (информационно-технологическое и кадровое обеспечение) и координирующую деятельность субъектов инновационного процесса.

Предпосылки ее формирования: наличие продуманной и документально оформленной, учитывающей интересы всех субъектов инновационного' процесса региональной инновационной политики в сфере образования и формирование благоприятного инновационного климата, характеризующегося общей направленностью региональной системы образования на инновационность, ясностью целей изменений, высокой степенью взаимного доверия и стремления к сотрудничеству, децентрализацией принятия решений, системой — поощрения инновационной деятельности.

Факторы формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования:

— использование гуманитарных технологий в качестве инструмента управления и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в региональной системе образования;

— внедрение принципов и технологий менеджмента знаний на всех уровнях управления системой образования в регионе;

— внедрение принципов и технологий управления талантами на всех уровнях управления системой образования в регионе.

Условия формирования инновационной инфраструктуры. региональной системы образования:

— создание мобильной сети технопарковых структур как среды инициативного действия и пространства самоопределения на всех этапах инновационного цикла.

— формирование открытой информационной инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей коммуникативную и коммуникационную поддержку коллективного сотворчества субъектов инновационных процессов и их взаимодействия с внешней средой.

— организация— подготовки педагогических команд к продуктивной* инновационной^ деятельностиобеспечивающей? последовательность этаповтраектории" профессионального развития, субъектов инновационных процессов «работник знаний», исследователь, инноватор.

Принципы как": определяющие требования" приформировании инновационной инфраструктуры региональной системы образования:

— принципы управления деятельностью субъектов инновационного процесса — непрерывности^ сетёвости, расширения пространства самоопределения, продуктивностипринципы управления: становлением профессионализма субъектов инновационного процесса — расширения профессиональных ролей: и поведенческогорепертуара, командного обучения, у правления* талантамипринципы создания условий для деятельности субъектов инновационного процесса — мобильности сети технопарковых структур, коммуникативно-коммуникационногоинформационного сопровождения взаимодействия инноваторов, инициативного действия- .управления, знаниями.

Критерии эффективности формирования. инновационной инфраструктуры* региональной системыобразования: наличие целостной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей1 инновационное развитие региональной системы образования- (наличие целевой программы развития: региональной системыобразованияопределяющей, стратегические ориентиры инновационной образовательной деятельностиналичие в составе инновационной инфраструктуры подсистем, обеспечивающих и сопровождающих инновационную деятельность на каждом этапе инновационного: цикла) — повышение способности работников системы: образования к инновационному поведению (сверхнормативное образованиестремление к презентации профессиональных достиженийповышение продуктивности, инновационной деятельностирасширение спектра* профессиональных ролей и позиций педагогов, активность в сетевом^ 166. взаимодействииувеличение количества «точек роста» — образовательных учреждений и отдельных педагогов, чей инновационный опыт значим для развития системы образования края) — повышение качества и эффективности деятельности региональной системы образования (рост образовательных достижений учащихсярост эффективности деятельности' региональной системы образования).

Процессуально-технологические решения по формированию инновационной инфраструктуры были определены и проверены в ходе опытно-экспериментальной работы, они составили комплекс мер по реализации предпосылок и организационно-педагогических условий формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования (§ 212) .

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать выводы, выводы, подтверждающие гипотезу и обоснованность комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры региональной системы образования:

1. Инновационный процесс в образовании — процесс возникновения новой идеи, превращения идеи в конкретный продукт, технологию или услугу, позволяющие улучшить качество образовательного процесса и получить образовательный, экономический, социальный или другого вида эффект, их внедрения, в практику, широкого распространения> до превращения в новую норму.

2. Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.

3. Инновационная инфраструктура региональной системы образования — это совокупность условий (наука, информация, кадры), и субъектов (людей, организаций, учреждений и общественных объединений), обеспечивающих производство, внедрение и распространение в образовательных учреждениях региона новшеств, позволяющих улучшить качество образовательного процесса и получить образовательный, экономическийсоциальный или другого вида эффект.

4. Инновационная инфраструктура региональной системы образования включает в себя следующие подсистемы: генерирующую> новшествасодействующую инновационным процессам (технопарковые структуры) — обеспечивающую инновационные процессы (информационно-технологическое и кадровое обеспечение) и координирующую деятельность субъектов инновационного процесса.

5. Факторами формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования выступают: использование гуманитарных технологий в качестве инструмента управления и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в региональной систем образованиявнедрение принципов и технологий менеджмента знаний на всех уровнях управления системой образования в регионевнедрение принципов, и технологий управления талантами в управление системой образования в регионе.

6. Организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования включают в себя создание сети технопарковых структур как среды инициативного действия и пространства самоопределения на всех этапах инновационного циклаформирование открытой информационной инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей коммуникативную и коммуникационную поддержку коллективного сотворчества субъектов инновационных процессов и их взаимодействия с внешней средойорганизацию подготовки педагогических команд к продуктивной инновационной деятельности, обеспечивающей последовательность этапов траектории профессионального развития.

168 субъектов инновационных процессов — «работник знаний»,. исследователь, инноватор.

7. Выявлены принципы эффективного формирования, инновационнойинфраструктуры региональной системы образования (принципы управления: деятельностью субъектов инновационного процесса—принципы управления становлением профессионализма" субъектовинновационного процессапринципы, создания условий для деятельности субъектовинновационного процесса), на, основаниикоторых обоснован подход к формированию инновационной инфраструктуры региональной системы образованиякак средству, обеспечивающему самоназначение педагогов и руководителей образования в=позицию субъектаинновационной деятельности и сопровождение этой деятельности на всех этапах инновационного процесса до превращения инновациив профессиональную норму;

8- Теоретическая модель формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования определяетсянами как организационно-педагогическая на основании характера условийсоздаваемых для ее формирования. Создание этих условий! предполагает специализацию: деятельности субъектовинновационного процесса на всех его этапах, группировку различных видов работ в рамках инновационной деятельности (департаментализацию) и созданиесоответствующих структурных подразделений, то есть осуществление организации как одной из основных функций менеджмента, создание организационных условий.

9. Инновационная инфраструктура региональной системы образования формируется на основе разработанной целевой программы развития системы образования Хабаровского края на 2011 -2013 годы как средство, обеспечивающее самоназначение педагогов и руководителей образования в позицию субъекта инновационной деятельности и сопровождение этой деятельности на всех этапах инновационного цикла, на: основе следующих групп принципов: принципы управления деятельностью субъектов инновационного процесса — непрерывности поддержки, расширения пространства самоопределения, сетёвости, продуктивностипринципы, управления становлением профессионализма, субъектов инновационного процесса — расширения профессиональных ролей и поведенческого репертуара, командного обучения, управления талантамипринципы создания условий-для деятельности субъектов инновационного процесса — мобильности сети технопарковых структур, коммуникативно-коммуникационногоинформационного сопровождения взаимодействия инноваторов, инициативного действия, управления знаниями.

10. Разработаны и внедрены в образовательные учреждения края новые организационные формы инновационной деятельности (инновационные площадки, инновационные комплексы, центры компетенций и трансфера технологий, команды-спинауты и др.), обеспечивающие реализацию задач Приоритетного национального проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа», продвижение региональной системы образования по инновационному сценарию развития;

11. Накопленный фактологическийматериал и полученные выводы легли в ' основу Целевой программы развития системы' образования Хабаровского края на 2011;2013 гг.

12. Полученный объем информации, разработанные материалы подтвердили основные положения" выдвинутой гипотезы и показывают, что специалисты и сама система управления нуждаются в преобразованиях и готовы к изменениям.

Проведённое нами исследование подтверждает, что развитие и совершенствование региональной системы образования — это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития региона в целом, затрагивающее интересы каждого человека, движение к формированию инновационной инфраструктуры региональной системы образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Рис. 15. Научные общества учащихся.
  2. Показатели занятости в системе начального и среднего профессионального образования, несмотря на экономический спад 2008−2009 года, остаются стабильными в результате повышения качества подготовки кадров (таблицы 17,18, рис.17).
  3. Российская Федерация. Правительство. О Концепции модернизации российского образования на период до 2011 г. Текст.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р
  4. Российская Федерация. Правительство. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 Электронный ресурс.// Законодательство России. URL: http://bestpravo.ru/fed2000/data02/tex 13 983. htm
  5. Хабаровский край. Правительство. О вручении памятного знака Правительства Хабаровского края за заслуги в развитии образования Текст.: распоряжение Правительства Хабаровского края от 24.09.2010 г. № 577-рп
  6. Хабаровский край. Правительство. О выплате денежного поощрения лучшим учителям Хабаровского края в 2010 году Текст.: постановление Правительства Хабаровского края от 10.06.2010 г. № 147-пр
  7. Хабаровский край. Правительство. Об основных направлениях модернизации системы образования Хабаровского края на 2011−2013 годы Текст.: постановление Правительства Хабаровского края от 16.04.2010 № 104-пр
  8. Хабаровский край. Правительство. О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края Текст.: Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2008 г. № 312-пр
  9. Хабаровский край. Правительство. О мерах по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006−2010 годы Текст.: постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2006 г. № 96-пр
  10. Хабаровский край. Министерство образования. О совершенствовании научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы в системе общего образования края. Текст.: приказ министерства образования края от 05.03.2007 г. № 185
  11. Хабаровский край. Министерство образования. О присвоении статуса педагога-исследователя. Текст.: приказ министерства образования края от 03.04.2008 г. № 437
  12. Хабаровский край. Министерство образования. О разработке программы развития системы образования Хабаровского края на 20 112 013 годы. Текст.: приказ министерства образования края от 14.05.2009 г. № 669
  13. Хабаровский край. Министерство образования. Об организации и проведении краевой педагогической ассамблеи. Текст.: приказ министерства образования края от 09.04.2010 г. № 781
  14. Хабаровский край. Министерство образования. О проведении краевого очного этапа IX Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Текст.: приказ министерства образования края от 13.08.2010 г. № 1717
  15. Хабаровский край. Министерство образования. О проведении краевой акции «Поздравь своего учителя Текст.: приказ министерства образования Хабаровского края от 23.07.2010 г. № 1629
  16. Хабаровский край. Министерство образования. Об организации установки памятного знака Учителю Текст.: приказ министерства образования Хабаровского края от 29.06 2010г. № 1434.
  17. Хабаровский край. Министерство образования. Об утверждении Порядка проведения и состава оргкомитета третьего (краевого) этапа Всероссийского конкурса „Учитель года“ Текст.: приказ министерства образования края от 29.01.2010 г. № 98
  18. Хабаровский край. Министерство образования. Об утверждении краевой программы „Педагогические кадры“ на 2006−2010 годы Текст.: решение коллегии Министерства образования Хабаровского края от 13.10. 2005 г. № 4.
  19. Хабаровский край. Министерство образования. О краевом конкурсе проектов образовательных учреждений Хабаровского края на присовение статуса краевой инновационной площадки Текст.: приказ министерства образования Хабаровского края от 31.12.2010 г. № 2529.
  20. Хабаровский край. Министерство образования. О развитии инновационной инфраструктуры в сфере образования Хабаровского края Текст.: приказ министерства образования Хабаровского края от 31.12.2010 г. № 2530.
  21. Хабаровский край. Министерство образования. О присвоении статуса Центра компетенций ' педагогов-реабилитологов Текст.: приказ министерства образования Хабаровского края от 31.12.2010 г. № 2531.
  22. Хабаровский край. Министерство^ образования. О присвоении статуса Центра трансфера технологий Текст.: приказ министерства образования Хабаровского края от 31.12.2010 г. № 2532.
  23. Абасов,. 3. Преодоление психологических барьеров в инновационной педагогической деятельности Текст./ 31 Абасов// Народное образование. 2009. — № 2. — С. 103−110.
  24. , B.C. Стратегия развития российского образования» в- XXI веке .-Текст./В":€.Аванесов// Школьные.технологии. -2010:v--№ 1V--G!.3t
  25. , В. Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления" территориальными? образовательными системами Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13−00.01/ B^Hi. Аверкин. -Великий Новгород, 1999. 420с.
  26. , M.JT. Кадры образования больше дешевых или меньше дорогих Текст./ М. Л. Агранович, И: Д. Фру .мин// Вопросы образования. — 2005. — № 4. — С.68−81.
  27. А’дилов, Т.М. Об- инфраструктуре инновационной- деятельности- Электронный: ресурс./ Т. М. Адилов. 1JRL: www.ruseconomy.ru/confer/14 12 06/Razdel 18 1
  28. , Е.С. Творчество как точная наука Текст./'. Г. С.. Альтшуллер. 2 изд., доп.- Иётрозаводск: Скандинавия- 2004. — 208с.
  29. , М.И. Об онтологии технопарковой- идеологии в системе развития^ инновационной деятельности Новосибирской области Текст./ М. И. Ананич, Б.О.Майер- E. AU Сапожников// Философия, образования. 2008. — № 4.
  30. , М.И. Пути развития высшей школы в соответствии с запросами региональной экономики Текст./ М.И.Ананич// Философия образования.- 2008. № 3*-
  31. , Ю.Н. Человеческий капитал в инновационной экономике Электронный ресурс./. Ю: Н. Андреев/ URL: http://regions.extech.ru/pubHcatlon/index.php
  32. Арефьев- П. В. Инновационная инфраструктура современной индустриальной экономики Текст.: дис-. канд. экон. наук/ П. В. Арефьев.-Томск, 2007. 198 с.
  33. , А. Вектор социальных изменений Текст./ А. Асмолов// Образовательная политика. 2010. — № 1−2. — С.3−4.
  34. , А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. — С.299.
  35. , К.Е. Проблемы и типовые решения создания информационной инфраструктуры регионального образовательного комплекса Текст./ К. Е. Афанасьев, A.M. Гудов, Ю. А. Захаров и др. -Кемерово: КемГУ, 2001. 100с.
  36. , М.Н. Государев двор или гражданская служба? (Российское чиновничество на распутье) Текст./ М.Н. Афанасьев// Политические исследования (Полис). 1995. — № 6. — С.67−80.
  37. , М.Н. От вольных орд до ханской ставки Текст./ М.Н. Афанасьев// Pro et Contra. -1998. № 3. — С.5−20.
  38. , А.Н. Управление развитием школы через инновационный потенциал педагогического коллектива Текст.: дис.. канд. пед. наук/ А. Н. Ахренов. М., 2003. — 153с.
  39. , Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе Текст./ Н.Г. Багдасарьян// Педагогика. 2008. — № 5. — С.3−9. ¦
  40. , A.A. Инновационный менеджмент модернизации системы образования Хабаровского края/ A.A. Базилевский// Высшее образование сегодня. 2010. — № 10. — С.2−5.
  41. , A.A. Формирование инновационной структуры региональной системы образования/ A.A. Базилевский// Педагогическое образование и наука/ 2010. — № 10. — С.39−44.
  42. , A.A. Когда реформы состоятся, можно уходить/ A.A. Базилевский //Молодой дальневосточник. 2010. — № 37. — 15−22 сентября. — С.
  43. , A.A. Модернизация системы образования Хабаровского края/ A.A. Базилевский// Амурский научный вестник: сб. науч. тр.: вып. 2. Комсомольск-на-Амуре: АМГПУ, 2009. — С.391−399.
  44. , A.A. Новое образование ответ на вызов времени/ A.A. Базилевский //Тихоокеанская звезда. — 2010. — 23 октября. — С.З.
  45. , A.A. Образование стратегический ресурс развития государства/ A.A. Базилевский/Юбразование в Хабаровском крае. -2010. — № 1. — С.2−9.
  46. , A.A. Образованию требуются инновационные решения/ A.A. Базилевский //Дальневосточные бизнес-вести. 2010. — № 11. -ноябрь. — СЛ.
  47. , A.A. Реформирование системы образования дело не одного года/ A.A. Базилевский //Тихоокеанская звезда. — 2010. — 25 декабря. — С.З.
  48. , A.A. Система начального профессионального образования в канун 70-летия/ A.A. Базилевский //Образование в Хабаровском крае. 2010. — № 3. — С.2−4.
  49. , A.A. Состояние и перспективы развития образования Хабаровского края/ A.A. Базилевский// Федеральный справочник «Образование в России» М.: Центр стратегического партнерства, 2008. — С. 379−382'.
  50. , A.A. Чем смогу помогу: откровенный разговор с участниками Слета «пеликанов» — победителей конкурса «Учитель года"/ A.A. Базилевский/Юбразование в Хабаровском крае. — 2009. -№ 2. — С. 18−19.
  51. , A.A. Состояние и развитие системы образования Хабаровского края в 2009 году Электронный ресурс./А.А.Базилевский // Официальный сайт министерства образования и науки Хабаровского края. URL: http://www.mmobr.khb.ru/index.php?page=l 18
  52. A.A. Проектировочное образовательное пространство как условие становления инновационного потенциала педагога Текст./ A.A. Баранов, Р.Н. Шарафутдинов// Вестник Удмуртского университета. 2007. — № 9. — С. 3−12.
  53. , В.П. Управление инновациями: учеб. Текст./ В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. М.: Юрайт- Высшее образование, 2009. — 711с.67.
Заполнить форму текущей работой