Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что наличие и уровень интеллектуальных способностей можно зафиксировать у старшего школьника при решении им творческих задач. Однако это требует наличия высокого уровня воображения и сформиро-9 влннсстп мыслительных средств и действий диалектического характера. Базой такого заключения послужили исследования психолого-педагогического характера, касающиеся развития личности на этапах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ КАК КАЧЕСТВУ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Философские и психолого-педагогические аспекты креативности личности
    • 1. 2. Особенности формирования креативности у старших школьников
    • 1. 3. Педагогическая модель формирования креативности у старших школьников в условиях гимназии
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Организация учебной деятельности гимназии как условие формирования креативности старших школьников
      • 2. 2. Научно-исследовательская деятельность гимназистов как условие формирования у них креативности
      • 2. 3. Интерпретация результатов экспериментальной работы по формированию креативности у старших школьников в уело- 153 виях гимназии
  • Выводы по 2 главе

Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развитпя. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситу ации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.

Разные авторы определяют креативность по разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству видится в создании нечто нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую деятельность — именно это чаще всего подразумевается под понятием «креативность» (Э.М.Фромм).

• Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (278). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности, отсутствие такой личности является причиной многих трудностей в современном обществе.

Современная социально-педагогическая ситу ация наглядно высветила ряд противоречий:

• между новой социально-политической, экономической обстановкой, требующей умения творчески и самостоятельно решать возникающие про' олемы, и сохранившейся регламентированной системой ооразования;

• между необходимостью организации систематической творческой деятельности школьников и недостаточной психолого-педагогической подготовкой к этому учителя;

• между стремлением многих учащихся к самореализации в различных видах деятельности и отсутствием соответствующих условий и др.

• между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы «обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности и др.

Эффективность образования в значительной мере зависит от степени проявления креативности личности школьника, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности, предписанной установками, инструкциями, положениями, сложившимися стереотипами. Отказ от стандартизации и универсализации воспитательно-образовательного процесса неизбежно ведет к открытости, вариативности, динамичности в содержании, формах и методах совместной деятельности педагогов и учащихся.

Психологические аспекты проблемы формирования креативности в основном изучены, педагогические же основы этого процесса представлены недостаточно подробно. Особенно актуальна данная проблема для старшего школьного возраста. Современная педагогическая практика пытается решить это противоречие разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании школьникаориентации на образовательные ценности и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьника. При всем многообразии подходов их можно разделить на две группы:

1. Формирование креативности через создание специальных условий в разных видах деятельности. % 2. Целенаправленное развитие креативности с помощью новых технологий обучения.

В рамках этих подходов существует целый ряд проблем: таких как, несоответствие методов формирования креативности возрасту школьника, поиски основного содержания при отсутствии системы работы в данном направлении и др. Главная из них — отсутствие стратегии организации такого рода работ.

Концепция обучения как передачи социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, реализуется сегодня недостаточно эффективно. Поэтому основной задачей, стоящей перед школой сегодня, является формирование гармонично развитой, социально-активной и творческой личности, обладающей не только знаниями, но и способностью к саморазвитию и самообразованию, умением решать нестандартные задачи, не имеющие аналогов в прошлом, своевременно реагировать на происходящие в обществе изменения и вместе с тем ориентироваться на вечные общечеловеческие ценности.

Решение этой задачи предполагает увеличение учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, которые реализуют личностно-ориентированную модель образования, основанную на сотрудничестве педагога и учащегося, ориентированную на индивидуальные познавательные запросы и возможности каждого школьника, его интересы и способности.

Проблема творчества до сих пор остается одним из участков «педагогической целины». Так ее называл в свое время В. А. Сухомлинский. И сейчас более 85% учебной деятельности в школе осуществляется в репродуктивных, нетворческих формах. Преобладает интерес в основном к разным видам творческой деятельности учащихся — к решению проблемных учебно-познавательных задач, в основе которого лежит научное творчество. В учебниках педагогики нередко до сих пор именно этим ограничивают проблему формирования творческой личности, исключая другие вилы творчества.

Различные аспекты развития творчества личности освещены в работах отечественных философов, психологов, педагогов: В. И. Андреева, Т.Г. Бра-же, АЛ. Гайжутиса, С. Р. Евинзон, И. С. Коган, Е. В. Колесниковой, Ю. Н. Кулюткина, В. А. Лисовской, Л. В. Мартынюк, В. А. Моляко, В. Ф. Овчинникова, Г. Л. Пихтовникова, B.C. Розова, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицыной, Е. Л. Яковлевой, Н. М. Яковлевой и других. 4 Проблема формирования креативности старшего школьника рассматривается в науке в связи с изучением вопросов развития творческих способностей школьников (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности:

• в отечественных исследованиях — Г. С. Альтшуллером, И. П. Волковым, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, И. В. Дубровиной, Л.Б. Ермолаевой-То.миной, А. Ю. Козыревой, И. С. Коном, М. В. Колосовой, Н. С. Лейтесом, А.А. Мелик-Пашаевым, З. Н. Новлянской, Б. М. Тепловым, В.Э. Чуднов-ским, Т. И. Шамовой, B.C. Шубинским и другими;

• в зарубежных исследованиях — Э. Де Боно, Ф. Барроном, Дж. Гауэном, Дж. # Гетцелсом, Дж. Гилфордом, Ф. Джексоном, Д. Льюисом, Дж. Рензулли, С.

Роджерсом, Р. Стернбергом, П. Торренсом, К. Тейлором, и другими.

В экспериментальных психологических исследованиях А.В. Брушлин-ского, Ю. Н. Кулюткина, A.M. Матюшкина, В. Н. Пушкина, С. Л. Рубинштейна, К. А. Славской, O.K. Тихомирова содержатся предпосылки для решения педагогической задачи развития способности создавать новое. Проблемой формирования мыслительных умений занимались Г. П. Антонова, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др. Изучению творческой личности посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Э. Боно, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Э. И. Кубышкина, B.C. Кузин, П. Я. Пономарев. Ю.В. Шаро-% нин, Т. Я. Шпикалова, Д. Б. Эльконин и др. Проблемные творческие ситуации и способы их решения с помощью алгоритмических методов разработали Г. С. Альтшуллер, Д. В. Вилькеев, Л. В. Занков, С. И. Мелешко и др.

Доказано, что наличие и уровень интеллектуальных способностей можно зафиксировать у старшего школьника при решении им творческих задач. Однако это требует наличия высокого уровня воображения и сформиро-9 влннсстп мыслительных средств и действий диалектического характера. Базой такого заключения послужили исследования психолого-педагогического характера, касающиеся развития личности на этапах ее становления (J1.A. Венгер, Н. Е. Веракса, J1.C. Выготский, В. Г. Горецкий, J1.A. Григорович, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, А. В. Запорожец, А. И. Иванов, Т. С. Комарова, СЛ. Новоселова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, И. В. Смолярчук, С. М. Чурбанова, С. Г. Якобсон и др.).

О необходимости сознательного управления творческими процессами интеллекту альной деятельности свидетельствуют работы Г. С. Альтшуллера, последователей и представителей их научных школ. В качестве методологии креативности здесь выступает теория решения творческих задач, которая ос-^ новывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Теория доказала практическую значимость и в области педагогики. Так система непрерывного формирования креативности, позволяющая создавать новые технологии креативного образования, в том числе и на начальных этапах становления личности, включает в качестве педагогических средств и процесс формирования креативности.

Разработке творческих способностей в различных образовательных системах посвятили свои исследования: Г. С. Альтшуллер, В. Г. Березина, В. А. Бухвалов, И. М. Верткин, ИЛ. Викентьев, М. С. Гафитулин, В.М. Гера-% симов, А. А. Гин, Л. А. Григорович, М. М. Зиновкина, БЛ. Злотин, А. В. Зусман, Г. И. Иванов, В. В. Кафков, Т. В. Клеймихина, СЛ. Лесникова, С. С. Литвин, И. Н. Мурашковская, Ю. С. Мурашковский, А. А. Нестеренко, М. В. Паскаль, М. С. Рубин, Ю. П. Саламатов, А. Б. Селюцкий, Л. А. Степанова, A.M.

Страунинг, С. В. Сычев, В. И. Тимохов, Д. Н. Трифонов, Р. С. Флореску, Л. П. Халяпина, Н. Н. Хоменко и многие другие.

Анализ психолого-педагогической литературы, исследований по дан-щ ной проблеме, опыта работы школ позволил сделать вывод о том, что проблема формирования креативности у старшеклассников в воспитательно-образовательном процессе гимназии вызывает целый ряд противоречий: между потребностью общества в формировании креативности личности и недостаточным вниманием современной школы к данной проблемемежду необходимостью формирования креативности старшего школьника, потребностью практического воплощения данного процесса в воспитательно-образовательной деятельности и отсутствием его теоретической разработанности и технологического обеспечения и др.

Анализ собственного опыта работы автора позволяет отметить, что в настоящее время неразработанность ряда важнейших аспектов проблемы ^ приводит к снижению эффективности всего воспитательно-образовательного процесса школы.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии».

Цель исследования — выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

В соответствии с выбранной целью объектом исследования является % процесс формирования креативности у старших школьников, предметом педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии.

Гипотеза исследования: формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии будет эффективным, если: v • процесс совместной творческой деятельности педагогов и старших школьников является целостным, носит системный характер и направлен на формирование креативности развивающейся личности;

• используются усложняющиеся творческие задания двух типов: а) задания, направленные на познание объектаб) задания на преобразование объекта, которые обеспечивают преемственность в содержании, методах и средствах формирования креативности у старших школьников;

• разработаны педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: организация учебной деятельности, использование научно-исследовательской и внеурочной деятельности, подготовка учителя к этой деятельности;

Общий замысел и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

• определить философские, психолого-педагогические аспекты креативности личности;

• выявить особенности формирования креативности у старших школьников и разработать педагогическую модель этого процесса в условиях гимназии;

• определить педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии и проверить их на практике;

• разработать научно-практические рекомендации по формированию креативности у старших школьников в условиях гимназии.

Методологическую основу исследования составляет гу манистическая философия с ее положениями о диалектике всеобщей связи, взаимосвязанном развитии личности и обществао преобразующей активной роли личности в ходе исторического развитиядиалектика как метод познанияфундаментальные психолого-педагогические исследования о развитии творческого мышления и периодизации психического развитияисследования в области гуманизации воспитательно-образовательного процесса, педагогики сотрудничества, непрерывного творческого образованияфилософское положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности школьникаисследования в области законов развития различных систем. Базисной дидактической теорией для нашего исследования явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта школьника, на развитие основ творческой личности. В области методологии и методики проведения исследования за основу взяты работы Г. С. Альтшуллера, Н. Е. Вераксы, Л. С. Выготского, М. С. Гафитулина, J1.A. Григорович, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, М. М. Зиновкиной, А. Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, И. Н. Подъякова, Е. Е. Сапоговой, Н. Ф. Талызиной и других.

Теоретической основой исследования являются положения психологии (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. Л. Данилова, А. Н. Леонтьев, С. Н. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) и педагогики (Д.Б. Богоявленская, А. В. Мудрик, А. Н. Орлов, К. К. Платонов, И. Э. Унт и др.), раскрывающие закономерности и принципы формирования творческой личностиисследования о педагогическом творчестве (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик и др.) — закон об образовании Кемеровской области.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические методы: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по данной проблематике, публикаций и материалов средств. массовой информации, инструктивно-методологической литературы.

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы со старшеклассниками и педагогами, опытная работа, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных эксперимента, а также собственный опыт работы в качестве учителя истории в гимназии.

Основная экспериментальная база — гимназия № 44 г. Новокузнецка.

Исследованием было охвачено на разных этапах 300 старшеклассников, 150 преподавателей школы и вузов.

Исследование проходило с 1997 по 2002 годы и включало несколько этапов.

1 этап (1997;1999 гг.) — поисково-теоретический. На этом этапе был проведен анализ философской, психолого-педагогической литературы по данной проблематикеопределены исходные положения, имеющие принципиальное значение для исследования, выявления условий, способствующих формированию креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессеобобщен и синтезирован передовой педагогический опыт и личный опыт в качестве учителя историибыла определена методологическая база исследования, понятийный аппарат, гипотеза и организация исследования.

2 этап (1998;2001 гг.) — поисково-экспериментальный. На этом этапе проводилась проверка гипотезы и педагогических условий, способствующих формированию креативности у старших школьниковпроводился формирующий эксперимент и выявлялись оптимальные возможности организации воспитательно-образовательного процесса по формированию креативности у старших школьникованализировались возможности учебных планов, программ, разнообразных дидактических материаловвыявлялись педагогические возможности учебной, научно-исследовательской и внеурочной деятельности по формированию креативности у старших школьников.

3 этап (2000;2002 гг.) — заключительный. На этом этапе анализировались, обрабатывались, обобщались результаты исследованияпроводилась количественная и качественная обработкаосуществлялась теоретическая интерпретация выводов и положений исследованияуточнялись научно-методические рекомендации по педагогическому руководству формированием креативности у старших школьников в условиях гимназии.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• обоснована необходимость формирования креативности у старших школьников как целостной дидактической системы, характеризующейся тесной взаимосвязью учебной и научно-исследовательской деятельности школьников;

• определены особенности формирования креативности у старших школьников: креативность не осознается старшими школьниками как ценностьведущим мотивом положительного отношения к творческой деятельности у старших школьников является потребность в самовыражениинаиболее развиты у старших школьников беглость и гибкость мышления, наименееоригинальность и разработанность мышленияуровень сформированности креативности зависит от профиля обучения и от возраста школьниковведущими компонентами формирования креативности у старших школьников является способность видеть проблему, генерировать идеи и способность к творчеству;

• разработана и научно обоснована педагогическая модель формирования креативности у старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии, включающая цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные), функции (обучающие, развивающие, воспитывающие), содержание деятельности по этапам (поисково-экспериментальный, констатирующий, формирующий эксперимент), формы (организация воспитательно-образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности, деятельности во внеучебное время), методы (диагностики, формирования качеств личности, контроля и самоконтроля), средства, критерии (познавательный, эмоциональный, дея-тельностный, волевой компоненты);

• определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования креативности старшего школьника в учебной деятельностиучет возрастных особенностей и возможностей старших школьников, трансляция творческого потенциала учителясотворчество учителя и учащихсядиалогическое взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, создание творческой атмосферы при организации научно-исследовательской деятельности учеников и учи.

9 теля.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении психолого-педагогической основы формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию исследования творческой учебно-познавательной деятельности, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияотсроченной перепроверкой полученных результатов;

• апробацией выводов в Областном институ те усовершенствования учителейличным участием автора в экспериментальной работевнедрением полученных результатов в практику работы ряда учителей образовательных учреждений региона.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, которые могут быть использованы педагогами в процессе формирования креативности старшего школьника.

На защиту выносятся следующие положения:

• креативность рассматривается как общая характеристика личности, заключающаяся в способности находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и глубокое осознание своего опыта;

• особенностями формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии являются: креативность не осознается старшими школьниками как ценностьведущий мотив положительного отношения к творческой деятельности — потребность в самовыражениинаиболее развита у старшеклассников беглость и гибкость мышлениянаименее — оригинальность и разработанность мышленияуровень сформированности креативности зависит от профиля обучения и от возраста школьниковведущий компонент формирования креативности у старших школьников — способность видеть проблему и генерировать идеи;

• педагогическая модель формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии включает цель, принципы, функции, формы, содержание, средства, методы, критерии;

• педагогические условия формирования креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии включают: учет возрастных особенностей старших школьников, трансляцию творческого потенциала учителя на творчество школьников, сотворчество учителя и учащихся, диалогическое взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, создание творческой атмосферы при организации научно-исследовательской деятельности учеников и учителя.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается привлечением обширного теоретического и практического материала, его анализом и обобщениемсовокупностью результатов, подтверждающих теоретические выводы и проделанную практическую работу.

Обоснованность научных результатов п выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического исследования, репрезентативностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на педагогических советах, заседаниях методических советов учителей, на научно-практических конференциях в г. Кемерово (1997;2001 гг.), Новокузнецк (2000;2001 гг.), Белово (2000 г.), Анжеро-Судженск (2000 г.) и др.- на республиканских и региональных конференциях.

Внедрение в практику осуществлялось в школах региона, на курсах в областном ИУУ, в Новокузнецком ИПК, на ФПК КемГУ (19 992 001 гг.) и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем формирования креативности старшеклассников в творческой деятельности. Нами остались не изученными влияние на формирование креативности профиля обучения: почему в гуманитарных классах динамика формирования креативности ниже, чем в естественно-математических.

За рамками исследования осталось: изучение влияния на формирование креативности наследственных этнокультурных факторов, не прослежена непрерывность и преемственность формирования креативности школьников в цепи: младший школьник — подросток — старшеклассник, что дает основание для дальнейшего изучения проблемы формирования креативности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования нами были разработаны и внедрены в воспитательно-образовательный процесс гимназии структура, формы и методы формирования креативностипролонгированная педагогическая диагностикапрактически реализована система многопрофильной дифференциации обучения в гимназии с учетом склонностей и творческих способностей учащихся. На основе сравнительного анализа выявлена динамика развития учащихся, рост их интеллектуальных и общеучебных умений, изменения в учебно-познавательной мотивации, самореализации, способности и готовности к творческому саморазвитию и самореализации.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что уровень сформированности креативности у старшеклассников претерпел количественные и качественные изменения. Стало меньше учащихся с низким и сред-ш ним уровнем сформированости креативности и возросло количество школьников с высоким уровнем сформированности креативности.

На основании итогов проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость формирования креативности у старшеклассников детерминирована качественными изменениями потребностей современного общества, новой ролью знаний во всех видах человеческой деятельности, что требует подготовки людей творчески мыслящих.

2. Анализ состояния качества обучения и развития старшеклассников показал необходимость внедрения в воспитательно-образовательный про.

• цесс новых форм и методов обучения школьников на основе личностно-ориентированного подхода, эффективность которого обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием его компонентов: организационных форм, педагогического процесса, квалификацией учителей.

3. Целью процесса внедрения новых форм обучения является создание предпосылок для самореализации старшеклассников в творческой деятельности. Успешной реализации способствуют следующие педагогические условия: максимальное раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей старшеклассникасотворчество учителя и ученикадиалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса, создание творческой атмосферы, организация научно-исследовательской деятельности ученика и учителя. На основе синтеза внешней и внутренней дифференциации, разнообразия профилей обучения, форм разноуровневого подхода создаются благоприятные условия для формирования готовности школьника к учебно-познавательной, экспериментально-исследовательской деятельности, для осуществления его творческих замыслов, формирования у него креативности.

4. Практическим результатом работы явилась интеграция, синтез дифференциации и профилизации обучения, ориентированных на индивидуально-личностное обучение и воспитание. Определена структура формирования креативности, обозначены ее компоненты: целевая установка, мотивация процесса обучения, методы, средства операционно-деятельностной части воспитательно-образовательного процесса, содержание учебного материала, рейтинговая и тестовая оценка.

5. Проведение сравнительного анализа саморазвития и самореализации учащихся в творческой деятельности в условиях гимназии позволило определить меры, способствующие их развитию, в числе которых:

• необходимость создания специально организованной развивающей образовательной среды, где учитываются реальные учебные возможности, индивидуальные особенности и потребности, интересы и способности учащихся;

• необходимость введения психологического обеспечения учебного процесса, системной диагностики с целью создания педагогически обоснованной, систематической и планомерной деятельности учащихся, развития их интеллектуальных и общеучебных умений, психических процессов, способности к творческой деятельности.

• повышение творческого потенциала педагогического коллектива, его методической профессиональной подготовки к дифференцированной и индивидуальной работе со школьниками, к освоению методики изучения и развития их индивидуальных интересов и склонностей.

• психологическая поддержка и обеспечение обучения по новым технологиям и планам.

6. Важным вопросом является обеспечение оценки уровня сформированности креативности школьника, отслеживание его продвижения, обоснованные объективные показатели его интеллектуального развития. Это может быть обеспечено использованием индивидуально-целевых программ, карт наблюдений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и созидание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социальном обществе. Ак-ь тивность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — 1 83 с.
  2. З.А. К проблеме диагностики творческих способностей /Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат. -Вып. 2. — 1998.-С. 22−31.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  4. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  5. Н.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла: Дис. .канд.пед.наук. -Саратов, 1996.- 178 с.
  6. А. Креативная метапедагогика: время «Ч» // Вестник высшейшколы. 1992. — № 1. — С.34−39.
  7. Е.А. Творческий потенциал личности. Н. Новгород, 1998. -20 с.
  8. В.Н. Формирование творческой личности старшеклассников в условиях учебно-воспитательного комплекса «лицей-университет»: Программа эксперимента (начальный этап) // Эксперимент в школе: организация и управление. М., 1991. — С.90−102.
  9. Г. С., Вертник И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. — 479 с.• 10. Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  10. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
  11. .Г. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -55 с.
  12. А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2.
  13. II.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Знание, 1982.-215 с.
  14. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1996. — 567 с.
  15. В.И. Педагогика творческого самовыражения. Инновационный курс. Кн. 1.-Казань: КГУ, 1998.- 317 с.
  16. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: КГУ, 1998. — 317 с.
  17. Ф.В. Уроки творчества: О развитии творческой активности школьников//Известия НАН Чувашской республики. 1997.-JV2 3. — С.6−8.
  18. В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов//Педагогика. 1998. — JSl> 1.- С.18−23.
  19. М.В. Муниципальное образование: сущность, структура, управление развитием. Кемерово, 2000. — 270 с.
  20. А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. — 157 с.
  21. Ах Н. Волевая деятельность и мышление. М.: Наука, 1962. -1 12 с.
  22. Ю.К. По новому строить процесс образования и воспита-ния//Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. М.: Просвещение, 1998. — С.37−51.
  23. Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативности личности школьника.: Дис. .канд.пед.наук.- Саратов, 1996.-240 с.
  24. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность лично-сти//Вопросы психологии. 1990. — 6. — С.25−37.
  25. Е.Я. Двуликий Янус: О природе творческой личности. М.: Магистр, 1996. — 171 с.
  26. Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру: Автрореф. .дисс. докт.философ. наук. М., 1989.
  27. Г. С., Лебедева Н. Н. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогическою мышле-ния)//Вестник высшей школы. 1989. — JS2 8.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1980. -445 с.
  29. О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников-подростков. М.: МГПУ, 1998. — 16 с.
  30. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т.1. — 542 с.
  31. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -30 с.
  32. Берне Развития Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Общ. ред. и вступит, статья Б. Я. Пименовского. М.: Прогресс, 1986. — 442 с.
  33. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. — 240 с.
  34. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  35. B.C. Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы//Психологическая наука и образование. 1996. -№ 4. — С.66−73.
  36. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.3S. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1978. — Т. 1. — 369 е.- Т.2. — 319 с.
  37. В.Г. Дидактические основы построения методик обучения творческой деятельности//Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М. — 1993. — С.113−129.
  38. Д.Б. О валидности метода креативного поляАТ1роблемы психологической диагностики. Таллин: ТРГУ, 1977. — С.67−82.
  39. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих спо-собностей//Психологический журнал. Т. 16. — 1995. — № 5. — С.49−58.
  40. Д.Б. Природа творческих способностей/УВестник РГНФ. -1997.-№ 1.-С. 166−172.
  41. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 95 с.
  42. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.35−41.
  43. Д.Б. Метод исследования уровнем интеллектуальной активности / /Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 144−146.
  44. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дисс. .докт.пед.наук. М., 1993.
  45. А.А. Психология общения. М., 1996. — 256 с.
  46. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. -№ 4.-С.11−17.
  47. Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер, 1997. — 316 с.
  48. Э. Развитие мышления. Минск: Попури, 1997. — 125 с.
  49. Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  50. Борисенков В. Г1. Школа России: прошлое и настоящее. М.: Педагогика, 1993.-№ 4.-С. 3−15.
  51. В.А. Проблемы организации творческой познавательной деятельности старших школьников/УПедагогическая теория: идеи и проблемы. -М., 1992, — С.133−136.
  52. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.- 96 с.
  53. Ш. С. Современные условия формирования лингвистических гимназий (1985−1995 гг.): Дисс. .канд.пед.наук. М., 1996. — 272 с.
  54. Л.П. Непрерывное образование и развитие способностей массовой школы//Советская педагогика. 1991. — X-? 11. — С.58−61.
  55. А. Размышления о гимназии наших дней//3напие сила. -1992.-№ 10.5S. Бюлер К. Кризис психологии. М.: Наука, 1967. — 112 с.
  56. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.
  57. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модели образовательного процесса//Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
  58. Венгер J1.A. Педагогика способностей. М.: Прогресс, 1973. — 93 с.
  59. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество//Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.5−14.
  60. JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -Казань, 1997.-21 с.
  61. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  62. И.В. Бороться и искать. О качествах творческой личности//Нить в лабиринте. Серия: Техника молодежь — творчество. — Петрозаводск, 1988.-277 с.
  63. В.Г. Условия эффективной реализации методики контекстного обучения в социальном образовании//Проблемы и перспективывысшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. -СПб., 1999.-С. 373−374.
  64. И.Л., Кайнов И. К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач в примерах и задачах. Новосибирск, 1992. -104с.6S. Винокурова Н. К. Сборник тестов и упражнений для развития творческих способностей. М.: ИМПЭТО, 1995. — 96 с.
  65. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. — 240 с.
  66. Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей/Под ред. В. С. Ефимова, А. В. Лаптевой и др. М.: Интерпракс, 1994. — 121 с. (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
  67. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  68. И.Б. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. — 84 с.
  69. И.П. Учим творчеству//Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989.-С.101−142.
  70. Л. и др. Инициатива. Творчество. Поиск: Научно-методическое обеспечение управления процессом стимулирования творческой активности учащихся//Учительская газета. 1993. — 12 октября (№ 40). — С.4.
  71. В. Современный словарь по психологии. Минск: Современное слово. — 1998. — С.96−97.
  72. Л.С. Проблема создания. М.: Просвещение, 1975. — 175 с.
  73. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  74. Л.С. Избранные психологические исследования. М: АПН РСФСР, 1956.-423 с.
  75. Jl.C. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в :-ти т. -Т.2./Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  76. Л.Г. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых//Развивающее обучение: Проблемы и решения. -Саратов: ЛИГА, 1994. 195 с.
  77. Э.Р. Параметры установки как критерий творческой деятельности. Тбилиси, 1992. — 20 с.
  78. Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативно-сти//Развитие и диагностика способностей/Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. -М.: Наука, 1991. С.170−177.
  79. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышлений в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236.-278.
  80. П.Я. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -474 с.
  81. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание системного мышления в процессе решения малых творческих задач//Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С.31−38.
  82. П.Я., Данилова В. Л. К вопросу о формировании творческого мышления//Школьный психолог. 1999. — № 8. — С.9−17.
  83. П.Я., Котин Н. Р. К психологии творческого//Вопросы психологии. 1982. -№ 5.
  84. Ю.О. О пользе старого дивана или как развить креативность: Задания для учащихся, развивающие творческое мышление)/7Школьный психолог. 1999. — № 4. — С.8−9.
  85. АД. Формирование творческого воображения учащихся в процессе поиска планиметрических задач, требующих дополнительных построений. М.: МГОПУ, 1995. -16 с.
  86. Дж. Структурная модель интеллекта'/Психология мышления/Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 630 с.
  87. Дж. Три стороны интеллектау'/Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 18−276.
  88. Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования. -Екатеринбург, 1992. 12S с.
  89. С.Г. Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности: Дисс. .канд.пед.наук. 1997. — 254 с.
  90. С.Г. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся//Вестник Оренбургского пед. ун-та. 1998. — Js" 3. — С.128−1 37.
  91. Е.А. Философский урок как средство развития творческого потенциала старшеклассников//Сб. научных трудов ОГПУ. Оренбург, 1997. — С.25−28.
  92. Н.М. Преобразование потенциальной креативности в актуальную в ходе овладения шахматной игрой. М., 1994. — 23 с.
  93. И.Я. Какой быть российской школе//Воспитание школьника. -1993. № 5. — С.8−12.
  94. А. Приобщаем к научному поиску. (О спец. творч. программа для обучения одаренных детей в школе-лицее № 11 Челябинска)//Народное образование. 1993. — № 3. — С. 24−29.
  95. О.С. Воспитательные возможности урока//Советская педагогика. 1986.-№ 3.-С.11−16.
  96. О.С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Калининград: КГУ, 1995. — 94 с.
  97. ГрибанскаяЕ.Э. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления учащихся 8−9 профильных технологических классов. (На опыте интегрир. уроков трудового обучения и развития связной речи). -Брянск: БГГТИ, 1995. 19 с.
  98. Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности//Школа. 1997. -№ 2. — С.49−53.
  99. ЮЗ.Гриншпун И. Б. Креативность как профессионально значимое свойство личности учителя'/Педагогическое образование. М., 1991. — Вып.4. -С.81−85.
  100. М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения.: Дисс. .канд.пел.наук. -Кемерово, 1994.-230 с.
  101. В.А. О природных основах творчества и интуиции/УНовые идеи в философии. 1996. — Вып.4. — С.176−178.
  102. Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс. — 136 с.
  103. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  104. К.М. Проблема общего и дифференцированного в психологической диагностике/Ю диагностике психического развития личности. -Таллин: НИИ педагогики ЭССР, 1974. С.5−20.
  105. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  106. Ю.Даниленко Л. В. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории): Дисс. .канд.пед.наук. СПб., 1997. — 189 с.
  107. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дисс. .канд.пед наук. М., 1993. — 219 с.
  108. Деятельностный подход к развитию творческой личности ребенка в школе: Материалы региональной научно-практической конференции. -Саранск: МГПИ, 1998. 91 с.
  109. Диагностика творческих способностей: Методическое пособие для практических психологов, студентов психологических факультетов. Шад-ринск: ПО «Исеть», 1997. — 52 с.
  110. О.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения курсу: Эстетика. М., 1998. — 24 с.
  111. С.Г. Педагогическая эффективность факультативного курса для старшеклассников «Основы творческого самоопределения личности». Казань: КГУ, 1994. — 19 с.
  112. Г. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996. — 44 с.
  113. Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве (зарубежный опыт)//Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.101−108.
  114. Т.В. Исследование креативности мышления решения компьютерных задач (на примере младших школьников). М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-25 с.
  115. И9.Дрозина В. В. Педагогические условия развития умений творческой самостоятельной работы у школьников (на материалах изучения математических дисциплин): Дисс. .канд.пед.наук. Челябинск, 1993. — 157 с.
  116. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1976.- 180 с. 121 .Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 150 с.
  117. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. — 180 с.
  118. К. Психология продуктивного (творческого) мышле-ния//Психология мышления/Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 630 с.
  119. В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с креативностью.: Авореф. дисс. .канд.психологич.наук. Л., 1985. — 17 с.
  120. В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества. М.: 11аука, 1983. — С.247−266.
  121. А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков.: Дисс. .канд.пед.нлук. М., 1998. — 228 с.
  122. Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой. Кемерово, 2001.-291 с.
  123. Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. -273 с.
  124. А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего возраста в процессе музыкальной деятельности. М.: МГПУ, 1997.-47 с. 136.3иновкина М, Гареев Р. Развиваем воображенис/ЛИкола. 1997. — № 2. -С.40−42.
  125. Игнатьева JL Каждый выпускник творческая личность: О 1400-й пед. школе-гимназии Москвы)//Народное образование. — 1994.- № 1.- С. 54−58.
  126. Игра, творчество, развитие: Материалы межрегиональной пед.конференции. Обнинск: Интерколледжи, 1994. — 67 с.
  127. Э.В. Школа должна учить мыслить//Наука и жизнь. 1984. — № 4. — С.14−22.
  128. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы республиканской конференции. -Оренбург: «Южный Урал», 1993. 400 с.
  129. Интуиция, логика, творчество/Под ред. М. И. Попова. М.: Наука, 1987. -176 с.
  130. Исследования проблем психологии творчества/Под ред. А. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  131. З.И. Продуктивное мышление как основа обучения. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  132. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983.- 168 с.
  133. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учите-ля//Советская педагогика. 1989. — № 1. — С.97−100.
  134. Кап-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  135. С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов. Рязань: НГПУ, 1 997. -22 с.
  136. Э. Критика чистого разума. -М.: Мысль, 1959. 591 с.
  137. Н., Невзоров Б. П., Халяпина Л. П. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете/Под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. Кемерово, 1996. — 128 с.
  138. В. Некоторые задачи гештальтпсихологии: Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1972. — С. 102−120.
  139. А. Акт творчества. М.: Знание, 1978. — 82 с.
  140. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление: Курс лекций. -М.: Наука 1992.- 171 с.
  141. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань, 1980.-219 с.
  142. В.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. — 190 с.
  143. В.А. Творчество как форма деятельности человеческого сознания: Методическое пособие по курсу «Философия». Обнинск, 1988, -39 с.
  144. В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1982. — 169 с.
  145. В.Н. Проблема креативности личности//Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1996.-224 с.
  146. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. — 38 с.
  147. А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1995. — 230 с.
  148. Е. Творчество как предмет исследования в ру сской психологической науке//Вопросы искусствознания. 1997. — № 2. — С.42−49.
  149. И.П. Структура и механизм творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
  150. И.С. Проблема повышения творческой активности школьников в увп и формировании личности//Подготовка будущих учителей начальной школы к внеклассной работе. Чита, 1990. — С. 113−115.
  151. .И. Учение процесс — творческий: Из опыта работы. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  152. Н.И. Исследование уровня сформированноси творческих способностей школьников с помощью теста творческого мышления Л.Торренса//Вопросы общей дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат. — Вып.1. — 1998. — С.111−113.
  153. Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в старших классах: Дисс. .канд.пед.наук. Чебоксары, 1997. — 198 с.
  154. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  155. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 46 с. 171 .Крутецкий В. А. Проблемы формирования и развития способно-стей/ЛЗопросы психологии. 1972. — № 2. — С.6.
  156. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. 80 с.
  157. Т.В. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1975. -312с.
  158. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 1. -С.20−26.
  159. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: Методическое пособие/Научно-исследовательский центр развития творческой молодежи. Рыбинск, 1993. — 54 с.
  160. Н.В. Социально-психологические аспекты краетивности подростков // Психология: итоги и перспективы. Тезисы научно-практической конференции. 28−31 октября 1996 г./Под общ. ред. А. А. Крылова. СПб., 1996. — 205 с.
  161. Н.В. Некоторые аспекты креативности подростков//Журнал практического психолога. 1998. — № 2. — С.38−41.
  162. Ю.Н., Сухобоная Г. С. Развитие творческого мышления школьников. JL: Знание, 1978. — 167 с.
  163. Р.П. Особенности взаимосвязи креативности и гибкости мышления младших школьников//Современные проблемы психолого-педагогических наук. Саранск, 1992. — Вып.2. — С.69−72.
  164. Я. Развитие теории и практики педагогики творчества (опыт Ва-шавского кружка). М., 1994. — 37 с.
  165. S3.Леонтьев А. А. Научите человека фантазии.//Вопросы психологии. -1998. -№ 5.-С.82−85.1S4.Леонтьев A.M. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  166. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М.: Педагогика, 1983. — 248 с.
  167. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  168. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Знание, 1982.- 191 с.
  169. А.С. Социально-психологическая характеристика классного коллектива. М.: МГУ, 1998. — 25 с.
  170. С. Как развить способности ребенка. СПб., 1997. — 295 с.
  171. Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процессаУ/Советская педагогика. — 1991. — № 12. — С.70−73.
  172. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 125 с.
  173. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. — 94 с.
  174. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1989. — 127 с.
  175. И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1987. -17 с.
  176. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1957. — 374 с.19S.Лучшие психологические тесты/Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  177. В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: РАО, 1992. — 52 с.
  178. А.II., Николаева А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителям/Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.49−59.
  179. А.Г. Самоактуализация: пер. с англ.//Психология личности: Тесты. М., 1982.-234 с.
  180. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
  181. A.M. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии. 1989. -№ 6. — С.29−33.
  182. A.M. и др. Развитие творческой активности школьников. -М.: Педагогика, 1991. 160 с.
  183. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  184. И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. М., 1995. — 19 с.
  185. П.Л., Буторин В. И. Развитие индивидуального творческого мышления. -М.: ПАН, 1994, 163 с.
  186. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. М., 1994. — 36 с.
  187. С.В. Роль воображения в развитии творческой лично-сти//Вестник Челябинского университета. Серия 5: Педагогика. Психология. 1996. — № 1. — С.55−62.
  188. Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности (по материалам предметов гуманитарною цикла): Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1977. — 24 с.
  189. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. — 190 с.
  190. А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  191. В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): Дисс. .канд.филос.наук. Киев, 19*90.- 170 с.
  192. В.И. От Гилфорда к Торренсу, или как на практике измерить креативность, природа которой не вполне ясна теорети-кам//Психологическая газета. 1998. — № 10. — С. 18−19.
  193. А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии.: Дисс. .канд.пед.наук. Улан-Удэ, 1998. — 199 с.
  194. А.С. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативности мышления школьников.: Дисс. .канд.пед.наук. Калининград, 1999. — 248 с.
  195. Ю.В. Готовность учителя к развитию творчества учащихся в учебной деятельности в условиях гимназии/Юпыт и перспективы развития учебно-педагогического комплекса: Тезисы Всероссийской научной конференции. Волгоград, 1992. — 68 с.
  196. Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности. Волгоград: ВГПУ, 1992. — 28 с. 221 .Недельская М. В. Творческая личность: реальность и идеальные перспективы. ИИУ, 1993. 200 с.
  197. Л.И., Куракин Л. Г. Путь к творчеству. М.: Знание, 1966.2230 роли категории неизвестности в творческом процессе. Киев: Знание, 1990.- 14 с.
  198. Одаренные дети: пер. с англ ./Под общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 371 с.
  199. Основы педагогического мастерства/Под ред. И. А. Зазюна. М.: Просвещение, 1989.-302 с.
  200. В.И. Развитие творческих способностей учащихся//Вестник Чувашского пединститута. 1998. — № 2. — С. 102−104.
  201. И.П. Избранные произведения. М.:Госполитиздат, 1951.- 581 с.
  202. Г. Человек в современном мире. М.: Знание, 1985.
  203. Я.И. Занимательная физика. В 2-х кн. Кн.1. М.: Наука, 1979 — 224 с.
  204. . Психология интеллекта: Избранные психологические труды. ¦ М.: Международная педагогическая академия, 1994. 678 с.
  205. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1 994.• 526 с.
  206. . О природе креативности//Вестник Московского университета Серия 14: Психология. 1996. — № 3. — С.8−16.
  207. Н.Ю. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе.: Дисс. .канд. мед. наук. СПб., 1994. — 210 с.
  208. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -311 с.
  209. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  210. И.В. О взаимосвязи творческих способностей с индивидуально-психологическими особенностями личности будущего учитс-ля//Вопросы общей и дифференциальной психологии. Вып.2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — С.32−37.
  211. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 631 с.
  212. Д. Как решить задачу? М.: Учпедгиз, 1961. — 194 с.
  213. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-289 с.
  214. Я.А. Исследование проблемы психологии творчества. М.: МГУ, 1983.- 335 с.
  215. Я.А. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. М.: МГУ, 1990. — 221 с.
  216. Я.А. Психология творчества и учебный процесс: Динамика социального заказа и психология творчества и типов ее зна-ния//Гуманизация образования. 1994. — № 1. — С.34−41.
  217. М.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 204 с.
  218. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. -Киев, 1988.- 189 с.
  219. А.С. Установка как неосознанная основа психического отражения. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.4. -Тбилиси, 1995.-464 с.
  220. С.П. Моделирование как средство развития творческих способностей учащихся//Биология. 1998. — № 42. — С.4.
  221. Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: Дисс. .канд.пед.наук. Магнитогорск, 1999.-169 с.
  222. Прогностическая концепция целей и содержания образования/Под ред. 11.Я.Лернера, И. К. Журавлева. М.: 1994, — 131 с. 25 1. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.- 232 с.
  223. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.- 253 с.
  224. Психологический словарь/Под ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.
  225. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. П. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
  226. Психология понимания учащимися творческих задач. Киев: «Знание», 1990.-22 с.
  227. Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения. М., 1996, — 23 с.
  228. Развитие в воспитании творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа//Сб. научно-методических статей. М.: Прометей, 1998. — 157 с.
  229. Развитие системы образования Кемеровской области на 20 002 010 годы. -Кемерово, 2000, 61 с.
  230. Развитие творческой активности/Под ред. А. М. Матюшина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  231. В. От человека разумного к человеку творческому: О процессе формирования творческой личности//Прикладная психология и психоанализ. 1998. — № 1.-С. 15−28.
  232. З.А. Формирование теоретического мышления учащихся в процессе обучения//Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1992. — № 4. -С.26−34.
  233. Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. Ульяновск, 1978.
  234. К. Эмпатия: пер. с англ.//Психология эмоций: тексты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гипперрейтер. М.: МГУ, 1984. — 287 с.
  235. Российская педагогическая энциклопедия. T. l/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: БРЭ, 1993.- 608 с.
  236. С.С. Аналитическая концепция центрального звена творчества. -Пермь: изд-воПерм. ун-та, 1998. 176 с.
  237. С.А. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  238. С.А. Бытие и сознание. М.: МГУ, 1958. — 147 с.
  239. С.А. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.- 148 с.
  240. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//Вопросы психологии. 1960. — № 3.
  241. Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. СПб., 1994.- 16 с.
  242. В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дисс. .д.пед.наук. 1996. -330 с.
  243. Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. М.: Просвещение, 1996. — 240 с.
  244. И.Н., Степанова Ю. Школа ПЛ. Гальперина и проблема рефлексивности творческого мышления//Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1992. — № 4. — С.34−45.
  245. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. — 150 с.
  246. А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Грингс, 1996. — 1 88 с.
  247. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. — 189 с.
  248. Л.Р. Взаимосвязь педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя.: Дисс. .канд.пед.наук. Тарту, 1986. — 240 с.
  249. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Знание, 1965. — 48 с.
  250. Современная дидактика: теория, практика/Под науч.ред. И. Я. Лернсра, И. П. Журавлева. М.: изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — 288 с.
  251. Современный словарь по психологии. Минск: Современное слово, 1998.-767 с.
  252. Современная развивающая школа. СПб., 1997. — 171 с.
  253. Современные проблемы теории творчества. М.: НПО Поиск, 1992.
  254. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. — 740 с.
  255. Современный словарь по психологии/Автор-составитель В. В. Юрчук. -Минск: Современное слово, 1998. 367 с.
  256. Степанова J1.A. Психолого-педагогические условия развития креативности личности студента медицинской академии: Дисс. .канд.пед.наук. -Кемерово, 2000.
  257. Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативно-сти//Психологический журнал. 1998. — Т.19. — № 2. — С.144−160.
  258. JI.H. Жизнь Творчество — Человек. — М.: Политиздат, 1985. -415 с.
  259. А.И. Творчество. Сиергетическая теория и проблемы творческого долгожительства. JL: ЛГУ, 1989. — 10 с.
  260. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. (Этюды креативной онтологии). М.: Логос, 1992. — 183 с.
  261. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.1. -М., 1979.-523 с.
  262. Н.Ф. Проблема управления учебно-воспитательным процессом. М.: МГУ, 1997. — 237 с.
  263. Р.Е. Диагностические методы для выявления идентификации) творческих личностей в американской психологии: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1974. — 18 с.
  264. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: СПГУ, 1994. — 120 с.
  265. .М. Проблема индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961. — 535 с.
  266. .М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. — 98 с.
  267. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 210 с.
  268. Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития в личностно-ориентированном обучении. Саратов, 1997.-22 с.
  269. К.А. Современные исследования проблем креативности в зарубежной психологии//Вопросы психологии. 1998. — jl> 4. -С.123−132.
  270. Х.Е. Креативность как процесс. М.: Наука, 1987. — 87 с.
  271. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
  272. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. .докт.пед.наук. Л. 1991.- 396 с.
  273. Е.Е. Тесты творческого мышления Торренса//Сб. трудов Всероссийской конференции «Психологическая служба системы образования» -СПб., 1995.- 120 с.
  274. Е.Е. Диагностика креативности: Тест Е.Торренса. СПб.: ИМА ТОН, 1998.- 169 с.
  275. Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей: Методи ческие рекомендации для психологов и педагогов.-СПб.:СПГУ, 1 999. • 35 с.
  276. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. М. Наука, 1966.- 132 с.
  277. ЗЮ.Уразова А. К. Педагогическое управление как фактор развития творче ского потенциала подростка. Оренбург: ОГПУ, 1998. — 22 с.
  278. Учитель: здоровье и профессиональное развитие. Кемерово, 2001.-228 с
  279. В.П. Творчество в системе образования. М.: МГПИ, 1995.-217 с
  280. В.П. Формирование творческой активности личности школьни ка в процессе обучения физике. М.: Наука, 1998. — 36 с.
  281. М.Филиппова Н. С. К вопросу о роли педагога в формировании творчески активной личности. (Современная средняя общеобразовательная школа). Владимир: ЛИТА, 1991. — 91 с.
  282. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560 с.
  283. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда. Кемерово, 2001. — 150 с.
  284. В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем./Под общ ред. Л. Я. Гозмана, Д. Я. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  285. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  286. Н.В. Формирование креативности по влиянием микросреды. -М.: Ин-т психолологии РАН, 1994. 16 с.
  287. М.А. Психология интеллекта: парадигмы исследования. М. Томск: Барс, 1997.-392 с.
  288. М.А., Гельман Э. Г. Интеллектуальное воспитание лично-сти//Педагогика. 1998. — № 1. — С.54−60.
  289. Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1972. — 420 с.
  290. А.В. Методы эвристического обучения//Школьная технология. 1999. — № 1−2. — С.233−243.
  291. В.Д. Деятельность и способности. М.: Лагос, 1994. — 315 с.
  292. В.Д. Психология деятельности и способностей. М.: Лагос, 1996.-257 с.
  293. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманитар, издат. центр ВЛЛДОС, 199S. 512 с.
  294. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.
  295. А.Г. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с. 331 .Щукина Т. П. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  296. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  297. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста//Вопросы психологии. 1994. — № 5. -С.37−42.
  298. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. 22 с.
  299. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. М. — 1996. — № 3. — С.28−34.
  300. Barron F. Creative Process and creative person. NY, 1969. — 212 p.
  301. Barron F. Putting creativity to work// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 19−32.
  302. Barron F., Harrington P.M. Creativity intelligence and personality// Psychological Inquiry. 1993. — V.4. — P.147−178.
  303. Eysemsk H.J. Creativity and personality: A theretical perspective// Psychological Inquiry. 1993. — V.4. — P.147−178.
  304. Fromm E. The creativity attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and its cultivation. New York: Harper & Row, 1959. 147 p.
  305. Guilford J.P. Jntellectual factors in Productive Thining// Exploration in Creativity. NY, 1967. — 107 p.
  306. Guilford J.P. Measurement of Creativity//Exploration in Creativity. NY, 1967.-P.281−287.
  307. Guilford J.P. Trait of Creativity// Creativity/ NY, 1978. — p. 167−188.
  308. Rensulli D. The enrichment triad model. Mansfield Centre: Creativt Hearning Ass., 1977.-P.57.
  309. Taylor C.W. Various approaches to and definitions of creativity// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 27−49.
  310. Torrance E.P. The Torrance Test of creativity thinking. London, 1974.-243 p.
  311. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing/The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43−75.
  312. Tyler L.E. Human abilities. «Ann. rev. of psych.» Vol. 23. № 3, London, 1972. — P.17−39.
  313. Wollach M.A., Kogan N.E. A new look at creativity and factor affecting its growth// Greativity and learning. 1965. — № 33. — P. 348−369.
Заполнить форму текущей работой