Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема на ладошке!

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предлагаемая форма работы «Проблема на ладошке» признана помочь ребенку исполниться, стать Человеком, субъектом, стратегом собственной жизни. Процесс коллективного размышления, личностного «взросления» каждого участника возможен при условии соблюдения педагогом двух условий. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей. О, туда… Читать ещё >

Проблема на ладошке! (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прологом к описанию и проведению этой формы работы с детьми может быть цитата из книги Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»: «Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?

  • — Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, — сказал Кот.
  • — Мне, в общем-то, все равно… — сказала Алиса.
  • — Тогда неважно, какой дорогой идти, — сказал Кот.
  • — …Лишь бы прийти куда-нибудь, — добавила Алиса как объяснение.
  • — О, туда вы наверняка придете, — сказал Кот, — если только будете идти достаточно долго".

Человеку важно, чтобы счастье, как и несчастье, успех или неудача… — все то, что происходит в мире, было результатом его жизненного усилия: собственных поступков, действий. Результатом того, что мог бы сделать сам человек, а не выступало бы случайным везением или игрой мистических «потусторонних» сил.

Предлагаемая форма работы «Проблема на ладошке» признана помочь ребенку исполниться, стать Человеком, субъектом, стратегом собственной жизни.

Каждому воспитаннику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал ее на ладошке. В этом отстраненном, пристальном всматривании во вдруг по-новому открывшийся мир — наш шанс что-то понять в мире и в себе. В свершаемом духовном усилии заложена возможность возвыситься до философского осмысления происходящих событий, явлений.

Методика проведения занятия проста. Дети садятся в круг или располагаются полукругом. Каждый ребенок поочередно держит на ладошке предмет, символизирующий жизнь (или проблему), и высказывает свое личностное отношение к ней.

В качестве иллюстрации приведем один из возможных вариантов такого занятия, небольшой фрагмент. Педагог держит на ладошке красивый теннисный, мячик и обращается к классу: «Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля — тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?»[1]

Процесс коллективного размышления, личностного «взросления» каждого участника возможен при условии соблюдения педагогом двух условий.

Во-первых, — наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… — практически любой предмет. Единственное условие — он должен быть ярким, отвечать требованиям эстетического вкуса. Так как дети, сосредоточиваясь на проблеме, будут манипулировать им, желательно, чтобы его приятно было держать в руках (предмет не должен вызывать отрицательных эмоций: быть холодным, металлическим, пластмассовым и т. п.). В то же время профессионализм педагога заключается не в выборе предмета, а в умении предъявлять его детям. В умении предъявлять любой предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Только предъявив предмет, исходя из его нравственно-ценностного назначения, педагог может организовать процесс духовного усилия каждого воспитанника «в коридоре культуры». Тогда маленькое «чудо» начинается сразу: не мячик (размеры и красота могут быть различны), а собственная Жизнь и ребенок — субъект собственного жизненного пути. Свеча — огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок — не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира. Память о родном, близком, любимом человеке…

Во-вторых, целью занятия не является поиск «единственно правильной» истины или метаистины. Здесь вообще не может быть «правильных» и «не-правильных» ответов. Есть движение мысли, есть эстафета личностных смыслов: что значит предъявленная ценность лично для меня?

Цель — создание ситуации, порождающей потребность в философствовании. Результат — мысль каждого участника, которую нельзя сдержать. Не важно, будет ли она изложена ясно, логично или у кого-то будет похожа на нечленораздельный лепет. Важно для каждого ребенка то, что это прозрение будет касаться всего того, что связывает человека с миром, другими людьми и будет непременно адресовано не только себе, но и им.

Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

  • [1] Представлено А. П. Савченко.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой